Рынок. Преимущества и недостатки

  • docx
  • 20.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рынок. Преимущества и недостатки.docx

Понятие рынка, его функции, преимущества и недостатки

Рынок - система экономических отношений, складывающих­ся при купле-продаже товаров.

Сущность рынка

механизм взаимодействия покупателей и продавцов на ос­нове спроса и предложения;

в узком значении — отношения между покупателями и продавцами при купле-продаже в определенное время и в конк­ретном месте на основе спроса и предложения;

в широком значении — система воспроизводства, осуществ­ляемая под воздействием спроса и предложения;

сфера обмена внутри страны и между странами, связыва­ющая между собой производителей и потребителей продукции и услуг.

Условия возникновения рынка:

общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, возникновение купечества; затем дробление отраслей, а также специализация производства;

экономическая обо­собленность и самостоятельность производителя; частная собственность, производитель сам решает, какую продукцию и как производить, кому и где ее продавать.

Существуют десятки определений рынка, каждое из которых акцентирует внимание на той или иной его стороне:

рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться;

рынок — это система, в которой решения о распределении ограниченных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей людей, принимаются самими потребителями и производителями;

рынок – это механизм, посредством которого покупатели и продавцы взаимодействуют для установления цен и количества товаров и услуг

рынок — совокупность отношений товарного обмена, механизм взаимодействия продавца и покупателя, сфера обмена внутри страны и между странами.

Рынок — это система отношений обмена, устанавливающих непосредственную  связь между покупателем (потребителем) и продавцом (производителем).

Субъекты рынка — участники рыночных сделок (купли-продажи):

домашние хозяйства — собственники и поставщики факторов производства,  предприниматели (физические лица);

объединения — предприятия, фирмы, акционерные общества,  поставляющие товары или вы­полняющие услуги с целью получения дохода, прибыли;

правительство (государство) — бюджетные организации, осуществляю­щие регулирование экономики.

Объекты рынка — материальные и нематериальные блага,

факторы и средства производства, вовлеченные в отношения купли-продажи.

Принципы функционирования рыночной экономики:

экономическая свобода участников рыночной экономики;

многообразие форм собственности;

примат потребителя (производство для потребителя);

наличие инфраструктуры производства и потребления;

рыночное ценообразование (на основе спроса и предложе­ния);

конкуренция в различных формах;

государственное регулирование рынка и рыночных отноше­ний (с помощью государственных программ, налогообложения, финансово-кредитной и банковской системы);

открытость экономики - свободное осуществление хозяйствен­ными организациями и предпринимателями внешнеэкономических операций;

саморегулирование хозяйственной деятельности через рыночный механизм;

договорные отношения между взаимодействующими экономическими субъектами. Функции рынка

регулирующая — регулирует спрос и предложение через механизм цен;

стимулирующая — стимулирует внедрение научных и технических разработок, снижение затрат на производство продукции, повышение ее качества, расширение ассортимента;

информационная — дает необходимую информацию хозяй­ственным субъектам (фирма постоянно сверяет собственное производство с меняющимися условиями рынка);

посредническая — дает возможность покупателю выбирать оптимального поставщика продукции, а продавцу — наиболее подходящего покупателя;

санирующая — избавляет общественное производство от не­жизнеспособных фирм и поощряет развитие эффективных, перс­пективных фирм;

социальная — дифференцирует субъектов рынка.

Рыночная экономика способствует:

удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг. Любой хозяйствующий субъект, писал А. Смит, «не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес... преследует лишь собственную выгоду, причем невидимой рукой направляется к цели, ко­торая совсем не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится к этому».

свободе выбора и действий потребителей и производителей;

эффективному распределению ресурсов в соответствии с потребностями общества;

гибкости и высокой адаптивности к изменяющимся условиям;

максимальному использованию достижений и стимулированию научно-технического прогресса;

невозможности возникновения хронического дефицита. Неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитного продукта, тем самым снимая проблему дефицита;

созданию стимулов к труду.

Негативные черты рыночной экономики:

монополизация рынка ведет к ограничению  конкурен­ции,  падает эффективность распределения ресурсов;

рыночная система обладает низкой способностью к сохра­нению невоспроизводимых  ресурсов, охране окружающей среды рынок;

 • рынок не обеспечивает социальной справедливости; неравенство в доходах также ведет к неэффективному рас­пределению ресурсов;

рынку присущи такие негативные экономи­ческие явления, как инфляция, безработица, цикличность.