Понятие рынка, его функции, преимущества и недостатки
Рынок - система экономических отношений, складывающихся при купле-продаже товаров.
Сущность рынка
• механизм взаимодействия покупателей и продавцов на основе спроса и предложения;
• в узком значении — отношения между покупателями и продавцами при купле-продаже в определенное время и в конкретном месте на основе спроса и предложения;
• в широком значении — система воспроизводства, осуществляемая под воздействием спроса и предложения;
• сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции и услуг.
Условия возникновения рынка:
• общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, возникновение купечества; затем дробление отраслей, а также специализация производства;
• экономическая обособленность и самостоятельность производителя; частная собственность, производитель сам решает, какую продукцию и как производить, кому и где ее продавать.
Существуют десятки определений рынка, каждое из которых акцентирует внимание на той или иной его стороне:
• рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться;
• рынок — это система, в которой решения о распределении ограниченных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей людей, принимаются самими потребителями и производителями;
рынок – это механизм, посредством которого покупатели и продавцы взаимодействуют для установления цен и количества товаров и услуг
• рынок — совокупность отношений товарного обмена, механизм взаимодействия продавца и покупателя, сфера обмена внутри страны и между странами.
Рынок — это система отношений обмена, устанавливающих непосредственную связь между покупателем (потребителем) и продавцом (производителем).
Субъекты рынка — участники рыночных сделок (купли-продажи):
• домашние хозяйства — собственники и поставщики факторов производства, предприниматели (физические лица);
• объединения — предприятия, фирмы, акционерные общества, поставляющие товары или выполняющие услуги с целью получения дохода, прибыли;
• правительство (государство) — бюджетные организации, осуществляющие регулирование экономики.
Объекты рынка — материальные и нематериальные блага,
факторы и средства производства, вовлеченные в отношения купли-продажи.
Принципы функционирования рыночной экономики:
экономическая свобода участников рыночной экономики;
многообразие форм собственности;
примат потребителя (производство для потребителя);
наличие инфраструктуры производства и потребления;
рыночное ценообразование (на основе спроса и предложения);
конкуренция в различных формах;
государственное регулирование рынка и рыночных отношений (с помощью государственных программ, налогообложения, финансово-кредитной и банковской системы);
открытость экономики - свободное осуществление хозяйственными организациями и предпринимателями внешнеэкономических операций;
саморегулирование хозяйственной деятельности через рыночный механизм;
договорные отношения между взаимодействующими экономическими субъектами. Функции рынка
• регулирующая — регулирует спрос и предложение через механизм цен;
• стимулирующая — стимулирует внедрение научных и технических разработок, снижение затрат на производство продукции, повышение ее качества, расширение ассортимента;
• информационная — дает необходимую информацию хозяйственным субъектам (фирма постоянно сверяет собственное производство с меняющимися условиями рынка);
• посредническая — дает возможность покупателю выбирать оптимального поставщика продукции, а продавцу — наиболее подходящего покупателя;
• санирующая — избавляет общественное производство от нежизнеспособных фирм и поощряет развитие эффективных, перспективных фирм;
• социальная — дифференцирует субъектов рынка.
Рыночная экономика способствует:
• удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг. Любой хозяйствующий субъект, писал А. Смит, «не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес... преследует лишь собственную выгоду, причем невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится к этому».
• свободе выбора и действий потребителей и производителей;
• эффективному распределению ресурсов в соответствии с потребностями общества;
• гибкости и высокой адаптивности к изменяющимся условиям;
• максимальному использованию достижений и стимулированию научно-технического прогресса;
•невозможности возникновения хронического дефицита. Неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитного продукта, тем самым снимая проблему дефицита;
• созданию стимулов к труду.
Негативные черты рыночной экономики:
• монополизация рынка ведет к ограничению конкуренции, падает эффективность распределения ресурсов;
• рыночная система обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды рынок;
• рынок не обеспечивает социальной справедливости; неравенство в доходах также ведет к неэффективному распределению ресурсов;
• рынку присущи такие негативные экономические явления, как инфляция, безработица, цикличность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.