С.А. Есенин. Мелодичность стихотворений поэта

  • docx
  • 27.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала С.А. Есенин Мелодичность стихотворений поэта.docx

Тема. С.А. Есенин. Мелодичность  стихотворений поэта

Цели урока:

1.     Познакомить  со стихотворениями C.A. Есенина, где ярко прослеживается идея гуманизма.

2.     Совершенствовать навык выразительного чтения наизусть, навык работы с различными лексическими словарями.

3.     Продолжить работу над анализом художественных образов, закрепить изученные тропы на примере новых поэтических произведений.

4.     Выучить формулировки таких понятий как гуманизм, человечность, сострадание, деятельный гуманизм.

5.     Совершенствовать иллюстративные навыки работы над произведением и навыки работы с толковыми и литературными словарями.

 

Ход урока

 C.A. Есенин очень чутко относился ко всему происходящему. Он – гениальный художник слова и великий гуманист. Поэт умел видеть большое в малом и пробуждал в душах даже самых черствых людей добро и тепло, отзывчивость и сострадание.

Показ презентации.

A.H. Толстой писал о Есенине: «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души» 

    С.A. Есенин очень чутко чувствовал природу и видел ее красоту в любое время года, он понимал и пытался донести до каждого из нас мысль о том, что человек живет на земле, чтобы беречь ее нетленность, чтобы любить даже «пташку малую». Поэт передавал эти чувства, умело используя поэтические выразительные средства, тропы. А какие вы тропы знаете?

Предполагаемые ответы учащихся. Даются полные определения с примерами.                                                                                                                   Эпитеты – ...                                                                                                               Метафоры – ...                                                                                                               Сравнения – ...                                                                                                                Антитеза – ...

    Давайте послушаем стихотворение «Поет зима – аукает» и попытаемся понять его смысл, идею, а также найти, при помощи каких средств автор воплощает ее.                                                                                                                            Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает 
Стозвоном сосняка. 
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую 
Седые облака.

А по двору метелица 
Ковром шелковым стелется, 
Но больно холодна. 
Воробышки игривые, 
Как детки сиротливые, 
Прижались у окна.

Озябли пташки малые, 
Голодные, усталые, 
И жмутся поплотней. 
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным 
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные 
Под эти вихри снежные 
У мерзлого окна. 
И снится им прекрасная, 
В улыбках солнца ясная 
Красавица весна. (1910)

 

-Как вы думаете, ребята, кто является героями этого стихотворения?

Воробышки.

-А для кого написал автор это произведение?

Для разных читателей: взрослых, детей, подростков.

- С какой целью?

Пробудить чувство сострадания, сочувствия. Каждый читатель должен пожалеть этих птичек                                                                                                        - Разве только пожалеть?

Нет. Люди должны покормить этих птиц и помочь им пережить зиму, чтобы мы могли вместе с ними встретить весну.

-А, по вашему мнению, с чего начинается приход весны?

 Весна начинается с таяния снега, с набухания почек на деревьях, с прилета птиц, с веселого чириканья воробьев.

- Ребята, а с кем сравнивает автор воробышков?

С малыми детками.

-При помощи каких эпитетов C.A. Есенин про6уждает в нас сочувствие, сострадание к этим птичкам?

«Пташки малые, голодные, усталые».

-А какие два времени года противопоставляет автор в произведении?

Зиму и весну.

-Ребята, прочитав это стихотворение, что вы можете сказать о душевных качествах автора?

С.А. Есенин добрый, отзывчивый, сердечный, человечный.

 

   А теперь давайте послушаем еще одно стихотворение C.A. Есенина «Лисица» (на экране изображение лисички). Он написал его в 1916 году, когда ему был 21 год, через шесть лет после стихотворения «Поет зима – аукает».

 

Лисица.

На раздробленной ноге приковыляла,
У норы свернулася в кольцо.
Тонкой прошвой кровь отмежевала
На снегу дремучее лицо.

Ей все бластился в колючем дыме выстрел,
Колыхалася в глазах лесная топь.
Из кустов косматый ветер взбыстрил
И рассыпал звонистую дробь.

Как желна, над нею мгла металась,
Мокрый вечер липок был и ал.
Голова тревожно подымалась,
И язык на ране застывал.

Желтый хвост упал в метель пожаром,
На губах — как прелая морковь...
Пахло инеем и глиняным угаром,
А в ощур сочилась тихо кровь. (1915)

 

-Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Жалость к лисице, желание ей помочь.

-Ребята, а кроме лисицы вы еще какие-нибудь образы увидели в стихотворении?

Лисята. Охотник.

-Расскажите о них. Какими вы их себе представляете.

-Какое чувство вы испытываете к человеку, подстрелившему лисичку?

Ненависть.

-Чтобы вы хотели сказать ему, охотникам, убивающим животных ради забавы?

   Вот и подошел к концу наш урок. Я думаю, вам пришлось сегодня о многом задуматься, и будет очень хорошо, если вы стали чуточку взрослее, мудрее и, конечно же, добрее. Мне 6ы хотелось, чтобы вы всегда находили в своей душе ту искру добра, которую хотел видеть в своих читателях Сергей Александрович Есенин.

Интегрированное домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение Есенина.