Русская культура первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)
Оценка 4.6

Русская культура первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)

Оценка 4.6
Рабочие листы +1
docx
история
9 кл
27.02.2018
Русская культура  первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)
Русская культура первой половины XIX века представлена направлениями: Наука и образование. Литература. Архитектура. Живопись и скульптура. Театр. Музыка. «Товарищество передвижных художественных выставок»: Мясоедов, Перов, Ге, Куинджи. Репин, Суриков, Маковский, Поленов, Серов Васнецовы, Левитан, Шишкин.«Могучая кучка»: Бородин (химик), Кюи, Мусоргский, Балакирев, Римский – Корсаков, Стасов (критик)
Русская культура первой половины XIX века.docx
Русская культура  первой половины XIX века    Источник: http://5­ege.ru/istoriya­russkoj­kultury/ Наука и  образование 1811г.­  Царскосельский  лицей; география: ­1803­1806гг. Лисянский,  Крузенштерн ­  кругосветная  экспедиция(побере жье Тихого океана, о. Сахалин,  Камчатка);1807­ 1809­Головнин,  Курильские  острова; Головнин  ­ глава Русского  географического  общества; ­1819­1821гг. Беллинсгаузен,  Лазарев ­ открыта  Антарктида; ­1821­1824гг. –  Литке; Северный  Литература  Архитектура  ­романтизм­ Жуковский («Людмила»); ­реализм – Пушкин,  Лермонтов, Гоголь. Журналы: «Отечественные  записки»: Некрасов Салтыков­Щедрин, ­«Современник»:  Пушкин «Северная пчела»: Булгарин. ­«Полярная звезда»:  Рылеев, Бестужев. Источник: http://5­ ege.ru/istoriya­russkoj­ kultury/ Стили: ­классицизм; ­ампир­ опора на  художественное  наследие Греции и  Рима; монументальность, обилие декоративных  украшений и военной  эмблематики. ­эклектика –  произвольное  сочетание разных  стилей. Памятники: Росси: Сенат,  Дворцовая площадь, Михайловский дворец (ампир); Бове: Манеж, Большой театр (ампир); Воронихин: Казанский  собор, Горный  институт (ампир); Захаров:  Живопись и  скульптура  портреты: Тропинин:  «Пушкин»; Кипренский:  «Пушкин»; ­исторический жанр: Брюллов:  «Последний  день Помпеи», «Всадница»; Иванов:  «Явление  Христа  народу»; Бытовой  жанр: Венецианов:  «Жатва», «На  пашне»,  «Гумно»,«Пас тушок Федотов  «Сватовство  майора»,  Театр  Музыка  1824г.­ Малый театр; ­1832г.­  Александринский театр актёры: Щепкин,  Мочалов, Каратыгин Источник: http://5­ ege.ru/istoriya­russkoj­ kultury/ Глинка «Жизнь  за царя» (Иван  Сусанин),  «Руслан и Людмила», «Патриотическа я песня»; Даргомыжский­ «Русалка»; Алябьев,  Варламов,  Гурилёв –  романсы Источник:   1 Ледовитый океан; ­1848­1849  Невельской­ доказал, что  Сахалин­остров. Зинин­ синтез  анилина; ­Якоби –  электромотор, гальванопластика; ­Шиллинг –  электромагнитный  телеграф; Черепановы –  первая ж/д и паровоз;  Металлография­  Аносов,  Неевклидова  геометрия­  Лобачевский;  Струве –  Пулковская  обсерватория Источник:   Адмиралтейство  (ампир); Жилярди: здание  Опекунского совета  (ампир); Тон: Большой  Кремлёвский дворец, Храм Христа  Спасителя (русско­  византийский ); Монферран:  Иссакиевский собор, Александровская  колонна (эклектика). Тома де Тамона:  Биржа «Свежий  кавалер»,  «Анкор, ещё  анкор!»,  «Завтрак  аристократа» Тропинин «  Кружевница»; Скульптура: Клодт –  «Укрощение  коня»  на  Аничковом  мосту; Мартос –  памятник  Минину и  Пожарскому Источник: http ://5­ ege.ru/istoriya­ russkoj­ kultury/ Русская культура второй половины XIX века  Источник: http://5­ege.ru/istoriya­russkoj­kultury/ 2 Наука  География.  Этнография. Миклухо­Маклай,  Пржевальский, Семёнов – Тян­ Шанский; Математика.  Чебышев,  Ковалевская; Физика. Яблочков (дуговая  лампочка), Попов  (радио), Столетов  (фотоэффект); Химия.Менделеев  – (периодическая  система), Бутлеров (основы  органической  химии). Летательные  аппараты. Жуковский,  Можайский,  Циолковский Биология.  Живопись  «Товарищество  передвижных  художественных  выставок»: Мясоедов,  Перов, Ге, Куинджи. Репин, Суриков,  Маковский, Поленов,  Серов Васнецовы,  Левитан, Шишкин. Перов: «Чаепитие в  Мытищах», «Тройка», Мясоедов: «Земство  обедает», Пейзажи. Шишкин:  «Утро в  сосновом бору», Репин: «Бурлаки на  Волге», «Не ждали»,  «Иван IV и его сын»,   «Запорожцы пишут  письмо», «Арест  пропагандиста» Серов: «Девочка с  персикамиСуриков:  «Утро стрелецкой  казни», «Меншиков в  Берёзове», «Покорение  Сибири Ермаком»  Скульптура  Шервуд: памятник­ храм «Героям  Плевны», Микешин, Опекушин  «Тысячелетие России» Антокольский: «Иван  Грозный», «Ермак», «Нестор – летописец», «Ярослав Мудрый». Источник: http://5­ ege.ru/istoriya­russkoj­ kultury/ Архитектура  Музыка  Псевдорусски й стиль: Шервуд,  Семёнов:  Исторический  музей, Чичагов:  Городская  дума Источник 1859г. – «Русское  музыкальное  общество»  (Рубинштейн) 1866г.­ Московская  консерватория (Рубинштейн), «Могучая кучка»: Бородин (химик),  Кюи, Мусоргский,  Балакирев Римский – Корсаков, Стасов (критик) Бородин: «Князь  Игорь», Мусоргский: «Борис Годунов»,  «Хованщина»; Театр  Режиссёры: Станиславский, Немирович  ­Данченко Дягилев:  Русские сезоны  (балет) в  Париже. С. Мамонтов­  меценат,  предпринимател ь.   Римский – Корсаков: «Шахерезада», «Снегурочка» Чайковский:  «Е.Онегин», «Спящая 3 красавица»,  «Пиковая дама»,  «Щелкунчик»,  «Лебединое озеро». Источник:   Медицина. Тимирязев­  фотосинтез,  Сеченов –  микробиология,  физиология,  Мечников –  основал  бактериологическу ю станцию, Павлов – учение о  высшей нервной  деятельности.  Боткин. История. Соловьёв С.,  Костомаров,  Ключевский. Источник:   Поленов: « Московский дворик», Левитан: «Март»,  «Золотая осень», Саврасов: «Грачи  прилетели», Васнецов: «Богатыри»,  «Алёнушка»,  Верещагин: «Апофеоз  войны». Создание  Третьяковской  галереи.1898г.­ «Мир  искусства»: Л. С.  Бакст, М. В.  Добужинский, Е. Е.  Лансере, К. А. Сомов. Источник:   О культуре России в 19 веке    Культура России в 19 веке уникальна. Это время невиданного расцвета всех видов искусства. Это время новых, ещё более  прогрессивных открытий. Это время, когда творчество становится ближе к народу. Это время, начало которого считается  «золотым веком» российской культуры. XIX в. стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война1812 г. , всколыхнув всю жизнь  российского общества, ускорила складывание национального самосознания. Она, с одной стороны, в очередной раз сблизила  Россию с Западом, а с другой – ускорила формирование русской культуры как одной из европейских культур, тесно  связанной с западноевропейскими течениями общественной мысли и художественной культуры, и оказывающей на нее  собственное влияние.  4 Западные философские и политические учения усваивались российским обществом применительно к российской  действительности. Еще свежа была память о Французской революции. Революционный романтизм, привнесенный на  российскую почву, вызывал пристальное внимание к проблемам государственного и социального устройства, вопросу о  крепостном праве и т. п. Ключевую роль в идейных спорах XIX в. играл вопрос об историческом пути России и ее  взаимоотношениям с Европой и западноевропейской культурой. Этим вопросом задавался сначала П. А. Чаадаев, позднее он  привел к идейному размежеванию западников и славянофилов в среде русской интеллигенции. Западники (Т. М. Грановский,  С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин) воспринимали Россию как часть европейского общества и выступали за  развитие страны по европейскому пути, за проведение либеральных реформ в социальном и политическом устройстве.  Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. и И. С. Аксаковы, П. В. и И. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин) находились в более сложном отношении к европейской культуре. Они были воспитаны на немецкой классической философии, в частности, на философии  Гегеля с его идеей национального духа. Основываясь на этой посылке, славянофилы подчеркивали самобытный путь развития России, отличный от западного, указывали на национальный характер культуры, боролись против некритического отношения  к иностранным влияниям (А. С. Хомяков) .  Начиная с 40­х гг. под влиянием западного утопического социализма в России начинает развиваться революционный  демократизм.  Все эти явления в общественной мысли страны во многом обусловили развитие художественной культуры России XIX в. , и  прежде всего, ее пристальное внимание к социальным проблемам, публицистичность.  XIX в. по праву называют "золотым веком" российской словесности, эпохой, когда российская литература не только  приобретает самобытность, но, в свою очередь, оказывает серьезное влияние и на мировую культуру.  В первые десятилетия XIX в. в литературе заметен отход от просветительской идеологии, преимущественное внимание к  человеку и его внутреннему миру, чувству. Эти изменения были связаны с распространением эстетики романтизма,  предполагавшей создание обобщенного идеального образа, противопоставленного действительности, утверждение сильной,  свободной личности, пренебрегающей условностями общества. Зачастую идеал виделся в прошлом, что вызывало  повышенный интерес к отечественной истории. Возникновение романтизма и в русской литературе связано с балладами и  элегиями В. А. Жуковского; сочинения поэтов­декабристов, а также ранние произведения А. С. Пушкина привнесли в него  идеалы борьбы за "угнетенную свободу человека", духовное освобождение личности. Романтическое движение заложило  5 основы русского исторического романа (А. А. Бестужев­Марлинский, М. Н. Загоскин) , а также традиции художественного  перевода. Поэты­романтики впервые познакомили русского читателя с произведениями западноевропейских и античных  авторов. В. А. Жуковский был переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера. Мы до сих пор читаем "Илиаду" в  переводе Н. И. Гнедича.     Источник: http://www.russianculture.ru/fulle.asp?id=11 Литература и журналистика.  Каждому, кто учился в школе, знакомы такие фамилии, как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев,  Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и многие другие. Все они писали в 19 веке.     Значительная роль в это время принадлежала также газетам и журналам, которых стало очень много. Некоторые из них  были рупорами различных политических сил («Современник», «Вестник Европы», «Московские ведомости», «Отечественные записки» и др.) Архитектура.     В первой половине столетия главенствовал поздний классицизм или ампир. Идеи величия государственной власти, где он  дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д.  Захаров  (Адмиралтейство, А. Н. Воронихин (Казанский собор),, К. И. Росси (Александринский театр),, О. Бове (Большой  театр в Москве) и О. Монферран (Исаакиевский собор), В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф.  Щедрин). Вторая половина запомнилась распространением эклектики (смешения стилей) и псевдорусского стиля, представленного  такими памятниками, как Московский Исторический музей (В. Шервуд), Храм Спаса­на­крови (А. Парланд). Скульптура.     В начале века начинается работа над памятником Минину и Пожарскому, а в 1818 г. И. Мартос заканчивает свой труд.  Известными скульпторами того времени также были: П. Клодт, М. Антокольский, П. Трубецкой и С. Конёнков. Кроме того,  в 1880 году в Москве памятник А. С. Пушкину создаёт А. Опекушин. Живопись.     В живописи в начале века сменяется стиль: от классицизма к романтизму. Портреты О. Кипренского и В. Тропинина,   некоторые произведения К. Брюллова относят как раз к романтическому творчеству. Огромный труд также вложен в  картину А. Иванова «Явление Христа народу». В творчестве А. Венецианова начало получает бытовой жанр, который  находит своё продолжение в картинах П. Фёдорова, но больше в сатирической форме. 6 В следующую половину века главным становится обличительное изображение действительности. Такая тема показана в  картинах В. Перова. Он был ещё и замечательным портретистом. В это же время происходит отделение ряда художников от  академического искусства, и в 1870 г. появляется Товарищество передвижных художественных выставок. В него входили И.  Репин, В. Васнецов, И. Айвазовский, А. Саврасов, И. Левитан, В. Суриков, И. Шишкин, и другие гениальные творцы.  Руководителем объединения считался И. Крамской. Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники) — творческое объединение российских  художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или  передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями  общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись  идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные  выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.  Художники поддерживались предпринимателями Российской империи, такими как Третьяковы, Мамонтов и другими. В  Российской империи зародились одни из крупнейших коллекций произведений изобразительного искусства.  Театр и музыка.     Главными драматическими театрами того времени считались Александринский в Санкт­Петербурге и Малый в Москве.  Великими актёрами, блиставшими на их сценах, были П. Мочалов, М. Щепкин, М. Ермолова, П. Стрепетова. В 1898 году  начинает работу Московский Художественный театр (создатели К. Станиславский и В. Немирович­Данченко).     В музыке блестящее наследие оставил после себя М. Глинка – оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Традиции,  заложенные им, развивались дальше композиторами, которые в 1862 г. организовали «Могучую кучку». Это были М,  Балакирев, М.Мусоргский, А. Бородин, Ц. Кюи и Н. Римский­Корсаков. Во второй половине 19 в. творил П. Чайковский.  Наверняка, этого композитора знают многие, хотя бы за его балет «Лебединое озеро». Один из наиболее любимых видов искусства в конце XVIII и в первой половине XIX века — романс. Важную роль в развитии  русского романса сыграли композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Булахов. Первым крупным  представителем русской музыки стал Михаил Иванович Глинка, традиции которого впоследствии использовали многие  великие композиторы России, такие как: Чайковский, Мусоргский, Римский­Корсаков, Бородин, Даргомыжский и многие  другие. Музыкальную эпоху Российской империи конца XIX­начала XX века развивали Лядов, Глазунов, Танеев, Аренский,  Скрябин, Рахманинов, Стравинский и др. Многие заканчивали свою творческую деятельность после 1917 года за рубежом.  Архитектура.  Образование и наука. 7 По реформе 1803 ­1804 гг. на территории империи было выделено 6 учебных округов, центрами которых стали  университеты, причём часть из них только ещё открыли свои двери. В правление же Николая II в образовании проводилась  строго консервативная политика. Так, в 1835 году университеты были лишены автономии. С Александром II всё изменилось в противоположную сторону. Было объявлено о бессословности образования, наряду с государственными, частными и  церковными появились земские школы. Грамотность резко возросла. Увеличивалось число учебных заведений. С  восхождением на престол Александра III вновь возобладал консервативный курс.     Огромного подъёма в 19 веке добилась наука. Н. Лобачевский, Н.Зинин, Б. Якоби, Н. Пирогов, Ф. Беллинсгаузен и М.  Лазарев, Н. Карамзин – видные учёные и исследователи первой половины столетия (далеко не все). Затем больших успехов  добились Д. Менделеев, И. Сеченов, И. Мечников, К. Тимирязев, П. Яблочков, Н. Жуковский, В. Ключевский и другие.  Фамилии, которые каждый может услышать на уроках в школе.     Как можно видеть, наследие чрезвычайно огромно. Как можно было заметить, между искусством и политической жизнью  государства существует неразрывная связь, которая способствовала небывалому взлёту культуры России в 19 веке, наконец,  занявшей достойно высокое место в мире. 8

Русская культура первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)

Русская культура  первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)

Русская культура первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)

Русская культура  первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)

Русская культура первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)

Русская культура  первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)

Русская культура первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)

Русская культура  первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)

Русская культура первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)

Русская культура  первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)

Русская культура первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)

Русская культура  первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)

Русская культура первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)

Русская культура  первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)

Русская культура первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)

Русская культура  первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2018