Сборник внеаудиторной самостоятельной работы для специальности среднего профессионального образования
Оценка 4.7

Сборник внеаудиторной самостоятельной работы для специальности среднего профессионального образования

Оценка 4.7
Домашняя работа
doc
другое
10.04.2020
Сборник внеаудиторной самостоятельной работы для специальности среднего профессионального образования
формы организации внеаудиторной самостоятельной работы
МУ СР по технологии молока ИТПД.doc

Министерство образования Кировской области

Кировское областное государственное профессиональное образовательное автономное учреждение

 «Кировский технологический колледж пищевой промышленности»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УМР

 

«…..»………………20…г.

РАССМОТРЕНО

На заседании предметно-цикловой комиссии

Протокол №………от «…»…………..20…г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Информационные технологии в профессиональной деятельности»

 

 

Специальность

 19.02.07 «Технология молока и молочных продуктов»

 

Преподаватели: Никонова Н.С., Сергеева Е.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Киров 2016 г.

 

 

Методические рекомендации учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 19.02.07 «Технология молока и молочных продуктов», утвержденной Министерством образования и науки РФ, приказ № 378 от 22.04.2014г.

 

 

Рекомендовано к печати методическим советом Кировского областного государственного профессионального образовательного автономного учреждения «Кировский технологический колледж пищевой промышленности»

 

Составители:

Никонова Н.С., преподаватель высшей квалификационной категории КОГПОАУ КТКПП

 

Сергеева Е.Г., преподаватель первой квалификационной категории КОГПОАУ КТКПП

 

Рецензент: Блинова Т.В., преподаватель высшей квалификационной категории КОГПОАУ КТКПП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В пособии приведен перечень самостоятельных работ по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» с бюджетом времени на их выполнение, даны практические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине.

В методических рекомендациях к самостоятельным работам прописаны цели работы, требования к знаниям и умениям, описаны виды контроля, критерии оценивания и формы отчетности. Каждое задание содержит список рекомендованной литературы.


Пояснительная записка

 

Самостоятельная внеаудиторная работа по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является логическим дополнением аудиторной работы по дисциплине.

Самостоятельная внеаудиторная работа - это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

Задачами самостоятельной внеаудиторной работы студентов являются:

-          систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

-          углубление и расширение теоретических знаний;

-          формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

-          развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

-          формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

-          развитие исследовательских умений;

-          использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях для эффективной подготовки к итоговому зачету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

1.Общие сведения

 

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» раскрывают у студентов формирование  системы знаний, практических умений и объяснения уровня образованности  и уровня подготовки студентов по специальности 19.02.07 «Технология молока и молочных продуктов». Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов необходимых для профессиональной деятельности  знаний и навыков.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл в части общепрофессиональных дисциплин

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

·         использовать технологию сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально-ориентированных информационных системах;

·        использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специальных;

·        применять компьютерные и телекоммуникационные средства;

 

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

·        основные понятия автоматизированной обработки информации;

·        общий состав и структура персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем;

·        состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

·        методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

·        базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программа в области профессиональной деятельности;

·        основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;

 

Техник-технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

Техник-технолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

 

1.     Приемка и первичная обработка молочного сырья.

ПК 1.1. Принимать молочное сырье на переработку.

ПК 1.2. Контролировать качество сырья.

ПК 1.3. Организовывать и проводить первичную переработку сырья в соответствии с его качеством.

 

2.     Производство цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания.

ПК 2.1. Контролировать соблюдение требований к сырью при выработке цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания.

ПК 2.2. Изготавливать производственные закваски.

ПК 2.3. Вести технологические процессы производства цельномолочных продуктов.

ПК 2.4. Вести технологические процессы производства жидких и пастообразных продуктов детского питания.

ПК 2.5. Контролировать качество цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания.

ПК 2.6. Обеспечивать работу оборудования для производства цельномолочных продуктов, жидких и пастообразных продуктов детского питания.

 

3.     Производство различных сортов сливочного масла и продуктов из пахты.

ПК 3.1. Контролировать соблюдение требований к сырью при выработке различных сортов сливочного масла и напитков из пахты.

ПК 3.2. Вести технологические процессы производства различных сортов сливочного масла.

ПК 3.3. Вести технологические процессы производства напитков из пахты.

ПК 3.4. Контролировать качество сливочного масла и продуктов из пахты.

ПК 3.5. Обеспечивать работу оборудования при выработке различных сортов сливочного масла и напитков из пахты.

 

4.     Производство различных видов сыра и продуктов из молочной сыворотки.

ПК 4.1. Контролировать соблюдение требований к сырью при выработке сыра и продуктов из молочной сыворотки.

ПК 4.2. Изготавливать бактериальные закваски и растворы сычужного фермента.

ПК 4.3. Вести технологические процессы производства различных видов сыра.

ПК 4.4. Вести технологические процессы производства продуктов из молочной сыворотки.

ПК 4.5. Контролировать качество сыра и продуктов из молочной сыворотки.

ПК 4.6. Обеспечивать работу оборудования для производства различных видов сыра и продуктов из молочной сыворотки.

 

5.     Организация работы структурного подразделения.

ПК 5.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.

ПК 5.2. Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 5.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 5.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 5.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

 

 

2.   Методические рекомендации для студентов по отдельным видам

самостоятельной работы

 

Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:

-          подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования);

-          основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);

-          заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).

Работа с литературой

Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию участию в научных конференциях.

Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками.

Изучение научной учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.

План - первооснова, каркас какой- либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.

План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.

Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.

Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования.

Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Работа с конспектом

1.        Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта.

2.        Выделите главное, составьте план.

3.        Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора.

4.        Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5.        Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Выполнение реферата

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Содержание реферата

1.           титульный лист;

-       содержание;

-       введение;

-       основная часть;

-       заключение;

-       список использованных источников;

-       приложения (при необходимости).

Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.

 

Наименование частей реферата

Количество страниц

Титульный лист

1

Содержание (с указанием страниц)

1

Введение

2

Основная часть

15-20

Заключение

1-2

Список использованных источников

1-2

Приложения

Без ограничений

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении дается общая характеристика реферата:

- обосновывается актуальность выбранной темы;

- определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;

- описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;

- кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Оформление реферата

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

-          на одной стороне листа белой бумаги формата А-4;

-          размер шрифта-12; Times New Roman, цвет – черный;

-          междустрочный интервал – полуторный;

-          поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.

-          отформатировано по ширине листа;

-          на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы;

-           в конце работы необходимо указать источники использованной литературы;

-          нумерация страниц текста – снизу по центру.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

-         законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

-         специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

-         статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Реферат оценивается по системе:

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.

Подготовка презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

-          объем текста на слайде – не больше 7 строк;

-          маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

-          отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

-          значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

-          выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

-          использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации).

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.

Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MSExcel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MSOffice. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.

Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MSWord или табличного процессора MSExcel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.

После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:

-          удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);

-          к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?

-          не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?

-          После подготовки презентации необходима репетиция выступления.

Составление таблиц

         Прежде чем заполнять или оформлять таблицу, внимательно прочитайте исходный текст, статистические данные и т.п. Выберите из исходного источника необходимую информацию, занесите ее в таблицу.

Экономичность построения таблицы обеспечивается соблюдением следующих условий:

Строить таблицу из показателей подлежащего, как правило, с однородными характеристиками. При разнородных характеристиках в таблицах неизбежны пустые места, избежать которых можно, разделив такую таблицу на 2—3 самостоятельные или объединив графы, заполнение которых числами чередуется, так, чтобы по условным обозначениям можно было определить, к какому из нескольких показателей сказуемого относится каждое число.

Включать в графы таблицы только обязательные тексты и в ограниченном объеме. Текст большого объема в отдельных графах ведет к большим пустотам в таблице, избежать которых можно, переводя этот текст в заголовки вразрез прографки или выведя этот текст или большую часть его из таблицы.

Включать в таблицу иллюстрации только тогда, когда без них восприятие таблицы невозможно или когда площадь иллюстрации не намного больше площади, занимаемой текстом в других ячейках таблицы. В противных случаях таблица будет зиять пустотами. Разместив иллюстрации рядом с таблицей и заменив их в таблице условными обозначениями (например, литерами, стоящими под ними) или переместив иллюстрации из боковика в головку, можно без ущерба сэкономить место.

Использовать место вразрез прографки для одной-двух из нескольких групп подлежащих в боковике, если они значительно уступают по числу строк прографке.

Размещать показатели подлежащего большого объема (многострочные или в виде иллюстраций) в головке, а не в боковике, если элементы прографки по объему (числу строк) намного меньше показателей подлежащего.

         При оформлении таблиц пользуйтесь следующими правилами:

-          название таблицы помещают над таблицей слева, с абзацным отступом в одну строку с ее номером через тире;

-          в конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся;

-          при заимствовании таблиц из какого-либо источника, после нее оформляется сноска на источник в соответствии с требованиями к оформлению сносок.

Подготовка к контрольным работам, зачету:

         Контрольные работы и зачеты – это форма контроля уровня усвоения учебного материала по дисциплине. Контрольные работы и зачеты могут содержать и теоретические вопросы и практические задания по предмету. Поэтому, при подготовке к контрольной работе или зачету используются не только лекции, основная литература, но и дополнительная (справочники, словари и т.п.). При подготовке следует пользоваться следующим алгоритмом действий:

1.        Составить список тем, которые необходимо повторить.

2.        Выписать основные понятия, термины, формулировки законов.

3.        Составить краткую запись каждой темы, записав в ней основные положения материала.

4.        Ответить на контрольные вопросы по каждой теме. Если не удается ответить на какой-либо вопрос, то необходимо вернуться к теоретическому материалу и повторить его, а затем снова ответить на все вопросы.

5.        Разобрать методику решения задач (выполнения упражнений) по теме, записать алгоритм выполнения практических заданий.

6.        Ориентируясь на алгоритм решить типовую задачу (выполнить типовое упражнение)

7.        Решить задание с измененными данными.

 

3.          Перечень самостоятельных работ по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и бюджет времени на их выполнение

 

п/п

Раздел, тема

Содержание самостоятельной работы

Вид

контроля

Норма времени

 

Введение

Составить конспект по теме «Понятия Данные, Знания, Информация, связь между ними»

Проверка конспекта

1 ч

Раздел 1 Основные принципы, методы и свойства информационных технологий

1.       

Тема 1.1.

Автоматизированная обработка информации

Составить конспект по теме «Виды автоматизированных информационных технологий и систем в профессиональной деятельности»

Проверка конспекта

1 ч

 

 

2.       

Тема 1.2.

Общий состав и структура ПЭВМ и вычислительных систем

Написать реферат «Внедрение вычислительных систем на предприятиях перерабатывающей промышленности»

Защита, проверка реферата

6 ч

3.       

Тема 1.3.

Методы и средства информационных технологий

Заполнить таблицу «Связь производственного процесса с видами АО и ПО»

Проверка таблицы, фронтальный опрос

2 ч

Раздел 2. Программное обеспечение (ПО)

4.       

Тема 2.1

Системное программное обеспечение

Составить конспект по теме «Виды архиваторов»

Проверка конспекта

1 ч

5.       

Тема 2.2

Прикладное программное обеспечение

Выполнить проектное задание «Автоматизация информационного потока на предприятии

Защита проекта

16 ч

Создать отчеты по практическим занятиям.

Проверка отчета

4 ч

Раздел 3. Информационная безопасность

6.       

Тема 3.1

Защита информации

Составить конспект по теме «Виды антивирусных программ»

Проверка задания

1 ч

Создать отчеты по практическим занятиям.

Проверка отчета

2 ч

Подготовиться к контрольной работе.

Контрольная работа

1 ч

Подготовиться к дифференцированному зачету

Диф.зачет

2 ч

 

4.          Методические рекомендации для самостоятельной работы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Составить конспект по теме «Понятия Данные, Знания, Информация, связь между ними»

Цель – изучить понятие Данные, знания, информация.

Задачи:

1.     Дать определение понятий.

2.     Определить связь между данными, знаниями и информацией.

Требования к знаниям: студенты должны знать базовые понятия и связь между ними.

Требования к умениям: студенты должны уметь пояснять и выделять на носителях информации: данные, знания и информацию.

Оснащение: Учебная, справочная литература, интернет.

Вид контроля: текущий контроль в виде проверки конспекта.

Литература основная: Михеева Е.В., Титова О.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Экономические специальности: ОИЦ «Академия», 2014г.

Требования к выполнению опорного конспекта:

1.        Наличие названия темы.

2.        Наличие плана конспекта.

3.        Четкая структура.

4.        Графическое единообразие и лаконичность в изображении понятий и явлений.

5.        Отражение главных ключевых моментов.

6.        Употребление минимального количества слов, примеров, символов, графиков, формул и так далее.

7.        Соответствие содержания и структуры опорного конспекта плану.

8.        Отсутствие непонятных сокращений.

Критерии оценки задания 1:

Оценка «5» - конспект полностью соответствует всем требованиям.

Оценка «4» - конспект соответствует требованиям (1-5).

Оценка «3» - конспект отвечает первым 4 требованиям.

Оценка «2» - конспект не отвечает требованиям.

 

Раздел 1. Основные принципы, методы и свойства информационных технологий

Тема 1.1. Автоматизированная обработка информации

 

Задание: Составить конспект по теме «Виды автоматизированных информационных технологий и систем в профессиональной деятельности»

Цель – изучить понятие компьютерных технологий, их виды.

Задачи:

3.     Дать определение КТ.

4.     Определить виды КТ.

Требования к знаниям: студенты должны знать виды компьютерных технологий.

Требования к умениям: студенты должны уметь определять необходимый вид КТ.

Оснащение: Учебная, справочная литература, интернет.

Вид контроля: текущий контроль в виде проверки конспекта.

Литература основная: Михеева Е.В., Титова О.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Экономические специальности: ОИЦ «Академия», 2014г.

Требования к выполнению опорного конспекта:

9.        Наличие названия темы.

10.   Наличие плана конспекта.

11.   Четкая структура.

12.   Графическое единообразие и лаконичность в изображении понятий и явлений.

13.   Отражение главных ключевых моментов.

14.   Употребление минимального количества слов, примеров, символов, графиков, формул и так далее.

15.   Соответствие содержания и структуры опорного конспекта плану.

16.   Отсутствие непонятных сокращений.

Критерии оценки задания 1:

Оценка «5» - конспект полностью соответствует всем требованиям.

Оценка «4» - конспект соответствует требованиям (1-5).

Оценка «3» - конспект отвечает первым 4 требованиям.

Оценка «2» - конспект не отвечает требованиям.

 

Тема 1.2. Общий состав и структура ПЭВМ и вычислительных систем

 

Задание: Составить конспект по теме «Внедрение вычислительных систем на предприятиях перерабатывающей промышленности»

Цель – изучить процесс внедрения компьютерных технологий в профессии технолога молока.

Задачи:

1.     Изучить различные виды программного обеспечения.

2.     Выбрать программы, необходимые в своей профессии.

3.     Описать выбранные программы

Требования к знаниям: студенты должны знать программное обеспечение в своей профессиональной сфере.

Требования к умениям: студенты должны уметь выбирать нужное программное обеспечения для решения профессиональных задач.

Оснащение: Учебная, справочная литература, интернет.

Вид контроля: текущий контроль в виде проверки конспекта.

Литература основная: Михеева Е.В., Титова О.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Экономические специальности: ОИЦ «Академия», 2014г.

Требования к выполнению опорного конспекта:

1.        Наличие названия темы.

2.        Наличие плана конспекта.

3.        Четкая структура.

4.        Графическое единообразие и лаконичность в изображении понятий и явлений.

5.        Отражение главных ключевых моментов.

6.        Употребление минимального количества слов, примеров, символов, графиков, формул и так далее.

7.        Соответствие содержания и структуры опорного конспекта плану.

8.        Отсутствие непонятных сокращений.

Критерии оценки задания 2:

Оценка «5» - конспект полностью соответствует всем требованиям.

Оценка «4» - конспект соответствует требованиям (1-5).

Оценка «3» - конспект отвечает первым 4 требованиям.

Оценка «2» - конспект не отвечает требованиям.

 

Тема 1.3. Методы и средства информационных технологий

 

Задание: Заполнить таблицу «Связь производственного процесса с видами АО и ПО»»

Цель – изучить применение компьютерных технологий в профессии технолога молока, зная производственные процессы на предприятии молочной промышленности сопоставить процессы производства с возможными вариантами применения ПО для их автоматизации.

Задачи:

1.     Изучить различные виды аппаратного обеспечения.

2.     Выбрать устройства, необходимые в своей профессии.

3.     Описать автоматизированное место специалиста.

Требования к знаниям: студенты должны знать аппаратное обеспечение в своей профессиональной сфере.

Требования к умениям: студенты должны уметь подбирать параметры АРМ в своей сфере.

Оснащение: Учебная, справочная литература, интернет.

Вид контроля: текущий контроль в виде проверки конспекта.

Литература основная: Михеева Е.В., Титова О.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Экономические специальности: ОИЦ «Академия», 2014г.

Требования к выполнению опорного конспекта:

1.        Наличие названия темы.

2.        Наличие плана конспекта.

3.        Четкая структура.

4.        Графическое единообразие и лаконичность в изображении понятий и явлений.

5.        Отражение главных ключевых моментов.

6.        Употребление минимального количества слов, примеров, символов, графиков, формул и так далее.

7.        Соответствие содержания и структуры опорного конспекта плану.

8.        Отсутствие непонятных сокращений.

Критерии оценки задания 2:

Оценка «5» - конспект полностью соответствует всем требованиям.

Оценка «4» - конспект соответствует требованиям (1-5).

Оценка «3» - конспект отвечает первым 4 требованиям.

Оценка «2» - конспект не отвечает требованиям.

 

 

Раздел 2. Программное обеспечение (ПО)

 

Тема 2.1 Системное программное обеспечение

 

Задание: Составить конспект по теме «Виды архиваторов»

Цель – изучить виды архиваторов.

Задачи:

4.     Изучить различные виды архиваторов.

5.     Описать основные характеристики архиваторов.

6.     Выбрать наиболее удобный и обосновать выбор

Требования к знаниям: студенты должны знать программное обеспечение в своей профессиональной сфере.

Требования к умениям: студенты должны уметь выбирать нужное программное обеспечения для решения профессиональных задач.

Оснащение: Учебная, справочная литература, интернет.

Вид контроля: текущий контроль в виде проверки конспекта.

Литература основная: Михеева Е.В., Титова О.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Экономические специальности: ОИЦ «Академия», 2014г.

Требования к выполнению опорного конспекта:

9.        Наличие названия темы.

10.   Наличие плана конспекта.

11.   Четкая структура.

12.   Графическое единообразие и лаконичность в изображении понятий и явлений.

13.   Отражение главных ключевых моментов.

14.   Употребление минимального количества слов, примеров, символов, графиков, формул и так далее.

15.   Соответствие содержания и структуры опорного конспекта плану.

16.   Отсутствие непонятных сокращений.

Критерии оценки задания 2:

Оценка «5» - конспект полностью соответствует всем требованиям.

Оценка «4» - конспект соответствует требованиям (1-5).

Оценка «3» - конспект отвечает первым 4 требованиям.

Оценка «2» - конспект не отвечает требованиям.

 

 

Тема 2.2. Прикладное программное обеспечение

Задание. Создать отчеты по практическим занятиям

 

По текстовому редактору WORD

Цель – закрепить материал по теме «Информационные технологии документационного обеспечения профессиональной деятельности».

Задачи:

1.     Выписать команды текстового редактора Word по работе с текстом.

2.     Выписать команды текстового редактора Word по работе с формулами.

3.     Выписать команды текстового редактора Word по работе с графическими объектами.

4.     Выписать команды текстового редактора Word по работе с таблицами.

Требования к знаниям: студенты должны знать команды текстового редактора Word по работе с текстом и встроенными объектами.

Требования к умениям: студенты должны уметь работать с текстовым редактором Word.

Оснащение: Учебная, справочная литература, интернет.

Вид контроля: текущий контроль в виде проверки отчета.

Литература основная: Михеева Е.В., Титова О.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Экономические специальности: ОИЦ «Академия», 2014г.

Требования к выполнению отчетов:

Отчет должен выглядеть следующим образом:

Практическая работа № (указать номер работы)

 

Цель работы.

Средства выполнения работы.

Этапы выполнения практической работы.

Ответы на вопросы входного контроля.

Основные команды по работе с информацией:

Действие

Команда

 

 

 

 

Ответы на вопросы выходного контроля.

 

Критерии оценки задания 1:

Оценка «5» - отчет полностью соответствует всем требованиям.

Оценка «4» - в отчете не указаны все действия с объектами, или есть незначительные ошибки во входном/выходном контроле.

Оценка «3» - в отчете есть значительные ошибки во входном/выходном контроле.

Оценка «2» - отчет не отвечает требованиям.

 

По Электронным таблицам Excel

Задачи:

1.     Выписать команды электронных таблиц Ехсеl.

Требования к знаниям: студенты должны знать действия команды электронных таблиц Ехсеl.

Требования к умениям: студенты должны уметь работать с электронными таблицами Ехсеl.

Оснащение: Учебная, справочная литература, интернет.

Вид контроля: текущий контроль в виде проверки отчета.

Литература основная: Михеева Е.В., Титова О.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Экономические специальности: ОИЦ «Академия», 2014г.

Требования к выполнению отчетов:

Отчет должен выглядеть следующим образом:

Практическая работа № (указать номер работы)

 

Цель работы.

Средства выполнения работы.

Этапы выполнения практической работы.

Ответы на вопросы входного контроля.

Основные команды по работе с информацией:

Действие

Команда

 

 

 

 

Ответы на вопросы выходного контроля.

 

Критерии оценки задания 2:

Оценка «5» - отчет полностью соответствует всем требованиям.

Оценка «4» - в отчете не указаны все действия с объектами, или есть незначительные ошибки во входном/выходном контроле.

Оценка «3» - в отчете есть значительные ошибки во входном/выходном контроле.

Оценка «2» - отчет не отвечает требованиям.

 

По БД Acсess

Задачи:

1.     Выписать команды СУБД Access.

Требования к знаниям: студенты должны знать действия команды СУБД Access.

Требования к умениям: студенты должны уметь работать с СУБД Access.

Оснащение: Учебная, справочная литература, интернет.

Вид контроля: текущий контроль в виде проверки отчета.

Литература основная: Михеева Е.В., Титова О.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Экономические специальности: ОИЦ «Академия», 2014г.

Требования к выполнению отчетов:

Отчет должен выглядеть следующим образом:

Практическая работа № (указать номер работы)

 

Цель работы.

Средства выполнения работы.

Этапы выполнения практической работы.

Ответы на вопросы входного контроля.

Основные команды по работе с информацией:

Действие

Команда

 

 

 

 

Ответы на вопросы выходного контроля.

 

Критерии оценки задания 1:

Оценка «5» - отчет полностью соответствует всем требованиям.

Оценка «4» - в отчете не указаны все действия с объектами, или есть незначительные ошибки во входном/выходном контроле.

Оценка «3» - в отчете есть значительные ошибки во входном/выходном контроле.

Оценка «2» - отчет не отвечает требованиям.

 

Задание 2. Подготовка к контрольной работе

Цель – закрепить знания по предыдущим темам.

Задачи:

1.     Повторить темы в тетради.

2.     Ответить на соответствующие вопросы.

Оснащение: Учебная, справочная литература, интернет, тетрадь.

Вид контроля: контрольная работа.

Литература основная: Михеева Е.В., Титова О.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Экономические специальности: ОИЦ «Академия», 2014г.

Вопросы к подготовке к контрольной работе:

Тестовый редактор Word

  1. Назначение и возможности
  2. Внешний вид рабочей области
  3. Требования к созданию текстового документа
  4. Система действий с графическими объектами.

Электронные таблицы Ехсеl

  1. Назначение и возможности
  2. Внешний вид рабочей области
  3. Действия с основными объектами.
  4. Адреса ячеек. Виды ссылок.

СУБД Access            

  1. Назначение и возможности
  2. Виды баз данных
  3. Способы задания таблиц
  4. Способы задания запросов.
  5. Ключевое поле. Связи в базе данных
  6. Основные объекты базы данных.

Критерии оценки задания 2:

Оценка «5» - правильные ответы на все вопросы.

Оценка «4» - в ответе есть незначительные неточности.

Оценка «3» - в ответе допущены ошибки, не более половины.

Оценка «2» - ответ не отвечает требованиям.

 

Задание 3. Подготовка к дифференцированному зачету

Цель – закрепить знания по курсу дисциплины.

Задачи:

1.     Повторить темы в тетради.

2.     Ответить на соответствующие вопросы.

Оснащение: Учебная, справочная литература, интернет, тетрадь.

Вид контроля: дифференцированный зачет.

Литература основная: Михеева Е.В., Титова О.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Экономические специальности: ОИЦ «Академия», 2014г.

Типовые практические задания:

Тестовый редактор Word

  1. Корректировка текста
  2. Форматирование текста.
  3. Оформление буквицы.
  4. Оформление абзаца: положение, междустрочный интервал, отступы, красная строка.
  5. Создание колонтитулов, расположение колонтитулов.
  6. Создание списков, настройка многоуровневого списка.
  7. Создание колонок.
  8. Работа с заголовками, создание оглавления.
  9. Создание сложной таблицы.
  10. Форматирование ячеек.
  11. Оформление элементов таблицы: границы, заливка, положение текста.
  12. Работа с графикой, добавление рисунка, настройка обтекания.
  13. Разбиение документа на страницы.

Электронные таблицы Ехсеl

  1. Ввод данных в таблицу.
  2. Добавление и объединение строк.
  3. Форматирование таблицы.
  4. Настройка типов данных в ячейках.
  5. Ввод формул.
  6. Работа со встроенными функциями: СУММ, МАКС, МИН, СРЗНАЧ, ЕСЛИ, СЕГОДНЯ.
  7. Применение режима автозаполнения.
  8. Работа с графикой.
  9.  Форматирование данных.
  10. Построение диаграмм.
  11. Корректировка и форматирование диаграмм.
  12. Расположение диаграммы на отдельном листе.
  13. Работа с листами.

СУБД Access            

  1. Настройка связи между таблицами.
  2. Ввод данных в таблицы.
  3. Создание запросов по указанным критериям.
  4. Создание и корректировка форм.
  5. Создание и корректировка отчетов.

Критерии оценки задания 3:

Оценка «5» - выполнены все задания правильно

Оценка «4» - выполнены все задания, но допущены некоторые незначительные ошибки

Оценка «3» - в заданиях допущены ошибки, не более половины.

Оценка «2» - задания не выполнены

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования Кировской области

Министерство образования Кировской области

Методические рекомендации учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработаны на основе

Методические рекомендации учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработаны на основе

Пояснительная записка Самостоятельная внеаудиторная работа по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является логическим дополнением аудиторной работы по дисциплине

Пояснительная записка Самостоятельная внеаудиторная работа по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является логическим дополнением аудиторной работы по дисциплине

Общие сведения Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» раскрывают у студентов формирование системы знаний, практических умений и…

Общие сведения Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» раскрывают у студентов формирование системы знаний, практических умений и…

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ПК 3.5. Обеспечивать работу оборудования при выработке различных сортов сливочного масла и напитков из пахты

ПК 3.5. Обеспечивать работу оборудования при выработке различных сортов сливочного масла и напитков из пахты

План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации

План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации

Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице

Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т

Оценка "отлично" выставляется за реферат , который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами

Оценка "отлично" выставляется за реферат , который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т

Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы)

Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы)

Составление таблиц

Составление таблиц

Ответить на контрольные вопросы по каждой теме

Ответить на контрольные вопросы по каждой теме

Тема 3.1 Защита информации

Тема 3.1 Защита информации

Раздел 1. Основные принципы, методы и свойства информационных технологий

Раздел 1. Основные принципы, методы и свойства информационных технологий

Требования к знаниям : студенты должны знать программное обеспечение в своей профессиональной сфере

Требования к знаниям : студенты должны знать программное обеспечение в своей профессиональной сфере

Требования к выполнению опорного конспекта: 1

Требования к выполнению опорного конспекта: 1

Отсутствие непонятных сокращений

Отсутствие непонятных сокращений

Оценка «3» - в отчете есть значительные ошибки во входном/выходном контроле

Оценка «3» - в отчете есть значительные ошибки во входном/выходном контроле

Отчет должен выглядеть следующим образом:

Отчет должен выглядеть следующим образом:

Основные объекты базы данных.

Основные объекты базы данных.

Работа с листами. СУБД Access

Работа с листами. СУБД Access
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2020