Роль сказки в развитии и воспитании ребенка
Оценка 4.9

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
родителям
Детсад
23.04.2018
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка
Роль сказки в воспитании ребенка очень сложно переоценить. Сюда относится развитие правильной речи, фантазии и многое другое. Детям намного проще понять сказку, чем обычную взрослую речь. Сказки очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека, отделяют добро от зла. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания. Очень важно, чтобы во время чтения сказок ребенка ничто не волновало, и он пребывал в хорошем настроении. Например, это можно делать перед сном, когда не нужно никуда торопиться и можно спокойно обсудить самые интересные события и персонажей. Чтобы получить от сказки наибольше удовольствия, старайтесь не отвлекаться во время чтения. Роль сказок в воспитании ребенка состоит не только в приятном времяпровождении. Ведь ребенок неизбежно учиться понимать внутреннее состояние любимых героев, старается анализировать те или иные их поступки. На некоторое время он забывает о своих реальных тревогах и погружается в сказочный мир, где всегда побеждают силы добра.
4 Роль сказки в развитии и воспитании ребенка.docx
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка. Педагог­психолог МБДОУ « Детский сад № 32 « Березка» Советского района г. Н. Новгорода   Васильева Галина Валерьевна. Роль   сказки   в   воспитании   ребенка   очень   сложно   переоценить.   Сюда относится  развитие   правильной   речи,   фантазии   и   многое   другое.   Детям намного   проще   понять   сказку,   чем   обычную   взрослую   речь.   Сказки   очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека, отделяют   добро   от   зла.   Именно   поэтому   сказки   –   это   неотъемлемая составляющая детского воспитания.    Очень важно, чтобы во время чтения сказок ребенка ничто не волновало, и он пребывал в хорошем настроении. Например, это можно делать перед сном, когда не нужно никуда торопиться и можно спокойно обсудить самые интересные   события   и   персонажей.   Чтобы   получить   от   сказки   наибольше удовольствия, старайтесь не отвлекаться во время чтения.     Роль   сказок   в   воспитании   ребенка   состоит   не   только   в   приятном времяпровождении.   Ведь   ребенок   неизбежно   учиться   понимать   внутреннее состояние любимых героев, старается анализировать те или иные их поступки. На некоторое время он забывает о своих реальных тревогах и погружается в сказочный мир, где всегда побеждают силы добра.      При выборе сказки для ребенка важно учитывать его индивидуальные психоэмоциональные качества. Таким образом, можно в зародыше заглушить какие­то негативные стороны его личности, и развить позитивные.  Многие   дети   фактически   живут   в   сказке   и   сказки   для   детей   являются проецированием реальности на их мир. Сказки являются хорошим методом терапии.   По     сказке   ребенка   можно   диагностировать   уже   имеющиеся проблемы суметь их откорректировать.    Кем ощущает себя   ваш ребенок в этом мире: золушкой, гадким утенком, русалочкой, феей, Гарри Поттерром? Кого   боится   ребенок?  Боязнь   серого   волка   это   проекция   страха   перед агрессивным отцом, а боязнь Бабы Яги – символ страха перед авторитарной мамой.               Сказкотерапия   может   быть   для   детей     способом   выстраивания жизненного   сценария.   Недаром   дети   подчас   просят   читать   одну   и   ту   же сказку. Одни любят сказки про настойчивых и напористых героев, другие – про   путешествия в дивные миры, под воду, в царство снежной королевы. Это и   определяет   дальнейшую   жизнь,   не   во   всем,   но   во   многом. Так что, если ребенок любит сказку про богатыря, 30 лет пролежавшего на печи, а потом поражавшего  всех своей силой богатырской, кто знает, может быть, к 30 годам он станет удачливым   и сильным, и ничего,   что до этого жизнь не складывалась. Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.  Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их,   можно   использовать   различные  дидактические   игры.   Так   же   эти   игры очень   хорошо   помогают   в   развитии   творческого   воображения,   фантазии, связной   монологической   и   диалогической   речи.   Предлагаю   рассмотреть некоторые из них: «Встречи героев» Игра  помогает  развивать  устную  диалогическую  речь, лучше   запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.  Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить   героев,   которые   в   сказке   не   встречаются.   Например,   в  сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.  «Звукорежиссеры» Эта   игра   также   направлена   на   развитие   устной   связной   речи,   помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.  После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также   для   этой   игры   можно   использовать   и  фрагменты   мультфильмов   по одноименным   сказкам.   Выключите   звук,   и   пусть   ребенок   озвучивает   ход событий.   «Пропущенный кадр» Цель   игры:   научить   составлять   рассказ   по   серии   сюжетных   картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.  Для   игры   можно   использовать   серии   картин   для   рассказывания   сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах. По­порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка   нарочно   убирается.   Перед   малышом   ставится   задача   вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую   картинку   в   том   месте,   где   она   должна   лежать,   не   нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.  «Сказочная цепочка» Цель   этой   игры:   научить   составлять   предложения   по   предметным картинкам.   Помочь   ребенку   запомнить   героев,   предметное   окружение, последовательность событий сказки.  Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев,   различные   предметы,   которые   встречаются   в   этой   сказке.   Для усложнения   задачи   можно   добавить   героев   и   предметы   из   других   сказок. Например,   возьмем   сказку   «Лиса   и   лапоть».   Ребенку   предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.   Хороший метод коррекции сказкой – придумывание собственной сказки. Для   детей   это   не   только   помощь   в   развитии   фантазии   и   творческого потенциала, но и метод коррекции роли в обществе и всей дальнейшей жизни. Какую роль играет ребенок   в сказке? Какой у нее конец? Придумайте счастливое  завершение сказки. Измените в сказке  концовку – и изменится жизнь.      Со сказкой можно работать и руками.  Не случайно говорится «Когда я  слушаю ­ узнаю, когда делаю ­ запоминаю». Детям предлагается что­то  сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом  пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.   некоторые приемы, работы со сказкой:  объемная аппликация ­ мнется аппликационная бумага, немного  распрямляется, из нее вырезается контур предмета, слегка наклеивается,  затем, в случае необходимости, дорисовывается;   пальцевая живопись ­ рисунок выполняется с помощью красок пальцами или кулачками;   рисование на мокрой бумаге ­ смачивается кусок ваты или поролона,  затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет  густой краской;   волшебный рисунок ­ вначале рисунок наносится контурно, с помощью  восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры как бы  проявляются;   «живая» капля ­ большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в  различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится  или дорисовывается;   коллаж ­ в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных  методов плюс открытки, ткани, природные материалы.  Когда дети познакомились с русским фольклором,  сказками ,  поработали с ними можно предложить сочинять им свои сказки. КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК   Специалисты нашего детского сада предлагают  детям придумать сюжет  новой сказки, в которой Баба­Яга встретила в лесу Колобка и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Вариантов и  переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно  только не забыть о главных, первоначальных героях ­ и получится  «Коллаж из сказок». А детям дошкольного возраста лучше преподносить  этот метод в игровой ситуации. Примерно так.  У вас в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что  однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все  страницы. Первой была сказка «Царевна­лягушка». Только собрался  Иван­царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кощея  Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить  Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван­царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как… Как же ему  помогли герои других сказок?  Приведу еще один возможный пример коллажа сказок: Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в  мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения. Встретили  старика Хоттабыча, а он забыл заклинание. Дальше начинается  творческая совместная работа ребят и психолога.  СПАСАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В СКАЗКАХ  Психологи, используя этот метод, специально придумывают  экстремальные ситуации, требующие различных вариантов  «спасательных» решений. Несомненно то, что такой метод служит  предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме  умения сочинять, ребенок учится находить выход из порой трудных,  непредвиденных обстоятельств.  Экстремальная ситуация:  «Однажды зайка решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега.  Вдруг началась буря, и он начал тонуть…»  У спасателей есть:  блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги.  Спасатели решили вначале бросить зайке палочку, но она его не  выдержала. Зайка стал кричать:«Ой, тону­у­у». Тогда…  Задание:  Придумайте сложную ситуацию и варианты спасения, а затем сказку, и в  этом вам поможет картинка.  Предложите  свои варианты спасения зайки. Это будет началом новых сказок.  СКАЗКИ из  СТИШКОВ            Существует множество коротких стишков, где как­бы просится  продолжение. Так почему же не сделать его сказочным? Вот два примера  на стихи А. Барто.  Стишок.  Зайку бросила хозяйка,  Под дождем остался зайка,  Со скамейки слезть не смог –      Весь до ниточки промок.  Начало  «Проснулась хозяюшка ночью…» или «Бежала собачка мимо…»,«Один  прохожий вдруг увидел на скамейке комочек…»  Стишок. Наша Таня громко плачет,  Уронила в речку мячик,  Тише, Танечка, не плачь:  Не утонет в речке мяч.  Начало  «Таня не зря плакала, так как мяч был не резиновый, а волшебный…»  СКАЗКИ ОТ «ЖИВЫХ» КАПЕЛЬ И КЛЯКС  Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать  кляксы (черные и разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок может,  глядя на них, видеть образы, предметы или их отдельные детали. «На что  похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» ­ эти  вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение. После  этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к  следующему этапу ­ обведение или дорисовка клякс. В результате может  получиться целый сюжет. А «живые» капли получаются очень просто:  капните на бумагу краску или чернила и быстро сложите лист  ­ тотчас же  появится какой­то образ. И сюжеты в результате кляксографии, и образы от  «живых» капель помогают сочинять сказки. Какие бы сказки по этим  картинкам сочинили вы?  СКАЗКИ О ЧУДИЩАХ  Вначале мы придумываем детям необычный живой предмет ­ чудище ­ и  побуждаем малышей вообразить его и ответить на следующие вопросы:   как оно передвигается? (оно ползает, прыгает, скользит…);   притворись сам чудищем. Как ты будешь причесываться и умываться?   какие звуки ты издаешь?   как выглядит чудище? На кого похоже?   нарисуй его так, как ты его представляешь;   где оно живет? (в норе, на деревьях, в воде);   чем питается? (мороженым, мясом, корой деревьев);   как ты его встретишь, если оно придет к тебе в гости?  Так постепенно мы подводим детей к умению и желанию творить в  сказочном мире (таком знакомом и таком неизвестном). Вот лишь несколько  интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в  мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете   со своим  малышом, играя, не заменят никакие другие блага.

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018