Лекция Ч.Айтматов "Белый пароход"

  • Лабораторные работы
  • Лекции
  • Работа в классе
  • pptx
  • 24.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 22.Л. +Ч.Айтматов Белый пароход.pptx

Чингиз Айтматов: "Белый пароход"

Путешествие по шедевру Айтматова «Белый пароход»




Белый пароход. Иллюстрация С. А. Острова. 1980

Чингиз Айтматов



Введение

«Белый пароход» Чингиза Айтматова — это мощная повесть, в которой исследуются темы невинности, традиций и разрушения окружающей среды. Мы подробно рассмотрим её предысторию, персонажей, сюжет, жанр, конфликты и предложим учащимся задания для лучшего понимания.

О повести «Белый пароход»:


Автор — Чингиз Торекулович Айтматов (1928-2008).
Дата создания — 1970 год.
Первая публикация — 1970 г., в журнале «Новый мир».
Род — эпос.
Жанр — повесть. Произведение имеет второе название — «После сказки».
Тема — добро и зло, взаимоотношения человека и природы, отношения в семье, уважение к старшим, соотношение мечты и реальности.

Вопросы, которые поднимает автор произведения:
Почему одни люди злые, а другие добрые? Почему есть счастливые люди и несчастливые?
Нужно ли прощать жестокость другим людям?
Как человеку пережить несоответствие мечты и горькой действительности?
Как нужно относиться к природе и древним обычаям?

Построение повести:

Композиция произведения. Повесть состоит из семи глав. Первые четыре главы составляют экспозицию и завязку повести. Читатели узнают о жителях кордона и о нелёгкой судьбе мальчика, четвёртая глава включает также легенду о маралах. В пятой и шестой главах мы узнаём о дальнейшем развитии истории: мальчик начинает учиться в школе и становится свидетелем многих тяжёлых и несправедливых событий, в которые оказываются вовлечены жители кордона. В седьмой главе происходит кульминация повести и её развязка.

Термины, важные для анализа произведения:

повесть, символ, антитеза, миф, сказка, легенда

Литературный анализ произведения:

Особенности жанра
«Белый пароход» сочетает черты реалистической повести, сказки, мифа. С одной стороны, в повести детально и реалистично изображены герои и их характеры. Однако Айтматов вводит в текст повести народные сказания и легенды, например легенду о Рогатой матери-оленихе. Этот приём позволяет автору связать прошлое и настоящее, передать духовный опыт народа и раскрыть проблемы современности.



Как вы думаете?
Почему писатель дал повести второе название — «После сказки»?

Исторический контекст и публикация

До публикации: роман появился в период, когда советская литература исследовала социальные и нравственные проблемы.
Год написания: «Белый корабль» был впервые опубликован в 1970 году и сразу же получил признание критиков.
Культурное влияние: книга нашла глубокий отклик у читателей благодаря острому изображению отношений между людьми и природой.
Мировое признание: повесть была переведена на множество языков, укрепив международную репутацию Айтматова.

Главные Герои

Мальчик: чистый и изобретательный, он олицетворяет невинность и ищет утешения в легенде о Рогатой Матери-Оленихе.
Старый Момун: дедушка мальчика, он олицетворяет традиции, мудрость и глубокую связь с природой.
Орозкул: жестокий и эгоистичный глава лесозаготовительной станции, символизирующий коррупцию и пренебрежение традициями.
Беки: жена Орозкула, мечтающая о материнстве и разрывающаяся между традициями и доминированием мужа.

Обзор сюжета

Место действия: история разворачивается в отдалённом горном районе Кыргызстана, недалеко от озера Иссык-Куль.
Мечта мальчика: он представляет, как его отец плывёт на белом корабле, и мечтает о лучшей жизни.
Конфликт: основной конфликт возникает из-за действий Орокула, который убивает священного оленя и разрушает мир мальчика.
Трагический конец: охваченный отчаянием, мальчик решает воссоединиться со своим отцом на дне озера.

Жанр и Стиль

Магический реализм: в новелле реалистичные декорации сочетаются с мифическими элементами, создавая уникальную атмосферу.
Социальная драма: она затрагивает такие социальные проблемы, как коррупция, ухудшение состояния окружающей среды и конфликт поколений.
Символизм: Белый корабль символизирует надежду, свободу и стремление мальчика к лучшему миру.
Проза Айтматова: он использует поэтический язык, яркие образы и глубокие психологические прозрения.

Ключевые конфликты

Человек против природы: уничтожение Орокулом оленей олицетворяет разрушительное воздействие человечества на мир природы.
Традиции против современности: столкновение традиционных ценностей Момуна и эгоистичных амбиций Орозкула.
Невинность против опыта: чистое мировоззрение мальчика разрушается суровыми реалиями взрослой жизни.
Индивидуум против общества: мальчик пытается найти своё место в обществе, которое ценит власть больше, чем сострадание.

Разрешение конфликта (или его отсутствие)

Отсутствие развязки: Айтматов не предлагает простых решений конфликтов, представленных в повести.
Трагедия как катализатор: трагический финал служит суровым обвинением в несовершенстве общества и разрушении окружающей среды.
Призыв к размышлению: повесть побуждает читателей задуматься о собственных ценностях и отношениях с миром.
Нравственный императив: Айтматов подчёркивает важность сохранения традиций и бережного отношения к природе.

Темы романа

Экологическая ответственность: Опасность нанесения вреда природе ради корыстной выгоды.
Потеря невинности: болезненный переход от детства к взрослой жизни.
Сохранение культуры: Важность соблюдения традиций и ценностей предков.
Человеческая жестокость: изучение способности людей причинять боль и страдания.

Задание студентам: эссе






1.Напишите эссе, в котором проанализируйте символику «Белого парохода» в повести Чингиза Айтматова.
2.Обсудите его значение в контексте мечтаний, надежд и дальнейшей судьбы мальчика.
3.Приведите конкретные примеры из текста.
4.План эссе – на следующих слайдах

Задание студентам: примерный план эссе






1.Введение: описание произведения и его темы — противостояния добра злу.
2.Описание главного героя: семилетний мальчик, который живёт с дедом Момуном на далёком лесном кордоне и испытывает притеснения от родственника Орозкула.
3.Восприятие действительности: мальчик живёт как бы в двух мирах — реальном и фантастическом, где добро и справедливость компенсируют несправедливости реальности.
4. Сказки главного героя: дед рассказывает легенду о Рогатой матери-оленихе, которая спасает людских детей и восстанавливает киргизский род. Эта история, где добро было побеждено злом, не утешает главного героя, поэтому он придумывает свою сказку.
5.Мечты и желания: мальчик мечтает превратиться в рыбу и добраться по Иссык-Кулю до белого парохода, где плавает матросом его отец.
6. Испытание: по приказу Орозкула дед застрелил Рогатую мать-олениху — воплощение добра для каждого бугинца. Увидев отрубленную голову оленихи, пьяного деда и веселящихся вокруг людей, мальчик не смог оставаться рядом с ними.

Задание студентам: примерный план эссе










7.Решение покинуть этот мир: мальчик решает уйти в свой мир, где нет страданий и унижений, там есть добро, любовь, справедливость и дружба.
8.Финал: повесть остаётся не завершённой, поскольку поднятые вопросы не имеют ответа, в частности вопрос Момуна «Почему такими бывают люди».
9.Заключение: автор выражает уверенность в том, что «правда пребудет навеки».

В финале звучит мысль о том, что не всегда за сделанное добро человек получает в ответ то же, скорее, наоборот. Айтматов не даёт ответа на этот вопрос, предоставляя возможность читателю самому разобраться.

Домашнее задание: мини-композиция

Напишите мини-сочинение от лица Мальчика.
Опишите его чувства по отношению к белому кораблю и дедушке Момуну.
Расскажите о его чувствах по отношению к природе и о его желании любви и признания.

Задание студента: тестовые вопросы

Тест онлайн :


https://nickdegolden.ru/test-po-povesti-belyj-parohod/

Заключение






«Белый пароход» остаётся мощным и актуальным литературным произведением. Оно побуждает к критическому мышлению и исследованию важнейших человеческих ценностей, подчёркивая важность сострадания, бережного отношения к окружающей среде и сохранения культуры. Дальнейшее изучение творчества Айтматова позволяет глубже понять кыргызскую культуру и универсальный человеческий опыт.