Самостоятельная работа «Местоимение»
Вариант 1.
1. Спишите, определите разряд местоимений.
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи.
2. Найдите грамматические ошибки. Спишите, оставляя правильные словосочетания без изменений, а неправильные исправляя.
Грущу по вам, вопреки им, скольки рублей, подошёл к им, чего надо, сильнее него, ихним пакетам, спроси у ней, нет у него, скучаю по Вас, моё день рождение, до скольки тебя ждать?
3. Спишите, вставьте Е или И; определите, слитно, раздельно или через дефис вы будете писать местоимения.
Было н-с-кем посоветоваться, н-к-кому не обращаться, н-чем похвастаться, н-бояться н-чего, н-чего бояться, н-о-чем не сожалеть, н-о-чем сожалеть, кое-с-кем, кое-к-кому, кто-нибудь, к-кому-либо, кое-что.
4. Прочитайте текст.
Невольные слезы обожгли мне глаза…Я стоял перед «Золотой осенью» Левитана. Эта картина вошла в мое сознание как появление такой величавой и облагораживающей красоты, что до сих пор я даже не мог поверить, что такая красота существует на свете…
Все семь дней, которые я тогда пробыл в Москве, я провел в галерее у полотен Левитана…
Всё дрожало у меня на душе. Я чувствовал, что со мною происходит что-то непонятное.
А происходило величайшее событие в моей жизни: я нашел свою родную страну. Я уже любил её до последней прожилки на каждом её незаметном листике. Я был готов взять себя в руки и отдать этой стране все силы души и молодого сердца.
а) выпишите все определительные местоимения.
б) Выпишите предложение, связанное с предыдущим с помощью указательного и притяжательного местоимений. Подпишите их.
в) Выпишите фразеологизм, в состав которого входит местоимений.
Вариант 2.
1. Спишите, определите разряд местоимений.
Муж должен защищать свою жену даже от своих родителей. Когда мама начинает капать на мозги — да она у тебя такая, она у тебя сякая — здесь просто нужна мудрость. Нужно с одной стороны не оскорбить собственную маму, с другой — все, что она вылила на тебя, в себе же и похоронить. Не нужно быть ретранслятором, нужно быть таким хорошим "болотом", в котором все тонет. Потому что твоя собственная супруга или супруг будет крайне тяжело воспринимать критику в свой адрес, переданную тобой.
Муж и жена — это единое целое. Роднее и ближе не должно быть никого. И если муж начинает высказывать жене претензию, которую ему высказывает его мама, для жены это крайне обидно. Она чувствует, что теряет защиту, теряет в нем того, кто ее в принципе должен защищать. То же самое и наоборот. Поэтому это задача молодых первейшая – свою семью от влияний извне оградить.
2. Найдите грамматические ошибки. Спишите, оставляя правильные словосочетания без изменений, а неправильные исправляя.
До скольки задержишься? Скучаю по вам, благодаря ним, скольки рублям, подойди к ней, подойди к ему, чего хочешь, нет у ней, ихние проблемы, иху репетицию, моё день рождение, тоскую по Вас.
3. Спишите, вставьте Е или И; определите, слитно, раздельно или через дефис вы будете писать местоимения.
Н-к-кому обратиться, н-с-кем не хотел советоваться, кое-кому обещал, кое-перед-кем виноват, н-кому больше не верила, н-кому поверить, н-за-что не сдавайся, кто-то найдётся, кому-то поверишь, н-что не пройдёт даром, н-кого винить.
4. Прочитайте текст.
Совесть – способ существования правды в человеке; справедливость – способ существования её в обществе. Мы чувствуем правду в себе – как совесть – и в своём окружении – как справедливость. Правда есть всегда, а реальной справедливости может и не быть, мы сами утверждаем её своей жизнью. И совесть есть в каждом, но не каждый живёт по совести, не каждый совестлив. Вертикаль «правда – совесть» есть и без нас, а горизонталь «справедливость – совестливость» требует наших нравственных усилий, которые даются нам тем легче, чем сильнее верим мы в существование правды и совести. Про таких иногда говорят, что они не от мира сего. Но только тут и ответ на вопрос, как сделать наш мир лучше: будем совестливы, будем поддерживать справедливость в классе и в школе – и дети наши вырастут настоящими людьми.
а) Выпишите все притяжательные местоимения.
б) Выпишите предложение, связанное с предыдущим при помощи определительного местоимения.
в) Выпишите фразеологизм, в состав которого входит местоимение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.