Русский язык в играх.
Оценка 4.7

Русский язык в играх.

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
pdf
русский язык
5 кл—11 кл
07.03.2017
Русский язык в играх.
Учебное пособие предназначено для широкого круга читателей. Здесь собраны различные игровые задания:кроссворды, ребусы, шарады и многие другие.В пособие собран различный материал-это и ребусы,и шарады,кроссворды,которые можно проводить на уроках русского языка и на внеурочной деятельности.Задания способствуют речевой деятельности учащихся и развитию устной речи.Пособие по русскому языку
Русский язык в играх - Путилина Людмила Павловна.pdf


РУССКИЙ ЯЗЫК

В ИГРАХ

Акишина АА.

Русский язык в играх

Учебное пособие

Раздаточный материал

РУССКИЙ ЯЗЫК КУРСЫ

МОСКВА

201 1


УДК

ББК 81.2Pvc-96

АЗС)

Художник Е. Н. ФеДорченко

Акишина, АА.

АЗ9 Русский язык в играх: Учебное пособие (раздаточный материал) / АА. Акишина. м.: Русский язык. Курсы, 201 1. 88 с.

IsBN 978-5-88337-234-5

Учебное пособие рассчитано на самый широкий круг читателей: на всех, кто изучает русский язык как иностранный и как родной. Здесь собраны различные игровые задания: кроссворды, ребусы, шарады и многие другие. цель пособия помочь преподавателям, воспитателям и родителям сделать обучение русскому языку интересным и увлекательным.

Пособие состоит из двух книг. В первой книге представлено методическое описание игр и даны ключи к заданиям. Вторая книга содержит необходимый для игры раздаточный материал.

Предлагаемые в пособии игры можно использовать как на занятиях в аудитории, так и во внеаудиторное время. Задания способствуют активизации речевой деятельности учащихся и развитию устной речи.


њвгч 978-5-88337-234-5 © Издательство «Русский язык». Курсы, 20l I С) Акишина А.А., 201 I

Репродуцирование (воспроизведение) данного издания любым способом без договора с издательством запрещается.


СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1. ЛЕКСИКА

Получился человечек!

Как называются эти овощи? 2

Глаголы играют в прятки Что находится в комнате?

Что он(а) делает?

Что их объединяет?

Объедините слова!

Сколько месяцев в году?

Что это такое?

Общее — частное Кто больше? Эти сложные слова

Лишнее слово

С новосельем!

Чем они отличаются?

Что им понадобится?

В какие группы входят слова?

Назовите одним словом


Часть 2. ГРАММАТИКА Гадание по ромашке Что любит моя тётя?

Продолжите цепочку

Куда и зачем мы ходим?

Сколько фраз можно написать?

Не забыть бы нам купить Сколько здесь продуктов?

А что в чемодане?

Сломанные вещи

Не хватает только...

Много лет тому назад...

Соединим слова

Дедушка вспоминает.

Часть З. РАЗВИТИЕ РЕЧИ Угадайте, кто это?

Где работают люди?

    Какая это профессия?                

Дайте определение профес-

СИЯМ

Что они делают?

Какими предметами пользуются эти люди? Отгадайте, что это?

Что правильно?

Проверьте вашу память

Найдите отличия

4

Мышки-шалунишки Строим фразы

Давайте сравним!

Что на этой неделе будет делать Таня? Что больше? 2]

Увлечения

Почему испортилось настрое-

Строгий сторож

Как они отдыхали?

Любопытная Варвара

Собираемся в дорогу

Наташино воскресенье

Хозяйка комнаты

Как вы провели выходные?

Найдите разницу 2] Что забыл сделать Виктор?

Как мы говорим?

Скажите комплимент   2] Каков вопрос — таков ответ Как проехать?

На пляже   2] Где матрёшка?

Часть 4. ТРЕНИРОВКА ЧТЕНИЯ

Мы купили в магазине...

Составьте слова!

Ряды слов

Ряды словосочетаний

Пары фраз

Составьте предложения

Сдвинутый текст

Путаница

Что случилось ночью?

Поставьте в нужном порядке

Диалоги

Часть 5. ГРУППОВЫЕ ИГРЫ

Наши роли

Круг в круге

«Испорченный телефон»

«Снежный ком»

Больше и быстрее

Что он делает, или кто он?

Назовите профессии!

Слова берутся за руки

Отгадай

Фантазёры

Чудесные слова

Чудо-художники

Играем в рифмы

Синонимы — антонимы               2]

Буква за буквой Узнайте, о ком мы говорим!

Добейся цели!

Всё ли осталось по-прежнему? Чья цепочка длиннее? Какие фразеологизмы вы з н а ете ?

Викторина



H acTb 1

JIE I<CØI<A

ПОЛУЧИЛСЯ ЧЕЛОВЕЧЕК!

Впишите в клеточки названия частей человеческого тела. Вам поможет рисунок.


КАК НАЗЫВАЮТСЯ ЭТИ ОВОЩИ?

Впишите в клеточки названия овощей, изображённых на рисунке.


глмолы ИГРАЮТ в прятки

Найдите 10 спрятанных глаголов. Эти глаголы вписаны в клеточки по вертикали и горизонтали. Вам помогут рисунки.

ВИПППППДЕЕВ авдва=пппв ППППППВВИПП ПВВШИШППППП авв—пппппв

ппапаввшппп


НАХОДИТСЯ В КОМНАТЕ?


Расскажите по картинке об обстановке комнаты.

1. Назовите предметы, которые изображены на рисунке 1 . Образе ц: Это шкаф. Вот диван.

2. Скажите, где находится каждый предмет. Используйте предлоги на, между, под и другие.

Об разе ц: Это телефон. Он стоит на шкафу. Рядом с ним лежит расчёска.

З. Закройте рисунок 1 и внимательно рассмотрите рисунок 2. На нём изображена та же комната, но все вещи в ней переставлены. Подумайте и скажите, где они находились раньше.

ОН(А) ДЕЛАЕТ?

Угадайте, что делает человек?

Образец:  Он(а) играет на пианино.

г-пэ.»

ИХ ОБЪЕДИНЯЕТ?

Скажите, что объединяет эти предметы.

Об разе ц: Север, Юг, Запад, Восток— это части света.

100 — это

2. Кошка, обезьяна, лев

З. Автобус, грузовик, троллейбус

4.   Футболист, волейболист, хоккеист

5.   Лондон, Москва, Париж

б. Лук, картофель, морковь

играть

усердно

спать

стремительно

петь

прекрасно

бежать

внимательно

говорить

громко

слушать

крепко

читать

весело

4-76

в

7.        Яблоко, виноград, груша

8.        Врач, рабочий, учитель

9.        Роза, ромашка, гладиолус

10.    Чай, кофе, какао — это

ОБЪЕДИНИТЕ СЛОВА!

Составьте словосочетания, а затем придумайте с ними предложения.


Об разе ц: Он едет очень быстро.

ехатьточно работать       выразительно чертить       быстро


СКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ В ГОДУ?

• ,

Угадайте названия месяцев в следующих фразах. Образец: начинается на О. — Октябрь.

— конец года.

— меньше всего дней.

— начинается с дня юмора.


— летнее солнцестояние.

— последний месяц осени.

— назван по имени Юлия Цезаря.

— начинается учебный год в школах России.

— весеннее равноденствие.

— проводы лета.

— самое короткое название.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

 

 

Х

Х

Отметьте соответствие знаком Образец: Февраль— этогод


день месяц

1.   Кофе— этоместо 7. Яблоко — этодерево напитокфрукт едаовощ

2.   Кухня— ЭТОмебель      8. Стул— этомебель квартираОТДЫХ комнатакомната

З. Пять— ЭТОцвет             9. Универмаг— этоучреждение датамагазин числоодежда

4.   Ученик— ЭТОшкола      10. Трактор— этодорога человектранспорт учёбачеловек

5.   Огурец— этофрукт         11. Тюльпан — этоовощ овощ   фрукт травацветок

б. Зелёный — ЭТОвкус     12. Солёный — этоеда растениеформа цветвкус

15

ОБЩЕЕ ЧАСТНОЕ

Слова в левой и в правой колонке соотносятся как частное и общее. Соедините эти слова соответствующим образом.

хлебспортсмен столпрофессия футболист    еда

балет

посуда

архитектор

группа

класс

город

Португалия

шоу

кастрюля

здание

Москва

мебель

автобус

транспорт

дом

страна

КТО БОЛЬШЕ?

Продолжите цепочку. За 1 минуту постарайтесь вспомнить как можно больше слов, связанных с заданной темой.

Профессии:

парикмахер, учитель,

             Города:              Москва, Токио,

            Страны:             Россия, Италия,

             Цветы:                роза, гладиолус,

Художники:

Репин, Врубель,

            Писатели:         Толстой, Чехов,

ЭТИ СЛОЖНЫЕ СЛОВА

паро

+ ВОЗ

 

паровоз

Многие слова в русском языке состоят из двух частей. Соберите такие слова, соединив части столбиков. Образец:

УНИ ВФ

фильм

видео

сам

паро                                     зритель маг станция бус

воз фон фор троллей       ход электро  сос авто         слушатель магнито            пед велоси            лёт мото        роллер тепло           визор атомо молка кофе  варка

ЦИКЛ

5-76

ЛИШНЕЕ СЛОВО

1 . Из каждой группы слов исключите одно, тематически не подходящее.

Образец: 1. Корова, лошадь, овца, медведь (исключаем слово медведь: медведь — это не домашнее животное).

1. Корова

4. Бутылка

7. Конверт

10. Шкаф

Лошадь

Стакан

Телеграмма

Школа

Овца

Коробка

Деньги

Магазин

Рюмка

Марка

Ресторан

Свинья

Чашка

Посылка

Бар

2. Тетрадь

5. Шкаф

8. Аудитория

11. Укроп

Журнал

Ковёр

Студенты

Чай

Блокнот

Диван

Книги

Яблоко

 

Полки

Знамёна

Фрукты

Карандаш

Комод

Лекция

                  Овощи

З. Врач

6. Племянник

9. Портрет

12. Плыть

«Скорая помощь»

Сестра

Акварель

Бежать

Лекарство

Школьник

Кисть

Ходить

Троллейбус

Мать

Художник

Движение

Аптека

Бабушка

Краски

Лететь

2. Вычеркните из списка лишнее слово.

              1. Профессии               3. Вещи

 

5. Одежда

                 адвокат                        сумка

 

юбка

                      внучка                                  портфель

 

брюки

                      политик                               гулять

 

платье

                      спортсмен                           журнал

 

марка

                      журналист                          машина

 

рубаха

              2. Время                       4. Национальность

б. Семья

                      днём                                     фиалка

подруга

вчера  американец блокнот француз

бабушка

                      ночью                                   испанец

дочь

                      сегодня                                итальянка

сестра

С НОВОСЕЛЬЕМ!

Расставьте вещи в новом доме. Посмотрите на картинки и решите, что вы поместите в спальне, что в гостиной, что в кабинете, а что на кухне.

Спальня:

кровать,

.

ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ?

Подберите пары антонимов, используя прилагательные двух столбиков и пары существительных к ним.

Об ра з е ц: медленный шаг — быстрый бег

медленныйбольшойшаг и бег тихийширокиймуравей и слон маленькийсладкийночь и день горькийлёгкийлекарство и конфета тяжёлыйсветлыйшёпот и крик узкийвысокийкамень и шар тёмныйтвёрдыйручей и река мягкийбыстрыйкуст и дерево низкий громкий подушка и доска

ЧТО ИМ ПОНАДОБИТСЯ?

Эти люди собираются что-либо делать. Напишите, какие вещи могут им понадобиться.

Используйте слова из списка.

Об ра зе ц: Аня будет загорать. Ей надо взять крем для загара.

Аня будет загорать. Ей надо взять

Олег собирается сам делать ремонт в доме. Ему надо взять

Нина поедет с сыном на дачу. Ей надо взять

Пётр Петрович едет в горы со своими студентами. Ему надо взять

Игорь будет ловить рыбу. Ему надо взять

Лариса будет вышивать. Ей надо взять

удочка

гвозди

кисть

игрушки

зонт

канат

крем для загара

рулетка

купальник

компас

ведро

валенки

молоток

спички

детская коляска

сачок

клей

ножницы

иголка

рюкзак

обои

панама

нитки

тёмные очки

в КАКИЕ группы входят словра

Распределите слова по группам: еда, одежда, части тела, транспорт, местность, мебель, растения, обувь, письменные принадлежности, электроприборы, явления природы, виды спорта.


самолёт

мясо

голова

кресло

платье

брюки

грибы

пылесос

туфли

равнина

карандаш

диван

кровать

пальто

полки

река

гора

уши

футбол

ботинки

дерево

куст

снег

трамвай

ручка

хлеб

блокнот

плавание

трава

ветер

гольф

дождь

шкаф

фен

велосипед

тетрадь

боулинг

цветок

озеро

 

сапоги

 

шапка

костюм

холм

мотоцикл

машина

пальцы

туман

бокс

молоко

утюг

ластик

рис

кроссовки

Части тела:

вчера, завтра,

6-76                                                                                                                                                                                                                                                                                                             2 1


НАЗОВИТЕ ОДНИМ СЛОВОМ

1.  Как называют человека, который... ?

      Об разец: Ведёт машину                 водитель, шофёр.

1.    Идёт пешком

2.    Водит поезд

З. Управляет самолётом

4.   Водит мотоцикл

5.   Едет на велосипеде

б. Едет вместе с кем-либо в одном поезде

7.        Живёт рядом

8.        Работает вместе с кем-либо в одном учреждении

9.        Приходит на приём в учреждение

10.   Приходит за покупками в магазин

1 1. Приходит в поликлинику, чтобы лечиться

12.   Приходит постричься в парикмахерскую

13.   Просит о помощи

14.   Оказывает помощь

2.  Как называют людей, если у них... ?

    Образец: Одинаковое имя       — тёзки.

1.    Одинаковая фамИЛИЯ — Ы

2.    Одинаковый возраст —

3.    Одно и то же место жительства

4.    Один и тот же класс в школе

5.    Один и тот же курс в вузе

Часть 2

ГРАММАТИКА


ГАДАНИЕ ПО РОМАШКЕ

Из существительных, написанных на лепестках ромашки, выберите подходящие по смыслу и поставьте их в правильную форму. Составьте предложения по образцу. Об разе ц: видеть (кого? что?) — Я вижу девушку, друга, сестру, маму, дом, цветок, Москву, картину.

смотреть (на кого? на что?) ехать (куда? к кому?) находиться (где? У кого?) любоваться (кем? чем?) читать (о ком? 0 чём?)

ЧТО ЛЮБИТ МОЯ ТЕТЯ?

Просмотрите списки, которые составила моя тётя. Скажите, что она любит и что ей не нравится. Используйте слова любить, нравиться, ненавидеть, предпочитать.

О б р а з е ц: Она любит сыр, но не любит мяса. Ей нравится сыр и не нравится мясо.

сыр

мясо

кофе

чай

шахматы яблок;

карты

классическая муз

лёгкая музы а

книги

газёть

обоЩи

грибы

молоко

масло хлеб

платья

юбки


ПРОДОЛЖИТЕ ЦЕПОЧКУ

Подберите как можно больше существительных к заданным глаголам и составьте предложения.

       Образец: писать         Я пишу ручкой, карандашом, фломастером.

 

Включать:

 

Носить:

Есть:

 

Играть:

 

Читать:

 

Стирать:

Водить:

 

Мыть:

Пить:

 

Ходить:

 

Смотреть:

 

Слушать:

ИОДА И ЗАЧЕМ МЫ ходим?

В одной фразе передайте, куда и зачем ходят люди.

О б р а з е ц: Люди ходят в банк получать деньги. Я иду в банк, чтобы получить деньги.


банк   плавать отправлять/отправить посылку почта покупать/купить продукты театр    смотреть/посмотреть фильм кинотеатр    получать/получить деньги

вокзал

заниматься/заняться спортом

музей

смотреть/посмотреть спектакль

магазин

гулять/погулять

аптека

брать/взять книгу

парк

садиться/сесть на поезд

стадион

покупать/купить лекарство

бассейн

смотреть/посмотреть картины

школа

обедать/пообедать

ресторан

учиться/научиться

7-76

25

 СКОЛЬКО ФРАЗ МОЖНО НАПИСАТЬ?

Рассмотрите предметы, которые находятся в каждой из комнат. Скажите, что и в какой комнате можно делать. Напишите свои фразы. Используйте глаголы: смотреть, играть, читать, писать, слушать, мыть, чистить, принимать (душ, гостей), есть, пить, спать, работать.

О б р а з е ц: Я (компьютер) — Можно работать на компьютере в кабинете. Я работаю на компьютере в кабинете.

1.    Я (книга, кресло)

2.    Он (душ, ванная)

3.    Ты (еда, кухня)

4.    мы (чай,

5.    Вы (ручка, стол)

б. Они (щётка, зубы, ванная)

7. Они (кровать, спальня)

НЕ ЗАБЫТЬ БЫ НАМ ютить

Посмотрите на рисунок. Эти продукты собираются купить Маша и Люба. Чтобы они ничего не забыли, нужно составить список всех продуктов. Используйте слова-подсказки: кусок, коробка, штука, батон, буханка, банка, пачка, пакет, бутылка, килограмм.

Об ра з е ц: Бутылка сока. Им надо купить одну бутылку сока.

СКОЛЬКО ЗДЕСЬ ПРОДУКТОВ?

Внимательно рассмотрите картинку (не более двух минут). Закройте её и скажите, какие продукты и в каком количестве вы запомнили. Используйте слова-подсказки: кусок, штука, ломтик.

А ЧТО В ЧЕМОДАНЕ?

Пётр Петрович рассеянный и не очень аккуратный человек. Вещи в чемодан он положил кое-как.

Внимательно рассмотрите картинку (не более двух минут). Закройте её и вспомните, какие вещи вы увидели в чемодане. Назовите не менее 8 из них. Запишите названия этих вещей.

Об разе ц: В чемодане лежит одна зубная щетка. 2.1•

СЛОМАННЫЕ ВЕЩИ

На картинках изображены сломанные вещи. Определите, чего у них нет (у вас 2 минуты). Образе ц: У рубашки нет рукава. Рубашка без рукава.


НЕ ХВАТАЕТ ТОЛЬКО...

Скажите, каких предметов не хватает персонажам картинок?

Образец: Девочка хочет повесить картину. В руках у неё картина и молоток. У неё нет гвоздя.

много ЛЕТ ТОМУ НАЗАД...

Художник хотел изобразить сцену из жизни века, но допустил на рисунке несколько ошибок. Найдите эти ошибки и назовите их. Используйте глаголы: носить, убирать, пользоваться, смотреть.

Об разе ц: В XlX веке люди не смотрели телевизор.

СОЕДИНИМ СЛОВА

Некоторые предметы в русском языке имеют названия, состоящие из двух слов. Составьте такие названия, соединив слова из столбиков. Запомните эти словосочетания.

зубная

щётка

зубная щётка

Образец:+

зубной(-ая)книжка стиральный(-ая) щётка диван        кровать кресло       паста грузовая        качалка подъёмный          порошок легковая  кран записная        машина

31

ДЕДУШКА ВСПОМИНАЕТ...

Сейчас Иван Николаевич уже пожилой человек и не работает. Но в молодые годы он сменил много профессий. Скажите, где и кем он работал.

Об ра зе ц: Он работал носильщиком в аэропорту. магазин     рабочий вокзалносильщик кинотеатршофёр ресторанвахтёр аэропортшвейцар завод           контролёр фабрика        санитар больница  почтальон министерство        продавец институт сторож почта           кассир

РУКИ

Что мы делаем руками? Подберите соответствующие существительные и глаголы.

Об ра з е ц: Руками включают и ВЫКЛЮЧаЮТ свет.


свет          платить бельё         нес ТИ деньги         рисовать сумка       крутить картина     ломать ребёнок       мыть открывать/закрывать палка включать/выключать

окно

писать

дверь

печатать

тетрадь

стирать

компьютер

держать

нож и вилка

гладить

32

МЫШКИ-ШАЛУНИШКИ

Хозяйка открыла дверь на кухню и с ужасом увидела 16 мышей!

За 4 минуты вы должны найти всех мышей, а затем написать, где они находятся. Используйте предлоги: на, под, в, между, за, сзади, перед, внутри, около. Об разе ц: Одна мышь сидит за дверью, а вторая перед дверью.

СТРОИМ ФРАЗЫ

За 3 минуты составьте и напишите 6 фраз, используя слова в рамках и рисунки.

35

ДАВАЙТЕ СРАВНИМ!

Сравните!

А) Об разе ц: Золото — серебро / дорогой — дешёвый

Золото дороже серебра. Серебро дешевле золота.

1.   Тихий океан — Атлантический океан / большой — маленький

2.   Мужчина — МаЛЬЧИК / старший — младший

3.   Меркурий — Плутон / близкий к Солнцу — далёкий от Солнца

4.   черепаха — улитка / медленный       быстрый

5.   Пиджак — плащ / длинный — короткий

Б) Образец: Океан, море, озеро / большой

Море больше озера. Океан самый большой.

1.   Метр, километр, сантиметр / длинный

2.   Ребёнок, подросток, юноша / младший

З. Дерево, куст, трава / высокий

4.    Река, ручей, лужа / глубокий

5.    Лес, роща, парк / густой

ЧТО НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ БУДЕТ ДЕЛАТЬ ТАНЯ?

Рассмотрите рисунок и расскажите о планах Тани на неделю.

о % москва3агорск 10 июля

»осх. воск .     Зак. июля понедельник

[/ањюии, t.wma

...ФИТ.с

5июля

9.00- 120 минут

1 1 .00-документальньјй

фильм

                     »осх.                                12.30- новости

ВО.. Зад. Зад. 19.00- концерт июля 21.00- по заявкам новости

               Воскресенье   21 .40- в театральной

                                       23.00-      

О б ра з е ц: В понедельник, 5 июля, Таня будет смотреть концерт по телевизору.

36

ЧТО БОЛЬШЕ?

Х

 

Найдите правильный ответ. Отметьте его знаком         

        Образец: Какой океан самый большой?        Тихий (1 78,7 млн км2)


(площадь)

1.   Какое государство имеет меньшую площадь?

2.   Какая река длиннее?

З. Какое строение выше?

4.    Какое животное бегает быстрее?

(скорость)

5.    Какой город старше?

(год основания)

б. Какое озеро глубже?

Индийский (73,56 млн км2)

Атлантический (91 млн км2)

 

 

Россия (1 7,075 млн км 2)

Монако (1,95 км2)

Андорра (468 км2)

Волга (З 530 км)

Миссисипи (3 950 км) Нил (6671 км)

Эйфелева башня (324 м)

Пирамида Хеопса (146,6 м)

Останкинская башня (540 м)

Жираф (50 км/ч)

Гепард (1 15 км/ч) Лошадь (60 км/ч)

Москва (1 147 г.)

Санкт-Петербург (1 703 г.)

Владимир (990 г.)

Селигер (24 м)

Байкал (1620 м)

Ладожское (230 м)


УВЛЕЧЕНИЯ

Семья Кузнецовых — отец Иван Петрович, мать Анна Сергеевна, сын Игорь и дочь Алла. У них разносторонние интересы. Расскажите об их увлечениях. Опишите занятия каждого.

Об ра зе ц: Иван Петрович любит плавать. Он увлекается плаванием. Его увлече— плаванье.

Используйте слова: петь — пение, готовить (еду), собирать марки — коллекционирование марок, читать (газеты, книги) — чтение (газет, книг), водить машину — вождение, вязать— вязание, ходить в музеи — посещение музеев, танцевать — танцы, ходить в театр — театр, в футбол — футбол, слушать музыку — музыка, бегать — бег, спорт.

ПОЧЕМУ ИСПОРТИЛОСЬ НАСТРОЕНИЕ?

Алёша расстроен. Как вы думаете, почему? Составьте фразы по образцу. Об разе ц: Алёша простудился и чихает.

резал колбасу          порезал палец простудилсяупал катался на коньках обжёгся гладил брюкиукололся иголкой пришивал пуговицу     чихает заболел          поднялась температура

СТРОГИЙ СТОРОЖ

В парке б хулиганов нарушают порядок. Сторож им говорит об этом. Напишите б фраз о том, чего нельзя делать в парке.

Об раз е ц: Нельзя ломать деревья.

КАК ОНИ ОТДЫХАЛИ?

Посмотрите на картинку, где нарисованы отдыхающие. Расскажите, что они делали(ют). Напишите не менее б фраз. Используйте глаголы: ходить (в поход), читать, загорать, фотографировать, играть (в теннис, футбол), ловить (рыбу), покупать, гулять, рисовать, нести, вести, отдыхать.

Об разе ц: Дети вытираются полотенцами. Они купались.

ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА

Варвара хочет знать, где сейчас находятся члены её семьи и чем они занимаются. Составьте ответные реплики, используя картинки.

41

СОБИРАЕМСЯ В ДОРОГУ

1 , Перед вами квартира Петровых. Хозяева собираются в отпуск. Уже уложены чемоданы, но... Что ещё надо сделать семье Петровых, прежде чем уехать отдыхать?

Об ра з е ц: Прежде чем уехать, надо выключить воду в ванной.

42

2. Александр и Людмила — муж и жена. Александр журналист. Он собирается в командировку на север. Людмила спортсменка. Она едет в отпуск на юг.

Посмотрите на рисунок и составьте списки вещей, которые возьмёт с собой каждый из супругов.

НАТАШИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ

Наташа в воскресенье будет отдыхать. Планов у неё много. Посмотрите на рисунки и напишите 8 фраз о том, что собирается делать Наташа. Используйте глаголы: изучать, фотографировать, играть, писать, мыть, ехать, пойти, читать, плавать (купаться).

Часть З

РАЗВИТИЕ

РЕЧИ


                                УГАДАЙТЕ,            ЭТО?

Подберите картинку к описанию каждого животного.

1.       Это очень большое и сильное животное. Оно серое. Живёт в Африке. Питается растениями. У него есть хобот и четыре толстые ноги.

2.       Это совсем маленькое животное. У него острые зубки и длинный хвост, а живёт оно почти во всех странах мира. Особенно любит сыр.

З. Оно очень длинное и без ног. У него длинный язык. Ест маленьких животных.

4. У этого животного очень длинная шея. Оно быстро бегает и питается растениями. 5. Это животное умеет и летать, и плавать. Оно белого цвета. Ест рыбу и живёт около моря.

6.       Оно может плавать в море и ходить по суше, но летать не может. Ест рыбу и живёт на Южном полюсе.

7.       Это животное полосатое, в чёрную и белую полоску. Оно похоже на лошадь, живёт в Африке, ест траву.

8.       Это животное живёт в жарких странах, умеет лазить по деревьям. Хорошо прыгает. Коричневого цвета. Любит фрукты.

46

ГДЕ РАБОТАЮТ ЛЮДИ?

Соедините слова правой и левой колонки и напишите с ними предложения. Об разе ц: Горничная работает в гостинице.

горничнаятеатр проводникшкола учительмагазин актёрпоезд

продавецзавод рабочийбольница врачгостиница

КАКАЯ ЭТО ПРОФЕССИЯ?

Назовите профессии людей, зная, что они делают.

Образец: проверять билеты в транспорте

Контролёр — это человек, который проверяет билеты в транспорте.

          писать статьи в газеты и журналы:         — это

изучать животных: — это делать мебель: — это

вести поезд:

       регулировать дорожное движение:    — ЭТО

управлять оркестром:         — это писать книги:  — это

ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИЯМ

Дайте определения следующим профессиям: почтальон, воспитательница, ювелир, окулист, садовод, официант, реставратор, автослесарь, повар, ветеринар, Используйте глаголы: ремонтировать, лечить, выращивать, готовить, определять, подавать, воспитывать, восстанавливать, разносить, делать.

О б р а з е ц: Почтальон — это человек, который разносит письма, газеты и журналы.

47

ОНИ ДЕЛАЮТ?

Рассмотрите картинку. Назовите профессии людей, которые на ней изображены и расскажите, что они делают и где работают.

КАКИМИ ПРЕДМЕТАМИ

ПОЛЬЗУЮТСЯ ЭТИ люди?

Соедините слова правой и левой колонки и напишите с ними предложения.

Об р а з е ц: Автомеханик пользуется домкратом.

автомеханиккисть медсестракалькулятор электриклопата портнойшвейная машина садовникшприц бухгалтеротвёртка

малярдомкрат

программист

мольберт

художник

компьютер

продавец

весы

ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЭТО?

Назовите предмет по описанию.

Об раз е ц: Учреждение, где дети получают образование. — Школа.

1.   Магазин, где продаются медикаменты.

2.   Учреждение, где лечат больных.

З. Маленький деревенский дом, который часто упоминается в русских народных сказках. —

4.    Цветок, на котором в России любят гадать о любви.

5.    Дерево, которое считается символом России.

б. Цвет, который символизирует любовную страсть.

7.                      Овощ, кото ый в древности называли и «райским яблочком», и «яблоком дьявола».

8.                      Очень крупная ягода, которую в быту многие считают фруктом. — 9. Планета, названная в честь богини любви.

49

ПРАВИЛЬНО?

Х

Какое определение правильное? Отметьте его знаком           

1.   Столовая — это комната, в которой люди едят. это комната, где играют дети.

. . .это комната, где хранят старые вещи.

2.   Склад — это место, где продают вещи.

. . .это место, где хранят вещи.

. . .это место, где сортируют вещи.

З. Нож — это инструмент, которым режут.

это инструмент, которым пилят брёвна. это инструмент, которым рубят дрова.

4.   Вдова — это женщина, у которой нет мужа.

. . . это мужчина, у которого умерла жена. . . . это женщина, у которой умер муж.

5.   Приправа — это то, что кладут в пищу для запаха и вкуса. . . . это то, что кладут в одежду, чтобы был приятный запах. . . . это то, что сажают, чтобы было красиво.

6.   Зрители — это люди, которые носят бинокли.

. . это люди, которые смотрят игры и фильмы. . . . это люди, которые увлекаются спортом.

7.   Абрикос — это ягода, которая растёт в лесу.

. . .это орех, который растёт в земле.

. . .это фрукт, который растёт на дереве.

50

ПРОВЕРЬТЕ ВАШУ ПАМЯТЬ

У вас есть 2 минуты, чтобы внимательно рассмотреть рисунок. А затем закройте рисунок и назовите продукты, которые есть на кухне. Вспомните, какие из них лежали и стояли в холодильнике, а какие — на полках. Используйте глаголы находиться, стоять, лежать.

О б р а з е ц: В холодильнике лежат две пачки масла. На полке стоят две банки кофе.


НАЙДИТЕ ОТЛИЧИЯ

Роман — очень аккуратный человек. Он любит, чтобы все предметы лежали на своих местах. Сравните рисунки и скажите, какие вещи находятся не на месте. Где они должны лежать? Используйте предлоги перед, за, на, между, около, в, под, рядом с, сверху, на.

Об ра зе ц: Телефон стоит на тумбе. — Телефон должен стоять на столе.

ХОЗЯЙКА КОМНАТЫ

Это комната Марии. Рассмотрите обстановку КОМНаТЫ и вещи в ней. Расскажите, что любит, чем увлекается и что умеет хозяйка комнаты. Объясните, почему вы так думаете.

КАК ВЫ ПРОВЕЛИ ВЫХОДНЫЕ?

Посмотрите на рисунки и продолжите диалоги. Используйте слова: непринуждённая обстановка, шум и гам, голова разболелась, ливень, гром и молния, теснота, яблоку негде упасть, интересные люди, настоящий ураган, валил с ног, коктейль, простоять в очереди, потоки воды, маленький выбор блюд, плохое обслуживание, дорого, невкусно, всё очень мило, красиво, с большим вкусом.

1. Вы ходили в турпоход.                                     2. Вы обедали в ресторане.

— Ну, как вы отдохнули за городом? — Вам понравилось в ресторане? —Лучше не спрашивайте. Было очень —Очень жалею, что пошла.

3. Вы ходили в гости к друзьям.

— Как вы провели вечер?

— Прекрасно. Было очень весело и интересно.

НАЙДИТЕ РАЗНИЦУ

Рассмотрите рисунки и найдите между ними 1 1 различий.

Об разе ц: На первом рисунке дождя нет, а на втором — идёт дождь.

ЧТО ЗАБЫЛ СДЕЛАТЬ ВИКТОР?

Сейчас утро, 8 часов 20 минут. Виктор ждёт автобус на остановке. Он едёт на работу. У вас есть З минуты, чтобы внимательно рассмотреть рисунки, изображающие несколько комнат квартиры Виктора. Закройте рисунки и ответьте на вопросы. Откройте рисунки и проверьте свои ответы.

1.    Виктор убрал постель?

2.    Он закрыл дверь в спальню?

3.    Он пил кофе на завтрак?

4.    Он ел омлет?

5.    Он читал утренние газеты?

б. Он открывал окно в спальне?

7.    Он взял с собой зонтик?

8.    Он утром принимал душ?

9.    Он выключил газ?

10. Он пил молоко?

1 1. Он выключил свет?

12.   Он стирал вещи?

13.   Он помыл грязную посуду?

14.   Он получал письма утром?

15.   Он закрыл двери в спальню?

16.   Он ел на завтрак колбасу?

17.   Он любит домашних животных?

56

КАК МЫ ГОВОРИМ?

Соедините фразу с комментарием и прочитайте выражения вслух.

    Об р а з е ц: «Сейчас же уходите!»      сказала она сердито.

«Сейчас же уходите!» — сказала она стеснительно. «Какая прелестная шляпка!» сказала она ласково.

«Я постараюсь помочь вам»                                                 — сказала она жалобно.

«Я плохо себя чувствую» — сказала она задумчиво. «Пожалуйста, не смотрите на меня» сказала она строго.

«Я не хочу идти!»                                                                    — сказала она радостно.

«Я сдала экзамены!»                                                                — сказала она капризно.

«Я не помню»сказала она восторженно.

«Здесь запрещено курить!»                                 — сказала она сердито.

СКАЖИТЕ КОМПЛИМЕНТ

Скажите комплимент и ответьте на него. Используйте данные ниже выражения.

КАКОВ вопрос — ТАКОВ ОТВЕТ

Соедините вопрос из левой колонки с соответствующим ответом из правой.

— Сколько вам лет?

—Сейчас 3.15.

— Откуда вы?

— Через 15 минут.

— Который час?

— Купить газеты.

— Что ещё надо сделать?

—Я студент.

Когда отъезжает автобус?

—Я из Костромы.

— Чья это книга?

— Мне 35 лет.

— Извините, кто вы?

— Моя.

— Сколько стоит эта книга?

— Пятьдесят рублей.

КАК ПРОЕХАТЬ?

Вам надо проехать от железнодорожного вокзала до музея. Ориентируясь по карте, расскажите, как вы будете ехать. Используйте глаголы: выехать, объехать, переехать, повернуть, проехать мимо, развернуться, доехать до.

58

НА пляжЕ

Рассмотрите рисунок. На нём изображены отдыхающие. Одни что-то делают, другие уже что-то сделали, третьи собираются что-то сделать. Составьте предложения по образцу.

Об раз е ц: Одна женщина купается, другая уже искупалась и загорает.

ГДЕ МАТРЕШКА?

для этой игры необходима русская кукла — матрёшка. Поставьте куклу на стол и скажите, где она находится.

Игра может иметь три варианта.

Об разе ц 1: Матрёшка стоит на столе. Стол находится в комнате. Комната находится...

Об разе ц 2: Вот матрёшка, которая стоит на столе. А это комната, в которой есть стол, на котором стоит матрёшка. А это квартира, в которой находится комната, в которой

Образец 3: На земном шаре, на континенте Евразия расположено маленькое государство. В этом маленьком государстве построен большой новый город...

Игру можно усложнить: добавляйте 1-2 прилагательных к каждому существительному. Например: светлая маленькая комната, старая заброшенная квартира и т. д.

Земля

континент

страна

город

улица

дом

 

квартира комната

Часть 4

ТРЕНИРОВКА ЧТЕНИЯ

МЫ КУПИЛИ В МАГАЗИНЕ...

Восстановите списки купленных в магазине вещей.

МЯ

+

СО

1          Образец:мясо

сме

мас

 

сис

 

рто

кол

И-јаП

 

ка

2          Образец:

ток

стюм

 

тье

СОСТАВЬТЕ СЛОВА!

Составьте из частей все возможные слова.

 

жи

 

до

 

ле ма мо сто ко

 

й + ка

 

 

ши

 

дерев брат ком

стул

 

ья

 

ряды слов


У вас есть одна минута, чтобы прочитать слова и записать, сколько раз повторяется контрольное слово в каждом ряду.

       Образец:            ИГРА — игрок, икра, ИГРА, ирга, ирка, ИГРА, икра

ШУМЕТЬ — шуметь, шумлю, шуметь, шумно, шуметь, шуметь

СИДЕЛ сидел, седел, сидела, сидок, сидел, сели, сидел столик— стулик, столик, стали, стыли, стопик, ступка

РАБОТА — робот, роба, работяга, работать, работник, работа ХОРОШ хороша, хороши, хороший, хорошо, хором, хорон

ВОДИТЬ— водить, возить, валить, вопить, водит, водите

Ш выход— вход, ВЫХОД, выход, вывод, ввод, высох, выход ЗЕМЛЯ — племя, семя, земель, земли, землям, земель, земля

                 ШУТКА    шатко, шутка, щука, штука, щётка, штука, шутка

63

РЯДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

В течение одной минуты просмотрите ряды словосочетаний и напишите, сколько раз контрольное словосочетание повторяется в каждом ряду.

Образец: [Л ВЗЯЛ СУМКУ — взять сумку, ВЗЯЛ СУМКУ, возьму сумку, ВЗЯЛ l-.....l СУМКУ, узел сумки

ВАМ ПРИМЕР       нам пример, ваш пример, нет примера, например, вы пример

ЧТО ДЕЛАЛ — что делать, что сделал, кто делал, что делая, что делаю, что делала

ГЛ БЕЗ  без дел, без дела, без тела, воз дел, без дела, без пола, два дела

МОЮ РУКИ     мою руку, мои руки, мой руки, мою руки, мои руки, мыть руки

дом тони дом Тони, том Тони, том Тани, дома Тоня, дома Таня, дом тони

ВЕЩИ СПРАВА — вещи Славы, вести справа, вещи справа, вещи правы, вещи слева

ИДУ К НЕМУ.— иду к нему, иди к нему, уйди к нему, иду к нему, иду к ним, уйду к нему

СНИМИ КАРТИНУ — с ним картина, синяя картина, сама картина, сниму картину, сними картину

В ТРИ ЧАСА — в три часа, три часа, вытри часы, в три часа, третий час, три часа

МОЯ ВАЗА — мои вазы, моя ваза, мой вазу, моя ваза, моя база, моя вата, моя ваза

ТАМ МЫШКА — там мушка, там пушка, там мышки, тут мышка, так мышка, так мышка

СОН НАШ — сом наш, сон нам, сом дашь, сор нам, сон нам, сны нам, сон наш, сом наш

ИЛИ МЫЛИ — или мили, или милы, или мыли, или мы ли, или ли мы, или не мы, или мили

64

ПАРЫ ФРАЗ

Прочитайте пары фраз и скажите, одинаковый или разный смысл они передают. 1. Врач должен быть внимательным человеком.  — это человек, который внимателен.

2. Он часто использует Интернет. — Он умеет пользоваться Интернетом.

З. Учитель учит учеников. — Ученики обучаются учителем.

4.             Мы ходим в магазин ежедневно по утрам. — Каждый день утром мы ходим в магазин.

5.             Детям нужна забота родителей. — Родители обязаны заботиться о детях.

6.             Мой друг не умеет водить машину. — Мой друг не может водить машину.

7.             Знания студента зависят от его трудолюбия. — Лень — враг студента.

8.             Магазин закрыт на перерыв. — В магазине — перерыв.

9.             В нашем городе целый день шёл дождь. — У нас в городе в течение дня было дождливо.

10.        Опера многим не понравилась. — Опера не всем понравилась.

1 1. Сейчас в эфире продолжение нового сериала. — Сейчас мы продолжаем показывать новый сериал.

СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Составьте предложения из данных слов.

1.   Я/нравиться/делать/летающий/модели/самолёта.

2.   Она/детство увлекаться/конструирование/самолёты/поэтому/поступить/авиационныЙ институт.

З. Она/восхищаться/талант/друг/она/брат.

4.    Она/уважение/и/любовь/относиться/()лег.

5.    Детство/Олег/безразлично/относиться/она.

6.    Олег/быть/влюблён/только/самолёты/и/не/замечать/любовь/девочка.

7.    Олег/обратить/внимание/студентка/когда/пять/год/она/вернуться/свой город. 8. Он/потерять/голова/любовь/и/сделать/она/предложение.

65

СДВИНУТЫЙ ТЕКСТ

Восстановите текст и прочитайте рецепт.

ПУТАНИЦА

Напишите слова правильно. Вам помогут картинки.

леодоя          торавкь          скерол                       ошпдкау ачнийк     нзесакава

нмаиаш                                 акуптас                                 екутб

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ НОЧЬЮ?

Составьте рассказ по картинкам, расположив их в правильном порядке. Все картинки обозначены буквами от А до П.

Начните так: Ночью Миша неожиданно проснулся...




ПОСТАВЬТЕ В НУЖНОМ ПОРЯДКЕ

Расположите картинки в правильной последовательности и составьте фразы, чтобы получился связный текст о том, как:

1)   заварить чай;

2)   приготовить омлет.

Начните с фразы: Налейте в чайник воды.




ДИАЛОГИ

Найдите и прочитайте подходящий ответ на вопрос.

1. Образец: — Как вы живёте?

Спасибо, ничего. А вы?

— Как вы живёте?                                                                 — На втором этаже.

     Вы не скажете, как его зовут?                                     — Прошу по 50 рублей за штуку.

— Думаю сходить в кино.

Спасибо. Ничего. А вы?

— Сколько стоят эти розы? —Простите, но я с ним не знаИнтересно, откуда вы родом? КОМ.

— Какие у вас планы? — Извините, я потеряла номер Если не секрет, чем вы сейчас занимае- вашего телефона.

тесь?                                                                                          Это наш новый сотрудник.

А кто такой Пётр Николаевич? Вы его                         —Я родилась в Сибири.

знаете?                                                                                     — Это говорит сестра Олега.

Извините, а с кем я говорю?                                              —да ничем, просматриваю га-

Простите, где тут буфет?                                                 зеты.

       2. Образец:         У вас что-то случилось? На вас лица нет!

Я плохо себя чувствую. Голова кружится, и знобит.


— У вас что-то случилось? На вас лица нет!

Неужели вы на меня обиде-

— Что вы такой весёлый? Ну и как твои успехи?

— Кто бы это мог сделать?

Вы не проголодались? Может, пообедаем?

Вы лучше себя чувствуете?

Вам не жарко в шубе?

Вам не жалко её?

Вы всегда волнуетесь на экза— да, мне всегда кажется, что я ничего не знаю.

да нет, сегодня холодный ветер.

Я плохо себя чувствую. Голова кружится, и знобит.

Не возражаю. Голоден как волк.

Нет, не обиделась, конечно. Но ваши упрёки мне неприятны.

Спасибо, уже выздоровела.

Кто его знает... Никто сам не созна-

Настроение хорошее.

Очень жалко. Но чем я могу помочь?

Похвастаться; к сожалению, нечем.


Часть 5

ГРУППОВЫЕ

ИГРЫ


НАШИ роли

Разыграйте ситуации по ролям.

1 . Опоздание.

— сотрудник офиса. Вы спешили на работу, так как у вас важное совещание, на котором вы должны делать доклад. Но в дороге у вас сломалась машина. Вы опоздали на 30 минут. Телефон вы забыли дома.

Вы начальник офиса. Все сотрудники собрались на важное совещание. Ждут докладчика. Он опоздал на 30 минут. После совещания начальник делает замечание сотруднику.

Вы опоздали на поезд, в котором все ваши друзья уехали на экскурсию. Причина: не могли выйти из дома — сломался замок, и дверь не открывалась. Вы приехали следующим поездом. Друзья сердиты. Вы объясняете причину.

Друзья собрались на платформе поезда. Но одного человека нет. А у него все необходимые в дороге вещи. Все сердиты. Звонят ему по телефону. Он не отвечает. Решили ехать без него. На последней станции решили подождать следующий поезд. На нём и приехал опоздавший.

2. В магазине.

Вы — родители, хотите видеть дочь (сына) скромно одетой(-ым) и объясняете это ей(ему).

Вы — дочь (сын), хотите быть яркой(-им) и привлекать к себе внимание. Вы спорите с родителями.

КРУГ В КРУГЕ

Студенты становятся в 2 круга, один круг внутри другого. Каждый студент внутреннего круга стоит лицом к студенту внешнего круга так, чтобы получились пары. Получив задание, студенты выполняют их в паре. Затем по хлопку преподавателя внутренний круг поворачивается по часовой стрелке, перемещаясь на одного студента вправо. Внешний круг не движется. Образуются новые пары, которые вновь выполняют задание до следующего хлопка. И так до тех пор, пока студенты внутреннего круга не обойдут всех студентов внешнего круга.

Задания:

1.   Познакомьтесь.

2.   Выразите благодарность за что-либо.

З. Попросите о помощи.

4.  Объясните, как пользоваться каким-либо предметом (видеокамерой, кофеваркой и т.п.)

5.  Обменяйтесь новостями.

б. Скажите комплимент и т.д.

«ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»

Студенты по цепочке шёпотом передают друг другу услышанное слово или фразу. Последний играющий произносит полученное слово или фразу вслух.

«СНЕЖНЫЙ КОМ»

Студенты по цепочке повторяют то, что предлагает преподаватель. Причём каждый следующий повторяет всё то, что сказал предыдущий. Образец:

Преподаватель: Каких животных вы любите?

1-ый студент: Я люблю КОИјеК.

2-ой студент: Маша сказала, что любит кошек, а я люблю собак.

3-ий стуДент: Маша сказала, что любит кошек, Лена сказала, что любит собак. Я тоже люблю собак, но больше всего я люблю кроликов.

Кого и за что мы благодарим? Что мы поставим (положим, повесим) в разных комнатах нового Дома? За что и перед кем нам прихоДится извиняться? Какого цвета может быть оДежДа? И т.д.

БОЛЬШЕ И БЫСТРЕЕ

1 , Ведущий называет профессию, задача участников игры — перечислить действия, связанные с этой профессией. За каждое слово выдается жетон (фишка). Выигрывает тот, кто соберёт больше жетонов.

Об разе ц: Журналист — пишет статьи и репортажи, ездит по стране, берёт интервью, ведёт съёмку происшествий (снимает происшествия, события в стране и в мире) и т.п.

Профессии: 1. Врач. 2. Учитель. 3. Портной. 4. Повар. 5. Артист.

2. Ведущий называет явления природы или объекты Вселенной, участники игры перечисляют возможные действия.

Об ра з е ц: река — течёт, шумит, извивается, блестит.

ветер —

дует,

солнце —

светит,

дождь —

облако —

идёт,плывёт,

ЗВёЗдЫ —

              идёт,                                                                             светят,

туман —

стелется,

З. Подберите определения и эпитеты к называемым объектам.

О б р а з е ц: небо — сйнее, голубое, серое, облачное, бездонное, холодное, низкое, высокое.

луна —

солнце —

жаркое,

.

мороз —

дождь —

холодная,золотая,

хородная,

сильный,ранняя, сильный,ласковое,

 холодный,

 Эту игру можно проводить наоборот: ведущий перечисляет метафоры, определе-

ния и эпитеты, а играющие угадывают слово, к которому они относятся. Выигрывает тот, кто.быстрее угадает правильное слово.

ЧТО ОН ДЕЛАЕТ, ИЛИ КТО ОН?

1 . Ведущий называет профессию или род занятий, а участники игры называют основное действие людей данной профессии.

О б р а з е ц: Учитель — учит детей (учеников). Повар — готовит еду.

2, Ведущий называет основное действие по профессии, участники игры называют профессию.

         Об разе ц: Лечит больных        врач.

В зависимости от того, какой вариант игры выбирается, участники игры закрывают левый либо правый столбик. Выигрывает тот, кто набрал больше очков.

 

 

шофёр

 

водит машины

 

моряк

 

плавает на корабле

 

лётчик

 

летает на самолёте

 

 

портной

 

шьёт одежду

 

сапожник

 

шьёт/чинит обувь

 

актёр

 

играет на сцене

 

директор

 

руководит за водом/фабрикой

 

композитор

 

пишет музыку

 

фермер

 

работает в поле/на ферме

 

рабочий

 

работает на заводе

 

геолог

 

ищет полезные ископаемые

 

лингвист

 

изучает языки

 

художник

 

пишет картины

 

повар

 

готовит еду

 

НАЗОВИТЕ ПРОФЕССИИ!

Ведущий задаёт вопросы, участники игры называют профессию или род занятий человека. Выигрывает тот, кто даст наибольшее количество верных ответов. Об ра зе ц: Кто водит поезда? — Машинист.

Кто работает в ресторане? — Повар, официант, официантка.

1. Кто играет

а) на скрипке?

б) на пианино?

в) на виолончели?

г) на гитаре?

д) на баяне?

е) на арфе?

2. Кто учит

а) студентов?

б) спортсменов?

в) школьников?

З. Кто работает на заводе?

4.   Кто нас лечит?

5.   Кто руководит   а) школой?

б) вузом?

в) факультетом?

г) кафедрой?

д) заводом?

СЛОВА БЕРУТСЯ ЗА РУКИ

1, Определяется тематическая группа слов. Ведущий называет слово, каждый из играющих продолжает цепочку слов этой же тематической группы. При этом каждое последующее слово начинается с последней буквы предыдущего (последней считается конечная буква и последняя буква перед ь).

Об ра зе ц: Названия городов, Волгоград — Донецк — Киев Владимир — Рязань — Новгород и т.д.

для игры можно использовать следующие тематические группы: русские имена, названия блюд, одежды, предметов мебели и др.

2. Составляется цепочка слов, в которой началом последующего является последний слог (слоги) предыдущего.

Об ра зе ц: мешок — шоколад — оладьи и т.д.

ОТГАДАЙ

Ведущий описывает предмет, перечисляет его свойства, но не называет его. Участники игры должны отгадать, о каКОМ предмете идет рёчь. Выигрывает тот, кто даст большее количество правильных ответов.

1.  Круглый, упругий, сделан обычно из резины, может быть разноцветным или однотонным; дети любят играть с ним, особенно летом; его часто используют в спортивных соревнованиях.

2.  Небольшая, стеклянная, висит высоко, но светит всем; может быть прозрачной, белой, матовой, красной, синей, зелёной; без неё нельзя обойтись ни в будни, ни в праздники.

З. Разноцветная, небольшая, но вмещает все страны и государства, может рассказать, где какие горы, реки, моря, океаны, острова, равнины; без неё не может обойтись ни один путешественник, геолог, строитель, автолюбитель.

4.  Высокое или не очень, крепко держится в земле, множество рук обращено к небу; помогает людям дышать, очищает воздух, украшает города и сёла; любит переговариваться с ветром, пускает к себе на жительство птиц и насекомых; летом нарядно одетое, зимой сбрасывает одежду.

5.  Красивый многомиллионный город, раскинувшийся на семи холмах, известен с Ж века, в настоящее время — столица государства.

6.  Прекрасный город, который известен под названием «Мать городов русских», недавно отметил своё 1500-летие.

7.  Один из красивейших городов России, крупный промышленный и культурный центр, основан в XVlll веке, долгие годы был столицей государства, известен своими революционными традициями.

ФАНТАЗЕРЫ

Участникам игры предлагаются «тройки» слов, которые нужно включить в вЫсКвЫвание. Побеждает тот, кто удачнее соединит слова.

Об р а з е ц: Чай, очки, газета — Дедушка выпил чай, надел очки и начал читать газету.

друг, кино, мороженое

Обед, трамвай, библиотека

Теплоход, север, школьники

ЧУДЕСНЫЕ СЛОВА

АНАГРАММА — слово, образованное перестановкой букв, входящих в состав другого слова. Например, пила — липа. Расшифруйте анаграммы.

1.    Я — дерево в родной стране,

Найдёшь меня повсюду, Но слоги переставь во мне — И воду подавать я буду.

2.    Река в России — столица европейского государства.

3.    Речная рыба     крупный город в Италии.

4.    Часть тела — река на Кавказе.

5.    Радиоактивный элемент       город во Франции.

6.    Музыкальный термин — столица европейского государства.

7.    Вид развлечения — столица прибалтийского государства.

ШАРАДЫ —загадки, в которых загаданное слово состоит из нескольких небольших слов. Например, вино + град, пар + ус.

Разгадайте шарады.

1.   Начало деревом зовётся,

Конец — читатели мои,

 Здесь в книге целое найдётся, И в каждой строчке есть они.

2.   Мой первый слог — предлог,

А во втором мы проживём всё лето, И целое от нас и вас

Давно уж ждёт ответа.

МЕТАГРАММЫ — загадки, в которых новое слово получается при изменении одной буквы в исходном слове. Например, кошка — мошка.

Разгадайте метаграммы.

1.   С «б» смертельной я бываю, С «м» меха я пожираю.

2.   Я не груша и не слива,

А другой душистый плод.

Пожелаю стать заливом — Это вмиг произойдёт.

Только нужно для того

«А» поставить вместо «о».

3.   С буквой «к» меж берегов Я теку привольно.

С буквой «с» я без зубов, Но кусаюсь больно.

ЛОТ ГРИФЫ отличаются от метаграмм тем, что здесь какая-нибудь буква прибавляется или отнимается от слова. Например, пилот — плот.

Расшифруйте лотгрифы.

1.   Я глубока и многоводна,

И ты, как все, гордишься мной, А если букву мне прибавишь, Я птицей полечу лесной.

2.   По морю двигаюсь я вплавь, Хвостом хоть лодку опрокину, Но букву «р» в меня прибавь, И сразу островом застыну.

ЧУДО-ХУДОЖНИКИ

Одному из участников игры завязывают глаза и подводят к доске. Остальные предлагают ему что-либо нарисовать в той последовательности, которую подсказывают играющие. Готовый рисунок затем оценивается всеми играющими.

ИГРАЕМ В РИФМЫ

Ведущий выбирает слово, участники игры по очереди называют существительные, оканчивающиеся на тот же слог, что и исходное, рифмующиеся с ним. (Не забывайте об одинаковом ударении в словах!) Из игры выбывает тот, кто не может сразу подобрать нужное слово.

Об разе ц: Дом — том, сом, лом, перелом, ком, ром.

 

Мышь

 

Урок

 

Каша

 

Кино

 

Роза

 

Платок

СИНОНИМЫ — АНТОНИМЫ

Ведущий называет слова, участники игры подбирают к ним а) синонимы, б) антонимы. Слова эти даны в двух столбиках, во время игры закрывают правый столбик. Выигрывает тот, кто назовёт больше слов и ни разу не ошибётся.

смелый

 

бесстрашный, храбрый, отважный

а)

 

жадный

 

скупой, прижимистый, алчный

 

большой

 

огромный, колоссальный, громадный

 

родина

 

отчизна, отечество

 

 

флаг

 

стяг, знамя

 

 

дискуссия

 

спор, диспут, прения

 

 

супружество

 

брак

 

 

лошадь

 

дорога

тоска, печаль

трудиться

работать

любить

 

обожать

изучать

 

исследовать

просить

 

умолять, упрашивать

рассказывать

 

сообщать

бегемот

 

гиппопотам

 

друг

 

товарищ, приятель

 

линия

 

ч е рта

 

любовь

 

ненависть

б)

 

дружба

 

вражда

 

друг

 

враг

 

свет

 

тьма

 

шум

 

тишина

 

 

ложь

 

правда

 

верх

 

низ

 

близко

 

далеко

тепло

 

холодно

быстро

 

медленно

темно

 

светло

 

чисто

грустно

 

весело

рано

 

поздно

 

много

 

мало

 

 

любить

 

ненавидеть

 

злой

 

добрый

 


слабый

сильный

смелый трусливый большой маленький

 

плохой

 

хороший

старый

 

молодой

 

горячий

 

холодный

БУКВА ЗА БУКВОЙ

1.                По первой и последней букве отгадайте слово. За каждую отгаданную букву фишка. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.

(должно получиться слово снеговик)

2.                Из букв каждого слова составьте как можно больше слов.

Слова: гастроном, лекарство, кинематограф, мясорубка, тапочки и др.

З. Добавьте буквы, чтобы получилось слово. Проигрывает тот, кто завершил слово, или тот, кто завёл игру в тупик.

Образец: У— уч — уче — учеб — учебн — учебни — учебник.

УЗНАЙТЕ, О КОМ МЫ ГОВОРИМ!

Один участник игры, водящий, выходит из аудитории. Оставшиеся договариваются, кого они будут описывать. Водящий возвращается и, задавая не более 10 вопросов, должен узнать, кого загадали студенты. Вопросы он имеет право задавать только общие, на которые получает ответы Да или Нет.

ДОБЕЙСЯ ЦЕЛИ!

Игра проводится по парам. Один из играющих добивается согласия другого на свою просьбу, предложение, настаивает на выполнении своего желания, а другой отказывается, приводя аргументы в свою пользу.

Проигрывает в этой игре тот, кто первый сдастся, т.е. не найдёт, что сказать.

Образе ц: Иван приглашает Сергея в кино.

Иван: Пойдём сегодня в кино.

Сергей: Нет, не могу.

Иван: Почему?

Сергей: Болит голова.

Иван: Я тебе дам таблетку от головной боли. Она пройдёт у тебя через полчаса.

Сергей: Нет, всё равно не пойду. Боюсь, что голова у меня заболит опять после кино.

Иван: Нет, это весёлая картина. У тебя будет хорошее настроение. Пойдём?

Сергей: Нет, от смеха у меня точно разболится голова.

Иван: А ты выпьешь ещё одну таблетку.

Сергей: Нет, я не могу так много пить лекарств. Это вредно.

Роли и ситуации для игры:

1 . Контролёр — безбилетный пассажир.

2. Продавец — покупатель: продавец хочет продать костюм, который не очень нравится покупателю.

З. Портной в ателье — заказчик: заказчик отказывается от вещи, плохо сшитой (или просит в ней что-то переделать), портной пытается убедить заказчика взять эту вещь.

4.       Милиционер — пешеход: пешеход перешёл улицу в неположенном месте (не по подземному переходу).

5.       Милиционер — воДитель: водитель нарушил правила дорожного движения (проехал на красный свет, обогнал другую машину, свернул там, где нет поворота

6.       СтуДент — студент: один просит книгу, другой отказывает.

всё ЛИ ОСТАЛОСЬ ПО-ПРЕЖНЕМУ?

Водящему предлагается внимательно посмотреть вокруг себя и ЗаПОМНИТЬ расположение предметов в комнате. Затем он выходит из комнаты. Оставшиеся что-нибудь меняют в комнате или в деталях своей одежды. Водящий, вернувшись, должен обнаружить и назвать, что изменилось.

ЧЬЯ ЦЕПОЧКА ДЛИННЕЕ?

Ведущий называет существительное, прилагательное или глагол, участники игры должны найти как можно больше слов с тем же корнем, что и у названного. Выигрывает тот, кто подобрал большее количество слов.

О б р а з е ц: Учить — учитель, ученик, учёный, учебник, учительница, ученический, учение, изучать.

Друг

 

Менять

 

Ум

Красивый

 

Повар

 

Гостиница

КАКИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ВЫ ЗНАЕТЕ?

Ведущий предлагает дополнить реплики в диалоге одним из написанных на доске (на плакате) фразеологических сочетаний. Выигрывает тот, кто даст большее количество правильных ответов.

1.   —Почему Сергей не сумел написать в срок курсовую работу? У него трудная тема?

— Нет, тема как у всех. Но он работал мало, больше в футбол играл, редко ходил в библиотеку, словом .

2.   —Пойдём сегодня вечером в кино.

— Извини, не могу, очень занят сегодня: надо статью закончить, прочитать реферат, проверить тетради, ну, в общем, 

З. —К вам брат вчера приехал?

—да, совсем неожиданно. Он живёт далеко на севере, ничего не писал и вот вчера   .

4.       —Куда это он так торопится, никого не видит вокруг . —Он опаздывает на поезд.

5.       — Кто разбил это окно?

— Борис разбил, он мяч бросил.

-—А почему же ты убираешь стёкла, а не он?

—Он быстро убежал, когда полетели стёкла, а я не успел. Дворник и заставил меня убирать и в школу обещал сообщить. — Значит, ты оказался виноватым, а Борис


6.       —Мы опоздали на электричку и пошли через лес к дороге.

— Страшно было идти через лес?

— Конечно, было темно. А когда мы п оходили мимо болота, раздались какие-то непонятные звуки, от страха у меня .

7.       — Твоя сестра недавно вышла замуж. Как они с мужем живут?

— Прекрасно! У неё отличный м ж. Они хорошо понимают друг друга, всегда помогают друг другу, словом .

8.       — Ну как, сдал экзамен по математике?

           —Да, вчера сдал. Волновался страшно. Пока шёл на экзамен, тянул билет         .

9.       — Ты чего так дрожишь? Тебя кто напугал?

— За мной стая волков гналась.

—Да ты что! Откуда здесь волки?

—А вон, посмотри, один из них выбегает из леса.

— Ха-ха-ха! Да это же собака нашего соседа! Она совсем не кусается. А ты трус, оказывается, .

10.  —Ваш приятель уехал один на охоту, а почему вы не поехали? Вы же собирались вместе поехать?

—Да, он обещал взять меня с собой, но все откладывал поездку, говорил, что работы много, а вчера неожиданно уехал, не сказав мне ни слова. Я думаю, что он не хотел меня брать с собой и просто всё это время .

ВИКТОРИНА

1 . АС. Пушкин — всемирно известный русский поэт. Назовите оперы, поставленные по произведениям АС. Пушкина и успешно исполняемые в лучших оперных театрах мира.

2. Назовите имена русских писателей и поэтов, с которыми связаны такие памятные места: 1) Ясная Поляна, 2) Михайловское, З) Константиново, 4) Спасское-Лутовиново, 5) Шахматово, б) Мелихово, 7) Вешенская.

З. Назовите города «Золотого кольца России».


Учебное издание

Алла Александровна Акишина

РУССКИЙ ЯЗЫК В ИГРАХ

Учебное пособие

(раздаточный материал)

Редактор НО. Козина

Корректор В.К. Ячковская

Оригинал-макет, вёрстка Е.П. Бреславская

Подписано в печать 22.12.10 г. Формат 84х108/16

Объём 5,5 п. л. Тираж 1000 экз. Зак. 76

Издательство ЗАО «Русский язык». Курсы

1 25047, Москва, 1-я Тверская-Ямская ул., д. 18

Тел./факс: +7(499) 251-08-45; тел.: +7(499) 250-48-68 e-mail: [email protected]; [email protected]; [email protected] www.rus-lang.ru

Отпечатано с оригинал-макета заказчика в ОАО «Щербинская типография» 1 1 7623, Москва, ул. Типографская, д. 10

Тел. (495) 659-23-27


2] Учебное пособие содержит множество игровых заданий разной степени сложности: кроссворды, шарады, загадки, ребусы.

2] Игры адресованы как иностранцам, изучающим русский язык, так и русским учащимся.

2] Учебное пособие позволит легко запоминать грамматические правила и без усилий заучивать новые слова и фразы.


2] Играя, учащиеся смогут обогатить словарный запас, развить внимание и память, расширить кругозор.

2.] Пособие поможет разнообразить и оживить учебный процесс, сделать обучение языку увлекательным и интересным.

2] Книга послужит дополнением к любому учебнику и будет полезной учащимся любого возраста.

2] Игры можно использовать на занятиях, при самостоятельной работе, для проведения различных  конкурсов и викторин.

РУССКИЙ ЯЗЫК В ИГРАХ

РУССКИЙ ЯЗЫК В ИГРАХ

Акишина АА. Русский язык в играх

Акишина АА. Русский язык в играх

УДК ББК 81.2Pvc-96 АЗС) Художник

УДК ББК 81.2Pvc-96 АЗС) Художник

СОДЕРЖАНИЕ Часть 1. ЛЕКСИКА

СОДЕРЖАНИЕ Часть 1. ЛЕКСИКА

Глаголы играют в прятки Что находится в комнате?

Глаголы играют в прятки Что находится в комнате?

Часть 2. ГРАММАТИКА Гадание по ромашке

Часть 2. ГРАММАТИКА Гадание по ромашке

Как мы говорим? Скажите комплимент 2]

Как мы говорим? Скажите комплимент 2]

Чудо-художники Играем в рифмы

Чудо-художники Играем в рифмы

Русский язык в играх.

Русский язык в играх.

H a c T b 1 JIE I<CØI<A

H a c T b 1 JIE I<CØI<A

Русский язык в играх.

Русский язык в играх.

ПОЛУЧИЛСЯ ЧЕЛОВЕЧЕК! Впишите в клеточки названия частей человеческого тела

ПОЛУЧИЛСЯ ЧЕЛОВЕЧЕК! Впишите в клеточки названия частей человеческого тела

Русский язык в играх.

Русский язык в играх.

КАК НАЗЫВАЮТСЯ ЭТИ ОВОЩИ? Впишите в клеточки названия овощей, изображённых на рисунке

КАК НАЗЫВАЮТСЯ ЭТИ ОВОЩИ? Впишите в клеточки названия овощей, изображённых на рисунке

Русский язык в играх.

Русский язык в играх.

ИГРАЮТ в прятки Найдите 10 спрятанных глаголов

ИГРАЮТ в прятки Найдите 10 спрятанных глаголов

НАХОДИТСЯ В КОМНАТЕ?

НАХОДИТСЯ В КОМНАТЕ?

З. Закройте рисунок 1 и внимательно рассмотрите рисунок 2

З. Закройте рисунок 1 и внимательно рассмотрите рисунок 2

ИХ ОБЪЕДИНЯЕТ? Скажите, что объединяет эти предметы

ИХ ОБЪЕДИНЯЕТ? Скажите, что объединяет эти предметы

Кошка, обезьяна, лев З. Автобус, грузовик, троллейбус 4

Кошка, обезьяна, лев З. Автобус, грузовик, троллейбус 4

Яблоко, виноград, груша 8.

Яблоко, виноград, груша 8.

СКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ В ГОДУ? • ,

СКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ В ГОДУ? • ,

Юлия Цезаря. — начинается учебный год в школах

Юлия Цезаря. — начинается учебный год в школах

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

З. Пять— ЭТОцвет 9

З. Пять— ЭТОцвет 9

КТО БОЛЬШЕ? Продолжите цепочку

КТО БОЛЬШЕ? Продолжите цепочку

ЦИКЛ 5-76 ЛИШНЕЕ СЛОВО 1

ЦИКЛ 5-76 ЛИШНЕЕ СЛОВО 1

Образец: 1. Корова, лошадь, овца, медведь (исключаем слово медведь: медведь — это не домашнее животное)

Образец: 1. Корова, лошадь, овца, медведь (исключаем слово медведь: медведь — это не домашнее животное)

С НОВОСЕЛЬЕМ! Расставьте вещи в новом доме

С НОВОСЕЛЬЕМ! Расставьте вещи в новом доме

ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ?

ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ?

Подберите пары антонимов, используя прилагательные двух столбиков и пары существительных к ним

Подберите пары антонимов, используя прилагательные двух столбиков и пары существительных к ним

КАКИЕ группы входят словра Распределите слова по группам: еда, одежда, части тела, транспорт, местность, мебель, растения, обувь, письменные принадлежности, электроприборы, явления природы, виды спорта

КАКИЕ группы входят словра Распределите слова по группам: еда, одежда, части тела, транспорт, местность, мебель, растения, обувь, письменные принадлежности, электроприборы, явления природы, виды спорта

6-76 2 1

6-76 2 1

НАЗОВИТЕ ОДНИМ СЛОВОМ 1. Как называют человека, который

НАЗОВИТЕ ОДНИМ СЛОВОМ 1. Как называют человека, который

Одно и то же место жительства 2

Одно и то же место жительства 2

ГРАММАТИКА

ГРАММАТИКА

Русский язык в играх.

Русский язык в играх.

ГАДАНИЕ ПО РОМАШКЕ Из существительных, написанных на лепестках ромашки, выберите подходящие по смыслу и поставьте их в правильную форму

ГАДАНИЕ ПО РОМАШКЕ Из существительных, написанных на лепестках ромашки, выберите подходящие по смыслу и поставьте их в правильную форму

платья юбки

платья юбки

ПРОДОЛЖИТЕ ЦЕПОЧКУ Подберите как можно больше существительных к заданным глаголам и составьте предложения

ПРОДОЛЖИТЕ ЦЕПОЧКУ Подберите как можно больше существительных к заданным глаголам и составьте предложения

СКОЛЬКО ФРАЗ МОЖНО НАПИСАТЬ?

СКОЛЬКО ФРАЗ МОЖНО НАПИСАТЬ?

Я (книга, кресло) 2. Он (душ, ванная) 3

Я (книга, кресло) 2. Он (душ, ванная) 3

А ЧТО В ЧЕМОДАНЕ? Пётр Петрович рассеянный и не очень аккуратный человек

А ЧТО В ЧЕМОДАНЕ? Пётр Петрович рассеянный и не очень аккуратный человек

СЛОМАННЫЕ ВЕЩИ На картинках изображены сломанные вещи

СЛОМАННЫЕ ВЕЩИ На картинках изображены сломанные вещи

Русский язык в играх.

Русский язык в играх.

НЕ ХВАТАЕТ ТОЛЬКО... Скажите, каких предметов не хватает персонажам картинок?

НЕ ХВАТАЕТ ТОЛЬКО... Скажите, каких предметов не хватает персонажам картинок?

Образец: Девочка хочет повесить картину

Образец: Девочка хочет повесить картину

нет гвоздя.

нет гвоздя.

ЛЕТ ТОМУ НАЗАД... Художник хотел изобразить сцену из жизни века, но допустил на рисунке несколько ошибок

ЛЕТ ТОМУ НАЗАД... Художник хотел изобразить сцену из жизни века, но допустил на рисунке несколько ошибок

ДЕДУШКА ВСПОМИНАЕТ... Сейчас

ДЕДУШКА ВСПОМИНАЕТ... Сейчас
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2017