Пример задания
Задание 2.
Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это вводное словосочетание.
1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства; <…>, фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3)Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.
Ответ: иными словами (или: другими словами / иначе говоря)
При выборе правильного ответа вы получите один балл.
Что часто встречается в тесте ЕГЭ
Частицы: даже, ведь, именно.
Союзы: но, зато, однако, потому что, так как, поскольку, так что, то есть.
Вводные слова и конструкции: кроме того, конечно, безусловно, наоборот, например, так, во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, кроме того, иными словами.
Наречия: там, тогда, так.
Алгоритм решения
1. Внимательно прочитайте задание и необходимый отрезок текста/весь текст.
2. Установите связь между предложением, в котором пропущено слово, и предыдущим предложением/ между предложением, в котором пропущено слово, и частью текста до этого предложения.
3. Обратите внимание на искомую часть речи: важно подобрать слово, которое будет соответствовать заявленной характеристике. Например, в задании может быть предложено найти частицу или ограничительно-выделительную частицу. Для успешного выполнения задания важно знать не только различия между словами различных частей речи, но и разряды слов.
Служебные части речи
1. Предлог
— это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлоги ставят следующее слово в необходимый падеж.
Предлоги
Производные (произошли от других частей речи)
Непроизводные
благодаря, по причине, вопреки, в течение, в следствие и др.
о, об, без, по, над, в и др.
Служебные части речи
2. Частицы
— это часть речи, которая добавляет оттенки значения (усиления, уточнения, отрицания, указания, ограничения) к словам и служит для образование некоторых форм слова (условное и повелительное наклонение глагола, степени сравнения прилагательных и наречий).
Частицы
Формообразующие: бы, давай(те), пусть, пускай, да.
Не путайте частицу «да» с союзом «да».
Союз: старик да старуха (можно заменить на «и»)
Частица: Да здравствует солнце!
Отрицательные: не и ни
Вопросительные: разве, неужели, ли
Модальные: как, что за, вряд ли, едва ли, только лишь, всего, вот, вон, ведь, все-таки, даже, же, и, именно, как раз, прямо
Служебные части речи
3. Союзы
— это часть речи, которая необходима для связи слов в предложении или для связи простых предложений в составе сложного.
Союзы
Сочинительные союзы
Подчинительные союзы
Служебные части речи
Можно разделить на:
Сочинительные союзы (соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения (ССП))
-соединительные: и, да (в значении и), не только,…но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько…, столько и.
-противительные: а, но, да (в значении но), зато, же, однако, однако же, все же.
-разделительные: или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то
-сопоставительные (градационные): не только…, но и; как…, так и, не столько…, сколько; не то чтобы,…а
-присоединительные: тоже, также, да и, притом, причем, и.
-пояснительные: то есть, а именно.
Служебные части речи
Можно разделить на:
Подчинительные союзы (соединяют части сложноподчиненного предложения)
ВАЖНО! Разделение подчинительных союзов на группы условно, так как из наименование зависит от вопроса, который мы задаем к придаточной части СПП. Например, союз «КАК» может быть изъяснительным в одном предложении: и сравнительным в другом предложении. Поэтому будьте внимательны.
Изъяснительные: что, как, чтобы.. и др.
Времени: когда, лишь, едва, как только…
Следствия: так что…
Цели: чтобы, дабы, с тем чтобы, для того чтобы…
Условия: если, если бы, раз…
Уступки: хотя, хоть, пускай, несмотря на то что…
Сравнения: как, как будто, словно, будто, точно, как бы…
Причины: потому что, ибо, так как, оттого что…
Места: где, куда, откуда…
Образа действия и меры, степени: столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой.
Самостоятельные части речи
1. Местоимения
Разряды:
Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они —во всех падежах (мной, его и т.д.)
Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их — во всех падежах (моего, твоей и т.д.)
Возвратное: себя
Указательные: тот, те, этот, таков, столько, сей, оный и т.д.
Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой и т.д.
Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, кое-кто, что-нибудь и т.д.
Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д.
Вопросительные: кто, что, сколько, чей, какой, каков, чем, кому, кого и т.д.
Относительные: (вопросительные в утвердительных предложениях, обычно находятся во второй части СПП)
Притяжательные местоимения ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п. Их легко отличить в тексте.
Сравните:
Ее книга лежала на столе. (Чья книга?) – ее. Это притяжательное местоимение.
Я хорошо знаю ее. (Знаю кого?) – ее. Это личное местоимение.
Возвратное: себя
Самостоятельные части речи
1. Наречия
— это неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признака и предмета, отвечает на вопросы где, как, куда, зачем, почему и т.д.
— Определительные
качественные (естественно, страшно, холодно, чудовищно, быстро…)
количественные (много, мало, чуть-чуть…)
способа и образа действия (бегом, галопом, шагом, вхолостую, наверняка, вплавь…)
сравнения и уподобления (по-мужски, по-медвежьи, по-нашему, по-прежнему…)
совокупности (вдвоем, втроем, всенародно, сообща..)
Наречия
— Обстоятельственные
образа действия (как, каким образом?) (так, по-летнему, по-товарищески…)
меры и степени (сколько, в какой степени, на сколько) (очень, вдоволь, чуть-чуть, немного…)
места (где, куда, откуда) (вдалеке, здесь, куда-то..)
времени (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) (сейчас, послезавтра, всегда, тогда…)
цели (зачем, с какой целью) (назло, наперекор, специально…)
Самостоятельные части речи
1. Вводные слова и словосочетания
— обособляются запятыми
— не являются членами предложения
— к ним нельзя задать вопрос
— не меняют информации в предложении
— их можно исключить без искажения смысла.
Самостоятельные части речи
Группы вводных слов по значению:
— Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.) (К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д.)
— Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.) (Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д.)
— Связь мыслей, последовательность изложения (Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д.)
— Источник сообщения (По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д.)
— Приемы и способы оформления мыслей (Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д.)
— Призыв к собеседнику или читателя с целью привлечь внимание (Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите, пожалуйста и т.д.)
— Оценка меры того, о чем говорится (По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д.
— Степень обычности сообщаемого По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д.)
— Выражение экспрессивности высказывания (Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д.)
Самостоятельные части речи
Омонимия вводных слов и членов предложения:
Вы, верно, знаете этого человека. (вводное слово)
Вы верно перевели текст. (обстоятельство)
Прежде всего, нужно ли говорить об этом? (вводное слово)
Прежде всего нужно поговорить о книге. (обстоятельство)
Он, знаешь, человек обязательный. (вводное слово)
Ты знаешь его? (сказуемое)
Одни и те же слова могут употребляться как в качестве вводных, так и в качестве членов предложения! (К членам предложения можно задать вопросы, к вводным словам – нельзя)
Самостоятельные части речи
Не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и словосочетания:
Авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы.
2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
(1) До ХIII века пищу варили и ставили на стол в одних и тех же горшках. (2) Ели из глиняных или деревянных мисок. (3) <…> усложнялась повседневная жизнь, расширялось жилище, появилось специальное помещение для кухни и столовой, изменилась и посуда – в одной только готовили, в другой подавали на стол.
Между предложениями 1-2 и 3 предложением устанавливаются смысловые отношения времени. В третьем предложении появляется значение «одновременного, постепенного развёртывания сопоставляемых ситуаций»: если до XIII века была одна ситуация, то в дальнейшем вместе с качественным изменением жизни произошли изменения и в использовании посуды. В данном случае правильным ответом будет подчинительный союз по мере того как.
Задание 2. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.
(1)Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. (2)<…>состояния веществ называют их агрегатными состояниями. (3)Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.
Ответ: эти
Задание 2. Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска во третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
(1)От работы нефте- и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей страны и всех россиян – ведь экспорт углеводородов даёт более 60 % валютной выручки России и бόльшую часть доходов бюджета. (2)Высокие цены на нефть и газ в 2000-е гг. способствовали быстрому экономическому росту страны, а поступления в бюджет от их экспорта позволяли повышать зарплату работникам бюджетной сферы и пенсии. (3) <…>такая зависимость России от экспорта нефти и газа несёт в себе постоянную угрозу нового спада экономики из-за падения мировых цен на энергоносители, которое предсказать невозможно.
Ответ: несмотря на это
Задание 2. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.
(1)В конце ХVIII века в философии и искусстве возникло направление, известное под названием «романтизм». (2)Вместо культа здравого смысла, разума романтизм стал утверждать культ человеческих чувств. (3)<…> в области искусства романтизм выдвинул на первый план жанр пейзажной живописи: картины природы вызывают в душе человека преимуществе.
Ответ: неслучайно
Задание 2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.
(1)Для антарктического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралтейство снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что оказалось не самым удачным выбором и негативно отразилось на планах экспедиции. (2) <…>«Мирный», построенный по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова и укреплённый капитаном Лазаревым перед началом экспедиции, блестяще проявил себя в ледовом походе, то «Восток», спроектированный британскими инженерами, качественно уступал «Мирному» и оказался настолько слаб для плавания в полярных льдах, что к концу экспедиции состояние шлюпа было неудовлетворительным. (3)Это побудило Беллинсгаузена задуматься о досрочном прекращении экспедиции, а затем вынудило его принять решение о возвращении.
Ответ: если
Задание 2. Самостоятельно подберите слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это слово.
(1)Создание хорошо защищенной компьютерной системы невозможно без тщательного анализа потенциальных угроз для её безопасности. (2)Специалисты составили перечень действий, которые необходимо провести в каждом конкретном случае, чтобы представлять сценарии возможных нападений на компьютерную систему. (3) <…>, что при проведении анализа потенциальных угроз безопасности компьютерной системы эксперт ставил себя на место злоумышленника, пытающегося проникнуть в эту систему, то есть специалисту необходимо было понять, что представляет собой злоумышленник, от которого нужно защищаться.
Ответ: оказалось, выяснилось
Задание 2. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово. (1)Геологические процессы, формирующие облик и внутреннюю структуру нашей планеты, протекают чрезвычайно медленно и не поддаются непосредственному наблюдению. (2)Единственным исключением служит вулканическая деятельность — явление грандиозное и впечатляющее: при извержении вулканов облик отдельных участков Земли может измениться до неузнаваемости за считаные дни (а порой часы и даже минуты). (3)<…>, что уже одно это и возможность непосредственного контакта с "внутренним содержанием" планеты заставляют учёных с особым интересом относиться к процессу вулканизма.
Ответ: естественно, разумеется, безусловно
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.