Самообразование
Оценка 4.6

Самообразование

Оценка 4.6
docx
12.02.2024
Самообразование
Калугин самообразование.docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г. Оренбурга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 «Новые технологии в шахматном образовании»

 

 

 

 

 

 

                                         Автор-составитель:

                                                       Калугин Никита Евгеньевич

                                                                           педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Оренбург

 2024

 

 

Содержание

 

 

 

Введение………………….………………………………………….………….

3

1

Понятие и общая характеристика современных технологий в обучении школьников шахматам………………………………………….

 

4

1.1

Игровая технология…………………………………………………………….

4

1.2

Технология развивающего обучения………………………………………….

4

1.3

1.4

1.5

Технология проблемного обучения……………………………………………

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)……………………

Здоровьесберегающие технологии…………………………………………….

5

5

6

2

Разработка открытого занятия с использованием различных видов технологий ……………………………………………………………………..

 

7

2.1

Разработка открытого занятия ………………………………………………..

7

3

Заключение ……………………………………………………………………..

12

4

Список использованной литературы ………………………………………….

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Игра в шахматы напрямую связана с умственной деятельностью человека, и для успешной игры необходимо постоянно развивать умение производить действия в уме: непрерывно вести расчет вариантов, анализировать и оценивать позицию, составлять план игры.

О важности шахматного образования говорил еще Э. Ласкер. Он высказал важное положение: «Обучение шахматной игре должно быть воспитанием способности самостоятельно мыслить. Умение играть в шахматы не должно быть делом исключительно памяти…». Чемпион мира указывал на важность психологического подхода к игре.

Современное российское образование одно из первых в мире взяло на вооружение шахматы, как учебный предмет. Однако, и в других странах мира, таких как Нидерланды, Италия, Испания, шахматы тоже введены в школьную программу. В странах Дальнего Востока школьным предметом является игра Го. Анализируя опыт шахматного образования этих стран, нужно отметить огромную пользу от систематической игры в шахматы.

Анализ литературных источников показал, что в настоящее время достаточно полно разработаны теоретические основы информатизации образования. Педагогический опыт подтверждает наличие условий для внедрения этих инноваций, то есть оснащение кабинетов учебных заведений дидактической техникой, что позволяет в полной мере использовать информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе.

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время 85 % детей в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, а 20 % из них постоянно выходят в Интернет. Поэтому сегодня интерес к виртуальному получению знаний является мощным мотивом обучающихся к познанию. Основным инструментом является Интернет.

Цель данной работы: изучить новые технологии обучения в образовательном процессе, разработать конспект занятия с их использованием.

Задачи:

• Провести анализ источников информации на предмет выявления особенностей технологий, специфики их моделирования и внедрения в образовательный процесс;

• Выявить роль и место технологий в образовательном процессе;

• Разработать открытое занятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и общая характеристика современных технологий в обучении школьников шахматам

Технологический подход в образовании способствует решению проблемы согласования целей, средств и методов учебного процесса. Соответственно, его реализация требует от педагога дополнительного образования внедрения разнообразных подходов к организации учебно-познавательной деятельности. Использование широкого спектра образовательных технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обучения.

Игра в шахматы напрямую связана с умственной деятельностью человека, и для успешной игры необходимо постоянно развивать умение производить действия в уме: непрерывно вести расчет вариантов, анализировать и оценивать позицию, составлять план игры. При реализации дополнительной общеобразовательной программы мной применяются следующие образовательные технологии:

 

1.1 Игровая технология

На занятиях используются самые разнообразные игры, специально разработанные для группового обучения. Альтернативный сеанс – это сеанс одновременной игры. Это полезный тренинг для всех. Тематические турниры по определенным дебютам, позициям миттельшпиля и эндшпиля.

Свои занятия с группами строю в виде увлекательного путешествия в шахматное королевство, используя сказки, легенды, загадки из книг В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы», «Путешествие в шахматное королевство» и т.д.

 

1.2. Технология развивающего обучения

Эта сложная педагогическая проблема решается последовательно: на первом этапе (начальная подготовка) - путем формирования у ребёнка потребности и способности к саморазвитию, а в группах - за счёт усиления этой способности и создания условий для её максимальной реализации.     Прежде всего - способам самостоятельного достижения знаний.

В анализе сыгранных партий я применяю исследовательский метод в исследовании различных позиций для определения вариантов их разыгрывания, подготовке дебютного репертуара.

Учу юных шахматистов мыслить схемами. Мышление схемами - это оперативное планирование игры, осуществляемое несколькими ближайшими ходами, для достижения оптимальной расстановки шахматных фигур, которая может служить ориентировочной основой действия. Она может служить базой для последующих операций либо оказаться финальной, когда соперник попадает в безвыходное положение или цугцванг, или лишается возможности играть на выигрыш (построение «крепости»).

 

1.3. Технология проблемного обучения

На занятиях создаю проблемные ситуации, что выражается в подборе проблемных заданий. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, его закреплении, контроле. Для достижения поставленных целей я использую следующие методические приемы создания проблемной ситуации:

- учитель подводит учеников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- излагает различные точки зрения шахматных школ на один и тот же вопрос

предлагает учащимся рассмотреть ход с различных позиций;

- побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и практические задания.

 

1.4. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Позволяют сделать учебный процесс более продуктивным, наглядным, насыщенным; дают возможность широкого выбора дидактического материала, тестов, справочного материала.

Использую информационно-поисковую систему «ChessAssistant», российский шахматный портал «Шахматная Планета» (www.chessplanet.ru).

Использование шахматного портала «Шахматная Планета» позволяет обучающимся получать возможность участвовать в регулярных турнирах в режиме реального времени или в заочных турнирах, смотреть партии других участников, обменяться мнениями о шахматных событиях и обсуждать текущие проблемы в чате или конференциях.

ИКТ играет решающую роль в системе адаптивного обучения шахматам и позволяет выполнять функции спарринг-партнера.

В период болезни учащихся практикую дистанционные занятия с помощью скайпа, Если ребенок старше 6 лет, то дистанционные занятия шахматами по скайпу мало чем отличаются от обучения с тренером по шахматам на дому, поскольку полностью достигается «эффект присутствия». Зачастую дети даже быстрее усваивают учебный материал, поскольку чувствуют себя раскованнее в домашней обстановке. Для обучения шахматам по скайпу необходимо установить на компьютер всего лишь две программы: собственно, скайп и скачать клиент программы http://chessplanet.ru/

С применением ИКТ моторная плотность тренировки возрастает до 80% и выше, индивидуализируется тренировочный процесс, что приводит к росту спортивных результатов

Таким образом, для эффективного взаимодействия с учащимися используются цифровые средства дистанционного взаимодействия:

-                     онлайн-сервис Google Форма для быстрых опросов учащихся (или их родителей) с возможностью автоматического получения результатов в требуемой табличной форме, что позволяет уменьшить временные затраты педагога при организации мероприятий;

-                     многофункциональный мессенджер Discord для оказания консультационной помощи учащимся на расстоянии (удаленно) во время подготовки и участия в соревнованиях. Программа Discord совместима со всеми современными устройствами и операционными системами и предъявляет невысокие требования к процессору.

-                     игровые шахматные порталы chessking и lichess для организации игровой практики учащихся.

 

1.5. Здоровьесберегающие технологии

На занятиях слежу за правильностью осанки учеников. Физические упражнения на шахматных занятиях варьирую различным образом, например, в конце занятия на силу фигур могу предложить учащимся попрыгать, присесть и т.п. столько раз, во сколько оценивается та или иная фигура. Или при прохождении шахматного поля змейкой (геометрия доски) использую упражнения для рук и ног.

На занятиях обязательно провожу здоровьесберегающую «минутку релаксации», т.е. предлагаю учащимся выполнить несколько упражнений на расслабление мышц глаз, шеи, плеч, кистей и других частей тела. Провожу дыхательную гимнастику, позволяющую не только развивать дыхательную систему, но и повышать культуру общения.

С целью недопущения перегрузок особое внимание уделяю объему и сложности материала, задаваемого на дом. 

 

 

Таким образом, использование современных образовательных технологий обучения способствует развитию творческого мышления шахматистов и формирует ответственность за принятые решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 2. Разработка открытого занятия с использованием различных технологий

 

2.1 Разработка открытого занятия

 

ПЛАН КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Ф.И.О ПДО: Калугин Н.Е.

Творческое объединение: Ход Конем

Кол-во детей: 12 человек

Тема занятия: Шах

Цель занятия: Расширить кругозор учеников о понятии «шах», познакомить со способами защиты от шаха.

Задачи занятия:

Воспитательные:

-Воспитывать навыки работы в коллективе (паре).

-Повышать шахматную культуру;

Развивающие:

-Формировать умение решать дидактические задачи: «шах или не шах», «защита от шаха».

-Повторить названия фигур и их игровые возможности.

Обучающие

-Повторять представления об организационных правилах игры.

-Дать в занимательной форме представление о приеме «шах».

-Вырабатывать навык работы с шахматной доской.

-Способствовать формированию логического мышления, внимания, памяти, наблюдательности, творческих способностей.

 

Форма организации учебного занятия: игра

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Дидактический материал: шахматные задачи, волшебный мешочек.

Материалы и инструменты: шахматные доски

Наглядность: шахматные задачи, шахматные доски, волшебный мешочек.

 

Ход занятия

1. Организационная часть

Здравствуйте, ребята! Сейчас мы с вами проверим отсутствующих на занятии и продолжим изучение темы.

- Это игра? (Шахматы)

- Ребята, как вы думаете, пригодиться нам умение играть в шахматы в жизни, докажите свое мнение?

- Многие шахматисты согласны с вами!

- И Александр Алехин, русский шахматист, четвёртый чемпион мира по шахматам, говорил:

 Цитата:

«Для меня шахматы не игра, а искусство. Да, я считаю шахматы искусством потому, что они прежде всего учат быть объективным.

В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же, как в жизни»

 

2. Вступительная часть

Сейчас мы проверим с вами, что нельзя делать на уроке и начнем занятие. (Проведение техники безопасности).

- Итак, мы пришли к выводу, что шахматы – это модель жизни.

Шахматные фигуры как люди: каждый человек ведёт себя по-своему. Кто-то ищет лучший ход, кто-то – лучший план. Прослеживается аналогия шахмат и отношений людей.

И вот первая задача:

«Волшебный мешочек»

- Ваша задача на ощупь угадать шахматную фигуру, показать всем и рассказать всё, что вы знаете об этой фигуре. Остальные слушают и могут добавить или исправить (название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, количество на доске)

 

3. Основная часть

- Прочитайте, что написано на доске. Постарайтесь определить тему нашего урока.

Новошахтинск, шахта, падишах, шахиня.

- Молодцы, ребята. Сегодня мы поговорим о понятиях ШАХ.

- Какие же задачи поставите перед собой на данный урок?

(Что такое шах? Какими фигурами поставить шах? Как защитить от шаха короля) (Познакомимся со способами спасения короля от шаха. Расширим уже имеющиеся знания.)

Сегодня мы с вами обсудим, что такое шах в шахматах.

- Итак, что есть шах? Кто его ставит? И кому его ставят?

Шах – это нападение на неприятельского короля. Король находится под шахом, означает, что он находится под боем фигуры противника и должен защититься.

- Объявлять шах вслух, говорить «шах», — также не следует.

- Какими фигурами можно объявить шах?

- Если вражеского короля атакует ферзь, значит, мы объявляем шах ферзем, если – ладья, мы объявляем шах ладьей и т.д.

(Показ на доске шах всеми фигурами

Вывод:

Ферзь шахует короля по диагоналям, вертикалям и горизонталям.

Ладья – по горизонталям и вертикалям.

Слон – по диагоналям.

Конь – буквой Г.

Пешка – по диагоналям на одну клетку. Запомните!!! Пешка объявляет шах только по диагонали. Ходит пешка вперёд, а нападает по диагонали.


Рисунок 1 – Виды шахов

 

 (Самостоятельно в парах работаете.)

- А сейчас мы предлагаем вам решить задачи, на ваших столах лежат карточки с заданием. Подумайте, везде ли объявлен шах черному королю? Покажите карандашом.

Рисунок 2 - Задачи

 

Молодцы, справились все!

- Вы можете в течение игры несколько раз давать шах королю противника, а также противник - вашему королю. Важно научиться спастись от шаха. - Оставаться под шахом король не может. Спастись от шаха можно, но как? Перед вами начальная позиция. Поставьте фигуры на своих шахматных досках. (перечисли позиции фигур) Какому королю дается шах? Что делать?

Рисунок 3 – Начальная позиция

 

- Итак, существуют 3 способа защиты от шаха:

1) Король уходит из-под шаха. Т.е. УЙТИ

2) Слон бьёт ладью т.е. ПОБИТЬ

3) Короля должна закрыть другая фигура (белый белопольный слон d3 идёт вправо по диагонали на g6, прикрывая короля от удара). Т.е. ЗАКРЫТЬ.

ВЫВОД: Сколько существует способов? (3)

Уйти, побить,закрыть.

Запомнили?

- А какие бывают шахи, мы узнаем на следующем уроке.

 

Проведение физминутки:

Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)

Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руками крест на крест)

Только в бой им всем охото – (бег на месте)

Начинается игра – (прыжки на месте).

 

Решение дидактических задач:

 

Рисунок 4 – Дидактические задачи

4. Заключительная часть

- Сколько способов защиты от шаха существует? (3)

- А как вы думаете, всегда ли нужен шах?

Неопытные шахматисты соблазняются возможностью дать шах при каждом удобном случае. Видимо они считают, что шах — это угроза королю. Это заблуждение.

Шах – это просто ход. Не больше и не меньше. Как и любой ход, он может быть хорош или плох. Все как в жизни!

Игра (10 мин.)

И, как всегда несколько минут игры в паре всеми фигурами.

- Перед началом партии предлагаю повторить правила поведения за шахматной доской.

ПРАВИЛА

1. Перед началом партии пожмите друг другу руки.

2. Играть нужно молча, не спеша.

3. Если тронешь свою фигуру, ею нужно обязательно сделать какой-нибудь ход.

4. Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры, менять ход нельзя.

5. Если дотронешься до фигуры противника, ее придется побить (если это возможно).

6.Нельзя мешать партнеру думать.

7. Нельзя подсказывать игрокам.

8. Если выиграл, то не нужно насмехаться над партнером.

9. Если проиграешь, не стоит огорчаться – даже лучшие шахматисты мира потерпели много поражений.

10. По окончании партии нужно обязательно пожать партнеру руку.

Все садятся и играют.

Рефлексия.

И так, сегодня мы учились защищаться от шаха.

Существует 3 способа защиты:

уйти,побить,закрыть.

- А сейчас я вас прошу оценить полученные знания на уроке при помощи шахматных фигур. Вы знаете, цену каждой фигуры, поднимите фигуру, которая бы, по вашему мнению, отобразила ваши умения после сегодняшнего урока защищаться от шаха.

- На этом наше занятие окончено. Спасибо за урок!

Таким образом, применение ИКТ на занятиях становится эффективнее, когда педагог владеет интернет-технологиями и использует ресурсы Интернета в своей практике.

 

 

 

 

 

3. Заключение

По итогам проделанной работы, цель была полностью достигнута. В итоге можно сделать следующие выводы.

Использование современных образовательных технологий обучения способствует развитию творческого мышления шахматистов и формирует ответственность за принятые решения.

Новые технологии играют важную роль в подготовке и проведении занятий по шахматам, модернизируют учебно-воспитательный процесс и способствуют его эффективности.

Применение таких технологий позволяет педагогу: наполнять занятия новым содержанием; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; развивать любознательность обучающихся.

Применение технологий позволяет добиться динамичность и наглядности при транслировании учебного материала, позволяет эффективно расходовать время занятий, снижает умственную нагрузку на педагога, предоставляет возможность дистанционного взаимодействия с учащимися.

Подводя итог всему вышесказанному, я пришел к выводу, что благодаря новым технологиям, шахматы в школе являются мощным инструментом для формирования у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей. Также можно использовать шахматы как технический инструмент при воспитании лидерских качеств у обучающихся. Ведь успешным будет тот, кто накапливает победы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Список литературы

 

1.        Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. – М.: 2015. – 284с.

2.        Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие /  Д.П.Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В, Афонина. – Б.: БГПУ, 2016. – 134с.

3.        Ласкер Э. Учебник шахматной игры: Пер. с нем. / Под специальной редакцией и комментариями Я.И. Нейштадта и с предесл. М.М. Ботвинника – 6-е изд. М.: Физкультура и спорт, 1980. – 351 с., с портр. 6 л. ил.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г

Содержание Введение…………………

Содержание Введение…………………

Введение Игра в шахматы напрямую связана с умственной деятельностью человека, и для успешной игры необходимо постоянно развивать умение производить действия в уме: непрерывно вести расчет…

Введение Игра в шахматы напрямую связана с умственной деятельностью человека, и для успешной игры необходимо постоянно развивать умение производить действия в уме: непрерывно вести расчет…

Глава 1. Понятие и общая характеристика современных технологий в обучении школьников шахматам

Глава 1. Понятие и общая характеристика современных технологий в обучении школьников шахматам

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения

Google Форма для быстрых опросов учащихся (или их родителей) с возможностью автоматического получения результатов в требуемой табличной форме, что позволяет уменьшить временные затраты педагога при…

Google Форма для быстрых опросов учащихся (или их родителей) с возможностью автоматического получения результатов в требуемой табличной форме, что позволяет уменьшить временные затраты педагога при…

Глава 2. Разработка открытого занятия с использованием различных технологий 2

Глава 2. Разработка открытого занятия с использованием различных технологий 2

Д ля меня шахматы не игра, а искусство

Д ля меня шахматы не игра, а искусство

Рисунок 1 – Виды шахов (Самостоятельно в парах работаете

Рисунок 1 – Виды шахов (Самостоятельно в парах работаете

Рисунок 3 – Начальная позиция -

Рисунок 3 – Начальная позиция -

Заключительная часть - Сколько способов защиты от шаха существует? (3) -

Заключительная часть - Сколько способов защиты от шаха существует? (3) -

Заключение По итогам проделанной работы, цель была полностью достигнута

Заключение По итогам проделанной работы, цель была полностью достигнута

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2024