«Самоуправление как форма организации детского коллектива»
Оценка 4.9

«Самоуправление как форма организации детского коллектива»

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
классное руководство
Взрослым
23.06.2019
«Самоуправление как форма организации детского коллектива»
Детское самоуправление - важнейшее педагогическое средство способствующее решению комплекса воспитательных задач. Детское самоуправление: • обеспечивает включение детей в решение значимых для школы проблем; • формирует социальную активность детей; • способствует развитию лидерства; • предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Дети сами: • определяют проблему; • ищут пути ее решения; • принимают решение; • организуются для его реализации. Модель развития детского самоуправления включает в себя:  Определение цели деятельности.  Принятие цели, коллективное обсуждение целей.  Выдвижение идей.  Обсуждение вариантов решения. «Мозговой штурм».  Коллективное принятие решения. Выбор вариантов действия.  Реализацию решения, организаторскую деятельность.  Коллективное подведение итогов Детское самоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подготовить детей к новой совместной деятельности, при этом они на последующих этапах с каждым циклом все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии коллективом. Детское самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности детского коллектива. При этом оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов детей. Признаками детского самоуправления являются: • самостоятельность в принятии решений; • коллективность в принятии решений и организации жизнедеятельности детского объединения; • инициатива учащихся в проведении дел, постановке проблем; • единство слова и дела; • действенность органов самоуправления; • критичность членов коллектива, требовательность к себе и другим. Дети включаются в самоуправленческую деятельность в том случае, если: • создается ситуация добровольности: включается в дело, работу тот, кто хочет; • обеспечивается понимание важности и значимости предстоящей работы; • на учеников возлагается полная ответственность за результат; • учащимся оказывается полное доверие, исключается открытая подстраховка со стороны педагогов; • обеспечивается подготовленность учащихся к предстоящей работе. Структура детского самоуправления - это взаимосвязь и взаимодействие органов самоуправления. Высшим органом является сбор коллектива, а исполнительным – совет дела. Совет выбирается общим сбором. В органы могут входить как дети, так и взрослые. Сбор – это высший орган самоуправления в детском коллективе. Главное его назначение – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, которые возникают в организации деятельности детей. Результат сбора – конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе. На обсуждение выносятся проблемы взаимоотношений, благоустройства, проблемы, связанные с организацией отдыха, труда, конкретных дел. Сбор выбирает актив, утверждает совет дела, заслушивает отчет, анализирует работу, определяет основные направления деятельности, утверждает план. Сбор проходит демократично. Необходимо учить детей порядку проведения сбора, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства – иными словами, учить детей демократичному проведению сбора. Педагог во время сбора заинтересованно работает вместе с детьми, думает, советует, ищет лучшие варианты решений. Организация работы совета дела позволяет всем учащимся участвовать в организаторской деятельности в зависимости от их интересов и их возможностей. Но в определении структуры самоуправления участвуют сами дети. Структура динамична и постоянно развивается, изменяется, зависит от задач, проблем, которые решает коллектив, и от содержания его деятельности. Сначала надо увлечь детей каким - либо общественно значимым делом, а затем создавать соответствующий орган самоуправления для его организации. Взаимодействие педагога и органа детского самоуправления может осуществляться по – разному. В состав органов самоуправления педагоги и учащиеся входят «на равных» и действуют как единомышленники. Педагоги выступают в качестве консультантов, советчиков, скрыто направляя деятельность этих органов. Великий педагог А.С. Макаренко советовал: • педагог не должен делать за детей того, что они в состоянии выполнить сами; • педагог ни в коем случае не должен подменять орган самоуправления и самостоятельно решать вопросы, подлежащие ведению органа самоуправления; • педагог при обсуждении вопросов свое мнение и предложение высказывает последним, ненавязчиво обосновывая свою точку зрения; • если педагог считает невозможным выполнение решения органа самоуправления, он не должен отменять решение, а обращается к общему сбору; • педагог добивается того, чтобы принятое решение было выполнено. Такой подход позволяет удовлетворить потребность многих детей в лидерстве, развивает у них организаторские и коммуникативные умения, способствует развитию самодеятельных начал в коллективе. Важным средством проявления и развития детского самоуправления являются конкретные дела. Нужно усвоить следующие Правила развития детского самоуправления: 1. Все должны знать, для чего проводится дело. 2. Прежде чем проводить любое дело, нужно четко представить проблему и определить возможные варианты ее решения. 3. Надо сделать так, чтобы все члены коллектива участвовали в поиске решения проблем, выдвигали различные идеи. 4. Коллективное решение принимается на основе сопоставления различных точек зрения. 5. В решении задачи должны принимать участие большинство членов коллектива. 6. При подведении итогов дела коллектив должен дать оценку каждому его участнику и коллективу в целом. 7. Каждое дело должно определять новые задачи, стоящие перед коллективом. Важно, чтобы все дела, проводимые в школе, были коллективными, творческими. Коллективными творческими делами являются:  Организаторские: собрание, сборы  Трудовые: трудовые десанты, акции  Познавательные: защита проектов, конкурсы, турниры  Спортивные: спартакиады, эстафеты, соревнования  Эстетической направленности: праздники, вечера Какое, где и когда провести творческое дело решает орган самоуправления. Педагоги стремятся к тому, чтобы дело, которое организуют дети, было обязательно полезным и нужным людям. Затем создается совет дела из числа энтузиастов на добровольной основе. Совет дела продумывает полностью содержание и организует учащихся на проведение дела, разрабатывает план действия, распределяет поручения, руководит выполнением задуманного. Проведенное дело обсуждается всем коллективом. При этом все участники высказывают свое мнение об удачах и недостатках и вносят предложения на будущее. Коллективная творческая деятельность проходит такие стадии: 1. Предварительная работа педагога, который не навязывает свое мнение, а размышляет вместе с детьми, определяя конкретные дела. 2. Коллективное планирование. Учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы, обсуждают, принимают план дела на общем сборе, выбирают совет дела. 3. Коллективная подготовка дела. Совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения дела, организует его выполнение. 4. Проведение КТД. Осуществляется запланированное и подготовленное мероприятие. 5. Коллективное подведение итогов. Обсуждаются положительные и неудачные стороны проведения КТД. 6. Выполнение решений, принятых в результате коллективного анализа. Этапами организации коллективного творческого дела являются: 1. Коллективный поиск дел, которые можно организовать в школе. 2. Сбор предложенных дел в план работы школы, уточнение сроков их проведения. 3. Реклама очередного планируемого дела его инициаторами, направленная на привлечение к его проведению учащихся школы. 4. Поиск участников предстоящей работы. 5. Организация коллективного планирования с привлечением всех желающих, выбор роли в предстоящем деле. 6. Информация совета дела о результатах планирования и приглашение желающих включиться в работу. 7. Составление советом дела плана проведения мероприятия. 8. Проверка готовности организаторов и участников к проведению дела. 9. Информация о месте и времени проведения дела. 10. Проведение дела. 11. Подведение итогов дела. 12. Оценка, анализ дела, взаимодействие школьников. 13. Подведение итогов проведенной работы. Велика роль педагога – организатора в развитии детского самоуправления. Имея недостаточный опыт организаторской и самоуправленческой деятельности, ученики не могут сами, без помощи и поддержки взрослых, построить жизнь. Суть педагогической деятельности по развитию детского самоуправления заключается в том, чтобы создать условия, при которых ученики проявляют творческие способности, ответственность, самостоятельность, активность. Педагог – организатор выполняет следующие функции по развитию детского самоуправления: 1. Воспитательная – обеспечение положительных мотивов в процессе развития личности и коллектива. 2. Диагностическая – изучение индивидуальных особенностей учащихся и внутриколлективных отношений. 3. Развивающая – обеспечение развития организаторских умений и навыков каждого учащегося. 4. Регулирующая – своевременная корректировка организаторской деятельности учащихся. 5. Обучающая – сообщение знаний учащихся о самоуправлении в коллективе, организаторской деятельности и выполнение ими работы. 6. Организаторская – помощь учащимся в организации работы органа самоуправления, проведении коллективных дел. 7. Контролирующая – организация контроля за деятельностью учащихся, выполнением ими поручений. 8. Стимулирующая – побуждение детей к творческому, самостоятельному выполнению порученной работы. Но самая важная функция – выявление и подготовка лидеров. Выводы. Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания. Оно способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности, самостоятельности, готовности участвовать в различных проектах. Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности всех школьников.
Организация детского самоуправления.doc
«Самоуправление как форма организации детского коллектива» Детское самоуправление ­ важнейшее педагогическое средство  способствующее  решению комплекса воспитательных задач. Детское самоуправление:  обеспечивает включение детей в решение значимых для школы     проблем; формирует социальную активность детей; способствует развитию лидерства; предполагает создание условий для освоения детьми комплекса  новых социальных ролей. Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности  коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в  принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Дети  сами:    определяют проблему; ищут пути ее решения; принимают решение; организуются для его реализации.      Модель развития детского самоуправления включает в себя:    Определение цели деятельности.  Принятие цели, коллективное обсуждение целей.  Выдвижение идей.  Обсуждение вариантов решения. «Мозговой штурм».  Коллективное принятие решения. Выбор вариантов действия.  Реализацию решения, организаторскую деятельность.  Коллективное  подведение итогов  Детское самоуправление развивается только тогда, когда дети  оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Принятие  решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подготовить детей к  новой совместной деятельности, при этом они на последующих этапах с каждым циклом все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии  коллективом. Детское самоуправление может развиваться практически во всех видах  деятельности детского коллектива. При этом оно развивается быстрее там, где  более ярко выражена сфера интересов детей.  Признаками  детского самоуправления являются:  самостоятельность в принятии решений;         коллективность в принятии решений и организации  жизнедеятельности детского объединения; инициатива учащихся в проведении дел, постановке проблем; единство слова и дела; действенность органов самоуправления; критичность членов коллектива, требовательность к себе и другим.   Дети  включаются  в самоуправленческую деятельность     в  том случае, если: создается ситуация добровольности: включается в дело, работу  тот, кто хочет; обеспечивается понимание важности и значимости предстоящей  работы; на учеников возлагается полная ответственность за результат;   учащимся оказывается полное доверие, исключается открытая  подстраховка со стороны педагогов; обеспечивается подготовленность учащихся к предстоящей  работе.           Структура детского самоуправления ­  это взаимосвязь и взаимодействие органов самоуправления. Высшим  органом   является сбор коллектива, а  исполнительным  – совет дела.  Совет   выбирается общим сбором. В органы могут входить как дети, так и  взрослые.  Сбор – это высший орган  самоуправления в детском коллективе. Главное  его назначение – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, которые  возникают в организации деятельности детей. Результат сбора – конкретные  решения, направленные на положительные преобразования в коллективе. На  обсуждение выносятся проблемы взаимоотношений, благоустройства,  проблемы, связанные с организацией отдыха, труда, конкретных дел. Сбор  выбирает актив, утверждает совет дела, заслушивает отчет, анализирует работу,  определяет основные направления деятельности, утверждает план.  Сбор  проходит демократично. Необходимо учить детей порядку проведения сбора,  умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в  обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их  принятие, подчиняться воле большинства – иными словами, учить детей  демократичному проведению сбора. Педагог во время сбора заинтересованно  работает вместе с детьми, думает, советует, ищет лучшие варианты решений.  Организация работы совета дела позволяет всем учащимся участвовать в  организаторской деятельности в зависимости от их интересов и их  возможностей. Но в определении структуры самоуправления участвуют сами дети.  Структура динамична и постоянно развивается, изменяется, зависит от задач,  проблем, которые решает коллектив, и от содержания его деятельности. Сначала надо увлечь детей  каким  ­ либо общественно значимым делом, а  затем создавать соответствующий орган самоуправления для его организации.  Взаимодействие педагога и органа детского самоуправления может  осуществляться  по – разному. В состав органов самоуправления педагоги и  учащиеся входят «на  равных» и  действуют как единомышленники. Педагоги  выступают в качестве консультантов, советчиков, скрыто направляя  деятельность этих органов.       Великий педагог А.С. Макаренко советовал: педагог не должен делать за детей того, что они  в состоянии  выполнить сами; педагог ни в коем случае не должен подменять орган  самоуправления и самостоятельно решать вопросы,  подлежащие  ведению органа самоуправления; педагог при обсуждении вопросов свое мнение и предложение  высказывает последним, ненавязчиво обосновывая свою точку  зрения; если педагог считает невозможным  выполнение решения органа  самоуправления, он не должен отменять решение, а обращается к  общему сбору; педагог добивается того, чтобы принятое решение было  выполнено. Такой подход позволяет удовлетворить потребность многих детей в  лидерстве, развивает у них организаторские и коммуникативные умения,  способствует развитию самодеятельных начал в коллективе. Важным средством проявления и развития детского самоуправления являются конкретные дела. Нужно усвоить следующие Правила развития детского самоуправления: 1. Все должны знать, для чего проводится дело. 2. Прежде чем проводить любое дело, нужно четко представить проблему и  определить возможные варианты ее решения.  3. Надо сделать так, чтобы все члены коллектива участвовали в поиске  решения проблем, выдвигали различные идеи. 4. Коллективное решение принимается на основе сопоставления различных  точек зрения. 5. В решении задачи должны принимать участие большинство членов  коллектива. 6. При подведении итогов дела коллектив должен дать оценку каждому его  участнику и коллективу в целом. 7. Каждое дело должно определять новые задачи, стоящие перед  коллективом. Важно, чтобы все дела, проводимые в школе,  были коллективными,  творческими.  Коллективными  творческими  делами являются:  Организаторские: собрание, сборы  Трудовые: трудовые десанты, акции  Познавательные: защита проектов, конкурсы, турниры  Спортивные: спартакиады, эстафеты, соревнования  Эстетической направленности: праздники, вечера Какое, где и когда провести творческое дело решает орган  самоуправления. Педагоги стремятся к тому, чтобы дело, которое организуют  дети, было обязательно полезным и нужным людям. Затем создается совет дела  из числа энтузиастов на добровольной основе. Совет дела продумывает полностью содержание и организует учащихся на  проведение дела, разрабатывает план действия, распределяет поручения,  руководит выполнением задуманного. Проведенное дело обсуждается всем  коллективом. При этом все участники высказывают свое мнение об удачах и  недостатках и вносят предложения на будущее.  Коллективная творческая деятельность проходит такие  стадии: 1. Предварительная работа педагога, который не навязывает свое мнение, а  размышляет вместе с детьми, определяя конкретные дела. 2. Коллективное планирование. Учащиеся ищут ответы на поставленные  вопросы, обсуждают, принимают план дела на общем сборе, выбирают  совет дела. 3. Коллективная подготовка дела. Совет дела уточняет, конкретизирует  план подготовки и проведения дела, организует его выполнение. 4. Проведение КТД. Осуществляется запланированное и подготовленное  мероприятие. 5. Коллективное подведение итогов. Обсуждаются положительные и  неудачные стороны проведения КТД. 6. Выполнение решений, принятых в результате коллективного анализа. Этапами  организации коллективного творческого дела являются: 1. Коллективный поиск дел, которые можно организовать в школе. 2. Сбор предложенных дел в план работы школы,  уточнение сроков их  проведения. 3. Реклама очередного планируемого дела  его инициаторами, направленная  на привлечение к его проведению учащихся школы. 4. Поиск участников предстоящей работы. 5. Организация коллективного планирования с привлечением всех  желающих, выбор роли в предстоящем деле. 6. Информация совета дела о результатах планирования  и приглашение  желающих включиться в работу. 7. Составление советом дела плана проведения мероприятия. 8. Проверка готовности организаторов и участников к проведению дела. 9. Информация о месте и времени проведения дела. 10.Проведение дела. 11.Подведение итогов дела. 12.Оценка, анализ дела, взаимодействие школьников. 13.Подведение итогов проведенной работы.  Велика роль педагога – организатора в развитии детского самоуправления.   Имея недостаточный опыт организаторской и самоуправленческой  деятельности, ученики не могут сами, без помощи и поддержки взрослых,  построить жизнь. Суть педагогической деятельности по развитию детского  самоуправления заключается в том, чтобы создать условия, при которых  ученики проявляют творческие способности, ответственность,  самостоятельность, активность. Педагог – организатор выполняет следующие  функции  по развитию детского самоуправления: 1. Воспитательная – обеспечение положительных мотивов в процессе  развития личности и коллектива.  2. Диагностическая   внутриколлективных отношений.   – изучение индивидуальных особенностей учащихся и  3. Развивающая – обеспечение развития организаторских умений и навыков  каждого учащегося. 4. Регулирующая – своевременная  корректировка организаторской  деятельности учащихся. 5. Обучающая – сообщение знаний учащихся о самоуправлении в коллективе, организаторской деятельности и выполнение ими  работы. 6. Организаторская – помощь учащимся в организации работы органа  самоуправления, проведении коллективных дел. 7. Контролирующая – организация  контроля  за деятельностью учащихся,  выполнением ими поручений. 8. Стимулирующая – побуждение детей к творческому, самостоятельному  выполнению порученной работы.  Но самая важная функция – выявление и подготовка лидеров. Выводы. Самоуправление в школе – необходимый компонент современного  воспитания.    Оно  способствует личностному росту школьников, развитию их  ответственности, самостоятельности,  готовности участвовать в различных  проектах. Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации  самоуправления, когда учитываются личностные потребности всех школьников.

«Самоуправление как форма организации детского коллектива»

«Самоуправление как форма организации детского коллектива»

«Самоуправление как форма организации детского коллектива»

«Самоуправление как форма организации детского коллектива»

«Самоуправление как форма организации детского коллектива»

«Самоуправление как форма организации детского коллектива»

«Самоуправление как форма организации детского коллектива»

«Самоуправление как форма организации детского коллектива»

«Самоуправление как форма организации детского коллектива»

«Самоуправление как форма организации детского коллектива»

«Самоуправление как форма организации детского коллектива»

«Самоуправление как форма организации детского коллектива»

«Самоуправление как форма организации детского коллектива»

«Самоуправление как форма организации детского коллектива»

«Самоуправление как форма организации детского коллектива»

«Самоуправление как форма организации детского коллектива»