Слайд 1.
Роль социальных практик в формировании гражданской позиции младшего школьника.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня нашу встречу я предлагаю провести в форме педагогической мастерской. Конечно же, в рамках моего выступления я не смогу детально пройти все этапы данной технологии.
Слайд 2.
Педагогическая мастерская создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
Мастерская, так же как и урок, предполагает изучение новой информации, но в отличие от урока, новая информация предъявляется в мастерской по мере поступления запроса на нее от самих участников в тот момент, когда возникает информационное «голодание». Самые разнообразные педагогические приемы работы с информацией - от элементов игры до работы со словарем - могут быть включены в мастерскую. Но все это - в рамках правил и определенного алгоритма мастерской, которые не допускают преждевременного введения мастером готовой информации.
Слайд 3.
Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество - явления самоценные.
С основными особенностями технологии педагогической мастерской вы сможете ознакомиться в представленных материалах (Приложение 1), а я хочу просто отметить, что главное в мастерской - это реализация возможностей творчества.
Слайд 4.
Переходя к теме моего выступления, отмечу, что для будущего страны должно быть важно не только какие знающие специалисты будут создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция.
В связи с этим возрастает роль патриотизма как фактора становления гражданского общества. Следовательно, одной из актуальных проблем современного школьного образования нужно считать проблему гражданско-патриотического воспитания, формирования гражданской позиции школьника.
Возникает необходимость вовлечения все большего числа учащихся, педагогов и родителей в совместную жизнедеятельность.
В нашем понимании «массовое вовлечение школьников во внеурочную социально значимую деятельность» означает процесс привлечения большого количества детей к общественно полезной деятельности во внеурочное время.
Слайд 5.
В этом случае внеурочная деятельность приобретает форму социальной практики. Социальная практика - педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения и морального выбора. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д. (Приложение 2)
Слайд 6.
Можно выделить несколько уровней направленности социальной практики, приемлемых для младших школьников:
· социальная практика на уровне класса;
· социальная практика на уровне параллели или школы;
· социальная практика на внешкольном уровне.
Я вам предлагаю разделиться на три группы и продумать, какие социальные практики можно организовать в начальной школе по данным уровням.
Спасибо, коллеги. Сейчас я поделюсь опытом организации социальных практик в нашей школе.
При организации внеурочной деятельности младших школьников мы учитываем, что, поступив в первый класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Именно в школе они учатся продуктивному общению со сверстниками, представлению своего труда на суд одноклассников, участвуют в общешкольных акциях, с проектами выходят за границы школы. Однако учитель должен помнить, что любой выход за границы школы для младшего школьника должен быть обязательно закреплён как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.
Социальные практики в нашей школе мы традиционно называем социальными акциями. При их организации создается необходимая среда взаимодействия, а доверительная среда рождает чувство общности, коллегиальности, взаимоуважения, что весьма актуально в современной жизни.
Главная цель социальных практик в рамках гражданско-патриотического воспитания в начальной школе - понимание культурных традиций своего народа, развитие толерантности в отношении окружающих людей, изучение традиций своей семьи и формирование исторической памяти, а также раскрытие личностных качеств младшего школьника.
Идеи по проведению акций предлагают родители, администрация микрорайона, Совет учащихся, школьный музей «Возрождение», сами учащиеся.
Слайды 7-8-9.
По инициативе администрации микрорайона Вынгапуровский проводятся следующие акции:
- «Чистая школа - чистый поселок» (учащиеся приводят в порядок территорию вокруг школы, церкви, местного озера);
Слайды 10-11.
- «Деревцо» и «Кедр» проводятся совместно с Ноябрьским лесным хозяйством по высадке саженцев на территории школы и микрорайона, а кедровые орехи сдаются в лесное хозяйство.
Ежегодно проводится акция «Собери портфель в школу» по оказанию помощи малообеспеченным семьям и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Слайды 12-13.
По инициативе Совета учащихся в школе проводятся акции «Книжкина больница», «Ягодка». «Книжкина больница» для ребят - это и игра, и труд, и познавательный урок, с помощью которого они не навязчиво учатся любить, ценить, сочувствовать и бережно относиться к книгам.
Слайд 14.
Сентябрь - подходящее время для организации операции «Ягодка». Каждый класс вместе с родителями готовит брусничные подарки для школьной столовой. В течение учебного года ребята с удовольствием пьют витаминный компот и едят пироги с брусникой.
Слайды 15-16-17.
В рамках окружной патриотической акции «Служили наши земляки» каждый год проводятся акции «Письмо солдату» и «Посылка солдату». По инициативе детской организации «Возрождение», объединения «Рука в руке» такие посылки для военнослужащих формируются не первый год. По словам молодых людей, отслуживших в рядах Вооруженных сил РФ, солдатам больше всего не хватает сладостей. Именно поэтому активисты организации кладут в посылки сгущенное молоко, повидло, печенье и конфеты, письма. В акциях принимают участие не только школьники, но и родители, учителя школы.
Слайд 18.
В сентябре, мае проводится акция «Забота» по оказанию помощи ветеранам ВОВ и труженикам тыла в уборке придомовой территории.
Слайды 19-20-21-22-23.
Акции «Вахта Памяти», «Подарок ветерану», «Георгиевская ленточка» проводятся ежегодно в мае, с привлечением Совета ветеранов локальных войн, Совета ветеранов города Ноябрьска. Встречи с участниками локальных войн, вооруженных конфликтов, солдатами запаса, ветеранами ВОВ и тружениками тыла.
Слайды 24-25.
Традиционным стало проведение акции «История моей Родины - история моей семьи». Учащиеся вместе с родителями на базе школьного музея организуют выставку семейных реликвий и фотографий с рассказами о своей семье, традициях, культуре своего народа, проживающего на территории России.
Слайды 26-27-28.
Родители учащихся стали инициаторами проведения акции «Сохраним жизнь Хлебнову Вадиму» (были собраны деньги для операции), акции «Новогодний подарок другу» (дети из неблагополучных семей и дети с ограниченными возможностями здоровья получают новогодние поздравления от Деда Мороза и Снегурочки и сладкие подарки).
Слайды 29-30.
Но больше всего ребят захватывают те акции, которые они предлагают сами. По их инициативе проводились акции «Всем миром», «Добро». Учащиеся посылали смс на номер, предложенный 1 каналом, тем самым помогая детям, нуждающимся в дорогостоящем лечении.
Слайды 31-32.
Учащиеся организуют акцию «Наши братья меньшие» по изготовлению кормушек. Дети совместно с родителями изготавливают разнообразные по виду и формам кормушки и в течение всей зимы подкармливают пернатых друзей и белок.
Слайды 33-34.
Любимая всеми детьми традиция - «школьная ярмарка». В ней принимают участие родители и классные коллективы. Средства, вырученные на ярмарке, направляются на благотворительность. В этом году все деньги были направлены в детский дом города Феодосии.
Слайд 35.
С введением ФГОС НОО в рамках реализации социального направления внеурочной деятельности в начальной школе действует социальная практика «Дорогой добра». Её участники находятся в постоянном поиске тех, кому нужно оказать помощь. По их инициативе приведена в порядок и озеленена территория вокруг памятника на месте падения вертолёта, оказывается посильная помощь детским дошкольным учреждениям, совершаются гостевые визиты к детям, находящимся на индивидуальном обучении.
В нынешнем учебном году наша школа празднует 30-тилетний юбилей. Предлагаю вам по итогам работы сделать подарок к юбилею нашим учителям, сформулировав тематику и основные задачи социальных практик, направленных на формирование гражданской позиции младшего школьника.
Озвучьте свои идеи.
Огромное спасибо за работу.
Слайд 36.
Одним из главных принципов работы учителей нашей школы является пробуждение живого интереса к социальному общению как источнику социальной активности.
Правильно поставленное социальное воспитание готовит человека к активной социальной жизни, к широкому сотрудничеству с людьми, воспитывает ответственность. Всем этим достигается УСПЕХ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.