Долгое время считалось, что причиной кризиса «Союзмультфильма» стал распад СССР. Страны не стало, наступили сложные времена, людям не до мультиков – в ответ на падение спроса исчезло и предложение, точнее - финансирование.
Но это не совсем верно. Как вспоминает Георгий Бородин (историк анимации, работник НИИ киноискусства), падение началось несколько раньше: «Союзмультфильм на рубеже 90-ых не был готов к коммерческой самостоятельности и перестал быть законодателем мод уже в 1989-м». Оказалось, что началось все не с распада страны, а с крайне неудачной правительственной реформы во времена перестройки в 80-е.
Кризис длиной почти в 20 лет
распад СССР принес с собой полный хаос в системе финансирования;
работники оказались в растерянности;
у государства уже не было средств даже на необходимые расходы, не говоря о выделении денег на то, чтобы создавать анимацию.
Итог был печален: многие специалисты из студии вынужденно ушли, обслуживать все свои помещения компания не могла. Пришлось даже вернуть РПЦ здание бывшей церкви, в которой находилось кукольное объединение.
Последствия реформы кинематографа и мультипликации
КОНЕЦ 90-Х: «ПЕРВЫЕ ЛАСТОЧКИ»
Впервые какой-то просвет в жизни российской анимации появился в 1998 году. Тогда одна из небольших частных студий, которая сумела адаптироваться к новым условиям жизни, начала «собирать» заказы от иностранных клиентов.
Сегодня это студия «Пилот», создатель серии «Гора самоцветов». В те же времена в ней творили анимацию для Cartoon Network и вели совместные проекты с американскими партнерами («Майк, Лу и Ог», «Мистер Бин»).
Работы над такими проектами было много. Сейчас подобные заказы американцы направляют в основном в Китай или Корею. В конце же 90-х годов российские, белорусские и украинские аниматоры предлагали куда более доступные цены за свои услуги. И благодаря этому целый сегмент смог выстоять. Хотя и потерял экспертов.
Подвести итог по этапу затяжного кризиса длиной почти в 20 лет можно короткой оценкой Георгия Бородина: «В определенном смысле для меня 90-е были большой дырой: фильмы, которые определяли характер эпохи, смотреть не хочется. Некоторые из них я просто не понимаю, скажем, картины Золотухина и Геллера, а другие фильмы, например, Валентина Ольшванга, ценю, но не люблю».
Георгий Бородин
В начале нового столетия отрасль российской анимации начала восстанавливаться. Появились по-настоящему яркие решения. Хороший пример – «Гора самоцветов» все той же студии Pilot. Ее идея – объединить самое интересное, что есть у народов России, детские сказки.
Сегодня это мультфильмы, которые смотрят взрослые и дети. Не только потому, что отдавать ребенка «на откуп» телевизору – это неправильно. Секрет еще и в том, что смотреть короткие истории, пронизанные такой разной культурой, и объединенные одним вступительным роликом на 1,5 минуты, действительно интересно всем.
С одной стороны, его нестыдно показать детям (это, кстати, главный критерий оценки качества, по словам члена худсовета проекта Сергея Меринова). С другой, – представители разных возрастов видят что-то свое. Ребенок – сказку, а взрослый – тонкую иронию, иногда переходящую в острую сатиру.
Самобытность анимационных фильмов – это важное качество анимации нового поколения. Она (самобытность, доброта формата), по сути, символизирует возврат к старым традициям советского мультфильма. И именно этот возврат стал спасительным для целой отрасли.
Сказки
Как отметил Георгий Бородин, начало конца кризиса наступило, когда появились «…картины, рассчитанные на широкую аудиторию и не лишенные при этом стилистической оригинальности и идейной глубины».
Конечно, такими картинами стали именно сказки;
«Гора самоцветов»;
«Алеша Попович и Тугарин Змей»;
«Про Федота-стрельца, удалого молодца»;
«Иван Царевич и Серый Волк».
Это и понятно: Министерство культуры, которое оставалось едва ли не основным источником финансирования больших студий, поддерживало именно «сказочные» тематики. А российские студии не знали, как сделать анимацию, которая «прокормит» без господдержки.
Начав восстанавливаться, индустрия создания мультфильмов в России столкнулась с новым вызовом. В 2008 году произошла очередная реорганизация Госкино. Несколько месяцев финансирование не осуществлялось совсем.
Кто-то смог устоять и в этот непростой период. «Мельница», например, к тому времени, уже собирала приличные кассы на показах серии о богатырях. А «Пилот» сумел «достучаться» до ведомств через прямое обращение в письме к президенту (для этого у студии было достаточно авторитета). Но малые компании «устоять» не сумели. Более того, в 2010 году случился новый спад, и теперь уже остановились не только малоизвестные производители. Студия «Пчела» и Pilot тогда полностью прекратили работу.
Чтобы как-то обеспечивать свое существование, компаниям, занятым производством мультфильмов, пришлось реструктуризироваться:
переключаться на видеоклипы, как это сделали в «Пилот»;
полностью отказываться от короткометражных работ;
искать зарубежных инвесторов.
Даже сегодня, впрочем, коротким метром могут себе позволить заниматься только такие легенды, как «Союзмультфильм». Маленьким студиям получить финансирование для подобных целей очень сложно.
Новый обвал: кризис 2008-го
Упущенные возможности и новые перспективы российской анимации
А ведь все могло быть иначе, – уверен Георгий Бородин: «Советские мульт-фильмы были бы не менее успешны за рубежом, если бы в то время можно было бы свободно выступать на фестивалях. Режиссер не мог отправить работу на конкурс, списки утверждались Госкино и Союзом кинематографистов. Очень много потенциально выигрышных картин дальше границ СССР не уходили».
Будь у «Союзмультфильма» аудитория зрителей за рубежом на момент распада, он вполне мог бы получить крупную поддержку. То же касается и остальных студий. Тогда, возможно, на сегодняшний день сфера не испытывала бы столь жесткого дефицита кадров, когда-то «растерянных» в волнах кризисов.
Впрочем, сегодня будущее отрасли выг-лядит вполне перспективно. Во-первых, мультипликация приходит в рекламу, и все больше серьезных компаний ин-тересуются, как сделать хорошую ани-мацию. Во-вторых, по-настоящему влюб-ленные в свое дело эксперты из «Со-юзмультфильма» активно работают уже не над привлечением, а над воспитанием новых кадров.
Сериалы развивают анимацию
Потенциал развития анимационной отрасли, по мнению участников рынка, во многом зависит от телеиндустрии и производства сериальной продукции. Именно успех таких проектов, как «Смешарики», «Маша и медведь» и «Фиксики», существенно повысил интерес к отечественной анимации со стороны телеканалов. Лунькова также отмечает повышение интереса телеканалов к анимационным сериалам, что побуждает и «Союзмультфильм» после своего переезда активно заняться сериальным производством. «Российские сериалы выходят на международный рынок, хорошо работают в интернете, их активно обсуждают зрители, которые затем начинают интересоваться и авторской анимацией. В том же Суздале полные залы, фестиваль возит свои программы по разным городам и везде находит зрителей. На больших экранах появились выпуски „Мульта в кино“, что еще несколько лет назад сложно было себе представить. Большой фестиваль мультфильмов также собирает огромное количество зрителей на своих показах», — подчеркивает Лунькова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.