Россия - морская держава. Особенности российских морей
Оценка 5

Россия - морская держава. Особенности российских морей

Оценка 5
docx
19.10.2020
Россия - морская держава. Особенности российских морей
Моря России_.docx

8 класс

Тема: Россия - морская держава. Особенности российских морей. Практическая работа № 9. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России

Цель урока:

- познакомить учащихся с особенностями морей, омывающих территорию России.

 

Задачи:

Познавательные:

- рассмотреть природные ресурсы морей России;

- раскрыть экологические проблемы морей России;

- изучить по картам моря, проливы, заливы.

Развивающие:

- развивать умение составлять описание географического объекта с опорой на предложенный план;

- продолжить формировать умения самостоятельно работать с разными источниками географической информации

Воспитательные:

- воспитывать чувство гордости за свою страну, бережное отношение к природе;

 

ХОД УРОКА

 

1.                  Организационный момент.

2.                  Определение темы, целей и задач урока.

Вы уже знаете, что мы живем в самой большой по площади стране. В этом учебном году мы с вами познакомились с ГП, часовыми поясами, субъектами РФ, особенностями населения и размещения, разнообразием рельефа, климата. Впереди вас ждет еще много открытий об уникальности нашей страны. Сегодня мы поговорим о России как о морской державе…

 

Учитель: И еще ближе подвести вас к теме урока мне бы хотелось словами поэта Петра Степановича Комарова…

 

Учитель: Россия – морская держава.
Она в штормовые ветра
Свой парус холщовый держала
Ещё до деяний Петра.

П.С. Комаров

 

Учитель: Итак, тема нашего урока… (ученики предположительно отвечают «Моря России». «Моря»…)

 

Учитель: Да, тема нашего урока «Наши моря»

 

Актуализация знаний

Учитель: Что же нам уже известно о морях их курса 6 и 7 классов???

Показ слайдов (Море. Залив. Пролив. Свойства воды)

Учитель: а что нам не известно? …. Значит цель нашего урока – познакомиться с особенностями морей, омывающих Россию!

Учитель: для достижения нашей цели мы должны изучить по картам моря, проливы, заливы, рассмотрим отличительные черты морей, природные ресурсы морей России, раскроем экологические проблемы морей России, а также научимся характеризовать моря по предложенному плану.

 

3. Изучение нового материала

Задание для 1 группы.

1.                  Рассмотрите физическую карту России.

2.                  Определи к бассейну каких океанов относятся моря, омывающие берега России.

Задание для 2 группы.

Пользуясь физической картой, определи какие моря, заливы и проливы относятся к бассейну Атлантического океана.

Задание для 3 группы.

Определи по физической карте России какие моря, заливы и проливы относятся к бассейну Северного-Ледовитого океана?

Задание для 4 группы.

Определи по физической карте России какие моря, заливы и проливы относятся к бассейну Тихого океана?

 

2. Каковы особенности наших морей?

  Работа с текстом учебника. Учащиеся сами ищут ответы на вопросы учителя.

Учитель дополняет

Записываем в тетрадь:

а) Самое большое по площади – Берингово;

б) Самое маленькое по площади – Азовское;

в) Самое глубокое море России – Берингово (наибольшая глубина 5500 м);

г) Самое мелкое – Азовское (максимальная глубина 15 м);

д) Моря с самой низкой соленостью – моря Северного Ледовитого океана,

 

 

    4.  Рассматривая вопрос «Что дают моря и люди друг другу?»,. Работа по рисунку в учебнике «Ресурсы морей», стр. 112

Рассказ учителя

Важное промысловое значение имеют треска, сельдь, пикша, морской окунь, которых ловят в Баренцевом море, самом богатом биологическими ресурсами морем Северного Ледовитогоокеана. Продуктивность Белого моря в 4 раза ниже, чем в Японском. Лед и полярная ночь – неблагоприятные условия для развития планктона, поэтому, замерзающие на длительный период моря Северного Ледовитого океана не имеют важного промыслового значения. Исключение составляет не замерзающее Баренцево море.

Богаче ресурсами моря Тихого океана. Это основной район лова лососевых: кеты, горбуши, чавычи. А также ловят в морях сельдь, камбалу, сайру, добывают крабов у берегов камчатки. Ведется промысел морского зверя: каланы, котики, тюлени, моржи. Водоросль ламинария (морская капуста) используется для получения агар-агара, который применяется для изготовления пастилы, зефира, мармелада, конфет, тортов. Ламинарию используют и как корм для скота. Моря используются как транспортные пути.

В Каспийском море-озере находится 80% запасов осетровых рыб планеты – белуга, севрюга, стерлядь, осетр.

В Балтийском море ловят кильку, салаку, треску, угря. Треску и угря очень ценят местные жители. Треска очень жирная рыба, из нее получают рыбий жир.

Азовское море – важный район лова рыбы. Здесь ловят осетровых, судаков, лещей.

Черное море не имеет важного промыслового значения.

- Почему? (Оно заражено сероводородом). Но и здесь ведется лов скумбрии и ставриды.

На Кислогубской ПЭС (приливная электростанция) в Баренцевом море получают энергию благодаря использованию энергии морских приливов.

- Самые высокие приливы в России наблюдаются в Пенжинской губе Охотского моря, но первую ПЭС построили в Кислой губе Баренцева моря. Почему не в Пенжинской губе? (Баренцево море не замерзает, а Охотское море замерзает на длительный период, Пенжинская губа расположена в северо-восточном заливе Шелихова. Хотя и существует проект строительства ПЭС и в Пенжинской губе).

Моря имеют и богатые минеральные ресурсы. С шельфа Охотского моря (у о. Сахалин), Каспийского моря (а в будущем и с шельфа Баренцева моря) добывают нефть.

Побережья теплых морей являются курортными районами – они имеют особые ресурсы – рекреационные, которые используются для отдыха людей, восстановления их здоровья.

Записываем в тетрадь:

е) Моря. Имеющие главное промысловое значение – Охотское, Японское, Баренцево

ж) Моря, имеющие рекреационное значение – Черное, Азовское

5. Экологические проблемы морей

В двадцатом веке очень серьезной стала экологическая обстановка. Океан уже не в состоянии самоочищаться.

Основным источником загрязнения океанских вод являются стоки промышленных предприятий, поступающие с речной водой (40% загрязнения). Около 30% загрязнения приходится на морской транспорт. Особый вред наносят аварии танкеров – нефтеналивных судов, аварии на нефтепроводах, проложенных по дну морей, а также добыча нефти в море с буровых установок.

1 г нефти губит 2 тонны воды! Нефтяная пленка является препятствием к обмену влагой, теплом, кислородом между атмосферой и морской водой. Под нефтяной пленкой через 3 суток гибнет икра рыбы. Птицы, садящиеся на воду, облепляются нефтью и уже не могут взлететь.

Оказывается и внесение удобрений на полях может погубить живые организмы морей.

 

Пути улучшения экологической ситуации:

1.                  Использовать безотходные производства по побережьям и берегам рек.

2.                  Строительство очистных сооружений.

3.                  Избегать высокой концентрации (скопления промышленных предприятий) на побережьях морей.

4.                  Создание охраняемых акваторий (морских заповедников и заказников).

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Передай мяч.

Учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч (шарик для пинг-понга), называя слова по определенной теме: название океанов, морей, заливов, проливов, островов. Названия рыб.

 

4.Закрепление знаний и умений. Практическая работа № 9. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России

         

5.Итоги урока (ответ на вопрос «можно ли назвать Россию морской державой»


 

Тема: Россия - морская держава

Тема: Россия - морская держава

Изучение нового материала Задание для 1 группы

Изучение нового материала Задание для 1 группы

Баренцево море не замерзает, а

Баренцево море не замерзает, а
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2020