Самостоятельная работа по статистике
Оценка 4.7

Самостоятельная работа по статистике

Оценка 4.7
Домашнее обучение
docx
технология
Взрослым
15.03.2019
Самостоятельная работа по статистике
Методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Статистика» предназначены для студентов второго курса. Основными целями внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются: - овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю специальности; - формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности; - развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
сам работа статистика.docx
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Камышловский гуманитарно­технологический техникум»   МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  по выполнению самостоятельной работы студента  по дисциплине «Статистика»  для студентов по специальности/профессии СПО  40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» 40,02,40. Камышлов, 2015 Методические     рекомендации   к   выполнению   самостоятельных   работ   по   дисциплине «Статистика» предназначены для студентов второго курса. Основными целями внеаудиторной самостоятельной работы студентов  являются: ­ овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю специальности; ­ формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности; ­ развитие  творческого  подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Введение Одной   из   важнейших   проблем,   стоящих   перед   образовательным   учреждением является   повышение   качества   подготовки   выпускника.   Меняется   парадигма   конечной образовательной цели: от «специалиста­исполнителя» ­ к компетентному «профессионалу­ исследователю»,   поэтому   все   большее   значение   приобретают   хорошо   сформированные умения   и   навыки   самостоятельной   работы   студентов,   что   обусловлено   использованием компетентностного подхода в образовании. Самостоятельная работа студентов ­ это вид учебной деятельности, которую студент совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий. Целями самостоятельной работы студентов являются: ­ систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов; ­ углубление и расширение теоретических знаний; ­   формирование   умений   использовать   различные   информационные   источники: нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; ­   развитие   познавательных   способностей   и   активности   студентов,   творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; ­   формирование   самостоятельности   мышления,   способностей   к   саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; ­ развитие исследовательских умений. Цели достигаются решением следующих задач: ­ изучение рекомендуемых источников информации; ­ изучение основных понятий; ­ ответы на контрольные вопросы; ­ решение задач, кейсов, ситуаций; ­ написание рефератов; ­ подготовка докладов и сообщений В   данном   методическом   пособии   предлагаются   методические   указания   по выполнению   самостоятельной   работы   студента   и   представлены   задания   для самостоятельной работы по учебной дисциплине Статистика. Статистика   как   общественная   наука   изучает   количественную   сторону   различных массовых экономических и социальных явлений и процессов общественной жизни с учётом их   качественной   стороны.   С   помощью   системы   количественных   показателей   статистика отражает   процесс   и   результаты   функционирования   рыночной   экономики,   анализирует тенденции и закономерности развития общества. Важную роль в освоении курса статистики играет самостоятельная работа студента, при   помощи   которой   рассматриваются   актуальные   вопросы,   связанные   с   переходом экономики на международные стандарты учёта и статистики. Основная   цель   самостоятельной   работы   –   применение   методов   статистического анализа   в   конкретных   областях   исследования   социально­экономических   процессов, происходящих в обществе. Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Статистика» включает в себя следующие элементы: 1 Самостоятельное решение задач с целью усвоения и закрепления полученных на практических занятиях навыках по практическому использованию методов статистики при обработке информации.  2 Самостоятельное изучение отдельных вопросов по темам курса. Формой   контроля   является   написание   рефератов   и   подготовка   сообщений   по изученным самостоятельно вопросам. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы в виде решения задач, проблемных ситуаций Задача   ­ это цель, заданная в определенных условиях, решение задачи   это процесс достижения поставленной цели, поиск необходимых для средств.  Решение   задачи   фактически   сводится   к   использованию   сформированного мыслительного действия, воспроизводству готового знания. Такой вид мышления называют репродуктивным Алгоритм решения задач: 1. 2.  Внимательно прочитайте условие задания и уясните основной вопрос, представьте процессы и явления, описанные в условии.   Повторно   прочтите   условие   для   того,   чтобы   чётко   представить основной вопрос, проблему, цель решения, заданные величины, опираясь на которые можно вести поиски решения.  Произведите краткую запись условия задания. 3. 4. Если необходимо составьте таблицу, схему, рисунок или чертёж. 5. Определите метод решения задания, составьте план решения. 6. Запишите   основные   понятия,   формулы,   описывающие   процессы, предложенные заданной системой. 7. Найдите   решение   в   общем   виде,   выразив   искомые   величины   через заданные. 8. Проверьте правильность решения задания. 9. Произведите оценку реальности полученного решения. 10. Запишите ответ Методические указания по подготовке текста доклада Индивидуальная   и   групповая   работа   над   темами   докладов   по   актуальным проблемам   способствует   развитию,   закреплению   и   углублению   полученных   в процессе   обучения   теоретических   знаний,   применению   их   на   практике, приобретению навыков самостоятельной научно­исследовательской работы. В процессе работы студенты учатся анализировать и систематизировать теоретические   знания,   приобретенные   при   изучении   научных   публикаций, периодических   изданий   и   нормативных   актов   в   области   учета,   аудита, экономического анализа и других смежных профессиональных дисциплин. При подготовке   докладов   проявляется   способность   будущего   специалиста   к постановке проблемы научного исследования, формулировке четкой авторской позиции   по   конкретному   вопросу,   а   также   умение   применять   при   решении практических задач весь комплекс знаний в области методологии, методики, организации   и   технических   процедур   бухгалтерского,   оперативного   и статистического учета и контроля. Для   успешного   раскрытия   избранной   темы   студенту   необходимо правильно   подобрать   литературу,   а   также   выявить   и   продемонстрировать многообразие   подходов   и   вариантов   решения   изучаемой   проблемы, содержащихся   в   официальных   документах   и   предлагаемых   учеными­ экономистами. Структуру   доклада   автор   определяет   самостоятельно,   но   при   этом необходимо   учитывать,   что   текст   работы   должен   содержать,   как   минимум, следующие составляющие: 1   Обоснование   актуальности   темы,   постановка   цели   и   задач   работы, указание на предмет и объект исследования 2 Обзор методов, применяемых при выполнении исследования. Это могут быть и общие методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, моделирование, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод и метод систематизации,   и   специальные   экономические   методы:   экономико­ математическое   моделирование,   факторный   анализ,   методы   статистической обработки информации и т. д. 3 Основное содержание доклада должно раскрывать последовательность решения задач темы, излагать методику и технику исследования. Учитывая   небольшой   объем   доклада   и   его   узкую   направленность, основные результаты и выводы работы могут не выносится в отдельный раздел. В этом случае их необходимо выделить в тексте основного содержания. Все предложения,   сформулированные   студентом,   должны   носить   конкретный характер, подтверждаться проанализированным теоретическим материалом и (если   тема   предусматривает)   практическими   данными.   Выводы   необходимо соотносить с имеющейся информационной базой и подтверждать ссылками на источники или результаты, полученные автором лично. Синтез   полученных   данных   предполагает   последовательное,   логически стройное изложение итогов исследования. Задания для самостоятельной работы студентов На самостоятельное изучение выносятся следующие темы и вопросы: Тема:   Изучение   и   подбор   дополнительного   материала   по статистическим показателям  подготовка   сообщений,   докладов   по   теме:   «Статистический   показатель», «Статистическая совокупность» Основная литература: 1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская.   –   М.:КНОРУС,   2008.   –   304   с.   –   (Среднее   профессиональное образование). 2 Шмойлова Р. А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с. Дополнительная литература:   1 Толстик Н. В. Статистика: учеб. пособие /Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с. Электронные ресурсы: 1   Федеральная   служба   государственной   статистики.   –   Режим   доступа: www.gks.ru/ . – 2012.  Тема:   Изучение   дополнительного  материала   по   организации государственного статистического учета  Подготовка   сообщений,   докладов   по   теме:   «Принципы   организации госстатистики РФ», « Структура госстатистики РФ» Источники информации Основная литература: 1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская.   –   М.:КНОРУС,   2008.   –   304   с.   –   (Среднее   профессиональное образование). 2 Шмойлова Р. А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с. Дополнительная литература:   1 Толстик Н. В. Статистика: учеб. пособие /Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с. Электронные ресурсы: 1   Федеральная   служба   государственной   статистики.   –   Режим   доступа: www.gks.ru/ . – 2012.  Тема:   Изучение   дополнительного   материала   по   проведению статистического наблюдения Вопросы для обсуждения:  1.Раскройте сущность первого этапа статистического наблюдения.  2.   Дайте   определение   основным   понятиям   и   категориям   статистической науки.  3. Назовите формы и виды статистического наблюдения.  4.   В   чем   заключается   разница   между   единицей   объекта   и   единицей наблюдения.  5.   Охарактеризуйте   принципы   составления   плана   и   программы статистического наблюдения.  Темы докладов:  1. Три этапа статистического исследования  2.   Использование   статистических   таблиц   для   обобщения   результатов статистического исследования.  3.   Программно­методологические   вопросы   организации   статистического исследования Перечень рекомендуемых источников информации Основная литература: 1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская.   –   М.:КНОРУС,   2008.   –   304   с.   –   (Среднее   профессиональное образование). 2 Шмойлова Р. А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с. Дополнительная литература:   1 Толстик Н. В. Статистика: учеб. пособие /Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с. Электронные ресурсы: 1   Федеральная   служба   государственной   статистики.   –   Режим   доступа: www.gks.ru/ . – 2012.   Тема: Разработка программ статистического наблюдения  Задание для самостоятельной работы  Составте   программу   наблюдения   по   одной   из   выбранных   самостоятельно тем, индивидуально или группами по 2­4 человека. Методические указания  Объектом статистического наблюдения выступает совокупность, в пределах которой   проводится   наблюдение.   Единица   статистического   наблюдения   –   это элемент изучаемого объекта, который представляет необходимые первоначальные сведения Черты и свойства единиц совокупности называют признаками. Для того чтобы получить сведения, нужно разработать программу наблюдения. Программа статистического   наблюдения   должна   содержать   перечень   признаков,   которые будут характеризовать отдельные единицы совокупности. Процесс   проведения   статистического   наблюдения   состоит   из   следующих этапов: 1. Программно – методологическая подготовка проведения наблюдения. На данном этапе определяются цели и объекты наблюдения, признаки, подлежащие регистрации,   разрабатываются   документы   для   сбора   данных,   определяются методы и средства получения данных и другое; 2.   Организационная   подготовка   проведения   наблюдения   Этот   этап подразумевается следующие виды работ: подбор и подготовка кадров; составление календарного   плана   работ   по   подготовке   и   проведению   статистического наблюдения   обрабатываются   материалы,   которые   будут   использованы   в статистического наблюдении; 3.   На   третьем   этапе   выбирают   форму,   способ   и   вид   статистического наблюдения.   Важнейшим   этапом   в   проведении   статистического   наблюдения   – является сбор данных наблюдения, накапливание статистической информации; 4. Контроль данных статистического наблюдения; 5.   На   последнем   этапе   статистического   наблюдения   делаются   выводы   и предложения по проведению статистического наблюдения. Результаты,   полученные   в   ходе   статистического   наблюдения,   подвергают контролю   со   стороны   их   достоверности,   полноты   и   возможности   допущенных ошибок или неточностей. Существуют   следующие   требования,   которым   должно   отвечать статистическое наблюдение: 1 Наблюдаемые явления должны иметь ценность и выражать определенные социально–экономические типы явлений; 2 Сбор статистических данных должен обеспечить полноту фактов, которые рассматриваются в изучаемом вопросе; 3 Для того чтобы обеспечить достоверность статистических данных, нужно тщательно и всесторонне проверить качество собираемых объектов – это является одной из самых важнейших характеристик статистического наблюдения; 4   Для   того   чтобы   создать   хорошие   условия   для   получения   объективных материалов, необходимо научно организовать статистическое наблюдение. Примерный план Выбор темы, формулировка цели исследования. Разработка, обсуждение и корректировка анкеты, опросного листа, проведение опроса среди студентов, преподавателей , друзей , жителей города и т.д.  Примерная тематика 1.Изучение семейного бюджета 2. Выборочное обследование предприятий малого бизнеса 3. Изучение спроса на потребительские товары 4. Проведение досуга студентов КПК 5. Анализ успеваемости студентов вашей группы 6. Изменение потребительских цен на товары Перечень рекомендуемых источников информации Основная литература: 1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская. – М.:КНОРУС, 2008. – 304 с. – (Среднее профессиональное образование). 2 Шмойлова Р. А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с. Дополнительная литература:   1   Толстик   Н.   В.   Статистика:   учеб.   пособие   /Н.В.   Толстик,   Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с. Электронные ресурсы: 1 Федеральная служба государственной  статистики. – Режим доступа: www.gks.ru/ . – 2012.   Тема: Разработка анкет, опросников   Задание для самостоятельной работы Разработайте анкету (опросник) потребителя следующих товаров: ­ детское питание; ­ хлебобулочные изделия; ­ молочные продукты; ­ мясо и мясные деликатесы; ­ свежая рыба; ­ полуфабрикаты; ­ одежда детская; ­ обувь Методические указания Анкеты   и   опросники   в   широком   смысле   представляют   собой   систему вопросов,   объединенных   общими   темой,   исследовательским   замыслом   и направленных   на   выявление   количественных   и   качественных   характеристик объекта   анализа   (в   маркетинге   —   конкретно   группы   потребителей). Разрабатываются   они   индивидуально   каждой   фирмой   исходя   из   специфики своей деятельности. Основа   любой   анкеты   или   вопросника   —   вопросы,   которые   можно классифицировать: ­   по   содержанию   (о   реакции   потребителя   на   данный   продукт,   его отдельные параметры, на уровень и форму обслуживания, на имидж фирмы и т.п.); ­ по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); ­ по функциям (основные, вспомогательные). Закрытый вопрос — тот, на который в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Потребитель должен подчеркнуть/отметить иным образом один   из   предложенных   вариантов,   совпавший   или   наиболее   близко соответствующий   его  мнению.  Сюда  же относятся  варианты ответов  "да"  и "нет". Открытый   вопрос   не   навязывает   потребителю   конкретный   вариант ответа. После вопроса обычно оставляется несколько пустых строк, в которых, как   предполагается,   потребитель   изложит   свою   точку   зрения   (но   при   этом нужно быть готовым к тому, что на часть вопросов вы получите формальный ответ или не получите его вовсе). Принципиальной разницы между анкетой и вопросником нет. В первом случае вопросы сформулированы в более закрытой форме   (или   есть   комбинация   обоих   типов   вопросов),   в   последнем   —   в открытой форме. Основные вопросы — это те, которые направлены на сбор информации о содержании   объекта   исследования.   Вспомогательные   (неосновные)   —   на проверку искренности ответов (это так называемые вопросы­фильтры). Есть определенные правила составления анкет. Прежде всего это касается порядка размещения блоков вопросов в них. В самом   начале   анкеты   идут   наиболее   простые   и   нейтральные   по   смыслу вопросы.   Например,   анкета   потребителя   может   содержать   следующие начальные примерные блоки вопросов: • место (страна, регион) приобретения продукта; • место (страна/регион) проживания потребителя. Затем идут более сложные вопросы, касающиеся уже непосредственно содержания анализа: • место (вид торговой точки) приобретения продукта; • опыт приобретения данного продукта (первый раз, для замены старого); •   источники   информации   (рекламы),   которые   повлияли   на   решение потребителя приобрести данный продукт; • какие конкурирующие (заменяющие) продукты и каких фирм при этом рассматривались еще; •   главные   причины   (2—3),   по   которым   предпочтение   было   отдано данному продукту (марка фирмы, качество, внешний вид, цена и т.п.); •   для   каких   целей   приобретен   продукт   (для   семьи,   работы,   отдыха, собственных нужд, в подарок и т.п.); • где (в каком помещении, месте) предполагается использовать продукт; • какие другие продукты предполагается использовать вместе с данным продуктом; • какие три­четыре главных параметра продукта наиболее понравились. В конце анкеты помещаются вопросы о личности опрашиваемого: • возраст и социальный статус покупателя; • профессия и квалификационный уровень; • уровень семейного дохода; • реквизиты и контактные данные. Следует   помнить,   что   общее   число   вопросов   в   анкете   не   должно превышать   45.   Это   максимум,   после   которого   внимание   опрашиваемого снижается. Всегда учитывайте и то обстоятельство, может ли опрашиваемый быстро ответить на поставленный вопрос. Не задавайте вопросов, при ответе на которые потребители могут испытывать неудобства или затруднения. Анкетирование является наиболее распространенным способом опроса в маркетинге. Его преимущество заключается в том, что в результате обработки ответов может быть получена количественная, статистическая характеристика изучаемого   явления,   могут   быть   выявлены   и   смоделированы   причинно­ следственные связи. Опросы   и   другие   виды   наблюдения   применяемые   в   маркетинговом исследовании,   могут   быть   сплошными   или   выборочными.   Сплошное наблюдение   обычно   ограничивается   рамками   фирмы   и   используется сравнительно   редко.   Основным   способом   получения   данных,   особенно   о потребителях, является выборка. Панель, как уже отмечалось, также является выборочной   совокупностью.   Во   избежание   ошибок   и   неверных   выводов маркетинговые службы должны строго придерживаться правил отбора единиц, характеристики   критериев   применения   выборочного   метода,   оценивания надежности   и   представительности   (репрезентативности)   выборки   и распространения выборочных данных на генеральную совокупность. В   основе   анкетирования   тоже,   лежат   статистические   методы выборочного наблюдения. Необходимым условием организации анкетирования являются   предварительное   изучение   генеральной   совокупности,   оценка   ее гомогенности   (однородности),   ее   стратификация   по   основным   признакам   и определение необходимой численности опрашиваемых по одной из наиболее подходящих формул численности выборки. Анкета   представляет   собой   вопросник,   на   который   отвечает опрашиваемое лицо (респондент). Составлению анкеты предшествует большая исследовательская   работа,   описанная   в   трудах   по   социометрии,   имеющая целью   учесть   психологию   респондента,   предугадать   его   реакцию   на   ту   или иную форму вопроса, степень его искренности и возможности сформулировать недвусмысленный ответ. Совокупность ответов должна дать характеристику изучаемой проблемы. Анкетный опрос может проводиться в устой форме, близкой к интервью, когда регистратор сам записывает ответы на бланке. Преимущество этого метода заключается в том, что регистратор имеет возможность   уточнить   ответ,   исключить   вероятность   неверного   толкования вопроса. Однако эта форма анкетирования дорога и трудоемка. Более дешевой и   быстрой   является   другая   форма   анкетирования—письменная (корреспондентский   способ),   которая   предусматривает,   что   бланк   анкеты заполняется самим респондентом. Анкета рассылается по почте, разносится курьерами,   иногда   публикуется   в   средствах   информации.   Как   видно,   этот способ   также   требует   немалых   расходов.   Основным   недостатком   метода саморегистрации, как его еще называют, является то, что нет гарантии против ошибок   при   заполнении   бланка,   связанных   с   низким   образовательным   и культурным уровнем части респондентов. Кроме   того,   часть   анкет   по   разным   причинам   может   оказаться незаполненной и неотправленной адресату. Иногда идут на то, чтобы проводить контрольные   обходы   части   респондентов,   используя   метод   устного   опроса. Названные   недостатки   и   опасности   смягчаются   квалифицированным составлением   вопросника,   введением   поправок   в   расчет   численности опрашиваемых.   Анкетирование   считается   основным   методом   получения полной и достоверной маркетинговой информации о потребителе. Обычно анкета имеет табличную форму и строится по следующей схеме: 1. Введение, где указываются цели опроса и сведения об опрашивающей организации, приводится ее адрес. 2.   Перечень вопросов, характеризующих предмет опроса; число вопросов не должно быть чрезмерно большим; в противном случае опрашиваемый может не пожелать   заполнять   анкету,   кроме   того,   лишние   вопросы   удорожают обследование);   с   другой   стороны,   нужно   стремиться   к   полному   освещению изучаемого явления; иначе говоря, нужен разумный компромисс между желанием сделать анкету максимально полной и реальной возможностью получить ответы. 3. Сведения об опрашиваемых. Здесь нужно проявить особый такт и умение формулировать   вопросы.   Некоторые   вопросы   могут   вызвать   негативное отношение   респондентов.   С   другой   стороны,   данные   об   экономическом, социальном и демографическом положении опрашиваемых часто необходимы для последующей   стратификации   совокупности,   выявления   некоторых закономерностей и связей, оценки влияния факторов и т. п. Практика показала, что люди болезненно реагируют на прямой вопрос об их доходах, но более охотно сообщают, к какой группе населения по уровню материальной обеспеченности они себя относят. Обязательно подчеркиваются анонимность опроса и строгая доверительность ответа, охраняемые законом. Вопросы анкеты классифицируются по степени свободы ответа, характеру ответов,   форме   вопросов.   Так,   по   степени   свободы   все   вопросы   делятся   на открытые и закрытые. Открытый, или свободный, вопрос предполагает ответ в свободной   форме,   без   каких­либо   ограничений.   Ответы   дают   богатейшую информацию   о   предмете,   но   трудно   поддаются   последующей   обработке. Приходится   проводить   дополнительную   работу   по   шифровке   и  формализации ответов   или   делать   обобщающие   выводы   только   качественного   характера. Закрытые   вопросы   предлагают   перечень   вариантов   ответов,   в   том   числе альтернативных (да, нет, не знаю). К ним же относятся вопросы­перечни ответов, из которых следует выбирать одни вариант, а иногда несколько. В последнем случае это называют веер ответов. Ответы могут быть даны в виде школьной (бальной)   оценки,   т.   е.   числовой   величины   (градуировки),   приписываемой каждому ответу. В   любой   анкете   содержатся   контрольные   вопросы,   используемые   для проверки достоверности ответов. Например, вопрос: «К какой социальной группе вы себя относите?» может быть проконтролирован вопросами о месте работы, должности и т. д. Формулировка   вопросов   —   сложная   и   трудоемкая   работа,   требующая высоком   квалификации,   знания   экономики,   статистики   и   социометрии, определенных литературных способностей. Несмотря на то, что существуют иные принципы   анкетирования,   невозможно   механически   копировать   имеющиеся образцы.   Разработка   анкет   —   творческая   задача.   Вопросы   анкеты   должны задаваться  в логической последовательности  с  учетом сложившейся рыночной ситуации.   Необходимо   учитывать   особенности   тех   групп   населения,   которым адресована анкета. План разработки анкет составляется заранее и обсуждается, увязывается   с   общими   задачами   маркетингового   исследования.   Необходимо заранее спланировать разработку анкет, составить ее программу, макеты таблиц и т. д. При   использовании   опросных   методов   перед   исследователем   возникает проблема   составления   вопросов.   В   зависимости   от   направленности   опроса специалисты выделяют открытые и закрытые вопросы. Отличие их состоит в том, насколько   конкретно   поставлена   цель   проводимого   исследования.   Однако варианты формулировки вопросов могут быть более разнообразными. Правила составления анкет При разработке анкеты могут использоваться следующие рекомендации: 1. формулировка вопросов должна быть конкретной, ясной и однозначной;  2. анкета должна быть лаконичной и содержать оптимальное количество вопросов; 3. анкета не должна содержать лишних вопросов, 4. в тексте анкеты должна использоваться общепризнанная терминология; 5. все вопросы должны быть сгруппированы в определенные блоки  6.   анкета   не   должна   быть   монотонной,   навеивать   скуку   и   вызывать усталость; 7.  в анкете необходимо использовать контрольные вопросы для проверки последовательности опрашиваемых в ответах; 8. трудные и личные вопросы помещаются в конце анкеты Проведение   опроса   нельзя   начинать   без   соответствующего   тестирования анкеты. Оно используется для оценки самих вопросов и их последовательности. В ходе тестирования выясняется, действительно ли люди помнят данные, которые от них хотелось бы получить, не смущают ли их некоторые вопросы, не вызывают ли они нежелание отвечать или неуверенность при ответах. Включение каждого вопроса в анкету обосновывается. Например, вопрос: "Употребляете  ли  вы   импортное  мороженое?", имеет  следующее  обоснование: вопрос позволяет получить данные о том, какой процент населения потребляет импортное мороженое. Эта информация может быть использована для сравнения результатов исследования с данными о целевой группе потребителей мороженого, полученными при анализе демографической ситуации. От   определения   выборки   во   многом   зависит   эффективность   проведения опроса. Для   определения   необходимой   и   достаточной   выборки   исследователь должен   оценить   тот   круг   опрашиваемых,   которые   соответствовали   бы   всей совокупности и отвечали задачам исследования. Можно использовать следующую схему: 1 Кого опрашивать? 2 Какое количество людей необходимо опросить? 3 Каким образом следует отбирать членов выборки? Таким   образом,   несмотря   на   имеющиеся   достижения,   создание   анкеты продолжает   оставаться   скорее   искусством,   чем   наукой.   Большинство   успехов относиться, в первую очередь, к определению того, чего нужно избегать в анкете, например,   направляющих   и   неясных   вопросов.   Однако   существует   мало конкретных   указаний   на   то,   как   сделать   так,   чтобы   вопросы   не   оказались наводящими. Этапы разработки анкеты 1. Определить, какая информация нужна 2. Определить вид анкеты и метод проведения опроса 3. Определить содержание конкретных вопросов 4. Определить форму ответа на каждый вопрос 5. Определить формулировку каждого вопроса 6. Определить последовательность вопросов 7. Определить физические характеристики анкеты 8.   Провести   предварительное   тестирование   анкеты   и   изменить   ее   при необходимости Перечень рекомендуемых источников информации Основная литература: 1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская.   –   М.:КНОРУС,   2008.   –   304   с.   –   (Среднее   профессиональное образование). 2 Шмойлова Р. А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с. Дополнительная литература:   1   Толстик   Н.   В.   Статистика:   учеб.   пособие   /Н.В.   Толстик,   Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с. Электронные ресурсы: 1   Федеральная   служба   государственной   статистики.   –   Режим   доступа: www.gks.ru/ . – 2012.  Способы наглядного представления статистических данных Тема Разработка макета статистической таблицы Задание 1 1.1 Используя данные Интернет­ресуров, 6 таблиц различных видов. 1.2 Определите вид каждой таблицы по характеру подлежащего и сказуемого, подлежащее и сказуемое таблицы. Пример оформления: Таблица 1: Вид таблицы по характеру подлежащего – Вид таблицы по характеру сказуемого – Подлежащее – Сказуемое – Разработайте   макет   комбинированной   таблицы,   на   основе   данных   по успеваемости и посещаемости занятий студентами вашей группы. Перечень рекомендуемых источников информации Основная литература: 1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская.   –   М.:КНОРУС,   2008.   –   304   с.   –   (Среднее   профессиональное образование). 2   Шмойлова   Р.   А.   Практикум   по   теории   статистики:   учеб.   пособие   /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с. Дополнительная литература:   1 Толстик Н. В. Статистика: учеб. пособие /Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с. Электронные ресурсы: 1   Федеральная   служба   государственной   статистики.   –   Режим   доступа: www.gks.ru/ . – 2012.  Тема Графическое изображение статистических данных  Задание 1 Используя   данные   Интернет­ресуров,   подготовьте   презентацию   по   теме: «Графическое изображение статистических данных». Результаты     сводки     и     группировки     материалов     статистического наблюдения представляются  в  виде  статистических таблиц.   Статистическая таблица ­ это цифровое выражение итоговой характеристики всей   наблюдаемой   совокупности   или   её   составных   частей   по   одному   или нескольким существенным признакам.  Статистические таблицы имеют два элемента: ­   подлежащее   –   объекты,   которые   характеризуют   рядом   цифровых показателей; ­ сказуемое – характеристика подлежащего. В зависимости от характера подлежащего различают три вида таблиц: простые   или   перечневые   таблицы,   в   которых   в   подлежащем   представлен перечень предприятий, районов,  и т. д.; групповые   таблицы,   подлежащее   которых   образовано   в   результате группировки единиц по одному какому­то признаку; комбинированные таблицы, подлежащее которых представляет результаты группировки по двум и более признакам. Основные правила построения таблиц: 1. Каждая таблица должна иметь название, из которого становится известно, какой круг вопросов излагается или иллюстрируется таблицей. Должны быть указаны объект, время и единицы измерения, если они одинаковы для всей таблицы. 2. Если единицы измерения различные, то они указываются в верхних или боковых заголовках таблицы. 3.   Желательно   графы   нумеровать,  так   как   это   удобно   при   последующем анализе ив случае необходимости переноса таблицы на другую страницу. 4.   Не   следует   строить   громоздких   таблиц.   Некоторые   графы   или   строки целесообразно объединить в «прочие». 5.   В   каждой   табличной   клетке   должно   стоять   число,   но   могут   быть   и пропуски: ­ если нет сведений, то ставят многоточие (…); ­ если отсутствует само явление, то прочерк (­); ­ если очень малое число по сравнению с другими, то ставят (0,0); ­ если не подлежит заполнению, то (Х). Главным   в   определении   аналитического   значения   графиков   является определение   той   формы   графических   изображений,   которая   даёт   наиболее наглядный аналитический результат. Несмотря   на   многообразие   графических   изображений,   каждый   график должен   включать   следующие   элементы:   графический   образ;   поле   графика; масштабные ориентиры; систему координат. Примеры решение задач Задача   Продажа телевизоров в России характеризуется следующими данными (тыс. шт.) (цифры условные): 2008г. ­ 5527; 2009г. ­ 5563; 2010г. ­ 5628; в т.ч. было продано телевизоров цветного изображения (тыс. шт.): 2008г. ­ 3427; 2009г. ­3616; 2010г. – 3915. Приведённые   данные   представить   в   виде   статистической   таблицы   выявив структуру продаж телевизоров цветного изображения и изменения продаж во времени.   Продажу   телевизоров   представить   графически   и   сформулировать выводы, охарактеризовав происшедшие изменения в объёме и составе продаж телевизоров. Решение  Показатели Продажа телевизоров в России 2008г. 2010 2009г. Продано телевизоров – всего, тыс. шт. в т.ч. цветного изображения Удельный   вес   телевизоров   цветного   изображения   в общем, объёме продаж, % 5527 3427 62,0 Объём продаж по сравнению с базисным 2008г., %: ­всех телевизоров ­телевизоров цветного изображения                   Динамику продаж представим графически на рис. 5. 100,0 100,0 5563 3616 65,0 100,7 105,5 г. 5628 3915 69,6 101,8 114,2 6000 5000 4000 тыс. шт. 3000 продажа всех телевизоров продажа телевизоров цветного изображения 2000 1000 0 2008г. 2009г. 2010г. Рис. 5 Продажа телевизоров в России за 2008­2010годы 2010г. 2009г. продажа телевизоров чёрно­белого изображения продажа телевизоров цветного изображения 2008г. 0 20 40 60 80 100 120 Рис. 6 Структура продаж телевизоров в России за 2008­2010годы Графическое изображение подтверждает ранее сделанный вывод о том, что   продажа   всех   телевизоров   повышается   незначительно.   При   этом преобладает реализация телевизоров цветного изображения. Задания Задача 1  Выпуск продукции, по предприятию следующий (млн. руб.): 2008г. – 123,0; 2009г. – 187,5; 2010г. – 210,0. Из общего объёма продукции было предназначено на экспорт (млн. руб.): 2008г. – 50,8; 2009г. – 92,7; 2010г. – 122,8. Представьте   приведённые   данные   в   виде   статистической   таблицы. Укажите тип таблицы. Задача   2  Имеются   следующие   данные   о   численности   экономически активного населения, занятых и безработных, тыс. чел. (по данным Российского статистического ежегодника, 2011г. – с. 117). Численность экономически активного населения, всего – 2006г. – 74156; 2007г. – 75060; 2008г. – 75892; 2009г. – 75658; 2010г. – 75440. Из них мужчины составили в 2006г. – 37627; 2007г. – 37975; 2008г. – 38770; 2009г. – 38527; 20010г. – 38575, остальные женщины. Из   общего   числа   занятые   в   экономике   –   всего   и   в   т.ч.   мужчины соответственно составили – 69157 и 34996; 70814 и 35704; 70603 и 35869; 69285 и 35059; 69804 и 35500. Представьте   имеющиеся   данные   в   виде   статистической   таблицы, характеризующую   динамику   экономически   активного   населения,   занятых   и безработных. Задача   3  Используя   данные   задачи   8,   постройте   статистическую таблицу,   отражающую   структуру   занятых   и   безработных.   Графически отобразить её с помощью круговой диаграммы. Задача 4  Имеются следующие данные о доходах и расходах населения Волгоградской   области,   млн.   руб.   (по   данным   краткого   статистического сборника Волгоградская область в цифрах, 2011г. – с. 72): Денежные доходы 2007г. – 296583, 2008г. – 340681, 2009г. – 393379, 2010г. – 439085, 2011г. – 461491, Денежные расходы соответственно составили – 262537, 337830, 389205, 427592, 457647. Постройте статистическую таблицу, отражающую динамику доходов и расходов  населения.  Полученные   данные   представить   графически   и  сделать выводы. Задача 5 Состав денежных доходов населения за период  2010 – 2011гг. составил: оплата труда – 146336 и 162516; социальные трансферты – 94671 и 105600;   доходы   от   собственности,   предпринимательской   деятельности   – 198078 и 193375. Постройте таблицу отражающую структуру денежных доходов населения в динамике и представьте её графически. Сделать выводы. Задача   6  Итоги   переписи   населения   России   (подробности   на   сайте www.gks.ru.) представлены в таблице: Тысяч человек 2002г. 145167 106429 38738 2010г. 142857 105314 37543 Всё население Городское население Сельское население Постройте секторные диаграммы, характеризующие структуру населения за 2002 и 2010годы. Перечень рекомендуемых источников информации Основная литература: 1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская. – М.:КНОРУС, 2008. – 304 с. – (Среднее профессиональное образование). 2 Шмойлова Р. А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с. Дополнительная литература:   1   Толстик   Н.   В.   Статистика:   учеб.   пособие   /Н.В.   Толстик,   Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с. Электронные ресурсы: 1 Федеральная служба государственной  статистики. – Режим доступа: www.gks.ru/ . – 2012.  Тема  Изучение   дополнительного   материала   по   выбору   признака группировки, определению величины интервала, числа группировок      Примеры   решения   задач   по   теме   «Статистическая   сводка   и группировка» Задача 1 Имеется информация о количестве книг, полученных студентами по абонементу за прошедший учебный год. Построить   ранжированный   и   дискретный   вариационные   ряды распределения, обозначив элементы ряда. шение Данная совокупность представляет собой множество вариантов количества получаемых студентами книг. Подсчитаем число таких вариантов и упорядочим в виде   вариационного   ранжированного   и   вариационного   дискретного   рядов распределения. Задача 2 Имеются данные о стоимости основных фондов у 50 предприятий, тыс. руб. Ре Построить ряд распределения, выделив 5 групп предприятий (с равными интервалами). Решение Для   решения   выберем   наибольшее   и   наименьшее   значения   стоимости основных фондов предприятий. Это 30,0 и 10,2 тыс. руб. Найдем размер интервала: h = (30,0­10,2):5= 3,96 тыс. руб. Тогда   в  первую   группу   будут   входить   предприятия,  размер   основных фондов  которых  составляет   от 10,2  тыс. руб. до 10,2+3,96=14,16  тыс.  руб. Таких предприятий будет 9. Во вторую группу войдут предприятия, размер основных фондов которых составит от 14,16 тыс. руб. до 14,16+3,96=18,12 тыс. руб.   Таких   предприятий   будет   16.   Аналогично   найдем   число   предприятий, входящих в третью, четвертую и пятую группы. Полученный ряд распределения поместим в таблицу. Задача   3  По   ряду   предприятий   легкой   промышленности   получены следующие данные: Произведите   группировку   предприятий   по   числу   рабочих,   образуя   6 групп с равными интервалами. Подсчитайте по каждой группе: 1число предприятий 2 число рабочих 3 объем произведенной продукции за год 4 среднюю фактическую выработку одного рабочего 5 объем основных средств 6 средний размер основных средств одного предприятия 7 среднюю величину произведенной продукции одним предприятием Результаты расчета оформите в таблицы. Сделайте выводы. Решение Для   решения   выберем   наибольшее   и   наименьшее   значения среднесписочного числа рабочих на предприятии. Это 43 и 256. Найдем размер интервала: h = (256­43):6 = 35,5 Тогда   в   первую   группу   будут   входить   предприятия,   среднесписочное число рабочих на которых составляет от 43 до 43+35,5=78,5 человек. Таких предприятий будет 5. Во вторую группу войдут предприятия, среднесписочное число рабочих на которых составит от 78,5 до 78,5+35,5=114 человек. Таких предприятий  будет 12. Аналогично найдем число  предприятий, входящих в третью, четвертую, пятую и шестую группы. Полученный   ряд   распределения   поместим   в   таблицу   и   вычислим необходимые показатели по каждой группе: Вывод:   Как   видно   из   таблицы,   вторая   группа   предприятий   является самой   многочисленной.   Самыми малочисленными являются пятая и шестая группы (по два предприятия). Это самые крупные предприятия (по числу рабочих).   В   нее   входят   12   предприятий. Поскольку вторая группа самая многочисленная, объем произведенной продукции   за   год   предприятиями   этой   группы   и   объем   основных   средств значительно   выше   других.   Вместе   с   тем   средняя   фактическая   выработка одного рабочего на предприятиях этой группы наибольшей не является. Здесь лидируют   предприятия   четвертой   группы.   На   эту   группу   приходится   и довольно большой объем основных средств. В заключении отметим, что средний размер основных средств и средняя величина   произведенной   продукции   одного   предприятия   прямо пропорциональны размерам предприятия (по числу рабочих). Задача 1  Выполнение годового плана промышленными предприятиями Задания города по объему чистой нормативной продукции составило, млн. р. Номер пред Номер пред План приятия приятия Факт План Факт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 7,8 12,5 9,5 6,2 3,3 17,2 24,0 14,1 20,0 11,6 12,0 7,6 13,7 9,9 6,6 3,7 16,9 24,6 14,5 19,4 12,1 12,8 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 30,0 4,7 22,4 7,3 9,6 10,0 8,0 36,0 41,0 5,4 6,0 31 5,0 23,2 6,8 9,8 10,9 8,4 36,7 42,2 5,8 6,0 Используя   приведенные   данные,   произведите   группировку предприятий по степени выполнения плана: до 100 %, 100 ­ 105 %, 105 % и выше. По каждой группе и в целом подсчитайте:    ­число предприятий;    ­плановый и практический объем чистой нормативной продукции;     ­процент выполнения плана;      ­удельный вес групп по плановому и фактическому объему чистой нормативной продукции. Результаты расчетов представьте в виде таблицы, сделайте вывод. Задача   2  Имеются   данные   о   стаже   работы   и   месячной   выработке продукции рабочими­сдельщиками: Номер рабочего 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Стаж   работы, лет 6 10 3 12 1 5 14 2 9 4 3 2 Месячная выработка, р. Номер рабочего 265 282 240 312 220 270 345 212 327 242 218 202 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Стаж   работы, лет 9 5 4 1 8 13 2 7 11 4 7 3 Месячная выработка, р. 284 232 220 204 276 308 228 260 313 252 262 215  Для изучения зависимости между стажем работы и выработкой рабочего произведите   группировку   рабочих   по   стажу,   выделив   4   группы   с   равными интервалами. По каждой группе и в целом подсчитайте: ­число рабочих; ­средний стаж рабочего; ­среднемесячную выработку продукции. Результаты группировки представьте в виде таблицы, сделайте вывод. Задача 3  На основании приведенных данных произведите группировку рабочих одновременно по двум признакам : 1)  по стажу работы ( до 3­х лет; от 3 до 10 лет; 10 лет и более); 2)  по образованию ( до 9 классов; 9 классов и более ). Номер рабоче го Стаж ра­ боты, лет Образов ание, классов 1 2 3 4 5 6 2 6 4 13 2 1 10 5 8 5 10 6 Средняя дневная выработ ка, р. 3,2 2,5 2,7 5,9 3,5 2,2 Номер рабоче го Стаж работы, лет 7 8 9 10 11 12 6 12 9 10 11 2 Образо вание, классо в 7 5 4 9 8 8 Средняя дневная выработ­ ка, р. 4,1 5,6 5,0 5,9 5,7 2,8 Постройте   комбинационную   таблицу,   характеризующую   зависимость производительности   труда   рабочих   от   стажа   работы   и   образования. Проанализируйте таблицу, сделайте вывод. Задача 4 Имеются следующие данные 20 малых предприятий:      Номер предприя­ тия Продолжитель­ ность  оборота  средств, в  днях Прибыль предприя­ тия, млн.р. Номер  предприя­ тия Продолжитель­ ность оборота  ссредств, в днях Прибыль предприятия, млн.р. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 40 35 68 80 100 38 55 45 75 60 9,7 9,3 8,8 38 80 116 128 10 8,4 130 147 155 93 10,5 7 149 120 135 40 58 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 88 92 95 74 64 56 48 78 90 44   С   целью   изучения   зависимости   между   оборачиваемостью   оборотных средств   и   получаемой   прибылью   в   малых   предприятиях   произведите группировку предприятий по оборачиваемости оборотных средств (факторный признак),   образовав   пять   групп   предприятий   с   равными   интервалами.   По каждой группе и совокупности предприятий подсчитайте: 1)  число предприятий; 2)  среднюю оборачиваемость оборотных средств ­ всего и в среднем на одно малое предприятие; 3)  размер прибыли ­ всего и в среднем на одно предприятие. Результаты   представьте   в   виде   групповой   таблицы.   Сделайте   краткие выводы. Перечень рекомендуемых источников информации Основная литература: 1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская. – М.:КНОРУС, 2008. – 304 с. – (Среднее профессиональное образование). 2 Шмойлова Р. А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с. Дополнительная литература:   1   Толстик   Н.   В.   Статистика:   учеб.   пособие   /Н.В.   Толстик,   Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с. Электронные ресурсы: 1 Федеральная служба государственной  статистики. – Режим доступа: www.gks.ru/ . – 2012.  Тема  Исчисление   и   анализ   различных   видов   абсолютных   и относительных величин  Задания Задача 1 Имеются данные о выпуске мебели (шт.). 1 Рассчитайте относительные показатели, характеризующие выполнение плана по декадам и за месяц. 2   Изобразите   графически   ход   выполнения   плана   в виде   линейной диаграммы нарастающих итогов (кумулятивные кривые). Задача 2   Производство   молока   в сельскохозяйственном   предприятии по плану должно превысить уровень прошлого года на 10%, или на 1550,0 т.  План   был   перевыполнен   на 5%.   Определите   фактическое   производство молока в прошлом году, плановое задание и фактическое производство молока в текущем году. Задача 3   Планом   промышленного   предприятия   предусматривалось снижение   себестоимости   товарной   продукции   на 5%.   Фактически себестоимость товарной продукции увеличилась на 7% по сравнению с уровнем прошлого года.  Вычислите относительный показатель выполнения плана. Задача 4   Планом предусмотрено увеличение выпуска продукции на 3% по сравнению с прошлым годом.  Фактически выпуск продукции по сравнению с прошлым годом увеличился на 3,5%.  Определите процент выполнения плана по выпуску продукции. Задача 5  На основании следующих данных рассчитайте различные виды   характеризующих   развитие   зернового относительных   показателей, производства в АОЗТ «Победа» и АОЗТ «Заря». Перечень рекомендуемых источников информации Основная литература: 1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская. – М.:КНОРУС, 2008. – 304 с. – (Среднее профессиональное образование). 2 Шмойлова Р. А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с. Дополнительная литература:   1   Толстик   Н.   В.   Статистика:   учеб.   пособие   /Н.В.   Толстик,   Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с. Электронные ресурсы: 1 Федеральная служба государственной  статистики. – Режим доступа: www.gks.ru/ . – 2012.  Тема  Исчисление средней арифметической: простой и взвешенной; средней гармонической; средней величины из интервала  Примеры решения задач Задача 1  Дан ряд чисел: 15; 15; 12; 14; 13. Найдите размах, среднее арифметическое, медиану и моду этого ряда. Решение 1 Размах ряда чисел – это разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел. В данном случае размах равен R = 15­12 = 3 2 Среднее арифметическое данного ряда находим по формуле средней арифметической простой. Хср = (15+15+12+14+13)/5=13,8 3 Для определения медианы необходимо предложенный ряд упорядочить –   расположить   числа,   например,   в   порядке   возрастания:   12;   13; 14,15;15. Медиана нечетного количества чисел в дискретном ряде – это число, записанное   посередине.   Медиана   четного   количества   чисел   –   это   среднее арифметическое Поскольку в нашем случае количество чисел ряда нечетноне, то Ме = 14. находящихся чисел,     посередине.   двух   4   Мода   дискретного   ряда   чисел   –   это   число,   которое   встречается   в данном ряде чаще других. Так как число 15 встречается в нашем ряде чаще других, то Мо = 15. Задания    Задача   1  За   прошлый   квартал   банком   выплачено   процентов   по депозитам 98 тысяч денежных единиц, в том числе: по краткосрочным – 63, среднесрочным – 35. депозитная процентная ставка соответственно составляла 7,5   и   9%.   Определите   среднюю   депозитную   процентную   ставку.   Обоснуйте выбор формы средней. Задача   2  Имеются   следующие   данные   о   посевной   площади   и урожайности озимой пшеницы по совхозу : Отделения Базисный год Отчетный год Посевая площадь, га 420 580 600 1 2 3 Урожайность, Урожайность, Валовый сбор, ц / га 40,4 35,6 36,0 ц / га 45,0 44,2 40,4 ц 20250 27846 24240   Определите   среднюю   урожайность   озимой   пшеницы   по   совхозу   за каждый год.  Перечень рекомендуемых источников информации Основная литература: 1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская. – М.:КНОРУС, 2008. – 304 с. – (Среднее профессиональное образование). 2 Шмойлова Р. А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с. Дополнительная литература:   1   Толстик   Н.   В.   Статистика:   учеб.   пособие   /Н.В.   Толстик,   Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с. Электронные ресурсы: 1 Федеральная служба государственной  статистики. – Режим доступа: www.gks.ru/ . – 2012.  Тема Изучение  дополнительного  материала  по расчету  коэффициентов корреляции 1 Балансовая связь характеризует: а) изменение статистического показателя, которое определяется изменением компонентов, входящих в этот показатель как множители б)   зависимость   между   источниками   формирования   ресурсов   (средств)   и   их использованием в) согласованную вариацию показателей г) изменение результативного признака под действием факторного д) изменение факторного признака под действием результативного 2 Факторные связи характеризуют: а) изменение статистического показателя, которое определяется изменением компонентов, входящих в этот показатель как множители б)   зависимость   между   источниками   формирования   ресурсов   (средств)   и   их использованием в) согласованную вариацию показателей г) изменение результативного признака под действием факторного д) изменение факторного признака под действием результативного 3 Корреляционные связи характеризуют: а) изменение статистического показателя, которое определяется изменением компонентов, входящих в этот показатель как множители б)   зависимость   между   источниками   формирования   ресурсов   (средств)   и   их использованием в) согласованную вариацию показателей г) изменение результативного признака под действием факторного д) изменение факторного признака под действием результативного 4 Прямая корреляционная связь – это: а)   когда   направление   изменения   результативного   признака   совпадает   с направлением изменения признаков фактора б)   когда   направление   изменения   результативного   признака   не   совпадает   с направлением изменения признаков фактора в) когда с возрастанием величины факторного признака изменяется несколько результативных признаков г) сравнение параллельных рядов д)   когда   с   возрастанием   величины   результативного   признака   изменяется несколько факторных признаков 5 По аналитическому выражению связи бывают: а) функциональные и корреляционные б) линейные и нелинейные в) непосредственные и косвенные г) сильные и слабые д) прямые и обратные 6   Суть   метода   наименьших   квадратов   при   оценке   параметров   уравнения регрессии: а)   сумма   отклонений   эмпирических   значений   зависимой   переменной   от вычисленных должна быть минимальной б) сумма квадратов отклонений эмпирических значений зависимой переменной от вычисленных должна быть минимальной в) влияние изменений результативного признака на факторный должно быть минимальным г) влияние изменений факторного признака на результативный должно быть минимальным д) квадраты изменений признаков должны быть минимальными 7 Параметрические методы анализа связи заключаются: а) в использовании связей между явлениями б) в построении таблиц взаимной сопряженности в) в расчете основных параметров распределения г) в анализе качественных признаков д) в расчете коэффициентов контингенции или ассоциации Перечень рекомендуемых источников информации Основная литература: 1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская.   –   М.:КНОРУС,   2008.   –   304   с.   –   (Среднее   профессиональное образование). 2   Шмойлова   Р.   А.   Практикум   по   теории   статистики:   учеб.   пособие   /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с. Дополнительная литература:   1 Толстик Н. В. Статистика: учеб. пособие /Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с. Электронные ресурсы: 1   Федеральная   служба   государственной   статистики.   –   Режим   доступа: www.gks.ru/ . – 2012.  Тема:   Изучение   дополнительного   материала   по   исчислению аналитических показателей рядов динамики 1 Уровень ряда динамики – это: а) определенное значение варьирующего признака в совокупности б) величина показателя на определенную дату или момент времени в) величина показателя за определенный период времени г) средний уровень количественного признака д) характеристика совокупности 2 Если все уровни ряда динамики сравниваются с одним и тем же уровнем, показатели называются: а) цепными б) базисными в) структурными г) аналитическими д) динамическими 3 Абсолютный прирост исчисляется как: а) отклонение уровней от среднего уровня ряда б) разность уровней ряда в) отношение уровней ряда г) сумма уровней ряда д) динамика уровней ряда 4 Темп роста исчисляется как: а) отклонение уровней от среднего уровня ряда б) разность уровней ряда в) отношение уровней ряда г) сумма уровней ряда д) динамика уровней ряда 5 С какой целью осуществляется аналитическое выравнивание ряда динамики: а) с целью укрупнения интервалов б) для определения тесноты связи между уровнями ряда в) для выявления тенденции развития явления г) с целью определения скользящей средней д) с целью определения среднего уровня ряда 6 Непосредственное выделение тренда производится: а) методом средних и укрупнения интервалов б) методом средних и серий в) аналитическим выравниванием г) укрупнением интервалов и скользящей средней д)   укрупнением   интервалов,   скользящей   средней, выравниванием   аналитическим 7 Особенности взаимосвязанных рядов динамики: а) уровни одного ряда в какой­то степени определяют уровни другого ряда б) уровни рядов совпадают по критическому моменту регистрации в)   уровни   рядов   отражают   временные   характеристики   одной   и   той   же совокупности г) уровни рядов характеризуются одинаковыми темпами роста показателей д) уровни рядов характеризуются одинаковыми обобщающими показателями 8 Ряд динамики характеризует: а) структуру совокупности по какому ­ либо признаку б) изменение характеристики совокупности в пространстве в) изменение характеристики совокупности во времени г) степень зависимости признаков д) интенсивность распространения явления в определенной среде Перечень рекомендуемых источники информации Основная литература: 1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская.   –   М.:КНОРУС,   2008.   –   304   с.   –   (Среднее   профессиональное образование). 2   Шмойлова   Р.   А.   Практикум   по   теории   статистики:   учеб.   пособие   /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с. Дополнительная литература:   1 Толстик Н. В. Статистика: учеб. пособие /Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с. Электронные ресурсы: 1   Федеральная   служба   государственной   статистики.   –   Режим   доступа: www.gks.ru/ . – 2012.  Тема: Изучение дополнительного материала по исчислению и проведению анализа индексов в статистике  1 Индекс – это: а)   сложный   относительный   показатель,   который   характеризует   среднее изменение   социально­экономического   явления,   состоящего   из   несоизмеримых элементов б) относительный показатель, который выражает соотношение величин какого­ либо явления во времени, в пространстве или сравнение фактических данных с любым эталоном в)   относительный   показатель,   который   отражает   результат   сравнения однотоварных явлений г) показатель сравнения уровней ряда д) обобщающая характеристика количественного признака 2 Индекс стоимости продукции исчисляется по формуле:   г)  в)   б) д)  а)  а) индекс переменного состава б) индекс постоянного состава в) индекс структурных сдвигов г) индекс товарооборота д) индекс среднего уровня 4  Общий индекс – это: а)   показатель,   измеряющий   динамику   сложного   явления,   составные   части которого непосредственно несоизмеримы б) индекс, вычисленный как средняя величина из индивидуального индекса в) нет правильного ответа г) сумма индивидуальных индексов д) произведение индивидуальных индексов 5 Средняя цена по данным на несколько дат при равных промежутках времени: а)  6  Агрегатная форма индекса цен: б)  в)  г)  д)  а)  7   При наличии данных наряду с ценами, сведений о количестве проданных д)  б)  в)  г)  товаров в расчёте средних цен применяется формула: а)  8  Изменение цен по отдельным товарам характеризуется индексом: д)  б)  в)  г)  б)  а)  9 Индекс средних цен переменного состава: д)  в)  г)  а)  б)  в) г)  10  Формула абсолютного прироста товарооборота: д)  а)  б)  в)  г)  д)  11 Индекс Пааше (средняя гармоническая формула): а)  б)  в)  г)  12  Индекс Ласпейреса (средняя арифметическая формула): д)  а)  б)  в)  г)  д)  13  Взаимосвязь индексов переменного, постоянного (фиксированного) состава и структурных сдвигов: а)  14   Взаимосвязь   индексов   товарооборота,   цены   и   физического   объёма д)  б)  в)  г)  товарооборота: г)  в)  б)  д)  а)  15 Индексом переменного состава в статистике называется: а) отношение базисных индексов б) отношение цепных индексов в) отношение двух общих индексов г) отношение двух индивидуальных индексов д) отношение двух средних величин Перечень рекомендуемых источников информации Основная литература: 1 Салин В. Н. Статистика: учеб. пособие /В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская.   –   М.:КНОРУС,   2008.   –   304   с.   –   (Среднее   профессиональное образование). 2   Шмойлова   Р.   А.   Практикум   по   теории   статистики:   учеб.   пособие   /Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой . – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с. Дополнительная литература:   1 Толстик Н. В. Статистика: учеб. пособие /Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с. Электронные ресурсы: 1   Федеральная   служба   государственной   статистики.   –   Режим   доступа: www.gks.ru/ . – 2012.

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике

Самостоятельная работа по статистике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2019