Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Сборник игр к коврографу «Ларчик» В. В. Воскобовича, направленных на развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста
Афонасьева М.А. Сборник игр к коврографу «Ларчик» В. В. Воскобовича, направленных на развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста. Камышлов. ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2022
Сборник игр к коврографу «Ларчик» В. В. Воскобовича для педагогов дошкольных образовательных организацией, а так же студентов по специальностям «Дошкольное образование» при организации образовательной деятельности по ООП или производственных практик вариативных модулей, междисциплинарных курсах (МДК), связанных с опытно-экспериментальной деятельностью, родителями при организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, используя сборник в домашних условиях.
Автор – составитель: Афонасьева М.А., студент 41 ДО группы.
![]() |
Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность, а также широкий возрастной диапазон участников игры (от 3 до 7 лет) и старше.
Игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Он образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения. Комплект «Коврограф Ларчик» позволяет максимально упростить, сократить подготовительный этап работы и проводить интересные, оригинальные, эффективные игровые упражнения, направленные на развитие мыслительных операций у детей и многое другое.
Коврограф «Ларчик» В. В. Воскобовича, совмещает в себе преимущества школьной доски и фланелеграфа. В его состав входят все необходимые материалы, инструменты и приспособления, с помощью которых вы сможете создать многофункциональную развивающую и обучающую среду для своих детей.
Сам коврограф представляет собой игровое поле из ковролина размером метр на метр. Именно на нем вы сможете фиксировать развивающие материалы, входящие в состав комплекта: дидактические карточки с цифрами, буквами, фигурами, различными изображениями, эталонами, стрелками. Чтобы ребёнку было легче воспринимать информацию, игровое поле разлиновано на сто клеток. Сетка также облегчит детям построение различных геометрических фигур, познакомит с пространственными и количественными отношениями. На коврографе имеются отверстия с люверсами, с помощью которых его можно будет прикрепить к стене или к любой другой вертикальной поверхности.
Помимо коврографа в состав комплекта «Ларчик» входит: приспособления для фиксации дидактического и игрового материала (зажимы, кармашки, кружки и верёвочки), игровые и обучающие приложения, методическое пособие.
Дополнительные приспособления для размещения на коврографе дидактического материала позволяют расширить его обучающие и игровые возможности. С помощью разноцветных липучек с фиксаторами вы сможете прикрепить любые изображения, картинки и даже фотографии.
Входящая в состав трёхрядная касса и дополнительные кармашки из ковролина и прозрачной плёнки пригодятся для размещения карточек на игровом поле.
С помощью разноцветных верёвочек из контактной ленты ребёнок сможет «рисовать» и «чертить» геометрические фигуры, составлять буквы и цифры.
Комплект разноцветных квадратов познакомит ребёнка с понятием цвета. В его состав входят 10 карточек из ковролина с липучкой: 7 цветов радуги и 3 ахроматических цвета (серый, белый и чёрный).
Чтобы облегчить ребёнку пространственное ориентирование и начертание различных окружностей, в набор входят круговерт и стрелочка.
В комплект также входят обучающие приложения и авторские методики Воскобовича: «Цветные карточки», «Буквы, цифры, знаки», «Забавные буквы», «Забавные цифры» - с помощью этих дидактических карточек вы сможете в игровой форме познакомить своих детей с буквами, цифрами, счётом, понятиями цвета и формы.
Кроме игровых и обучающих приложений, входящих в состав, с коврографом могут использоваться и другие авторские пособия Воскобовича, например: «Конструктор букв», «Волшебная восьмёрка», «Кораблик Брызг-Брызг», «Чудо -крестики», «Лепестки», «Чудосоты» и другие.
В подробном методическом пособии вы найдёте игровые мини -ситуации с упражнениями и заданиями для детей. Кроме того, в пособии есть рекомендации по организации игровой и обучающей деятельности.
Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей. Пособие «Коврограф Ларчик» соответствует требованиям ФГОС.
Цель нашего сборника: подборка, разработка и систематизация развивающих игр к коврографу «Ларчик» В. В. Воскобовича, направленных на развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- активизация ранее полученных знаний, умений, навыки по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста;
- развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение, систематизация, классификация, абстрагирование) при осуществлении игровых идей к коврографу «Ларчик» В. В. Воскобовича;
- воспитывать инициативу, самостоятельность, способность находить правильное решение предложенных игр во время образовательной деятельности детьми старшего дошкольного возраста.
Данный продукт содержит в себе 30 заданий, по 5 задания на один тип. Данные задания распределены по разделам: геометрические фигуры; количество и счет; величина; сравнение; логические задачи; ориентировка в пространстве.
Созданная методическая разработка представляет собой сборник игр к коврографу «Ларчик» В. В. Воскобовича последовательная реализация которого способствует развитию мыслительных операций. Данный сборник можно использовать для организации образовательной деятельности (совместной и самостоятельной). В деятельности воспитателя для организации образовательного процесса. Студентам и педагогам, участвующим по национальным стандартам WorldSkills, компетенция R4 Дошкольное воспитание при выполнении заданию по познавательному развитию (создание виртуальной экскурсии с робототехникой).
Данный сборник игр к коврографу «Ларчик» В. В. Воскобовича можно использовать в деятельности педагогов дошкольных образовательных организацией, а так же студентов по специальностям «Дошкольное образование» при организации образовательной деятельности по ООП или производственных практик вариативных модулей, междисциплинарных курсах (МДК), связанных с опытно-экспериментальной деятельностью, родителями при организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, используя сборник в домашних условиях.
Оглавление
РАЗДЕЛ 1. КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ
Игра на тему: «Клумба для Кохле»
Игра на тему: «Веселая гусеница Фифа и ее подружки»
Игра на тему: «В гости к зверятам-цифрятам»
Игра на тему: «Найди или отгадай цифру»
Игра на тему: «Чехарда»
РАЗДЕЛ 2. СРАВНЕНИЕ
Игра на тему: «Знакомимся с цифрами»
Игра на тему: «Кто набрал грибов больше всех?»
Игра на тему: «В лес по грибы»
Игра на тему: «Прогулка по лесу»
Игра на тему: «Как Цифрята поделили грибы?»
РАЗДЕЛ 3. ВЕЛИЧИНА
Игра на тему: «Следы Гусеницы Фифы»
Игра на тему: «Узоры паучка Чок-чок»
Игра на тему: «Сломанная лестница»
Игра на тему: «Сестрички пойдут по грибы»
Игра на тему: «Кто быстрее подберет коробки»
РАЗДЕЛ 4. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Игра на тему: «Квадрат и его части»
Игра на тему: «Помоги Малышу Гео сложить фигуру»
Игра на тему: «Торт на день рождения»
Игра на тему: «Чей домик?»
Игра на тему: «Заколдованный замок»
РАЗДЕЛ 5. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
Игра на тему: «Числовая змея»
Игра на тему: где «Лопушок»?
Игра на тему: «Огоньки»
Игра на тему: «Тропинка
до ёлочки»
Игра на тему: «День победы!»
РАЗДЕЛ 6. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Игра на тему: «Кто спрятался?»
Игра на тему: «В гостях у веселых гномиков»
Игра на тему: «1 сентября»
Игра на тему: «Веселые задачки»
Игра на тему: «Новогодние ребусы»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
![]() |
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры:
· отрабатывать навыки количественного и порядкового счета, продолжать учить ориентироваться на плоскости;
· развивать внимание, зрительную память, мелкую моторику рук.
Мыслительные операции: синтез, сравнение.
Оборудование: сказочный герой Гном Кохле, разноцветные кружочки, цифроцирк.
Ход игры: ребята, гном Кохле был в гостях у гнома Охле и увидел у него красивую клумбу с цветами. Он очень расстроился, потому что он тоже хочет такую красивую клумбу, а как сделать её он не знает. Загрустил гном. Давайте поможем гному Кохле сделать клумбу и посадить цветы.
Цветами будут разноцветные кружочки. В правом верхнем углу большой красный цветок; в левом нижнем углу большой жёлтый цветок; в левом верхнем углу большой красный цветок; в правом нижнем углу большой жёлтый цветок; в центре - маленький красный цветок. Ребята, сколько всего цветов мы посадили? Покажите пожалуйста цифру, соответствующую числу цветов.
Ребята, Кохле задумался, каких цветов больше, красных или жёлтых?
Скажите, сколько красных цветов? Покажите, пожалуйста, цифру, соответствующую числу красных цветов. Скажите, сколько жёлтых цветов? Покажите пожалуйста цифру, соответствующую числу жёлтых цветов. Каких цветов больше, красных или жёлтых?
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры:
· упражняться в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа.
Мыслительные операции: систематизация.
Оборудование: цифроцирк, круги 10шт. из ковролина на каждого ребенка.
Ход игры: из ковролина изготавливается круги (10штук) на каждого ребенка, 11ый круг – мордочка гусеницы. На теле гусеницы расположены цифры (приложение к коврографу), некоторые цифры отсутствуют. Гусеницы очень любят веселиться. Они играли и потеряли цифры. Помогите гусеницам. Дети выбирают и выкладывают пропущенные цифры.
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры:
· отработка навыков количественного счета, состава чисел до 10;
· развивать мелкую моторику, навыков манипулирования различными предметами.
Мыслительные операции: сравнение, синтез.
Оборудование: мини ларчик, игровизор.
Правила игры: построить домики и поселить в них двух друзей парами.
Ход игры: Слоник Ляп-Ляп пошел погулять в Фиолетовый Лес и решил зайти в гости к своим друзьям зверятам-цифрятам. Зверята жили вдвоем в одном домике, сумма их чисел была равна 10 (или любому другому числу по заданию воспитателя). А стояли дома в разных частях Ковровой Полянки.
- Первый домик стоял на 3 ряду на 6-7 клеточке, и в нем жил Зайка Двойка с другом.
- Второй домик находился на 4 ряду на 1-2 клеточке, в нем жил Пес Пятерка с другом.
- Третий домик был на 6 ряду на 5 - 6 клеточке, там жила Мышка Тройка с кем-то.
- Четвертый домик стоял на 7 ряду на 3-4 клеточке, в нем жил Ежик Единичка с другом.
- Пятый домик находился на 9 ряду на 8-9 клеточке, в нем жил Кот Шестерка.
-Постройте домики на Мини Ларчиках и поселите в них двух друзей парами. (дети строят домики и расселяют друзей по условию – сумма их чисел равна 10 или какому-либо заданному числу).
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры:
· знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа;
· развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, речи.
Мыслительные операции: систематизация.
Оборудование: цифроцирк.
Правила игры: дети должны отгадать цифры.
Ход игры: на арене Цифроцирка находятся все зверята-цифрята. Считая по порядку от 0 до 9, покажи их. Отгадай, какую цифру загадал Магнолик, если она больше 6, но меньше 8; меньше 5, но больше 2 и т.д.
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры:
· знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа.
Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.
Оборудование: мини ларчик, цифроцирк.
Правила игры: дети выстраивают сначала ряд чётных чисел, затем нечётных.
Ход игры: на арене Цифроцирка выступает Ёжик Наездник. Он устроил настоящую чехарду, перепрыгивая через зверят - цифрят. Сначала он перепрыгнул через Зайку Двойку, затем через Крыску Четвёрку. Кто следующий? Ребёнок выстраивает сначала ряд чётных чисел, затем нечётных. Теперь в обратном порядке, начиная с Лисы.
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры: подобрать цифру к каждой карточке с изображением количества предметов.
Мыслительные операции: сравнение.
Оборудование: коврограф, зверята – цифрята, самодельные карточки с картинками, цифры, разноцветные кружки.
Правила игры: помогите детям найти карточку с соответствующим цифре количеством предметов
Ход игры: разложите все карточки картинками вверх. Цифры сложите в коробку. По очереди доставайте цифры из коробки. Задача – найти карточку с соответствующим цифре количеством предметов. Рядом с найденной карточкой крепится разноцветный кружок. Цифра убирается обратно в коробку. Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше кружков. Сделать это лучше так - выложите кружки в два ряда и сравните, чей ряд длиннее.
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры:
· формирование счёта, освоение состава числа в пределах пяти;
· знакомить с понятиями: полное и неполное множество, пустое множество;
· развитие мелкой моторики рук;
· формирование психических процессов: внимания, памяти и мышления.
Мыслительные операции: сравнение, конкретизация.
Оборудование: математические корзинки и лого формочки.
Правила игры: дети должны заполнить две любые корзинки грибками. Посчитать сколько грибов, у кого больше, а у кого меньше и на сколько.
Ход игры: ребёнок заполняет две любые корзинки, например, Крыски Четвёрки, Пёсика Пятёрки и считает грибки.
Сколько грибков в каждой корзинке? У кого грибков больше (меньше)? На сколько больше (меньше)?
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры:
· формирование счёта, освоение состава числа в пределах пяти;
· знакомить с понятиями: полное и неполное множество, пустое множество;
· развитие мелкой моторики рук.
Мыслительные операции: сравнение, конкретизация, классификация.
Оборудование: коврограф, зверята – цифрята, математические корзинки.
Правила игры: помочь зверятам – цифрятам найти свою полянку с грибами.
Ход игры: в лес по грибы решили пойти, крыска-четверка, песик-пятерка и котик-шестерка. Им нужны корзинки, сколько грибов должно поместиться в каждую корзинку? Зверята – цифрята нашли каждый свою корзинку и могут отправляться за грибами. Но наш песик-пятерка, перепутал свою полянку и начал собирать грибочки. И что мы видим, у него не хватает грибочков. Давайте с помощью цифр запишем цифровое выражение и поможем песику. У нас на поляне росло четыре грибочка, не хватает еще одного, а это значит четыре плюс один равно пять, а если бы песик пришел на полянку к котику-шестерке? Давайте составим еще одно числовое выражение: шесть минус один равно пять.
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры:
· формирование счёта, освоение состава числа в пределах десяти;
· знакомить с понятиями: полное и неполное множество, пустое множество;
· развитие мелкой моторики рук.
Мыслительные операции: сравнение, конкретизация.
Оборудование: коврограф, зверята – цифрята, математические корзинки.
Правила игры: помогите зверятам – цифрятам выяснить сколько грибочков они принесут в парах.
Ход игры: наши зверята решили выяснить, сколько грибочков они могут принести, если пойдут друг с другом в лес. Ёжик и зайка, зайка и крыска и т.д. (Выкладываем карточки зверят – цифрят по диагонали и горизонтали от 1 до 10). Если ёжик сбегал сам с собой, сколько грибочков он принесет? Теперь ёжик у нас пошел с котиком, сколько грибочков они принесли вместе? А что если мышка пойдет с песиком, сколько грибочков они принесут и т.д.?
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры:
· формирование счёта, освоение состава числа в пределах пяти;
· знакомить с понятиями: полное и неполное множество, пустое множество;
· развитие мелкой моторики рук.
Мыслительные операции: сравнение.
Оборудование: математические корзинки и лого формочки.
Правила игры: ребенок должен заполнить математические корзинки так, чтобы в двух из них грибов было поровну, а в третьей меньше (больше)
Ход игры: ребёнку предлагается заполнить 3, 4, 5 и т.д. корзинок так, чтобы в двух из них грибов было поровну, а в третьей меньше (больше).
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры: закрепить умения ориентироваться в величине полосок, понятия: длинный, короткий, широкий, узкий; сравнение полоски по данным параметрам величины.
Мыслительные операции: сравнение, абстрагирование.
Оборудование: мини Ларчик, набор полосок из ковролина красного, зеленого, желтого и синего цвета длинных и коротких, широких и узких.
Правила игры: дети должны выложить на мини ларчике следы гусеницы. Сделать сравнение полосок по разным параметрам величины.
Ход игры: гусеница Фифа ползала по песку возле своей лужице, где она любила загорать и оставила следы.
Задание педагога: предлагает варианты заданий следов гусеницы выложить на мини ларчике:
1) группировка «широкие – узкие»;
2) группировка «длинные – короткие»;
3) выделение «длинные узкие – короткие узкие», «длинные широкие – короткие широкие»;
4) сравнение полосок по разным параметрам величины
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры: учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату - ритмичному чередованию величин.
Мыслительные операции: синтез.
Оборудование: геоконт, цветные резинки, схемы для конструирования узоров из геометрических фигур.
Правила игры: дети должны построить узоры паутинок на геоконте. В заключении воспитатель рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.
Ход игры: воспитатель говорит, что паучок Чок-чок передал ей красивые узоры своих паутинок и просит, чтобы они построили такие же красивые паутинки на геоконте (схемы узоров из геометрических фигур).
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры: закреплять умение замечать нарушения в равномерности нарастания величин, развивать глазомер.
Мыслительные операции: конкретизация.
Оборудование: коврограф, 10 прямоугольников, величина большого 10x15, меньшего 1x15. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см.
Правила игры: дети должны найти в каком месте сломана лестница.
Ход игры: на коврографе строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры: закрепить умение строить ряд по величине, устанавливать соответствие 2-х рядов, находить пропущенный элемент ряда.
Мыслительные операции: систематизация, классификация.
Оборудование: коврограф, семь самодельных бумажных матрешек (от 6см до 14 см.), корзиночки (высотой от 2см до 5 см.). Раздаточный: тот же, только меньшего размера.
Правила игры: дети должны выстроить матрешек по росту.
Ход игры: сегодня мы будем играть как сестрички идут в лес по грибы.
Матрешки — это сестрички. Они собираются в лес. Первой пойдет самая старшая: она самая высокая, за ней пойдет самая старшая из оставшихся и так все по росту», вызывает ребенка, который на коврографе строит матрешек по росту (как в горизонтальный ряд). «Им надо дать корзиночки, в которые они будут собирать грибы», - говорит педагог. Вызывает второго ребенка, дает ему 6 корзиночек, спрятал одну из них (только не первую и не последнюю), и предлагает расставить их в ряд под матрешками, чтобы матрешки их разобрали. Ребенок строит второй сериационный ряд и замечает, что одной матрешке не хватило корзиночки. Дети находят, в каком месте ряда самый большой разрыв в величине корзиночки. Вызванный ребенок расставляет корзиночки под матрешками, чтобы матрешки их разобрали. Одна остается без корзиночки и просит маму дать ей корзиночку. Воспитатель даст недостающую корзиночку, и ребенок ставит ее на место.
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры: упражнять детей в сопоставлении предметов по длине, ширине, высоте.
Мыслительные операции: систематизация, классификация.
Оборудование: коврограф, самодельные коробки разной длины, ширины и высоты.
Правила игры: дети должны подобрать коробки по длине, ширине и высоте.
Ход игры: выяснив, чем отличаются друг от друга коробки, воспитатель объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие и узкие, высокие и низкие. Сейчас поучимся подбирать коробки, подходящие по размеру. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки нужного размера?» Я буду вызывать по 2-3 человека, давать им по одной коробке. Дети расскажут, какой длины, ширины, высоты их коробки. А потом я дам команду: «Подберите коробки, равные вашей длине (ширине, - высоте). Выиграет тот, кто быстрее подберет коробки.
Детям может быть предложено, построить коробки в ряд (от самой высоко до самой низкой или от самой длиной до самой короткой).
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры: изучить геометрическую фигуру квадрат и взаимоотношение между целого и части.
Мыслительные операции: анализ, сравнение, конкретизация, обобщение.
Оборудование: коврограф, прозрачный квадрат, плоская фигура малыша Гео.
Правила игры: помоги малышу Гео выбраться из волшебного леса.
Ход игры: малыш Гео заблудился в волшебном лесу. И чтобы ему выбраться, он должен изучить из каких частей состоит квадрат. И первый кто помогает выбрать малышу Гео из волшебного леса – это лошадка «Ож». Давайте посмотрим и разберем из каких частей квадрата она состоит. Треугольник – это четвертинка стандартного квадрата, маленький треугольник – это восьмая часть квадрата, трапеция – это три восьмых части и сложный многоугольник – это шесть частей квадрата. А сейчас малышу Гео нужно будет решить несколько задач.
На коврографе вы видите маленький треугольник, квадрат, трапецию, а какая фигура должна быть следующей, чтоб получился квадрат?
– Прямоугольник.
А сейчас посмотрите внимательно и скажите какая из этих пяти фигур тут лишняя?
Давайте еще раз повторим из каких частей состоит квадрат.
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры: упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур.
Мыслительные операции: синтез, классификация.
Оборудование: геоконт, плоскостная фигура – Малыш Гео, геометрические фигуры.
Правила игры: дети должны приложить геометрические фигуры друг к другу, для получения цельной фигуры. Затем выложенную фигуру нужно повторить на геоконт.
Ход игры: малышу Гео прислали конверт, и он просит, чтобы мы помогли ему разобраться, что в нем. Воспитатель объясняет задание: «В конверте лежат геометрические фигуры, но они разрезаны на 2,4 части (прозрачный квадрат- ковролин), если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура. Затем выложенные фигуры нужно повторить на геоконт. Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру.
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры:
· формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;
· развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения.
Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование.
Оборудование: коврограф, плоскостная фигура – Незримки Всюсь, геометрический фигуры, разноцветные кружки.
Правила игры: дети должны отгадать какой торт выбрал Незримка Всюсь.
Ход игры: надоело Незримке Всюсь, что все его только ругают да смеются над его проделками. «Пожалуй, надо какой-нибудь хороший поступок совершить,» - подумал он. Как раз приближался день рождения дяди Славы Воскобовича. «Куплю-ка я ему торт в подарок и попрошу сочинить про меня хорошую историю, чтобы дети не думали, что я только озорничать могу!» - решил Незримка и отправился в кондитерский магазин. Пришел, а там тортов - видимо-невидимо и все они красиво расставлены в витрине. Долго рассматривал и выбирал наш Незримка Всюсь и, наконец, купил самый вкусный и красивый!
Итак, у нас есть 12 тортов, это эталонные фигуры 4х цветов и 3х форм,
какие-то из них уже стоят в витрине. А еще на поле есть подсказки, какого цвета
или формы торт стоит в той или иной клеточке. Есть и дополнительная информация о
расположении тортов на отдельных участках витрины. Причем она может указывать только
на цвет или только на форму тортов. Поставь каждый торт на свое место! Один из них
останется, именно его и купил в подарок Незримка Всюсь!
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры:
• формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;
• обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия;
• развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения.
Мыслительные операции: синтез, сравнение, абстрагирование.
Оборудование: коврограф, разноцветные верёвочки и геометрические фигуры.
Правила игры: дети должны расселить геометрические фигуры по своим домикам. Из разноцветных верёвочек построить дом.
Ход игры: на коврографе располагаются геометрические фигуры (различные треугольники, четырёхугольники) и два домика (четырёхугольник и треугольник). В городе геометрических фигур в четырёхугольном домике поселились братья - четырёхугольники, а в треугольном - треугольники. Расселите фигуры. Однажды к ним в гости приехали круг и овал. (на коврографе появляются фигуры круг и овал). В каком домике они остановятся? Какие домики нужны для них? Дети из «Разноцветных верёвочек» строят дома для круга и овала.
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры: формирование умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат), совершенствование умения выполнять задание, руководствуясь схемой.
Мыслительные операции: синтез, сравнение.
Оборудование: мини ларчик, прозрачный квадрат-ковролин.
Правила игры: дети должны выложить такой же замок на мини ларчике, как у воспитателя.
Ход игры: педагог помещает на магнитную доску карточки – схемы с изображением фрагмента замка. П.-«Это заколдованный замок. Чтобы узнать, кто живет в нем, вам надо выложить у себя на мини ларчик, такой же замок. Замок должен получиться таким, как на моей схеме.»
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры: закрепление пространственных представлений (лево, право, верх, низ).
Мыслительные операции: систематизация.
Оборудование: коврограф, набор цифр и знаков.
Правила игры: дети должны правильно расставить числа от 1 до 9 и от 1 до 15.
Ход игры: в квадрате скрывается змея из чисел от 1 до 9. Она извивается, постоянно меняя направление: то влево, то вправо, то вверх, то вниз. А вот наискосок змея ползать не умеет. Числа обязательно идут по порядку, как в числовом ряду. По квадратам со знаком Х змея ползти не может! Сумеешь ли ты отыскать всю змею, если несколько чисел уже открыты?
А теперь змея становится длиннее: от 1 до 15! Да и квадрат уже побольше! Справишься ли ты с более трудной задачей?
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры: закрепление пространственных представлений (лево, право, верх, низ).
Мыслительные операции: систематизация.
Оборудование: коврограф, забавные цифры, Лопушок (разноцветные липучки).
Правила игры: дети должны отмечать на коврографе движения «Лопушка».
Ход игры: Лопушок отправляется в путешествие, и его первая остановка будет… На коврографе выделяется отправная точка Лопушка из разноцветных липучек. «Забавные цифры» располагаются в разных частях коврографа. Первая остановка будет находиться две клеточки вправо, одну клеточку вверх и т.д. Последняя остановка рядом с Зайкой Двойкой.
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры: развивать умения понимать пространственные характеристики «слева», «справа», «внизу», «наверху»; развитие порядкового счета (второй ряд, пятая клеточка, восьмой столбик); расширение знания и понимания составляющих Мини Ларчика – клеточки, ряды (лежат), столбики (стоят), область Льва, Лани, Пони, Павлина;
Мыслительные операции: синтез, систематизация.
Оборудование: мини ларчики, игровизор.
Правила игры: дети должны размещать фонарики в зависимости от возможностей и уровня развития детей
Ход игры: на Ковровой Полянке вдруг стало очень темно гулять по вечерам. А ведь в Фиолетовом Лесу всегда была хорошая погода, и жители Леса любили гулять в любое время суток и ходить друг к другу в гости. Почему это случилось, никто не знал, но одновременно перегорели все фонарики. Нужно было включать новые. Слон Лип-Лип был самым высоким жителем Леса, и все попросили его помочь.
1). Он включил сначала фонарики на Полянке в области Льва следующим образом (разные варианты размещения фонариков в зависимости от возможностей и уровня развития детей). Сколько всего было фонариков? Как они расположены в первом ряду? Какой справа, какой слева? Какой фонарик и в каком ряду находится под белым большим? (разные варианты вопросов по пространственному расположению фонариков в зависимости от возможностей и уровня развития детей).
Внезапно слона позвали поднять упавшее дерево, потому что он был главным помощником всех жителей, и ему пришлось уйти. Тогда позвали Магнолика, и он своим волшебством зажег сразу все фонарики на всей Полянке определенным образом:
- в области Лани фонарики зажглись симметрично относительно горизонтальной линии, разделяющей Льва и Лань;
- в области Павлина фонарики зажглись симметрично относительно вертикальной линии, разделяющей Льва и Павлина;
- в области Пони фонарики зажглись симметрично относительно вертикальной линии, разделяющей Лань и Пони.
Давайте, зажжём эти фонарики у себя на мини ларчиках и нарисуем на игровизоре. В каких рядах и столбиках зажгутся они? (ответы и действия детей, проговаривая, что они делают и почему)
2). Одновременно на коврографе, мини ларчиках и игровизоре играют все дети и воспитатель. Можно заранее придумать фигуру, которую будем рисовать по точкам. Темы могут быть различными.
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры: развивать умения понимать пространственные характеристики «слева», «справа», «внизу», «наверху»; развитие порядкового счета.
Мыслительные операции: синтез, систематизация.
Оборудование: коврограф, разноцветные веревочки, разноцветные кружки, разноцветные квадраты, карточки гномов.
Правила игры: помоги гному Фи нарисовать карту и привести всех остальных к елочке и не заблудиться.
Ход игры: в лесу на полянке стояла ёлочка, её увидел гномик Фи и решил, что в этом году они с гномами будут её наряжать на праздник. Только вот беда, до дома я сейчас доберусь, но снег метет, все тропинки заметает. Как бы мне потом на обратном пути гномов привести именно на эту поляну? Как мне путь запомнить? С собой ни бумаги, ни карандаша. И тут ему на помощь прибегает зайка, прыгнула с ветки белочка и прилетела птичка синичка. И сказали: гномик Фи, не переживай, пойдем все вместе до твоего домика, ведь мы дорогу знаем, ведь мы лесные жители! Мы все тропки вдоль и поперек знаем, а когда мы придем, мы тебе подробно все расскажем, чтоб у тебя появилась карта и ты привел гномиков быстро и правильно, на то же самое место. И наш гном достаточно быстро добрался до дома вместе с лесными жителями. Он вынес из дома ручку и бумагу, и лесные жители начали рассказывать. Да только вот не задача, у всех были разные направления. И теперь у гномика Фи, есть три карты.
А сейчас ребята, вы готовы
помочь сказочным гномикам прийти на нужную поляну и успеть нарядить елочку?
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры: закрепить умения пространственных характеристик и порядкового счета.
Мыслительные операции: синтез, сравнение, систематизация.
Оборудование: коврограф, разноцветные веревочки и квадраты, фигуры героев.
Правила игры: пройти по веревочкам и узнать кем хотят быть Незримка, Мишик и мальчик Гео.
Ход игры: приближался большой праздник – День Победы! Все в лесу знали о нём, а мальчик Гео даже был как-то раз на настоящем параде в городе! Когда он рассказал об этом друзьям: Незримке, Мишику, Дольке и ворону Мэтру, они загорелись идеей провести в лесу свой парад, хотя бы понарошку.
Ворон Мэтр взмахнул крылом и каркнул: «Командовать парадом буду я! Но какой же парад без формы с погонами?» С формой могла бы помочь Долька, она прекрасно шила, и друзья начали просить ее наперебой:
- Долька, можно мне форму моряка, я всегда мечтал плавать на большом корабле!
- Долечка, а мне форму танкиста, пожалуйста, я себе из тележки танк
смастерю!
- Долька, очень прошу тебя, сшей мне форму летчика! Я, когда вырасту, обязательно летчиком стану!
«Успокойтесь, я очень постараюсь, - ответила Долька, - Но только уж и вы мне помогайте, иначе я одна не справлюсь, не успею!»
Кем же мечтали стать Гео, Мишик и Незримка Всюсь? Чтобы узнать это, нужно для каждого из них правильно выполнить рисунок по стрелочкам.
Все лесные жители поддержали идею парада и вовсю начали готовиться к празднику: одни решили маршировать вместе с Гео, кто-то с Незримкой, а кто-то с медвежонком Мишиком!
К 9 мая все было готово: и форма, и погоны, и даже несколько самодельных танков! А знаете ли вы, у кого какого цвета будут погоны на форме? Чтобы это узнать, нужно аккуратно пройти по каждой из трёх дорожек (работа на Коврографе Ларчик: соединяем персонажа с погонами соответствующего его роду войск цвета; важно, чтобы липкие веревочки были одного цвета, иначе все и так будет понятно).
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры:
· формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;
· обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия;
· развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения.
Мыслительные операции: сравнение, классификация, абстрагирование.
Оборудование: коврограф, радужные гномы.
Правила игры: дети должны отгадать какой из гномов спрятался.
Ход игры: на полянке появились гномы Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе и Фи в разноцветных шапочках. Они стали играть в прятки с Лопушком.
На коврографе располагаются цветные карточки по считалке «Кохле-Охле – Желе – Зеле – Селе - Геле - Фи». Это шапочки гномов. Дети закрывают глаза, педагог убирает одну из карточек. Кто из гномов спрятался? Вариант усложнения: карточки меняются местами.
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры: развитие у дошкольников логического мышления, внимания, памяти, познавательной, эмоциональной, двигательной, речевой активности.
Мыслительные операции: сравнение.
Оборудование: коврограф, радужные гномы.
Правила игры: дети должны правильно отгадать имена гномиков и рассказать какие любимые цвета.
Ход игры: ребята, я приглашаю вас сегодня в путешествие в лес, но лес этот не простой –фиолетовый. В нем происходят чудеса!
-В фиолетовом лесу живут замечательные гномы: Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи. У каждого гномика есть свой любимый цвет. Кохле нравится красный цвет, Охле- оранжевый, Желе- желтый, Зеле -зеленый, Геле- голубой, Селе- синий, Фи любит фиолетовый цвет.
Давайте проверим, как вы запомнили имена гномиков!
Воспитатель показывает карточку с изображением гнома, дети называют его имя и говорят любимый цвет. При необходимости воспитатель подсказывает.
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры: развитие у дошкольников логического мышления, внимания, памяти, познавательной, эмоциональной, двигательной, речевой активности.
Мыслительные операции: систематизация, классификация.
Оборудование: коврограф, карточки гномов, цифры, набор цветных квадратов, плоскостная фигура - Ворона Метр.
Правила игры: помоги гномикам сесть за парты на свои места.
Ход игры: вот и пролетело веселое, жаркое лето! И как всегда, в первый осенний день гномы отправились в лесную школу. Как же они соскучились по ней за каникулы! Ворон Метр встретил наших друзей с золотым колокольчиком и пригласил за парты. Кто же какое место выбрал? Вот это загадка! Сможешь её разгадать с нашими подсказками? Опираясь на подсказки, рассадите гномов по местам!
- номера мест гномиков Геле и Фи совпадают с номерами их цветов в радуге;
- Сержик и Белыш сидели на четных местах;
- Черныш и Охле – на нечетных;
- номер места Желе меньше, чем у Геле;
- номер места Кохле больше, чем у Фи;
- Охле сидит не за последней партой;
- Желе и Черныш сидят за одной партой;
- Зеле и Сержик сидят за одной партой.
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры: развитие у дошкольников логического мышления, внимания, памяти, познавательной, эмоциональной и речевой активности.
Мыслительные операции: конкретизация, обобщение.
Оборудование: коврограф, разноцветные веревочки и кружки, забавные цифры, знаки отрицания и колокольчики, гномы, карточки подарков.
Правила игры: дети должны отгадать какое из мороженного заказали себе гномы. Кто и какие подарки подарили льву.
Ход игры: гномы Кохле, Желе, Зеле и Селе пошли в кафе мороженое. Там они заказали себе клубничное, ванильное, черничное и лимонное мороженое. Мы не знаем, какое мороженое какой гном себе заказал, но зато мы знаем следующее: Кохле не любит ягодное мороженое, не один из гномов не выбрал мороженое своего цвета. Зеле любит все кисленькое. Решите правильно и отгадайте, какое мороженое заказали себе гномы.
Ко льву на день рождение пришли кот - шестерка, ёжик - единичка, обезьянка – восьмерка и крокодил – семерка. И принесли они ему в подарок: ласты билеты в кино кораблик и большой праздничный торт. Нам известны три факта:
- Подарок кота лев поделил между всеми гостями;
- Обезьянке было очень интересно на какой фильм подарены билеты;
- Крокодил пошутил, что в его подарке лев похож на него.
Отгадайте какой из подарков принес каждый гость?
Возраст: 5-7 лет.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Образовательные области ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Целевые ориентиры: развитие у дошкольников логического мышления, внимания, памяти, познавательной, эмоциональной и речевой активности.
Мыслительные операции: анализ, сравнение, конкретизация, обобщение.
Оборудование: коврограф, разноцветные веревочки и кружки, набор цифр, букв и знаков, персонажи, набор диких животных.
Правила игры: дети должны отгадать ребусы, а затем отгадать кто из персонажей придумал.
Ход игры:
Ответы: ёлка, зима, маскарад, золушка,
метель, сказка. Давайте разбираться, кто же из наших первых трех персонажей, какое
слово загадал? Я знаю: что в ребусе Мишика нет букв, а в ребусе Кохле нет знака
равно. Так кто же какое слово загадал?
Следующие три персонажа, давайте разберемся с ними. В ребусе Незримки Всюсь, нет птиц, а Долька будет на карнавале в костюме своей любимой сказочной героини.
1. Астахова Н.И. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/276757-sbornik-igr (дата обращения 22.04.2022)
2. Дерунова Е.А. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2019/02/22/kartoteka-igr-na-kovrografe-i-minilarchike (дата обращения 22.04.2022)
3. Мальфинова Ю.А. URL: https://krasds6.edumsko.ru/collective/method/post/846097?utm_referrer=https%253A%252F%252Fyandex.ru%252F%253Ffrom%253Dalice (дата обращения 22.04.2022)
4. Пономарева С.Н. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/392049-kartoteka-igr-s-materialami-voskobovicha (дата обращения 14.02.2019)
5. Похвалова О.Н. URL: https://multiurok.ru/files/programma-igry-voskobovicha.html (дата обращения 22.04.2022)
6. Сысоева О.Н. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-matematike-pomozhem-malyshu-geo.html (дата обращения 22.04.2022)
7. Трифонова И. URL: https://vk.com/public174561518 (дата обращения 22.04.2022)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.