РУССКИЙ ЯЗЫК учебная программадля 5-9 классов

  • doc
  • 23.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 28 Рус язык нерус шк 5-9 кл рус 2015.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ.И.АЛТЫНСАРИНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

учебная программа

для 5-9 классов уровня основного среднего образования

(с нерусским языком обучения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана

 

 

Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115.

 

Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года.

 

 

Внесены изменения и дополнения согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 июня 2015 года №393.

 

Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №11659 от 14 июля 2015 года.

 

 

Русский язык: Учебная программа для 5-9 классов уровня основного среднего образования (с нерусским языком обучения) – Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2015. – 32 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Национальная  академия  образования

им. И.Алтынсарина, 2015.

Приложение 28

к приказу Министра образования

и науки Республики Казахстан

от 3 апреля 2013 года № 115  

 

 

 

Типовая учебная программа по предмету «Русский язык»

для 5-9 классов уровня основного среднего образования

(с нерусским языком обучения)

 

1. Пояснительная записка

 

1.   Учебная программа составлена в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от  23 августа 2012 года №1080.

2.       Целями обучения предмету являются:

1)      формирование посредством языкового и речевого материала коммуникативной компетенции учащихся, основанной на владении системой разноуровневых языковых средств, соблюдении норм русского литературного языка, правил речевого этикета и употребления семантически связанных языковых единиц в речевой деятельности, ориентированной на ситуацию общения, осведомленности о культуре и реалиях жизни русского и казахского народов, умении пользоваться русской речью при параллельном двуязычии/полиязычии;

2)      воспитание в учащихся на основе тематического содержания речевого материала языковой личности, придерживающейся активной гражданской позиции, ориентирующейся на нравственно-духовные ценности, проявляющей толерантное отношение к другим культурам, готовой к сохранению и приумножению природного богатства, ведущей и пропагандирующей здоровый образ жизни, имеющей навыки творческой деятельности и обладающей технологической культурой.

3.   Задачами обучения предмету являются:

1)      формирование языковой компетенции, проявляющейся в умении учащихся системно характеризовать языковые средства на фонетическом, лексико-фразеологическом, морфемико-словообразовательном, морфологи-ческом и синтаксическом уровнях;

2)      формирование и совершенствование речевой компетенции, отражающейся в умении учащихся понимать смысл высказываний на русском языке в устной и письменной формах, читать на русском языке с соблюдением орфоэпических и акцентологических норм, оформлять речь в соответствии с нормами и правилами русского литературного языка, создавать структурно и содержательно правильное речевое высказывание на уровне предложения, текста;

3)      формирование и совершенствование коммуникативной компетенции, включающей умения учащихся реализовывать стратегию и соответствующие ей тактики общения средствами русского языка на основе учета ситуации общения и заданных сфер деятельности (учебной, социально-бытовой, социально-культурной, профессионально-трудовой); соблюдать правила речевого этикета в общении  на русском языке;

4)      формирование этнокультуроведческой компетенции, проявляющейся во владении основными сведениями о национальных особенностях лингвокультуры русского и казахского народов;

5)      формирование страноведческой компетенции, выражающейся в знании о Казахстане и России как государствах, на территории которых функционирует русский язык в качестве средства межнациональной и межкультурной коммуникации или /и родного языка, о специфике русского речевого этикета; 

6)      формирование толерантного отношения к языкам и культурам разных народов, определяющегося перспективами развития дву-/полиязычной и поликультурной личности;

7)      развитие языковой личности, характеризующейся вербальными, когнитивными, энциклопедическими, прагматическими, коммуникативными знаниями и умениями выражать патриотические чувства к Родине и родной природе, проявлять стремление к созидательности и процветанию, пропагандировать духовно-нравственные ценности и здоровый образ жизни;

8)      формирование у учащихся умений пользоваться современными информационно-коммуникационными и компьютерными технологиями на основе интегрированных уроков  по русскому языку.

4.   Содержание программы учитывает межпредметные связи предмета «Русский язык»:

1)      «Русская литература» (совершенствование умений и навыков культуры устной и письменной речи на текстовой основе, через изучение художественных произведений русской, казахской и зарубежной литературы);

2)      «Казахский язык», «Иностранный язык» (формирование языковой личности на основе изучения языков, проведение параллелей при изучении языковых фактов, раскрытие диалога культур в глобальном культурном контексте);

3)      «История Казахстана», «Всемирная история»  и «Человек, общество, право» (понимание роли языка в государстве, в развитии и становлении государственности, получение сведений о языках народов мира, месте русского языка в славянских языках, статусе русского и казахского языков в Республике Казахстан);

4)      «Информатика»  (понимание коммуникативной функции языка в сети Интернет, формирование умений обрабатывать, систематизировать, сохранять и транслировать информацию путем использования новейших информационных технологий).

5.       Объем учебной нагрузки составляет:

1)      в 5 классе – в неделю 2 часа, всего – 68 часов;

2)      в 6 классе – в неделю 2 часа, всего – 68 часов;

3)      в 7 классе – в неделю 2 часа , всего – 68 часов;

4)      в 8 классе – в неделю 2 часа , всего – 68 часов;

5)      в 9 классе – в неделю 2 часа, всего – 68 часов.

6. Тематический минимум представлен тремя блоками:

1)       «Человек» (Человек и жизнь: физическое и внутреннее состояние, эмоциональный мир. Психологические и нравственные качества человека. Моральные качества человека. Поступки. Поведение. Оценка действий человека. Способности, склонности, увлечения, интересы человека. Здоровый образ жизни. Человек в языке и речи. Речь человека. Эмоциональный мир человека. Внешний вид человека. Воспитать в себе человека. Призвание – быть человеком. О возможностях человека. Человек и его окружение);

2)       «Общество» (Сферы жизни общества: социальная, государственная, экономическая, политическая, культурная. Социальная сфера жизни. Общественное питание. Сфера обслуживания: ателье, парикмахерский салон, фотостудия, химчистка. Государственная сфера жизни. Города, деревни. Мой Казахстан. Россия и Казахстан. Золотое кольцо России. Древнейшие города Казахстана. Экономическая сфера: промышленность, сельское хозяйство. Денежная система. Здравоохранение. Язык – история народа. Роль языка в жизни человека. О взаимосвязи разных языков. Любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Казахский язык – государственный язык Республики Казахстан. Русский язык в Казахстане. Русский язык – язык межнационального общения. Мир в зеркале русского языка. Русский язык и мировые языки. Казахско-русское двуязычие как основа полиязычия. Из истории тюркской и славянской письменности. Образование. Роль знаний в жизни человека. Образованный человек. Образование – условие прогресса. Мир знаний. Образование в Казахстане. Образование за рубежом. Родина. Мир науки. Наука и техника. Наука и жизнь. Нет предела научным открытиям. Наука и фантастика. Ученый – человек науки. Известные ученые: образ жизни. Человек и научно-технический прогресс. Культура. Народные обычаи, обряды и традиции. Музеи. Культурное наследие. Национально-культурные ценности. Искусство. Живопись, графика. Музыка. Театр и кино. Цирк. Хореография. Скульптура, архитектура. Декоративное прикладное искусство. Литература. Роль литературы в жизни человека. Труд писателя. Стиль писателя. В мире слов. Книга – источник знаний. Труд. Техника вокруг нас. В мире профессий. Современные профессии. Профессиональная ориентация. Физическая культура и спорт. Здоровый образ жизни. Олимпийские и неолимпийские  виды спорта. Известные спортсмены. Из истории спорта. Путешествие и туризм. Вокруг света. Чудеса света. Средства массовой информации. Эпоха информационного общества. О технологиях: биотехнологии, нанотехнологии, агротехнологии, химтехнологии и др.);

3)       «Природа» (Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето. Животный мир. Растительный мир. Погода и климат. Загадки и тайны природы. Прекрасное в природе. Люди и среда обитания. Охрана природы. Земное пространство. Водное пространство. Роль воды в жизни человека. Экологические проблемы. Экологическая культура и грамотность).

7.   В 5-9 классах учащиеся линейно-концентрическим способом изучают систему русского языка.

8.   Систематическая взаимосвязь разноуровневого  языкового материала на семантической основе  позволяет формировать не только языковую, но и речевую и коммуникативную компетенции.

9.   Для достижения указанных уровней владения русским языком в каждом классе определено содержание материала, обеспечивающее следующие виды компетенции:

1)      языковая компетенция находит отражение в способности учащихся анализировать изученные языковые средства как в описательном аспекте (разряд, форма и т.д.), так и в функциональном плане (стилистическая маркированность, эмоциональная окраска,  этикетная значимость);

2)      речевая компетенция обнаруживается в умениях аудирования, чтения, говорения, письма;

3)      коммуникативная компетенция выявляется на основе умений учитывать статус собеседника, обстановку общения, соблюдать правила речевого этикета, вступать свободно в коммуникативный процесс в рамках заданного тематического минимума;

4)      этнокультуроведческая компетенция учащихся формируется  на основе представления соответствующего материала в рамках каждой речевой темы: активизируются в речи пословицы и поговорки, высказывания известных личностей России,  приводятся сведения из истории и культуры страны изучаемого языка.

10. Соответственно Европейской системе уровней владения языком (А – элементарное владение; В – самостоятельное владение; С – свободное владение) и в соответствии с  государственной задачей развития полиязычия в Казахстане владение русским языком как вторым должно быть на базовом уровне – 5-7 классы и среднем уровне – 8-9 классы.

11. Базовый уровень подразделяется на 3 подуровня: 1 подуровень (А 2 – А 2.2)  – 5 класс; 2 подуровень (А 2 – А 2.2.1 и А 2.2.2) – 6 класс; 3 подуровень (А 2+) – 7 класс.

12. Средний уровень также разделяется на 3 подуровня: 1 подуровень (В1 – В.1 и В. 1.2) – 8 класс; 2 подуровень (В1 + --- В .1  +) – 9 класс.

 

 

 

2. Базовое содержание учебного предмета в 5 классе

 

13. Тематический минимум включает 3 основных блока:

1)       «Человек» (Жизнь человека. В здоровом теле – здоровый дух); 

2)       «Общество» (Школьные годы чудесные. Для чего существует язык. Путешествие по родному краю. Москва – сердце России. Мы в сфере обслуживания. В ателье. В парикмахерской. В фотостудии. В химчистке. В столовой (кафе). О спорт, ты – жизнь! Знакомимся с  искусством);

3)       «Природа» (Люблю я пышное природы увяданье. Здравствуй, зимушка-зима! Весна в окно стучится. Лето – звонкая пора).

14. Языковая компетенция: знания о  языковой системе.

1)      «Повторение пройденного в начальных классах» – 2 часа;

2)      «Общие сведения о русском языке» – 1  час;

3)      Диктант – 1 час»;

4)      «Фонетика». «Орфоэпия» – 5 часов (Классификация звуков: гласные и согласные. Классификация согласных звуков. Слог. Ударение. Нормы произношения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Особенности произношения специфических русских сочетаний букв (-ого/ - его, -ци -, жи-, ши-, чт-, чн- и др.). Фонетический разбор);

5)      Изложение – 1 час;

6)      «Графика» – 3 часа ( Алфавит. Соотношение букв и звуков. Слоговой принцип русской графики. Буквы гласных звуков; буквы согласных звуков; звуковое значение букв е, ё, ю, я; функции букв ь,ъ; правила обозначения мягкости согласных. Буквы прописные – строчные, названия букв);

7)      Контрольный диктант ­– 1 час;

8)      «Орфография» – 4 часа (Орфограмма. Орфографическое правило. Звукобуквенные написания. Принципы обозначения на письме звуков. Правила обозначения гласных и согласных звуков в корнях слов. Нормы правописания аффиксов. Написание ь и ъ в частях и между частями слова. Правила употреблениея прописных и строчных букв. Перенос слов. Правописание частей речи. Орфографические словари и справочники);

9)           «Лексика и фразеология» – 5 часов (Слово как основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Синонимические ряды слов и их употребление в речи. Антонимы. Толковые словари русского языка. Тематические группы слов русского языка. Фразеологизмы и их значение. Смысловое соответствие русских и казахских фразеологизмов. Пословицы и поговорки  как разновидность фразеологизмов, их этнокультурное значение. Лексикография. Различные виды лингвистических словарей. Толковый словарь. Многозначные слова и омонимы в толковых словарях. Словари синонимов, антонимов. Тематический словарь. Словарь эпитетов. Фразеологический словарь. Двуязычные и многоязычные словари);

10)       Изложение – 1 час;

11)       «Состав слова» – 4 часа (Состав слова. Основа слова и окончание. Корень слова и его варианты. Однокоренные слова. Приставка и ее варианты. Суффикс и его варианты. Окончание.  Морфемный словарь русского языка. Единообразное оформление русских морфем. Морфемный анализ слова);

12)       Сочинение – 1 час;

13)       Контрольный диктант – 1 час;

14)       «Словообразование  – 2 часа (Роль словообразования в развитии лексического состава.  Однокоренные слова. Анализ гнезд однокоренных слов, данных в словообразовательном словаре. Выявление чередований букв в однокоренных словах. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Словообразовательные словари. Словообразовательный анализ);

15)       «Грамматика», «Морфология», «Лексическое и грамматическое значения слов», «Части речи в русском языке», «Определение принадлежности слова к определенной части речи», «Самостоятельные части речи» – 1 час;

16)       «Имя существительное» – 11 часов (Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Род. Число. Изменение существительного по падежам. Склонение имен существительных. Морфологический анализ);

17)       Изложение – 1 час;

18)       Сочинение – 1 час;

19)       «Имя прилагательное», «Склонение имен прилагательных» – 2 часа;

20)       «Глагол – 3 часа (Категория времени. Изменение глаголов. Понятие о спряжении глагола. Морфологический анализ);

21)       Контрольный диктант (1 час).

22)       «Синтаксис», «Предложение», «Грамматическая (предикативная) основа предложения» – 1 час;

23)       Сочинение – 1 час;

24)       «Простое предложение», «Типы предложений по цели высказывания, по интонации» – 1 час;

25)       Изложение – 1 час;

26)       «Главные члены предложения» – 1 час;

27)       «Второстепенные члены предложения» –  1 час; 

28)       «Разбор предложения» – 2 часа;

29)       «Пунктуация», «Знаки препинания конца предложения» – 1 час;

30)       Контрольный диктант – 1 час;

31)       «Обобщение пройденного материала» ­– 2 часа.

15. Сведения о речи.  Речевая компетенция.

1)      «Речевая деятельность: слушание, говорение, чтение, письмо», «Цель порождения речи», «Реплика как высказывание», «Диалогическая и монологическая речь», «Текст как высказывание», «Основные характеристики текста: тема и основная мысль; план текста» – 1 час;

2)      «Стили речи», «Речь книжная и разговорная; разговорный, художественный стиль речи (сфера употребления, задачи речи, характерные языковые средства)», «Особенности  разговорного, художественного стилей речи (сопоставительная характеристика)», « Стилистический анализ текста» – 2 часа;

3)      «Типы речи», «Повествование, описание, рассуждение» – 1 час;

4)      «Описание человека, предмета, места», «Рассуждение: доказательство», «Написание сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения»;

5)      «Речевые жанры» (изложение, сочинение типа описания, сочинение типа повествования, сочинение типа рассуждения).

16. Сведения о процессе общения. Коммуникативная компетенция

1)      правила русского речевого этикета;

2)      учет положительной / негативной эмоциональной окраски слов при оформлении речи., обращенной к адресату;

3)      наблюдения за ролью грамматических средств в оформлении этикетной рамки предложения-высказывания;

4)      грамотная и корректная речь;

5)      диалог и монолог.

17. Сведения о культуре страны изучаемого языка. Этнокультуроведческая компетенция. Особенности русской культуры в рамках тематического минимума.

 

3. Базовое содержание учебного предмета в 6 классе

 

18. Тематический минимум включает 3 основных блока:

1)       «Человек» («По одежке встречают…». «В человеке должно быть все прекрасно…». Внешность человека и его  нравственные качества);

2)       «Общество» (Знание – сила. Книга – источник знаний. В мертвых книгах крохотные знаки собраны в бессмертные слова. Этот многообразный спортивный мир. На приеме у врача. В мире красок. Живопись во всем ее многообразии. Родившая Пушкина  русская земля); 

3)       «Природа» (Жемчужины Казахстана. Природа России. Страна березового ситца. Мой ласковый и нежный зверь).

19. Языковая компетенция: знания о  языковой системе.

1)      «Русский язык как язык межнационального общения» – 1 час;

2)      Диктант – 1 час;

3)      «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика» 1 час (Материал для  повторения. Ударение. Нормы произношения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Особенности произношения специфических русских сочетаний букв (-ого/-его, -ци -, жи-, ши-, чт-, чн- и др.). Орфоэпические и орфографические словари. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Оформление звуков на письме соответственно законам русской графики);

4)      «Орфография» – 1 час (Русская орфография, ее основные разделы. Орфограмма. Орфографическое правило. Звукобуквенные написания. Принципы обозначения на письме фонем (звуков). Правила обозначения гласных и согласных звуков в корнях слов. Нормы правописания аффиксов. Написание ь и ъ в частях и между частями слова. Правила употреблениея прописных и строчных букв. Перенос слов. Правописание частей речи. Орфографические словари и справочники);

5)      «Лексика и фразеология» – 6 часов (Материал для повторения. Слово как основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Синонимические ряды слов и их употребление в речи. Антонимы. Материал для изучения. Общеупотребительные слова. Термины. Заимствованные слова. Признаки заимствования. Интернациональная лексика. Тюркизмы в русском языке. Различные виды лингвистических словарей. Толковые словари русского языка. Многозначные слова и омонимы в толковых словарях. Словари синонимов, антонимов. Тематический словарь. Словарь эпитетов. Фразеологический словарь. Двуязычные и многоязычные словари);

6)      Изложение  – 1 час;

7)      «Морфемика» – 6 часов (Материал для повторения и изучения. Состав слова. Основа слова и окончание. Корень слова и его варианты. Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Приставка и ее варианты. Суффикс и его варианты. Окончание. Варианты окончаний и их стилистическая функция);

8)      Контрольный диктант – 1 час;

9)           «Словообразование» – 7 часов (Материал для изучения. Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способ образования слов. Сложные слова. Соединительные буквы и сочетания. Сложносокращенные слова и их употребление в речи. Морфемный словарь русского языка. Единообразное оформление русских морфем. Случаи чередований в корневых и аффиксальных морфемах. Роль словообразования в развитии лексического состава. Новые слова и формы слова. Словообразующие морфемы. Однокоренные слова. Анализ гнезд однокоренных слов, данных в словообразовательном словаре. Выявление чередований букв в однокоренных словах.  Способы образования слов. Морфологические способы: а) с помощью морфем; б) с помощью сложения. Словообразовательные словари. Словообразовательный тип. Группировка слов по словообразовательным типам. Словообразовательный анализ);

10)       Сочинение – 1 час;

11)       Изложение – 1 час;

12)       «Грамматика», «Морфология» – 2 часа (Материал для повторения.  Лексическое и грамматическое значения слов. Части речи в русском языке. Определение принадлежности слова к определенной части речи. Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие. Материал для изучения. Синтаксические функции слов разных частей речи);

13)       «Синтаксис» ­ – 2 часа (Материал для изучения. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Виды словосочетаний по характеру главного слова. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Простое предложение. Классификация простого предложения на разных основаниях. Распространенные и нераспространенные предложения);

14)       Контрольный диктант – 1 час;

15)       «Главные и второстепенные члены предложения», «Подлежащее, выраженное именем существительным и местоимением» – 2 часа;

16)       «Сказуемое, выраженное разными видо-временными формами глагола», «Спряжение глагола», «Сказуемое, выраженное именем существительным», «Тире между подлежащим и сказуемым» – 6 часов;

17)       Изложение – 1 час;

18)       «Дополнение» – 1 час;

19)       «Обстоятельство, выраженное наречием» – 1 час;

20)       «Дополнение и обстоятельство, выраженные падежными формами существительного» ­– 6 часов;

21)       Сочинение – 1 час;

22)       Контрольный диктант – 1 час;

23)       «Определение», «Определение, выраженное именем прилагательным», «Определение, выраженное существительным в родительном падеже» – 4 часа;

24)       Изложение – 1 час;

25)       «Однородные члены предложения», «Знаки препинания при однородных членах предложения» – 2 часа;

26)       «Понятие о сложном предложении», «Знаки препинания в сложном предложении» – 2 часа;

27)       Сочинение – 1 час;

28)       «Синтаксический разбор предложения» – 2  часа;

29)       «Обобщение пройденного материала» – 2 часа;

30)       «Обобщение по пунктуации» – 2 часа (Знаки препинания конца предложения. Знаки препинания в простом предложении: тире между подлежащим и сказуемым; знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в сложном предложении);

31)       Контрольный диктант – 1 час.

20. Сведения о речи. Речевая компетенция:

1)  «Речевая деятельность: слушание, говорение, чтение, письмо», «Цель порождения речи», «Учет положительной негативной эмоциональной окраски слов при оформлении речи, обращенной к адресату», «Наблюдения за ролью грамматических средств в оформлении этикетной рамки предложения-высказывания», «Реплика как высказывание», «Диалогическая и монологическая речь», «Текст как высказывание», «Основные характеристики текста: тема и основная мысль; средства связи предложений; план текста»;

2)  «Стили речи» – 3 часа (Речь книжная и разговорная; разговорный, научный, художественный стиль речи (сфера употребления, задачи речи, характерные языковые средства). Особенности разговорного, научного, художественного стилей речи (сопоставительная характеристика). Стилистический анализ текста);

3)  «Типы речи» – 3 часа (Повествование, описание, рассуждение. Особенности типов речи (композиция, языковые средства). Описание человека, предмета, места. Повествование информативное. Рассуждение: доказательство, объяснение. Написание сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения - рассуждения. Написание сочинения смешанного типа. Речевые жанры: изложение, сочинение типа описания, сочинение типа повествования, сочинение типа рассуждения;  реферат, научный проект).

21. Сведения о процессе общения. Коммуникативная компетенция:

1)      «Ситуация общения» (Стратегия и тактики общения. Официальная и неофициальная обстановка общения. Учет статуса собеседника и типа взаимоотношений с собеседником);

2)      «Правила русского речевого этикета» (Учет положительной / негативной эмоциональной окраски слов при оформлении речи, обращенной к адресату. Наблюдения за ролью грамматических средств в оформлении этикетной рамки предложения-высказывания. Русский деловой этикет. Грамотная и корректная речь);

3)      «Участие в диалогическом и полилогическом общении», «Межкультурная коммуникация».

22. Сведения о культуре страны изучаемого языка. Этнокультуроведческая компетенция. Особенности  русской культуры в рамках тематического минимума.

 

4. Базовое содержание учебного предмета в 7 классе

 

23.  Тематический минимум включает 3 основных блока:

1)       «Человек»(Способности, склонности, увлечения, интересы человека. Нет  предела совершенству (о совершенствовании личности, о познании мира). Человек в языке. Правильная речь – признак культуры. Эмоции, которые мешают нам жить. Эмоции, которые делают нас  счастливыми. Здоровый образ жизни. От каждодневных тренировок до больших побед…);

2)       «Общество» (Образованный человек. Каким стать? Учимся ценить время. Мир профессий. Музыка, песни, танцы. Казахстан: обычаи, традиции, праздники. Россия: обычаи, традиции, праздники. Газеты и журналы в нашей жизни);

3)       «Природа» (Мир растений. Мир животных).

24. Языковая компетенция: знания о  языковой системе:

1)           «Язык как средство общения» – 1 час;

2)           Диктант – 1 час;

3)      «Естественные и искусственные языки», «Вербальное и невербальное общение» – 1час;

4)      «Работа по соблюдению орфоэпических норм русского литературного языка» – 2 часа (Материал для повторения. Орфоэпические и орфографические словари. Нормы правописания аффиксов Правописание частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, наречий. Орфографические словари  и справочники);

5)      «Лексика и фразеология» – 5 часов (Слово как основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Синонимические ряды слов и их употребление в речи. Антонимы. Антонимические пары. Толковые словари русского языка. Стилистически нейтральные и стилистически окрашенные слова. Тематические группы слов русского языка. Этнокультуроведческая лексика. Материал для изучения. Фразеологизмы и их значение. Различие в контексте свободных и устойчивых сочетаний. Смысловое соответствие русских и казахских фразеологизмов. Стилистически нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы. Пословицы, поговорки и афоризмы как разновидность фразеологизмов, их этнокультурное значение. Лексикография. Различные виды лингвистических словарей. Толковый словарь. Многозначные слова и омонимы в толковых словарях. Словари синонимов, антонимов. Тематический словарь. Словарь эпитетов. Фразеологический словарь. Двуязычные и многоязычные словари);

6)      Изложение – 1 час;

7)      «Грамматика», «Морфология» – 1 час (Материал для  повторения. Лексическое и грамматическое значения слов. Части речи в русском языке. Определение принадлежности слова к определенной части речи. Самостоятельные части речи);  

8)           «Имя числительное» – 5 часов (Материал для изучения. Простые и составные имена числительные. Количественные и порядковые имена числительные. Склонение имен числительных. Правописание имен  числительных. Синтаксическая роль числительных. Морфологический разбор);

9)           Контрольный диктант – 1 час;.

10)       «Местоимение» – 6 часов (Разряды местоимений.  Правописание местоимений.  Образование наречий. Морфологический разбор); 

11)       Изложение – 1 час;

12)       «Глагол» – 5 часов (Повторение. Употребление глаголов в предложении. Синтаксические функции глаголов. Соотнесение форм глаголов-сказуемых в предложении с формами существительных-подлежащих. Переходные и непереходные глаголы.  Изъявительное наклонение. Настоящее время глагола. Будущее время глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Прошедшее время глагола. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам Повелительное наклонение глагола. Особенности изменения глаголов в повелительном наклонении. Особенности изменения глаголов в условном наклонении. Безличные глаголы. Спряжение глагола. Разноспрягаемые глаголы. Морфологический анализ глагола. Правописание глаголов);

13)       Сочинение-повествование – 1 час;

14)       Контрольный диктант – 1 час;

15)       «Причастие как особая форма глагола» – 4 часа (Разряды причастий.  Образование причастий.Изменение причастий. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. Синтаксическая роль причастий.  Правописание суффиксов причастий. Морфологический разбор);

16)       Сочинение-описание – 1 час;

17)       «Деепричастие  как особая  форма глагола» – 4 часа (Образование деепричастий. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. Синтаксическая роль деепричастий.  Морфологический разбор);

18)       «Наречие» ­– 4 часа (Синтаксическая роль наречий.  Образование наречий. Правописание наречий. Морфологический разбор наречий);

19)       Изложение – 1 час;

20)       «Синтаксис» – 1 час (Материал для повторения. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса);  

21)       «Словосочетание» – 4 часа (Материал для изучения. Главное и зависимое слово в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по характеру главного слова);  

22)       Контрольный диктант – 1 час;

23)       «Предложение», «Грамматическая основа предложения», «Простое предложение», «Классификация простого предложения на разных основаниях» – 1 час;

24)       «Главные члены предложения», «Подлежащее», «Способы выражения подлежащего» – 4 часа;

25)       Сочинение – 1 час;

26)       «Сказуемое», «Типы сказуемого», «Способы выражения сказуемого» – 4 часа;

27)       Изложение –1 час;

28)       «Осложненные предложения и знаки препинания в них», «Предложения с причастными и деепричастными оборотами», «Предложения с вводными словами» – 1 час;

29)       «Пунктуация» – 1 час (Знаки препинания конца предложения. Знаки препинания в простом предложении: тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при однородных членах; обособленных членах предложения (причастный и деепричастный оборот). Пунктуационный анализ предложений);

30)  Контрольный диктант – 1 час;

31)  «Обобщение  пройденного материала» – 2 часа;

25. Сведения о речи. Речевая компетенция:

1)      «Речевая деятельность: слушание, говорение, чтение, письмо» (Цель порождения речи. Учет положительной негативной эмоциональной окраски слов при оформлении речи, обращенной к адресату. Наблюдения за ролью грамматических средств в оформлении этикетной рамки предложения-высказывания. Реплика как высказывание. Диалогическая и монологическая речь);

2)      Текст как высказывание (Основные характеристики текста: тема и основная мысль; средства связи предложений; план текста. Стили речи. Речь книжная и разговорная; разговорный, научный, официально-деловой, художественный стиль речи (сфера употребления, задачи речи, характерные языковые средства). Особенности  разговорного, научного, официально-делового, художественного стилей речи (сопоставительная характеристика). Стилистический анализ текста. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Особенности типов речи (композиция, языковые средства). Описание человека, предмета, места. Повествование информативное. Рассуждение: доказательство, объяснение. Написание сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения. Написание сочинения смешанного типа);

3)      «Речевые жанры» (изложение, сочинение типа описания, сочинение типа повествования, сочинение типа рассуждения, сочинения с разными функционально-смысловыми типами; заявление, доверенность, расписка, справка).  

26. Сведения о процессе общения. Коммуникативная компетенция:

1)      «Ситуация общения» (Стратегия и тактики общения. Официальная и неофициальная обстановка общения. Учет статуса собеседника и типа взаимоотношений с собеседником);

2)      «Правила русского речевого этикета» (Учет положительной / негативной эмоциональной окраски слов при оформлении речи, обращенной к адресату. Наблюдения за ролью грамматических средств в оформлении этикетной рамки предложения-высказывания. Русский деловой этикет. Грамотная и корректная речь);

3)      «Участие в диалогическом и полилогическом общении», «Межкультурная коммуникация».

27. Сведения о культуре страны изучаемого языка. Этнокультуроведческая компетенция. Особенности русской культуры в рамках тематического минимума.

 

5. Базовое содержание учебного предмета в 8 классе

 

28. Тематический минимум включает 3 основных блока:

1)       «Человек» (Человек в языке и речи. Речь человека.  Нравственные ценности человека. Береги честь смолоду. Темперамент и характер человека); 

2)       «Общество» (О мировых языках. Казахстан на карте мира. Неповторимый облик русских городов. Новое время – новые профессии. С чего начинался спорт (Из истории спорта, олимпийских игр). От каждодневного труда до великих открытий. Мир науки. Труд ученого. Мир театра и кино. Мы знаем, время растяжимо. Путешествие и туризм. Чудеса света. У голубого экрана: интересное и полезное);

3)       «Природа» (Моря, реки, озера. Роль воды в жизни человека. Загадки и тайны природы).

29. Языковая компетенция: знания о языковой системе:

1)      «Общие сведения о русском языке», «Язык и культура» – 1 час;

2)      Диктант – 1 час;

3)      «Повторение пройденного в 5-7 классах» – 2 часа (Фонетика. Орфоэпия (повторение). Работа по соблюдению орфоэпических норм  русского литературного языка. Орфография. Русская орфография, ее основные разделы. Орфограмма. Орфографическое правило. Правописание служебных частей речи. Правописание не с разными частями речи. Орфографические словари  и справочники. Лексика и фразеология. Толковые словари русского языка. Стилистически нейтральные и стилистически окрашенные слова. Тематические группы слов русского языка. Этнокультуроведческая лексика. Фразеологизмы и их значение.  Различие в контексте свободных и устойчивых сочетаний. Смысловое соответствие русских и казахских фразеологизмов. Стилистически нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы. Пословицы, поговорки и афоризмы как разновидность фразеологизмов, их этнокультурное значение. Лексикография. Различные виды лингвистических словарей. Толковый словарь. Работа со словарями синонимов, антонимов. Тематический словарь. Словарь эпитетов. Фразеологический словарь. Двуязычные и многоязычные словари. Морфемика  (повторение). Морфемный анализ. Словообразование  Способы образования слов. Неморфологические способы образования слов. Работа со словообразовательными словарями. Словообразовательный анализ);

4)           «Грамматика», «Морфология» (Лексическое и грамматическое значения слов. Самостоятельные и служебные  части речи в русском языке.  Определение принадлежности слова к той или иной части речи) – 1 час;

5)           «Служебные части речи: предлог, союз, частицы» (Их разряды по значению, структуре и употреблению. Правописание служебных частей речи. Правописание  не с разными частями речи) – 4 часа;

6)      Изложение – 1 час;

7)      «Междометие как особая часть речи»,  «Звукоподражательные слова» – 1 час;

8)      «Синтаксис», «Обращения, вводные и вставные слова и конструкции в предложении» – 2 часа;

9)           «Предложение» – 2 часа (Грамматическая (предикативная) основа предложения. Простое предложение. Классификация простого предложения на разных основаниях. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Прямое и косвенное дополнение);

10)  Контрольный диктант – 1 час;

11)  «Обстоятельство», «Виды обстоятельств» – 2 часа;

12)  «Определение, «Согласованное и несогласованное определение», «Приложение» – 3 часа;

13)  Сочинение-описание – 1 час;

14)       «Типы простых предложений по наличию главных членов: односоставные и двусоставные предложения» – 1 час;

15)       «Виды односоставных предложений» – 5 часов;

16)       Изложение – 1 час;

17)       «Типы простых предложений по наличию необходимых членов предложения: полные и неполные предложения», «Тире в неполном предложении» – 2 часа;

18)       Контрольный диктант – 1 час;

19)       «Осложненные предложения и знаки препинания в них», «Однородные члены предложения, обобщающие слова при однородных членах предложения» – 5 часов;

20)       Сочинение – 1 час;

21)       «Обособленные члены предложения» – 1 час;

22)       «Обособленные дополнения» – 3 часа;

23)       «Обособленные обстоятельства» – 3 часа;

24)       Изложение – 1 час;

25)       «Обособленные определения» – 5 часов;

26)       Контрольный диктант – 1 час;

27)       «Обособленные приложения» – 3 часа;

28)       Изложение – 1 час;

29)       «Уточняющие члены предложения» – 3 часа;

30)       «Сравнительный оборот» – 2 часа;

31)       Сочинение – 1 час;

32)       «Осложненные предложения и знаки препинания в них» – 2 часа;

33)       «Пунктуация» – 1 час (Знаки препинания в простом предложении: тире в неполном предложении; знаки препинания в предложениях с однородными членами; сравнительными оборотами, обособленными членами предложения, обращениями, вводными конструкциями, междометиями. Знаки препинания в сложном предложении. Синтаксический разбор предложения. Пунктуационный анализ предложений);

34)       Контрольный диктант – 1 час;

35)       «Обобщение пройденного материала» – 2 часа.

30. Сведения о речи.  Речевая компетенция:

1)      «Речевая деятельность: слушание, говорение, чтение, письмо», «Цель порождения речи», «Реплика как высказывание», «Диалогическая и монологическая речь»;

2)      «Текст как высказывание» (Основные характеристики текста: тема и основная мысль; средства связи предложений; план текста);

3)      «Стили речи» (Речь книжная и разговорная; разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный стиль речи (сфера употребления, задачи речи, характерные языковые средства). Особенности разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного стилей речи (сопоставительная характеристика). Стилистический анализ текста. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Особенности типов речи (композиция, языковые средства). Описание человека, предмета, места. Повествование информативное. Рассуждение: доказательство, объяснение. Написание сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения. Написание сочинения смешанного типа);

4)      «Речевые жанры» (изложение, сочинение типа описания, сочинение типа повествования, сочинение типа рассуждении, сочинения с разными функционально-смысловыми типами; письмо, отзыв, репортаж; тезисы, реферат).

31. Сведения о процессе общения. Коммуникативная компетенция:

1)      «Ситуация общения» (Стратегия и тактики общения. Официальная и неофициальная обстановка общения. Учет статуса собеседника и типа взаимоотношений с собеседником;

2)      «Правила русского речевого этикета» (Учет положительной/негативной эмоциональной окраски слов при оформлении речи., обращенной к адресату. Наблюдения за ролью грамматических средств в оформлении этикетной рамки предложения-высказывания. Русский деловой этикет. Грамотная и корректная речь);

3)      «Участие в диалогическом и полилогическом общении», «Межкультурная коммуникация».

32. Сведения о культуре страны изучаемого языка. Этнокультуроведческая компетенция. Особенности  русской культуры в рамках тематического минимума.

 

6. Базовое содержание учебного предмета в 9 классе

 

33. Тематический минимум состоит из трех блоков:

1)       «Человек» (О возможностях человека. Как найти тебя, призвание мое? Человек – наука – прогресс);

2)       «Общество» (Государственный язык и язык межнационального общения. Родной язык. Я говорю на нескольких языках. Из истории тюркской письменности. Из истории славянской письменности. Язык писателя как итог великого труда души. Красота языка в устах художников слова. Древние города Казахстана. Казахстан сегодня. Н.Назарбаев. «Слово о Независимости». Прошлое  и настоящее России. Золотое кольцо России. Известные ученые России и Казахстана. Роль спорта в моей жизни. Искусство создавать здания, сооружения, памятники. Декоративное прикладное искусство. Олимпийские и неолимпийские виды спорта. О современных технологиях);

3)       «Природа» (Земля – кормилица. Экологическая грамотность и культура). 

34.   Языковая компетенция: знания о языковой системе:

1)      «Мир в зеркале русского языка. Русский язык и мировые языки. Казахско-русское двуязычие как основа полиязычия» – 1 час;

2)      Диктант – 1 час;

3)      «Повторение и обобщение пройденного материала» – 3 часа (Фонетика. Орфоэпия. Ударение. Нормы произношения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Орфоэпические и орфографические словари. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Графика. Оформление звуков  на письме соответственно  законам русской графики. Орфография. Русская орфография, ее основные разделы. Орфограмма. Орфографическое правило. Нормы правописания аффиксов. Слитные, дефисные, раздельные написания. Написание ь и ъ в частях и между частями слова. Правила употреблениея прописных и строчных букв. Перенос слов. Правописание частей речи. Орфографические словари  и справочники. Лексика и фразеология. Толковые словари русского языка. Стилистически нейтральные и стилистически окрашенные слова. Тематические группы слов русского языка. Этнокультуроведческая лексика. Фразеологизмы и их значение. Смысловое соответствие русских и казахских фразеологизмов. Стилистически нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы. Пословицы, поговорки и афоризмы как разновидность фразеологизмов, их этнокультурное значение. Лексикография. Различные виды лингвистических словарей. Морфемика и словообразование. Единообразное оформление русских морфем. Случаи чередований в корневых и аффиксальных морфемах. Словообразовательный анализ. Работа со словообразовательным словарем);  

4)      «Грамматика», «Морфология», «Наречие», «Служебные части речи: союз, частицы», «Их разряды по значению, структуре и употреблению», «Междометие как особая часть речи», «Синтаксис. «Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса», «Простое и сложное предложение», «Знаки препинания в простом осложненном предложении»  (Материал для повторения) – 4 часа;

5)      «Сложное предложение» (Материал для изучения) – 1 час;

6)      Изложение – 1 час;

7)      «Сложносочиненное предложение», «Сочинительные союзы как средства связи частей сложносочиненного предложения» – 2 часа;

8)      «Типы сложносочиненных предложений» ­– 3 часа;

9)      «Сложноподчиненное предложение (СПП)», «Подчинительные союзы как средства связи частей СПП», «Относительные местоимения и наречия в роли союзных слов» – 2 часа;

10)       «Типы СПП» – 1 час;

11)       Контрольный диктант – 1 час;

12)       «СПП с придаточными обстоятельственными» – 6 часов;

13)       Сочинение – 1 час;

14)       «СПП с придаточными  изъяснительными» – 2 часа;

15)       Изложение – 1 час;

16)       «СПП с придаточными определительными» – 3 часа;

17)       Контрольный диктант – 1 час;

18)       «СПП с несколькими придаточными»  – 3 часа

19)       Сочинение – 1 час;

20)  «Бессоюзное предложение (БСП)», «Типы бессоюзных предложений» – 2 часа;

21)  «БСП со значением одновременности и последовательности», «Запятая и точка с запятой в БСП» – 2 часа;

22)  «БСП с отношениями пояснения, дополнения, причины», «Двоеточие в БСП» – 3 часа;

23)  Изложение – 1 час;

24)  «БСП с отношением противопоставления», «БСП с отношением времени, условия, следствия», «Тире в БСП» – 3 часа;

25)  «Знаки препинания в БСП» – 2 часа;

26)  «Сложное предложение с разными видами связи» – 2 часа;

27)  Контрольный диктант – 1 час;

28)  «Способы передачи чужой речи: прямая, косвенная, цитата, диалог», «Замена прямой речи косвенной речью» – 4 часа;

29)  Изложение – 1 час;

30)  «Текст», «Средства связи в тексте» – 2 часа;

31)  Сочинение – 1 час;

32)  «Типы текста» – 1 час;

33)  «Стили речи», «Стилистический анализ текста» – 2 часа;

34)  Контрольный диктант – 1 час;

35)  «Обобщение пройденного материала»  – 2 часа.

35. Сведения о речи.  Речевая компетенция:

1)      «Речевая деятельность: слушание, говорение, чтение, письмо», «Цель порождения речи», «Реплика как высказывание», «Диалогическая и монологическая речь»;

2)      «Текст как высказывание», «Основные характеристики текста: тема и основная мысль; средства связи предложений; план текста»;

3)      «Стили речи» (Речь книжная и разговорная; разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный стиль речи (сфера употребления, задачи речи, характерные языковые средства). Особенности разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного стилей речи (сопоставительная характеристика). Стилистический анализ текста);

4)      «Типы речи» (Повествование, описание, рассуждение. Особенности типов речи (композиция, языковые средства). Описание человека, предмета, места. Повествование информативное. Рассуждение: доказательство, объяснение. Написание сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения. Написание сочинения смешанного типа);

5)      «Речевые жанры: изложение, сочинение типа описания, сочинение типа повествования, сочинение типа рассуждении, сочинения с разными функционально-смысловыми типами;  письмо, отзыв, репортаж; заявление, расписка, справка, тезисы, реферат, доклад, научный проект».

36. Сведения о процессе общения. Коммуникативная компетенция:

1)      «Ситуация общения» (Стратегия и тактики общения. Официальная и неофициальная обстановка общения. Учет статуса собеседника и типа взаимоотношений с собеседником);

2)      «Правила русского речевого этикета» (Учет положительной / негативной эмоциональной окраски слов при оформлении речи., обращенной к адресату. Наблюдения за ролью грамматических средств в оформлении этикетной рамки предложения-высказывания. Русский деловой этикет);

3)      «Грамотная и корректная речь», «Участие в диалогическом и полилогическом общении», «Межкультурная коммуникация».

37.   Сведения о культуре страны изучаемого языка. Этнокультуроведческая компетенция. Особенности  русской культуры в рамках тематического минимума.

 

7. Требования к уровню подготовки учащихся

 

38. Уровень подготовки обучающихся оценивается с учетом предметных, личностных, системно-деятельностных результатов.

39. Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны уметь и должны знать.

40. Учащиеся 5 класса учащиеся должны  знать:

1)           классификационную характеристику гласных и согласных звуков;

2)           изученные орфографические правила и основные орфоэпические нормы;

3)           нормы пунктуации в рамках простого предложения;

4)           типы значений слова и лексическую характеристику слова;

5)           характеристику частей слова, основные способы словообразования;

6)           грамматическую характеристику имени существительного и имени прилагательного;

7)           особенности изменения слов изученных частей речи;

8)           грамматическую характеристику простого предложения;

9)           структурную и смысловую характеристику текстов описания и повествования;

10)       орфографический и толковый словари;

41. Учащиеся 5 класса учащиеся должны  уметь:

1)  характеризовать гласные звуки по признаку ударности/ безударности, соблюдать нормы произношения и написания безударных гласных, использовать способы проверки безударных гласных в слове;

2)  характеризовать согласные звуки по звонкости/глухости, мягкости/твердости;

3)  соблюдать нормы произношения и написания непарных согласных по мягкости/твердости, звонкости/глухости;

4)  при произношении и написании правильно оперировать знаниями о соотношении русских букв и звуков, звуковых значениях букв е,  ё, ю, я;

5)  осуществлять  фонетический анализ слова;

6)  правильно писать слова с  буквами ь,ъ и оформлять соответственно правилам прописные и строчные буквы;

7)  соблюдать нормы обозначения гласных и согласных звуков в корнях слов и правописания суффиксов и приставок;

8)  орфографически правильно оформлять существительные и прилагательные в рамках тематического минимума (правильное написание окончаний, приставок, суффиксов имени существительного; приставок, суффиксов и окончаний глаголов; приставок, суффиксов и окончаний прилагательных);

9)  владеть навыками работы с орфографическими словарями при  написании словарных слов;

10)       владеть умениями: определять тип значения слова (прямое и переносное); разграничивать слова и фразеологизмы; работать  с толковым словарем и словарями антонимов, синонимов, справочниками по омонимам, тематическим словарем, фразеологическим словарем; выявлять  смысловое соответствие русских и казахских фразеологизмов;

11)       владеть навыками единообразного оформления частей слова, учета чередований в корнях слов;

12)       владеть умениями выявлять закономерности образования русских слов на основе  наблюдений за словообразовательным гнездом в словообразовательных словарях;

13)       владеть системой знаний об имени существительном как части речи, умениями оперировать  падежными формами существительного в единственном и множественном числе, определять родовую принадлежность существительного, умениями осуществлять морфологический анализ существительного;

14)       владеть системой знаний об имени прилагательном как части речи, умениями оперировать  формами прилагательного, осуществлять морфологический анализ прилагательного;

15)       владеть системой знаний о глаголе как части речи, умениями оперировать глагольными формами, определять спряжение глагола, умениями осуществлять морфологический анализ глагола;

16)       владеть навыками  выявления главных и второстепенных  членов предложения и расстановки знаков препинания в простом предложении;

17) владеть навыками синтаксического разбора простого предложения;

18) владеть навыками аудирования текстов в объеме текстов для подробного и сжатого изложения (60-140 слов);

19)       владеть навыками чтения с соблюдением орфоэпических  и акцентологических норм;

20)  владеть навыками письма на основе продуцирования текстов: описания, повествования, рассуждения;

21)  уметь продуцировать высказывания в рамках речевых тем;

22)  оперировать разными синтаксическими конструкциями (простым предложением, простым предложением, осложненным однородными членами; сложными предложениями) в  речи;

23) владеть нормами русского литературного  языка в рамках тематического минимума.

42. Учащиеся 6 класса должны  знать:

1)      классификационную характеристику гласных и согласных звуков;

2)      изученные орфографические правила и орфоэпические нормы в рамках тематического минимума;

3)      нормы пунктуации в рамках простого предложения, простого предложения, осложненного однородными  членами; сложного предложения;

4)      прямое и переносное значения слов;

5)      различие слова и фразеологизма;

6)      характеристику частей слова и морфологические способы словообразования;

7)      различие словообразования и словоизменения;

8)      грамматическую  характеристику имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия;

9)      грамматическую характеристику словосочетания, простого предложения;

10)  структурную и смысловую характеристику текстов  разных функционально-смысловых типов (описания, повествования);

11)  особенности  функциональных стилей языка (книжного и разговорного);

12)  основные  словари и справочники, отражающие  нормы современного русского литературного языка;

43. Учащиеся 6 класса должны  уметь:

1)      владеть навыками анализа согласных звуков по звонкости/глухости, мягкости/твердости;

2)      владеть навыками соблюдения норм произношения и написания непарных согласных по мягкости/твердости, звонкости/глухости;

3)      владеть навыками учета соотношения русских букв и звуков, звуковых значений букв е,  ё, ю, я в слогах;

4)      уметь осуществлять  фонетический анализ слова;

5)      владеть умениями уместного написания букв ь, ъ и использования прописных и строчных букв;

6)      владеть навыками применения правил обозначения гласных и согласных звуков в корнях слов и соблюдения норм правописания суффиксов и приставок;

7)      владеть практическими навыками правильного орфографического оформления существительного, глагола и прилагательного (окончаний, приставок, суффиксов имени существительного; приставок, суффиксов и окончаний глаголов; приставок, суффиксов и окончаний прилагательных), местоимений,  наречий в рамках тематического минимума (-о/-а на конце наречий);

8)      владеть навыками работы с орфографическими словарями при  написании словарных слов (слов с орфограммами, которые нельзя проверить);

9)      владеть  умениями: определять тип значения слова (прямое и переносное); разграничивать слова и фразеологизмы; работать  с толковым словарем и словарями антонимов, синонимов, справочниками по омонимам, тематическим словарем, фразеологическим словарем; выявлять  смысловое соответствие русских и казахских фразеологизмов;

10)  владеть умениями характеризовать слова с точки зрения их происхождения (исконная или заимствованная лексика на основе семантических, фонетических, морфологических признаков заимствования);

11)  владеть умениями определять способ образования  исконно русских слов;

12)  владеть навыками единообразного оформления частей слова, учета чередований в корнях слов;

13)  владеть навыками анализа местоимений и наречий,  грамматической характеристики имени существительного, имени прилагательного и глагола;

14)  владеть навыками правильного употребления видовых форм глагола, правильного написания личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;

15)  владеть навыками  синтаксического анализа простого предложения, определения способов выражения второстепенных членов предложения;

16)  владеть навыками определения грамматических основ сложного предложения;

17)  владеть навыками расстановки знаков препинания в рамках простого предложения и между частями  сложного предложения;

18)  владеть навыками аудирования текстов в объеме текстов для подробного и сжатого изложения (80-150 слов);

19)  владеть навыками чтения с соблюдением орфоэпических  и акцентологических (правильная постановка ударения) норм;

20)  владеть навыками продуцирования текстов: описания, повествования, рассуждения;

21)  уметь продуцировать высказывания в рамках речевых тем;

22)  оперировать разными синтаксическими конструкциями (простым предложением, простым предложением, осложненным однородными членами; сложными предложениями) в  речи;

23)  соблюдать нормы русского литературного  языка в речи в рамках тематического минимума.

44. Учащиеся 7 класса учащиеся должны  знать:

1)      классификационную характеристику гласных и согласных звуков;

2)      характеристику русского ударения и его отличие от  ударения в казахском языке;

3)      изученные орфографические правила и основные орфоэпические нормы;

4)      нормы пунктуации в рамках простого предложения, осложненного однородными членами предложения, обособленными определениями и обстоятельствами, выраженными причастными и деепричастными оборотами;

5)      типы значений слова и лексическую характеристику слова;

6)      различие слова и фразеологизма;

7)      морфемный состав слова и морфологические и неморфологический (переход слова из одной части речи в другую) способы словообразования;

8)      различие словообразования и словоизменения;

9)      грамматическую характеристику слов изученных частей речи (соответственно схеме анализа существительного, прилагательного, местоимения, числительного, глагола, наречия, причастия, деепричастия);

10)  особенности изменения слов изученных частей речи;

11)  грамматическую характеристику единиц синтаксиса: словосочетания, простого осложненного предложения;

12)  структурную и смысловую характеристику текстов  разных функционально-смысловых типов (описания, повествования, рассуждения);

13)  особенности  функциональных стилей  языка (книжного: официально-делового, научного, художественного;  разговорного);

14)  основные  словари и справочники, отражающие нормы современного русского литературного языка;

45. Учащиеся 7 класса должны  уметь:

1)      владеть необходимым и достаточным словарным запасом в рамках тематического минимума;

2)      владеть умениями оперировать многообразием синонимических средств, употреблять лексико-фразеологические средства с учетом их  эмоциональной окраски;

3)      владеть орфографическими умениями на основе видения структуры слова и учета морфологического принципа русской орфографии (одинаковое оформление частей слова за исключением чередований);

4)      владеть навыками построения словообразовательного гнезда слов разных частей речи;

5)      владеть системными знаниями об имени числительном, причастии и деепричастии как частях речи, умениями и навыками  морфологического анализа данных частей речи;

6)      владеть умениями и навыками грамматической характеристики изученных самостоятельных частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, наречия);

7)      владеть знаниями о структуре простого и сложного предложения,  практическими навыками  анализа простого предложения, выявления частей сложного предложения;

8)      владеть пунктуационными навыками оформления простых и сложных предложений;

9)      владеть навыками  аудирования текстов в объеме текстов для подробного и сжатого изложения (100-180 слов) ;

10)  владеть навыками чтения с соблюдением орфоэпических  и акцентологических (правильная постановка ударения) норм;

11)  владеть  навыками  продуцирования письменных текстов: описания, повествования, рассуждения;

12)  владеть навыками коррректировки собственного текста, расширения рамки предложения за счет второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, лексической и местоименной  замены слова,  дополнения текста новыми микротемами, первоначальными навыками стилистической корректировки;

13)  владеть навыками говорения в рамках тематического минимума, активизация устной монологической речи в рамках тематического минимума;

14)  владеть нормами  русского литературного  языка в речи в рамках тематического минимума.

46. Учащиеся 8 класса должны знать:

1)      системный анализ звукового состава слова;

2)      особенности постановки ударения в словах русского языка;

3)      основные орфоэпические нормы;

4)      изученные орфографические и пунктуационные правила;

5)      лексическую характеристику слова и фразеологизма;

6)      морфемный состав слова;

7)      изученные способы словообразования;

8)      различие словообразования и словоизменения в рамках изученных частей речи;

9)      грамматическую  характеристику слов изученных частей речи (соответственно схеме анализа той или иной части речи);

10)  грамматическую характеристику единиц синтаксиса: словосочетания, простого и сложного предложения;

11)  структурную и смысловую характеристику текстов  разных функционально-смысловых типов (описания, повествования, рассуждения);

12)  особенности функциональных стилей языка (книжного: официально-делового, научного, публицистического,  художественного; разговорного);

13)  основные словари и справочники, отражающие  нормы  современного русского литературного языка;

47. Учащиеся 8 класса должны уметь:

1)  владеть необходимым и достаточным словарным  запасом в рамках тематического минимума;

2)  владеть умениями оперировать многообразием синонимических средств, употреблять лексико-фразеологические средства с учетом их  эмоциональной окраски;

3)  владеть орфографическими умениями на основе видения структуры слова и учета морфологического принципа русской орфографии (одинаковое оформление частей слова за исключением чередований);

4)  владеть умениями и навыками грамматической характеристики изученных самостоятельных частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, наречия, числительного, причастия и деепричастия);

5)  владеть системными знаниями о служебных частях речи ( союзах, предлогах и частицах) и междометиях;

6)  владение  практическими навыками анализа простого предложения, выявления частей сложного предложения;

7)  владение  системными знаниями о всех видах осложнения простого предложения (обращением, однородными членами предложения, обособленными обстоятельствами, определениями и дополнениями, вводными и вставными конструкциями, уточняющими членами предложения);

8)  владение  пунктуационными навыками оформления простых, простых осложненных  и сложных предложений;

9)  владеть навыками аудирования текстов в объеме текстов для подробного и сжатого изложения (120-200 слов) ;

10)  владеть навыками чтения с соблюдением орфоэпических  и акцентологических (правильная постановка ударения) норм;

11)  владеть навыками письменного продуцирования текстов: описания, повествования, рассуждения;

12)  владеть навыками коррректировки собственного текста, расширения рамки предложения за счет второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, лексической и местоименной  замены слова,  дополнения текста новыми микротемами, первоначальных навыков стилистической корректировки;

13)  владеть навыками продуцирования устной монологической речи в рамках тематического минимума;

14)  закрепление норм русского литературного  языка в речи в рамках тематического минимума.

48. Учащиеся 9 класса должны  знать:

1)      фонетический анализ слова;

2)      изученные нормы орфоэпии, орфографии и пунктуации;

3)      лексическую характеристику слова и фразеологизма как элемента текста;

4)      характеристику морфем и морфемный состав слова;

5)      способы словообразования (морфологические и неморфологический);

6)      различие словообразования и словоизменения изученных частей речи;

7)      грамматическую характеристику слов изученных частей речи (соответственно схеме анализа той или иной части речи);

8)      грамматическую характеристику единиц синтаксиса: словосочетания, простого и сложного предложения;

9)      структурную и смысловую характеристику текстов разных функционально-смысловых типов (описания, повествования, рассуждения);

10)  особенности функциональных стилей языка (книжного: официально-делового, научного, публицистического, художественного; разговорного);

11)  основные словари и справочники, отражающие  нормы  современного русского литературного языка;

12)  основы комплексного анализа текста, принципы его интерпретации;

49. Учащиеся  9 класса должны  уметь:

1)      владеть знаниями о роли русского языка как средства межнационального общения;

2)      владеть  умениями соблюдения орфографических и орфоэпических русского языка, навыками работы с орфографическими и орфоэпическими словарями;

3)      владеть достаточным объемом тематической лексики, употреблять ее в продуктивной речи с учетом стилистической окраски слов, владеть навыками  работы с толковыми, двуязычными словарями;

4)      оперировать устойчивыми сочетаниями (фразеологическими оборотами), пословицами и поговорками, владеть навыками работы с фразеологическими  словарями;

5)      владеть навыками видения морфемной структуры слова и знать особенности орфографического оформления морфем;

6)      владеть навыками определения способов образования русских слов с  соблюдением последовательности словообразовательной цепи, навыками работы со словообразовательными словарями;

7)      владеть знаниями и умениями по морфологии на синтаксической основе, навыками разграничения служебных частей речи;

8)      владеть системой знаний о синтаксисе как науке о словосочетании, предложении и тексте;

9)      владеть навыками анализа сложных предложений, разграничения сложносочиненного, сложноподчиненного и бессоюзного предложений;

10)  владеть умениями строить текст соответственно законам организации  связного высказывания определенного функционально-смыслового типа и стиля;

11)  оперировать пунктуационными правилами в письменной речи;

12)  владеть  знаниями об особенностях диалогической и монологической речи, устной и письменной форм речи;

13)  владеть умениями стилистического анализа текста;

14)  владеть умениями  продуцировать тексты следующих типов: описания, повествования, рассуждения; описания с элементами других типов; повествования с элементами других типов; рассуждения с элементами других типов;

15)  владеть умениями  продуцировать тексты в публицистическом стиле (письмо, отзыв, репортаж);

16)  владеть умениями   продуцировать тексты в официально-деловом стиле (заявление, расписка,  справка);

17)  владеть умениями продуцировать тексты в научном стиле  (тезисы, реферат, доклад, научный проект).

50. Личностные результаты. Учащиеся должны проявлять:

1)      уважение к государству и государственной символике, Конституции Республики Казахстан, внешней и внутренней политике государства, основным Законам РК и правопорядку;

2)      активную гражданскую позицию, высокие патриотические чувства, готовность к служению своей Родине и защите ее интересов;

3)      уважение к государственному и родному языкам, толерантное отношение к русскому языку и языкам других национальностей и этносов, проживающих на территории Казахстана;

4)      уважение к истории, культуре, традициям и другим ценностям казахстанского народа;

5)      стремление оберегать и приумножать природные богатства страны, родного края;

6)      экологическую культуру, активную жизненную позицию в охране окружающей среды;

7)      положительное отношение к здоровому образу жизни, стремление к сохранению своей безопасности и безопасности окружающих людей;

8)      высокую культуру успешной речевой коммуникации, соблюдение этических норм, принципов и постулатов общения;

9)      инициативу, готовность и способность к самообразованию, самореализации, созидательному труду;

10)  уважение к ветеранам войны и труда, старшему поколению, заботу о младших и социально незащищенных, доброжелательность к другим;

11)  адекватную оценку особенностей социальной среды, противостояние к антиобщественным явлениям, деструктивным воздействиям противоправного, националистического, религиозно-экстремистского характера;

12)  заинтересованность и самостоятельную позицию в выборе профессии и специальности.

51. Системно-деятельностные результаты. Учащиеся должны применять:

1)      применять систему полученных знаний по основам наук в учебно-практической и исследовательской деятельности;

2)      осуществлять анализ, обработку, синтез современных достижений науки, техники и технологий, обрабатывать полученную научную информацию;

3)      использовать методы познания, прогнозирования, проектирования, конструирования, исследования, эксперимента;

4)      реализовывать комплекс знаний и умений успешного речевого общения в условиях полиязыковой и межкультурной коммуникации.

 

8.  Приложение

 

52. Приложение А - Тематический минимум для 5-9 классов

Класс

Тематический блок

Человек

Общество

Природа

5

 

1. Жизнь человека.

2. В здоровом теле – здоровый дух. 

 

1. Школьные годы чудесные

2. Для чего существует язык.

3. Путешествие по родному краю.

4. Москва – сердце России.

5. Мы в сфере обслуживания.

6. В ателье.

7. В парикмахерской.

8. В фотостудии.

9. В химчистке.

10. В столовой (кафе).

11. О спорт, ты – жизнь!

12. Знакомимся с  искусством.

1. Люблю я пышное природы увяданье

2 Здравствуй, зимушка-зима!

3. Весна в окно стучится

4. Лето – звонкая пора

6

1.«По одежке встречают…» 

2 «В человеке должно быть все прекрасно…».

3. Внешность человека и его  нравственные качества.

 

1. Знание – сила.

2. Книга – источник знаний.

3. В мертвых книгах крохотные знаки собраны в бессмертные слова.

4.Этот многообразный спортивный мир

5.На приеме у врача.

6.В мире красок. Живопись во всем ее многообразии.

7.Родившая Пушкина  русская земля. 

1.Жемчужины Казахстана.

2.Природа России.

3.Страна березового ситца.

4.Мой ласковый и нежный зверь

 

7

1.Способности, склонности, увлечения, интересы человека.

2.Нет  предела совершенству (о совершенствовании личности, о познании мира).

3.Человек в языке. 4.Правильная речь – признак культуры.

5.Эмоции, которые мешают нам жить.

6.Эмоции, которые делают нас  счастливыми.

7.Здоровый образ жизни.

8.От каждодневных тренировок до больших побед…

1.Образованный человек.

2.Каким стать?

3.Учимся ценить время

4.Мир профессий.

5.Музыка, песни, танцы

6.Казахстан: обычаи, традиции, праздники

7.Россия: обычаи, традиции, праздники

8.Газеты и журналы в нашей жизни.

 

1.Мир растений.

2.Мир животных.

 

8

1.Человек в языке и речи. Речь человека.

2.Нравственные ценности человека.

3.Береги честь смолоду

4.Темперамент и характер человека. 

 

1.О мировых языках.

2.Казахстан на карте мира.

3.Неповторимый облик русских городов.

4.Новое время – новые профессии.

 5.С чего начинался спорт (Из истории спорта, олимпийских игр).

6.От каждодневного труда до великих открытий.

7. Мир науки. Труд ученого.

8.Мир театра и кино.

9.Мы знаем, время растяжимо.

10.Путешествие и туризм.

11.Чудеса света.

12.У голубого экрана: интересное и полезное.

1.Моря, реки, озера.

2.Роль воды в жизни человека.

3.Загадки и тайны природы.

 

9

1.О возможностях человека.

2.Как найти тебя, призвание мое?

3.Человек – наука – прогресс.

 

1.Государственный язык и язык межнационального общения.

Родной язык.

2.Я говорю на нескольких языках.

3. Из истории тюркской письменности.

4.Из истории славянской письменности.

5.Язык писателя как итог великого труда души.

6. Красота языка в устах художников слова.

7. Древние города Казахстана.

8. Казахстан сегодня.

9. Прошлое  и настоящее России.

10. Золотое кольцо России.

11. Известные ученые России и Казахстана.

12. Роль спорта в моей жизни.

13. Искусство создавать здания, сооружения, памятники.

14.Декоративное прикладное искусство.

15.Олимпийские и неолимпийские виды спорта.

16. О современных технологиях.

1.Земля – кормилица.

2.Экологическая грамотность и культура. 

 

53. Приложение Б -  Материал для совершенствования орфографической грамотности при изучении  при работе с текстом (внеурочная  индивидуальная работа с учащимися). Орфографические правила, связанные с морфологией:

1)      «Имя существительное» (Буквы  Е  и И в падежных окончаниях существительных. Буквы О и Е после щипящих и Ц в окончаниях существительных. Буква Е в суффиксе -ЕН-существительных на -мя. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными. Буквы Щ и Ч в суффиксе - ЩИК- /-ЧИК-. Гласные Е и И в суффиксах существительных -ЕК-/-ИК-. Гласные О и Е после щипящих в суффиксах существительных. Употребление  Ь на конце существительных после щипящих);

2)      «Имя прилагательное» (Буквы О и Е после щипящих и Ц в окончаниях прилагательных.  Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Краткие прилагательные с основой на шипящую. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными. Буквы О и Е после щипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Н и НН в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и  -СК-. Дефис в сложных прилагательных.  Н  и НН  в  суффиксах полных прилагательных, образованных от глаголов. Н и НН в суффиксах кратких прилагательных, образованных от глаголов. Гласные перед одной  и двумя буквами Н в прилагательных, образованных от глаголов);

3)      «Глагол» (Не с глаголами. Мягкий знак после щипящих в неопределенной форме глаголов и во втором лице единственного числа. -ТСЯ  и  -ТЬСЯ в глаголах. Буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения. Гласные в суффиксах глаголов  -ОВА- (-ЕВА-) и -ЫВА- (-ИВА-);

4)      «Имя числительное» (Мягкий знак в середине числительных. Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19);

5)      «Причастие» (Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Одна и две буквы Н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени. Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени. Гласные перед одной или двумя Н в страдательных причастиях.  Буквы Е и Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени);

6)      «Деепричастие» (Раздельное написание НЕ с деепричастиями);

7)      «Наречие» (Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями. Буквы Е и И в приставках  НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Н и НН в наречиях на -О и -Е. Буквы О и А на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Мягкий знак после шипящих на конце наречий);

8)      «Предлог» (Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами. Буквы Е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие);

9)      «Союз» (Слитное написание союзов также, тоже, чтобы);

10)  «Частица» (Дефисное написание частиц  -ТО со словами. Дефисное написание частицы -КА со словами.  Междометие. Дефис в междометиях).

54. Приложение  В.  Материал для совершенствования пунктуационной грамотности при работе с текстом (внеурочная  индивидуальная работа с учащимися):

1)      «Знаки препинания на конце предложения»;

2)      «Знаки препинания при однородных членах предложения без обобщающих слов и с обобщающим словом»;

3)      «Знаки препинания при обращениях»;

4)      «Знаки препинания при междометиях»;

5)      «Знаки препинания при вводных словах и вводных конструкциях»;

6)      «Тире в неполном предложении», «Тире между подлежащим и сказуемым»;

7)      «Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения»;

8)      «Знаки препинания в предложениях с уточняющими членами предложения»;

9)      «Знаки  препинания в предложениях со сравнительным оборотом»;

10)       «Знаки препинания в предложениях с прямой речью»;

11)       «Знаки препинания при цитировании»;

12)       «Пунктуационное оформление диалога»;

13)       «Знаки препинания в ССП»;

14)       «Знаки препинания в СПП»;

15)       «Знаки препинания в БСП».


Скачано с www.znanio.ru