Руководство для педагога
на тему: «RОND DE JAMBE, RОND DE PIED: МЕТОИКА ИЗУЧЕНИЯ»
Автор:
Педагог, балетмейстер
Рябова А. С.
Пенза
2020
Содержание
Ведение 3
1 Основные части урока народно-сценического танца 5
2.1 Элемент rond de jambe, с остановкой в сторону, назад 7
2.2 Элемент rond de pied с остановкой в сторону, назад 9
Заключение 10
Список использованных источников 11
Введение
Хореография как вид искусства накапливает в себе физическое и эстетическое развитие, комплексно воздействует на учащегося, формируя, координацию, выносливость, правильную осанку, воспитывает эстетический вкус. Народно-сценический танец является одним из профилирующих предметов хореографического образования. В процессе его изучения учащиеся знакомятся с различными танцевальными культурами, с бытом и историей народов.
Народный танец является подлинным выражением чувств, темперамента, характера, жизненного уклада народа, его национальных особенностей. Поэтому, разучивая народный танец, добиваясь его правильного, правдивого исполнения желательно ознакомить исполнителей народного танца с бытом и культурой данного народа, используя при этом, прежде всего, народную музыку.
Систематические занятия дают возможность развить у учащегося восприятие национального своеобразия танцев, манеры и характера исполнения.
Занятия по народно-сценическому танцу, как и другие специальные хореографические дисциплины, призваны воспитать основы общей культуры подрастающего поколения. В процессе занятий у учащегося формируются не только представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры: корректное поведение, ответственность, трудолюбие, самоконтроль. Все эти качества связаны с творчеством опосредованно. Они являются базой для дальнейшего развития творческой жизни учащихся. Основной организационной формой учебного процесса является урок.
Актуальность данной контрольной работы продиктована необходимостью понимания педагогами - хореографами важности экзерсиса у станка и каждого программного элемента в отдельности. Что подразумевает рассмотрение структуры экзерсиса и подробный разбор методики исполнения rond de jambe, rond de pied.
Объектом исследования является экзерсис у станка в народно – сценическом танце, как способ развития данных танцора.
Предметом исследования – программный элемент rond de jambe, rond de pied.
Цель контрольной работы рассмотреть элемент rond de jambe, rond de pied, особенности его методики исполнении и виды, с точки зрения важной составляющей экзерсиса у станка.
Способами достижения цели являются следующие задачи, решаемые в работе:
- охарактеризовать rond de jambe, определить методику исполнения предлагаемую различными методическими пособиями;
- охарактеризовать rond de pied, определить методику исполнения предлагаемую различными методическими пособиями;
- рассмотреть характерные ошибки в исполнении rond de jambe, rond de pied на первом году обучения.
1 Основные части урока народно-сценического танца
Урок народно-сценического танца состоит из трех частей:
I. Экзерсис у станка.
Экзерсис (ехегсісе (фр.) - упражнение), первая часть урока народно-сценического танца, предполагает упражнения у станка и вырабатывает профессиональные качества, необходимые для выполнения танцевальной техники. Танцевальный экзерсис - это художественная система обучения танцу, постижение сущности этого искусства, а не только комплекс просто тренировочных упражнений. Он формировался на протяжении столетий как творческое освоение принципов исполнения народного, салонного и сценического танца наиболее одаренными представителями этого искусства. Экзерсис народно-сценического танца формирует танцевальную сообразительность, пластическую память, развивает силу мышц, эластичность связок, подвижность суставов, развивая тем самым танцевальные возможности, способности к танцу.
Экзерсис помогает исправлению природных физических недостатков (косолапость, сутулость и др.). Всемерно развивает силу мышц спины, воспитывая правильную постановку корпуса, плеч, шеи, головы, вырабатывая привычку свободно держать голову без напряжения шеи и плеч, что чрезвычайно важно для естественной гармоничности и красоты любых повседневных движений, и дает навыки для освоения принципов почти всей танцевальной пластики.
В условиях не специального танцевального образования, в задачу которого не входит воспитание профессионального танцовщика, объем освоения танцевального экзерсиса может быть ограничен его основными простейшими элементами. Помимо упражнений, непосредственно развивающих необходимую для танца выворотность ног, вытянутость колен и ступней, мягкость и плавность приседаний, легкость и воздушность прыжков, так же важны и упражнения, в которых сосредоточены принципы необходимых технических приемов:
· навыки овладения устойчивостью в танце - опломбом;
· навык перенесения центра тяжести с ноги на ногу;
· координация движения рук, ног, головы;
· навыки плавного беспрерывного движения рук;
· умение держать спину и голову во время любых вращений.
II. Упражнения на середине зала.
Раздел включает в себя различные виды танцевальных ходов, дробей, движений, вращений, хлопушек, используемых в народных танцах. Основной задачей раздела является постепенное и последовательное развитие и усложнение техники исполнения, силы и выносливости учащихся, приобретение навыков и умения передавать характерные особенности того или иного народного танца.
III. Работа над этюдами и танцами.
Раздел включает в себя этюды в характере русских, украинских, белорусских, молдаванских, цыганских, испанских танцев. Основной задачей раздела является закрепление полученных знаний и умений упражнений у станка и на середине зала, развитие и совершенствование техники танца, актерского мастерства.
Каждая часть урока представляет собой педагогическую ситуацию, которая направлена на решение определенных учебно-творческих задач.
Особое место в учебном процессе занимает самостоятельная работа, тщательно планируемая преподавателем, который ее прогнозирует, контролирует, анализирует и оценивает.
Основные принципы организации педагогического процесса:
· системность, последовательность;
· развитие от простого к сложному;
· распределение физической нагрузки;
· выработка правильного дыхания;
· перспективность, целенаправленность.
2.1 Элемент rond de jambe, с остановкой в сторону, назад
Это движение соответствует классическому rond de jambe, но в характерном rond de jambe применяется положение скошенного подъема (стопа рабочей ноги повернута в не выворотное положение и касается пола наружным ребром), благодаря чему развиваются мышцы наружной поверхности голени, а так же вырабатывается подвижность голеностопного сустава.
Корпус при движении рабочей ноги не поворачивается к станку, за движением следует только голова. Корпус предельно подтянутый и прямой, точно удерживается на опорной ноге.
Очень важно, чтобы ребро стопы рабочей ноги касалось пола и проходило около опорной ноги.
При первоначальном изучении исполняется только до стороны, откуда рабочая нога резким движением подтягивается к щиколотке опорной ноги. В конечном варианте рабочая нога описывает носком или каблуком круг по полу доводится до положения IV позиции сзади опорной ноги, затем рабочая нога, сгибаясь в колене, в выворотном положении, резким движением подтягивается к щиколотке опорной ноги.
Сначала упражнение исполняется на музыкальный размер 3/4 и занимает 4 такта. В законченной форме упражнение занимает 2 такта 3/4 или 2 такта 2/4 или 1 такт 4/4.
Музыкальный размер 3/4. Упражнение занимает 2 такта.
Исходное положение I позиция. Preparation:
· I такт.
Раз и – правая рука проходя подготовительное положение поднимается в I позицию, раскрывая кисть ладонью вверх. Голова наклоняется к левому плечу, взгляд в кисть.
Два и – правая рука начинает открываться на II позицию, голова поворачивается за рукой.
Три и – правая рука доводится до II позиции ладонью вверх, голова поворачивается точно направо, взгляд в кисть. Одновременно правая нога приемом battement tendu выводится назад носком в пол. Корпус слегка подается двумя плечами вперед.
· II такт.
Раз и – правая нога, сгибая колено резким движением подводится к щиколотке опорной ноги сзади, выворотно с вытянутым носком. Одновременно правая рука закрывается на талию, корпус выпрямляется, голова слегка вскидывается.
Два и, три и – пауза.
· I такт.
Раз и – правая нога, скользя наружным ребром стопы по полу и поворачиваясь в не выворотное положение, проводится вдоль левой ноги, постепенно отделяя пятку от пола и приходит в положение croise вперед.
Два и – правая нога с вытянутым подъемом, переходя в выворотное положение.
Три и – описывает носком круг по полу и приводится назад в IV позицию.
· II такт.
Раз и – правая нога сгибается в колене в выворотном положении, резко подтягиваясь к щиколотке левой ноги сзади.
Два и, три и – пауза.
Аналогично упражнение исполняется на музыкальные размеры 2/4, 4/4.
Музыкальный размер 4/4. Упражнение занимает I такт. Раз и – то же, что на «раз и» I такта предыдущей раскладки. Два и – то же, что на «два и, три и» I такта. Три и – то же, что на «раз и» II такта. Четыре и – то же, что на «два и, три и» II такта.
Как разновидность упражнение может исполняться с demi plie на опорной ноге.
2.2 Элемент rond de pied с остановкой в сторону, назад
Усвоив характерный rond de jambe можно приступать к изучению rond de pied. Движения этого вида укрепляют и развивают подвижность голеностопного сустава, а так же вводят в работу и развивают пяточное (ахиллово) сухожилие и икроножную мышцу. При исполнении этого движения нужна хорошая работа стопы.
Работавшая нога, скользя наружным ребром стопы по полу, в выворотном положении, сначала до стороны, а в дальнейшем до положения IV позиции сзади. Затем работавшая нога резко подводится к щиколотке опорной ноги сзади в выворотном положении.
Музыкальное исполнение аналогично исполнению rond de jambe. Упражнение может исполняться в характере русского, польского, татарского, испанского, молдавского танцев и танцев народов востока.
Музыкальный размер может быть: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.
Характерный rond de jambe и pied комбинируются между собой, с port de bras, releve, sotenu и т.п.
Основная задача упражнения - научить движению в скошенном положении стопы рабочей ноги вдоль опорной и переходу от плавного кругового движения к заключительному сильному, резкому подведению рабочей ноги к щиколотке опорной. Во время исполнения движения необходимо проследить за тем, чтобы тяжесть корпуса не перемещалась с опорной ноги. Рабочая нога должна проходить через все заданные точки. Круг ногой исполняется равномерно, а привод к щиколотке резко. Корпус при исполнении движения должен быть неподвижен. Голова сопровождает движение ноги.
Характерные ошибки.
Рабочая нога опускается на носок, а не на ребро всей стопы. Рабочая нога недостаточно вытягивается в колене. Нарушается положение корпуса в en face. Осадка на опорном бедре.
Заключение
Мы рассмотрели основные части урока народно-сценического танца и что они в себя включают. Так же выявили методику исполнения упражнения rond de jambe, rond de pied и его виды.
Народно-сценический танец, как предмет обучения, является составной частью художественно-эстетического образования и воспитания, способствует формированию и развитию учащихся необходимых качеств. В процессе обучения учащиеся развивают свой суставно-связочный аппарат, эластичность и силу мышц, координацию и выразительность движений, подготавливаются к восприятию и усвоению любого рисунка танца. Занятия по народно-сценическому танцу оказывают воспитательное воздействие: у учащихся вырабатываются такие качества как трудолюбие, целеустремленность, творческая дисциплина, коллективизм, работа в ансамбле.
При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:
- целенаправленность учебного процесса;
- систематичность и регулярность занятий;
- постепенность в развитии танцевальных данных учащихся;
- строгая последовательность в освоении лексикой и техническими приемами танца.
Для изучения rond de jambe, rond de pied нужно владеть теоретическими и практическими знаниями народно – сценического и классического танца. Основной задачей упражнения данного характера является развитие и укрепление тазобедренного сустава и необходимой «выворотности» ног. Так же данное упражнение способствует развитию в коленном и голеностопном суставах, укрепляет щиколотку.
Список использованных источников
1 Богаткова Л. Хоровод друзей. - М: Детиздат, 1957.
2 Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. - М: Владос, 2005.
3 Звягин Д.Е. Народно-характерный танец. Первый год обучения: методическая разработка для студентов хореографического отделения. - СПб, 1999.
4 Пуртова Т.В. «Учите детей танцевать» Учебное пособие для студентов учреждениях среднего профессионального образования. Владос, 2004
5 Ткаченко Т.С. Народный танец. - М, 1954.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.