Самоанализ
урока немецкого языка
В 7в классе в немецкой группе обучается 3 учащихся. Все учащиеся начали изучать немецкий язык по прибытии в училище. Дома уроки немецкого языка они не посещали, поэтому изучение немецкого языка в 5 классе все начали с алфавита. Понкратенков А., Чистяков А. имеют средний уровень обученности. Трудно усваивает учебный материал Кудря Е., но хочу отметить, что группа достаточно организованная и дисциплинированная. На уроках они работают всегда активно, заинтересованно, проявляют положительную мотивацию к учению. Учащиеся легко вступают в контакт с учителем, друг с другом, относятся к друг другу доброжелательно. Во время работы в группе сотрудничают друг с другом, вступают в диалог, отстаивают своё мнение.
На изучение немецкого языка в 7 классе по учебному плану отводится 3 академических часа в неделю.
Для проведения урока немецкого языка были использованы следующие технические средства: компьютер, проектор, программное обеспечение: программа для создания презентаций Power Point; презентация, демонстрационный материал (карточки), учебник.
Данный урок немецкого языка является № 20 в системе уроков по теме «Was nennen wir unsere Heimat? Что мы называем нашей Родиной?» Тема урока: «Защита проекта « Meine Heimat»» и опирается на знания учащихся, полученные ими на предыдущих уроках в рамках изучаемой темы.
Урок ориентирован на контроль умений и навыков иноязычной речевой деятельности: говорения (монологической речи), аудирования.
Исходя из особенностей класса и темы урока, были определены цели и задачи урока.
Цели урока:
Деятельностная цель:
создать условия для формирования у учащихся способностей, позволяющих осуществлять контроль, обучения различным способам самоконтроля .
Содержательная цель:
проверка знаний, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Данные цели урока соответствуют его типу и требованиям программы обучения иностранному языку для 7 класса.
Из данных целей урока вытекают следующие задачи:
Задачи урока
Образовательные:
Создать условия для
· составлять связный монологический рассказ по теме;
· применять изученную лексику и грамматику в новой ситуации
Развивающие:
Способствовать развитию
логического мышления, внимания, памяти, общего кругозора учащихся средствами иностранного языка
Воспитательные:
Способствовать воспитанию
· чувства любви к своей Родине, гордости быть русским ,
· интереса к изучению иностранного языка,
· доброжелательного отношения к одноклассникам,
приобщать учащихся к культуре и истории своей страны
Урок нацелен на формирование следующих УУД:
Предметные:
Учащиеся
поверят умение применять приобретенные знания, умения и навыки в знакомой и новой ситуациях:
• употреблять в речи изученную по теме лексику и грамматику;
· строить монологическое высказывание о своей малой родине;
научатся
· воспринимать текст на слух
Метапредметные:
Личностные:
формирование навыков самоанализа и самоконтроля
Регулятивные:
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Познавательные:
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Коммуникативные:
осуществлять самоконтроль, коррекцию, оценивать свой результат
· построение логической цепочки рассуждений;
· умение преобразовывать информацию из одной формы в другую
Межпредметные связи: русский язык, история, география.
По типологии представленный урок является уроком развивающего контроля и состоит из следующих этапов:
1. Организационный момент.
2. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности. Целеполагание.
3. Фонетическая зарядка.
4. Этап актуализации и пробного учебного действия. Речевая
зарядка.
5. Этап локализации индивидуальных затруднений, построения проекта коррекции выявленных затруднений.
6. Этап реализации построенного проекта.
7. Этап обобщения затруднений во внешней речи. Контроль монологической речи по теме. Представление проекта.
8. Динамическая пауза.
9. Этап решения заданий творческого уровня.
10. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности. Итоги урока. Домашнее задание.
1. Организационный момент, цель которого - проверка готовности к
уроку, создание положительного эмоционального настроя на работу учащихся в ходе урока, атмосферы языкового общения. Считаю, что беседа о погоде и настроении, проведённая в начале урока, удачно «переключает» учащихся на предмет «немецкий язык» и мотивирует к учебной деятельности.
2. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной
деятельности. Целеполагание.
Цель данного этапа:
обеспечение мотивации, принятия учащимися целей учебной деятельности, определение темы и задач урока, выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к контрольно-коррекционной деятельности.
Здесь учащиеся самостоятельно, по данным на экране словам, определили тему урока, сформулировали цели и задачи урока каждый лично для себя, которые были уточнены учителем, и внутренне подготовились к контрольно- коррекционной деятельности.
3. Фонетическая зарядка.
Целями данного этапа были подготовка учащихся к иноязычной речевой деятельности: настройка артикуляционного аппарата, совершенствование фонетических умений и произносительных навыков, правильного интонационного оформления речи, которые были достигнуты через работу со стихотворением, пословицей, что помогло мне стимулировать познавательную мотивацию учащихся, создать творческую атмосферу на уроке, сделать урок интересным и увлекающим. В фонетическом аспекте стихотворение было использовано с целью работы над произношением как отдельных звуков, так и интонацией предложения. Учащиеся с интересом отрабатывали произношение, работали со стихотворением и пословицами, подбирая эквивалент.
4. Этап актуализации и пробного учебного действия.
Речевая зарядка.
Цель : создание условий для структурирования знаний: актуализации наиболее сложных вопросов изученной темы (повторение известных им ЛЕ, РО по изучаемой теме «Что мы называем нашей Родиной?», установления правильности и осознанности изученного материала. Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.
На данном этапе учащимся было предложено выполнить упражнения:
- Дополните предложения, данными ниже прилагательными, употребив их с правильными окончаниями.
- «Что не подходит?», при выполнении которого учащимся следовало объяснить свой выбор и помогло учащимся выявить пробелы в знании изученной лексики по теме.
А затем выполнить самопроверку и поставить себе оценку, что они сделали с особым интересом.
5. Этап локализации индивидуальных затруднений, построения проекта коррекции выявленных затруднений.
Основные цели этапа:
-осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий;
- постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации;
-выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к контролю монологической речи ( презентации проектов).
Учащиеся сформулировали, какие ЛЕ и РО им нужно повторить и выяснили, каким образом они будут это делать (обратиться к словарям, учебникам, рабочим тетрадям, тетрадям), проанализировать выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках. На данном этапе учащиеся определяли эти пробелы лично для себя и искали выход из сложившейся ситуации
6.Этап реализации построенного проекта.
Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Учащимся выполняли упражнения, в ходе выполнения которых отражались итоги их работы над пробелами в знаниях по теме. Ещё раз проверить свои знания им помогли приёмы « Мудрая сова» и «Найди ошибку». Считаю, что учащиеся неплохо справились с заданиями.
7. Этап обобщения затруднений во внешней речи. Контроль монологической речи по теме. Представление проекта.
Цели: закрепление способов действий, вызвавших затруднения, контроль их усвоения, контроль монологической речи, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание ситуации успеха.
На данном этапе учащиеся представляли свои проекты « Моя малая родина»,
где были продемонстрированы принципы дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности к обучению иностранному языку: учащиеся представляли свою работу с учётом их уровня обученности ( 1-ая группа- без опор, 2-грппа –с опорой на слова и выражения).
Практика ещё раз показала, что использование проектной деятельности на уроках немецкого языка является эффективным способом активизации познавательной деятельности и раскрытием творческих способностей и личностного потенциала ученика. Учащиеся с гордостью и интересом представляли свои проекты.
утомления учащихся, снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы, активизация внимания учащихся, повышение способности к восприятию учебного материала.
Приём « Работа с ассоциограммой».
Учащиеся выходили к доске, на которой были размещены слова. Их
задача состояла в том, чтобы их прочитать и дополнить ассоциограмму тем , словом , что для них обозначает слово « Родина».
Упражнение выполнялось под музыку (песня Кати Ростовцевой «Родина моя»).
9. Этап решения заданий творческого уровня.
Основной целью этапа является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, применение знаний в новых условиях.
Учителем было предложено учащимся поработать с кейсом. Учащиеся должны были посоветовать группе туристов, посетить какой- либо город России с учётом их интересов. Это была групповая форма работы, с которой они справились неплохо. Они не только посоветовали посетить город Сураж, но и назвали достопримечательности города, которые они могут посмотреть.
10. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности. Итоги урока. Домашнее задание.
Цель данного этапа: анализ и самооценка учащимися результатов своей деятельности на уроке, рефлексия настроения, деятельности, содержания учебного материала.
В конце урока проведена рефлексия настроения, деятельности , содержания учебного материала. Учащимся предложено оценить своё настроение, работу на уроке, употребив один из фразеологических оборотов, данных на экране и заполнить анкету. Содержание усвоения учебного материала помог оценить приём « Незаконченное предложение». Посредством рефлексии мы увидели результаты урока и положительные эмоции учащихся. Подведены итоги урока с точки зрения выполнения поставленных целей. Определено и прокомментировано домашнее задание. Выставлены оценки.
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока и требованиям ФГОС. Все этапы урока логически взаимосвязаны.
На каждом этапе присутствовали критерии оценки задания и ещё учащиеся заполняли лесенку успеха, что давало им возможность объективно оценить свои возможности, способности, знания и умения.
Данный урок организован в рамках системно-деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС второго поколения, и построен с опорой на следующие дидактические принципы:
- принцип коммуникативной направленности
- принцип деятельности. Учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности.
- принцип минимакса. Учащимся учитель предлагает изучать немецкий язык на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития каждого из них), его усвоение идёт на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
- принцип психологической комфортности. Считаю, что урок прошёл в спокойной доброжелательной обстановке, были сняты все стрессообразующие факторы учебного процесса.
- принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в обучении, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Формы организации учебной работы: сочетание индивидуальной, фронтальной и парной выбраны в соответствии с темой, целями и задачами урока.
Урок строится с учётом соблюдений валеологических требований. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности соответствует норме -7- 10 минут. Темп урока считаю, оптимальным для учащихся данного класса. Уровень изложения материала также соответствует уровню их знаний. Содержание урока соответствует требованиям стандартов. Время работы было распределено рационально. Потери времени не было.
В процессе реализации этапов урока мною использованы элементы следующих технологий:
1. технологии проектной деятельности, когда учащиеся представляли проект «Моя малая родина»
2. Кейс – технологии. Учащиеся работали над кейсом, результатом работы над которым был ответ группе туристов на просьбу посоветовать посетить к-л город, учитывая их интересы.
3. Здоровьесберегающей технологии.
По окончании каждого этапа проводилась рефлексия проделанной работы. Также проводилась динамическая пауза, рефлексия эмоционального состояния (смайлики).
Применение информационных технологий на уроке осуществляется в соответствии с гигиеническими нормами.
На уроке использовалась как репродуктивная, так и поисковая деятельность. Заданий репродуктивного характера: «прочитай», «повтори», «вспомни» меньше, чем заданий и поискового характера: «докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку, эквиваленты, лишнее слово».
Приёмы и методы соответствуют целям урока, содержанию учебного материала, учебным возможностям учащихся. Приёмы, использованные на уроке, направлены на формирование ключевых компетенций и УУД, призваны не только облегчить усвоение материала, но и сделать этот урок максимально познавательным.
Общую атмосферу урока можно назвать доброжелательной и деловой.
Присутствовали взаимное расположение, сопереживание, поддержка, взаимное уважение. Учебная деятельность вызывала у учащихся интерес, активность, понимание материала и его значимости.
Урок был проведен на основе коммуникативного, личностно-ориентированного, системно-деятельностного, социокультурного подходов.
На каждом этапе урока определялись конкретные установки для учащихся и время на выполнение заданий. Оценка достижений учащихся осуществлялась на основе оценки учителя, взаимоконтроля и самоконтроля.
Цели урока были достигнуты, задачи реализованы, что наглядно можно увидеть по активности и оценкам учащихся. Я оцениваю результаты урока как положительные. Учащиеся достаточно уверенно употребляют изученный лексический и грамматический материал в речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.