ПОЭМА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА « ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА». ОБРАЗЫ И ЯЗЫК ПОЭМЫ.
ЦЕЛЬ УРОКА:
Дать понятие о том, как Лермонтов смог показать историзм и своеобразие характера героя через знакомство с историческим материалом о правлении Ивана Грозного; обучать умению давать характеристику героям и мотивировать свое мнение о них, понимать их нравственный мир; показать связь литературного произведения с фольклорными жанрами.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, текст поэмы, опорные таблицы.
ХОД УРОКА.
1 .Объявление темы, цели, урока.
2. Актуализация знаний об эпохе, изображенной в произведении.
- Рассказ об эпохе 30-х г. 19 века;
-характеристика эпохи Ивана Грозного (картины И.Е.Репина «Иван Грозный убивает своего сына», В.М.Васнецова «Иван Грозный»);
-работа с понятием «опричник»;
-чтение отрывков из «Домостроя»- свода житейских правил 16 века.
ЛЕКЦИЯ УЧИТЕЛЯ
По выходе из школы гвардейских прапорщиков Лермонтов окунулся в литературную жизнь. Это было время, когда всколыхнулся интерес к народной жизни, народному поэтическому творчеству. Занятия Лермонтовым стариной и историей России подтолкнул его к написанию поэмы из русской жизни, в которой действующим лицом является боярин времен Ивана Грозного. Личность царя всегда занимала поэта. Над поэмой «Боярин Орша» он работает в 1835-1836гг.
Лермонтов заинтересовался русской стариной, народными преданиями, поверьями песнями. Он серьезно изучает «Сборник Кирши Данилова». Его увлекает характер русской былины. Зарождается замысел песни, в которой выразилась бы русская жизнь периода, который особенно интересовал поэта,- времени начал царствования Ивана Грозного. Хотя «Песня…» появилась в печати в 1838г., уже в 1836 автор начал работать над ней. Привычкой Лермонтова было дать «вылежаться написанному». Датой создания песни считается 1837год.
«Самый выбор предмета свидетельствует о состоянии духа поэта недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошлое, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем». (В.Г.Белинский).
Произведение повествует о событиях 16 века – эпохе царя Ивана Грозного. В «Истории государства Российского» Карамзин подчеркивает неоднозначность этой фигуры, противоречия в характере царя «…имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова. Хвалился милостью и щедростью, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан, хвалился правосудием, карая вместе с равным удовольствием и заслуги, и преступления.»
Один из главных героев поэмы – молодой опричник Кирибеич, из славной семьи Малютиной.
В 1565 г царь оставил свою резиденцию в с. Коломенское и выехал в Александровскую слободу. Оттуда в послании к боярам и духовенству он сообщил об отказе власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел – опричнину (от слова «опричь» - кроме). Он был уверен, что его позовут на трон, это и произошло. Иван IV продиктовал свои условия: разделить страну на две части: опричнину и земщину.
В опричнину царь включил наиболее важные в
стратегическом и экономическом отношении земли. На этих землях хозяйничало
опричное войско. Набирались опричники из молодых дворян и дворянских детей,
отличавшихся удалью. Они должны беспрекословно исполнять волю государя, обо
всем доносить, отрекшись от всего и всех. Внешним отличием опричников служила
собачья голова и метла, прикрепленные к седлу, в знак того, что они грызут и
метут изменников царя. На все поступки опричников царя глядел сквозь пальцы,
опричники всегда были правы. Главой опричного террора стал Малюта Скуратов
(таково прозвище Григория Лукьяновича Скуратова) – дворянин, приближённый Ивана
IV.
Историки отмечают, что «сказать неучтивое слово
опричнику - значило оскорбить самого царя», что «люди земские, от дворянина до
мещанина были безгласны, безответны против опричных» они упоминают о похищении
жён знатных людей Иваном Грозным и его приближенными. Опричники стали бичом и
предметом ненависти для народа, царь же верил в их преданность и верность, и
они действительно исполняли его волю.
Правила семейно-бытовой жизни 16 века изложены
«Домострое». Это памятник древнерусской литературы. В этом своде житейских
правил говорится: «Царя бойся и служи ему верою и всегда о нем Бога моли
и ложно отнюдь не глаголи перед ним, но с покорением истину отвечай ему, яко
самому Богу, и во всем повинуйся ему. Обидим (обиженный) не мсти, обвиненный
моли, зла на зло не воздавай грешащих не осуждай»
У героев «Песни…»- Кирибеечева и Калашникова- нет
прототипов, но Лермонтов, следуя историческим источникам , правдиво изобразил
характеры и конфликты, верно передал дух и колорит эпохи. «Песня..» переносит
читателя в далёкое прошлое.
3. Работа с опорными таблицами.
4. Анализ произведения.
-Каковы ваши впечатления от образа Ивана Грозного?
-Найдите отрывки, раскрывающие характер Кирибеевича?
-Как в характере Алёны Дмитриевны отражаются народные представления об
идеальной женщине-жене?
- С какой целью выходят на бой Кирибеевич и Калашников?
-Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою? Какова роль
Ивана Грозного в поэме?
-Сравните характеры Калашникова и Кирибеевича.
5. Проблемный вопрос.
Семейно-бытовая
драма- общественный конфликт.
6. Язык и жанр произведения.
Жанр своего произведения
Лермонтов определил как песню. Он стремился приблизить поэму к фольклорным,
эпическим сказаниям.
Троекратное повторение, свойственно народным песням и традиционное обращение
с хвалебными словами к хозяевам дома.
Ай ребята пойте.
Ай ребята пейте.
Гусляров почитали на Руси, сам князь подносил чарку, и
никто не мог заставить гусляров говорить неправду, были они своего рода «гласом
народа»
Белинский, определяя фольклорные элементы в поэме писал:
«Поэт …. перенёсся в историческое прошлое, подслушал биение его пульса,
проник в сокровеннейшие тайники его духа, усвоил склад его старинной
речи»
Воздействие народных традиций сказалось на трактовке
личности Ивана Грозного. Для народных песен государь- главное лицо , идея
народной жизни. Судьба отечества была в руках царя и всё, что касалось его
личности, касалось вместе с тем и народа. Первые слова в поэме это обращение к
царю, что характерно для народных песен.
Картина царского пира предваряется изображением Ивана
Грозного с помощью отрицательного параллелизма («не сияет на небе солнце
красное…то за трапезой сидит…». )
В поэме встречаем таки художественные приемы, как
использование традиционных эпитетов «вино сладкое, заморское», сравнений,
инверсий, прямого отрицания. В духе русской словесности даже синтаксическая
конструкция с лишним союзом «и».
Уж как завтра кулачный бой
На Москве-реке при самом царе,
И я выйду туда на опричника.
7. Подведение итогов урока.
Центральной
темой «Песни..» ставится борьба добра и зла, борьба правды и кривды.
Очевидно, что без фигуры царя столкновение Калашникова с Кирибеевичем могло
быть понято как семейно-бытовая драма. Присутствие царя, покровителя и
защитника опричника, усиливает общественный конфликт. Окончательна оценка
разыгравшейс трагедии принадлежит народу. Ни царь, ни время не властны над
подвигом Калашникова. Его могила, затерявшаяся «промеж трех дорого» ( как
«преступник», Калашников не был похоронен на кладбище), не забыта народом.
8. Домашние задание.
Ответить
на вопрос с использованием цитат «Кто в песне является настоящим героем и
почему?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.