Русская культура первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)
Оценка 4.6
Рабочие листы +1
docx
история
9 кл
27.02.2018
Русская культура первой половины XIX века представлена направлениями: Наука и образование. Литература. Архитектура. Живопись и скульптура. Театр. Музыка. «Товарищество передвижных художественных выставок»: Мясоедов, Перов, Ге, Куинджи. Репин, Суриков, Маковский, Поленов, Серов Васнецовы, Левитан, Шишкин.«Могучая кучка»: Бородин (химик), Кюи, Мусоргский, Балакирев, Римский – Корсаков, Стасов (критик)
Русская культура первой половины XIX века.docx
Русская культура первой половины XIX века Источник: http://5ege.ru/istoriyarusskojkultury/
Наука и
образование
1811г.
Царскосельский
лицей;
география:
18031806гг.
Лисянский,
Крузенштерн
кругосветная
экспедиция(побере
жье Тихого океана,
о. Сахалин,
Камчатка);1807
1809Головнин,
Курильские
острова; Головнин
глава Русского
географического
общества;
18191821гг.
Беллинсгаузен,
Лазарев
открыта
Антарктида;
18211824гг. –
Литке; Северный
Литература
Архитектура
романтизм Жуковский
(«Людмила»);
реализм – Пушкин,
Лермонтов, Гоголь.
Журналы:
«Отечественные
записки»: Некрасов
СалтыковЩедрин,
«Современник»:
Пушкин
«Северная пчела»:
Булгарин.
«Полярная звезда»:
Рылеев, Бестужев.
Источник: http://5
ege.ru/istoriyarusskoj
kultury/
Стили:
классицизм;
ампир опора на
художественное
наследие Греции и
Рима;
монументальность,
обилие декоративных
украшений и военной
эмблематики.
эклектика –
произвольное
сочетание разных
стилей.
Памятники:
Росси: Сенат,
Дворцовая площадь,
Михайловский дворец
(ампир);
Бове: Манеж, Большой
театр (ампир);
Воронихин: Казанский
собор, Горный
институт (ампир);
Захаров:
Живопись и
скульптура
портреты:
Тропинин:
«Пушкин»;
Кипренский:
«Пушкин»;
исторический
жанр:
Брюллов:
«Последний
день Помпеи»,
«Всадница»;
Иванов:
«Явление
Христа
народу»;
Бытовой
жанр:
Венецианов:
«Жатва», «На
пашне»,
«Гумно»,«Пас
тушок
Федотов
«Сватовство
майора»,
Театр
Музыка
1824г. Малый театр;
1832г.
Александринский
театр
актёры: Щепкин,
Мочалов, Каратыгин
Источник: http://5
ege.ru/istoriyarusskoj
kultury/
Глинка «Жизнь
за царя» (Иван
Сусанин),
«Руслан и
Людмила»,
«Патриотическа
я песня»;
Даргомыжский
«Русалка»;
Алябьев,
Варламов,
Гурилёв –
романсы
Источник:
1 Ледовитый океан;
18481849
Невельской
доказал, что
Сахалиностров.
Зинин синтез
анилина;
Якоби –
электромотор,
гальванопластика;
Шиллинг –
электромагнитный
телеграф;
Черепановы –
первая ж/д
и паровоз;
Металлография
Аносов,
Неевклидова
геометрия
Лобачевский;
Струве –
Пулковская
обсерватория
Источник:
Адмиралтейство
(ампир);
Жилярди: здание
Опекунского совета
(ампир);
Тон: Большой
Кремлёвский дворец,
Храм Христа
Спасителя
(русско
византийский );
Монферран:
Иссакиевский собор,
Александровская
колонна
(эклектика).
Тома де Тамона:
Биржа
«Свежий
кавалер»,
«Анкор, ещё
анкор!»,
«Завтрак
аристократа»
Тропинин «
Кружевница»;
Скульптура:
Клодт –
«Укрощение
коня» на
Аничковом
мосту;
Мартос –
памятник
Минину и
Пожарскому
Источник: http
://5
ege.ru/istoriya
russkoj
kultury/
Русская культура второй половины XIX века Источник: http://5ege.ru/istoriyarusskojkultury/
2 Наука
География.
Этнография.
МиклухоМаклай,
Пржевальский,
Семёнов – Тян
Шанский;
Математика.
Чебышев,
Ковалевская;
Физика.
Яблочков (дуговая
лампочка), Попов
(радио),
Столетов
(фотоэффект);
Химия.Менделеев
– (периодическая
система),
Бутлеров (основы
органической
химии).
Летательные
аппараты.
Жуковский,
Можайский,
Циолковский
Биология.
Живопись
«Товарищество
передвижных
художественных
выставок»: Мясоедов,
Перов, Ге, Куинджи.
Репин, Суриков,
Маковский, Поленов,
Серов Васнецовы,
Левитан, Шишкин.
Перов: «Чаепитие в
Мытищах», «Тройка»,
Мясоедов: «Земство
обедает», Пейзажи.
Шишкин: «Утро в
сосновом бору»,
Репин: «Бурлаки на
Волге», «Не ждали»,
«Иван IV и его сын»,
«Запорожцы пишут
письмо», «Арест
пропагандиста»
Серов: «Девочка с
персикамиСуриков:
«Утро стрелецкой
казни», «Меншиков в
Берёзове», «Покорение
Сибири Ермаком»
Скульптура
Шервуд: памятник
храм «Героям
Плевны»,
Микешин, Опекушин
«Тысячелетие России»
Антокольский: «Иван
Грозный», «Ермак»,
«Нестор – летописец»,
«Ярослав Мудрый».
Источник: http://5
ege.ru/istoriyarusskoj
kultury/
Архитектура Музыка
Псевдорусски
й стиль:
Шервуд,
Семёнов:
Исторический
музей,
Чичагов:
Городская
дума
Источник
1859г. – «Русское
музыкальное
общество»
(Рубинштейн)
1866г. Московская
консерватория
(Рубинштейн),
«Могучая кучка»:
Бородин (химик),
Кюи, Мусоргский,
Балакирев
Римский – Корсаков,
Стасов (критик)
Бородин: «Князь
Игорь»,
Мусоргский:
«Борис Годунов»,
«Хованщина»;
Театр
Режиссёры:
Станиславский,
Немирович
Данченко
Дягилев:
Русские сезоны
(балет) в
Париже.
С. Мамонтов
меценат,
предпринимател
ь.
Римский – Корсаков:
«Шахерезада»,
«Снегурочка»
Чайковский:
«Е.Онегин», «Спящая
3 красавица»,
«Пиковая дама»,
«Щелкунчик»,
«Лебединое озеро».
Источник:
Медицина.
Тимирязев
фотосинтез,
Сеченов –
микробиология,
физиология,
Мечников –
основал
бактериологическу
ю станцию,
Павлов – учение о
высшей нервной
деятельности.
Боткин.
История.
Соловьёв С.,
Костомаров,
Ключевский.
Источник:
Поленов: « Московский
дворик»,
Левитан: «Март»,
«Золотая осень»,
Саврасов: «Грачи
прилетели»,
Васнецов: «Богатыри»,
«Алёнушка»,
Верещагин: «Апофеоз
войны».
Создание
Третьяковской
галереи.1898г. «Мир
искусства»: Л. С.
Бакст, М. В.
Добужинский, Е. Е.
Лансере, К. А. Сомов.
Источник:
О культуре России в 19 веке
Культура России в 19 веке уникальна. Это время невиданного расцвета всех видов искусства. Это время новых, ещё более
прогрессивных открытий. Это время, когда творчество становится ближе к народу. Это время, начало которого считается
«золотым веком» российской культуры.
XIX в. стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война1812 г. , всколыхнув всю жизнь
российского общества, ускорила складывание национального самосознания. Она, с одной стороны, в очередной раз сблизила
Россию с Западом, а с другой – ускорила формирование русской культуры как одной из европейских культур, тесно
связанной с западноевропейскими течениями общественной мысли и художественной культуры, и оказывающей на нее
собственное влияние.
4 Западные философские и политические учения усваивались российским обществом применительно к российской
действительности. Еще свежа была память о Французской революции. Революционный романтизм, привнесенный на
российскую почву, вызывал пристальное внимание к проблемам государственного и социального устройства, вопросу о
крепостном праве и т. п. Ключевую роль в идейных спорах XIX в. играл вопрос об историческом пути России и ее
взаимоотношениям с Европой и западноевропейской культурой. Этим вопросом задавался сначала П. А. Чаадаев, позднее он
привел к идейному размежеванию западников и славянофилов в среде русской интеллигенции. Западники (Т. М. Грановский,
С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин) воспринимали Россию как часть европейского общества и выступали за
развитие страны по европейскому пути, за проведение либеральных реформ в социальном и политическом устройстве.
Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. и И. С. Аксаковы, П. В. и И. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин) находились в более сложном
отношении к европейской культуре. Они были воспитаны на немецкой классической философии, в частности, на философии
Гегеля с его идеей национального духа. Основываясь на этой посылке, славянофилы подчеркивали самобытный путь развития
России, отличный от западного, указывали на национальный характер культуры, боролись против некритического отношения
к иностранным влияниям (А. С. Хомяков) .
Начиная с 40х гг. под влиянием западного утопического социализма в России начинает развиваться революционный
демократизм.
Все эти явления в общественной мысли страны во многом обусловили развитие художественной культуры России XIX в. , и
прежде всего, ее пристальное внимание к социальным проблемам, публицистичность.
XIX в. по праву называют "золотым веком" российской словесности, эпохой, когда российская литература не только
приобретает самобытность, но, в свою очередь, оказывает серьезное влияние и на мировую культуру.
В первые десятилетия XIX в. в литературе заметен отход от просветительской идеологии, преимущественное внимание к
человеку и его внутреннему миру, чувству. Эти изменения были связаны с распространением эстетики романтизма,
предполагавшей создание обобщенного идеального образа, противопоставленного действительности, утверждение сильной,
свободной личности, пренебрегающей условностями общества. Зачастую идеал виделся в прошлом, что вызывало
повышенный интерес к отечественной истории. Возникновение романтизма и в русской литературе связано с балладами и
элегиями В. А. Жуковского; сочинения поэтовдекабристов, а также ранние произведения А. С. Пушкина привнесли в него
идеалы борьбы за "угнетенную свободу человека", духовное освобождение личности. Романтическое движение заложило
5 основы русского исторического романа (А. А. БестужевМарлинский, М. Н. Загоскин) , а также традиции художественного
перевода. Поэтыромантики впервые познакомили русского читателя с произведениями западноевропейских и античных
авторов. В. А. Жуковский был переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера. Мы до сих пор читаем "Илиаду" в
переводе Н. И. Гнедича. Источник: http://www.russianculture.ru/fulle.asp?id=11
Литература и журналистика.
Каждому, кто учился в школе, знакомы такие фамилии, как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев,
Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и многие другие. Все они писали в 19 веке.
Значительная роль в это время принадлежала также газетам и журналам, которых стало очень много. Некоторые из них
были рупорами различных политических сил («Современник», «Вестник Европы», «Московские ведомости», «Отечественные
записки» и др.)
Архитектура.
В первой половине столетия главенствовал поздний классицизм или ампир. Идеи величия государственной власти, где он
дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д.
Захаров (Адмиралтейство, А. Н. Воронихин (Казанский собор),, К. И. Росси (Александринский театр),, О. Бове (Большой
театр в Москве) и О. Монферран (Исаакиевский собор), В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф.
Щедрин).
Вторая половина запомнилась распространением эклектики (смешения стилей) и псевдорусского стиля, представленного
такими памятниками, как Московский Исторический музей (В. Шервуд), Храм Спасанакрови (А. Парланд).
Скульптура.
В начале века начинается работа над памятником Минину и Пожарскому, а в 1818 г. И. Мартос заканчивает свой труд.
Известными скульпторами того времени также были: П. Клодт, М. Антокольский, П. Трубецкой и С. Конёнков. Кроме того,
в 1880 году в Москве памятник А. С. Пушкину создаёт А. Опекушин.
Живопись.
В живописи в начале века сменяется стиль: от классицизма к романтизму. Портреты О. Кипренского и В. Тропинина,
некоторые произведения К. Брюллова относят как раз к романтическому творчеству. Огромный труд также вложен в
картину А. Иванова «Явление Христа народу». В творчестве А. Венецианова начало получает бытовой жанр, который
находит своё продолжение в картинах П. Фёдорова, но больше в сатирической форме.
6 В следующую половину века главным становится обличительное изображение действительности. Такая тема показана в
картинах В. Перова. Он был ещё и замечательным портретистом. В это же время происходит отделение ряда художников от
академического искусства, и в 1870 г. появляется Товарищество передвижных художественных выставок. В него входили И.
Репин, В. Васнецов, И. Айвазовский, А. Саврасов, И. Левитан, В. Суриков, И. Шишкин, и другие гениальные творцы.
Руководителем объединения считался И. Крамской.
Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники) — творческое объединение российских
художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или
передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями
общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись
идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные
выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.
Художники поддерживались предпринимателями Российской империи, такими как Третьяковы, Мамонтов и другими. В
Российской империи зародились одни из крупнейших коллекций произведений изобразительного искусства.
Театр и музыка.
Главными драматическими театрами того времени считались Александринский в СанктПетербурге и Малый в Москве.
Великими актёрами, блиставшими на их сценах, были П. Мочалов, М. Щепкин, М. Ермолова, П. Стрепетова. В 1898 году
начинает работу Московский Художественный театр (создатели К. Станиславский и В. НемировичДанченко).
В музыке блестящее наследие оставил после себя М. Глинка – оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Традиции,
заложенные им, развивались дальше композиторами, которые в 1862 г. организовали «Могучую кучку». Это были М,
Балакирев, М.Мусоргский, А. Бородин, Ц. Кюи и Н. РимскийКорсаков. Во второй половине 19 в. творил П. Чайковский.
Наверняка, этого композитора знают многие, хотя бы за его балет «Лебединое озеро».
Один из наиболее любимых видов искусства в конце XVIII и в первой половине XIX века — романс. Важную роль в развитии
русского романса сыграли композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Булахов. Первым крупным
представителем русской музыки стал Михаил Иванович Глинка, традиции которого впоследствии использовали многие
великие композиторы России, такие как: Чайковский, Мусоргский, РимскийКорсаков, Бородин, Даргомыжский и многие
другие. Музыкальную эпоху Российской империи конца XIXначала XX века развивали Лядов, Глазунов, Танеев, Аренский,
Скрябин, Рахманинов, Стравинский и др. Многие заканчивали свою творческую деятельность после 1917 года за рубежом.
Архитектура.
Образование и наука.
7 По реформе 1803 1804 гг. на территории империи было выделено 6 учебных округов, центрами которых стали
университеты, причём часть из них только ещё открыли свои двери. В правление же Николая II в образовании проводилась
строго консервативная политика. Так, в 1835 году университеты были лишены автономии. С Александром II всё изменилось в
противоположную сторону. Было объявлено о бессословности образования, наряду с государственными, частными и
церковными появились земские школы. Грамотность резко возросла. Увеличивалось число учебных заведений. С
восхождением на престол Александра III вновь возобладал консервативный курс.
Огромного подъёма в 19 веке добилась наука. Н. Лобачевский, Н.Зинин, Б. Якоби, Н. Пирогов, Ф. Беллинсгаузен и М.
Лазарев, Н. Карамзин – видные учёные и исследователи первой половины столетия (далеко не все). Затем больших успехов
добились Д. Менделеев, И. Сеченов, И. Мечников, К. Тимирязев, П. Яблочков, Н. Жуковский, В. Ключевский и другие.
Фамилии, которые каждый может услышать на уроках в школе.
Как можно видеть, наследие чрезвычайно огромно. Как можно было заметить, между искусством и политической жизнью
государства существует неразрывная связь, которая способствовала небывалому взлёту культуры России в 19 веке, наконец,
занявшей достойно высокое место в мире.
8
Русская культура первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)
Русская культура первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)
Русская культура первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)
Русская культура первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)
Русская культура первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)
Русская культура первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)
Русская культура первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)
Русская культура первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.