САМОАНАЛИЗ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ( 6-7 лет)
Занятия проводила с детьми подготовительной группы, присутствовало 7 человек. У детей группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко шли на контакт с новым посторонним воспитателем. Они умеют слушать и слышать воспитателя.
ТЕМА занятия: «Волшебная шкатулка»
Это занятие комплексное, оно сочетает в себе образовательные области:
· Художественно-эстетическое развитие.
· Познавательное развитие
· Речевое развитие
· Физическое развитие
Разрабатывая данный конспект занятия, прежде всего, учитывала возрастные, психологические, индивидуальные особенности детей подготовительной группы. Учитывая всё это, я наметила цель и задачи, содержания занятия, определила форму проведения, методы и приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.
Цель: Создание условий для развития любознательности и творческих способностей детей через формирование представлений о первичных навыках шитья.
Мною были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
Формировать представления детей о том, что научиться шить – это хорошо.
Обобщать знаний детей о предметах ,предназначенных для шитья.
Знакомство с правилами при работе с иглой и ножницами.
Познакомить детей с приёмом шитья « вперёд иголка»
Развивающие:
Развивать умение детей отвечать на вопросы, обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать творческие способности, внимание, память, мышление.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, терпение, бережное отношение к своей поделке.
Мною было подготовлено оборудование: шкатулка, ножницы, нитки мулине, шерстяные, нитки на катушке, игольница с иголкой, картон с дырочками, напёрсток. Прямоугольные полоски из цветного картона с дырочками , заготовки для подарка с дырочками и набором ниток.
Организованная образовательная деятельность была построена на основе Технологии деятельностного метода «Ситуация»
(Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда и название технологии – «Ситуация», так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети».)
и состояла из 6 частей взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов.
Этапы занятия
В ходе занятия я использовала наглядные и словесные и практические приёмы , направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целями занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволило предотвратить утомляемость и пресыщаемости каким-то одним видом деятельности. Заинтересованность была в том, что бы научиться шить нужно знать что для этого нужно и какие действия необходимы. Во время занятия использовался демократический стиль общения, выслушивались ответы каждого ребенка, побуждались к высказыванию дети нерешительные.
Занятие состояло из 6 частей
1. Введение в ситуацию
На этом этапе создала условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Для этого я, включила детей в беседу, связанную с их жизненным опытом и личностно значимую для них. Источником формирования ситуации стал рассказ Н.Носова « Заплатка» Эмоциональное включение детей в беседу позволило мне плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы занятия.. Ключевыми фразами завершения этапа являлся вопрос : «А вы хотите научиться шить?» Т.о я целенаправленно формирую у детей веру в собственные силы. В результате ребенок усваивает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!».
Таким образом, на этапе «Введение в ситуацию» полноценно включила методологически обоснованный механизм мотивации («надо» – «хочу» – «могу»).
Далее на 2. Этапе «Актуализация знаний и умений» целенаправленно актуализировала мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для нового «открытия»т.е познакомила детей с материалами и оборудование которые необходимы что бы научиться шить .А так же сформировала опыт понимания безопасности работы во время шитья.
На этапе 3. «Затруднение в ситуации» была смоделирована ситуация, в которой дети столкнулись с затруднением в деятельности: для того чтобы научиться шить ,нужен определенный навык для работы с иголкой, но оказывается их можно заменить картоном и «шить без иголки» .Данный этап стал ключевым, так как ребенку только предстояло «открыть» действие, которого на данный момент у него пока еще отсутствует.
Это алгоритм шва «вперёд иголка» На базе данного опыта («мне надо узнать») появилось у детей, с моей с точки зрения, формирование умения научиться – вопрос: «Что сейчас мы узнаем?»
Этап 4 «Открытие» нового знания (способа действий Глядя на мнемосхему алгоритма шитья по картону, произвели в воздухе действия рукой. Таким образом, дети получили опыт выбора способа преодоления затруднения, для того чтобы научиться шить, можно шить не только по ткани, но и картону.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка На данном этапе я предложила деятельность, в которой применим новый способ шитья- по картону без иголки.
При этом я обращаю внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»).
Здесь же дети используют опыт самоконтроля своих действий по мнемосхеме.
Этап 6. Осмысление В заключительной части занятия с помощью вопросов Чем мы занимались сегодня? Что нового узнали? Чему научились? Как вам это удалось? Что делали чтоб у вас получилось шить без иголки? Что вам помогло в вашей работе? Подвела детей к выводу, что они пробовали научиться шить без иголки попадая в дырочки картона не пропуская не одной, потому что были внимательны, терпеливы и аккуратны.
Рефлексия: Дарю всем детям заготовки открыток к 8 марта и нитки, чтобы дети закрепили полученные навыки самостоятельно.
Думаю,что этапы занятия «открытия» нового знания в технологии «Ситуация»вызвали интерес у детей и активность была достаточно высокая. Дети были активны, проявляли интерес к деятельности, предложенной педагогом, легко включались в работу, работали в заданном темпе, были ориентированы на общение с педагогом, что способствовало развитию познавательного интереса детей. Причиной успешного проведения занятия, я считаю, была заинтересованность детей .Дети были очень активны, на протяжении всего занятия, они были очень позитивно настроены, с радостью выполняли все задания, отвечали на вопросы воспитателя полными предложениями. Могли высказывать свои мнения. Ребятишки меня порадовали тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалось на протяжении всего занятия и в практической части занятия.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной. Об этом можно судить по ответам и действиям детей, по интересу и желанию выполнять задания. Поставленные задачи удалось реализовать полностью, благодаря созданной творческой атмосфере.
Подводя итог, я хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.