Русский язык. 10 класс. Контрольная работа по блоку №5 (учебник И.В.Гусаровой)

  • Контроль знаний
  • docx
  • 20.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Контрольная работа для класса базового уровня подготовки
Иконка файла материала КР №5 база.docx
Контрольная работа №5. Вариант «Отличный» Задание 1. Укажите ошибочное суждение. (1балл) 1)В слове ПОЧУВСТВОВАЛ есть непроизносимый согласный. 2) В слове ПЕЧЬ буква Ь обозначает мягкость согласного [ч]. 3) В слове ПОЕЖИВАЯСЬ звуков больше, чем букв. 4)В слове ПОХОЖ последний звук [ш] Задание 2. Укажите ошибочное суждение. (1балл) 1) 2) 3) 4) Задание 3. Укажите ошибочное суждение. (1балл) 1) 2) 3) 4) Задание 4. Укажите ошибочное суждение. (1балл) В слове ЯКОРЬ одинаковое количество букв и звуков. В слове НЕЗАМЕТНОГО нет звука [г]. В слове ЦЫПОЧКАХ все согласные звуки твёрдые. В слове НЕПРИЯТНО буква Я обозначает два звука. В слове ПРОИСШЕСТВИЕ есть непроизносимый согласный. В слове ВПЕЧАТЛЕНИЮ нет звука [а]. В слове ПОКРОВИТЕЛЬСТВОВАТЬ звуков меньше, чем букв В слове СБЕЖАЛАСЬ нет озвончения согласного звука. В слове КРУГ нет звука [г]. В слове СОВЕСТНО есть непроизносимый согласный. В слове ПРИВЛЕЧЬ букв больше, чем звуков В слове ВЫХОДКОЙ три звонких звука. 1) 2) 3) 4) Задание 5. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постанов­    ке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный      звук. Выпишите это слово. (1балл) плЕсневеть               танцовщИца           экспЕртный           костюмировАть Задание 6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постанов­    ке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный      звук. Выпишите это слово. (1балл) бАрмен                 вероисповЕдание                газопрОвод             квартАл   Задание 7. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постанов­    ке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный      звук. Выпишите это слово. (1балл) дозвонИшься         кОклюш               нанЯвшийся      шампУр Задание 8. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постанов­    ке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный      звук. Выпишите это слово. (1балл) благовЕст                    дремОта               донЕльзя                красИвее Задание  9. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. (1б.)  прин..мать               оз..рничать                 обж..гать                 непром..каемый                       сож..леть Задание  10.   Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. (1б.)  стаб..лизация       пров.. кация         несг...раемый          пол..гать    зам..реть (от неожиданности). Задание  11.   Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. (1б.) комп..нент         к..нвоировать     неиспр..вимый         крок..дил     заб..раться Задание 12. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся  гласная корня. Выпи­ шите это слово, вставив пропущенную букву. (1б)  к..лендарный        скв..зняк            прик..снуться             напр…вление       г..реватьЗадание 13. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Вы­ пишите эти слова, вставив пропущенную букву. (1 балл)  контр..удар, транс..европейский;             пр..небрежение, пр..скорбное; н..кинутый, пр..родина;                            об..грать, сверх..нициативный; не..гораемый, ра..говор. Задание 14. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Вы­ пишите эти слова, вставив пропущенную букву. (1 балл)  пр..глушить, пр..дставить                         и..гнать, не..гораемый; пред..нфарктный, меж..гровой;                 непр..будный, в..скликнуть; о..биться, по..крадываться. Задание 15. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Вы­ пишите эти слова, вставив пропущенную букву. (1 балл)  бе..защитный, во..произведение;               пр..близить, пр..чуда; пред..явить, безбар..ерный;                        н..мерение, вз..браться; на..стройка, о..бросить Задание 16. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Вы­ пишите эти слова, вставив пропущенную букву. (1 балл)  о..жать, на..треснутый;                              от..скать, пост..ндустриальный; пр..стыдить, пр..града;                               и..колесить, ра..ценки; из..явить, бар..ер. Задание 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в пред­ ложении должны стоять запятые. (1 балл)  Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (3) мы любовались (4) представляла безбрежный зеленый океан. Задание 19. Запишите транскрипцию слова (2 балла – 0 ош., 1 балл – 1 ош.)                течение Задание   20.   Разделите   слово   на   слоги   в   соответствии   с   теорией   слогоделения   (не   для переноса), дайте характеристику каждого слога с точки зрения прикрытости – закрытости (2 балла – 0 ош., 1 балл – 1 ош.)                 оговорка Сформулируйте  проблему   (1  балл), комментарий(3  балла) и  позицию  автора(1 балл ) по предложенному тексту. (5 баллов) 2 часть (1)Шли большие военные учения, и мы, моряки, тоже в них участвовали. (2)Ещё засветло позапро­ шлым вечером мы погрузили на корабли прибывших накануне десантников и вышли в море, чтобы до­ ставить их в назначенное командованием место. (3)Когда покидали базу, погода была сносная, а потом испортилась. (4)Налетел ветер, пригнал громадную тучу, хлынул проливной дождь.  (5)Когда мы уже высадились на берег, радист, с которым мы вместе добирались с корабля, обра­ тился ко мне: − (6)Слушай, Михаил! (7)Оставайся здесь с гранатомётчиками, а я махну искать комбата. (8)Эй, Джураев, приюти у себя моряка!  (9)Только теперь я разглядел лежащего неподалёку сержанта с гранатомётом в руках. (10)Он обер­ нулся ко мне. − (11)Граната мой бери, помогать будешь танк бить. (12)Лопата свой бери − окоп тебе делай. (13)Я помогать буду.  (14)Сержант дал мне две гранаты и, перевалившись на бок, ловко заработал малой лопатой. (15)Я тоже   для   виду   ковырял   землю,   с   тоской   поглядывая   в   сторону   берега.   (16)Там   светлел   горизонт. (17)Чуть заметная слабенькая белая полоска отделяла небо от моря. (18)А море и небо были ещё тёмно­серыми, почти чёрными. (19)Прошло несколько минут, и небо стало сначала вишнёво­красным, потом алым, потом золотым. (20)Ярко очертились контуры облаков. (21)Но море ещё оставалось тёмно серым. (22)Потом появилась красная ниточка, она росла, превращалась в огненную горбушку, и вдруг из­под тучи необъятным пламенем вырвались лучи. (23)Всё сразу кругом ожило, небо стало голубым, море − зелёным.(24)Странно как­то всё устроено в природе: недавно лил дождь, небо было запятнано тучами, и вдруг всё куда­то исчезло. (25)Природа любит целесообразность и всё уравновешивает по своим зако­ нам. (26)А человек?.. − (27)Горячий наступает пора… – сказал с улыбкой сержант Джураев. − (28)Граната метать уме­ ешь? − он ободряюще подмигнул мне. − (29)Пусть подходят близко!   (30)Целясь, он прижался смуглой щекой к гранатомёту, улёгся поудобней. (31)Я ещё подумал: вот так, наверное, все морские пехотинцы, скрывшиеся в складках земной поверхности, исправно и по­хо­ зяйски приготовились к тяжёлой, но необходимой работе. (32)А кругом уже ревели моторы, тяжко гро­ хотали гусеницы. (33)Казалось, весь мир заполнился железным воем и скрежетом. (34)Подняв голову, я увидел танк совсем близко − прёт прямо на нас. (35)Его тень, длинная и уродливая, покачиваясь, легла на соседние кусты.  (36)Когда оглянулся, стальная махина уже проскочила линию окопов, а Садык Джураев, стоя, бро­ сал ей вслед свои учебные гранаты. (37)Поглядев на него, я вспомнил про те, что были у меня… (38)«Противник» ещё не раз пытался опрокинуть нас в море, заткнуть за пояс, но морские пехотин­ цы, выполняя важные учебные задания, стойко держались и даже медленно вклинивались в оборону «врага». (39)В полдень десантники штурмом взяли важную высоту и закрепились на ней. (40)А у меня на душе было скверно. (41)Скверно оттого, что мы всего за несколько часов огнём и железом исковер­ кали большой участок земли. (42)Цветы и траву превратили в пепел. (43)Землю исполосовали гусенич­ ными траками…  (44)Я с детства люблю землю. (45)Может, потому, что в деревне вырос и земля всегда виделась мне такой доброй и щедрой, что её нельзя не лелеять и не беречь. (46)Деревушка наша, где я жил с ро­ дителями, утопала в садах и зелени. (47)А рядом, за нашим маленьким домом, что стоял на самой окра­ ине, начиналось великое поле хлебов. (48)Как для младенца мила колыбельная песня матери, так мил и дорог мне звон спелых колосьев, стук кузнечика в скошенной ржи, сладок запах весеннего пара над вспаханной нивой.  (49)А тут на моих глазах лысела, выгорала, трескалась земля. (50)Мне трудно было совместить во­ едино чувство жалости к вечной природе и понимание той крайней необходимости, которая обязывает нас, людей, учиться военному делу… (По Б. Волохову*)  *Б. Волохов – автор рассказа «А море шумит…», вошедшего в литературно­художественный мор­ ской сборник «Океан». Система оценивания заданий 1­20 0­10 баллов – 2          11­13 баллов – 3               14­17 баллов – 4               Более 18 баллов – 5 Система оценивания части 2: 1­2 балла – 2                 3 балла – 3                  4балла – 4                           5 баллов ­ 5Пояснение. Основные проблемы: 1. Проблема неблаготворного воздействия человека на природу. (В чём заключается небла- готворное воздействие человека на природу?) 2. Проблема противоречия между деятельностью человека и стремлеием сохранить окру- жающую среду. (Как можно совместить любовь к природе и необходимость деятельности, кото- рая негативно воздейстует на окружающий мир?) 3. Проблема любви человека к природе. (В чём проявляется любовь человека к природе?) 4. Проблема роли природы в жизни человека. (Какую роль играет природа в жизни челове- ка? Как нужно относиться к природе, к земле?) Позиция автора: 1. Человек в процессе своей деятельности часто не принимает во внимание, насколько её 2. К сожалению, порой необходимая для человека деятельность заставляет его причинять 3. Человек, который с детства любит природу (и тонко чувствует её), очень тяжело пережи- 4. Природа – «колыбель» человечества: она взращивает человека, кормит, украшает его результаты могут быть разрушительными для природы. природе невосполнимый вред. вает, когда природе наносят вред. жизнь, развивает чувство прекрасного, защищает. Её необходимо беречь.