Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов
Оценка 4.6

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Оценка 4.6
Игры
docx
окружающий мир
Детсад
07.04.2018
Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов
В сборнике представлены игры, направленные на познавательное развитие дошкольников. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление, воображение: игры, направленные на развитие восприятия, формируют у детей умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина; игры, направленные на развитие внимания, формируют у детей умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности; игры, направленные на развитие памяти, дают детям возможность с большим или меньшим успехом подбирать средства, облегчающие процесс запоминания; основой для развития мышления ребенка, мыслительных операций, восприятия и других познавательных процессов, является сенсорное развитие; интенсивно развивается воображение, в результате овладения «новыми» видами деятельности.
игры, на позн. проц..docx
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа «Черемышский детский сад» Составитель: воспитатель Широкова О. И. Содержание Пояснительная   записка………………………………… 3 Игры, направленные на развитие восприятия………..5 Игры, направленные на развитие внимания и памяти.7 Игры, направленные на развитие мышления……….12 Игры, направленные на развитие воображения……..14 Список литературы…………………………………… 15 Пояснительная записка 2 развитие Эффективное    познавательных способностей детей  дошкольного возраста – одна из актуальных   проблем   современности.  Дошкольники   с развитым  интеллектом быстро запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке.  Известно,   что   к   3­4   годам   довольно   высокого уровня   достигают   восприятие   и   память   ребенка, возрастает   устойчивость   внимания.   Продолжает формироваться   наглядно­действенное   мышление   и появляется   образное   мышление.   Ребенок   лучше понимает   речь   окружающих   без   наглядного   ее сопровождения; может представить по аналогии даже то,   что   никогда   не   видел,   то   есть   значительно окружающей обогащается понимание     действительности,   расширяются   представления о предметах и явлениях. знания   и В сборнике представлены игры, направленные на познавательное   развитие   дошкольников.   Это   игры, 3 развивающие   восприятие,   внимание,   память, мышление, воображение: игры,   направленные   на  развитие   восприятия, формируют у  детей  умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина; игры,   направленные   на  развитие  внимания, формируют   у  детей  умение   сосредоточиваться   на определенных сторонах и явлениях действительности; игры,   направленные   на  развитие  памяти,   дают детям возможность с большим или меньшим успехом   облегчающие   процесс подбирать   средства, запоминания; основой   для  развития   мышления   ребенка, мыслительных   операций,   восприятия   и   других   является   сенсорное познавательных   процессов, развитие; интенсивно  развивается   воображение,   в результате овладения «новыми» видами деятельности. 4 Данный сборник будет интересен воспитателям детских садов, родителям. Игры, направленные на развитие восприятия. «Спрячь мышку» Цель:   формировать   у   детей   представления   о   шести цветах (красный,  оранжевый,  жёлтый,  зелёный,  синий, фиолетовый). Ход игры: воспитатель выкладывает на стол домики для мышки (листы бумаги шести цветов, посередине окошко с нарисованной мышкой). Видите, в окошки выглядывают   мышки.   Чтобы   спрятать   мышку,   надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвет, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет   его   и   съесть   мышку.   Сначала   ребёнку предлагается один домик, затем, усложняя,2­3 домика одновременно. «Составь картинку» Цель:  развивать   восприятие   у   детей   3   –   5­летнего возраста. 5 Оборудование:  простые   картинки   с   изображением яблок,   огурца,   матрешки.   Одна   картинка   целая, другая разрезана на 3 части. Ход игры: Предложить ребёнку собрать по образцу разрезанную картинку. Для  детей 5 – 6  лет  можно предложить   следующее задание: а) собрать более сложные картинки; б) взять две одинаковые открытки, одну из которых оставить в виде эталона, а другую разрезать на 4 – 5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу; в)  для  ребёнка   можно   усложнить   задание,  попросив складывать картинки по памяти, без эталона. «Оденем куклу» Цель:   учить   детей   узнавать   и   называть   предметы одежды, практически действовать с ними, определять цвет, форму, величину, пространственное положение 6 частей (правый рукав, левый рукав, верхняя пуговица и т.д.). Оборудование:   предметы   натуральной   одежды   и кукольной   (майка,   трусы,   платье,   носочки,   пальто, шапка, шарф и др.); кукла.  Игры, направленные на развитие внимания и памяти. «Что изменилось?» Игра   предназначена   для   детей   от   пяти   лет,   играть могут не менее двух игроков. Цель   игры:  развивать   произвольное   внимание   и кратковременную память; воспитывать честность. Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям. Ход   игры:  на   стол   ставится   несколько   небольших игрушек   или   других   предметов,   хорошо   знакомых детям.   Выбирается   ведущий,   который   предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе.   Затем   ведущий   предлагается   участникам 7 отвернуться,   а   сам   в   это   время   меняет   местами несколько   игрушек   и   предлагает   ребятам   отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек. «Хамелеон» Игра   предназначена   для   детей   от   5­ти   лет,   играть могут сколько угодно человек, не менее двух. Игра проводится в виде соревнований. Цель   игры:  дошкольников, учить внимательно слушать и быстро развивать   память   и   внимание отвечать; закреплять названия цветов. Материал: фишки для играющих. Ход   игры:  Вначале   игры   необходимо   рассказать детям,   кто   такой   хамелеон.   Объяснить,   что   это ящерица,  меняющая  свою  окраску  в  зависимости  от того   места,   где   она   находится,   чтобы   её   не   было 8 заметно. Например, если хамелеон забрался на серый камень, то он станет серым, а если он сидит на жёлтом песке, то он станет жёлтым. Затем ведущий начинает задавать   играющим   вопросы,   какого   цвета   станет хамелеон, если он будет сидеть: в зелёной траве, на коричневом   бревне,   на   чёрном   камне,   на   сером асфальте,   на   шахматной   доске   и   т.д.   Дети   должны быстро   отвечать,   после   чего   анализируются правильные   и   неправильные   ответы.   В   начале   игры время ответа не учитывается, важно только правильно ответить, но затем вводится дополнительное условие, что   победителем   будет   тот,   кто   быстрее   всех   даст правильный ответ. За каждый быстрый и правильный ответ играющий получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.  «Зеркало» Играть могут до двух человек. Игра подойдёт детям от четырёх лет (зависит от сложности движений). 9 Цель   игры:  развивать   внимание   дошкольников, двигательную активность, память, фантазию. Ход   игры:  Выбирается   ведущий,   все   остальные   – зеркало.   а остальные   должны   в   точности   его   повторить.   Ведущий   придумывает   движении, Выигрывает тот, кто не ошибётся. «Зашумлённые картинки» Играть может один человек. Игра предназначена для детей от 5 – 6 лет. Цель игры: развивать произвольное внимание. Материалы:  карточки   с   изображением   хаотично переплетающихся   линий,   за   которыми   скрыто изображение, а может быть и не одно. 10 Ход   игры:   перед   играющими   картинка,   на   которой изображены   хаотично   переплетающиеся   линии,   за которыми скрыто изображение – его надо найти. «Рыбаки» Играть может сколько угодно человек, не менее двух. Игра предназначена для детей от четырёх лет, если они знакомы с деятельностью рыбаков. 11 Цель   игры:  развивать   произвольное   внимание, двигательную активность, память и фантазию. Ход   игры:  играющие   становятся   в   круг.   Они   – «рыбаки».   Выбирается   водящий,   который   встаёт   в центр   круга   и   показывает   остальным   движения «рыбаков»: «тянет сеть», «вынимает  рыбу», «гребут вёслами», «закидывает  удочку», «чинит  сеть» и т.д. Тот,   из   играющих,   который   повторит   движения неправильно,   тот   выходит   из   игры.   А   тот,   кто повторял лучше всех, становится водящим. Игры, направленные на развитие мышления. «Разложи карточки» Цель: развитие логического мышления. Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на   девять   клеток   (для   каждого   ребенка);   поднос   с 12 девятью   картинками,   три   из   которых   –   одинаковые (для каждого ребенка). На   столе   перед   каждым   ребенком   находится квадратный   лист   бумаги,   разделенный   на   девять клеток,   и   поднос   с   девятью   картинками,   три   из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки. «Подбери парную картинку» Цель: развитие логического мышления, памяти и речи. Оборудование: магнитная доска; 12 пар предметных картинок:   мотоцикл   –   колесо,   аквариум   –   рыбки, кровать – подушка, книжный шкаф – книги, теплоход – якорь, молоток – гвоздь, батон – колосок, пчела – соты   (мёд,   корзина   –   подосиновик,   лошадь   – жеребёнок,   белка   –   орех,   шишка,   ваза   –   тюльпан гвоздика). 13 На   магнитной   доске   прикреплены   картинки.   Детям предлагается   составить   пары,   подбирая   для   каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего   ряда.   Дети   поочередно   составляют   пары   и объясняют свое решение. «Чем похожи и чем отличаются? » Цель:   развитие   зрительного   восприятия,   внимания, мышления и речи. Оборудование:   магнитная   доска;   магниты;   8   пар предметных   картинок:   мухомор   –   подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь,   трамвай   –   троллейбус,   аист   –   лебедь,   ель   – лиственница. Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую   пару   картинок   и   предлагает   детям   найти сходство   и   различие   между   изображенными предметами. Игры, направленные на развитие воображения. «Несуществующее животное» 14 Цель: развивать творческое воображение детей. Ход игры: Если существование рыбы­молот или рыбы­ иглы   научно   доказано,   то   существование   рыбы­   Пусть   ребенок наперстка   не   исключено. пофантазирует: «Как  выглядит   рыба­кастрюля?  Чем питается   рыба­ножницы   и   как   можно   использовать рыбу­магнит?» «Выдумай историю» Цель: развивать творческое воображение детей. Ход игры: предложить детям рассмотреть картинки в книге,   и   предложить   совместно   придумать   новые события. «Так не бывает!» Цель: развивать творческое воображение детей. Ход игры: участники игры по очереди рассказывают какую­нибудь   невероятную   историю,   короткую   или длинную.  Список литературы 15 1. Галанов   А.С.   Психическое   и   физическое развитие ребенка от трех до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — М.: АРКТИ, 2003.  2. Гринченко   И.С.   Игра   в   теории,   обучении, воспитании   и   коррекционной   работе.   Учебно­ методическое пособие. — М.: ЦГЛ, 2002. Игры в детском саду/Для дошк. возраста. — М. 3. — Минск: ООО Изд­во ACT ­ Харвест, 2000. 4. Тихомирова   Л.Ф.   Развитие   познавательных способностей   детей.  Популярное   пособие   для родителей   и   педагогов.   —   Ярославль:   Академия развития, 1996. 5. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети   5­7   лет.   —   Ярославль:  Академия   развития: Академия Холдинг, 2001. 16

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2018