Самообразование «Развитие исследовательских способностей у детей младшего школьного возраста, как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС НОО».
Оценка 4.9

Самообразование «Развитие исследовательских способностей у детей младшего школьного возраста, как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС НОО».

Оценка 4.9
Семинары
doc
математика
1 кл—4 кл
26.02.2017
Самообразование «Развитие исследовательских способностей у детей младшего              школьного возраста, как фактор повышения качества образования в              условиях внедрения ФГОС НОО».
Цель: способствовать формированию УУД через внедрение технологии исследовательской деятельности в образовательном процессе для повышения качества образования в рамках реализации ФГОС НОО. Задачи:  воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;  использование технологии исследовательской деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;  внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.  повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;  разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.
самообразование ШТД.doc
5.3. Самообразование: Тема самообразования.                                                                                       Утверждаю: Директор МКОУ «ТСОШ» ______________/Э.Ч. Муев ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ                        Тема: «Развитие исследовательских способностей у детей младшего              школьного возраста, как фактор повышения качества образования в              условиях внедрения ФГОС НОО». Цель: способствовать формированию УУД через внедрение технологии              исследовательской  деятельности в образовательном процессе для              повышения качества образования в рамках реализации ФГОС НОО. Задачи:   воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;  использование   технологии   исследовательской   деятельности   с   целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;  внедрение   интерактивных   форм   организации   учебного   процесса   с   целью формирования   ключевых   компетентностей   и   повышения   мотивации учащихся.  повышение   качества   проведения   учебных   занятий   на   основе   внедрения новых технологий;  разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов. Перечень вопросов по самообразованию:   изучение психолого­педагогической литературы;  разработка   программно   –   методического   обеспечения   учебно­ воспитательного процесса;  проектная и исследовательская деятельность;  анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;  продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;  планомерное   и   систематическое   совершенствование   методов   учебно– воспитательного процесса.  Предполагаемый результат:   разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС  формирование   у   ученика  внутренней   позиция   школьника   на   уровне положительного   отношения   к   школе,   понимание   необходимости   учения, способности   к   самооценке,   умения   планировать,   контролировать   свои действия,   формулировать   собственное   мнение,   сотрудничать   с   любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;  повышение качества преподаваемых предметов;  участие в педсоветах,   семинарах,     в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;  умение оказать практическую помощь коллегам. Форма  отчета  по проделанной  работе:  выступление   на   заседаниях   ШМО   и педсовете, участие в конкурсах. Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)  Сроки Практическая деятельность Курсы повышения  квалификации  учителей. Изучение ФГОС начального  общего образования. Изучение  психолого –  педагогической литературы: «Как  проектировать УУД в начальной  школе. От действия к мысли» (под  редакцией А.Г.Асмолова),  «Примерная основная  образовательная программа  образовательных учреждений».  Выступление на межрегиональном  семинаре «реализация ФГОС НОО  с учетом этнокультурных  особенностей региона» Работа в группе учителей –  экспериментаторов по теме  «Реализация технологии проектной деятельности в  школе, как  средство формирования УУД в  рамках ФГОС» Создание рабочих программ по  предметам в соответствии с ФГОС  НОО.   Выступление на ШМО « Проектная деятельность, как  средство формирования УУД». Выступления на заседаниях ШМО  «Технология проектной  деятельности» (из опыта работы),  «Требования к современному  уроку». Участие в Дне открытых дверей  (проведение открытых уроков,  Этапы Диагности ческий Содержание работы Изучение  литературы по  проблеме и  имеющегося опыта 2011 –  2013 год Прогности ческий Практичес кий 2013 –  2014 год 2011 –  2014год Определение целей и задач темы.  Разработка  системы мер,  направленных на  решение проблемы. Прогнозирование  результатов  Внедрение опыта  работы. Формирование  методического  комплекса. Корректировка  работы. Обобщаю щий Подведение  итогов. Оформление  результатов  работы. 2012­ 2015 год Внедренче ский Распространение  опыта работы 2012­ 2016 год   круглого стола для родителей). Участие в олимпиадах, конкурсах. Публикация в сборнике  методических рекомендаций  «Проектная деятельность в  начальной  школе»   Участие в работе районного МО  учителей начальных классов и в  проведении районных семинаров. Участие и результаты в  муниципальных, региональных  и  всероссийских конкурсах и  олимпиадах   Участие в работе школьного  сайта (периодическое обновление  персональной страницы).   Открытые уроки на школьном  и  районном уровне. Консультативная помощь  учителям и учащимся. Анализ методов, форм, способов  деятельности по теме  самообразования. Подведение  итогов. Оформление результатов работы.  Публикации на сайтах   «Мультиурок», «педсовет»,  «инфоурок», «Видеоурок»,  «Прошколу». Публикация в сборнике  методических рекомендаций  «Проектная деятельность в  начальной  школе» ( по итогам  экспериментальной работы) Ожидаемый результат самообразования:  разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, создание электронного комплекта педагогических разработок, авторских цифровых образовательных ресурсов во Flash, Smart Notebook;  выработка   методических   рекомендаций   по   применению   новой информационной   технологии   на   уроках;   доклады,   выступления   на заседаниях   МО,   участие   в   конкурсах   и   конференциях     с     обобщением опыта; проведение интегрированных уроков, мастер­ классов;   продвижение   персонального   блога   в   сети   Интернет,   корректировка   его основных   разделов,   размещение   на   нем   авторских   методических материалов. Планируемые результаты самореализации:  разработка   комплекта   электронных   уроков   (в   т.ч.   интегрированных   с учителями ­ предметниками);  разработка пакета материалов в электронном виде, в том числе:  комплекта   дидактики   по   предметам   (самостоятельные,   практические   и контрольные работы);  комплекта   раздаточного   материала   по   предметам   (карточки,   задания   и вопросы по предмету);  пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося;   банка творческих и проектно­исследовательских работ учащихся;  пакета   сценариев   открытых   уроков   с   применением   информационно­ коммуникационных технологий и интерактивной доски;   пакета психолого­педагогических материалов для учителя;   выступление   на   семинарах,   конференциях,   мастер­классах,   публикация статей.         Исследовательская деятельность младших школьников ­ условие для развития духовности, для развития личности. Необходимо развивать способность смотреть и видеть, наблюдать.          Начинать   заниматься   исследовательской   деятельностью   следует   с   самого раннего   возраста.   С   началом   обучения   в   школе   этот   процесс   становится системным и целенаправленным благодаря перспективам школьной программы. Очень часто от младшего школьника можно услышать просьбу: « Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться». Мало кто из взрослых осознает  значимость   подобных   ситуаций.  А   ведь   в  этом   возрасте   важно   не  оттолкнуть ребенка равнодушием, не погасить горящие любознательностью детские глаза и огромное желание самому совершить свое маленькое открытие.           Таким образом, стремление ребенка к получению новых знаний, с одной стороны,   и   острейшая   необходимость   в   этих   знаниях   –   с   другой,   создают благодатную   почву   для   начала   исследовательской   деятельности   именно   в младшем школьном возрасте.       Одна из главных их особенностей – наблюдательность, умение замечать такие незначительные   детали,   на   которые   не   обратит   внимание   взгляд   взрослого человека.        Развитию исследовательских умений способствуют вопросы, направленные на анализ   текста,   рисунков,   заданий.   Я   как   учитель,   поощряющий   исследования постоянно задаю вопрос: «Что интересного вы здесь  заметили?».  Другой   особенностью   маленьких   исследователей   являются   их   аккуратность   и исполнительность.   При   постановке   учебного   эксперимента   они   не   признают никаких погрешностей, не отступают от намеченного плана.            Младшие   школьники   в   процессе   выполнения   исследовательской   работы проявляют   особое   трудолюбие,   настойчивость   и   терпение.   Они   способны отыскать и прочитать  кучу книг на интересующую  их  тему. Большое значение для исследовательской деятельности школьников имеет то, по   каким   программам   и   учебникам   занимается   класс,   какие   технологии использует учитель.        В рамках образовательной системы «Перспектива» разработана проблемно ­ диалогическая   технология.   Умелое   и   последовательное   применение   данной технологии   позволяет   развивать   у   учащихся   стремление   к   самостоятельному открытию   новых   знаний,   развивает   творческие   способности,   логическое мышление, коммуникативные умения, необходимые каждому человеку для того, чтобы он мог успешно проявить себя в современной действительности.         Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, ­ одна из основных практических задач современного образования.         Общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить   наблюдения   и   эксперименты,   делать   выводы   ,   работать   с   текстом, доказывать и защищать свои идеи.          Исследовательское поведение – один из важнейших  источников получения ребенком представлений о мире. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать   новые   способы   деятельности   в   любой   сфере   человеческой культуры.                Для   формирования   у   ребенка   основ   культуры     мышления   и   развития основных умений и навыков исследовательского поведения мною используются различные методики: 1. Развитие умения видеть проблемы.  2. Развития умения выдвигать гипотезы.  3. Развитие умений задавать вопросы.  4. Развитие умений и навыков экспериментирования.                Образовательная   система   «Перспектива»,   где   успешно   применяется технология   проектной   деятельности,   позволяет   мне   успешно   руководить исследовательской деятельностью детей. На уроках создаю   условия для того чтобы дети самостоятельно открывали для себя новые знания, учились выполнять задания в группах.            Среди образовательных технологий, которые лучше всего отвечают новым задачам, особое место занимает метод проектов.        Основная идея метода проекта в том, что обучение школьников должно  строиться на активной основе, через познавательную деятельность, сообразуясь с личным интересом ученика именно в этом знании. Важно показывать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны им пригодиться в жизни.            Суть   метода   проекта   в   следующем:   стимулировать   интерес   детей   к   определенным   проблемам   через   проектную   деятельность,   предусматривающую решение   одной   или   целого   ряда   проблем,   показать   практическое   применение новых   знаний.   В   отличие     от   традиционных   педагогических   технологий, основанных преимущественно на репродуктивной познавательной деятельности, метод проектов учит детей самостоятельно ставить цели и находить средства их достижения, учит ответственности за свои действия.             Работая над проектом, школьник сталкивается и с запланированными, и с незапланированными   ситуациями.   Они   вынуждают   его   что­то   менять   в   своем первоначальном замысле, в результате школьник учится работать творчески  и   не   бояться   трудностей.   Учебно­исследовательская   деятельность   ­   это деятельность учащихся,   связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением  (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов научного исследования: постановку   проблемы,   ознакомление   с   литературой   по   данной   проблеме, овладение   методикой   исследования,  сбор   собственного   материала,   его   анализ, обобщение и выводы. Важно понимать, что цель такой деятельности видится в развитии личности школьника, а не в получении нового (научного) знания.              Исследование любого вида основывается на любознательности младшего школьника. Школьник, работающий над исследовательским проектом, считает, что   ведущими  стимулами     являются   такие,  в  которых   проявляется   осознание нужности   знания,   потребности   в   нем,   привычки   учиться.   При   изучении математики,   метод   обратных   задач   –   одно   из   основных   средств   укрупнения единицы усвоения. Так, Иджилова Гиляна, ученица 4 класса заняла 3 место в муниципальном   1   туре   республиканского   интеллектуального   математического марафона обучающихся 1­ 4 классов «Кудесник», который проводился в целях поддержки,   развития   и   внедрения   технологии   УДЕ   академика   Российской академии П.М. Эрдниева.        «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» ­ вот мой основной тезис современного понимания метода проектов.                    Результатом использования метода проекта на уроках технологии является участие учеников в различных конкурсах. Так в районной выставке декоративно­ прикладного творчества «Наследие наших предков сохраним и приумножим» мои дети   показали   такие   результаты:   (2012   г)   ­   Иджилова   Гиляна   (2   место)   в номинации «Работа с тканью (мягкая игрушка)», 2014 г. – Очирова Алтана (1 место) в номинации «Вышивка в национальных традициях», Иджилова Гиляна (2 место)   в   номинации   «Плетение»,   Бадмаева   Амуланга   (3   место)   в   номинации «Работа   из   нетрадиционных   материалов»,   Уланов   Александр   (3   место)   в номинации «Изделия из природного материала».       Если в раннем возрасте процесс творчества ярче всего выражается в   рисовании ­ любимом занятии детей раннего школьного возраста, то для более старших школьников самым характерным становится литературное творчество. Ребёнок раннего школьного возраста ещё не обладает ни опытом, ни умениями, и поэтому литературному творчеству его надо учить.             Основная трудность младших школьников заключается в том, что они не могут правильно выразить  своё мнение, понимание. Одна из причин неумения облечь свою мысль в слово – это бедный словарный запас. В связи этим мною была   создана   рабочая   программа   факультатива   внеурочной   деятельности «Риторика». Цель риторики как предмета филологического цикла ­ научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях. Ученик должен сам в тексте замечать незнакомые слова   и   предпринимать   усилия   для   выяснения   их   значений,   находить понравившиеся ему выражения – только при интересе к чтению, что это повлияет на   качество   речи   детей.   С   воспитанием   интереса   к   слову   мы   связываем успешность обучения умелому использованию языковых средств. Внимательное отношение к слову развивает языковое чутье, культуру речи учащихся, прививает им любовь к родному языку, способствует воспитанию сознательного читателя. Во   Всероссийской   дистанционной   олимпиаде   по   русскому   языку   проекта «Инфоурок» (2013 г.) Сарангова Баина (уч­ся 4 кл.) заняла 2 место, а ученица 2 класса Корнякова Дельгира – 3 место.             Достижению   этих   целей,   как   нельзя   лучше   способствует   формирование развитой,  свободно   и  творчески   мыслящей   личности   способной   результативно использовать все наработанное человечеством, стремящейся к благополучию не только к личному, но и общественному.   В   районном   этапе   Межрегионального   конкурса   на   лучшее   знание   государственной символики России среди обучающихся, посвященного 20­летию Конституции РФ  (2013 г.) в номинации «Исследовательская работа» Иджилова Гиляна,     ученица   4   класса   заняла   3   место,   а   в   республиканском   этапе Межрегионального   конкурса   на   лучшее   знание   государственной   символики России за активное участие была награждена грамотой.   В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» прошел районный этап Межрегионального конкурса на лучшее знание государственной символики   России   среди   учащихся,   где   Очирова   Алтана,   ученица   2   класса   в номинации «Декоративно­прикладное искусство» заняла два призовых места за «Флаг РК» (2 место) и «Носочки ­ триколор» (2 место).         Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимо новые методы, позволяющие по­ новому   организовать   процесс   обучения,   взаимоотношения   между   учителем   и учеником.   Как   активизировать   учащегося,   стимулируя   его   природную любознательность,   мотивировать   интерес   к   самостоятельному   приобретению новых знаний? Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико ­ ориентированные,   проблемные,   рефлексивные   и   прочие   формы   и   методы обучения.       Не   меньшее   значение   имеют   проектная   и   исследовательская технологии   обучения.   Оба   метода   всегда   ориентированы   на   самостоятельную деятельность   учащихся   (индивидуальную,   парную,   групповую),   которую   они выполняют в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда месяцев).                                              Литература:  1.  Аркадьева А.В.  Исследовательская деятельность младших школьников.           Начальная школа плюс До и  После, ­ 2005.­№2.   2. Горячев   А.В.       Проектная   деятельность   в   Образовательной   системе. Начальная школа плюс До и После. ­2004.­№5.  3. Кравей Т.Н.    Младшие школьники проводят исследование.  Начальное образование.­2005.­№6. 4. Савенков   А.И.     Методика   исследовательского   обучения   младших школьников. – М, : Изд. дом « Фёдоров», 2006.   Леонтович А.В.  В чём отличие исследовательской  деятельности от  5.            других видов творческой деятельности. Завуч.­2001.­№1

Самообразование «Развитие исследовательских способностей у детей младшего школьного возраста, как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС НОО».

Самообразование «Развитие исследовательских способностей у детей младшего              школьного возраста, как фактор повышения качества образования в              условиях внедрения ФГОС НОО».

Самообразование «Развитие исследовательских способностей у детей младшего школьного возраста, как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС НОО».

Самообразование «Развитие исследовательских способностей у детей младшего              школьного возраста, как фактор повышения качества образования в              условиях внедрения ФГОС НОО».

Самообразование «Развитие исследовательских способностей у детей младшего школьного возраста, как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС НОО».

Самообразование «Развитие исследовательских способностей у детей младшего              школьного возраста, как фактор повышения качества образования в              условиях внедрения ФГОС НОО».

Самообразование «Развитие исследовательских способностей у детей младшего школьного возраста, как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС НОО».

Самообразование «Развитие исследовательских способностей у детей младшего              школьного возраста, как фактор повышения качества образования в              условиях внедрения ФГОС НОО».

Самообразование «Развитие исследовательских способностей у детей младшего школьного возраста, как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС НОО».

Самообразование «Развитие исследовательских способностей у детей младшего              школьного возраста, как фактор повышения качества образования в              условиях внедрения ФГОС НОО».

Самообразование «Развитие исследовательских способностей у детей младшего школьного возраста, как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС НОО».

Самообразование «Развитие исследовательских способностей у детей младшего              школьного возраста, как фактор повышения качества образования в              условиях внедрения ФГОС НОО».

Самообразование «Развитие исследовательских способностей у детей младшего школьного возраста, как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС НОО».

Самообразование «Развитие исследовательских способностей у детей младшего              школьного возраста, как фактор повышения качества образования в              условиях внедрения ФГОС НОО».

Самообразование «Развитие исследовательских способностей у детей младшего школьного возраста, как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС НОО».

Самообразование «Развитие исследовательских способностей у детей младшего              школьного возраста, как фактор повышения качества образования в              условиях внедрения ФГОС НОО».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2017