Россия в системе международных отношений второй половины XIX в. Практическая работа № 17
Оценка 4.6
Рабочие тетради
doc
история
Взрослым
10.04.2017
Практическая работа по истории включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ по истории, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям.
Разработчики: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
ПР 17.doc
Тема 9.7. Россия в системе международных отношений второй половины XIX в.
Раздел 9. Россия в XIX в.
Практическая работа № 17
Тема: Россия в системе международных отношений второй половины XIX в.
Учебная цель: формирование умения изучать письменные источники, извлекать из них новые
знания.
Учебные задачи: научиться работать с источниками, научиться обосновывать свою точку
зрения в дискуссии по исторической тематике.
Предметные результаты: сформированность представлений о современной исторической
науке, её специфике, методах исторического познания; сформированность умения самостоятельно
анализировать документальную базу по исторической тематике.
Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме
2. Ответить на вопросы
3. Прочитать документ и ответить на вопрос.
4. На основе документа сделать выводы об особенности русскотурецкой войны 18771878 гг.
5. На основе документа сделать выводы о причинах победы России.
6. Прочитать документ и ответить на вопросы.
7. Сравнить задачи внешней политики двух императоров: Александра II и Александра III.
Обеспеченность занятия
1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка
3. Тексты заданий
4. Учебник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО.
– М.: Академия, 2014
Краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
Окончание Крымской войны привело к коренному изменению ситуации в Европе.
Сложившийся против России англоавстрофранцузский блок — так называемая Крымская
система — был нацелен на сохранение ее политической изоляции и военностратегической
слабости, обеспеченной решениями Парижского конгресса. Россия не утратила своего положения
великой державы, но она потеряла право решающего голоса при решении международных
проблем, лишилась возможности оказывать эффективную поддержку народам Балкан. В связи с
этим главной задачей русской дипломатии стала борьба за отмену статьи Парижского мирного
договора о нейтрализации Черного моря.
На западном направлении Россия стремилась ликвидировать свою внешнеполитическую изо
ляцию. Отношения с центральноевропейскими государствами определялись традиционными
1 династическими связями, общностью их политических и идеологических устоев. Царское
правительство было готово и к новым политическим союзам для поддержания европейского
равновесия и восстановления своего международного престижа.
Большое значение приобрело среднеазиатское направление. Русское правительство
выдвинуло и осуществило программу присоединения Средней Азии, ее дальнейшего освоения и
колонизации.
В связи с усилением национальноосвободительных движений на Балканах в 70е годы XIX
в. вновь особое звучание приобрел восточный вопрос. Народы Балканского полуострова
развернули борьбу за освобождение от османского ига и создание национальных независимых го
сударств. В этом процессе Россия участвовала дипломатическими, политическими и военными
методами.
Во второй половине XIX в. дальневосточное направление во внешней политике России
постепенно изменяло свой периферийный характер. Англофранцузская диверсия на Камчатке во
время Крымской войны, ослабление Китая и его превращение в страну, зависимую от англо
германофранцузского капитала, быстрый рост морских и сухопутных сил Японии показали
необходимость усиления российских экономических и военностратегических позиций на Дальнем
Востоке.
По Айгунскому (1858) и Пекинскому (1860) договорам с Китаем за Россией была закреплена
территория по левому берегу реки Амур и весь Уссурийский край. Русские колонисты при
поддержке правительства начали быстро осваивать эти благодатные земли. Там вскоре возник ряд
городов — Благовещенск, Хабаровск, Владивосток и др.
Начали развиваться торговые и дипломатические отношения с Японией. В 1855 г. между
Россией и Японией был заключен Симодский договор о постоянном мире и дружбе. Он закреплял
право России на северную часть Курильских островов. Остров Сахалин, принадлежавший России,
объявлялся совместным владением. В 1875 г. в Петербурге был подписан новый русскояпонский
договор, по которому остров Сахалин признавался исключительно российским. В качестве
компенсации Япония получила Курильские острова. Территория Сахалина и Курил в конце XIX в.
продолжала являться источником напряженности в русскояпонских отношениях.
Продолжая традицию первой половины XIX в., Россия проводила доброжелательную
политику по отношению к США. В отличие от Англии она выступила на стороне Севера в его
борьбе против рабовладельческого Юга. Далее она постоянно поддерживала США в международ
ных делах. В 1867 г. Россия уступила (фактически продала) за 7,2 млн. долларов Северо
Американским Соединенным Штатам пустынную северозападную часть американского материка
— полуостров Аляску. Современники полагали, что эти земли не стоят такой суммы. Однако
впоследствии выяснилось, что Аляска является богатейшей кладовой полезных ископаемых
(золото, нефть и др.). В целом же отношения России с США еще не играли определяющей роли в
международных делах.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Какую роль играло во внешней политике России западное направление? С чем это связано?
2. Почему восточное направление внешней политики получило значительное развитие во
второй половине XIX в.? В чем это проявилось? К каким результатам привело?
2 3. Чем можно объяснить отказ России от дальнейшего продвижения на Восток?
4. Почему правящие круги отказались от расширения присутствия России в Америке,
центральной и южной частях Тихого океана?
Задания для практического занятия
Задание 1. Прочитайте документ и ответьте на вопрос.
Документ. Шукуров Р. Родина 1995, №10
«Глобальным результатом русского завоевания стало приобщение Средней Азии к
европейскому универсализму и «снятие» ситуации того исторического тупика, в котором регион
оказался в восемнадцатом веке. Не только появление железных дорог и исчезновение разбойников
на дорогах, но сохранение интеллектуальной жизни и традиций стало цивилизационным
«активом» включение Средней Азии в состав Российской империи.
….Самым важным в этом продвижении России на Восток было столкновение русского
сознания с реальностью исламского мира. …Уже к «серебренному веку» Петербург активно
формирует свой собственный взгляд на Восток, на цивилизационные процессы, происходящие
там, начинает лидировать в освоении исламской культуры».
Вопрос к документу. Какие результаты имело завоевание Средней Азии для местных
народов и для России?
Задание 2. Прочитайте документы и ответьте на вопросы.
Документ 1. Из воспоминаний С.Ю.Витте о настроениях в русском обществе перед
русскотурецкой войной.
«Как известно, русскотурецкая война началась с сербскотурецкой войны. Командующим
сербской армией был наш известный генерал Черняев. В это время через Одессу из России в
сербскую армию ехала масса добровольцев. В то время в Одессе было Славянское общество… И
так как мы очень увлекались «славянской идеей» идеей взятия Константинополя, то очень
усердно занимались отправкой добровольцев…..все в это время были заражены патриотическим
духом, тем патриотическим направлением, которое…вынудило императора Александра II
объявить войну Турции. Тогда был общий подъем русского патриотического самосознания
именно в смысле славянского единения».
Документ 2. Мнение историка Н.А.Троицкого.
« Чуть ли не все слои российского общества толкали правительство к решительной
поддержке славян, вплоть до силы оружия, толкали из разных соображений. Реакционные круги
жаждали войны, ибо рассчитывали войной (конечно, победоносной) «объединить» Россию вокруг
трона и славян вокруг России. Либералы надеялись, что война за освобождение «братьев
славян»повлечет за собой рост освободительных настроений в самой России снизу доверху и
побудит царизм согласиться на конституцию. Наконец, революционеры считали, что
освободительный характер войны оживит (как в 1812 ) политическое самосознание нации и
стимулирует подъем революционной борьбы за свержение царизма…».
3 Вопросы к документам.
1. Назовите особенности русскотурецкой войны 18771878 гг.
1. Каким было отношение российского общества к этой войне.
Задание 3. Прочитайте документ и ответьте на вопрос.
Документ. С.Ю.Витте о русскотурецкой войне
« Во время турецкой войны как войска, так и многие из наших военачальников показали
замечательную доблесть, замечательные военные способности и военную силу, так что в конце
концов мы очутились около Константинополя…Мы победили всетаки скорее громадным
численным перевесом над неприятелем, нежели превосходством наших боевых качеств по
сравнению с турками…».
Вопрос к документу. Назовите причины победы России
Задание 4. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
Документ. Мнение историка П.Андреева.
«Условия СанСтефанского договора вполне отвечали интересам России и балканских
народов. Однако усиление России на Балканах и ближневосточном регионе пугало
западноевропейские державы. Они выразили протест против СанСтефанского договора т и
грозили России войной. в этих условиях русское правительство согласилось на созыв
общеевропейского конгресса, который состоялся в Берлине летом 1878 г. Россия на нем
оказалась в полной изоляции: ей противостояли Англия и АвстроВенгрия, пользовавшиеся
поддержкой Франции. Германский канцлер О.Бисмарк … также занял антирусскую позицию. В
результате СанСтефанский мир был пересмотрен. Сербия, Черногория и Румыния сохранили
независимость, но Болгария была разделена по Балканскому хребту на две части: Северная
получала полную автономию, Южная оставалась турецкой провинцией. Англия самовольно
оккупировала Кипр, ставший ее важнейшей военноморской базой в Средиземном море; Автро
Венгрия захватила Боснию и Герцеговину. Таким образом, из кровопролитной для России войны
максимальную пользу извлекли западноевропейские державы»
Вопросы к документу
1.
2.
Каковы условия СанСтефанского договора?
Почему европейские государства выразили недовольство условиями Сан
Стефанского договора?
3.
Как Берлинская конференция изменила результаты русскотурецкой войны 1877
1878 гг.?
Задание 5. Сравните задачи внешней политики двух императоров: Александра II и
Александра III.
Александр III, в отличие от своего отца, полностью полагавшегося на министра иностранных
дел Горчакова, прочно взял руководство внешней политикой в свои руки. Главой Министерства
иностранных дел был назначен скромный и исполнительный чиновник Н. К. Гире, который, по
существу, стал не столько министром, сколько исполнителем поручений императора по
4 международным вопросам. Во главе многих подразделений министерства и в русских посольствах
в ведущих странах мира оставались опытные дипломаты горчаковской школы, что
способствовало успехам внешней политики страны. Вступив на престол, Александр III в депеше
послам России объявил, что желает сохранить мир со всеми державами. На протяжении своего
13летнего царствования он придерживался весьма осторожной внешней политики, считая, что «у
России нет друзей», так как «нашей огромности боятся». Исключение делалось лишь для
Черногории. Настоящими же «союзниками» государства Александр III считал его армию и флот.
В то же время, в отличие от наступательной и целенаправленной внешней политики Александра
II , политика Александра III была выжидательной, ее направления и предпочтения часто
менялись, находясь в зависимости от личных симпатий и настроений императора. Основными
задачами русской внешней политики в 80х — начале 90х гг. стали: укрепление влияния на
Балканах, поддержание добрососедских и мирных отношений со всеми странами, поиск надежных
союзников, установление мира и границ на юге Средней Азии, закрепление России на новых
территориях Дальнего Востока.
Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебнометодические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к практическому
занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь
Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 1 балл
Задание 2 – 1 балл
Задание 3 – 1 балл
Задание 4 – 1 балл
Задание 5 – 1 балл
Форма контроля выполнения практической работы:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических
работ
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. –
М.: Академия, 2014.
2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до
конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.
5
Россия в системе международных отношений второй половины XIX в. Практическая работа № 17
Россия в системе международных отношений второй половины XIX в. Практическая работа № 17
Россия в системе международных отношений второй половины XIX в. Практическая работа № 17
Россия в системе международных отношений второй половины XIX в. Практическая работа № 17
Россия в системе международных отношений второй половины XIX в. Практическая работа № 17
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.