Цели: закрепить представления о публицистическом стиле; повторить сведения о тексте (стиль, тип, тема, абзац, микротема).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чтение подобранных текстов, написанных в публицистическом стиле.
III. Беседа о назначении публицистического стиля.
1. Запись на доске и в тетрадях.
Отмечаем синтаксическое родство и основное свойство публицистики: она занимается вопросами, важными для всего общества (то есть общественно-политическими) в данное время (т. е. актуальными, злободневными, прилагательное злободневный образовано от фразеологизма злоба дня – то, что привлекает внимание, занимает всех в данное время).
Публицист – писатель, создающий произведения на общественно-политические темы.
Публицистика – род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.
Публицистический стиль – стиль произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.
Запись в тетради.
Назначение публицистического стиля – воздействовать на читателя и слушателя.
– Какие же актуальные вопросы поднимаются в подобранных вами текстах?
2. Работа с упражнением 59.
– Что утверждает Исократ? К чему призывает?
– Какие средства используются им, чтобы сделать свою речь убедительной?
3. Составление таблицы.
4. Языковые приемы:
– употребление стандартных выражений;
– употребление экспрессивных выражений;
– совмещение книжной и разговорной лексики;
– использование слов в переносном значении;
– повторы;
– обратный порядок слов (инверсия).
4. Работа с упражнением 60 (устно).
– Докажите, что выступление академика А. Д. Сахарова в связи с вручением ему в 1975 году Нобелевской премии имеет обладает приметами публицистического стиля.
5. Закрепление.
Перед глазами учащихся отпечатанный текст из «Поучения» Владимира Мономаха.
– К какому стилю он относится? Докажите это.
– Какова тема текста? К чему призывает Владимир Мономах?
– Какова структура, композиция «Поучения»?
– Восстановите текст (записывать его не надо), выпишите слова с пропущенными буквами, укажите обращения.
… (Дети) мои или иной кто, слушая эту грамотку, (не) посмейтесь над нею, а примите … (ее) в сердце … (свое) и (не) л..нитесь, но усердно трудит..сь.
Везде, куда вы … (пойдете) и где остановит..сь, напоите и … (накормите) просящего. Всего же более убогих (не) забывайте, подавайте сироте, и вдовицу ра(с,сс)удите сами, а (не) давайте сильным убить человека.
… (Старых) чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите … (гостя), откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если (не) мож..те почтить его подарком, то угостите его пищей и питьем; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым.
Что умеете хорош..го, того не … (забывайте), а чего (не) умеете, тому учитесь… Ле(н,нн)ь ведь … (мать) всему дурному: что кто … (умеет), тот забуд..т, а чего (не) умеет, тому (не) научит(ь)ся. Добро же творя, (не) л..нитесь ни на что … (хорошее).
6. Свободный диктант (упражнение 63).
Укажите языковые средства публицистического стиля. Сформулируйте основную мысль текста. В записанном тексте подчеркните причастия.
(Сдать тетради на проверку.)
IV. Подведение итогов урока.
– Назовите характерные черты публицистического стиля; где он используется.
Домашнее задание: упражнение 62 (для сильных учащихся): составить выступление-обращение (устно) в публицистическом стиле, уточнить тему, записать план, рабочие материалы к нему. Для слабых учащихся: из газет или журналов вырезать текст в публицистическом стиле, отметив черты, характерные для данного стиля.
20.docx
У р о к 20
Р/Р. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Ц е л и: закрепить представления о публицистическом стиле; повторить
сведения о тексте (стиль, тип, тема, абзац, микротема).
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Чтение подобранных текстов, написанных в публицистическом стиле.
III. Беседа о назначении публицистического стиля.
1. З а п и с ь н а д о с к е и в тетрадях.
Отмечаем синтаксическое родство и основное свойство публицистики: она
занимается вопросами, важными для всего общества (то есть общественно
политическими) в данное время (т. е. актуальными, злободневными,
прилагательное злободневный образовано от фразеологизма злоба дня – то, что
привлекает внимание, занимает всех в данное время).
Публицист – писатель, создающий произведения на общественно
политические темы.
Публицистика – род произведений, посвященных актуальным проблемам и
явлениям текущей жизни общества.
Публицистический стиль – стиль произведений, посвященных актуальным
проблемам и явлениям текущей жизни общества.
З а п и с ь в т е т р а д и.
Назначение публицистического стиля – воздействовать на читателя и
слушателя.
– Какие же актуальные вопросы поднимаются в подобранных вами текстах?
2. Р а б о т а с у п р а ж н е н и е м 59.
– Что утверждает Исократ? К чему призывает?
– Какие средства используются им, чтобы сделать свою речь убедительной? 3. С о с т а в л е н и е т а б л и ц ы.
4. Языковые приемы:
– употребление стандартных выражений;
– употребление экспрессивных выражений;
– совмещение книжной и разговорной лексики;
– использование слов в переносном значении;
– повторы;
– обратный порядок слов (инверсия).
4. Р а б о т а с у п р а ж н е н и е м 60 (устно).
– Докажите, что выступление академика А. Д. Сахарова в связи с вручением
ему в 1975 году Нобелевской премии имеет обладает приметами
публицистического стиля.
5. З а к р е п л е н и е .
Перед глазами учащихся отпечатанный текст из «Поучения» Владимира
Мономаха.
– К какому стилю он относится? Докажите это.
– Какова тема текста? К чему призывает Владимир Мономах?
– Какова структура, композиция «Поучения»?
– Восстановите текст (записывать его не надо), выпишите слова с
пропущенными буквами, укажите обращения.
… (Дети) мои или иной кто, слушая эту грамотку, (не) посмейтесь над нею, а
примите … (ее) в сердце … (свое) и (не) л..нитесь, но усердно трудит..сь.
Везде, куда вы … (пойдете) и где остановит..сь, напоите и … (накормите)
просящего. Всего же более убогих (не) забывайте, подавайте сироте, и вдовицу
ра(с,сс)удите сами, а (не) давайте сильным убить человека.
… (Старых) чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите …
(гостя), откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если (не) мож..те почтить его подарком, то угостите его пищей и питьем; ибо он,
проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым.
Что умеете хорош..го, того не … (забывайте), а чего (не) умеете, тому
учитесь… Ле(н,нн)ь ведь … (мать) всему дурному: что кто … (умеет), тот
забуд..т, а чего (не) умеет, тому (не) научит(ь)ся. Добро же творя, (не) л..нитесь
ни на что … (хорошее).
6. С в о б о д н ы й д и к т а н т (упражнение 63).
Укажите языковые средства публицистического стиля. Сформулируйте
основную мысль текста. В записанном тексте подчеркните причастия.
(Сдать тетради на проверку.)
IV. Подведение итогов урока.
– Назовите характерные черты публицистического стиля; где он
используется.
Домашнее задание: упражнение 62 (для сильных учащихся): составить
выступлениеобращение (устно) в публицистическом стиле, уточнить тему,
записать план, рабочие материалы к нему. Для слабых учащихся: из газет или
журналов вырезать текст в публицистическом стиле, отметив черты,
характерные для данного стиля.
"Р/Р. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ"
"Р/Р. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ"
"Р/Р. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.