РП По элективному курсу «Решение задач по физике» 10- 11 класс
Оценка 4.9

РП По элективному курсу «Решение задач по физике» 10- 11 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
23.11.2023
РП По элективному курсу «Решение задач по физике»  10- 11 класс
РП электив.docx

                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

 

По элективному курсу «Решение задач по физике»

 

10- 11 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Осеева Ольга Владимировна

учитель физики

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Содержание

 

 

1.

Пояснительная записка……………………………………………………..

3

2

Календарно-тематическое планирование элективного  курса «Решение задач по физике», 10-11 классы………………………………………………

 

 

8

3.

Материально-техническое обеспечение элективного курса «Решение задач по физике», 10-11 классы .……………………………..………………………

 

8

 

4.

     Список литературы элективного курса «Решение задач по физике»,  10-11      классы …………………………………………………………………………

 

9

5.

Приложение………………………………………………………………….

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

 

1.1.Рабочая программа элективного курса «Решение задач по физике», 10-11 классы, составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, образовательной программы среднего образования (ФБУП-2004), примерными  программами среднего  общего образования  по учебному курсу «Физика», 10-11 классы (базовый уровень), авторскими  программами:

- Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А. по  учебному предмету «Физика», 10 класс (базовый уровень);

- Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А., Чаругин В.М. по учебному предмету  «Физика», 11 класс (базовый уровень).

         Учебников:

- Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А., Физика 10 класс (базовый уровень), ООО «Дрофа», 2017,2018гг; https://rosuchebnik.ru/product/fizika-bazovyy-uroven-10-klass-uchebnik-428391/

-Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А., Чаругин В.М., Физика 11 класс (базовый уровень), ООО «Дрофа», 2017,2018гг. https://rosuchebnik.ru/product/fizika-bazovyy-uroven-11-klass-uchebnik-428159/

Место курса по выбору  «Измерение физических величин», 10-11 классы  в учебном плане

       Элективный курс  (далее курс) «Решение задач по физике», 10-11 классы рассчитан:

10 класс 16 часов – 1 группа, 18 часов - 2 группа; по 0,5 часа в неделю;

11 класс 35 часов, по 1 часу в неделю.

 

1.2. Общая характеристика курса  

«Решение задач по физике», 10-11 классы

     Включённая в Обязательный минимум содержания образования по физике, экспериментальная подготовка, занимает важное место в учебном процессе. В современной концепции физического образования особое внимание уделяется необходимости освоения учащимися научного метода познания, в том числе и его экспериментальной составляющей.    В связи с введением профильного обучения на старшей ступени образования возникает необходимость внедрения дополнительных спецкурсов, направленных на формирование как общекультурных, так и предметных компетенций. Основным принципом реализации концепции профильного образования является дифференциация образования. При этом ученик получает возможность выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Данный элективный курс будет интересен учащимся, изучающим физику на базовом уровне, так как позволит скомпенсировать уменьшение часов, отводимых на изучение предмета в рамках программ базового уровня. Особый интерес курс «Измерение физических величин» представляет для учеников, выбирающих изучение физики на углублённом уровне и ориентированных на поступление в технические ВУЗы.

В рамках данного курса учащиеся получают более полное представление о методах измерения физических величин, принципах действия измерительных приборов, способах обработки результатов измерений и видах их представления; приобретают навыки планирования и организации экспериментальной деятельности, выбора рационального метода измерений и анализа полученных результатов, опыт самостоятельного выполнения экспериментов, решения заданий исследовательского типа.

Для учащихся, изучающих физику на профильном уровне, также большой интерес представляют методики решения практико-ориентированных заданий, аналогичных заданиям, предлагаемым ЕГЭ. В курсе даются сведения о методах физических измерений, полезные не только будущим физикам или инженерам, но и каждому человеку в его повседневной практической жизни.

1.3.Цели и задачи курса «Решение задач по физике», 10-11 классы  

       Цель курса:

       предоставление учащимся возмож­ности удовлетворить индивидуальный интерес к изуче­нию практических приложений физики в процессе по­знавательной и творческой деятельности при прове­дении самостоятельных экспериментов и исследова­ний.

Задачи курса:

·           помочь учащимся в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения;

·           научить применять знания для объяснения явлений природы, свойств вещества;

·           развивать умение самостоятельно приобретать и оценивать  новую информацию физического содержания;

·           использовать современные информационные технологии.

 

1.4.Общеучебные умения, навыки и способы деятельности по курсу 

«Решение задач по физике», 10-11 классы:

 

·           объяснять физические явления,

·           решать расчетные, качественные, графические задачи на применение законов физики.

·      осуществлять поиск информации в различных источниках.

 

1.5.Содержание по   курсу «Решение задач по физике», 10-11 классы.

 

10 класс

МЕХАНИКА (18 ч.)

1. Кинематика материальной точки (5 ч.)

Средняя скорость. Мгновенная скорость. Относительная скорость. Равномерное прямолинейное движение. График равномерного прямолинейного движения. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Решение графических задач на свободное падение тел. Одномерное движение в поле тяжести при наличии начальной скорости. Баллистическое движение. Кинематика периодического движения. Колебательное движение материальной точки.

 

2. Динамика материальной точки (4 ч.)

Законы Ньютона. Сила упругости. Сила трения. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Применение законов Ньютона. Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости.

 

3. Законы сохранения (4 ч.)

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Работа силы. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Абсолютно неупругое столкновение. Абсолютно упругое столкновение.

 

4. Динамика периодического движения (2 ч.)

Движение тела в гравитационном поле. Динамика свободных колебаний. Колебательная система под действием внешних сил. Вынужденные колебания. Резонанс.

 

5. Механические и звуковые волны (3 ч.)

Периодические волны. Стоячие волны. Звуковые волны. Высота, тембр, громкость звука.

 

 

11 класс

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (35 ч.)

1. Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов (6 ч.)

Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Электростатическое поле заряженной сферы и заряженной плоскости.

 

2. Энергия электромагнитного взаимодействия (8 ч.)

Работа сил электростатического поля. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Диэлектрики в электростатическом поле. Проводники в электростатическом поле. Электроемкость конденсатора. Энергия электростатического поля. Объемная плотность энергии электростатического поля.

 

3. Постоянный электрический ток (12 ч.)

Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Удельное сопротивление. Зависимость сопротивления веществ от температуры. Закон Ома для замкнутой цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа, мощность, тепловое действие постоянного тока. Электролиз.

 

4. Магнетизм (6 ч.)

Закон Ампера. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитных полях. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

 

5. Электромагнетизм (3 ч.)

Закон Фарадея – Максвелла. Правило Ленца. Трансформатор. Сопротивление, индуктивность, емкость в цепи переменного тока.

 

1.6.Учебно-тематический план  курса 

«Решение задач по физике», 10-11 классы

 

№ п/п

Тема, раздел

Количество уроков

10 класс

Кинематика материальной точки

5 часов

1

Средняя скорость. Мгновенная скорость

1

2

Равномерное прямолинейное движение

1

3

Свободное падение

1

4

Одномерное движение в поле тяжести при наличии начальной скорости

1

5

Кинематика периодического движения

1

Динамика материальной точки 

4 часа

6

Законы Ньютона

1

7

Сила трения

1

8

Сила тяжести. Вес тела

1

9

Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости

1

Законы сохранения 

4 часа

10

Импульс материальной точки

1

11

Работа силы. Мощность

1

12

Закон сохранения импульса

1

13

Закон сохранения механической энергии

1

Динамика периодического движения

2 часа

14

Движение тела в гравитационном поле

1

15

Колебательная система под действием внешних сил. Вынужденные колебания. Резонанс

1

Механические и звуковые волны 

3 часа

16

Периодические волны

1

17

Звуковые волны

1

17

Итоговое контрольное тестирование

1

11 класс

Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов 

6 часов

1

Закон сохранения заряда.

1

2

Закон Кулона.

1

3

Напряженность электрического поля.

1

4

Принцип суперпозиции электрических полей

1

5

Электростатическое поле заряженной сферы

1

6

Электростатическое поле заряженной плоскости

1

Энергия электромагнитного взаимодействия

8 часов

7

Работа сил электростатического поля

1

8

Потенциал электростатического поля

1

9

Разность потенциалов

1

10

 Диэлектрики в электростатическом поле

1

11

 Проводники в электростатическом поле

1

    12

  Электроемкость конденсатора

1

     13

Энергия электростатического поля

1

14

Контрольное тестирование «Электромагнитное взаимодействие»

1

Постоянный электрический ток 

12 часов

15

Сила тока

1

16

Закон Ома для участка цепи

1

17

Сопротивление

1

18

Удельное сопротивление

1

19

Зависимость сопротивления веществ от температуры

1

     20

Закон Ома для замкнутой цепи

1

    21

Последовательное соединение проводников

1

  22

Параллельное соединение проводников

1

 23

Работа и мощность тока

1

 24

Тепловое действие постоянного тока

1

25

Электролиз

1

26

Контрольное тестирование «Постоянный электрический ток»

1

Магнетизм 

6 часов

27

Закон Ампера

1

28

Индукция магнитного поля

1

29

Магнитный поток

1

30

Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитных полях

1

31

Индуктивность. Энергия магнитного поля

1

32

Закон Фарадея – Максвелла

1

Электромагнетизм 

3 часа

33

Правило Ленца. Трансформатор

1

34

Сопротивление, индуктивность, емкость в цепи переменного тока

1

35

Контрольное тестирование «Электромагнетизм»

1

 

1.7.Требования к уровню подготовки учащихся по курсу

«Решение задач по физике», 10-11 классы.

В результате изучения программы курса обучающиеся должны

 

·         знать/понимать:

·         методы измерения физических величин;

·         устройство и принцип действия измерительных приборов;

·         способы обработки и представления результатов измерений.

·         уметь:

·         планировать физический эксперимент в соответствии с поставленной задачей;

·         научиться выбирать рациональный метод измерений;

·         выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты;

·         применять приобретенные навыки в нестандартной обстановке;

·         стать компетентными во многих практических вопросах.

 

1.8.Критерии оценивания обучающихся по курсу «Решение задач по физике», 10-11 классы.

Отметка «Зачтено»:

• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, за­дача решена рациональным способом.

•в логическом  рассуждении и решении нет существен­ных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

•в логическом  рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.         

Отметка «Не зачтено»:                                                

•имеются существенные ошибки в логическом  рассужде­нии и в решении.

•отсутствие ответа на задание.

 

1.9. Промежуточная аттестация  обучающихся по  курсу  «Решение задач по физике», 10-11 классы.

 

10 класс:

Вид: учет текущих достижений.

Форма:  -

11 класс:

Вид: учет текущих достижений.

Форма:  -

 

Безотметочная  система с записью в  зачетном листе по итогам учебного  года «зачтено»/«не зачтено» (портфолио  обучающихся).

 

2.Календарно-тематическое планирование  по курсу «Решение задач по физике», 10-11 классы  представлено в приложении к рабочей программе курса «Решение задач по физике», 10-11 классы

 

3. Материально-техническое обеспечение курса

«Решение задач по физике», 10-11 классы .

 

№ п/ п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

1

Печатная продукция:

1.        Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение/ сост. В.А. Коровин.-3-е изд., стереотип.  М.: «Дрофа», 2007

2.        Н.И. Зорин. Элективный курс. Методы решения физических задач 10-11 классы. М.: «ВАКО», 2007 (Мастерская учителя).

3.        И.Л. Касаткина. Репетитор по физике. Издание 8-е, дополненное, под редакцией  Т.В. Шкиль,  Ростов на Дону: «Феникс», 2008. (Абитуриент).

4.        Л.А. Кирик, Ю.И. Дик. Сборник заданий и самостоятельных работ для 10 класса. М.: «Илекса», 2004

5.        Г.Н. Степанова. Сборник задач по физике: Для 9-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2006

 

2

Интерактивный комплекс «Smart Board» с программным обеспечением Windows XР и программа Microsoft Office-Power Point:

ü  Интерактивная лекционная доска Hitachi FX77(Star Board

ü  Компьютер kraftway idea модель KR 71 в сборе

ü  Мультимедиапроектор Hitachi CP-X1

ü  Планшет цифровой графический Genius G-Note 5000

ü  Видеомагнитофон  Самсунг

ü  Щит для электроснабжения лабораторных столов напряжением 36 ¸ 42 В

 

Используется учителем, обучающимися в соответствии с планируемой потребностью учителя и учащихся.

3

Учебно-наглядные пособия:

        Таблицы:

ü  Тематические таблицы по физике.

Демонстрационное оборудование

ü  Комплект по механике для практикума

ü  Комплект для практикума по электродинамике

ü  Набор по статике с магнитными держателями

ü  Тележки легкоподвижные с принадлежностями

ü  Комплект пружин для демонстрации волн

ü  Трубка Ньютона

Модели

ü  Модель двигателя внутреннего сгорания

ü  Модели молекулярного движения, давления газа

 

1) таблицы к основным разделам изучаемого материала (в соответствии с программой);

2)комплекты наглядных пособий в соответствии с тематикой, определенной в программе

3) Демонстрационное оборудование, модели, в соответствии с тематикой, определенной в программе

 

 

3. Список литературы курса «Решение задач по физике», 10-11 классы.

 

Литература для учителя

 

1.        Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение/ сост. Коровин В.А. -3-е изд., стереотип.  М.: «Дрофа», 2007

2.        Зорин Н.И. Элективный курс. Методы решения физических задач 10-11 классы. М.: «ВАКО», 2007 (Мастерская учителя).

3.        Касаткина И.Л. Репетитор по физике. Издание 8-е, дополненное, под редакцией  Шкиль Т.В.,  Ростов на Дону: «Феникс», 2008. (Абитуриент).

4.        Кирик Л.А. Сборник заданий и самостоятельных работ для 10 класса. М.: «Илекса», 2006

5.        Степанова Г.Н. Сборник задач по физике: Для 9-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2006

 

Литература для учащихся

 

1.        С.И. Кабардина, Н.И. Шеффер. Измерения физических величин: Учебное пособие. М.: «БИНОМ», 2005

2.        Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика : учебник  для 10 классов общеобразовательных учреждений, 15-е издание. М.: «Просвещение», 2011

3.        Г.Н. Степанова. Сборник задач по физике: Для 9-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2006

 

Электронные ресурсы

1.        Алгоритмы решения задач по физике: festival.1september.ru/articles/310656

2.        Мультимедийное пособие «TeachPro  Решебник по физике» ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение», 2003

3.        Формирование умений учащихся решать физические задачи: revolution.allbest.ru/physics/00008858_0.html

                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа По элективному курсу «Решение задач по физике» 10- 11 класс

Рабочая программа По элективному курсу «Решение задач по физике» 10- 11 класс

Содержание 1.

Содержание 1.

Пояснительная записка 1.1

Пояснительная записка 1.1

Цели и задачи курса «Решение задач по физике», 10-11 классы

Цели и задачи курса «Решение задач по физике», 10-11 классы

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (35 ч.) 1. Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов (6 ч

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (35 ч.) 1. Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов (6 ч

Динамика периодического движения 2 часа 14

Динамика периодического движения 2 часа 14

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Решение задач по физике», 10-11 классы

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Решение задач по физике», 10-11 классы

Физика. 9-11 классы. Профильное обучение/ сост

Физика. 9-11 классы. Профильное обучение/ сост

Учебно-наглядные пособия:

Учебно-наглядные пособия:

РП По элективному курсу «Решение задач по физике» 10- 11 класс

РП По элективному курсу «Решение задач по физике»  10- 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2023