КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «СИЛА СЛОВА – В НАРОДНОЙ МУДРОСТИ»

  • Занимательные материалы
  • Игры
  • Конкурсы
  • Культурные мероприятия
  • Работа в классе
  • docx
  • 10.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

обобщение и систематизация знаний по теме «Фольклор»
Иконка файла материала ИГРА по фольклору.docx

Министерство образования и науки Калужской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Калужской области
«Кондровский гуманитарно-технический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«СИЛА СЛОВА – В НАРОДНОЙ МУДРОСТИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчики: Басулаева Е.В. Семкова И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кондрово 2016

Тема урока: «Сила слова – в народной мудрости»

(внеклассное мероприятие в группах У-21, В-21)

 

Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Фольклор».

Задачи:

1. Научить обобщению и систематизации изученного фольклорного материала; научить воспринимать и анализировать поэтику фольклора.

2. Развивать творческое мышление, умения строить монологические высказывания, осуществлять работу в группах.

3. Воспитывать любовь к устному народному творчеству как к одному из видов искусств.

 

Оборудование: раздаточный материал, ноутбук, ватманы, краски.

Тип урока: обобщающий.

Вид: дидактическая игра.

Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая.

На доске записан эпиграф: «Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории».

Ход урока.

1. Организационный момент.

Звучит русская народная музыка.

Учитель: Дорогие друзья, сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Мы предлагаем вам на время забыть о том, что вы студенты Кондровского гуманитарно-технического колледжа, а представить себя молодыми крестьянскими парнями и девчонками, живущими в 19 веке. И мы сейчас с вами находимся не в нашем кабинете, а в просторной светелке деревенского дома.

- А Вы знаете, что делали на посиделках? (загадки загадывали, скороговорки говорили, песни пели).

- Как вы думаете, почему наш урок будет в форме деревенских посиделок? (Мы изучали устное народное творчество, жанры фольклора)

- Какова цель нашего урока? (вспомнить жанры фольклора, проявить эрудицию, смекалку)

- Прошу вас обратить внимание на выражение, записанное на доске. Как вы его понимаете? Почему так важно помнить историю своего народа? (Чтобы не превратиться в «Иванов, не помнящих родства». Народное творчество является неотъемлемой частью русской истории. Без прошлого нет настоящего.)

Учитель: Ну что, все готовы? Закрыли глаза, мысленно представили себя в 19 веке. Начинаем.

На завалинке в светелке иль на бревнышках каких

Собирались посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели да водили хоровод.

А играли как! В горелки, ах, горелки, хороши.

Словом, эти посиделки были праздником души.

Наш досуг порою мелок, и чего там говорить,

Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить

Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.

 

2. Представление команд.

- Но посиделки будут у нас необычные.

Покатилась вечеринка, заглянула ночь во двор,

У зачина есть разминка, как бы нитка-паутинка,

Та, что вяжет разговор.

Как когда-то в век старинный, в те далекие года

Проводились викторины, те «что, где, когда».

Как тогда, друзья, для вас проведем ее сейчас.

 

- У нас есть две команды, которые будут сегодня соревноваться в смекалке, находчивости, знании устного народного творчества и истории нашего народа. Попросим наши команды представиться.

Команды представляют свое название и девиз.

- А судить выступление наших команд сегодня будет Совет Мудрейших.

 

3. Игра.

На посиделках велись и серьезные разговоры о житье-бытье, о погоде и урожае, родителях и родственниках, да еще и о приметах различных. Возможно, именно в эти минуты и рождался кладезь народной мудрости – пословицы.

- Как вы понимаете высказывание «Кладезь народной мудрости». Что собой представляет кладезь?

Кладезь – вместилище. Пословица не просто изречение, это мнение народа, народная оценка жизни.

- Пословицы не спорят, не доказывают, они просто утверждают. Я уверена, что вы знаете много пословиц, часто употребляете их в своей речи, поэтому задание для вас не будет трудным.

 

 

Конкурс «Собери пословицу»

- Представьте, что вы купили книгу, которую выпустил нерадивый наборщик, не знающий русских пословиц, он все перепутал. Ваша задача – вернуть пословицы на свои места.
Команды должны собрать четыре пословицы из отдельных частей.

 

Конкурс «Диаграммы»

- Один весёлый программист по имени Артем Прохоров в свободное от работы время создает диаграммы и графики, в которых зашифровывает различные русские пословицы и афоризмы. Мы предлагаем нашим командам разгадать, что же зашифровал Артем на этот раз.

Команды получают листочки с изображенными на них диаграммами.

 

Пока команды расшифровывают диаграммы, можно провести игру со зрителями.

Вопросы-шутки

1. В каком слове сорок гласных?

 2. В каких словах по сто согласных?

3. За какой согласный звук надо спрятать другой согласный звук, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий?

4. Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни?

5. Какой алфавит состоит всего из шести букв?

6. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна?

7. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево?

8. В каком числительном содержится приказ?

9. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это?

10. В каком слове 100 отрицаний.  

 

Ответы на Вопросы-шутки

 1. Сорока.

2. Стол, стон, стог, стоп.

3. Залп.

 4. Станет.

5. Азбука.

6. Ка-мыш - мыш-ка (поменять местами слоги).

7. Он - но.

8. Три.

9. Нос.

10. Стонет

Конкурс «Расшифруй рисунок»

- Пословица не мыслится без своей родной сестрицы - поговорки.

Иностранный журналист во время командировки в Россию услышал много непонятных для него выражений. Пытаясь вникнуть в их смысл, он даже изобразил их в виде рисунков. Какие русские фразеологизмы изображены на этих рисунках и каково их лексическое значение?

Командам раздаются рисунки, на которых зашифрованы знаменитые крылатые выражения.

 

Конкурс «Разгадай кроссворд»

- Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится».

Сейчас нашим командам предстоит еще немного поработать, ведь мы предлагаем им разгадать кроссворд. Если вы правильно впишете в клеточки все слова, то по горизонтали сможете прочитать еще одну пословицу.

Командам раздаются листочки с кроссвордами.

 

Пока команды решают кроссворд, можно провести игру со зрителями.

 

«Жил-был у бабушки серенький козлик…» Мини-викторина

В 1925 году трое молодых людей: Э.С. Паперная, А.Г. Розенберг и А.М. Финкель – выпустили книжку «Парнас дыбом» - сборник своих литературных пародий на известных поэтов и писателей. Впоследствии эта книжка неоднократно дополнялась и переиздавалась. Постарайтесь по приведенным ниже отрывкам на известную тему (про то, как «жил-был у бабушки серенький козлик») определить авторов, на произведения которых написаны эти пародии.

1. "Любезный читатель! Сколь приятно и умилительно сердцу видеть дружбу двух существ любящих. Всей чувствительной натурой своей бедная старушка любила серенького козлика; знайте же, грубые сердцем, что и крестьянки чувствовать умеют."

 

 2. Рязанские лощины,   

коломенская грусть.  

 Одна теперь в долине   

живу я и томлюсь.  

 Козёл мой златорогий   

гулять умчался в лес.   

И свечкой четверговой   

горел окрай небес.

 

 3. В стороне родной Смоленской,   

За окраиной села,   

В бедной хате деревенской   

Бабка старая жила…   

…И на серого любимца   

Надышаться не могла.   

Знать недаром говорится,  

 Что любовь бывает зла:   

Мол, как сердце разгорится,   

Так полюбишь и козла.

 

4. Наша бабка громко плачет:  

 - Где мой козлик? Где он скачет? -   

Полно, бабка, плачь не плачь -  

 В лес умчался твой рогач.

 

5. Скрипела старуха,   

 телега словно,    

кха,         

      кхо,               

           кхе,                      

                кхи.    

Великолепно мною уловлены    

старухины все грехи.    

Дрянной старухиной    

хаты возле    

разрушенный                         

                       был                             

                             хлев.    

Маленький, миленький серенький козлик    

валялся там на земле.

 

Ответы 1. Н.М. Карамзин. 2. Сергей Есенин. 3. Александр Твардовский. 4. Агния Барто. 5. Владимир Маяковский.

Замени фразу пословицей.

Учись всю жизнь. – Век живи – век учись.

Береги время. – Делу время – потехе час.

Сделал дело – гуляй смело.

Куй железо, пока горячо.

Не болтай. – Держи язык за зубами.

Держи слово. – Не давши слово, крепись, а давши – держись.

Слово серебро – молчание золото.

 

Конкурс «Инсценировка русской народной сказки»

 

- В некотором царстве в Кондровском государстве жили – были студенты 2-го курса. Ой, что – то я не о том… Что за жанр я использовала? (сказка)  Как вы догадались? Дайте определение жанра сказки? Что характерно для русских народных сказок?

Нашим командам было дано домашнее задание – инсценировать русскую народную сказку по выбору.

 

Команды показывают свои инсценировки.

 

Конкурс «Нарисуй пословицу»

Вот и подошли мы к финальному конкурсу нашей игры. Совсем скоро мы узнаем имя победителя.

А пока нашим командам предстоит проявить талант художника и при помощи карандашей, красок и фантазии нарисовать любую пословицу.

 

Командам раздаются ватманы, краски, карандаши.

 

Конкурс для зрителей.

Вставь слово в пословицу.

•        Дареному ... в зубы не смотрят. (Коню.)

•        Когда ... на горе свистнет. (Рак.)

•        ... рубят – щепки летят. (Лес.)

•        Не ..., так и не мычи. (Корова.)

•        Не плюй в ... – пригодится воды напиться. (Колодец.)

•        Большому ... – большое плавание. (Кораблю.)

 

Загадки.

Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)

 

Мать толста, дочь красна,

Сын – сокол под небеса ушел. (Печь, огонь, дым.)

 

Три братца пошли купаться,

Два купаются, один на берегу валяется,

Искупались, вышли, на третьем повисли.  (ведра, коромысло)

 

Сутул, горбат, все поле перешел,

Все загоны перечел. (серп).

 

Лед трещит, вода плещется,

Молодая царица умывается. (весна).

 

4. Подведение итогов игры.

Награждение победителей.

5. Рефлексия.

- Какие жанры фольклора мы повторили? Какая работа на уроке вам понравилась больше всего и почему. С каким настроением вы уходите с урока?

- Мы надеемся, что вы никогда не забудете свою историю, не станете Иванами, не помнящими своего родства. Ведь фольклор – это кладезь народной мудрости. Мы хотим, чтобы вы стали мудрыми и духовно богатыми людьми. Благодарим вас за урок!

 

Чаепитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диаграммы

 

                           

 

                         

 

                            

 

                 

 

Ответы к диаграммам

1. Одна голова – хорошо, а две – лучше.

2. Баба с возу – кобыле легче.

3. Семь раз отметь, один – отрежь.

4. Утро вечера мудренее.

 5. Тише едешь – дальше будешь.

6. Семь пятниц на неделе.

7. Старый друг лучше новых двух.

8. Гусь свинье не товарищ .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Зашифрованные фразеологизмы

                                         

                       

 

 

                            

 

                  

 

                               

 

Ответы

1 - на всех парусах – очень быстро, с максимальной скоростью.

2 - наломать дров - сделать плохо, поступить необдуманно.

3 - водить за нос - обманывать.

4 - дело в шляпе - работа выполнена, вопрос решён.

5 - (вместе) съесть пуд соли - быть очень дружными, хорошо знать кого-либо.

6 - (работать) спустя рукава - делать что-либо небрежно.

7 - (на нём) нет лица - плохо выглядит, болен, испуган (о человеке).

8 - (столкнуться) нос к носу - сойтись очень близко.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Пословицы

Собери части пословицы.

Умей взять,

умей и дать.

Старый друг

лучше новых двух.

Едешь на день,

бери хлеба на неделю.

Красна птица пером,

а человек умом.

Не рой другому яму,

сам в неё упадёшь.

Друга ищи,

а найдёшь – береги.

Были бы кошки,

а мышки будут.

Десять раз примерь,

один раз отрежь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Кроссворд

Кроссворд с пословицами и поговорками о труде.

В  выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну пословицу о труде.

11

По горизонтали: Дело мастера боится.

1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза ... .
2. Скучен день до вечера, коли делать ... .
3. Кончил дело – гуляй ... .
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать ... .
5. Поспешишь – людей ... .
6. Хочешь много знать, надо мало ... .
7. Умелые руки не знают ... .
8. Кто любит трудиться, тому без дела не ... .
9. Хочешь есть калачи – не сиди на ... .
10. Семь раз примерь – один раз ... .
11. Без труда не вынешь рыбку из ... .
12. На чужую работу глядя, сыт не ... .
13. Что посеешь, то и ... .
14. У работящего в руках дело огнем ... .
15. Труд человека кормит, а лень ... .
16. Делу время – потехе ... .
17. Куй железо, пока ... .

Ответы.  1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.

5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо