Самооценка и стрессоустойчивость педагогов
Оценка 4.8

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов

Оценка 4.8
docx
21.01.2020
Самооценка и стрессоустойчивость педагогов
для печати самооценка и стрессоустойчивость педагогов.docx

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов 

 

 

 

Меняющаяся ситуация в системе образования формирует и новые образовательные потребности педагогов. Она волнует любого педагога, желающего быть способным и готовым к действиям в новых социокультурных условиях. В этом, очевидно, проявляется тенденция формирования нового образа педагога.  

Самооценка выступает важным регулятором поведения педагога. Она   влияет  на взаимоотношения педагога с окружающими, его неодобрительность себя, придирчивость к себе, отношение к успехам и неудачам. Следовательно  она влияет на продуктивность деятельности и последующее формирование личности.  

Самооценочные показатели учителя детерминируют проявление определенных поведенческих тенденций в профессиональной деятельности. Так, от самооценки зависит взаимоотношения учителя с учениками орудием того, что она обозначает, во-первых, то, как будут совершаться действия  индивидом в определенных ситуациях; во-вторых, расценивание и трактовка индивидом действий других; в-третьих, самооценка определяет ожидания индивида, являясь основой целеполагания.  

Иначе, чем продуктивнее профессиональность учителя (адекватным и продуктивным его стиль взаимодействия с детьми) и чем более жизненные приоритеты совпадают с приоритетами педагогической деятельности, тем большим авторитетом он будет пользоваться среди коллег,  тем значительнее будет оценка, потому что оценка будет напрямую  воздействовать на его самооценку. 

Кроме того, содержание самооценки учителя также представляет интерес, так как отвергнутыми оказываются качества связанные с эмоциональными составляющими деятельности. Так, среди отвергаемых качеств оказались женственность, эмоциональность, а также лаконичность, либеральность, замкнутость, конфликтность, агрессивность, раздражительность и т.д. 

М.Н. Швецовой (2000) подтверждены данные о роли самооценки учителя и методом отношений с классом учащихся.  

Эта взаимосвязь реализуется в нескольких направлениям:  

1) самооценка учителя (Я-реальное) значительно связана со стилем взаимодействия;  

2) взаимосвязь или рассогласование между Я-реальным и Я-идеальным в Я-концепции учителя определяет стратегию поведения, ожидаемости  учителя и оценивание им ситуации; 

3) самооценка учителя оказывает влияние на самооценку учащихся. [2].   

Непостоянность общественных условий и увеличивает психологическое воздействие на каждого человека. При нехватке конкретных социальных ориентиров, стабилизируюших действия личности, главным пунктом является проблема сбережения ее единства и  опосредования  собственной жизнедеятельности внутренними правилами, мотивами, сознанием и самосознанием.  

Направляя взгляд на профессию учителя разговор пойдет о развитии педагогам  необходимых качеств,  которые помогут легко  ориентироваться в профессиональной деятельности, самостоятельно создавать перспективные планы, определять цели и задачи, созреть для  ответственности за результаты собственной деятельности. Это нацелевает, на формирование полного видения себя, собственной личности, так как именно личностные особенности педагога во многом детерминируют своеобразие его поведенческих аспектов и способов работы с учащимися.  

Низкая самооценка педагога — серьезное препятствие к обобщению и представлению педагогического опыта. Педагоги недостаточно мотивированы на непрерывное профессиональное развитие,обобщение и презентацию педагогического опыта, участие в профессиональных конкурсах.  Эта проблема  обусловлена  сформировавшейся мотивацией избегания неудач взрослого человека. Низкая самооценка проявляется в неуверенном поведении не только во время публичной презентации во время конкурса, но и в обычной повседневной работе педагога.  

Причинами низкой самооценки у педагога могут стать:  

− постоянное общение с обществом негативно настроенных людей;  

− отрицательное отношение к способностям человека, внешнему облику или интеллекту;  

− действия человека неоднократно высмеивались и подвергались сомнению родителями, учителями или друзьями. Также низкая самооценка педагога будет формироваться и в том случае, если педагог будет переносить единичную неудачу, произошедшую в конкретный момент, на всю свою жизнь и будет воспринимать ее неудачей всей его жизни. Сравнение своих недостатков с сильными сторонами других людей и установка личных высоких целей, которых невозможно добиться за короткий промежуток времени, приводят к тому, что у педагога формируется ложное чувство вины. 

Педагог думает о себе только плохое, а о других — только хорошее.  

Наоборот, высокий уровень самооценки педагога ведет к уверенным действиям и правильным решениям, влияет на всю жизнь. Качество жизни складывается из совершаемых действий. Когда самооценка улучшается, то улучшается и отдача во всех сферах жизни. Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. 

Адекватная самооценка придает человеку уверенности в себе, позволяет успешно ставить и достигать цели в карьере, личной жизни, творчестве, формирует инициативность, предприимчивость, способность к адаптации в различных социумах. В педагогической деятельности такой педагог способен оптимально выстраивать образовательный процесс, он ощущает удовлетворенность от своей профессиональной деятельности, не испытывает тревожность и внутреннее напряжение при общении с учениками. Педагог, испытывающий убежденность в своей профессиональной компетентности, с большей готовностью идет на контакт с обучающимися, демонстрируя способность к их безусловному принятию, оказывает позитивное воздействие на самооценку учеников, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности и оказывает развивающее воздействие на их личность [6].   

Таким образом, в психолого - педагогических наработках существует база, создающая возможность для дальнейшего изучения самооценки личности учителя. Многие труды по своим взглядам направлены на анализ самооценки как общепсихологического свойства личности, а его значимость и характерные черты, в профессиональной деятельности педагога и его взаимоотношениях с детьми не приобрели систематического освещения, что ведет к разногласию потребностей социальной и психолого-педагогической практики.  

Современный человек часто пребывает в стрессовых ситуациях. Виной тому такие факторы как: загрязненная экология, насыщенный ритм жизни, озлобленность в социальной  сфере, политическая и финансовая нестабильность  и т.д.  Жизнь без стрессов невозможна.  Стресс составляющий элемент жизни человека.  

Научные исследователи полагают, что небольшие стрессы неизбежны и безвредны, но длительный стресс оказывает огромное влияние на личность и группы.  

Под легким влиянием стресса у людей проявляются разнообразные эмоции, которые насыщают нашу жизнь,  и благодаря им люди добиваются новых результатов. Воздействие  длительного стресса может привести к  депрессии, психосоматическим заболеваниям,  нарушению психических проявлений личности, которая имеет низкую мотивацию, не стремится к повышению карьерного роста, обладает диструкциями, отклонениями от гармоничной линии  развития и нравственного поведения.  

Жизнь  педагога насыщена различными ситуациями, вызывающих стресс. Труд   учителя требует большой эмоциональной энергии. Урочное занятие само по себе, несет эмоциональную нестабильность, так как учителю и ученикам необходимо успеть за 45 минут выполнить все запланированное учителем. Риск  «не успеть» – один из самых стрессогенных для современного человека. Ко всему  у учителя появляется несколько педагогических задач, которые он должен решить одновременно: проконтролировать поведение каждого ученика, в то же время реализуя индивидуальный подход;  обеспечить деятельностью каждого ученика и поддержать дисциплину в классе; используя все инновационные технологии преподнести материал, привлечь к  степени оценки своей работы каждого ученика; своевременно проконтролировать и  объективно оценить  выполнение домашнего задания. Все перечисленные  задачи вызывают эмоциональное напряжение, так как реализуются  с высоким чувством ответственности.  

Один из основных показателей  стрессоустойчивости  педагогов   является уровень эмоциональной напряженности , которая можно охарактеризовать следующими показателями (по Шефферу):   

 ∙ сложность сосредоточенности на одном задании, уменьшения объема памяти, «улетученность» мыслей; 

∙  оговорки, описки, ошибки в работе; 

∙  быстрота речь, чрезмерная возбудимость; 

∙  отсутствие юмора; 

  часто  сопровождает чувство усталости, частые «беспричинные» боли (вызванные не физическими проблемами); 

∙  пристрастие к сигаретам и спиртным напиткам как средству снять напряжение; 

∙ частые приступы голода или отсутствие аппетита и апатию к еде; 

∙ в меру загруженности отчетами и бумажной работой невозможность во время и полноценно подготовиться к  занятиям, работа не доставляет прежнего удовлетворения. 

Возникновение эмоциональной напряженности имеют свои причины. (по Буту): 

∙ проффесиональные обязанности предполагают четкое выполнение (приходится делать чаще не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в обязанности); 

∙   нехватка времени; 

∙  присутствует постоянное напряжение в общении с окружающими; 

∙ нарушение физиологической потребности во сне и отдыхе (постоянно хочется спать); 

∙ появляется неудовлетворенность жизнью (в семье постоянные разногласия, недопонимания; появляются все новые и новые долги, появляется комплекс неполноценности: «у других людей все иначе»); 

∙ потребность в общении (отсутствие человека для общения); 

∙ отсутствия ощущения уважения [3].   

Повышение эмоционального напряжения педагога приводит к снижению стрессоустойчивости  и появлению определенных результатов: 

I. Когнитивные последствия: 

1. Сосредоточенность и объем внимания уменьшаются,  увеличивается сложность сфокусировать внимание. 

2. Отвлекаемость увеличивается, часто суть мысли или речевого алгоритма пропадает уже на половине предложения. 

3. Уровень кратковременной и долговременной памяти уменьшается,  уменьшается объем памяти, воспроизведение и осознание даже знакомых объектов ослабевают. 

4. Скорость ответов варьируется от долго осмысливаемых до быстрых неосознанных,  результат компенсвции приводят к торопливым, мгновенным решениям. 

5. Часто допускаются ошибки. 

6. Мощь самоорганизации и планирование на длительное время теряют силу, сознание не способно четко дать оценку ситуации или предвидеть результат последствий. 

7. Наблюдается нарушение мышления, возникает сложность оценки реальности. 

II. Эмоциональные последствия. 

1.  Повышается физиологическое и психологическое напряжение, теряется  способность мышечного расслабления. 

2. Возникает иллюзия болезненного состояния, придуманное болезненное состояние добавляются к имеющимся расстройствам связанными со  стрессом, ощущение нездоровья, а хорошее настроение пропадает. 

3. Пропадают навыки приобретенные с опытом: эстетичный вид человека может превратиться в неэстетичный.

 4. Свойства побуждающие к стрессу: тревожность, повышенная чувствительность и озлобленность нарастают. 

5. Нравственные и чувственные границы слабеют, правила поведения и эротическая потребность слабеют (или, наоборот, становятся чрезмерно жесткими), чаще проявляются эмоциональные выплески. 

6. Появляется замкнутость и одиночество, душевные силы слабеют, появляется мысль об отсутствии возможности повлиять на ситуацию  или отношение к ситуации.

7. Снижается самооценка, возникают сомнения в собственной компетентности и полноценности. 

III. Общеповеденческие последствия. 

1. Появляется нарушение речи, оговорки, повторение фраз. заикание и неуверенность правильности изложения мысли увеличиваются.

2. Пропадает интерес к жизни из-за придуманных и реальных недомоганий. 

3. Чрезмерное употребление лекарственных средств по каждому мнимому и реальному проявлению болезни, пристрастие к  алкоголю,  сигаретам, кофе, частое самолечение. 

4. Возникает потребность в постоянном отдыхе.

5. Сопровождение бессонницы или тревожного сна во время отдыха, а также уменьшается активность на протяжении более чем 4 часов. 

6. Взаимоотношения с коллегами, учениками, родителями ухудшается. Возникает желание снять с себя ответственность и обвинить других, появляется желание пересмотреть границы ответственности.

7. Новая информация не осознается в полной мере. Даже необходимо важная информация, профессиональные или бытовые новшества отвергаются. 

8. Появляется позиция быстро и поверхностно решить вопросы, в некоторых областях происходит «сдача позиций». 

9. Фразы  «покончить со всем этим», «положение не имеет смысла»  приобретает неоднозначный смысл. [1; 171-172].   

Стресс и стрессоустойчивость  приобретает все более важные аспекты в изучении личности учителя. Более тщательное изучение позволит упростить  профессиональные требования, оказывающие воздействия на психологическое здоровье учителей.  

К профессии педагога, больше, чем представителям других профессий типа " человек - человек", общество предъявляет более высокие требования к качеству  профессиональной деятельности, в следствие  заниженной оплаты труда и отношение нового поколения к данной профессии это приводит к падению престижа профессии, снижению уровня образования и жизни, «текучести кадров». 

Учитель испытывает влияние множества напряженных условий, в их число входят учебные нагрузки; эмоциональные реакции связанные  с ежедневным и длительным эмоциональным напряжением; невозможность полноценно оценить ситуацию и осознанно на нее отреагировать; регулярное общение с людьми разных слоев, требующее интенсивного расслабления.  

Стресс оказывает длительное воздействие на психику педагога. В результате чего эмоциональное возбуждение может принять застойную форму.  

Поэтому специалистами в области психологии  установлен факт повышенной  стрессогенности  профессии    учителя     в   сравнении с другими профессиями. Предпосылки эмоциональной напряженности в профессиональной  деятельности педагогов обусловлены как социальными, так и личностными факторами.   

На плечи учителя возложено множество общественных нагрузок. Кроме этого, нехватка педагогических кадров вынуждает учителя работать более положенной ставки, труд учителя предполагает деятельность и в нерабочее время: встреча с родителями, проверка тетрадей, организация школьных мероприятий, жесткие временные рамки деятельности вызывают эмоциональное напряжение,  неудовлетворительные жилищные условия, низкая заработная плата, также оставляет свой отпечаток.

Личностные факторы, отрицательно влияющие на личность педагога, являются индивидуальные особенности человека, не дающие полноценного общения с учащимися и коллегами, недостаток опыта работы,  отсутствие возможности профессионального роста, другие личностные качества.  

Нужно отметить, что стрессам подвержены любые учителя. Воздействие на нервную систему внешних явлений приводит к нервным срывам, что крайне неблагоприятно и для них самих, и для окружающих.  .           

Напряжение увеличивается, в случае если  педагог ощущает недостаток профессиональных знаний и ощущает расхождение собственного нрава, индивидуальных отличительных черт требованиям профессии и ожиданиям родителей, сотрудников, администрации школы.  

Следовательно, стрессоустойчивость преподавателя – главнейший аспект обеспечивающий эффективность и надежность профессиональной деятельности и  психологического здоровья педагога. Стрессовые состояния наносят вред не только физическому и психическому здоровью, оказывают воздействие на успешность и качество выполнения работы, а также могут иметь целый ряд неприемлемых социально-экономических и социально-психологических последствий: снижение удовлетворенности профессиональной деятельностью, деформация личностных и характерологических качеств личности педагога.  

В. З. Коган с коллегами провели психодиагностическое обследование по выявлению основных черт личности педагога и особенностей их психической адаптации [5].   

Выделили четыре группы: 

1. Преподаватели со значительной степенью психологической приспособленности. У данных педагогов высокая устойчивость к стрессам. Своевременно замечают и нейтрализуют конфликтную ситуацию, разумно решают проблемы.

2. Педагоги,  активно защищающие    собственные  позиции, способные сопротивляться трудностям. При возникновении сложностей  в решении  конфликтной ситуации защитный механизм таких педагогов побуждает целиком окунуться в общественно - полезную деятельность, при продолжительном воздействии приводит к физическому и психическому перенапряжению и увеличивает склонность к заболеваниям. 

3.   Педагоги неустойчивые, предрасположенные к неврастеническим реакциям.  Им  характерны предосторожность и наблюдательность, сочетающиеся с нервозностью. Обладают комбинацией самоконтроля  и  самореализации.

Повышенный контроль над эмоциями, стимулирует увеличение моральных требований к себе и окружению. Такие  специфические особенности не только повышает внутреннюю проблематичность и беспокойность, но и создают условия  для увеличения эмоциональной напряженности, что усугубляет собственную неадекватность. 

4. Педагоги предрасположенные  к раздражительности, робости, психически нестабильны, с выраженным невротическим развитием личности, Такие педагоги владеют невысокой стрессоустойчивостью. 

От эмоционального самочувствия работников образовательной сферы зависит и эмоциональное состояние всех участников образовательного пространства.  

Эмоционально истощённый педагог,  оказывает отрицательное воздействие на окружающих, и цепная реакция «заражает» негативными мыслями, чувствами не только сотрудников, но и негативно отражается на ходе обучения, воспитании и развитии участников образования, усложняет их взаимоотношение, увеличивает раздражительность, понижает самооценку, стремление  к достижению цели.  

У родителей контактирующих  с таким педагогом пропадает доверие и понимание. Возникают конфликты и разногласия. [4]  

Список использованных  источников

 

1.  Леонова А.Б. Стресс и поведение. Тезисы докладов VII Междисциплинарной конференции по биологической психиатрии «Стресс и поведение». - М., 2003.

2.         Овчарова Р.В., Технологии практического психолога образования

  Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: ТЦ «Сфера», 2000. — 448 с. ISBN 5-89144-099-7

3.      Рогов, Е. И. Личность учителя: теория и практика. -Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2006. - 512с.

4.   Соболева Н. В. Проблема  совладающего   поведения  и   стрессоустойчивости  в  условиях эффективной профессиональной деятельности педагогов // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 707-710. — URL https://moluch.ru/archive/110/26960/ (дата обращения: 01.04.2018).   

5.    Ушакова, Е.  Здоровье  учителя:   причины недугов и их профилактика// Директор школы. - 2009. - №1. - С.81

6. Источник:  https://www.menobr.ru/article/60000-qqe-16-m9-professionalnaya-samootsenka-pedagoga-kak-osnovnaya-problema-pedagoga 

 

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов

Самооценка и стрессоустойчивость педагогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020