ГКУО СО «Красноуфимская школа-интернат»
Сборник задач о войне
«Во имя тех священных дней…»
Для обучающихся с умственной отсталостью с 7 по 9 классы
Составитель: Гарипова Альфира Альфертовна, учитель математики, в.кв.к
д. Озерки, 2018
Пояснительная записка
В 2020 году исполнится 75 лет со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В России нет ни одной семьи, которую не затронула бы она. Уже почти не осталось живых свидетелей той смертельной схватки с жестоким и сильным врагом. Уходит поколение, которое не воевало с фашизмом, но выросло на осознании подвига отцов и дедов. Молодое поколение, вступающее в жизнь, должно знать о героизме простых людей, которые завоевали им право на жизнь и свободу. Мы не вправе забывать о том, что пережил наш народ в тяжелые годы войны.
Данный сборник создан на основе проекта.
Актуальность выбора темы проекта была обусловлена необходимостью
расширить знания обучающихся с нарушением интеллекта о героизме нашего народа в Великой Отечественной войне в год 75-летия Победы, решая задачи и выполняя задания по математике. Хочется приобщить детей с умственной отсталостью к решению задач про войну, потому что наше поколение должно помнить о событиях тех времен и гордиться подвигами наших дедов.
Практическая значимость сборника: применение на уроках математики в 7-9 классах с обучающимися с умственной отсталостью можно использовать для повторения отдельных тем по математике. Также можно использовать и во внеурочной деятельности, на классных часах, посвященных Великой Отечественной войне.
7 класс
1. Великая Отечественная война продолжалась 1418 дней, а Курская битва длилась с 5 июля по 23 августа 1943 года. Сколько дней длилась Курская битва? Какую часть продолжительности всей войны она занимает?
2. Советский самолет «Як – 3» имеет скорость движения – 720 км/ч, а его предшественник «Як- 1» мог развить скорость на 140 км/ч меньше, чем «Як – 3». Скорость немецкого истребителя «Мессершмидт- 109» на 120км/ч меньше скорости «Як – 3». Чему равны скорости указанных самолетов?
3. На фронтах Великой Отечественной войны сражались 500 наших односельчан. На полях сражений остались лежать 273 человека. Сколько жителей села Ледовского вернулись с войны?
4. За героические подвиги во время второй мировой войны орденом Отечественной войны были награждены 18 жителей нашего села, а орденом Красной Звезды в 2 раза меньше? Сколько человек носили на груди орден Красной Звезды?
5. 26 августа 1812 года произошло Бородинское сражение. Армия Наполеона в своем составе имела 135 000 человек, что на 17 000 человек меньше, чем личный состав русской армии и 587 орудий, а орудий русской армии на 53 больше. Сколько живой силы и орудий имела русская армия в начале сражения?
6. Армия Наполеона на улицах Москвы превратила в пепел 14 тысяч домов. Стоимость каждого составляла в среднем 150 тысяч рублей. Какой материальный ущерб французская армия нанесла жителям Москвы?
7. Найдите протяженность границ Курской области с другими областями, если на северо-западе область граничит с Брянской областью – на протяжении 120 км, на севере с Орловской областью – 325 км, на северо-востоке с Липецкой – 65 км, на востоке – с Воронежской -145 км, на юге с Белгородской – 335 км, 245 км имеют статус государственной границы России с Украиной (Сумская область).
8. На территории Курской области насчитывается 902 реки общей длиной около 8 тысяч км. Общая длина: реки Сейм - 748 км, на территории Курской области - 504 км, реки Псел - 717 км (159 км), реки Тим - 120 км (72 км), реки Кшень - 135 км (75 км), реки Оскол - 472 км (68 км), реки Олым - 151 км (67 км). Назовите реки по степени возрастания их длины. Сколько процентов от общей длины каждой реки занимает река на территории нашей области?
9. Как записать римскими цифрами 9 мая 1945 г.?
10. За второй период эвакуации из Ленинграда было вывезено водным транспортом 33479 человек, авиацией на 1635 меньше, походным порядком через Ладожское озеро и неорганизованным автотранспортом на 1004 человек больше, чем авиацией. Сколько человек было эвакуировано всего?
11. Решите уравнение, и вы узнаете, сколько всего было взято в плен под Сталинградом солдат и офицеров вермахта (ответ в тыс.):
12. 30х + 512 = 3242.
8 класс
Задачи о военных
«Как воздух математика нужна сегодня офицеру молодому…»
1. На пункте боепитания на стрельбище снаряжаются магазины к карабинам – по 10 патронов в магазин, к автоматам – по 30 патронов и к пистолетам – по 8 патронов. Всего было снаряжено 8 магазинов для карабинов, 16 – для автоматов и несколько – для пистолетов. Все патроны были отстреляны. После стрельб сдавали стреляные гильзы. Начальник пункта боепитания принял 682 гильзы. Точного количества выданных боеприпасов он не помнил, но тут же сказал, что гильз не хватает. Как он это определил?
2. Сапёры обследуют два участка дороги. Первый участок имеет такую длину в километрах, сколько часов требуется на проверку второго участка. И наоборот, второй участок имеет такую протяжённость в километрах, сколько часов требуется для проверки первого участка. Какова скорость проверки дороги сапёрами?
3. В роту прибыло пополнение молодых солдат. Однажды на занятиях в поле командир предложил молодым солдатам добраться до расположения роты самостоятельно и как можно быстрее.
4. Первую половину пути новобранцы бежали со скоростью 12 км/ч. Но после этого, сильно устав, вторую половину пути двигались со скоростью 4 км/ч. Одновременно с молодыми солдатами отправилась в казарму и остальная рота во главе с командиром. К месту назначения обе группы прибыли в одно и то же время, причём вторая группа в пути не устала и двигалась с постоянной скоростью. С какой скоростью вёл роту командир?
5. Солдаты шли строем по два. Один из них насчитал впереди себя 9 пар, сзади 5 пар. Сколько солдат было в строю?
6. Парад войск. 50 колонн, в колонне 20 рядов по 12 солдат в ряду. Сколько всего солдат?
7. Когда самолёт пролетел 1200км со скоростью 600км/ч., ему осталось лететь ещё 400км. Последний участок он летел со скоростью 400км/ч. Сколько времени продолжался полёт?
8. Требуется обнести колючей проволокой минное поле, стороны которого 200м и 150м в два ряда. Сколько метров проволоки потребуется и сколько нужно столбов, если установить их через каждые 10м?
9. Скорость самолета ТУ-13 900км/ч. За какое время он пролетит 1800 км?
10. Две ракеты летят навстречу друг другу со скоростью 9000км /ч и 21000км /ч. Их стартовые площадки находятся на расстоянии 1317км друг от друга. Подсчитайте, какое расстояние будет между ними за 1 минуту до столкновения.
11. Разведчики, двигаясь вдоль реки, обнаружили две огневые точки противника: одну у моста, другую – на опушке леса. Где могут находиться наблюдатели, чтобы быть на одинаковых расстояниях от обеих вражеских огневых точек?
12. 12 солдат одновременно были доставлены в пункт назначения, в 20 км. от их места расположения, при помощи маленького автомобиля, вмещающего 4 солдат и двигающегося со скоростью 20 км/ч. Скорость движения солдат 4 км/ч. Шофер автомобиля хорошо знал математику и данное ему задание легко выполнил. Как?
13. В "Памятнике", составленном из 12 спичек, переложить 5 спичек так, чтобы получилось 3 квадрата. (рис.1.)
14. Переложить у 12-конечной звезды 4 конца так, чтобы получился 4-конечный георгиевский крест. (рис.2.)
15. Совещание военного совета началось между 6 и 7 часами вечера, а окончилось между 9 и 10 часами вечера. Определить точно, в котором часу началось и окончилось совещание, если минутная и часовая стрелка за время совещания поменялись местами.
Задачи о Великой Отечественной войне «Был путь к Победе труден»
1. Армия генерала Кузнецова, которая первой «ворвалась» в Берлин разделилась на три части: в одной было 400 бойцов, в другой на 120 бойцов меньше, а в третьей в 2 раза больше, чем во второй. Какова общая численность армии?
2. Чтобы успеть на помощь генералу Чуйкову (к началу битвы), армия генерала Шумилова должна была пройти от Орла до места сражения 24км. за 6ч. Генерал Шумилин со своей армией двигался так: первые 4ч. шел со скоростью 4км/ч, делал через каждые 2ч. 15-минутный привал. С какой скоростью он должен идти дальше, чтобы успеть к началу битвы? Может ли он идти со скоростью 3км/ч, 4км/ч, 5км/ч остальной путь?
3. За годы войны советская промышленность изготовила 834900 орудий и миномётов, 102800 боевых самолётов, около 112100 танков. Определить общее количество военной техники.
4. Женщин Героев Советского Союза во время войны было 86, мужчин примерно в 130 раз больше. Сколько всего Героев Советского Союза было за 1941- 45 г.?
5. Максимальная скорость танка Т-34, который был лучшим в мире в годы войны, 55км/ч, а скорость фашистского танка того же класса Т-3 40км/ч. Успеют ли наши танки захватить переправу, если, по данным разведки, фашистские танки находятся от неё на расстоянии 220км, а наши 240км? При этом нужно учесть, что на пути наших танков есть труднопроходимый участок длиной 20км, который нужно преодолеть только со скоростью 20км/ч.
6. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.
7. 413 |
8. 218 |
9. 474 |
10. 567 |
11. 569 |
12. 374 |
13. 630 |
14. 979 |
15. 195 |
16. 0 |
17. 256 |
18. 349 |
19. 221 |
20. 26 |
21. 282 |
22. 375 |
Задачи о великих сражениях
1. За первые 18 дней наступления 4-я танковая группа противника с боями прошла более 600 км. Узнайте среднюю скорость продвижения фашистов к Ленинграду.
2. Первый период эвакуации из Ленинграда начался в конце июня 1941 года. За этот период из города было вывезено 488703 человека, из них детей на 269012 меньше, и рабочих и служащих, на 55371 меньше, чем детей. Сколько эвакуировали детей, рабочих и служащих?
3. Выполнив действия, вы узнаете, сколько в общей сложности с сентября 1941 по апрель 1942 года из города, в основном по «Дороге жизни» через Ладожское озеро, было вывезено людей (ответ в тысячах):
318,3 ∙ 2 + 125 ∙ 0,3 – 15,1.
4. Выполните действия и определите дату начала блокады Ленинграда:
386737,4 ∙ 2 + 35666,2.
5. Постройте диаграмму наличия основных пищевых товаров в городе на 12 сентября 1941 года:
Хлебное зерно и мука |
35 суток |
Крупа и макароны |
30 суток |
Мясо и мясопродукты |
33 суток |
Жиры |
45 суток |
Сахар и кондитерские изделия |
уток |
6. Ввиду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял (хлеб – грамм/сутки):
Рабочим – 250
Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет – 125
Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО – 300
Войскам первой линии – 500
Постройте диаграмму по этим данным.
7. В январе 1944 года блокада была полностью снята. Узнайте, сколько дней длилась блокада Ленинграда.
101 |
110 |
111 |
323 |
332 |
232 |
394 |
493 |
439 |
1.Выберите из первой строки наименьшее число.
2.Выберите из второй строки наибольшее число.
3.Выберите из третьей строки не наименьшее и не наибольшее число.
4.Найдите их сумму.
8. Курская область граничит на севере – с Орловской областью, на юго-западе – с Украиной, на северо-востоке – с Липецкой областью, на востоке - с Воронежской областью и на юге - с Белгородской областью. Назовите области в порядке возрастания их площадей. По данным таблицы составьте столбчатые диаграммы.
Название области |
Площадь |
Население |
Белгородская область |
52216 км2 |
1547845 |
Брянская область |
34857 км2 |
1232885 |
Воронежская область |
52216 км2 |
2331511 |
Курская область |
29800 км2, |
413528 |
Липецкая область |
24047 км2, |
1158280 |
Орловская область |
24652 км2 |
766152 |
9. Во сколько раз площадь Воронежской области больше площади Курской области? (Ответ округлите до десятых) Какую часть Липецкая область составляет от площади Курской области? Найдите отношение населения самых густонаселенных областей. Сколько процентов население Курской области составляет от населения Белгородской области?
10. Появившиеся руины города советские защитники использовали как оборонительные позиции. Немецкие танки не могли передвигаться посреди груд булыжников. Выполнив действия, вы узнаете, какой высоты они могли достигать:
3,15 ∙ 4 - ∙ 5,25 – 1,975.
9 класс
1. 50 млн. человек. 40% от общего количества погибших во время второй мировой войны составляют советские солдат. Сколько советских солдат погибло во время второй мировой войны?
2. На строительство оборонительных сооружений было мобилизовано 450 000 жителей столицы. Из них 25% составляли подростки и мужчины, остальные – женщины. Сколько женщин участвовало в строительстве сооружений?
3. Героев Советского Союза во время Великой Отечественной войны было 11506 человек. Мужчин примерно в 130 раз больше, чем женщин. Сколько было Героев Советского Союза мужчин и женщин за 1941- 45 г.?
4. Для перевозки людей и материальных ценностей на восток было сформировано 30 тысяч эшелонов по 50 вагонов. Сколько вагонов использовали для эвакуации?
5. За годы Великой Отечественной войны в Москве было 340 000 доноров, каждый из них сдал в среднем по 1,5 литра крови. Сколько литров крови москвичей получили госпитали?
6. За героические подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 506 человек. В момент присвоения звания около 35% Героев Советского Союза были в возрасте до 30 лет, 28% — от 30 до 40 лет, 9% — старше 40 лет. Сколько человек каждого возраста стали героями?
7. В годы войны за мужество и героизм защитники Отечества награждены орденами Славы всех трех степеней. Полными кавалерами ордена Славы трех степеней стали свыше 2500 человек, в том числе 0,16% женщины. Сколько мужчин стали полными кавалерами ордена Славы?
8. В ходе Берлинской операции было задействовано 1,5 тыс. боевых машин «Катюша», что составляет 5% от всего числа этих машин, выпущенных советской промышленностью за годы войны. Сколько «Катюш» участвовало
9. в Берлинской операции?
10. В действующей армии по нормам, установленным правительством в сентябре 1941 года масса солдатского пайка составляла 1 кг, 80% состоял из хлеба. Сколько хлеба полагалось солдату в сутки?
11. Расшифруйте фамилию известного военачальника, сыгравшего важную роль в битве под Москвой, расположив числа в порядке возрастания:
0,1 |
3,9 |
3,12 |
0,71 |
0,2 |
К |
В |
О |
Ж |
У |
12. В конце октября стабилизировать оборону Москвы на дальних подступах не удалось, и бои шли вблизи города. Определите, как близко шли бои от города, выполнив действия:
13. (1,38 ∙ 2 + 26,47 ∙ 3) + 7,83.
14. 30 сентября 1941 г. началась операция фашистских захватчиков по захвату Москвы. Решите анаграмму, и вы узнаете, как называлась эта операция: УНЙТФА.
15. На Калининском направлении у противника было 300 танков и 910 орудий, а у наших войск 56 танков и 210 орудий. Узнайте, во сколько раз превосходили силы противника (ответ округлите до целых).
16. За время Московской битвы противник потерял более 500 тыс. человек, 1300 танков. Узнайте, сколько противник потерял орудий, если их было на 1200 больше, чем танков, а автомашин в 3,95 больше, чем танков и орудий вместе.
По данным таблицы составьте диаграмму расстановки сил перед Московской битвой:
Боевые силы и средства |
Красная армия |
Германские войска |
Личный состав |
1250000 |
1800000 |
Количество танков |
990 |
1700 |
Количество орудий |
7600 |
14000 |
Количество самолётов |
667 |
1390 |
17. На строительство оборонительных сооружений в Москве было мобилизовано 450 000 жителей столицы, 75% из них составляли женщины. Сколько женщин участвовало в этом строительстве?
18. В октябре 1941 года враг совершил на Москву 31 налет. В этих налетах участвовало 2000 немецких самолетов, из них было сбито 278, к городу прорвалось только 72 самолета. Сколько вражеских самолетов не сумели прорваться к Москве?
19. На завершающем этапе Московской битвы Советская Армия нанесла противнику тяжелое поражение: из строя были выведены 16 дивизий и 1 бригада. 1 дивизия состоит из 17000 человек, а 1 бригада из 3000 человек. Сколько живой силы было потеряно противником?
20. Во время боёв под Москвой, в городе прошёл парад 7 ноября на Красной площади. Всего в параде участвовало около 28,5 тыс. человек, 140 артиллерийских орудий, танков – на 20 больше, и машин – на 68 меньше, чем орудий и танков вместе. Узнайте, сколько участвовало в параде танков и машин.
Список используемых информационных ресурсов:
1. Б.М.Абдрашитов «Учитесь мыслить нестандартно». Москва, «Просвещение», 1996
2. Е.И.Игнатьев «Математическая смекалка». Москва, «Омега», 1996
3. А.Кузьмина «Новое время». Екатеринбург, 2000
4. В.А.Исупов «История Сибири». Новосибирск, «ИНФОЛИО - пресс», 1999
5. И.Л.Миксон «Солдаты моей Родины». Ленинград, «Детская литература», 1988
6. CD-диск «Военная энциклопедия», Москва, «Равновесие», 2004.
7. DVD – диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», Москва, «Кирилл и Мефодий», 2006.
8. DVD – диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», Москва, «Кирилл и Мефодий», 2007.
Интернет-ресурсы:
1. www.shkolniki.at/rfn/ru/
2. www.wikipedia.org
3. www.about-war.narod
4. www.fontanka.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.