Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Мой город»
1. Вводное слово воспитателя.
- Ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение.
Жура, Журу, журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил.
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!
В: - Вы согласны со словами журавля? Почему, объясните? (ответы детей)
В:– Знаете ли вы, почему место, где живет много людей, называется городом? (ответы детей)
- Произнесите слово «город» медленно, вслушайтесь в это слово. В сказках, былинах город по-старинному называли град: Киев-град, Москва-град. В давние времена велись частые войны за землю, и, чтобы защитить себя от врагов, люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости.
- Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? С тех пор огороженное место называют городом. Так от старинного слова «град» и образовалось современное слово «город».
2. Традиции родного края.
– Много на нашей планете городов. У каждого есть свое имя, как и у человека. Города бывают молодые и старые, шумные и спокойные. А в каких городах вы бывали? (ответы детей)
- А как называется город, в котором мы живем? (Киров)
- Как называют жителей нашего города? (Кировчане)
- Верно, мы с вами называемся кировчанами, так как тоже живем здесь. Наш город небольшой, но очень уютный и красивый. В Кирове много зданий, домов и улиц. А сейчас давайте поиграем в игру «Назови улицу, на которой ты живешь»
- В нашем городе много детских садов. Ребята, а как называется детский сад, в который вы ходите?
- А кто-нибудь из вас знает, как называется улица, на которой находится наш детский сад? (Энегельса)
- И взрослые, и дети очень любят свой город. У каждого из нас здесь есть свой любимый уголок. Но есть в нашем городе места, куда любят приходить не только кировчане, но и гости из других городов. Такие места города называются достопримечательностями. Как вы понимаете слово «достопримечательность»? (красивые, памятные места).
Демонстрация иллюстрации самолета.
Воспитатель: Это одна из достопримечательностей нашего города.
- Ребята, вы узнаете это место? А как вы думаете, для чего в нашем городе стоит этот самолет? Для рассказа пользуйтесь схемой, которую я вам сейчас покажу.
Памятка + рассказ детей
- Ребята, это не обычный самолет. Это самолет - памятник, или по- другому - мемориал. Он напоминает нам о Защитниках Отечества.
В Кирове есть мемориал!
Ему не занимать величья -
Миг - 27 на пьедестал
Вознесся в боевом обличье.
Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, где в нашем городе можно покататься на карусели? (в парке им. Чистякова, на дельфинчиках)
- Вам там нравится? Вы часто там бываете. Расскажите. Не забывайте про нашу памятку.
Памятка + рассказ детей
А теперь давайте немного отдохнем, и покатаемся на карусели.
Физминутка:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спишите
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два
Вот и кончилась игра. (2 раза).
- А какие же еще есть места для детей в нашем городе? Расскажите мне пожалуйста.
Памятка + рассказ детей
Демонстрация иллюстрации Храма.
Воспитатель: это другая достопримечательность нашего города. Ребята, вы узнали это место? Это храм Александра Невского. Как вы считаете, он украшает наш город?
- Ребята, как вы думаете, на что похож храм?
- Мне кажется, он похож на сказочный дворец. Храм очень яркий, нарядный и праздничный. Посмотрите на крышу храма. Она не такая, как в обычном доме. В обычном доме - крыша, а у храма - это купол. А еще у каждого храма есть обязательно колокольня. Перед службой звонят колокола и созывают народ в храм.
Демонстрация иллюстрации памятника скорбящей матери.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту иллюстрацию. Узнаете этот памятник?
- Кто мне сможем про него рассказать, кто-нибудь запомнил что-то с экскурсии?
Памятка + рассказ детей
- Этот памятник был открыт совсем недавно, год назад, 22 июня, в День памяти и скорби. Он воздвигнут в честь работников завода, которые воевали на фронтах Великой Отечественной и отдали свою жизнь за нашу Родину. На мемориальных плитах – 150 фамилий кировчан. Память о них бережно хранят в каждой семье, гордятся подвигами героических дедов и прадедов.
- Скажите мне пожалуйста, а вы любите свой город?
- За что вы его любите? Почему?
- Давайте вместе с вами составим советы «Как любить свой город». Для того, чтобы город был чистым и красивым, нужно:
1) ломать ветви деревьев;
2) рвать цветы, топтать цветники;
3) ломать скамейки, песочницы;
4) разрисовывать здания и дома;
5) разбрасывать мусор кто и где хочет.
- Правильные я дала вам советы? А давайте теперь составим правильные?
- Ребята, вы придумали очень хорошие советы. Надеюсь, что вы их будете выполнять. Обещаете?
- Ребята, наш город очень красивый и мы с вами в этом убедились, когда знакомились с его достопримечательностями. А сейчас я хочу проверить, как вы запомнили памятные места. Посмотрите на картинки и скажите, какие же из них лишние и не относятся к нашему городу?
Дидактическая игра «Что лишнее?»
- Молодцы, правильно, две картинки лишние - это виды города Калуга. Вы все сегодня очень постарались. С какими достопримечательностями города мы с вами сегодня познакомились? (храм, парк им. чистякова, самолет, памятник скорбящей матери)
Обойди хоть сто дорог,
Обогни планету,
Невелик наш городок,
А дороже нету.
- Вот в таком замечательном городе мы живем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.