Дополнительный материал к уроку русской литературы (10 класс)
БЕРНАРД ШОУ (тестовые задания для проверки знаний по биографии)
Цель:
углубление знаний учащихся о жизни и творчестве писателя;
расширение кругозора о биографии и произведениях;
возможность проверить свои знания через тестирование;
воспитание интереса к личности писателя
формирование интереса к внеклассному чтению
развитие навыков самоконтроля
Дополнительный материал к уроку русской литературы (10
класс)
БЕРНАРД ШОУ
Цель:
углубление знаний учащихся о жизни и творчестве писателя;
расширение кругозора о биографии и произведениях;
возможность проверить свои знания через тестирование;
воспитание интереса к личности писателя
формирование интереса к внеклассному чтению
Мировое признание
Во время Первой мировой войны Шоу закончил пьесу «Дом, где разбиваются сердца» (1921). А в
1924 году заслужил мировое признание драмой «Святая Иоанна».
Нобелевская премия
В 1925 году Шоу была присуждена Нобелевская премия по литературе, однако писатель отказался
от её получения.
Путешествие по миру
Он много путешествовал – посетил США, СССР, Южную Африку, Индию, Новую Зеландию.
Последняя пьеса автора
В возрасте девяноста двух лет он написал свою последнюю пьесу «Миллиарды Байанта» (1949).
Смерть Б.Шоу
Бернард Шоу скончался 2 ноября 1950, в ЭйотСентЛоренсе.
Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число
правильных ответов.
Нажимайте на клавиши с номерами всех правильных ответов:
1. БЕРНАРД ШОУ –
1) советский
2) индийский
3) английский
4) ирландский
5) французский
6) американский
2. БЕРНАРД ШОУ {родился, умер, переехал в Лондон, написал свою последнюю пьесу} В
ПИСАТЕЛЬ, ДРАМАТУРГ
1) 1856
2) 1884
3) 1876
4) 1925
5) 1949
6) 1950
ГОДУ
3. БЕРНАРД ШОУ {родился, умер} В
1) Лондоне
2) Дублине
3) ЭйотСентЛоренсе
4. ПОСЛЕДНЯЯ ПЬЕСА Б.ШОУ – ЭТО1) «Майор Барбара»
2) «Ученик дьявола»
3) «Святая Иоанна»
4) «Миллиарды Байанта»
5) «Другой остров Джона Булля»
6) «Дом, где разбиваются сердца»
5. БЕРНАРД ШОУ
1) отказался
2) не отказался
ОТ ПОЛУЧЕНИЯ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ
6. ПУТЕШЕСТВУЯ ПО МИРУ, Б.ШОУ ПОСЕТИЛ
1) США
2) СССР
3) Индию
4) Ирландию
5) Новую Гвинею
6) Новую Зеландию
7) Южную Америку
8) Южную Африку
7. ПРОДВИНУТЬСЯ В ЖУРНАЛИСТИКЕ БЕРНАРДУ ШОУ ПОМОГ
1) Арчер
2) Г.Ибсен
3) Р.Мансфилд
8. В {Дублине, Лондоне} Б.ШОУ РАБОТАЛ
1) клерком
2) оратором
3) кассиром
4) театральным критиком
5) музейным работником
6) внештатным корреспондентом
9. ПЬЕСА {успешно поставленная в Америке, принесшая мировое признание}
1) «Майор Барбара»
2) «Ученик дьявола»
3) «Святая Иоанна»
4) «Миллиарды Байанта»
5) «Другой остров Джона Булля»
6) «Дом, где разбиваются сердца»
10. («Пьесы приятные и неприятные», «Наш театр девяностых») ЭТО НАЗВАНИЕ
1) трёхтомного издания рецензий
2) сборника пьес
БЕРНАРДА ШОУ
ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕВРАЩЕНИЯ ЦВЕТОЧНИЦЫ В ЛЕДИ
В ПЬЕСЕ БЕРНАРДА ШОУ «ПИГМАЛИОН»
«Пигмалион» пьеса нового типа
«Пигмалион» (1912) – поучительная пьеса, драма нового типа. На поверхности – фактически
любовная история, перевоплощение, розыгрыш, а внутренний аспект – социальноэкономическое
отношение между людьми, роль науки в жизни общества. Шоу ратовал за проблемную
драматургию, ставящую злободневные проблемы, серьезность, глубинность содержания.
Важнейшее требование Брехта
Все пьесы Шоу отвечают важнейшему требованию, предъявленному Брехтом современному театру,
а именно: театр должен стремиться «изображать природу человека как поддающуюся изменению и
зависящую от классовой принадлежности».
Главная тема пьесы – радикальная перестройка характераНасколько Шоу интересовала связь характера и общественного положения особенно доказывает
тот факт, что радикальную перестройку характера он сделал даже главной темой пьесы
«Пигмалион».
Известность пьесы
После исключительного успеха пьесы и сделанного по ней мюзикла «Моя прекрасная леди»
история Элизы, превратившейся, благодаря профессору фонетики Хиггинсу, из уличной девчонки
в светскую даму, сегодня, пожалуй, известна больше, чем греческий миф.
Урок пьесы Б.Шоу
Пигмалион был сказочным царем Кипра, влюбившимся в им самим же созданную статую девушки,
на которой впоследствии (после оживления ее Афродитой по его настоятельной просьбе) женился.
Совершенно очевидно намерение, которое преследовал Шоу, назвав пьесу именем мифического
царя. Имя Пигмалион должно напоминать о том, что Элиза Дулиттл была создана Альфредом
Хиггинсом таким же образом, как Галатея Пигмалионом. Человек создается человеком таков
урок этой пьесы.
«Выдающаяся дидактическая пьеса»
Среди литературных критиков бытует мнение, что пьесы Шоу, больше, чем пьесы других
драматургов, пропагандируют определенные политические идеи. Учение об изменяемости
человеческой природы и зависимости от классовой принадлежности есть не что иное, как учение о
социальной детерминированности индивидуума. Пьеса «Пигмалион» является хорошим пособием,
в котором рассматривается проблема детерминизма. Даже сам автор считал ее «выдающейся
дидактической пьесой».
Переход из одной крайности в другую
Главный вопрос, который Шоу искусно решает в «Пигмалионе»: «является ли человек изменяемым
существом». Чтобы показать, как радикально можно изменить человека, Шоу выбрал переход из
одной крайности в другую (девушка из ИстЭнда Лондона со всеми чертами характера уличного
ребенка превращается в женщину с чертами характера дамы высшего общества). Если такое
радикальное изменение человека возможно в относительно короткое время, то зритель должен
убедить себя, что тогда возможно и любое другое изменение человеческого существа.
Что дает человеку правильное произношение?
Второй важный вопрос пьесы – насколько речь влияет на человеческую жизнь. Что дает человеку
правильное произношение? Достаточно ли научится правильно говорить, чтобы изменить
социальное положение? Хиггинс: «Но если бы вы знали, как это интересно взять человека и,
научив его говорить иначе, чем он говорил до сих пор, сделать из него совершенно другое, новое
существо. Ведь это значит уничтожить пропасть, которая отделяет класс от класса и душу от
души». Как показывается и постоянно подчеркивается в пьесе, диалект лондонского востока
несовместим с существом леди, так же как и язык леди не может вязаться с существом простой
девушкицветочницы из восточного района Лондона.
К старому возврата нет
Когда Элиза забыла язык своего старого мира, для нее закрылся туда обратный путь. Тем самым
разрыв с прошлым был окончательным. Сама Элиза в ходе пьесы ясно отдает себе отчет в этом. Вот
что она рассказывает Пикерингу: «Вчера ночью, когда я бродила по улицам, какаято девушка
заговорила со мной; я хотела ей ответить постарому, но у меня ничего не вышло».
Определение характера совокупностью отношений личности
В «Пигмалионе» Шоу соединил две одинаково волнующие его темы: проблему социального
неравенства и проблему классического английского языка. Но язык не является единственным
выражением человеческого существа. Выход в свет на прием к миссис Хиггинс имеет единственный
промах: Элиза не знает, о чем говорят в обществе на этом языке. Один из тезисов пьесы гласит, что
человеческий характер определяется совокупностью отношений личности, языковые отношения
являются лишь ее частью. В пьесе этот тезис конкретизируется тем, что Элиза наряду с занятиями
языком учится еще и правилам поведения.
Необходимо изменение поведенияХиггинс объясняет ей не только то, как надо говорить на языке леди, но и, например, как
пользоваться носовым платком. Если Элиза не знает, как пользоваться носовым платком, и если она
противится принять ванну, то любому зрителю должно быть ясно, что изменение ее существа
требует также изменения ее повседневного поведения. Внеязыковые отношения людей различных
классов не менее различны, чем их речь по форме и содержанию.
Первая мера перевоспитания – освобождение от наследия старого мира
В качестве первой меры своего плана перевоспитания Хиггинс распоряжается насчет ванны, в
которой Элиза освобождается от наследия ИстЭнда. Старое платье, самая близкая к телу часть
старой среды, даже не откладывается в сторону, а сжигается. Ни малейшей частицы старого мира
не должно связывать Элизу с ним, если серьезно думать о ее превращении.
Возможность возврата к прежней жизни
Чтобы показать это, Шоу ввел в действие еще один особенно поучительный инцидент. В конце
пьесы, когда Элиза, по всей вероятности, уже окончательно превратилась в леди, вдруг появляется
ее отец. Непредвиденно происходит проверка, дающая ответ на вопрос о том, прав ли Хиггинс,
считая возможным возвращение Элизы к прежней жизни. Самое незначительное соприкосновение
лишь с частью своего старого мира превращает сдержанную и, казалось бы, готовую к изысканному
поведению леди на какойто момент снова в уличного ребенка, который не только реагирует, как и
прежде, но, к собственному удивлению, снова может произносить, казалось, уже забытые звуки
улицы.
Человек не кусок воска
Характер человека определяется не непосредственно средой, а через межчеловеческие,
эмоционально окрашенные отношения и связи, через которые он проходит в условиях своей среды.
Человек чувствительное, восприимчивое существо, а не пассивный предмет, которому можно
придать любую форму, подобно куску воска.
Отношение других к превращению в леди
Зритель понимает, что Элиза сделалась леди не благодаря тому, что ее научили одеваться и
говорить как леди, а благодаря тому, что она вступила в человеческие отношения с леди и
джентльменами в их среде. В то время, как вся пьеса бесчисленными деталями внушает, что
различие между леди и цветочницей заключается в их поведении, в тексте утверждается нечто
прямо противоположное: «Леди отличается от цветочницы не тем, как она себя держит, а тем, как
с ней себя держат». Эти слова принадлежат Элизе. По ее мнению, заслуга в превращении ее в леди
принадлежит Пикерингу, а не Хиггинсу. Хиггинс ее лишь дрессировал, учил правильной речи и т. д.
Это способности, которые можно легко приобрести и без посторонней помощи.
Причина внутренних перемен Элизы
Вежливое обращение Пикеринга произвело те внутренние перемены, которые отличают цветочницу
от леди. Поучительность пьесы заключается в синтезе определяющим для существа человека
является его общественное отношение к другим людям. Общественное отношение включает в себя
две стороны: поведение и обращение. Элиза из цветочницы становится леди благодаря тому, что
одновременно с ее поведением изменилось также и обращение с ней, которое она почувствовала в
окружающем ее мире.
Толкование концовки «Пигмалиона»
Толкование концовки «Пигмалиона» очевидно. Оно этического и эстетического порядка:
желательным является не превращение жителей трущоб в леди и джентльменов, а превращение их в
леди и джентльменов нового типа, чувство собственного достоинства которых базируется на их
собственном труде. Элиза в стремлении к труду и независимости является воплощением нового
идеала леди. Она не стала графиней, как об этом неоднократно вещал Хиггинс, но стала женщиной,
сила и энергия которой вызывают восхищение.
Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее
число правильных ответов.
Нажимайте на клавиши с номерами всех правильных ответов:1. ГЛАВНАЯ ТЕМА ПЬЕСЫ «ПИГМАЛИОН»
1) розыгрыш
2) перевоплощение
3) роль науки в жизни общества
4) радикальная перестройка характера
2. СЕГОДНЯ БОЛЬШЕ ИЗВЕСТНА ИСТОРИЯ
1) Элизы («Пигмалион» Б.Шоу)
2) Галатеи (древнегреческий миф о Пигмалионе)
3. {Галатея, Элиза} БЫЛА СОЗДАНА
1) Брехтом
2) Пигмалионом
3) Альфредом Хиггинсом
4. В «ПИГМАЛИОНЕ» ШОУ СОЕДИНИЛ ВОЛНУЮЩИЕ ЕГО ПРОБЛЕМЫ:
1) детерминизма
2) социального неравенства
3) классического английского языка
5. ПРИЧИНА ВНУТРЕННИХ ПЕРЕМЕН ЭЛИЗЫ:
1) обучение правильной речи
2) изменение обращения с ней
3) обучение правилам поведения
4) освобождение от наследия старого
6. ЗАСЛУГА В ПРЕВРАЩЕНИИ ЭЛИЗЫ В ЛЕДИ ПРИНАДЛЕЖИТ
1) Альфреду Хиггинсу
2) миссис Хиггинс
3) Пигмалиону
4) Пикерингу
5) Элизе
7. ЛЕДИ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЦВЕТОЧНИЦЫ ТЕМ, КАК
1) она говорит
2) она одевается
3) она себя держит
4) с ней себя держат
8. МЫСЛЬ О ТОМ, ЧТО ТЕАТР ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ «ИЗОБРАЖАТЬ ПРИРОДУ
ЧЕЛОВЕКА КАК ПОДДАЮЩУЮСЯ ИЗМЕНЕНИЮ И ЗАВИСЯЩУЮ ОТ
КЛАССОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ» ВЫСКАЗАЛ(А):
1) Брехт
2) Элиза
3) Б.Шоу
4) Пикеринг
5) миссис Хиггинс
6) Альфред Хиггинс
9. ЭЛИЗА {стала, не стала}1) графиней, как об этом неоднократно вещал Хиггинс
2) женщиной, сила и энергия которой вызывают восхищение
10. ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
1) его поведением
2) непосредственно средой
3) языковыми отношениями
через межчеловеческие отношения и с