Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Оценка 5

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Оценка 5
Видеоуроки
ppt
русская литература
6 кл—8 кл
16.01.2017
Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Авторский мультимедийный урок замещает сценарий поурочного плана, содержит все этапы традиционного урока, насыщен интересным информационным материалом и разными тренингами и творческими заданиями, решает такие задачи: 1.Обобщает теоретические знания раздела «Устное народное творчество». 2. Развивает творческие навыки и мастерство художественного чтения. 3. Помогает подготовиться к самостоятельной творческой работе.
фольклор.ppt

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Краснодарский край, Новокубанский район, с.Новосельское, МОУСОШ№12 (Мультимедийный урок литературы) Учитель русского языка и литературы Ширина Галина Александровна

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Задачи урока: 1.Обобщить теоретические знания раздела «Устное народное творчество». 2. Развивать творческие навыки и мастерство художественного чтения. 3. Подготовиться к самостоятельной творческой работе.

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Содержание. 1.Истоки нашей литературы. 2.Фольклорные жанры. 3.Загадки. 4. Пословицы и поговорки. 5. Обрядовая поэзия. 6. Фольклорная сказка. 7. Былина. 8. Подготовка к творчески- исследовательской работе.

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Истоки нашей литературы, нашего национального самосознания кроются в устном народном творчестве. Знать фольклор –значит понимать свой народ. Алексей Николаевич Толстой писал: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
• Внимание! Вопрос: •Как вы понимаете высказывание А.Н. Толстого? •Какую роль играл фольклор в жизни народа? •Какие жанры фольклора перечислил Рождение устного народного писатель? творчества затерялось где-то в глубине веков. • Что значит «устное»? (уста, губы, рот).

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее,

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве. В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, он отражает фантастичность и реальность современных сюжетов.

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Внимание! Вопросы для обобщения. •Что отображают произведения устного народного творчества? •Кто творец произведений устного народного творчества? •Что такое вариативность устного народного творчества? •Какие качества сконцентрировались в произведениях устного народного творчества?

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Внимание! Викторина. Фольклорные жанры. 1. Как называются древние песнопения о славных подвигах богатырей и народных героях? Былина 2.Как называется повествование авантюрного приключенческого характера о вымышленных героях и событиях?Сказка 3.Как называется «окольное выражение, переносная речь, просто иносказание без суждения» (В.И. Даль).Поговорк а

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Загадки. лучше). (Думать хорошо, а отгадывать и того «Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал Что же такое бы: это загадки». (Ю.Г. «загадки»? Круглов) Загадки- это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Загадки не только интересны, но и красивы. Часто они представляют собой короткие стихотворения, занимательные и остроумные. Отгадайте загадки. Какое средство выразительности лежит в их основе? •Голубой платок, красный колобок По платку катается, людям •Крашеное коромысло улыбается. Через реку повисло. • Стоит гора посреди двора, Спереди вилы, сзади метла.В основе этих загадок лежит метафора.

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Литературовед Ф.И. Буслаев определяет загадку как «смелый вопрос пробуждённого ума о таинственных силах и явлениях природы». Отгадайте загадки. Какое средство выразительности лежит в их основе? •Длинный Митрошка стучится в окошко. •Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, А всё на одном месте. •Полон хлевец белых овец. В основе этих загадок лежит олицетворение.

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Пословицы и поговорки. (Поговорка – цветок, пословица – ягодка). Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами и поговорками. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман,

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Наш разговор о пословицах и поговорках. Что между ними общего? В чём их отличие? Давайте попытаемся дать определение этим понятиям. Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль. Например: Красна птица перьем, а человек ученьем. Поговорка –меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов. Например: Ни к селу, ни к городу.

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
поговорках Общее в пословицах и -В них точно и мудро отразилась жизнь народа; -Создавались многими поколениями людей; -Появились ещё в то время, когда не было письменности; -Они, как правило, безымянны; -В течение столетий совершенствовались; -Темы бесчисленны и безграничны.

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Отличие сам народ видит в том, что поговорка–украшение речи(цветок), а пословица– суждение полное, завершённое, зрелое. Внимание! Задание№1 На примерах аргументируйте отличие пословиц от поговорок: •Что людям пожелаешь, то сам получишь. •Всё идет как по маслу. •Смотри дерево в плодах, а человека в делах. •Чужими руками жар загребать. В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
№2 Каждая пословица и поговорка имеет прямой и переносный смысл.Внимание! Задание Попытайтесь раскрыть прямой, а затем переносный смысл следующих пословиц: •Лес рубят – щепки летят. •Не зная броду, не суйся в воду. •Цыплят по осени считают. В чём смысл следующих поговорок? •При царе Горохе… •Рвёт и мечет… •Заткнуть за пояс •Очень давно. •Сердиться, злиться. •Победить кого-то

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
На титульном листе своего труда «Пословицы русского народа» Владимир Иванович Даль вынес народное изречение: «Пословица несудима». Внимание! Вопросы: -Как вы думаете, в чём его смысл? - Почему именно это изречение выбрал Даль?

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Обрядовая поэзия. Когда ребёнок подкидывает Божью коровку, приговаривая: «Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба», он совершает, сам того не ведая, древний магический обряд. С помощью таких заклинаний люди стремились воздействовать на природу: вызвать дождь или солнце, попросить у земли

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
В фольклоре сложилось множество произведений, которые должны помочь человеку установить отношения с окружающим его миром. Такие произведения и Это прекрасные называют обрядовой поэтические поэзией. творения, которые исполнялись во время разных обрядов.

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Представьте себе, человек въезжает в новый дом и конечно же надеется, что жизнь там будет счастливой и спокойной, такой же, как в старом доме. Для этого приглашает переселиться с ним домового – хозяина дома. Человек ставит в подпол нового дома мисочку с молоком, кладёт каравай хлеба и соль. А выходя Ты, хозяин- произносит заклинание: домовой, Отправляйся в путь со мной. Для тебя готова хата, В ней мы будем жить богато.

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Когда человек отправлялся в лес, то, входя в него, тоже произносил заклинание, которое должно было уберечь его от различных опасностей: Я с поклоном к тебе иду, лес-батюшка, Ты пусти меня к себе, не прогневайся. Как пустил меня к себе, так и выпусти; Отведи от меня злых зверей да всех змей, Путь мне не городи, по оврагам не кружи…

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Месяц, ты, месяц, К обрядовой поэзии люди обращались очень часто. Она сопровождала человека в его повседневной жизни. Так, если вдруг начинали болеть зубы, наредко использовали заговор, взывая к могучим силам природы (например к месяцу) с просьбой помочь избавиться от недуга: серебряные рожки, златые твои ножки. Сойди ты, месяц, сними мою зубную боль, унеси её под облака. Моя боль ни мала, ни тяжела, твоя же сила – могуча. Мне боли не перенесть, а твоей силе перенесть…Месяц, ты, месяц, сокрой от меня

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Очень важное место в жизни народа занимали календарные праздники, которыми отмечался приход весны, наступление осени, начало зимнего солнцеворота. Каждому времени года были посвящены свои праздники: святки(наступление нового года), масленица(встреча весны), праздник Ивана Купалы(вершина Все эти праздники сопровождались лета), календарно-обрядовыми песнями. Кострома(проводы лета).

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Во время святок было принято колядовать: к домам подходили колядовщики-ряженые и пели песни-колядки. Колядовщиков обязательно одаривали подарками, потому в колядках часто присутствует просьба о дарении. В таких действиях заключался магический обряд: обращение к природе с просьбой одарить людей своими плодами, поэтому в дом, где одаривали колядовщиков, летом непременно должно было прийти благосостояние. Пришла коляда Накануне Рождества. Дайте коровку, Масляну головку! А дай Бог тому, Кто в этом дому! Ему рожь густа, Рожь ужимиста!... Надели вас Господь,

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
В начале марта обычно пекли в домах специальное печенье в виде птиц-жаворонков. Потом дети, забравшись на крыши, подбрасывали их в воздух, распевая веснянки. Так проводился обряд встречи весны. Веснянка. Приди к нам, весна, Со радостью! С великой к нам Со милостью! Со рожью зернистою, Со пшеничкой золотистою, Со овсом кучерявым, С ячменём усатым, Со просом, со гречею. С калиной-малиною, С чёрной смородиной, С грушами, со яблочками, Со всякой садовинкой, С цветами лазоревыми, С травушкой- муравушкой!

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Обрядовые песни очень красивы. В приводимой веснянке на протяжении всей песни используется художественный приём, который называется анафора (единоначатие); все строчки, кроме первой, начинаются с предлога «с». Внимание! Вопросы: •Для чего так построена эта песенка? •Какие изобразительно- выразительные средства используются в обрядовой поэзии?

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Фольклорная сказка. Один из самых любимых в народе жанров. Многие сказки родились из мифов, многие возникли на основе легенд, а часть сказок появилась на основе наблюдений за реальной жизнью. Фольклорная сказка – жанр, стремящийся на основе фантастической условности дать наиболее полное, обобщённое изображение мира, в котором живёт человек.

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Наиболее древние из сказок – сказки о животных. В них сохранились отголоски тех времён, когда племена людей считали своими предками и покровителями различных животных. Каких животных характеризуют прозвища, переходящие из сказки в сказку? Внимание! Задание: •Дереза; •Рыжая краса; •Серый хвостище; •Бегунок-по горке скок.

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
В волшебных сказках рассказывается о подвигах и приключениях героев, которым всегда выпадает на долю трудные задачи: защитить от врага родную землю, достать какой-нибудь волшебный предмет, победить Кащея, Герои волшебных змея. ведьму. сказок поднимаются выше туч, попадают в подземное царство, достают мёртвую и живую воду. Им помогают ковры- самолёты, сапоги- скороходы и другие волшебные предметы, а также говорящие растения и животные.

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Обычно волшебная сказка начинается с присказки: «В некотором царстве, в некотором государстве…», «На море, на океане, на острове Буяне стоит дуб зелёный, под тем дубом стол золочёный, на столе бык печёный, садись кушай, мою сказку слушай» А заканчивается сказка концовкой: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка». «Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Приключения героев обычно повторяются три раза. Сказочное число: три сына, три испытания, три боя…Так используется приём троекратного повторения .

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались различные людские пороки и описывались занятные жизненные ситуации. Часто в них говорится о бедных и богатых, о том, как простой крестьянин, солдат или крестьянская девушка оказываются умнее попа, купца, царских придворных и самого царя. События, о которых здесь рассказывается, обычно происходят в избе, в лесу, в поле.

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Внимание! Вопросы для обобщения. •Какие народные мечты и надежды отразились в сказках? •Какие виды народных сказок • вам известны? •В чём особенность каждого вида •Какие композиционные фольклорных сказок? элементы обязательны для народной сказки? •Поясните слова А.С. Пушкина: Сказка-ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Былины. Среди произведений фольклора особенно выделялись былины – древние песнопения, которые исполнялись нараспев под аккомпанемент струнного музыкального инструмента – гуслей. Сначала эти произведения называли старинами, а только Корни обоих слов с 19 века – былинами. говорят о том, что слушатели ждали от произведения рассказа о достоверных, действительно происходивших событиях, которые случились давно,

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Былина – песня-сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси. Героями былин были и отважные воины и могучие оратаи – хлебопашцы. В русском языке сохранились слова и выражения, связанные с их обликом и характером: Богатырская сила, богатырская стать, богатырская схватка, богатырская честь, богатырская слава, богатырская доблесть.

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
В былинах есть несколько богатырей, которых называют старшими. Это Святогор, Волх Всеславьевич, Вольга и Микула Селянинович. Это древнейшие былинные образы. Главными же героями былин считают Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича.

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Былины не рассказывали, а сказывали, то есть произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха. Исполнителей былин называли сказителями. Былины передавались из поколения к поколению, и нам известны целые семьи, в которых хранились такие традиции. Знаменитая семья Рябининых, мать и дочь Крюковы – всё это известные северные сказители. Исполнение былин требовало блестящей памяти и актёрского таланта. Так, Марфа Семёновна Крюкова в течение целого месяца напевала собирателю фольклора новые и новые былины, не повторяя их.

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Былина имеет своё построение: сначала идёт зачин, затем основное содержание, а после чего исход, концовка (например, «Тут Добрыне и славу поют»). Среди художественных приёмов, которые часто используются для характеристики богатырей, мы встречаем гиперболу («преувеличение») – художественный приём, образованный на преувеличении какого-либо действия, явления, для усиления художественного Особенности и качества героев былин впечатления. нередко преувеличены, их поступки и подвиги часто выше человеческих возможностей.

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Внимание! Вопросы для обобщения. •Как вы думаете, почему до наших дней дошло название «былина», а не «старина»? •Каковы особенности исполнения былин, как называли исполнителей былин? •Кто является героями былин, назовите известные вам имена? •Каковы особенности построения былин и каков основной художественный приём былины?

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
1.Любимый жанр фольклора. 2.Моя любимая фольклорная сказка. 3.Моя любимая былина. 4.Чудо обрядовой поэзии. 5.Нравственная сила Творчески- исследовательская работа на одну из тем: пословиц и поговорок. 6.Хочу рассказать о …(народной песне, частушке, детском фольклоре, небылице, загадке).

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Советы пишущему. 1.Изучите специальную литературу (учебник, энциклопедический словарь, литературоведческие статьи) и сделайте выписки. 2.Внимательно прочтите выбранные произведения. 3.Запишите ваши впечатления и наблюдения за композицией, сюжетом, художественными особенностями. 4.Сделайте вывод, отметьте значение, выразите собственное мнение. 5.Составьте план и следуя ему, творчески соедините все части вашей работы.

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Желаем творческих успехов!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017