Контрольная работа для класса базового уровня подготовки
Контрольная работа №5. Вариант «Отличный»
Задание 1. Укажите ошибочное суждение. (1балл)
1)В слове ПОЧУВСТВОВАЛ есть непроизносимый согласный.
2) В слове ПЕЧЬ буква Ь обозначает мягкость согласного [ч].
3) В слове ПОЕЖИВАЯСЬ звуков больше, чем букв.
4)В слове ПОХОЖ последний звук [ш]
Задание 2. Укажите ошибочное суждение. (1балл)
1)
2)
3)
4)
Задание 3. Укажите ошибочное суждение. (1балл)
1)
2)
3)
4)
Задание 4. Укажите ошибочное суждение. (1балл)
В слове ЯКОРЬ одинаковое количество букв и звуков.
В слове НЕЗАМЕТНОГО нет звука [г].
В слове ЦЫПОЧКАХ все согласные звуки твёрдые.
В слове НЕПРИЯТНО буква Я обозначает два звука.
В слове ПРОИСШЕСТВИЕ есть непроизносимый согласный.
В слове ВПЕЧАТЛЕНИЮ нет звука [а].
В слове ПОКРОВИТЕЛЬСТВОВАТЬ звуков меньше, чем букв
В слове СБЕЖАЛАСЬ нет озвончения согласного звука.
В слове КРУГ нет звука [г].
В слове СОВЕСТНО есть непроизносимый согласный.
В слове ПРИВЛЕЧЬ букв больше, чем звуков
В слове ВЫХОДКОЙ три звонких звука.
1)
2)
3)
4)
Задание 5. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постанов
ке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук. Выпишите это слово. (1балл)
плЕсневеть танцовщИца экспЕртный костюмировАть
Задание 6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постанов
ке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук. Выпишите это слово. (1балл)
бАрмен вероисповЕдание газопрОвод квартАл
Задание 7. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постанов
ке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук. Выпишите это слово. (1балл)
дозвонИшься кОклюш нанЯвшийся шампУр
Задание 8. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постанов
ке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук. Выпишите это слово. (1балл)
благовЕст дремОта донЕльзя красИвее
Задание 9. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. (1б.)
прин..мать оз..рничать обж..гать непром..каемый сож..леть
Задание 10. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. (1б.)
стаб..лизация пров.. кация несг...раемый пол..гать зам..реть (от неожиданности).
Задание 11. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. (1б.)
комп..нент к..нвоировать неиспр..вимый крок..дил заб..раться
Задание 12. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпи
шите это слово, вставив пропущенную букву. (1б)
к..лендарный скв..зняк прик..снуться напр…вление г..реватьЗадание 13. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Вы
пишите эти слова, вставив пропущенную букву. (1 балл)
контр..удар, транс..европейский; пр..небрежение, пр..скорбное;
н..кинутый, пр..родина; об..грать, сверх..нициативный;
не..гораемый, ра..говор.
Задание 14. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Вы
пишите эти слова, вставив пропущенную букву. (1 балл)
пр..глушить, пр..дставить и..гнать, не..гораемый;
пред..нфарктный, меж..гровой; непр..будный, в..скликнуть;
о..биться, по..крадываться.
Задание 15. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Вы
пишите эти слова, вставив пропущенную букву. (1 балл)
бе..защитный, во..произведение; пр..близить, пр..чуда;
пред..явить, безбар..ерный; н..мерение, вз..браться;
на..стройка, о..бросить
Задание 16. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Вы
пишите эти слова, вставив пропущенную букву. (1 балл)
о..жать, на..треснутый; от..скать, пост..ндустриальный;
пр..стыдить, пр..града; и..колесить, ра..ценки;
из..явить, бар..ер.
Задание 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в пред
ложении должны стоять запятые. (1 балл)
Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (3) мы любовались (4)
представляла безбрежный зеленый океан.
Задание 19. Запишите транскрипцию слова (2 балла – 0 ош., 1 балл – 1 ош.)
течение
Задание 20. Разделите слово на слоги в соответствии с теорией слогоделения (не для
переноса), дайте характеристику каждого слога с точки зрения прикрытости – закрытости
(2 балла – 0 ош., 1 балл – 1 ош.)
оговорка
Сформулируйте проблему (1 балл), комментарий(3 балла) и позицию автора(1
балл ) по предложенному тексту. (5 баллов)
2 часть
(1)Шли большие военные учения, и мы, моряки, тоже в них участвовали. (2)Ещё засветло позапро
шлым вечером мы погрузили на корабли прибывших накануне десантников и вышли в море, чтобы до
ставить их в назначенное командованием место. (3)Когда покидали базу, погода была сносная, а потом
испортилась. (4)Налетел ветер, пригнал громадную тучу, хлынул проливной дождь.
(5)Когда мы уже высадились на берег, радист, с которым мы вместе добирались с корабля, обра
тился ко мне:
− (6)Слушай, Михаил! (7)Оставайся здесь с гранатомётчиками, а я махну искать комбата. (8)Эй,
Джураев, приюти у себя моряка!
(9)Только теперь я разглядел лежащего неподалёку сержанта с гранатомётом в руках. (10)Он обер
нулся ко мне.
− (11)Граната мой бери, помогать будешь танк бить. (12)Лопата свой бери − окоп тебе делай. (13)Я
помогать буду.
(14)Сержант дал мне две гранаты и, перевалившись на бок, ловко заработал малой лопатой. (15)Я
тоже для виду ковырял землю, с тоской поглядывая в сторону берега. (16)Там светлел горизонт.
(17)Чуть заметная слабенькая белая полоска отделяла небо от моря. (18)А море и небо были ещё
тёмносерыми, почти чёрными. (19)Прошло несколько минут, и небо стало сначала вишнёвокрасным,
потом алым, потом золотым. (20)Ярко очертились контуры облаков. (21)Но море ещё оставалось тёмно
серым. (22)Потом появилась красная ниточка, она росла, превращалась в огненную горбушку, и вдруг
изпод тучи необъятным пламенем вырвались лучи. (23)Всё сразу кругом ожило, небо стало голубым,
море − зелёным.(24)Странно както всё устроено в природе: недавно лил дождь, небо было запятнано тучами, и
вдруг всё кудато исчезло. (25)Природа любит целесообразность и всё уравновешивает по своим зако
нам. (26)А человек?..
− (27)Горячий наступает пора… – сказал с улыбкой сержант Джураев. − (28)Граната метать уме
ешь? − он ободряюще подмигнул мне. − (29)Пусть подходят близко!
(30)Целясь, он прижался смуглой щекой к гранатомёту, улёгся поудобней. (31)Я ещё подумал: вот
так, наверное, все морские пехотинцы, скрывшиеся в складках земной поверхности, исправно и похо
зяйски приготовились к тяжёлой, но необходимой работе. (32)А кругом уже ревели моторы, тяжко гро
хотали гусеницы. (33)Казалось, весь мир заполнился железным воем и скрежетом. (34)Подняв голову, я
увидел танк совсем близко − прёт прямо на нас. (35)Его тень, длинная и уродливая, покачиваясь, легла
на соседние кусты.
(36)Когда оглянулся, стальная махина уже проскочила линию окопов, а Садык Джураев, стоя, бро
сал ей вслед свои учебные гранаты. (37)Поглядев на него, я вспомнил про те, что были у меня…
(38)«Противник» ещё не раз пытался опрокинуть нас в море, заткнуть за пояс, но морские пехотин
цы, выполняя важные учебные задания, стойко держались и даже медленно вклинивались в оборону
«врага». (39)В полдень десантники штурмом взяли важную высоту и закрепились на ней. (40)А у меня
на душе было скверно. (41)Скверно оттого, что мы всего за несколько часов огнём и железом исковер
кали большой участок земли. (42)Цветы и траву превратили в пепел. (43)Землю исполосовали гусенич
ными траками…
(44)Я с детства люблю землю. (45)Может, потому, что в деревне вырос и земля всегда виделась
мне такой доброй и щедрой, что её нельзя не лелеять и не беречь. (46)Деревушка наша, где я жил с ро
дителями, утопала в садах и зелени. (47)А рядом, за нашим маленьким домом, что стоял на самой окра
ине, начиналось великое поле хлебов. (48)Как для младенца мила колыбельная песня матери, так мил и
дорог мне звон спелых колосьев, стук кузнечика в скошенной ржи, сладок запах весеннего пара над
вспаханной нивой.
(49)А тут на моих глазах лысела, выгорала, трескалась земля. (50)Мне трудно было совместить во
едино чувство жалости к вечной природе и понимание той крайней необходимости, которая обязывает
нас, людей, учиться военному делу…
(По Б. Волохову*)
*Б. Волохов – автор рассказа «А море шумит…», вошедшего в литературнохудожественный мор
ской сборник «Океан».
Система оценивания заданий 120
010 баллов – 2 1113 баллов – 3 1417 баллов – 4 Более 18
баллов – 5
Система оценивания части 2:
12 балла – 2 3 балла – 3 4балла – 4 5 баллов 5Пояснение.
Основные проблемы:
1. Проблема неблаготворного воздействия человека на природу. (В чём заключается небла-
готворное воздействие человека на природу?)
2. Проблема противоречия между деятельностью человека и стремлеием сохранить окру-
жающую среду. (Как можно совместить любовь к природе и необходимость деятельности, кото-
рая негативно воздейстует на окружающий мир?)
3. Проблема любви человека к природе. (В чём проявляется любовь человека к природе?)
4. Проблема роли природы в жизни человека. (Какую роль играет природа в жизни челове-
ка? Как нужно относиться к природе, к земле?)
Позиция автора:
1. Человек в процессе своей деятельности часто не принимает во внимание, насколько её
2. К сожалению, порой необходимая для человека деятельность заставляет его причинять
3. Человек, который с детства любит природу (и тонко чувствует её), очень тяжело пережи-
4. Природа – «колыбель» человечества: она взращивает человека, кормит, украшает его
результаты могут быть разрушительными для природы.
природе невосполнимый вред.
вает, когда природе наносят вред.
жизнь, развивает чувство прекрасного, защищает. Её необходимо беречь.