Роль сказки в воспитании ребенка очень сложно переоценить. Сюда относится развитие правильной речи, фантазии и многое другое. Детям намного проще понять сказку, чем обычную взрослую речь. Сказки очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека, отделяют добро от зла. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания.
Очень важно, чтобы во время чтения сказок ребенка ничто не волновало, и он пребывал в хорошем настроении. Например, это можно делать перед сном, когда не нужно никуда торопиться и можно спокойно обсудить самые интересные события и персонажей. Чтобы получить от сказки наибольше удовольствия, старайтесь не отвлекаться во время чтения.
Роль сказок в воспитании ребенка состоит не только в приятном времяпровождении. Ведь ребенок неизбежно учиться понимать внутреннее состояние любимых героев, старается анализировать те или иные их поступки. На некоторое время он забывает о своих реальных тревогах и погружается в сказочный мир, где всегда побеждают силы добра.
4 Роль сказки в развитии и воспитании ребенка.docx
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка.
Педагогпсихолог МБДОУ « Детский сад № 32 « Березка»
Советского района г. Н. Новгорода
Васильева Галина Валерьевна.
Роль сказки в воспитании ребенка очень сложно переоценить. Сюда
относится развитие правильной речи, фантазии и многое другое. Детям
намного проще понять сказку, чем обычную взрослую речь. Сказки очень
доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека,
отделяют добро от зла. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая
составляющая детского воспитания.
Очень важно, чтобы во время чтения сказок ребенка ничто не волновало,
и он пребывал в хорошем настроении. Например, это можно делать перед
сном, когда не нужно никуда торопиться и можно спокойно обсудить самые
интересные события и персонажей. Чтобы получить от сказки наибольше
удовольствия, старайтесь не отвлекаться во время чтения.
Роль сказок в воспитании ребенка состоит не только в приятном
времяпровождении. Ведь ребенок неизбежно учиться понимать внутреннее
состояние любимых героев, старается анализировать те или иные их поступки.
На некоторое время он забывает о своих реальных тревогах и погружается в
сказочный мир, где всегда побеждают силы добра.
При выборе сказки для ребенка важно учитывать его индивидуальные
психоэмоциональные качества. Таким образом, можно в зародыше заглушить
какието негативные стороны его личности, и развить позитивные.
Многие дети фактически живут в сказке и сказки для детей являются
проецированием реальности на их мир. Сказки являются хорошим методом
терапии. По
сказке ребенка можно диагностировать уже имеющиеся
проблемы суметь их откорректировать. Кем ощущает себя ваш ребенок в
этом мире: золушкой, гадким утенком, русалочкой, феей, Гарри Поттерром?
Кого боится ребенок? Боязнь серого волка это проекция страха перед
агрессивным отцом, а боязнь Бабы Яги – символ страха перед авторитарной
мамой.
Сказкотерапия может быть для детей способом выстраивания
жизненного сценария. Недаром дети подчас просят читать одну и ту же
сказку. Одни любят сказки про настойчивых и напористых героев, другие –
про путешествия в дивные миры, под воду, в царство снежной королевы. Это
и определяет дальнейшую жизнь, не во всем, но во многом.
Так что, если ребенок любит сказку про богатыря, 30 лет пролежавшего на
печи, а потом поражавшего всех своей силой богатырской, кто знает, может быть, к 30 годам он станет удачливым и сильным, и ничего, что до этого
жизнь не складывалась.
Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил,
нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации.
Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда
запоминание будет осознанное, глубокое.
Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать
их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры
очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии,
связной монологической и диалогической речи. Предлагаю рассмотреть
некоторые из них:
«Встречи героев»
Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать
последовательность действий сказки и ее сюжет.
Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются
изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему
нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно
предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке
«Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли
сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный
и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.
«Звукорежиссеры»
Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает
лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.
После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на
понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он
вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли.
Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по
одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход
событий.
«Пропущенный кадр»
Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок,
помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.
Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок,
которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах. Попорядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна
картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить,
какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить
перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая
последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо
рассказать всю сказку.
«Сказочная цепочка»
Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным
картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение,
последовательность событий сказки.
Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех
героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для
усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок.
Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются
изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в
данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется
предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если
это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.
Хороший метод коррекции сказкой – придумывание собственной сказки.
Для детей это не только помощь в развитии фантазии и творческого
потенциала, но и метод коррекции роли в обществе и всей дальнейшей жизни.
Какую роль играет ребенок в сказке? Какой у нее конец? Придумайте
счастливое завершение сказки. Измените в сказке концовку – и изменится
жизнь.
Со сказкой можно работать и руками. Не случайно говорится «Когда я
слушаю узнаю, когда делаю запоминаю». Детям предлагается чтото
сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом
пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.
некоторые приемы, работы со сказкой: объемная аппликация мнется аппликационная бумага, немного
распрямляется, из нее вырезается контур предмета, слегка наклеивается,
затем, в случае необходимости, дорисовывается;
пальцевая живопись рисунок выполняется с помощью красок пальцами
или кулачками;
рисование на мокрой бумаге смачивается кусок ваты или поролона,
затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет
густой краской;
волшебный рисунок вначале рисунок наносится контурно, с помощью
восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры как бы
проявляются;
«живая» капля большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в
различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится
или дорисовывается;
коллаж в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных
методов плюс открытки, ткани, природные материалы.
Когда дети познакомились с русским фольклором, сказками ,
поработали с ними можно предложить сочинять им свои сказки.
КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК
Специалисты нашего детского сада предлагают детям придумать сюжет
новой сказки, в которой БабаЯга встретила в лесу Колобка и они вместе
отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Вариантов и
переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно
только не забыть о главных, первоначальных героях и получится
«Коллаж из сказок». А детям дошкольного возраста лучше преподносить
этот метод в игровой ситуации. Примерно так.
У вас в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что
однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все
страницы. Первой была сказка «Царевналягушка». Только собрался
Иванцаревич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кощея
Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его
верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить
Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иванцаревич по страницам
других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как… Как же ему
помогли герои других сказок?
Приведу еще один возможный пример коллажа сказок: Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в
мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения. Встретили
старика Хоттабыча, а он забыл заклинание. Дальше начинается
творческая совместная работа ребят и психолога.
СПАСАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В СКАЗКАХ
Психологи, используя этот метод, специально придумывают
экстремальные ситуации, требующие различных вариантов
«спасательных» решений. Несомненно то, что такой метод служит
предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме
умения сочинять, ребенок учится находить выход из порой трудных,
непредвиденных обстоятельств.
Экстремальная ситуация:
«Однажды зайка решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега.
Вдруг началась буря, и он начал тонуть…»
У спасателей есть:
блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги.
Спасатели решили вначале бросить зайке палочку, но она его не
выдержала. Зайка стал кричать:«Ой, тонууу». Тогда…
Задание:
Придумайте сложную ситуацию и варианты спасения, а затем сказку, и в
этом вам поможет картинка.
Предложите
свои варианты спасения зайки. Это будет началом новых сказок.
СКАЗКИ из СТИШКОВ
Существует множество коротких стишков, где какбы просится
продолжение. Так почему же не сделать его сказочным? Вот два примера
на стихи А. Барто.
Стишок.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог –
Весь до ниточки промок.
Начало
«Проснулась хозяюшка ночью…» или «Бежала собачка мимо…»,«Один
прохожий вдруг увидел на скамейке комочек…»
Стишок. Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Начало
«Таня не зря плакала, так как мяч был не резиновый, а волшебный…»
СКАЗКИ ОТ «ЖИВЫХ» КАПЕЛЬ И КЛЯКС
Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать
кляксы (черные и разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок может,
глядя на них, видеть образы, предметы или их отдельные детали. «На что
похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» эти
вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение. После
этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к
следующему этапу обведение или дорисовка клякс. В результате может
получиться целый сюжет. А «живые» капли получаются очень просто:
капните на бумагу краску или чернила и быстро сложите лист тотчас же
появится какойто образ. И сюжеты в результате кляксографии, и образы от
«живых» капель помогают сочинять сказки. Какие бы сказки по этим
картинкам сочинили вы?
СКАЗКИ О ЧУДИЩАХ
Вначале мы придумываем детям необычный живой предмет чудище и
побуждаем малышей вообразить его и ответить на следующие вопросы:
как оно передвигается? (оно ползает, прыгает, скользит…);
притворись сам чудищем. Как ты будешь причесываться и умываться?
какие звуки ты издаешь?
как выглядит чудище? На кого похоже?
нарисуй его так, как ты его представляешь;
где оно живет? (в норе, на деревьях, в воде);
чем питается? (мороженым, мясом, корой деревьев);
как ты его встретишь, если оно придет к тебе в гости? Так постепенно мы подводим детей к умению и желанию творить в
сказочном мире (таком знакомом и таком неизвестном). Вот лишь несколько
интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в
мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим
малышом, играя, не заменят никакие другие блага.
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.