«Русский язык и культура речи»

  • pdf
  • 15.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Практические задания Русский язык и культура речи.pdf

  

Практические задания по дисциплине «Русский язык и  культура речи» 

                        1. Русский язык, его составляющие

                                           План

1.     Понятие о русском национальном языке

2.     Литературный язык – высшая форма национального языка

3.     Разновидности русского национального языка

 

Упражнения

Задание 1. О каких художественных достоинствах и свойствах русского языка говорится в следующих высказываниях выдающихся ученых, писателей и поэтов? Что сообщается в этих высказываниях о большой роли русского языка в развитии мировой культуры?

I.         Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство пред всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В XI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя таким образом от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность. Простонародное наречие необходимо должно было отделиться от книжного; но впоследствии они сблизились, и такова стихия, данная нам для сообщения наших мыслей. Г-н Лемонте напрасно думает, что владычество татар оставило ржавчину на русском языке. Чуждый язык распространяется не саблею и пожарами, но собственным обилием и превосходством. Какие же новые понятия, требовавшие новых слов, могло привнести нам кочующее племя варваров, не имевших ни словесности, ни торговли, ни законодательства? Как бы то ни было, едва ли полсотни татарских слов перешло в русский язык. Войны литовские не имели также влияния на судьбу нашего языка; он один оставался неприкосновенною собственностью несчастного нашего отечества

(А.С. Пушкин. О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И.А. Крылова).

 

II.      Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,– ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И.С.Тургенев. Русский язык).

 

III.   Словопроизводство в русском языке, подобно словоизменению, отличается, сравнительно с тою же стороною других новейших европейских языков, гораздо большим разнообразием. Можно даже сказать, что русский язык (подобно некоторым другим славянским наречиям) развил в себе много таких способов произведения слов, которые остались мало развитыми в греческом и латинском языках, по богатству словопроизводственных способов стоящих несравненно выше новых европейских языков

(Н.Г.Чернышевский. О словопроизводстве в русском языке).

 

IV.   Литературный и речевой язык наш обладает богатейшей образностью и гибкостью. Не зря Тургенев назвал его «великим, прекрасным» (А.М. Горький. О бойкости).

 

V.      Русский язык настолько богат глаголами и существительными, настолько разнообразен формами, выражающими внутренний жест, движение, оттенки чувств и мыслей, краски, запахи, материал вещей и прочее, что нужно при построении научной языковой культуры разобраться в этом гениальном наследстве его «мужицкой силы» (А.Н. Толстой. Нужна ли мужицкая сила?).

 

VI.   Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык (К.Г. Паустовский. Поэзия прозы).

 

Задание 2.  В предложенных словосочетаниях замените стилистически сниженную лексику литературной.

Завсегда работать, большой трудяга, прибивать наискоски, смыться с урока, вежливая кондукторша, прикупить продуктов.

Задание 3. Найдите  диалектные слова.

Заготовительный пункт № 4 принимает от населения города и окрестных сел и деревень свежие и сушеные грибы (обабки, красноголовики, белые) и ягоды (черницу, гоноболь, брусницу).

Задание 4. Определите значения просторечных слов, замените их литературными.

Теперича, вдогон, убивец, манатки, тутошний, умаяться, облапошить, расфуфыриться, шибко, спечь, сачковать, брехать, зенки, харя.

Задание 5. Найдите в отрывке из художественного текста просторечные формы и нарушения литературных норм, подумайте, с какой целью они используются автором.

Вы его не хватайте, — посоветовал Потап, — он дерется. Вы его вдарьте сразу. Не бойтесь, я подсоблю. Момент... Господа студенты, сейчас он у нас   в ножках валяться будет... Михаил Иваныч, - сказал городовой, — а я вас и не признал-с. Странный человек опустил голову и тихо засмеялся. И тут же забулькал первый ряд столпившихся, за ним остальные. Все тихо смеялись, кроме студентов.

—     Уморили, — глупо сказал Потап. — А я думаю: дай-ка я их пугну-с...

—  Ну, будя, — сказал Шипов. — Много чести. А чего это у вас никто не пьет, не ест? Ай случилось чего? ( Б.Окуджава).

 

                             2. Язык и речь                           План

1.     Понятие языка

2.     Основные функции языка

3.     Понятие речи

4.     Речь и речевая деятельность

 

Упражнения

Задание 1. Прочитайте фразеологизмы со словом язык. Выпишите сочетания, в которых язык имеет значение: а) «подвижный мышечный орган в полости рта», б) «орган речи», в) «язык как средство общения». Придумайте с ними предложения.

1. Злой на язык.  2. Остер на язык. 3. Сорвалось с языка. 4. Хорошо подвешенный язык. 5.  Язык заплетается. 6. Языком чесать/молоть. 7. Бегать высунув язык. 8. Будто/словно/ точно корова языком слизнула. 9. Показать язык. 10. Язык до Киева доведет. 11.Язык камень рушит, слово железо пробьѐт. 12. Язык — ключ к сердцу. 13. Пчела жалит жалом, а человек — словом. 14. С языка капает и мѐд, и яд. 15. Язык — переводчик сердца. 6. Не торопись языком, спеши делом.

Задание 2. Прочитайте пословицы и поговорки со словом речь. Объясните их значение.

1. Речи слышали, да дела не видели. 2. Речи, что мед, и дела, что полынь. 3. Не о том речь, что некуда лечь, а о том речь, что нечего печь. 4. Глупая речь не пословица. 5. Не спеши голову рубить, прикажи наперед речь говорить. 6. Видна птица по перьям, а человек по речам.

Задание 3. Сгруппируйте сочетания со словом речь, учитывая их значение.

Речь чужая, стихотворная, диалектная, поэтическая, нейтральная, ораторская, образная, грубая, медленная, авторская, прямая, косвенная, развязная, диалогическая, уважительная, монологическая.

Задание 4. Напишите сочетания а )только со словом язык; б)только со словом речь; в)сочетания с обоими словами.

Специальный, общий, сигнальный, культурный, разговорный, научный, смешанный, политический, вульгарный, общепринятый, тайный, непонятный, поэтический, индивидуальный, особый, точный, технический, родственный, национальный, письменный, детский, профессиональный.

Задание 5. Напишите производные с корнями рек-/ реч-, язык-/языч.

                     3. Понятие культуры речи

                                     План

1.     Понятие о культуре речи

2.     Три аспекта культуры речи

3.     Коммуникативные качества речи

Упражнения

Задание 1. Проанализируйте определения культуры речи. Есть ли различия в понимании сути этого явления учѐными и вашим собственным?

1.        «Культура речи — владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи» (Скворцов, Л.И. Культура речи // Русский язык.

Энциклопедия. - М., 1979. - С.119).

2.        «... а) культура речи — это совокупность и система еѐ коммуникативных качеств; б) культура речи - это учение о совокупности и системе коммуникативных качеств речи» (Головин, Б.Н. Основы культуры речи/ Б.Н. Головин. - М., 1988.- С.9).

3.        «Культура речи. 1. Раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определѐнную эпоху, устанавливающая на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей. ... 2. Нормативность речи, еѐ соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определѐнный исторический период, соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений» (Розенталь, Д.Э. Словарьсправочник лингвистических терминов/ Д.Э. Розенталь, М.А.Теленкова, - М., 1976. - С. 158).

4.        «Итак, культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определѐнной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» (Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. - М., 1998. - С. 16).

5.        Культура речи — это «умение чѐтко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей» (Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи/ Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю.  Кашаева.– Ростов н/Д, 2003. - С. 68).

           4. Устная и письменная разновидности русского языка

                                           План

1.     Особенности устной речи

2.     Особенности письменной речи

 

Упражнения

Задание 1 . Прочитайте высказывание литературоведа И.Л. Андроникова. Каково его суждение об особенностях устной и письменной речи?

Если человек выйдет на любовное свидание и прочтет своей любимой объяснение по бумажке, она его засмеет. Между тем та же записка, посланная по почте, может ее растрогать. Если учитель читает текст урока по книге, то авторитета у этого учителя нет. Если агитатор пользуется все время шпаргалкой, можете заранее знать — такой никого не сагитирует. Если человек в суде начнет давать показания по бумажке, этим показаниям никто не поверит. Плохим лектором считается тот, кто читает, уткнувшись носом в принесенную из дому рукопись. Но если напечатать текст этой лекции, она может оказаться интересной. И выяснится, что она скучна не потому, что бессодержательна, а потому, что письменная речь заменила на кафедре живую устную речь. В чем тут дело? Дело, мне кажется, в том, что написанный текст является посредником между людьми, когда между ними невозможно живое общение. В таких случаях текст выступает как представитель автора. Но если автор здесь и может говорить сам, написанный текст становится при общении помехой.

 

Задание 4. Постройте монолог-рассуждение на основе одного из данных высказываний и пословиц.

1. Пустые слова — что орех без ядра. 2. Не говори наобум, а бери на ум. 3. «Выучить несколько языков — дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни» (Вольтер). 4. «Язык человека — это его мировоззрение и его поведение» (Д.С. Лихачев). 5. Что написано пером, того не вырубишь топором. 6. Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. 7. Видна птица по перьям, а человек по речам. 8. Короткую речь слушать хорошо, а под долгую речь думать хорошо.

          5. Функциональные стили. Области их применения

                                        План

1.     Научный стиль

2.     Официально-деловой стиль

3.     Публицистический стиль

4.     Разговорный стиль

 

Упражнения

Задание 1. Укажите, признаки стилей, которые  имеют следующие слова и словосочетания. Разделите их по стилистическим группам:1) лексика официально-деловая; 2) научная; 3)публицистическая; 4) поэтическая. I. Вещий, амплитуда, лучезарный, истец, токоприемник, пакт, ореол, нижеподписавшийся, константа, локальный, нега, надлежит, забвенный, взыскание, нарекание, очарование, вышеуказанный, дискриминация,  дева, коксовать.

II. Пробуждающаяся природа, по данным социологического опроса, шорох ресниц, предстоящие переговоры, судебное разбирательство, вопросы экологии, завершившийся эксперимент, праздничное настроение, лебедь белая, парламентские дебаты, валютный коридор, защищать природу.

Задание 2. Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты ,докажите стилистическую принадлежность используя, в качестве доказательства, примеры из текста:

1)   разговорному;

2)   художественному;

3)   газетно-публицистическому;

4)   официально-деловому; 5) научному.

ТЕКСТ 1.

На прошлой неделе глава аппарата правительства Д. Козак признался, что административная реформа пока продвигается со скрипом. Не все, что задумывали, получилось. Есть признаки отступления. После майского «технического переназначения» вместо 14 министерств оказалось 15, прибавилось служб и агентств. Неужели мечте «компактном и эффективном правительстве»  так и не суждено сбыться? И сколько управленцев все-таки нужно стране?

ТЕКСТ 2.

Если за 10 дней до окончания действия договора ни одна из сторон письменно не заявит о своем намерении расторгнуть договор, то договор считается продленным на тот же срок и тех же условиях. По истечении срока действия договора обязательства сторон по настоящему договору прекращаются. Если по заявлению Клиента не будет заключен новый договор банковского счета, счета Клиента, открытые в соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора, закрываются.

ТЕКСТ 3.

Разработать теорию единого поля, то есть доказать математически, что нет отдельного магнитного поля, электрического и даже биополя, а все это проявления Единого энергетического поля Вселенной, было любимой и неосуществленной мечтой Эйнштейна. Мечтал, но не успел… ТЕКСТ 4.

Буду говорить о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы, не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее. Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране.

 

ТЕКСТ 5.

На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. Он поднял ее и соображал что-то, лодка остановилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой, отразилась в воде.

ТЕКСТ 6.

2002-й год показал: прикладным наукам пора объединиться в противостоянии не только терроризму, но и природным стихиям. Всемирная метеорологическая организация призналась, что предсказывать катаклизмы не в ее силах. Если раньше аномальные погодные явления случались только в Африке и Австралии, то теперь никакой континент от них не застрахован.

ТЕКСТ 7.

В ответ на Ваш запрос о дивидендах по акциям предприятия «Форум» и по акциям инвестиционного фонда сообщаем следующее. В 1999 году значительные инвестиции (более 300 млн. руб.) были направлены на модернизацию предприятия, на приобретение нового оборудования и технологий «ноу-хау». В связи с этим в 2000 году выплата дивидендов акционерам будет временно приостановлена, так как вся прибыль предприятия «Форум» пойдет на развитие производства.

ТЕКСТ 8.

От земледельческих работ освобождала крестьян осень, награждая за труды временным отдыхом. Щедрая, богатая, она украшала землю золотым нарядом. Наступала пора веселых свадеб. Чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум жениха и невесты, очень часто прибегали к излюбленному в народе приему – загадыванию загадок.

ТЕКСТ 9.

Громадная мощность импульсных лазеров позволяет проводить лазерную локацию Луны. Это помогает определять фундаментальные параметры системы «Земля – Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии.

 

ТЕКСТ 10.

Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

ТЕКСТ 11.

Когда-то ловкий поручик, танцор и волокита, а ныне толстенький, коротенький и уже дважды разбитый параличом помещик, Иван Прохорыч Гауптвахтов, утомленный и замученный жениными покупками, зашел в большой музыкальный магазин купить нот.

ТЕКСТ 12.

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром.

Задание 8. Вспомните и запишите названия передач, в которых употребляется:

а) научный (научно-популярный) стиль;

б) официальный стиль;

в) публицистический стиль;

г) разговорный стиль.

 

                6.  Нормы в современном русском языке

                                            План

1.     Понятие языковой нормы

2.     Виды норм

 

Упражнения

 

Задание 1. Прочитайте вслух приведенные ниже слова. Укажите, какие слова можно произносить в соответствии с нормой с [шн], а какие — с [чн]. При выполнении задания пользуйтесь орфоэпическим словарем.

Булочная, взяточник, горчичники, Ильинична, конечно, лодочник, сердечный, скворечник, скучно, яичница, Никитична, молочный, подсвечник, прачечная, сливочный, яблочный, Наталья Кузьминична, двоечник, командировочный, гречневый, копеечный, спичечный, нарочно, нечто, ничто, чтобы, что-нибудь, не за что, пшеничный, справочный, отлично.

 

Задание 2. Распределите приведенные ниже заимствованные слова на три группы в зависимости от произнесения согласного перед [е]. Для справок используйте орфоэпические словари русского языка. Составьте предложения с подчеркнутыми словами.

Реликвия, реквием, бассейн, крем, детектив, пюре, индекс, теннис, фанера, темп, дефис, терапевт, дебаты, лотерея, рейд, бутерброд, лазер, берет, панель, сервис, термос, кузен, сонет, реле, экспресс, депо, демонтаж, декан, сессия, агрессия, тенденция, термин, музей, рейс, менеджер, компьютер, тест.

Задание 3. Прочитайте вслух следующие слова, следя за правильной постановкой ударения.

А. Квартал, каталог, нефтепровод, обеспечение, цемент, столяр, свѐкла, афера, километр, компас, щавель, договор, диспансер, алкоголь, жалюзи, хозяева, танцовщица, медикаменты, мышление, гусеница, крапива, маркетинг, процент, шарфы, банты, торты, средства.

В. Украинский, кухонный, оптовый, грушевый, избалованный, мизерный, одновременный, красивее,

С. Ходатайствовать, звонить, черпать, уведомить, углубить, облегчить, запломбировать, премировать;

Понял – поняла – поняло – поняли, принял – приняла – приняло – приняли, нанял – наняла -  наняло – наняли, отозвал – отозвала – отозвало – отозвали.

 

Задание 4.     Устраните тавтологию.

1. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 2. В своей работе    руководители      учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 3. В прошлом году выдался неурожайный год. 4. В пищу животным стали добавлять минеральные добавки. 5. Мы каждый месяц платим абонементную плату за радиоточку. 6. Из лекций по искусству общения мы узнали много новых и полезных знаний. 7. Они стали заниматься рисованием и нарисовали много картин.

 

Задание  5. Найдите плеоназмы в предложениях, исправьте ошибки.

1. Он привык беречь каждую минуту времени. 2. Открылось новое совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч штук изделий в год. 3. Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости. 4. Деятельность центра будет способствовать дальнейшему совместному сотрудничеству между народами разных стран. 5. Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом. 6. При такой обработке много древесины пропадает зря. 7. Позвольте вам вручить этот сувенир на память! 8. Ностальгия по родине не давала им покоя. 9. Инаугурация президента назначена на пятое ноября. на нарушения государственных законов. 10. В обществе он всегда навязывал свой моветон. 11. Это можно объяснить лишь особенностями национального менталитета.

Задание 6. Устраните ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1. Спектакль оказал на ребенка большое впечатление. 2. Большое внимание благоустройству города будет оказано в следующем году. 3. Первую лекцию в этом году провел молодой преподаватель. 4. Не нужно из этого факта строить проблему. 5. Продукт пользуется авторитетом у покупателей. 6. Многие предприятия в результате неправильной политики потерпели ущерб. 7. Это важный шаг, и его надо пройти. 8. На приеме глава государства поднял тост за мир и процветание. 9. Ущерб от разрушений описывается специалистам. 10. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди.

Задание 7. Из слов правой и левой колонки составьте словосочетания.

Играть, иметь, повысить, усилить, нанести, одержать, потерпеть,

Роль, мнение, внимание, ущерб, вклад, поражение, помощь, попытка,

оказать, открыть, внести, принять, предпринять.

счет,         интерес, значение.

решение,

победа,

 

Задание 8. Учитывая род существительных, составьте словосочетания «существительное + прилагательное».

1) ... бра, ... кашне, ... простыня, ... толь, ... туфля, ... тюль, ... шампунь; 2) ... кольраби, ... кофе, ... манго, ... повидло; 3) ... алиби, ... бандероль, ... мозоль, ... пенальти, … пари, ... табель, ... такси; 4) ... атташе, ... инкогнито, ... конферансье, ... маэстро; 5) ... иваси, ... кенгуру, ... лосось, ...пони, ... шимпанзе; 6) ... Баку, ... Бали, ... Дели, ... Килиманджаро, ...Марокко, ... Миссури, ... Сухуми, ... Тбилиси, ... Чили;

 

Задание 9. Образуйте форму Им. п. мн. ч. следующих существительных. Слесарь, бухгалтер, диктор, директор, договор, жемчуг, инженер, инспектор, конструктор, лектор, месяц, профессор, торт, тренер, шофер, шрифт, эксперт, доктор, инструктор, принтер, выбор, автор, трактор.

 

Задание 10. Употребите данные существительные в форме Род. п. мн. ч.

1. Аптекари, башкиры, болгары, грузины, казахи, монголы, осетины, татары, турки, туркмены, узбеки, хорваты, цыгане, якуты. 2. Граммы, гектары, килограммы, километры, мегабайты, сантиметры. 3. Ботинки, бутсы, валенки, гетры, гольфы, кеды, ласты, носки, сапоги, туфли, чулки. 4. Госпитали, конюшни, пекарни, кухни, таможни, деревни, рельсы. 5. Статьи, ведомости, слоги, места, жирафы, цапли, георгины. 6. Абрикосы, апельсины, баклажаны, бананы, макароны, мандарины, помидоры, томаты, торты, яблоки.

 

Задание 12. Раскройте скобки, заменяя цифровые обозначения словами. Внесите в предложения необходимые изменение там, где это необходимо.

1. Из (892 участника) съезда иногородних семьсот сорок два человека. 2. К (1219 учащихся) одной школы присоединились девятьсот тридцать два учащихся другой. 3. Пароход с (850 отдыхающих) вышел в рейд. 4. Лагерь находился в (1670 километров) от границы. 5. В этот час мы покидаем льдину, пройдя свыше (2500 километров) за время дрейфа (274; сутки). 6. Летаргический сон продолжался (32; сутки). 7. Воздух был наполнен (1000 свистов).

Задание 13. Раскрыв скобки, употребите нужное числительное с данным существительным.

(Две, двое) девочки, (пять, пятеро) рукавиц, (шесть, шестеро) суток, (три, трое) ножниц, (семь, семеро) мальчиков, (десять, десятеро) носков.

                   Задание 14. Соедините деепричастные обороты с одним из двух данных предложений.

1.Открыв дверь, ...

 а)      я        увидел        отнюдь       не         простую обстановку гостиной;

б) моим глазам предстала странная картина.

2. Ничуть не смутившись, ...

а)       она      быстро      прошла       мимо

изумленных гостей;

б) вся ее фигура выражала уверенность.

3. Путешествуя вторым классом, ...

а) сервис был замечательный;

б) никто не ожидал такого прекрасного сервиса.

4. Зорко поглядывая и попыхивая  своей трубкой, ...

а) комиссар думал о возможных последствиях предпринятого дела;

б) у него появилась прекрасная идея.

5. Приветливо   кивая всем  встречающимся коллегам, ...

 

а)ему хотелось сказать всем и каждому о своей неожиданной радости;

б) он думал о неожиданно свалившемся на него счастье.

 

Задание 15. Проанализируйте формы согласования сказуемого с подлежащим. Проследите, какие условия определяют выбор той или иной формы.

1. Большинство людей молчало. 2. Большинство людей хотели что-нибудь сделать. 3. Подавляющее большинство слушателей показали на экзаменах глубокие знания. 4. Большинство картин художников-передвижников было воспринято как гимн человеку, прославляющий и утверждающий его высокие духовные ценности. 5. Ряд столов стоял в аудитории. 6. Ряд штангистов, борцов, легкоатлетов, пловцов неоднократно занимали призовые места. 7. Часть книг, журналов и газет была списана за ненадобностью. 8. Часть абитуриентов оказались выпускниками столичных математических школ.

 

Задание 16. Раскройте скобки, поставьте существительное в нужном падеже. С полученными словосочетаниями составьте предложения.

I.         1.Согласно (устав предприятия, приказ директора, постановление правительства, указ президента, желание большинства). 2. Благодаря (помощь и поддержка друзей, успешное стечение обстоятельств, забота родителей, полученные знания). 3. Вопреки (ожидания, здравый смысл, советы врача, мнение большинства, всѐ). 4. По (возвращение из отпуска, приезд в столицу, окончание переговоров, прибытие на конференцию).

II.      Рецензия (книга, статья, спектакль). 2. Отзыв (диссертация, монография, работа). 3. Точка зрения (события, происходящее). 4. Вклад (развитие, искусство, наука). 5. Заведующий (кафедра, отдел).

 

                      7. Культура научной речи

                                      План

1.     Особенности научного стиля речи

2.     Композиция научных текстов

3.     Виды научных текстов

 Упражнения

Задание 1. Подберите 10 – 15 терминов, в состав которых входят интернациональные словообразовательные элементы.

Авто-, анти-, био-, гипер-, гипо-, интер-, интра-, мета-, микро-, моно-, морфо-, мульти-, нео-, поли-, пост-, прото-, псевдо-, суб-, супер-, экстра-.

Задание 2. Определите лексические и грамматические особенности научного стиля.

1.        В языке Пушкина вся предшествующая культура русского художественного слова не только достигла своего высшего расцвета, но и нашла решительное преобразование. Язык Пушкина, отразив прямо или косвенно всю историю русского литературного языка, начиная с XVII в. до конца 30-х годов XIX в., вместе с тем определил во многих направления пути последующего развития русской литературной речи и продолжает служить живым источником и непревзойденным образом художественного слова для современного читателя. Стремясь к концентрации живых сил русской национальной культуры речи, Пушкин, прежде всего, произвел новый, оригинальный синтез тех разных социально-языковых стихий, из которых исторически складывается система русской литературной речи. Это были: 1) церковнославянизмы; 2) европеизм; 3) элементы живой

русской речи (В. В. Виноградов «Очерки по истории русского литературного языка XVII – XIX вв.»).

2.        Валентность – способность слова вступать в синтаксические связи с другими элементами. В лингвистику впервые ввел это понятие С. Д.

Кацнельсон. А. Теньер, веденный термин «валентность» в западноевропейское языкознание для обозначения сочетаемости, относил его только к глаголу и определял валентность как число актантов, которые может присоединять глагол. В современном языкознании развивается более широкое понимание валентности как общей сочетательной способности слов и единиц иных уровней (Лингвистический энциклопедический словарь).

3.        Как известно, у слова есть внешняя сторона (звуковая) и внутренняя – его содержание (значение). Из каких мельчайших частиц состоит внешняя сторона слова? Это каждому ясно: из звуков (фонем). А из чего складывается лексическое значение слова? Мы знаем, что название, независимо от признака, положенного в его основу, становится знаком явления действительности со всеми его признаками. Получается, что слово все эти признаки хранит в своей «памяти», как бы осознавая свою принадлежность к широкому кругу других названий. Но одновременно оно стремится

ограничить себя от других слов,

выявляя свою индивидуальность. Значение слова складывается из нескольких частичек (компонентов). А так как смысловая сторона слова называется еще и семантикой, то кратчайшие частички значения ученые называют семами (И. М. Подгаецкая, И. И. Постникова «Необъятный мир слова»).

Проанализируйте одну из статей научных журналов по плану: 1) Композиционные части, 2) Направленность содержания статьи – научная,

практическая, научно практическая, полемическая, информативная, 3) Языковые средства, отражающие эту направленность. Задание 3. Выделите типичные части аннотации.

Р. Буайе. Теория регуляции.-М. Научно-издательский центр «Наука для общества», РГГУ. 1997.- 212с.

Теория регуляции - недавно возникшее в рамках институциализма направление экономического анализа. Выдвинутая французскими экономистами теория регуляции была воспринята в других странах и образовала один из заметных центров притяжения тех ученых, которые не удовлетворены господствующим сейчас в экономической науке неоклассическим направлением. Книга Р. Буайе является первым систематическим изложением нового теоретического подхода. Для преподавателей, студентов, аспирантов и специалистов в области экономики, социологии и политологии.

Издательский центр РГГУ 125267, г. Москва, Миусская пл., корп. 1, к.21

Отдел реализации - т. 9434200, ф.2505109  

Задание 6. Напишите рецензию на одну из научных статей.

Задание 7. Напишите собственное резюме, предполагая, что вы являетесь соискателем на одну из перечисленных ниже должностей (по выбору студента) или выберите любую другую интересующую вас должность:

1)    инженера предприятия;

2)    программиста крупной фирмы;

3)    секретаря-референта;

4)    экономиста торгового предприятия; 5) менеджера по продажам.

8. Культура официально-деловой речи

                     План

1.     Письменная официально-деловая речь

2.     Виды документов, их оформление

3.     Устная официально-деловая речь

 

Упражнения

Задание 1. Образуйте сочетание данных глаголов с существительными. Составьте с ними предложения.

Образец: разрешить спор. Экономические споры часто разрешаются в суде.

Высказать, заслушать, затребовать, объявить, предоставить, продлить, предпринять, представить, рассмотреть, удовлетворить.

Задание 2. Раскройте скобки и выберите правильное слово.

1. Вы уже знакомы с качеством услуг, которые мы (предоставляем - представляем). 2. Прошу (оплатить - заплатить) мне расходы по командировке. 3. Фирма строит печи с (гарантийной - гарантированной) теплоотдачей. 4. (Командированные - командировочные) должны зарегистрировать свои документы. 5. Необходимо вести хозяйствование (экономными - экономичными - экономическими) методами.

Задание 3. Приведите примеры терминов официально–делового стиля по образцу:

1.   Название лиц по их функции в официально–деловых отношениях: истец, ответчик, налогоплательщик,…, …

2.   Название документов: распоряжение, приказ, протокол,…, …

3.   Обозначение частей документа: повестка дня, в приказ, приложение,…,…

4.   Специальное употребление общелитературных слов и выражений: лицо, сторона, реализация,…,…

5.   Примеры штампов: за отчетный период, принимая во внимание, в конструктивной обстановке,…,…

 

Задание 4. Выберите из каждого ряда слова, уместные в деловой речи.

1.Надо, необходимо, желательно, полезно, нелишне, невредно, хорошо бы,  неплохо бы, целесообразно, нужно.

2.Часто, нередко, сплошь и рядом, то и дело.

3.Очень, совсем, совершенно, весьма, крайне.

4.Абсолютно, чрезвычайно, сугубо.

5.Коротенько, сжато, кратко, лаконично.

6.Раньше, ранее, прежде.

7. Даром, безвозмездно.

Задание 5. Закончите фразы деловых писем.

1.   В ответ на Вашу просьбу...

2.   Считаем необходимым еще раз напомнить Вам...

3.   Ставим Вас в известность о...

4.   Мы можем предложить Вам...

5.   Мы будем весьма признательны Вам за участие в...

6.   Убедительно просим Вас...

Задание 6. Напишите заявление с просьбой отсрочить вам на две недели сдачу экзамена или курсовой работы; доверенность на получение стипендии.

Используйте конструкции официально-деловой речи.

             9. Культура публичной речи

                                  План

1.     Основные этапы подготовки к выступлению

2.     Композиция публичной речи

 

Упражнения

Задание 1.  Выберите из данных в скобках слов такие, которые наиболее точно выражают мысль.

Всѐ, что люди (делают, совершают, творят, создают) (в мире, на земле, во вселенной) действительно человеческого, (творится, делается, совершается, происходит) при помощи языка. (Невозможно, немыслимо, нельзя) без него работать (дружно, согласно), совместно с другими. Без его посредства (невозможно, немыслимо, нельзя, невероятно) ни на шаг (двинуть вперед, развивать, совершенствовать) науку, технику, ремесла, искусство – жизнь . (Создавать, созидать, строить, основывать) (будущее, грядущее) счастье (беречь, запрещать, оборонять, охранять), (будущее, грядущее) Родины и всего человечества от ненавистных врагов, (громить, сокрушать, разбивать) (трудные, тяжелые, тяжкие, жестокие) (заблуждения, недочеты, ошибки, просчеты) прошлого, радоваться и грустить, делиться с другими своей любовью и своим (гневом, ненавистью) мы (можем, имеем возможность, способны) только при помощи слов (Л. Успенский).

Задание 2.  О каких качествах речи говорится в данных высказываниях?

1)       Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области жизни и потом в практике жизни (Д. Писарев).

2)       Берегите частоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас (И. Тургенев).

3)       Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слово так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия (Л. Толстой).

4)       Знание точного значения слов и их различия между собой, хотя бы и самого легкого, есть необходимое условие всякого мышления, ибо слова суть выражения понятий, а можно ли мыслить, не умея отличать, во всей тонкости, одного понятия от другого? (В. Белинский).

5)       Но нельзя упустить и других опасностей языку, например, современного нахлына международной английской волны. Конечно, нечего путаться избегать таких слов, как «компьютер», «лазер», «ксерокс», названий технических устройств. Но если беспрепятственно допускать в русский язык такие невыносимые слова, как «уик-энд», «брифинг», «истеблишмент», то надо вообще с родным языком распрощаться (А. Солженицын).

 

Задание 3. Изучите композиционные особенности приведенной ниже речи.

Задание 4.     Напишите три варианта агитационной речи о туристических поездках а) для студенческой аудиторией; б) для пенсионеров; в) для учеников младших классов.

 

Задание 5. Составьте краткую приветственную речь по случаю Дня учителя а) от имени учителя; б) от имени вузовского преподавателя, учитывая их различный жизненный опыт и различный менталитет.

 

Задание 6.  Проанализируйте речь в соответствии с приведенными ниже критериями: Нобелевская речь Ивана Алексеевича Бунина (1933)

«Ваше высочество, милостивые государыни, милостивые государи!

Девятого ноября в далекой глуши, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, если бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что радости, даже самые редкие, ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желая омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби, - совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот телефонный звонок из Стокгольма в Грас дал мне как писателю наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнения от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, - она для него догмат, аксиома. Ваш же жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий религиозный культ Швеции. 

И еще несколько слов - для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусству и к литературе всегда была традицией для Шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире. Его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному вниманием Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства».

КРИТЕРИ:

1)    соответствие содержания речи теме;

2)    использование фактов;

3)    использование аргументов;

4)    ориентация содержания речи  на аудиторию;

5)    композиционная сторона речи; 6) нормативность речи;

7) качество речи.

 

                              

Практические задания на знание орфографии и пунктуации

       №1.         Вставьте   пропущенные       буквы,        раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания.

Профессор.

В ближайший вечер Поля в подробностях  рассмотрела своего нового  знакомца. Как и в прошлый раз он сидел в профиль к ней, но в этом  заключалось и некоторое  (пре, при)имущество  не мешали очки, не заслоняла книжка служившая ему как бы ширмой от  посторо(н, нн)их  наблюдателей.У него было продолговатое аскетической худобы ове(..н, ..нн)ое  (не)(пр..)миримым величием и не без оттенка надменной гордости лицо с матовым цветом кожи и с небрежной чуть сединою тронутой бородкой как бы ветерком вдохновения вздыбл(..н, ..нн)ые волосы его были умеренно дли(н, нн)ы и слегка м..рцающие тени лежали во впадинах над высоким лбом. Все это пр..давало ему (образцово)показательную внешность стойкого борца за (н..)что в высшей степени благородное, что в свою очередь вызывало самые глубокие к нему симпатии. И при одних поворотах он напоминал (н..)коего православного ми(с, сс)ионера с Курильских островов, а при других даже пророка древности пр..говоре(н, нн)ого к мученическому костру… если бы (не)странное к пр..скорбию устройство глаз у Александра Яковлевича. Время от времени там в глубине под бе(с, сс)трастно опуще(н, нн)ыми веками начиналась  быстрая беготня зрачков мало подходящая для проповедника ( не) только слова Божия, но и менее возвыше(н, нн)ых истин. Какое(то) неотвязное воспоминание преследовало этого человека так что каждую четверть часа требовалось ему удостовери(т, ть)ся  в  отсутстви..  поводов для беспокойства. Наверно река жизни основательно потрепала его на порогах прежде чем вынесла в устье заслуженного общественного признания. 

( По Л. Леонову .)

( 208 слов. Правописание н и нн. Частица не. Основные правила пунктуации.)

№ 2. Вставьте пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания.

Тринадцатое число.

Прошло три дня. Все это время мужики из кожи  лезли старались дорогу ср..вняли гать завалили хворостом и песком усыпали, мосты поправили, возле дороги канав нарыли и дерном обложили. Приехал окружной, собрал мужиков и начал их учить как графа встречать отобрал пять человек стариков повиднее велел им р..счесать  бороды и оде(т, ть)ся получше. Двое должны были поднести хлеб-соль, а остальные трое  местное произведение, дугу. Прочим мужикам сказано было, что как только окружной махнет рукой, то чтобы шапки вверх кидать и кричать ура. Кроме того еще двоих верховых отрядили встречать один за мостом должен стоять а другой за (пол)версты от села на дороге и только завидят графский  экипаж сейчас должны скакать сломя голову в село. А когда будет уезжать то все должны броси(т, ть)ся, отпряч.. лошадей и по всему селу провезти экипаж на себе. Ребятишек на этот случай веле(н, нн)о всех убрать и на улицу (н..)под каким  видом не пускать кур гусей собак тоже всех зап..реть.

Наступило тринадцатое число. Бабы чуть свет вск..чили  печки затоплять, париться, а мужики дѐгтем сапоги стали мазать. Собрал..сь начальство голова, сотские, десятские  и пошли стариков снаряжать. Голова дугу принѐс новую всю р..списа(н,нн)ую в городе купил.

Пока окружной приводил всѐ в порядок, прискакал нарочный с известием, что граф будет только к вечеру, чай кушать. (Не)смотря на это, мужикам (не) веле(н,нн)о отлуча(т,ть)ся с места. Так все простояли до вечера. Наконец часу в восьмом завидели парня скач..щего во весь дух к селу. «Едет, едет!»  загудели мужики. Толпа зашаталась, перекрестилась и тронулась (на)встречу графу.

Ещѐ (не) успели  отпряч..  лошадей, вдруг вид..т окружной, что с поля бегут свиньи  одна, другая, третья, а за ними без шапки, с кнутом  вылупя глаза пастух; за пастухом  овцы, коровы, хвост кверху, рѐв, блеяние, визг... Лошади взбесились, вырвались и понесли. Мужики за ними «Держи!» Наконец поймали, запрягли. Граф перепуга(н,нн)ый и недовольный уехал.

(По В. А. Слепцову.)

(293 слова. Правописание гласных и согласных. Правописание н и нн.  

Употребление ь. Наречия. Основные правила пунктуации.)