Русский язык. 10 класс. Контрольная работа по блоку №5 (учебник И.В.Гусаровой)

  • Контроль знаний
  • docx
  • 20.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Контрольная работа для класса профильного уровня подготовки
Иконка файла материала КР №5 профиль.docx
Контрольная работа №5. Вариант «Отличный» 1 часть. Тест. Задание 1. Укажите ошибочное суждение. (1балл) 1)В слове ПОЧУВСТВОВАЛ есть непроизносимый согласный. 2) В слове ПЕЧЬ буква Ь обозначает мягкость согласного [ч]. 3) В слове ПОЕЖИВАЯСЬ звуков больше, чем букв. 4)В слове ПОХОЖ последний звук [ш] Задание 2. Укажите ошибочное суждение. (1балл) 1) 2) 3) 4) Задание 3. Укажите ошибочное суждение. (1балл) 1) 2) 3) 4) Задание 4. Укажите ошибочное суждение. (1балл) В слове ЯКОРЬ одинаковое количество букв и звуков. В слове НЕЗАМЕТНОГО нет звука [г]. В слове ЦЫПОЧКАХ все согласные звуки твёрдые. В слове НЕПРИЯТНО буква Я обозначает два звука. В слове ПРОИСШЕСТВИЕ есть непроизносимый согласный. В слове ВПЕЧАТЛЕНИЮ нет звука [а]. В слове ПОКРОВИТЕЛЬСТВОВАТЬ звуков меньше, чем букв В слове СБЕЖАЛАСЬ нет озвончения согласного звука. В слове КРУГ нет звука [г]. В слове СОВЕСТНО есть непроизносимый согласный. В слове ПРИВЛЕЧЬ букв больше, чем звуков В слове ВЫХОДКОЙ три звонких звука. 1) 2) 3) 4) Задание 5. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постанов­    ке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный      звук. Выпишите это слово. (1балл) плЕсневеть               танцовщИца           экспЕртный           костюмировАть Задание 6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постанов­    ке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный      звук. Выпишите это слово. (1балл) бАрмен                 вероисповЕдание                газопрОвод             квартАл   Задание 7. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постанов­    ке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный      звук. Выпишите это слово. (1балл) дозвонИшься         кОклюш               нанЯвшийся      шампУр Задание 8. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постанов­    ке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный      звук. Выпишите это слово. (1балл) благовЕст                    дремОта               донЕльзя                красИвее Задание  9. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. (1б.)  прин..мать               оз..рничать                 обж..гать                 непром..каемый                       сож..леть Задание  10.   Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. (1б.)  стаб..лизация       пров.. кация         несг...раемый          пол..гать    зам..реть (от неожиданности). Задание  11.   Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. (1б.) комп..нент         к..нвоировать     неиспр..вимый         крок..дил     заб..раться Задание 12. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся  гласная корня. Выпи­ шите это слово, вставив пропущенную букву. (1б)  к..лендарный        скв..зняк            прик..снуться             напр…вление       г..реватьЗадание 13. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Вы­ пишите эти слова, вставив пропущенную букву. (1 балл)  контр..удар, транс..европейский;             пр..небрежение, пр..скорбное; н..кинутый, пр..родина;                            об..грать, сверх..нициативный; не..гораемый, ра..говор. Задание 14. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Вы­ пишите эти слова, вставив пропущенную букву. (1 балл)  пр..глушить, пр..дставить                         и..гнать, не..гораемый; пред..нфарктный, меж..гровой;                 непр..будный, в..скликнуть; о..биться, по..крадываться. Задание 15. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Вы­ пишите эти слова, вставив пропущенную букву. (1 балл)  бе..защитный, во..произведение;               пр..близить, пр..чуда; пред..явить, безбар..ерный;                        н..мерение, вз..браться; на..стройка, о..бросить Задание 16. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Вы­ пишите эти слова, вставив пропущенную букву. (1 балл)  о..жать, на..треснутый;                              от..скать, пост..ндустриальный; пр..стыдить, пр..града;                               и..колесить, ра..ценки; из..явить, бар..ер. Задание 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в пред­ ложении должны стоять запятые. (1 балл)  Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (3) мы любовались (4) представляла безбрежный зеленый океан. Задание 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предло­ жении должны стоять запятые. (1 балл) Человек высокого роста (1) при одном появлении (2) которого (3) люди почтительно замолкали (4) прошёл к столу и заговорил. Задание 19. Запишите транскрипцию слова (1 балл )                оторвавшийся Задание 20. Разделите слово из задания 19 на слоги в соответствии с теорией слогоделения (не для переноса), дайте характеристику каждого слога с точки зрения прикрытости – закрытости (1 балл) 2 часть. Сочинение. Сформулируйте  проблему   (1  балл), комментарий(3  балла) и  позицию  автора(1 балл ) по предложенному тексту. (5 баллов) (1)Шли большие военные учения, и мы, моряки, тоже в них участвовали. (2)Ещё засветло позапро­ шлым вечером мы погрузили на корабли прибывших накануне десантников и вышли в море, чтобы до­ ставить их в назначенное командованием место. (3)Когда покидали базу, погода была сносная, а потом испортилась. (4)Налетел ветер, пригнал громадную тучу, хлынул проливной дождь.  (5)Когда мы уже высадились на берег, радист, с которым мы вместе добирались с корабля, обра­ тился ко мне: − (6)Слушай, Михаил! (7)Оставайся здесь с гранатомётчиками, а я махну искать комбата. (8)Эй, Джураев, приюти у себя моряка!  (9)Только теперь я разглядел лежащего неподалёку сержанта с гранатомётом в руках. (10)Он обер­ нулся ко мне. − (11)Граната мой бери, помогать будешь танк бить. (12)Лопата свой бери − окоп тебе делай. (13)Я помогать буду.  (14)Сержант дал мне две гранаты и, перевалившись на бок, ловко заработал малой лопатой. (15)Я тоже   для   виду   ковырял   землю,   с   тоской   поглядывая   в   сторону   берега.   (16)Там   светлел   горизонт.(17)Чуть заметная слабенькая белая полоска отделяла небо от моря. (18)А море и небо были ещё тёмно­серыми, почти чёрными. (19)Прошло несколько минут, и небо стало сначала вишнёво­красным, потом алым, потом золотым. (20)Ярко очертились контуры облаков. (21)Но море ещё оставалось тёмно серым. (22)Потом появилась красная ниточка, она росла, превращалась в огненную горбушку, и вдруг из­под тучи необъятным пламенем вырвались лучи. (23)Всё сразу кругом ожило, небо стало голубым, море − зелёным.  (24)Странно как­то всё устроено в природе: недавно лил дождь, небо было запятнано тучами, и вдруг всё куда­то исчезло. (25)Природа любит целесообразность и всё уравновешивает по своим зако­ нам. (26)А человек?.. − (27)Горячий наступает пора… – сказал с улыбкой сержант Джураев. − (28)Граната метать уме­ ешь? − он ободряюще подмигнул мне. − (29)Пусть подходят близко!   (30)Целясь, он прижался смуглой щекой к гранатомёту, улёгся поудобней. (31)Я ещё подумал: вот так, наверное, все морские пехотинцы, скрывшиеся в складках земной поверхности, исправно и по­хо­ зяйски приготовились к тяжёлой, но необходимой работе. (32)А кругом уже ревели моторы, тяжко гро­ хотали гусеницы. (33)Казалось, весь мир заполнился железным воем и скрежетом. (34)Подняв голову, я увидел танк совсем близко − прёт прямо на нас. (35)Его тень, длинная и уродливая, покачиваясь, легла на соседние кусты.  (36)Когда оглянулся, стальная махина уже проскочила линию окопов, а Садык Джураев, стоя, бро­ сал ей вслед свои учебные гранаты. (37)Поглядев на него, я вспомнил про те, что были у меня… (38)«Противник» ещё не раз пытался опрокинуть нас в море, заткнуть за пояс, но морские пехотин­ цы, выполняя важные учебные задания, стойко держались и даже медленно вклинивались в оборону «врага». (39)В полдень десантники штурмом взяли важную высоту и закрепились на ней. (40)А у меня на душе было скверно. (41)Скверно оттого, что мы всего за несколько часов огнём и железом исковер­ кали большой участок земли. (42)Цветы и траву превратили в пепел. (43)Землю исполосовали гусенич­ ными траками…  (44)Я с детства люблю землю. (45)Может, потому, что в деревне вырос и земля всегда виделась мне такой доброй и щедрой, что её нельзя не лелеять и не беречь. (46)Деревушка наша, где я жил с ро­ дителями, утопала в садах и зелени. (47)А рядом, за нашим маленьким домом, что стоял на самой окра­ ине, начиналось великое поле хлебов. (48)Как для младенца мила колыбельная песня матери, так мил и дорог мне звон спелых колосьев, стук кузнечика в скошенной ржи, сладок запах весеннего пара над вспаханной нивой.  (49)А тут на моих глазах лысела, выгорала, трескалась земля. (50)Мне трудно было совместить во­ едино чувство жалости к вечной природе и понимание той крайней необходимости, которая обязывает нас, людей, учиться военному делу… (По Б. Волохову*)  *Б. Волохов – автор рассказа «А море шумит…», вошедшего в литературно­художественный мор­ ской сборник «Океан». Система оценивания. Менее 13 ­ 2 13­16 – 3 17­20 – 4 Более 20 – 5Контрольная работа №5. Вариант «Чудесный» 1 часть. Тест. Задание 1. Укажите ошибочное суждение. (1балл) 1) В слове (на) НЕЁ два мягких согласных звука 2) В слове НИЧУТЬ все согласные звуки мягкие 3) В слове ЗНАЕШЬ звуков меньше, чем букв 4) В слове БУДЕШЬ букв больше, чем звуков. Задание 2. Укажите ошибочное суждение. (1балл) 1) 2) 3) 4) В слове РЕДКО два глухих согласных звука В слове ОБЛАСТНОЙ есть непроизносимая согласная В слове РАНЬШЕ один мягкий согласный В слове БОЮСЬ букв больше, чем звуков. Задание 3. Укажите ошибочное суждение. (1балл) 1) 2) 3) 4) В слове НОРВЕЖСКИЙ происходит оглушение согласного В слове ОБЪЯВИТ звуков столько же, сколько букв. В  слове КОПЕЙКИ все согласные звуки глухие В слове МЕДЬЮ буква Ю обозначает два звука. Задание 4. Укажите ошибочное суждение. (1балл) 1) 2) 3) 4) Задание 5. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕ­ В слове ШЁЛ первый звук твердый В слове ПОДКОЛОТ только один звонкий согласный В слове ЕМУ звуков больше, чем букв В слове РУКАВ последний звук звонкий. ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. (1балл) асиммЕтрия                  бряцАние                  диспансЕр                       закУпорить Задание 6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕ­ ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. (1балл) ветеринАрия                    запломбировАть      кОжух                          митингОвый Задание 7. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕ­ ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. (1балл) освЕдомить                          облЕгчить                   откупщИк                    каучУк Задание 8. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕ­ ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный  звук. Выпишите это слово. (1балл) дОданный                    партЕр                 ходатАйство                 Экскурс Задание 9. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. (1 балл)  в..жатый (в детском лагере)                р..гулировать        пон..мание         р..зультат          р..синкаЗадание 10. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. (1 балл)  компр..мисс       соприк..снувшись         благораспол..жение           кал..рийный          приг..рать Задание 11. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. (1 балл)  инв..нтарь             разв..вающийся (флаг)          бр..дить (по лесу)         соед..нение         пост..лить Задание 12. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. (1 балл)  ст..клянный          спл..титься             сенок..силка               выч..тание             в..личие Задание 13. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпи­ шите эти слова, вставив пропущенную букву. (1 балл)  и..брать, не..гибаемый                      непр..ступный, пр..кращение п..догреть, пр..образ                          пр..мкнуть, пр..клонный по..бросить, о..пилить Задание 14. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпи­ шите эти слова, вставив пропущенную букву. (1 балл)  пр..землиться, пр..звание;                  не..тмеченный, з..щищенный; во..хождение, бе..думный;                  обез..яна, раз..ярённый; от..менной, пед..нститут. Задание 15.  Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпи­ шите эти слова, вставив пропущенную букву. (1 балл)  без..дейный, фин..спектор;                                 и..коверкать, бе..жизненный; меж..языковой, п..еса;                                          пр..образовать, пр..слушиваться; д..бела, не..тснятый (кадр). Задание 16. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпи­ шите эти слова, вставив пропущенную букву. (1 балл)  под..езд, зав..южило;                                             ра..пахнутый, чре..мерный; на..грывать, ра..ыскать;                                         пр..сытиться, пр..ручить; над..рвать, от..слать. Задание 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложе­ нии должны стоять запятые. (1 балл)  Первым этапом деловых бесед или переговоров (1) может быть ознакомительная встреча (2) в про­ цессе (3) которой (4) уточняется предмет переговоров и решаются организационные вопросы.  Задание 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложе­ нии должны стоять запятые. (1 балл) Тренер распределил участников соревнований в команды (1) каждая (2) из которых (3) включала пять человек (4) и ещё раз напомнил правила игры. Задание 19. Запишите транскрипцию слова (1 балл ) Съеденную Задание 20. Разделите слово из задания 19 на слоги в соответствии с теорией слогоделения (не для переноса), дайте характеристику каждого слога с точки зрения прикрытости – закрытости  (1 балл) Сформулируйте   проблему   (1   балл),   комментарий(3   балла)   и   позицию   автора(1   балл   )   по 2 часть. Сочинение. предложенному тексту. (5 баллов) (1)Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах,   а   о   счастье   человечества.   (2)Подростком   я   видел   первые   петли   французского   лётчика   Пегу. (3)Старшие говорили: «Гордись − человек летает, как птица!» (4)Много лет спустя я увидел «Юнкерсов» над Мадридом, над Парижем, над Москвой…(5)Машина может быть добром и злом. (6)Гитлер обратил машину в орудие уничтожения. (7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. (9)Люди с радостью думали: мы поедем в автомобиле за город. (10)Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки.  (11)Но однажды настало время проверки. (12)Вначале немцы торжествовали. (13)Их танки исколе­ сили   всю   Европу.   (14)Гусеницы   раздавили   Францию   и   оставили   борозды   на   полях   древней   Эллады. (15)«Юнкерсы» искалечили, казалось бы, неприступный Лондон. (16)И немцы послали свои машины на Россию − к горам Кавказа, к рекам Сибири. (17)Здесь­то приключилась заминка: машины не сломили воли человека. (18)Есть в войне много горя, много разрушений, война − не дорога прогресса, война − страшное испытание. (19)Но есть в войне и нечто высокое: она даёт людям мудрость. (20)Эта война принесла чело­ вечеству великий урок: реванш человека.  (21)Сердце   бойца   гитлеровцы   пытались   подменить   мотором,   солдатскую   выдержку   −   бронёй. (22)Однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа.  (23)…Батарея старшего лейтенанта Быкова отбила танковую атаку. (24)Огибая берёзовую рощу, пятьдесят танков надвигались на наши боевые порядки. (25)«Не пропустить!» − была команда Быкова. (26)Уже раненный, этот человек оставался на посту. (27)А после на поле боя чернели остатки двадцати шести немецких танков. (28)По замыслу немцев, эти танки должны были дойти до Индии. (29)Но они по­ гибли. (30)У берёзовой рощи…  (31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили два­ дцать три танка. (33)Моряк Тимохин сжёг шесть танков.  (34)А Севастополь? (35)Эпическая оборона этого города была торжеством человеческой отваги, когда небольшой, слабый гарнизон, без аэродромов, почти без танков, двести пятьдесят дней отражал атаки мощных вражеских дивизий и техники.  (36)Да, немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осино­ вый лист Европа. (37)Но им преградили путь люди. (38)Конечно, у нас были превосходные противотанко­ вые   орудия.   (39)Конечно,   наши   бойцы   справедливо   зовут   бронебойное   ружьё   Симонова   «золотым ружьём». (40)Но как забыть об обычной гранате в руке бесстрашного бойца, которой враг страшился не меньше крупного снаряда? (41)Как забыть о могучем, полном отваги сердце воина? (По И. Г. Эренбургу*)   Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967) – русский прозаик, поэт, переводчик с французского и ис­ панского языков, публицист, фотограф и общественный деятель. Система оценивания. Менее 13 ­ 2 13­16 – 3 17­20 – 4 Более 20 – 5Ответы Вариант «Отличный» 1.2 2.3 3.4. 4.4 5.танцОвщица 6.газопровОд 7.коклЮш 8.блАговест 9.озорничать 10.стабилизация 11.неисправимый 12. прикоснуться 13.накинутый, прародина 14.непробудный, воскликнуть 15.приблизить, причуда 16.исколесить, расценки 17.14 18.14 19.атарвафшыйс´а 20. а­та­рва­фшый­ся  Неприкр.­откр.    –     прикр.­откр.    –      прикр.­закр.   –    прикр.­откр. или а­тар­ваф­шый­ся Неприкр.­откр   ­  прикр.­закр.   ­     прикр.­закр.     ­     прикр.­откр. (открытый слог может называться незакрытым) 21. Основные проблемы: 1. Проблема неблаготворного воздействия человека на природу. (В чём за­ ключается неблаготворное воздействие человека на природу?)2. Проблема противоречия между деятельностью человека и стремлением сохранить окружающую среду. (Как можно совместить любовь к природе и необходимость деятельности, которая негативно воздействует на окружаю­ щий мир?) 3. Проблема любви человека к природе. (В чём проявляется любовь чело­ века к природе?) 4. Проблема роли природы в жизни человека. (Какую роль играет природа в жизни человека? Как нужно относиться к природе, к земле?)   Позиция автора: 1. Человек в процессе своей деятельности часто не принимает во внима­ ние, насколько её результаты могут быть разрушительными для природы. 2. К сожалению, порой необходимая для человека деятельность заставляет его причинять природе невосполнимый вред. 3. Человек, который с детства любит природу (и тонко чувствует её), очень тяжело переживает, когда природе наносят вред. 4. Природа – «колыбель» человечества: она взращивает человека, кормит, украшает его жизнь, развивает чувство прекрасного, защищает. Её необходи­ мо беречь.      Вариант «Чудесный» 1.3 2.4 3.3 4.4 5.асимметрИя 6.кожУх 7.облегчИть 8.ходАтайство 9.понимание 10.калорийный 11.постелить 12.величие 13.подогреть, прообраз 14.приземлиться, призвание 15.добела , неотснятый 16.надорвать, отослать 17.2 18.14                    _ 19.сй´эд´инуй´у 20. сй´э ­ д´и – ну ­ й´у прикр.­откр.    –      прикр.­откр.    ­    прикр.­откр.    ­   прикр.­откр. Или сй´э ­ д´ин ­ у ­ й´у прикр.­откр.    ­ прикр.­закр.    ­ неприкр.­откр.    –     прикр.­откр. 21.Основные проблемы:1. Проблема значимости человеческого духа в войне эпохи технического прогрес­ са. (Что сильнее: боевая машина или воинский дух? Может ли героизм воина, сила че­ ловеческого духа оказаться решающим фактором победы?) 2. Проблема роли нашей страны в Великой Отечественной войне. (Какую роль сыг­ рала наша страна во Второй мировой войне?) 3. Проблема негативных последствий технического прогресса. (Может ли техниче­ ский прогресс привести к негативным последствиям? Всегда ли новые изобретения в области техники приносят человечеству благо?) 4. Проблема осмысления уроков войны. (В чём заключается урок войны?)   Позиция автора: 1. Внутренняя сила человека, его отвага, стремление защитить свою Родину силь­ нее любого оружия. Победу нашей страны в Великой Отечественной войне принесли не столько отличное оружие и техника, сколько отвага бойцов. 2. Наша страна смогла остановить врага, перед технической мощью которого цепе­ нела вся Европа. Она доказала торжество человеческого духа, дала великий урок миро­ вой истории. 3. К сожалению, у технического прогресса, целью которого изначально является улучшение жизни людей, есть негативная сторона: изобретения могут быть использова­ ны как средство уничтожения людей.