Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов
Оценка 4.6
Игры
docx
окружающий мир
Детсад
07.04.2018
В сборнике представлены игры, направленные на познавательное развитие дошкольников. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление, воображение:
игры, направленные на развитие восприятия, формируют у детей умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина;
игры, направленные на развитие внимания, формируют у детей умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности;
игры, направленные на развитие памяти, дают детям возможность с большим или меньшим успехом подбирать средства, облегчающие процесс запоминания;
основой для развития мышления ребенка, мыслительных операций, восприятия и других познавательных процессов, является сенсорное развитие;
интенсивно развивается воображение, в результате овладения «новыми» видами деятельности.
игры, на позн. проц..docx
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Пышминского городского округа
«Черемышский детский сад»
Составитель:
воспитатель
Широкова О. И.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………
3
Игры, направленные на развитие восприятия………..5 Игры, направленные на развитие внимания и памяти.7
Игры, направленные на развитие мышления……….12
Игры, направленные на развитие воображения……..14
Список литературы……………………………………
15
Пояснительная записка
2 развитие
Эффективное
познавательных
способностей детей дошкольного возраста – одна из
актуальных проблем современности. Дошкольники с
развитым интеллектом быстро запоминают материал,
более уверены в своих силах, легче адаптируются в
новой обстановке.
Известно, что к 34 годам довольно высокого
уровня достигают восприятие и память ребенка,
возрастает устойчивость внимания. Продолжает
формироваться нагляднодейственное мышление и
появляется образное мышление. Ребенок лучше
понимает речь окружающих без наглядного ее
сопровождения; может представить по аналогии даже
то, что никогда не видел, то есть значительно
окружающей
обогащается
понимание
действительности,
расширяются
представления о предметах и явлениях.
знания и
В сборнике представлены игры, направленные на
познавательное развитие дошкольников. Это игры,
3 развивающие восприятие,
внимание,
память,
мышление, воображение:
игры, направленные на развитие восприятия,
формируют у детей умение анализировать предметы
по таким признакам, как цвет, форма и величина;
игры, направленные на развитие внимания,
формируют у детей умение сосредоточиваться на
определенных сторонах и явлениях действительности;
игры, направленные на развитие памяти, дают
детям возможность с большим или меньшим успехом
облегчающие процесс
подбирать
средства,
запоминания;
основой для развития мышления ребенка,
мыслительных операций, восприятия и других
является сенсорное
познавательных процессов,
развитие;
интенсивно
развивается воображение,
в
результате овладения «новыми» видами деятельности.
4 Данный сборник будет интересен воспитателям
детских садов, родителям.
Игры, направленные на развитие восприятия.
«Спрячь мышку»
Цель: формировать у детей представления о шести
цветах (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий,
фиолетовый).
Ход игры: воспитатель выкладывает на стол домики
для мышки (листы бумаги шести цветов, посередине
окошко с нарисованной мышкой). Видите, в окошки
выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо
закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвет,
что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко,
откроет его и съесть мышку. Сначала ребёнку
предлагается один домик, затем, усложняя,23 домика
одновременно.
«Составь картинку»
Цель: развивать восприятие у детей 3 – 5летнего
возраста.
5 Оборудование: простые картинки с изображением
яблок, огурца, матрешки. Одна картинка целая,
другая разрезана на 3 части.
Ход игры:
Предложить ребёнку собрать по образцу разрезанную
картинку.
Для детей 5 – 6 лет можно предложить следующее
задание:
а) собрать более сложные картинки;
б) взять две одинаковые открытки, одну из которых
оставить в виде эталона, а другую разрезать на 4 – 5
частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;
в) для ребёнка можно усложнить задание, попросив
складывать картинки по памяти, без эталона.
«Оденем куклу»
Цель: учить детей узнавать и называть предметы
одежды, практически действовать с ними, определять
цвет, форму, величину, пространственное положение
6 частей (правый рукав, левый рукав, верхняя пуговица
и т.д.).
Оборудование: предметы натуральной одежды и
кукольной (майка, трусы, платье, носочки, пальто,
шапка, шарф и др.); кукла.
Игры, направленные на развитие внимания и
памяти.
«Что изменилось?»
Игра предназначена для детей от пяти лет, играть
могут не менее двух игроков.
Цель игры: развивать произвольное внимание и
кратковременную память; воспитывать честность.
Материал: несколько небольших игрушек или других
предметов, знакомых детям.
Ход игры: на стол ставится несколько небольших
игрушек или других предметов, хорошо знакомых
детям. Выбирается ведущий, который предлагает
играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на
столе. Затем ведущий предлагается участникам
7 отвернуться, а сам в это время меняет местами
несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать,
что изменилось на столе. За каждый правильный ответ
ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт
больше всех фишек.
«Хамелеон»
Игра предназначена для детей от 5ти лет, играть
могут сколько угодно человек, не менее двух. Игра
проводится в виде соревнований.
Цель игры:
дошкольников, учить внимательно слушать и быстро
развивать память и внимание
отвечать; закреплять названия цветов.
Материал: фишки для играющих.
Ход игры: Вначале игры необходимо рассказать
детям, кто такой хамелеон. Объяснить, что это
ящерица, меняющая свою окраску в зависимости от
того места, где она находится, чтобы её не было
8 заметно. Например, если хамелеон забрался на серый
камень, то он станет серым, а если он сидит на жёлтом
песке, то он станет жёлтым. Затем ведущий начинает
задавать играющим вопросы, какого цвета станет
хамелеон, если он будет сидеть: в зелёной траве, на
коричневом бревне, на чёрном камне, на сером
асфальте, на шахматной доске и т.д. Дети должны
быстро отвечать,
после чего анализируются
правильные и неправильные ответы. В начале игры
время ответа не учитывается, важно только правильно
ответить, но затем вводится дополнительное условие,
что победителем будет тот, кто быстрее всех даст
правильный ответ. За каждый быстрый и правильный
ответ играющий получает фишку. Выигрывает тот, кто
наберёт больше всех фишек.
«Зеркало»
Играть могут до двух человек. Игра подойдёт детям
от четырёх лет (зависит от сложности движений).
9 Цель игры: развивать внимание дошкольников,
двигательную активность, память, фантазию.
Ход игры: Выбирается ведущий, все остальные –
зеркало.
а
остальные должны в точности его повторить.
Ведущий придумывает движении,
Выигрывает тот, кто не ошибётся.
«Зашумлённые картинки»
Играть может один человек. Игра предназначена для
детей от 5 – 6 лет.
Цель игры: развивать произвольное внимание.
Материалы: карточки с изображением хаотично
переплетающихся линий, за которыми скрыто
изображение, а может быть и не одно.
10 Ход игры: перед играющими картинка, на которой
изображены хаотично переплетающиеся линии, за
которыми скрыто изображение – его надо найти.
«Рыбаки»
Играть может сколько угодно человек, не менее двух.
Игра предназначена для детей от четырёх лет, если
они знакомы с деятельностью рыбаков.
11 Цель игры: развивать произвольное внимание,
двигательную активность, память и фантазию.
Ход игры: играющие становятся в круг. Они –
«рыбаки». Выбирается водящий, который встаёт в
центр круга и показывает остальным движения
«рыбаков»: «тянет сеть», «вынимает рыбу», «гребут
вёслами», «закидывает удочку», «чинит сеть» и т.д.
Тот, из играющих, который повторит движения
неправильно, тот выходит из игры. А тот, кто
повторял лучше всех, становится водящим.
Игры, направленные на развитие мышления.
«Разложи карточки»
Цель: развитие логического мышления.
Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный
на девять клеток (для каждого ребенка); поднос с
12 девятью картинками, три из которых – одинаковые
(для каждого ребенка).
На столе перед каждым ребенком находится
квадратный лист бумаги, разделенный на девять
клеток, и поднос с девятью картинками, три из
которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям
разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и
столбах не оказалось по две одинаковых картинки.
«Подбери парную картинку»
Цель: развитие логического мышления, памяти и речи.
Оборудование: магнитная доска; 12 пар предметных
картинок: мотоцикл – колесо, аквариум – рыбки,
кровать – подушка, книжный шкаф – книги, теплоход
– якорь, молоток – гвоздь, батон – колосок, пчела –
соты (мёд, корзина – подосиновик, лошадь –
жеребёнок, белка – орех, шишка, ваза – тюльпан
гвоздика).
13 На магнитной доске прикреплены картинки. Детям
предлагается составить пары, подбирая для каждой
картинки из верхнего ряда подходящую картинку из
нижнего ряда. Дети поочередно составляют пары и
объясняют свое решение.
«Чем похожи и чем отличаются? »
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания,
мышления и речи.
Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар
предметных картинок: мухомор – подосиновик,
платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот –
рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель –
лиственница.
Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске
каждую пару картинок и предлагает детям найти
сходство и различие между изображенными
предметами.
Игры, направленные на развитие воображения.
«Несуществующее животное»
14 Цель: развивать творческое воображение детей.
Ход игры: Если существование рыбымолот или рыбы
иглы научно доказано, то существование рыбы
Пусть ребенок
наперстка не исключено.
пофантазирует: «Как выглядит рыбакастрюля? Чем
питается рыбаножницы и как можно использовать
рыбумагнит?»
«Выдумай историю»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Ход игры: предложить детям рассмотреть картинки в
книге, и предложить совместно придумать новые
события.
«Так не бывает!»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Ход игры: участники игры по очереди рассказывают
какуюнибудь невероятную историю, короткую или
длинную.
Список литературы
15 1.
Галанов А.С. Психическое и физическое
развитие ребенка от трех до пяти лет: Пособие для
работников дошкольных образовательных учреждений
и родителей. — М.: АРКТИ, 2003.
2.
Гринченко И.С. Игра в теории, обучении,
воспитании и коррекционной работе. Учебно
методическое пособие. — М.: ЦГЛ, 2002.
Игры в детском саду/Для дошк. возраста. — М.
3.
— Минск: ООО Издво ACT Харвест, 2000.
4.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных
способностей детей. Популярное пособие для
родителей и педагогов. — Ярославль: Академия
развития, 1996.
5.
Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности.
Дети 57 лет. — Ярославль: Академия развития:
Академия Холдинг, 2001.
16
Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов
Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов
Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов
Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов
Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов
Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов
Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов
Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов
Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов
Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов
Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов
Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов
Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов
Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов
Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов
Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.