Русский фольклор(обобщающий урок литературы)
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Русский фольклор(обобщающий урок литературы)

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Видеоуроки
ppt
русская литература
6 кл—8 кл
16.01.2017
Авторский мультимедийный урок замещает сценарий поурочного плана, содержит все этапы традиционного урока, насыщен интересным информационным материалом и разными тренингами и творческими заданиями, решает такие задачи: 1.Обобщает теоретические знания раздела «Устное народное творчество». 2. Развивает творческие навыки и мастерство художественного чтения. 3. Помогает подготовиться к самостоятельной творческой работе.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

фольклор.ppt
Краснодарский край, Новокубанский район, с.Новосельское, МОУСОШ№12 (Мультимедийный урок литературы) Учитель русского языка и литературы Ширина Галина Александровна
Задачи урока: 1.Обобщить теоретические знания раздела «Устное народное творчество». 2. Развивать творческие навыки и мастерство художественного чтения. 3. Подготовиться к самостоятельной творческой работе.
Содержание. 1.Истоки нашей литературы. 2.Фольклорные жанры. 3.Загадки. 4. Пословицы и поговорки. 5. Обрядовая поэзия. 6. Фольклорная сказка. 7. Былина. 8. Подготовка к творчески- исследовательской работе.
Истоки нашей литературы, нашего национального самосознания кроются в устном народном творчестве. Знать фольклор –значит понимать свой народ. Алексей Николаевич Толстой писал: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
• Внимание! Вопрос: •Как вы понимаете высказывание А.Н. Толстого? •Какую роль играл фольклор в жизни народа? •Какие жанры фольклора перечислил Рождение устного народного писатель? творчества затерялось где-то в глубине веков. • Что значит «устное»? (уста, губы, рот).
Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее,
Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве. В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, он отражает фантастичность и реальность современных сюжетов.
Внимание! Вопросы для обобщения. •Что отображают произведения устного народного творчества? •Кто творец произведений устного народного творчества? •Что такое вариативность устного народного творчества? •Какие качества сконцентрировались в произведениях устного народного творчества?
Внимание! Викторина. Фольклорные жанры. 1. Как называются древние песнопения о славных подвигах богатырей и народных героях? Былина 2.Как называется повествование авантюрного приключенческого характера о вымышленных героях и событиях?Сказка 3.Как называется «окольное выражение, переносная речь, просто иносказание без суждения» (В.И. Даль).Поговорк а
Загадки. лучше). (Думать хорошо, а отгадывать и того «Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал Что же такое бы: это загадки». (Ю.Г. «загадки»? Круглов) Загадки- это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.
Загадки не только интересны, но и красивы. Часто они представляют собой короткие стихотворения, занимательные и остроумные. Отгадайте загадки. Какое средство выразительности лежит в их основе? •Голубой платок, красный колобок По платку катается, людям •Крашеное коромысло улыбается. Через реку повисло. • Стоит гора посреди двора, Спереди вилы, сзади метла.В основе этих загадок лежит метафора.
Литературовед Ф.И. Буслаев определяет загадку как «смелый вопрос пробуждённого ума о таинственных силах и явлениях природы». Отгадайте загадки. Какое средство выразительности лежит в их основе? •Длинный Митрошка стучится в окошко. •Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, А всё на одном месте. •Полон хлевец белых овец. В основе этих загадок лежит олицетворение.
Пословицы и поговорки. (Поговорка – цветок, пословица – ягодка). Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами и поговорками. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…
Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман,
Наш разговор о пословицах и поговорках. Что между ними общего? В чём их отличие? Давайте попытаемся дать определение этим понятиям. Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль. Например: Красна птица перьем, а человек ученьем. Поговорка –меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов. Например: Ни к селу, ни к городу.
поговорках Общее в пословицах и -В них точно и мудро отразилась жизнь народа; -Создавались многими поколениями людей; -Появились ещё в то время, когда не было письменности; -Они, как правило, безымянны; -В течение столетий совершенствовались; -Темы бесчисленны и безграничны.
Отличие сам народ видит в том, что поговорка–украшение речи(цветок), а пословица– суждение полное, завершённое, зрелое. Внимание! Задание№1 На примерах аргументируйте отличие пословиц от поговорок: •Что людям пожелаешь, то сам получишь. •Всё идет как по маслу. •Смотри дерево в плодах, а человека в делах. •Чужими руками жар загребать. В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.
№2 Каждая пословица и поговорка имеет прямой и переносный смысл.Внимание! Задание Попытайтесь раскрыть прямой, а затем переносный смысл следующих пословиц: •Лес рубят – щепки летят. •Не зная броду, не суйся в воду. •Цыплят по осени считают. В чём смысл следующих поговорок? •При царе Горохе… •Рвёт и мечет… •Заткнуть за пояс •Очень давно. •Сердиться, злиться. •Победить кого-то
На титульном листе своего труда «Пословицы русского народа» Владимир Иванович Даль вынес народное изречение: «Пословица несудима». Внимание! Вопросы: -Как вы думаете, в чём его смысл? - Почему именно это изречение выбрал Даль?
Обрядовая поэзия. Когда ребёнок подкидывает Божью коровку, приговаривая: «Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба», он совершает, сам того не ведая, древний магический обряд. С помощью таких заклинаний люди стремились воздействовать на природу: вызвать дождь или солнце, попросить у земли
В фольклоре сложилось множество произведений, которые должны помочь человеку установить отношения с окружающим его миром. Такие произведения и Это прекрасные называют обрядовой поэтические поэзией. творения, которые исполнялись во время разных обрядов.
Представьте себе, человек въезжает в новый дом и конечно же надеется, что жизнь там будет счастливой и спокойной, такой же, как в старом доме. Для этого приглашает переселиться с ним домового – хозяина дома. Человек ставит в подпол нового дома мисочку с молоком, кладёт каравай хлеба и соль. А выходя Ты, хозяин- произносит заклинание: домовой, Отправляйся в путь со мной. Для тебя готова хата, В ней мы будем жить богато.
Когда человек отправлялся в лес, то, входя в него, тоже произносил заклинание, которое должно было уберечь его от различных опасностей: Я с поклоном к тебе иду, лес-батюшка, Ты пусти меня к себе, не прогневайся. Как пустил меня к себе, так и выпусти; Отведи от меня злых зверей да всех змей, Путь мне не городи, по оврагам не кружи…
Месяц, ты, месяц, К обрядовой поэзии люди обращались очень часто. Она сопровождала человека в его повседневной жизни. Так, если вдруг начинали болеть зубы, наредко использовали заговор, взывая к могучим силам природы (например к месяцу) с просьбой помочь избавиться от недуга: серебряные рожки, златые твои ножки. Сойди ты, месяц, сними мою зубную боль, унеси её под облака. Моя боль ни мала, ни тяжела, твоя же сила – могуча. Мне боли не перенесть, а твоей силе перенесть…Месяц, ты, месяц, сокрой от меня
Очень важное место в жизни народа занимали календарные праздники, которыми отмечался приход весны, наступление осени, начало зимнего солнцеворота. Каждому времени года были посвящены свои праздники: святки(наступление нового года), масленица(встреча весны), праздник Ивана Купалы(вершина Все эти праздники сопровождались лета), календарно-обрядовыми песнями. Кострома(проводы лета).
Во время святок было принято колядовать: к домам подходили колядовщики-ряженые и пели песни-колядки. Колядовщиков обязательно одаривали подарками, потому в колядках часто присутствует просьба о дарении. В таких действиях заключался магический обряд: обращение к природе с просьбой одарить людей своими плодами, поэтому в дом, где одаривали колядовщиков, летом непременно должно было прийти благосостояние. Пришла коляда Накануне Рождества. Дайте коровку, Масляну головку! А дай Бог тому, Кто в этом дому! Ему рожь густа, Рожь ужимиста!... Надели вас Господь,
В начале марта обычно пекли в домах специальное печенье в виде птиц-жаворонков. Потом дети, забравшись на крыши, подбрасывали их в воздух, распевая веснянки. Так проводился обряд встречи весны. Веснянка. Приди к нам, весна, Со радостью! С великой к нам Со милостью! Со рожью зернистою, Со пшеничкой золотистою, Со овсом кучерявым, С ячменём усатым, Со просом, со гречею. С калиной-малиною, С чёрной смородиной, С грушами, со яблочками, Со всякой садовинкой, С цветами лазоревыми, С травушкой- муравушкой!
Обрядовые песни очень красивы. В приводимой веснянке на протяжении всей песни используется художественный приём, который называется анафора (единоначатие); все строчки, кроме первой, начинаются с предлога «с». Внимание! Вопросы: •Для чего так построена эта песенка? •Какие изобразительно- выразительные средства используются в обрядовой поэзии?
Фольклорная сказка. Один из самых любимых в народе жанров. Многие сказки родились из мифов, многие возникли на основе легенд, а часть сказок появилась на основе наблюдений за реальной жизнью. Фольклорная сказка – жанр, стремящийся на основе фантастической условности дать наиболее полное, обобщённое изображение мира, в котором живёт человек.
Наиболее древние из сказок – сказки о животных. В них сохранились отголоски тех времён, когда племена людей считали своими предками и покровителями различных животных. Каких животных характеризуют прозвища, переходящие из сказки в сказку? Внимание! Задание: •Дереза; •Рыжая краса; •Серый хвостище; •Бегунок-по горке скок.
В волшебных сказках рассказывается о подвигах и приключениях героев, которым всегда выпадает на долю трудные задачи: защитить от врага родную землю, достать какой-нибудь волшебный предмет, победить Кащея, Герои волшебных змея. ведьму. сказок поднимаются выше туч, попадают в подземное царство, достают мёртвую и живую воду. Им помогают ковры- самолёты, сапоги- скороходы и другие волшебные предметы, а также говорящие растения и животные.
Обычно волшебная сказка начинается с присказки: «В некотором царстве, в некотором государстве…», «На море, на океане, на острове Буяне стоит дуб зелёный, под тем дубом стол золочёный, на столе бык печёный, садись кушай, мою сказку слушай» А заканчивается сказка концовкой: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка». «Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Приключения героев обычно повторяются три раза. Сказочное число: три сына, три испытания, три боя…Так используется приём троекратного повторения .
Позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались различные людские пороки и описывались занятные жизненные ситуации. Часто в них говорится о бедных и богатых, о том, как простой крестьянин, солдат или крестьянская девушка оказываются умнее попа, купца, царских придворных и самого царя. События, о которых здесь рассказывается, обычно происходят в избе, в лесу, в поле.
Внимание! Вопросы для обобщения. •Какие народные мечты и надежды отразились в сказках? •Какие виды народных сказок • вам известны? •В чём особенность каждого вида •Какие композиционные фольклорных сказок? элементы обязательны для народной сказки? •Поясните слова А.С. Пушкина: Сказка-ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.
Былины. Среди произведений фольклора особенно выделялись былины – древние песнопения, которые исполнялись нараспев под аккомпанемент струнного музыкального инструмента – гуслей. Сначала эти произведения называли старинами, а только Корни обоих слов с 19 века – былинами. говорят о том, что слушатели ждали от произведения рассказа о достоверных, действительно происходивших событиях, которые случились давно,
Былина – песня-сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси. Героями былин были и отважные воины и могучие оратаи – хлебопашцы. В русском языке сохранились слова и выражения, связанные с их обликом и характером: Богатырская сила, богатырская стать, богатырская схватка, богатырская честь, богатырская слава, богатырская доблесть.
В былинах есть несколько богатырей, которых называют старшими. Это Святогор, Волх Всеславьевич, Вольга и Микула Селянинович. Это древнейшие былинные образы. Главными же героями былин считают Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича.
Былины не рассказывали, а сказывали, то есть произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха. Исполнителей былин называли сказителями. Былины передавались из поколения к поколению, и нам известны целые семьи, в которых хранились такие традиции. Знаменитая семья Рябининых, мать и дочь Крюковы – всё это известные северные сказители. Исполнение былин требовало блестящей памяти и актёрского таланта. Так, Марфа Семёновна Крюкова в течение целого месяца напевала собирателю фольклора новые и новые былины, не повторяя их.
Былина имеет своё построение: сначала идёт зачин, затем основное содержание, а после чего исход, концовка (например, «Тут Добрыне и славу поют»). Среди художественных приёмов, которые часто используются для характеристики богатырей, мы встречаем гиперболу («преувеличение») – художественный приём, образованный на преувеличении какого-либо действия, явления, для усиления художественного Особенности и качества героев былин впечатления. нередко преувеличены, их поступки и подвиги часто выше человеческих возможностей.
Внимание! Вопросы для обобщения. •Как вы думаете, почему до наших дней дошло название «былина», а не «старина»? •Каковы особенности исполнения былин, как называли исполнителей былин? •Кто является героями былин, назовите известные вам имена? •Каковы особенности построения былин и каков основной художественный приём былины?
1.Любимый жанр фольклора. 2.Моя любимая фольклорная сказка. 3.Моя любимая былина. 4.Чудо обрядовой поэзии. 5.Нравственная сила Творчески- исследовательская работа на одну из тем: пословиц и поговорок. 6.Хочу рассказать о …(народной песне, частушке, детском фольклоре, небылице, загадке).
Советы пишущему. 1.Изучите специальную литературу (учебник, энциклопедический словарь, литературоведческие статьи) и сделайте выписки. 2.Внимательно прочтите выбранные произведения. 3.Запишите ваши впечатления и наблюдения за композицией, сюжетом, художественными особенностями. 4.Сделайте вывод, отметьте значение, выразите собственное мнение. 5.Составьте план и следуя ему, творчески соедините все части вашей работы.
Желаем творческих успехов!
скачать по прямой ссылке