Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон»: история создания, жанр, композиция, задания и вопросы к урокам литературы в 11 классе
Оценка 4.8

Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон»: история создания, жанр, композиция, задания и вопросы к урокам литературы в 11 классе

Оценка 4.8
Презентации учебные
ppt
русская литература
11 кл
22.03.2022
Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон»: история создания, жанр, композиция, задания и вопросы к урокам литературы в 11 классе
Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон»: история создания, жанр, композиция, задания и вопросы к урокам литературы в 11 классе
К урокам по Тихому Дону.ppt

Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон»: история создания, жанр, композиция, вопросы к урокам

Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон»: история создания, жанр, композиция, вопросы к урокам

Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон»: история создания, жанр, композиция, вопросы к урокам.

Михаи́л Алекса́ндрович Шо́лохов (11

Михаи́л Алекса́ндрович Шо́лохов (11

Михаи́л Алекса́ндрович Шо́лохов (11.05.1905-21.02.1984 г.ж.)

— русский советский писатель и киносценарист, журналист. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965 год — «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»), Сталинской премии (1941), Ленинской премии (1960). Действительный член АН СССР (1939). Дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980).
 Полковник (1943).

Создание романа 1928 - 1-я и 2-я книга 1929 – 1932 - 3-я книга 1937 – 1940 - 4-я книга

Создание романа 1928 - 1-я и 2-я книга 1929 – 1932 - 3-я книга 1937 – 1940 - 4-я книга

Создание романа

1928 - 1-я и 2-я книга
1929 – 1932 - 3-я книга
1937 – 1940 - 4-я книга

Государственная премия (1941)
Нобелевская премия (1965)

Одно из первых изданий второй книги «Тихого

Одно из первых изданий второй книги «Тихого

Одно из первых изданий второй книги «Тихого Дона» М.А. Шолохова. Опубликовано в 1929 году в «Роман-газете» тиражом в 300 тысяч экземпляров.

Жанр «Тихого Дона» - роман-эпопея

Жанр «Тихого Дона» - роман-эпопея

Жанр «Тихого Дона» - роман-эпопея

Роман-эпопея Роман Эпопея Эпическое произведение, в котором судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи в художественном пространстве и времени

Роман-эпопея Роман Эпопея Эпическое произведение, в котором судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи в художественном пространстве и времени

Роман-эпопея

Роман

Эпопея

Эпическое произведение, в котором судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи в художественном пространстве и времени

Разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни.

Тема «Тихого Дона» - жизнь донского казачества в период первой мировой войны, революции и гражданской войны

Тема «Тихого Дона» - жизнь донского казачества в период первой мировой войны, революции и гражданской войны

Тема «Тихого Дона» -

жизнь донского казачества в период первой мировой войны, революции и гражданской войны.

Казачество - Донски́е казаки́ или донцы́, донско́е каза́чье во́йско — самое многочисленное из казачьих войск

Казачество - Донски́е казаки́ или донцы́, донско́е каза́чье во́йско — самое многочисленное из казачьих войск

Казачество -

Донски́е казаки́ или донцы́, донско́е каза́чье во́йско — самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Размещалось на отдельной территории, называющейся Область Войска Донского, которая занимала часть современных Луганской и Донецкой областей Украины, а также Ростовской, Волгоградской, Воронежской областей. 
особое сословие на Руси, но и как в жизни каждого народа в жизни казачества есть постоянные ценности: земля, нравственность, семья. Поэтому СЕМЬЯ – основа народной жизни в романе «Тихий Дон».

И.И.Цыпенко: «СЕМЬЯ у Шолохова – изобразительный центр, сквозь призму которого раскрывается «макрокосм» национальной культуры»

И.И.Цыпенко: «СЕМЬЯ у Шолохова – изобразительный центр, сквозь призму которого раскрывается «макрокосм» национальной культуры»

И.И.Цыпенко:

«СЕМЬЯ у Шолохова – изобразительный центр, сквозь призму которого раскрывается «макрокосм» национальной культуры»

Герой Первой мировой войны, казак

Герой Первой мировой войны, казак

Герой Первой мировой войны, казак К. Крючков, один из прототипов Григория Мелехова

Дроздовы Павел (слева) и Алексей

Дроздовы Павел (слева) и Алексей

Дроздовы Павел (слева) и Алексей. Один из прототипов братьев Мелеховых, Григория и Петра

КОМПОЗИЦИЯ 1-я книга (части 1,2,3): 1912 – 1916 гг

КОМПОЗИЦИЯ 1-я книга (части 1,2,3): 1912 – 1916 гг

КОМПОЗИЦИЯ

1-я книга (части 1,2,3): 1912 – 1916 гг. Предвоенное время, события империалистической войны.

2-я книга (части 4,5): 1916 – 1918 гг. Февральская революция 1917 года, корниловщина, Октябрьская революция, начало гражданской войны.

3-я книга (часть 6): 1918 – 1919 гг. Война на юге России. Верхнедонское восстание.

4-я книга (части 7,8): 1919 – 1922 гг. Разгром белоказачьего движения, установления Советской власти на Дону.

Состав семей в начале романа. Мелеховы

Состав семей в начале романа. Мелеховы

Состав семей в начале романа. Мелеховы.

Пантелей Прокофьич
Ильинична
Петро
Григорий
Дуняша
Дарья

Состав семей в начале романа.

Состав семей в начале романа.

Состав семей в начале романа. Коршуновы.

Мирон Григорьевич
Лукинична
Наталья
Митька
Дед Гришака
Маришка и Грипка
Работники Геть-баба и Михей

Состав семей в начале романа.

Состав семей в начале романа.

Состав семей в начале романа. Астаховы.

Степан
Аксинья

Домашнее задание: Подготовить сообщение на 5-7 минут об одном из героев романа-эпопеи

Домашнее задание: Подготовить сообщение на 5-7 минут об одном из героев романа-эпопеи

Домашнее задание:

Подготовить сообщение на 5-7 минут об одном из героев романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий дон»
(сообщение готовит каждый ученик, распределить между собой героев, чтобы не было повторов, можно работать в паре)

Часть 1 (главы 1, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 21, 22)

Часть 1 (главы 1, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 21, 22)

Часть 1 (главы 1, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 21, 22).

(по главе 1) История семьи Мелеховых. Откуда взялась турецкая кровь?
(по главе 7) История жизни Аксиньи Астаховой до и в первые годы замужества.
(по главам 8,9, 10, 14, 16) Связь Аксиньи и Григория, её последствия.
(по главам 15, 21, 22) Наталья Коршунова: причины и следствия свадьбы Натальи и Григория.



Часть 2 (главы 3,8,9,10,11, 17-21)

Часть 2 (главы 3,8,9,10,11, 17-21)

Часть 2 (главы 3,8,9,10,11, 17-21).

(по главе 3) Наталья и Григорий.
(по главе 8) Григорий и Аксинья.
(по главе 10) –Присяга Григория…- Семья Натальи и Григория распадается…
(по главе 11) Аксинья и Григорий решают жить вместе
(по главам 17-19) Решение Натальи
(по главе 20) Рождение дочери у Аксиньи и Григория
(по главе 21) Григорий уходит на службу



Часть 3 (главы 2, 4-10). (по главе 2)

Часть 3 (главы 2, 4-10). (по главе 2)

Часть 3 (главы 2, 4-10).

(по главе 2) Почему Григорий Мелехов «…в первый раз за длинный отрезок времени чуть-чуть не заплакал»?
(по главе 4) Объясните смысл фразы: «Милая ты моя… говядинка!» Кто? Кому? Зачем?
(по главе 5) Объясните состояние Григория Мелехова: «Путано-тяжёл был шаг его, будто нёс за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу».
(по главе 6) Какую «человечью правду» просил соблюдать казаков дед, у которого они ночевали после выступления к линии фронта?
(по главе 7) О чём думали тысячи казаков, когда им официально сказали, что Германия объявила войну России?
(по гл. 8,9) Чем закончилась первая стычка с немцами, напавшими на пост, начальником на котором был Степан Астахов. Как впоследствии называли эту стычку?
( по гл. 10) С кем и о чём разговаривал Григорий Мелехов: «Я… уморился душой… Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули.»

Часть 3 (главы 16,17,20,21,23,24)

Часть 3 (главы 16,17,20,21,23,24)

Часть 3 (главы 16,17,20,21,23,24).

(по главе 16) Почему Пантелей Прокофьевич Мелехов «…старел день ото дня на глазах у близких. Тяжелая развязка настигала его неотвратимо; слабела память, и мутился рассудок. Он ходил по куреню сутулый, чугунно-почерневший; горячечный масленый блеск глаз выдавал его душевную сумятицу»?
(по главе 17) О чем и от кого было письмо, полученное Мелеховыми, которое вернуло к жизни Пантелея Прокофьевича?
(по главе 20) Расскажите, что послужило причиной приказа, гласившего: «…казак 12-го Донского казачьего полка Мелехов Григорий производится в приказные и представляется к георгиевскому кресту 4-й степени»?
(по главе 21) В связи с чем Григорий Мелехов оказался в Москве?
(по главе 23) «Желчный, язвительный сосед Григория был недоволен всем: ругал власть, войну, участь свою, больничный стол, повара, докторов, — все, что попадало на острый его язык» - о ком идет речь? Как повлияло на Григория Мелехова знакомство с этим человеком?
(по гл. 24) Прочитайте отрывок: «У ворот своего база сухощавая черноглазая красавица-девка с разбегу с визгом кинулась ему на шею, забилась на груди….а в сенцах — цепляясь за дверь, чтобы не упасть, — стояла побледневшая Наталья, мучительно улыбаясь, падала, срезанная беглым растерянным взглядом Григория…» - Как получилось, что Григорий Мелехов вернулся в семью?

Кто такие Ефим Изварин и Федор

Кто такие Ефим Изварин и Федор

часть 5 (главы 2,12,13,21,23,30)

(по главе 2) Кто такие Ефим Изварин и Федор Подтелков? (При ответе НУЖНО изложить их политические убеждения, МОЖНО рассказать об их характерах, внешности) Какое влияние они оказали на Григория Мелехова?
 (по главе 12) В главе есть описание боя. Кто с кем..? На чьей стороне Григорий Мелехов? Кто одержал верх? Как повлиял на Григория Мелехова факт расправы над пленными?
(по главе 13) Почему Григорий оказался дома? Как его там встретили?
 (по главе 21) Расскажите, как ведут себя красногвардейцы, проходящие по донским станицам? Как на них реагируют казаки? Чем на этот раз закончилась попытка установления советской власти на Дону?
 (по главе 23) Что решают казаки на майдане? Какое место они определили Григорию Мелехову?
 (по главе 30) О чем спорят бывшие союзники Федор Подтелков и Григорий Мелехов? Какая сцена, на ваш взгляд, является центральной в этой главе? Попробуйте выявить и прокомментировать позицию автора романа, опираясь на текст именно этой главы.

Часть 6 (главы 9,10,20,36,58,65) (по главе 9)

Часть 6 (главы 9,10,20,36,58,65) (по главе 9)

Часть 6 (главы 9,10,20,36,58,65)

(по главе 9) Почему Григорий Мелехов стал проникаться злобой к большевикам? Для чего приезжали в полк к Григорию Пантелей Прокофьевич с Дарьей? Как к этой цели относится Григорий?
 (по главе 10) Почему казаки начинают терпеть поражение от красногвардейских полков? К какому решению приходит Григорий?
 (по главе 20) На Дону установилась советская власть. О чем разговаривают донские казаки Мишка Кошевой, Иван Алексеевич Котляров с Григорием Мелеховым? Как относится к переменам каждый из них?
 (по главе 36) Григорий Мелехов решил примкнуть к повстанцам, которых не устраивает советская власть. Приказом командующего объединенными повстанческими отрядами Верхнего Дона он назначен командиром Вешенского полка. Как он ведет себя по отношению к пленным красногвардейцам сначала? Какой вопрос не дает ему покоя в конце главы?
 (по главе 58) Вырвавшись из полка повидаться с родными, Григорий узнает новости. От кого? Кто из его семьи остался на хуторе Татарском в станице Вешенской? Какая власть там установилась и кто из его бывших друзей, являясь представителем этой власти, жжет дома богатых казаков?
 (по гл. 65) Чтобы бороться с советской властью, казаки-повстанцы пошли на союз с белогвардейскими частями, которые собирались выступить со стороны Европы для этой же цели. Этот факт выводит из себя Мишку Кошевого и он мстит. Кому и каким образом? С какой целью он едет на хутор Татарский? Расскажите, что он там делает?

Часть7 (главы 13,16,25); часть 8 (гл

Часть7 (главы 13,16,25); часть 8 (гл

Часть7 (главы 13,16,25); часть 8 (гл. 1,5,6,11,12,16,17,18)

(по главам из 7 части) Поредела семья Пантелея Прокофьича Мелехова. Почему семья распадалась? Что было тому причиной? Расскажите, как складывается судьба членов этой большой в прошлом семьи.
 (по главам из 8 части) С затянувшейся войны вернулся сослуживец Григория Мелехова, Прохор Зыков. Что он рассказывает о Григории, оставшемся на службе? На чьей стороне теперь воюет Григорий?
 На Дону установилась советская власть. Какую должность занимает Мишка Кошевой? Почему он встречает вернувшегося Григория Мелехова в доме Мелеховых? О чём он предупреждает Григория?
  Где Григорий скрывается от советской власти? Как он попадает в банду Фомина, чем занимаются члены этой банды, как на них реагируют жители казачьих хуторов?
  На что, наконец, решился Григорий, вернувшись на хутор Татарский? Чем закончилась эта попытка?
  Каков финал романа? Попытайтесь объяснить, почему автор закончил роман именно так.

Сочинение в формате 26 задания

Сочинение в формате 26 задания

Сочинение в формате 26 задания ЕГЭ по русскому языку

Работа пишется в классе, по вариантам 1 и 2 за 2 урока

ЗАДАНИЕ 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон»: история создания, жанр, композиция, задания и вопросы к урокам литературы в 11 классе

Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон»: история создания, жанр, композиция, задания и вопросы к урокам литературы в 11 классе