** По поэме «Двенадцать»
…Вдаль идут державным шагом…
– Кто еще там? Выходи!
Это – ветер с красным флагом
Разыгрался впереди…
Впереди – сугроб холодный,
– Кто в сугробе – выходи!..
Только нищий пес голодный
Ковыляет позади…
– Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались – поколочу!
…Скалит зубы – волк голодный –
Хвост поджал – не отстает –
Пес холодный – пес безродный…
– Эй, откликнись, кто идет?
– Кто там машет красным флагом?
– Приглядись-ка, эка тьма!
– Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома?
– Все равно тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
– Эй, товарищ, будет худо,
Выходи, стрелять начнем!
Трах–тах–тах! – И только эхо
Откликается в домах…
Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах…
Трах–тах–тах!
Трах–тах–тах!..
…Так идут державным шагом –
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
(А.А. Блок, «Двенадцать».)
1. Какой прием использует автор, характеризуя ушедшую эпоху («Старый мир, как пес паршивый, провались…»)?
2. Как называется прием очеловечивания явлений природы, придающий авторским описаниям особую выразительность («Только вьюга долгим смехом // Заливается в снегах…»)?
3. Укажите название средства художественной изобразительности, представляющего собой эмоционально-оценочное определение («Нежной поступью надвьюжной»).
4. В финале фрагмента (и всей поэмы) возникает резкое противопоставление образов («позади – голодный пес… – впереди Исус Христос»). Как называется такое противопоставление?
Приведите ещё примеры этого средства в поэме.
5. Как называется поэтическое течение, одним из ярких представителей которого в 1910-е годы являлся А.А. Блок и принципы которого отчасти нашли свое отражение в поэме «Двенадцать»?
6. Укажите город, являющийся местом действия поэмы «Двенадцать».
Как называются многозначные обобщенные образы, являющиеся важным элементом художественного мира Блока (кровавый флаг, пес голодный, белый венчик из роз и т.п.)?
Перечислите символы поэмы:
7. Какой предстаёт революционная Россия в поэме А.А. Блока «Двенадцать»? Что «услышал» Блок?
8. Почему поэма называется «Двенадцать»?
9. Почему в финале появляется образ Христа. (Назовите разные точки зрения. Какая интерпретация Вам ближе. Почему?)
Самостоятельная работа по поэме А.А. Блока «Двенадцать».
1. Цветовая символика чрезвычайно значима в поэзии Блока. Какие цвета символизируют борьбу двух начал в поэме «Двенадцать»?
1. чёрный и белый 2. красный и чёрный
3. белый, красный, зелёный 4.белый и красный
2. Назовите основное событие в произведении «Двенадцать».
1. появление представителей «старого мира» 2. шествие красноармейцев
3. появление Петра 4. убийство Катьки
3. Какая статья Блока помогает понять отношение поэта к революции, выраженное в поэме «Двенадцать»?
1. «Стихия и культура» 2. «Интеллигенция и Революция»
3. «Народ и интеллигенция» 4. « Катилина»
4. Каково отношение автора к красногвардейцам в поэме «Двенадцать»?
1. этот образ олицетворяет разрушительную силу, которую несёт в себе революция
2. этот образ является объектом насмешки автора
3. этот образ соединяет в себе созидающее и разрушительное начала
4. этот образ воплощает идеальное представление автора о революции
5. Какие интонации слышны в приведённых строках поэмы «Двенадцать»?
Не слышно шуму городского
Над невской башней тишина…
1. марш 2. городской романс 3. частушки 4.революционная песня
6. Как в литературоведении называется художественный образ, раскрывающийся через сопоставление с другими понятиями и содержащий в себе множество смыслов (например, ветер и вьюга в поэме А. А. Блока «Двенадцать»)?
1. метафора 2. сравнение 3. символ 4.метонимия
7. Какой литературный прием использует А. А. Блок в начале и в конце поэмы «Двенадцать», противопоставляя образы?
Черный вечер. Позади — голодный пес <...>
Белый снег. Впереди — Исус Христос.
1. контраст 2. антитеза 3. антонимы 4. контекстуальные антонимы
8. К какому лирическому жанру относится приведенный фрагмент поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить —
В красной гвардии служить —
Буйну голову сложить!
Эх ты, горе-горькое,
Сладкое житье!
Рваное пальтишко,
Австрийское ружье!
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!
1. песня 2. элегия 3. дума 4. послание
9. Что символизирует собой «поджавший хвост паршивый пес», «пес голодный», «пес безродный», «нищий пес голодный» в поэме А. А. Блока «Двенадцать»?
1. старый мир 2. собаку 3. Иуду 4. новый мир
10. Чей загадочный образ возникает в финале поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?
1. Божья Матерь 2. Ангел 3. Христос 4. Херувимы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.