Авторский мультимедийный урок замещает сценарий поурочного плана, содержит все этапы традиционного урока, насыщен интересным информационным материалом и разными тренингами и творческими заданиями, решает такие задачи: 1.Обобщает теоретические знания раздела «Устное народное творчество». 2. Развивает творческие навыки и мастерство художественного чтения. 3. Помогает подготовиться к самостоятельной творческой работе.
Краснодарский край, Новокубанский
район,
с.Новосельское, МОУСОШ№12
(Мультимедийный урок литературы)
Учитель русского языка и
литературы
Ширина Галина Александровна
Задачи урока:
1.Обобщить
теоретические
знания раздела
«Устное народное
творчество».
2. Развивать
творческие навыки и
мастерство
художественного
чтения.
3. Подготовиться к
самостоятельной
творческой работе.
Содержание.
1.Истоки нашей
литературы.
2.Фольклорные
жанры.
3.Загадки.
4. Пословицы и
поговорки.
5. Обрядовая поэзия.
6. Фольклорная
сказка.
7. Былина.
8. Подготовка к
творчески-
исследовательской
работе.
Истоки нашей литературы,
нашего национального
самосознания кроются в устном
народном творчестве.
Знать фольклор –значит
понимать свой народ.
Алексей Николаевич
Толстой писал: «Русский
народ создал огромную
изустную литературу:
мудрые пословицы и
хитрые загадки,
весёлые и печальные
обрядовые песни,
торжественные былины,
героические,
волшебные, бытовые и
пересмешные
сказки.
Напрасно думать, что
эта литература была
лишь плодом народного
досуга. Она была
достоинством и умом
народа. Она становила
и укрепляла его
нравственный облик,
была его исторической
памятью, праздничными
одеждами его души и
наполняла глубоким
содержанием всю его
размеренную жизнь,
текущую по обычаям и
обрядам, связанным с
его трудом, природой и
почитанием отцов и
дедов».
• Внимание!
Вопрос:
•Как вы понимаете
высказывание А.Н.
Толстого?
•Какую роль играл
фольклор в
жизни народа?
•Какие жанры
фольклора
перечислил
Рождение устного народного
писатель?
творчества затерялось где-то в
глубине веков.
• Что значит «устное»? (уста, губы,
рот).
Передававшиеся из
уст в уста, от одного
поколения к
другому сказки,
пословицы, загадки
всегда отображали
мечты и чаяния
народа о радостном
и плодотворном
труде, о победе
добра над злом, о
справедливости, о
вере в лучшее
будущее,
Веками люди оттачивали
созданные произведения,
переделывая, дополняя, создавая
новые варианты.
Мудрость,
смекалка, удалое
веселье,
задиристость,
напевность
сконцентрировались
в устном народном
творчестве.
В наши дни этот вид творчества
продолжает развиваться, он отражает
фантастичность и реальность
современных сюжетов.
Внимание! Вопросы для
обобщения.
•Что отображают
произведения устного
народного творчества?
•Кто творец
произведений устного
народного творчества?
•Что такое
вариативность устного
народного творчества?
•Какие качества
сконцентрировались в
произведениях устного
народного творчества?
Внимание! Викторина.
Фольклорные жанры.
1. Как называются древние
песнопения о славных
подвигах богатырей и
народных героях?
Былина
2.Как называется
повествование
авантюрного
приключенческого
характера о вымышленных
героях и событиях?Сказка
3.Как называется
«окольное выражение,
переносная речь, просто
иносказание без
суждения» (В.И. Даль).Поговорк
а
Загадки.
лучше).
(Думать хорошо, а отгадывать и того
«Если бы меня
попросили назвать
самое поэтическое
явление, созданное
человеком с помощью
слова, я, не
задумываясь, сказал
Что же такое
бы: это загадки». (Ю.Г.
«загадки»?
Круглов)
Загадки- это
иносказательное
изображение
предметов и явлений
действительности или
их описание, которое
предлагается
разгадать.
Загадки не только интересны, но и
красивы. Часто они представляют
собой короткие стихотворения,
занимательные и остроумные.
Отгадайте загадки.
Какое средство
выразительности лежит в их
основе?
•Голубой платок, красный
колобок
По платку катается, людям
•Крашеное коромысло
улыбается.
Через реку повисло.
• Стоит гора посреди
двора,
Спереди вилы, сзади
метла.В основе этих загадок лежит
метафора.
Литературовед Ф.И. Буслаев
определяет загадку как «смелый
вопрос пробуждённого ума о
таинственных силах и явлениях
природы».
Отгадайте загадки.
Какое средство
выразительности лежит в
их основе?
•Длинный Митрошка
стучится в окошко.
•Идут круглые сутки, не
стоят ни минутки,
А всё на одном месте.
•Полон хлевец белых
овец.
В основе этих загадок лежит
олицетворение.
Пословицы и поговорки.
(Поговорка – цветок, пословица –
ягодка).
Меткий и
образный русский
язык особенно богат
пословицами и
поговорками.
Их тысячи, десятки
тысяч!
Как на крыльях,
перелетают они из
века в век, от одного
поколения к другому,
и не видна та
безграничная даль,
куда устремляет свой
полёт эта крылатая
мудрость…
Необозримо
многообразие
человеческих
отношений, которые
запечатлелись в
чеканных народных
изречениях и афоризмах.
Из бездны времён
дошли до нас в этих
сгустках разума и знания
жизни радость и
страдания людские,
смех и слёзы, любовь и
гнев, вера и безверие,
правда и кривда,
честность и обман,
Наш разговор о пословицах и поговорках.
Что между ними общего? В чём их
отличие?
Давайте попытаемся дать определение
этим понятиям.
Пословица – краткое
мудрое изречение,
содержащее
законченную мысль.
Например: Красна
птица перьем, а
человек ученьем.
Поговорка –меткое,
яркое народное
выражение, часть
суждения, без
выводов.
Например: Ни к селу,
ни к городу.
поговорках
Общее в пословицах и
-В них точно и мудро отразилась
жизнь народа;
-Создавались многими поколениями
людей;
-Появились ещё в то время, когда не
было письменности;
-Они, как правило, безымянны;
-В течение столетий
совершенствовались;
-Темы бесчисленны и безграничны.
Отличие сам народ видит в том,
что поговорка–украшение
речи(цветок), а пословица–
суждение полное, завершённое,
зрелое.
Внимание! Задание№1
На примерах аргументируйте отличие
пословиц от поговорок:
•Что людям пожелаешь,
то сам получишь.
•Всё идет как по маслу.
•Смотри дерево в плодах,
а человека в делах.
•Чужими руками жар
загребать.
В живой речи часто поговорка
становится пословицей, а пословица
превращается в
поговорку.
№2
Каждая пословица и поговорка
имеет прямой и переносный
смысл.Внимание! Задание
Попытайтесь раскрыть прямой, а затем
переносный смысл следующих
пословиц:
•Лес рубят – щепки летят.
•Не зная броду, не суйся в
воду.
•Цыплят по осени считают.
В чём смысл следующих
поговорок?
•При царе
Горохе…
•Рвёт и мечет…
•Заткнуть за
пояс
•Очень давно.
•Сердиться,
злиться.
•Победить кого-то
На титульном листе своего труда
«Пословицы русского народа»
Владимир Иванович Даль вынес
народное изречение:
«Пословица несудима».
Внимание!
Вопросы:
-Как вы думаете, в чём
его смысл?
- Почему именно это
изречение выбрал Даль?
Обрядовая поэзия.
Когда ребёнок
подкидывает Божью
коровку, приговаривая:
«Божья коровка, улети
на небо, принеси нам
хлеба», он совершает,
сам того не ведая,
древний магический
обряд.
С помощью таких
заклинаний люди
стремились
воздействовать на
природу: вызвать
дождь или солнце,
попросить у земли
В фольклоре
сложилось
множество
произведений,
которые должны
помочь человеку
установить
отношения с
окружающим его
миром. Такие
произведения и
Это прекрасные
называют обрядовой
поэтические
поэзией.
творения, которые
исполнялись во
время разных
обрядов.
Представьте себе, человек въезжает
в новый дом и конечно же надеется,
что жизнь там будет счастливой и
спокойной, такой же, как в старом
доме. Для этого приглашает
переселиться с ним домового – хозяина
дома. Человек ставит в подпол нового
дома мисочку с молоком, кладёт
каравай хлеба и соль. А выходя
Ты, хозяин-
произносит заклинание:
домовой,
Отправляйся в путь
со мной.
Для тебя готова
хата,
В ней мы будем
жить богато.
Когда человек отправлялся в лес,
то, входя в него, тоже произносил
заклинание, которое должно было
уберечь его от различных
опасностей:
Я с поклоном к тебе иду,
лес-батюшка,
Ты пусти меня к себе,
не прогневайся.
Как пустил меня к себе,
так и выпусти;
Отведи от меня злых
зверей да всех змей,
Путь мне не городи,
по оврагам не кружи…
Месяц, ты, месяц,
К обрядовой поэзии люди обращались
очень часто. Она сопровождала
человека в его повседневной жизни.
Так, если вдруг начинали болеть зубы,
наредко использовали заговор,
взывая к могучим силам природы
(например к месяцу) с просьбой
помочь избавиться от недуга:
серебряные рожки, златые
твои ножки. Сойди ты,
месяц, сними мою зубную
боль, унеси её под облака.
Моя боль ни мала, ни
тяжела, твоя же сила –
могуча. Мне боли не
перенесть, а твоей силе
перенесть…Месяц, ты,
месяц, сокрой от меня
Очень важное место в жизни
народа занимали календарные
праздники, которыми отмечался
приход весны, наступление
осени, начало зимнего
солнцеворота.
Каждому времени
года были
посвящены свои
праздники:
святки(наступление
нового года),
масленица(встреча
весны), праздник
Ивана
Купалы(вершина
Все эти праздники сопровождались
лета),
календарно-обрядовыми песнями.
Кострома(проводы
лета).
Во время святок было принято колядовать: к
домам подходили колядовщики-ряженые и
пели песни-колядки.
Колядовщиков обязательно одаривали
подарками, потому в колядках часто
присутствует просьба о дарении. В таких
действиях заключался магический обряд:
обращение к природе с просьбой одарить
людей своими плодами, поэтому в дом, где
одаривали колядовщиков, летом непременно
должно было прийти благосостояние.
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста!...
Надели вас Господь,
В начале марта обычно пекли в домах
специальное печенье в виде птиц-жаворонков.
Потом дети, забравшись на крыши, подбрасывали
их в воздух, распевая веснянки. Так проводился
обряд встречи весны.
Веснянка.
Приди к нам, весна,
Со радостью!
С великой к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой
золотистою,
Со овсом кучерявым,
С ячменём усатым,
Со просом, со гречею.
С калиной-малиною,
С чёрной смородиной,
С грушами, со
яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-
муравушкой!
Обрядовые песни очень
красивы.
В приводимой веснянке на
протяжении всей песни используется
художественный приём, который
называется анафора (единоначатие);
все строчки, кроме первой,
начинаются с предлога «с».
Внимание! Вопросы:
•Для чего так
построена эта
песенка?
•Какие
изобразительно-
выразительные
средства
используются в
обрядовой поэзии?
Фольклорная сказка.
Один из самых
любимых в народе
жанров. Многие сказки
родились из мифов,
многие возникли на
основе легенд, а часть
сказок появилась на
основе наблюдений за
реальной жизнью.
Фольклорная сказка –
жанр, стремящийся на
основе фантастической
условности дать
наиболее полное,
обобщённое
изображение мира, в
котором живёт человек.
Наиболее древние из сказок –
сказки о животных.
В них сохранились
отголоски тех
времён, когда
племена людей
считали своими
предками и
покровителями
различных
животных.
Каких животных характеризуют прозвища,
переходящие из сказки в сказку?
Внимание! Задание:
•Дереза;
•Рыжая краса;
•Серый хвостище;
•Бегунок-по горке
скок.
В волшебных сказках рассказывается о
подвигах и приключениях героев,
которым всегда выпадает на долю
трудные задачи: защитить от врага
родную землю, достать какой-нибудь
волшебный предмет, победить Кащея,
Герои волшебных
змея. ведьму.
сказок поднимаются
выше туч, попадают в
подземное царство,
достают мёртвую и
живую воду. Им
помогают ковры-
самолёты, сапоги-
скороходы и другие
волшебные
предметы, а также
говорящие растения и
животные.
Обычно волшебная сказка
начинается с присказки:
«В некотором царстве, в некотором
государстве…», «На море, на океане, на
острове Буяне стоит дуб зелёный, под
тем дубом стол золочёный, на столе бык
печёный, садись кушай, мою сказку
слушай»
А заканчивается
сказка концовкой:
«Вот вам сказка, а
мне бубликов
связка». «Я там был,
мёд-пиво пил, по
усам текло, а в рот
не попало».
Приключения героев обычно повторяются три
раза.
Сказочное число: три сына, три испытания, три
боя…Так используется приём троекратного
повторения .
Позже появились бытовые
сказки, в которых часто
осмеивались различные людские
пороки и описывались занятные
жизненные ситуации.
Часто в них говорится
о бедных и богатых, о
том, как простой
крестьянин, солдат
или крестьянская
девушка оказываются
умнее попа, купца,
царских придворных и
самого царя.
События, о которых здесь
рассказывается, обычно происходят в
избе, в лесу, в поле.
Внимание! Вопросы для
обобщения.
•Какие народные мечты
и надежды отразились в
сказках?
•Какие виды
народных сказок
•
вам известны?
•В чём особенность
каждого вида
•Какие композиционные
фольклорных сказок?
элементы обязательны для
народной сказки?
•Поясните слова А.С. Пушкина:
Сказка-ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
Былины.
Среди произведений
фольклора особенно
выделялись былины –
древние песнопения,
которые исполнялись
нараспев под
аккомпанемент струнного
музыкального инструмента
– гуслей.
Сначала эти произведения
называли старинами, а
только
Корни обоих слов
с 19 века – былинами.
говорят
о том, что слушатели
ждали
от произведения рассказа
о достоверных,
действительно
происходивших событиях,
которые случились давно,
Былина – песня-сказание о
богатырях, народных героях и
исторических событиях Древней
Руси.
Героями былин были и
отважные воины и
могучие оратаи –
хлебопашцы.
В русском языке
сохранились слова и
выражения, связанные с
их обликом и
характером:
Богатырская сила,
богатырская стать,
богатырская
схватка, богатырская
честь, богатырская
слава, богатырская
доблесть.
В былинах есть несколько
богатырей, которых
называют старшими. Это
Святогор, Волх Всеславьевич,
Вольга и Микула
Селянинович. Это
древнейшие былинные
образы.
Главными же
героями былин
считают
Илью Муромца,
Добрыню
Никитича, Алёшу
Поповича.
Былины не рассказывали, а сказывали,
то есть произносили нараспев, следуя
звучанию былинного стиха.
Исполнителей былин называли
сказителями.
Былины передавались из
поколения к поколению, и
нам известны целые семьи, в
которых хранились такие
традиции. Знаменитая семья
Рябининых, мать и дочь
Крюковы – всё это известные
северные сказители.
Исполнение былин требовало
блестящей памяти и
актёрского таланта. Так,
Марфа Семёновна Крюкова в
течение целого месяца
напевала собирателю
фольклора новые и новые
былины, не повторяя их.
Былина имеет своё построение:
сначала идёт зачин, затем основное
содержание, а после чего исход,
концовка (например, «Тут Добрыне и
славу поют»).
Среди художественных
приёмов, которые часто
используются для
характеристики богатырей,
мы встречаем гиперболу
(«преувеличение») –
художественный приём,
образованный на
преувеличении какого-либо
действия, явления, для
усиления художественного
Особенности и качества героев былин
впечатления.
нередко преувеличены, их поступки и
подвиги часто выше человеческих
возможностей.
Внимание! Вопросы для
обобщения.
•Как вы думаете, почему
до наших дней дошло
название «былина», а не
«старина»?
•Каковы особенности
исполнения былин, как
называли исполнителей
былин?
•Кто является героями
былин, назовите
известные вам имена?
•Каковы особенности
построения былин и
каков основной
художественный приём
былины?
1.Любимый жанр
фольклора.
2.Моя любимая
фольклорная сказка.
3.Моя любимая былина.
4.Чудо обрядовой
поэзии.
5.Нравственная сила
Творчески-
исследовательская
работа на одну из тем:
пословиц и
поговорок.
6.Хочу рассказать
о …(народной песне,
частушке, детском
фольклоре,
небылице, загадке).
Советы пишущему.
1.Изучите специальную
литературу (учебник,
энциклопедический
словарь,
литературоведческие
статьи) и сделайте выписки.
2.Внимательно прочтите
выбранные произведения.
3.Запишите ваши
впечатления и наблюдения
за композицией, сюжетом,
художественными
особенностями.
4.Сделайте вывод, отметьте
значение, выразите
собственное мнение.
5.Составьте план и следуя
ему, творчески соедините
все части вашей работы.
Желаем
творческих
успехов!