Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ясли-сад №167 комбинированного типа»
г.Макеевки
Проект по конструированию
Тема: «Волшебный мир оригами»
Выполнила:
воспитатель
Надольная Елена Геннадиевна
г. Макеевка
2024 г.
Актуальность проекта:
- развитие моторики рук, точности движений, умения работать сознательно;
- улучшение концентрации внимания;
- поощрение запоминания информации, навыка выполнения устных инструкций;
- совершенствование навыков работы и аккуратности;
- создание драматических игровых ситуаций, способствующих развитию речи у детей, развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.
Главная цель проекта - развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью оригами.
Тип проекта : творческий.
Задачи:
- Знакомство детей с техникой оригами, основными элементами;
- Обучение навыкам самостоятельного создания простых моделей оригами для использования в театре;
- Обучение чтению схем;
- Развитие всех аспектов речи, грамматики, диалогической речи через использование оригами;
- Развитие познавательных процессов - восприятия, внимания, памяти и логического мышления;
- Создание условий для самостоятельной творческой и театральной деятельности;
- Использование оригами в играх, спектаклях и настольном театре;
- Развитие художественного вкуса через создание поделок.
Вид проекта: групповой
Задачи:
1. Познакомить детей с техникой оригами, базовыми формами;
2. Учить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами для использования в театральной деятельности;
3. Научить «читать» пооперационную карту;
4. Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, навыки общения через использование поделок оригами;
5. Развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
6. создать благоприятные условия для самостоятельной конструктивной и театрализованной деятельности;
7. Использовать поделки оригами в самостоятельных играх детей, в постановке спектакля, в настольном театре;
8. Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок;
Участники проекта: Дети старшей логопедической группы.
Продолжительность: долгосрочный (проект осуществляется на один ученый год).
результаты для детей:
- дети ознакомились с свойствами и характеристиками бумаги
- изучили методы использования технологических карт при работе с бумагой
- дети усвоили навыки аккуратного складывания и гибки бумаги, тщательного выравнивания линий складок
- творческие способности детей и мелкая моторика рук развиты благодаря процессу работы
- использование собственных изделий в играх на самостоятельном уровне, в театральной деятельности
результаты для родителей:
- знакомство родителей с различными методами работы с бумагой в технике оригами и стимулирование технических навыков в совместной деятельности с детьми
результаты для педагогов:
- организация развивающей предметно-пространственной среды
- создание информационной базы для детей (занятия, беседы и др.) и родителей (брошюры, консультации, памятки)
- обеспечение условий для проведения занятий
В проекте выделены три этапа:
Первый - подготовительный
содержание подготовительного периода включает в себя следующие мероприятия:
- работа с детьми над созданием детского центра активности, используя методику «оригами»
- консультации с педагогами на тему «основные принципы оригами».
- консультации с родителями о конструктивной деятельности в старших группах дошкольного возраста
- работа с детьми по подбору иллюстраций, отображающих модели оригами,
- просмотр презентации «основные принципы оригами» с педагогами
- посещение с детьми выставки настольного театра из оригами.
- оказание помощи педагогам и специалистам в организации детского центра активности по оригами.
- просмотр презентации «основные принципы оригами» вместе с детьми.
- совместная работа с педагогами над изготовлением образцов поделок из оригами.
- далее предстоит работа с детьми:
- чтение художественной литературы
- диагностика старших детей по конструктивной деятельности
- знакомство со специфическими терминами и условными обозначениями (сверкание «долиной», «холмом», «молнией», намечание линии, изгибание наружу и т. д.)
Второй этап – основной.
1. Вместе с детьми изучаем шаблоны для создания поделок в стиле оригами.
2. С педагогами организуем мастер-класс по созданию оригами.
3. Дети знакомятся с техникой оригами, педагоги проводят уроки по двум видам бумагоплетения (оригами).
4. Обсуждаем с детьми историю и развитие оригами, сотрудничаем с детской библиотекой для получения методической литературы.
5. Готовим поделки для настольных театров: "колосок", "елочка".
6. Создаем поздравительные открытки на день воспитателя, день пожилого человека, дни рождения (новый год, 23 февраля, 8 марта).
7. Проводим занятия по бумажному конструированию (оригами):
ü "квадрат",
ü "двойной квадрат",
ü "книжка",
ü "дверь",
ü "дом",
ü "треугольник",
ü "блин",
ü "воздушный змей",
ü "бомбочка",
ü "рыба",
ü "катамаран",
ü "лягушка",
ü "птица" и делаем поделки на основе этих форм.
8. организация занятий по общению: представление своего творения;
9. обучающие игры: игра "найди аналог" для закрепления математических понятий: цвета, формы, размера.
10.упражнение на сопоставление для ориентировки на плоскости фигур квадрата и треугольника, расположенных по различным сторонам (углам) – левой, правой, верхней, нижней, в центре, по середине.
11. активные игры с использованием оригами из игрушек: "кораблики", "зонтики", "цветы", "колосья".
12. создание подвижных игрушек для игр на улице из оригами: вертолеты, самолеты, кораблики, лодки, пароходы.
Третий этап – финальный.
- Цель этапа – проверка и оценка результатов применения педагогической системы для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством оригами.
- занятия с детьми: "пилотки на 9 мая", "елочная игрушка".
- Участие педагогов в мастер-классе в рамках родительского клуба на тему "ель".
- диагностика результатов работы с проектом с детьми.
- организация праздника "весна пришла" с участием выставки "цветов для мамы".
Ожидаемый результат:
- умение работать с операционной картой и применять полученные знания самостоятельно;
- знание специальных терминов и символов для создания изделий;
- знание основных форм для изготовления изделий;
- понимание геометрических понятий (угол, сторона, диагональ, центр и другие);
- умение ориентироваться на плоскости с размещением квадрата и треугольника по-разному;
- понимание математических отношений: цвета, формы, размера;
- точные движения пальцев;
- развитие креативной речи;
- выразительное общение между детьми;
- умение анализировать;
- аккуратное выполнение заданий.
Приложение 1
Перспективный план 2023-2024 г.
месяц |
Тема недели |
Тема занятия |
Цели занятия |
сентябрь |
|
Введение в предмет, знакомство с японским искусством «оригами».
|
- познакомить с японским искусством складывания фигурок из бумаги - оригами. - познакомить с историей японской культуры |
|
Знакомство с бумагой и приемы работы с ней.
|
-выявить умение детей распознавать и называть геометрические
фигуры; |
|
Детский сад
|
"Давайте поиграем "
|
- заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в стиле
оригами, |
|
Игрушки
|
«книжка»
|
-Учить сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. - развивать глазомер |
|
|
|
- учить изготавливать новые поделки в стиле оригами, используя
знакомый - развивать глазомер
|
|
октябрь |
Осень
|
«Клиновый лист»
|
- повышать интерес к занятиям через игру; |
Овощи
|
«Баклажан»
|
- повышать интерес детей к изготовлению поделок в стиле
оригами;
|
|
Фрукты |
«Бананы»
|
- учить детей самостоятельно определять базовую форму для начала работы; - вызвать чувство радости от проделанной работы, которой смогут любоваться другие люди; - расширять словарный запас, развивать объяснительную речь. - воспитывать умение работать в коллективе; |
|
Домашние животные |
«Собачка кошка»
|
Учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов- закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки; - воспитывать аккуратность ; - развивать глазомер . |
|
ноябрь |
Мой город. Дом
|
«Дом»
|
- продолжать учить детей делать новую игрушку,
складывая квадрат в разных |
Одежда, обувь, головные уборы
|
«Шлем викинга»
|
- закреплять умение складывать квадрат в разных направлениях; - приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания; - воспитывать аккуратность; -обогащать эмоциональную сферу и словарь.
|
|
Дикие животные
|
"Лисичка" |
- продолжать учить детей мастерить игрушки в стиле оригами; - развитие глазомера, мелкой моторики рук; - воспитание усидчивости и аккуратности |
|
Наши пернатые друзья |
" Журавлик |
- познакомить детей с новым способом складывания бумаги; - закрепить умение следовать инструкции педагога; - развивать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев рук под контролем сознания; - расширять словарный запас. |
|
декабрь |
Зима
|
Снеговик |
-Учить соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. -воспитывать усидчивость, самостоятельность; - развивать глазомер. |
Зимние забавы
|
Снежинка на ёлку"
|
- вызвать у детей желание самостоятельно украсить группу К новогоднему празднику; -продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приемы складывания бумаги; - развивать конструктивное мышление, фантазию; - воспитывать аккуратность. |
|
Моя семья
|
Коробочка для подарков" |
- повышать интерес к занятиям оригами через игру; - учить делать игрушку , складывая квадрат в разных направлениях; - вызывать у дошкольников желание помогать слабым ; - помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата; - укреплять мелкие мышцы рук. |
|
Новый год
|
«Елочка»
|
- создать хорошее настроение к новогоднему празднику; |
|
январь |
Профессии
|
" Веер
|
- Учить складывать гармошкой из прямоугольников веер - воспитывать усидчивость - развивать мелкую моторику рук; - воспитывать умение работать в коллективе |
Мой город |
«Фигурка голубя» |
-продолжать учить детей делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; - закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки; - воспитывать усидчивость, самостоятельность; - развивать глазомер. |
|
февраль |
Неделя ПДД
|
"«Гоночный автомобиль»
|
- закрепить умение делать фигурки в стиле оригами, используя уже известные базовые формы; - совершенствовать навыки работы с ножницами; - воспитывать самостоятельность, усидчивость. |
|
Транспорт Водный
|
"Парусник"
|
- закрепить умение делать фигурки в стиле оригами,
используя уже известные базовые формы; |
|
День защитника отечества
|
"Чудесное превращение бумажного листа"
|
-продолжать знакомить ребят с историей искусства
оригами; |
март |
Мамин праздник
|
"Тюльпаны для мамы"
|
- познакомить детей с новым способом складывания бумаги; |
|
Весна
|
Панно «хризантемы».
|
- учить детей самостоятельно «читать» пооперационную
карту; |
|
Деревья
|
"Елочка"
|
-закрепить умение делать фигурки в стиле оригами, |
|
Птицы перелетные
|
Грач
|
- познакомить детей с новым способом складывания бумаги; |
апрель |
Человек. Его тело
|
"Маски для сказки"
|
- закрепить умение детей мастерить поделки из бумаги |
День космонавтики
|
"Ракета"
|
- учить детей складывать фигурку оригами по словесной
инструкции |
|
Насекомые
|
"Бабочка и лягушка"
|
- повышать интерес детей к занятиям оригами,
используя игровые приемы; |
|
Книги. Труд библиотекаря
|
Записная книжка |
- продолжать развивать интерес к изготовлению фигурок в
стиле |
|
май |
Сад, парк, луг - наше богатство
|
Бабочка коллективная работа «На лугу»
|
- совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; |
День победы
|
"Пилотка"
|
- познакомить детей с изготовлением поделки в стиле
оригами из прямоугольного листа бумаги; |
|
Рыбы
|
Рыбки в аквариуме"
|
- продолжать учить детей мастерить игрушки в стиле оригами; - развитие глазомера, мелкой моторики рук; - воспитание усидчивости и аккуратности. |
|
Времена года |
Итоги года. Выставка детских работ. |
-подвести итог работы за год - закрепить знания детей об оригами - вызвать у детей радостное настроение в ожидании выставки - привлечь детей и воспитателей других групп к детской продуктивной и игровой деятельности "Оригами". |
Приложение 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Базовые формы
В оригами существует около 10 базовых форм, служащих основами для множества разных фигурок. Таким образом, в пособии различные фигурки имеют общее начало работы – одинаковые первые действия, приводящие к определенной заготовке.
Книжечка.
Согните квадрат пополам, совмещая противоположные стороны.
Дверь.
1. Согните квадрат пополам, совмещая противоположные стороны.
2. Разогните и снова согните к середине квадрата.
Треугольник (Косынка).
Согните квадрат пополам, совмещая два противоположных угла .
Воздушный змей (Мороженое).
1. Перегните квадрат: согните, совмещая два противоположных угла, затем разогните.
2. Опустите верхние стороны к линии перегиба.
Блин.
1. Равносторонний лист бумаги дважды сложите по диагонали, наметив пересекающиеся линии;
2. каждый угол сложите в направлении центра листа, соприкасаясь «носом» с другими тремя.
Дом.
1. Квадратный лист дважды сложите пополам, наметив линии;
2. разверните лист;
3. боковые стороны квадрата сложите к средней намеченной линии;
4. верхние слои бумаги раскройте вправо и влево, а затем расплющите.
Двойной квадрат.
1. Перегните квадрат по средним линиям и переверните его.
2. Перегните по двум диагоналям и снова переверните квадрат.
3. Надавите в центр и соберите все четыре уголка вместе, сгибая бумагу по намеченным линиям.
Двойной треугольник.
1. Согните квадрат «книжкой», совмещая противоположные стороны.
2. Согните прямоугольник, совмещая короткие стороны.
3. Раскройте «карман» и расплющите его, вытягивая в сторону нижний угол первого слоя бумаги.
4. Переверните работу.
5. Раскройте и расплющите второй «карман».
6. На месте центра квадрата появляется угол, называемый глухим, так как из него нет выхода.
Птица.
1. выполните базовую форму оригами «Треугольник»;
2. сложите заготовку «долиной» вправо, а верхний слой отогните «горой» влево;
3. заготовку переверните;
4. согните заготовку вправо «долиной» и влево «горой». Все углы сложите к центру;
5. разогните углы;
6. раскройте заготовку, отгибая на себя ее верхний слой;
7. полученную основу переверните. Наметьте новые складки и раскройте их, отгибая верхний слой на себя.
Лягушка.
1. выполните базовую форму «Квадрат»;
2. с каждой стороны наметьте линии путем отворота бумаги влево к центру заготовки. Расплющите;
3. повторите операцию с другой стороны заготовки;
4. по указанным линиям произведите отворот вправо и расплющивание;
5. повторите действие с обратной стороны;
6. наметьте новые складки;
7. верхние боковые стороны уложите к середине, а после этого выполните нижнюю складку «долина»;
8. повторите операцию с другой стороны заготовки;
9. работу перелистните и повторите с другой стороны точно такое же складывание.
Катамаран.
1. наметьте на листе четыре линии: две по диагонали, две крестообразно;
2. все углы сложите к центру, а затем разверните обратно;
3. сложите к центру стороны, выполните две складки «долины»;
4. каждый угол вытяните изнутри.
Рыба.
1. квадратный лист бумаги сложите по диагонали;
2. полученную базовую форму в виде треугольника распрямите;
3. боковые стороны квадрата сложите к диагональной линии;
4. верните лист в исходное состояние. Повторите действия на противоположном уголке;
5. наметив все диагонали, изделие сложите по указанным на рисунке линиям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.