Роль психологического сопровождения в работе с детьми, педагогами, родителями в адаптационный период первоклассников в школе.
Оценка 4.7

Роль психологического сопровождения в работе с детьми, педагогами, родителями в адаптационный период первоклассников в школе.

Оценка 4.7
Документация +4
воспитательная работа +2
Детсад—1 кл
31.08.2018
Роль психологического сопровождения в работе с детьми, педагогами, родителями  в адаптационный период первоклассников в школе.
Выступление на «круглом столе» августовской конференции 2014 года педагога-психолога МОУ «Каракокшинская СОШ» Дёминой И.Б. Роль психологического сопровождения в работе с детьми, педагогами, родителями в адаптационный период первоклассников в школе. (Слайд 1) Поступление в школу — один из важнейших периодов в жизни детей. Поступление в школу первоклассника приводит к эмоциональной стрессовой ситуации: меняется режим дня, привычный стереотип поведения, возрастает физическая и психоэмоциональная нагрузка. Успешность периода адаптации к школе во многом определяет весь дальнейший процесс обучения и развития. Адаптация ребенка — это длительный процесс. Организм ребенка должен приспособиться к новым условиям школьной жизни, а педагогический коллектив обязан ему в этом помочь. Введение нового стандарта начального общего образования существенно меняет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса. В новых условиях целью психологического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности детей, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса. (Слайд 2) Приоритетными задачами психологического сопровождения на начальной ступени общего образования является: • определение уровня готовности к обучению в школе; • создание системы психолого-педагогической поддержки первоклассников в период школьной адаптации; • выявление особенности психолого-педагогического статуса школьников с целью своевременного решения проблем, возникающих у первоклассников в обучении и общении; • формирование универсальных учебных действий, развитие познавательных и творческих способностей. (Слайд 3) Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников их родителей на начальном этапе обучения помогает облегчить процесс адаптации. Знакомство психолога с будущими первоклассниками начинается задолго до их прихода в школу. (Слайд 4) Многие дошкольники посещают подготовительные занятия в ДОУ, которые психолог проводит 1 раз в неделю в течение года по адаптированным программам «Дружба» и «Путешествие будущих первоклассников». В конце курса по подготовке детей в школу проводится диагностика уровня школьной зрелости ребенка с целью предварительного знакомства с детьми и их готовностью к обучению. С родителями проводится консультирование и формулируются необходимые в каждом конкретном случае рекомендации. (Слайд 5) Во время первого знакомства с родителями первоклассников психолог рассказывает о составляющих понятия «школьная зрелость» и о том, что должен знать ребенок к началу обучения. Родители будущих первоклассников получают памятки и экспресс-тесты «Готов ли Ваш ребенок к школе?». В августе–сентябре совместно с учителем и медицинским работником просматриваются медицинские документы с целью выявления детей, которые требуют особого подхода. Это дети с ослабленным здоровьем, имеющие те или иные отклонения в физическом или психическом развитии. Учитель получает рекомендации, как рассадить детей, какие методы и приемы помогают данной категории детей адаптироваться к учебному процессу. (Слайд 5) На заседании ШПМП(к) с приглашением воспитателей подготовительной группы ДОУ, учителя будущего первого класса психолог делает сообщение на тему «Учителю о первоклассниках с незначительными отклонениями в психофизическом развитии», рассказываю об особенностях обучающихся с нарушениями слуха, речи, зрения, логопедическими проблемами, астеническими состояниями, ЗПР, тяжелыми психическими переживаниями и психопатическими чертами. (Слайд 6) В сентябре по согласованию с учителем первого класса прихожу на родительское собрание в первый класс. Часто молодым родителям не хватает психолого-педагогических знаний о воспитании и организации режима труда и отдыха своих детей. Выступление перед родителями «Как помочь первокласснику в первые дни в школе?» затрагивает вопросы режима дня и отдыха, полноценного сна и питания, посильной внеурочной и дополнительной деятельности ребенка, вопросы психологической поддержки и воспитания. Для каждого выступления готовятся памятки. В сентябре–октябре посещаю уроки в первом классе, наблюдаю за обучающимися на перемене, слежу за включением первоклассников в учебный процесс, провожу необходимую для данного периода диагностику. (Слайд 7) При необходимости провожу консультирование родителей первоклассников и педагогов. (Слайд 8) Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит учителю. (Слайд 9) Среди трудностей, которые переживает школа, особое место занимают проблемы, обусловленные ростом числа школьников с незначительными отклонениями в психофизическом развитии. Этот вопрос весьма актуален не только для молодых педагогов, но даже и для опытных учителей. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с незначительными отклонениями в развитии является относительно новым явлением для массовой школы. В системе коррекционного образования накоплен большой опыт, который вполне может быть применен для массовой школы. Начало обучения в школе, вхождение в школьную жизнь, новую социальную ситуацию является сложной задачей для всех категорий детей. В то же время учитель должен быть готов к тому, что в классе могут быть и дети, учебные трудности которых имеют стойкий характер и, как правило, сопровождаются поведенческими нарушениями. Это школьники с нарушениями речи, слуха, зрения, астеническими состояниями, ЗПР, тяжелыми психическими переживаниями, психопатическими формами поведения. «Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть менее развитой, чем его нормальные сверстники, ребенок, но иначе развитой», — писал Л.С. Выготский. Задачей школы и общества является создание условий компенсации нарушения развития. Основным методом изучения адаптации первоклассников к школе является направленное наблюдение. На основе наблюдения за поведением и учебной деятельностью, а также результатов анализа данных о состоянии здоровья и физического развития необходимо выделить обучающихся, которые испытывают те или иные затруднения. Следует фиксировать все случаи, которые выделяют ребенка из общей массы, а именно доминирующее эмоциональное состояние на уроке, на перемене, усвоение и соблюдение школьных норм и правил поведения, особенности внимания (переключение, устойчивость, объем, отвлекаемость и др.), умственную работоспособность, темп учебной деятельности и пр. По истечении адаптационного периода выявляются дети, испытывающие затруднения. Для них проводятся групповые занятия, цель которых — развитие познавательных процессов и произвольности поведения. Таким образом, только совместные усилия учителей, родителей, медицинских работников и школьного психолога способны обеспечить успешность адаптации первоклассников, уменьшить риск возникновения дезадаптации и трудностей в обучении.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2018