Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"
Оценка 4.9

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитательная работа
1 кл—7 кл
21.03.2018
Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"
В данный сборник вошла информация о людях, которые занимались сбором хантыйских игр, орудиями лова. Информацию собирали воспитанники интерната. Подвижные игры народов Севера показала Вокуева В.М. Демонстрировал веревочные игры Тасьманов Н.А. Хантыйские головоломки показал ученик 7 класса Логаны Дамир. Данные игры развивают логическое мышление, память и внимание.
Сборник.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА С. КАЗЫМ Сборник « Игры и игрушки моего маленького народа»   Авторы работы: Аликова Настя, Молданова Диана                Руководитель работы: Малыгина Т.Е., воспитатель пришкольного интерната 2017 г. 1 Содержание Введение…………………………………………………………………………………3 Знатоки национальных игр Вокуева Валентина  Михайловна…………………………………………………………………………......4 Тасьманов Николай  Анатольевич………………………………………………………………….................6 Логаны Александр Чапихович…………………………………………………………8 Традиционные игры народов ханты,  ненцев……………………………………………………………………………………12 Старинные игры народов Севера…………………………………………...................19 Отзывы по итогам реализации проекта «Игры и игрушки моего маленького  народа»………………………………………………………………………………….26 Фотоальбом работ воспитанников пришкольного интерната………………………28 Акция « Добрая традиция дарить подарки»..................................................................29  Конкурс пословиц «Игра игрою, а дело делом». Пословицы народа ханты – Йис ясанг………………………………………....................30 Заключение.………………………………………………….........................................32 Литература……………………………………………………………………………………… ………...................36 2 Введение Наши предки жили и обитали в  Западносибирской тайге уже в глубокой древности. Весь  уклад  жизни   хантыйской,   мансийской  или   ненецкой   семьи   определялся  основным занятием отца – охотой, рыболовством или оленеводством. Однако  коллекции игрушек, собранные в период с 1880 по 1995 год, говорят об их обилии, о том, что игры  с давних пор занимают большое и почетное место в жизни ханы, манси и ненцев. (Рейнсон – Правдин, с – 112) Воспитание в обско – угорских семьях осуществляется добрым примером старших, вовлечением детей с малых лет в традиционный уклад жизни, использования разнообразных форм поощрения, а также в результате неоднократных упражнений в чем – либо в реальной действительности и путём организации различных полезных игр.               Одной   из   форм   воспитания   детей   ­   является   игра,   ибо   она   отражает   действительность,   различные   события   жизни.   Игры   детей   обских   угров   как   и   другого народа,   направлены   на   познание     окружающей   действительности,     усвоение   обычаев, традиций   и   обрядов   своего   народа,   а   также   на   овладение   необходимыми   для   жизни умениями и навыками.                  В наших национальных семьях народов Севера играми увлекали младших все взрослые. Считалось это обязательным и необходимым  развлечением. Ребенок никогда не оставался без  внимания старших.  В хантыйской семье   всё направлено на воспитание   трудолюбивого, скромного, сильного, терпеливого,  смекалистого ребёнка, приспособленного для выживания в любой ситуации. Не случайно почти в каждой семье можно услышать выражение «Ешлан, курлан вушан пунман ал омса. Муй вяртут антэм» (Не сиди, сложа руки и ноги, как будто делать нечего).         Надеемся, что наш сборник позволит ребятам, родителям (законным представителям). А может нашим педагогам познакомиться со знатоками игр и игрушек, играми народов Севера, а ещё хочется приобщить нас, детей и молодежь XXI века,  к национальному опыту в   области   воспитания   детей.   Занятости   во   внеурочной   деятельности,   физического   и трудового   воспитания,   раскрыть   целесообразность,   самобытность,   красоту   этнических средств воспитания, создав тем самым духовный настрой для бережного и уважительного отношения к своему прошлому. 3 Знатоки национальных игр Вокуева Валентина Михайловна Вокуева Валентина Михайловна родилась и выросла в большой оленеводческой семье, в 1943 году, она девятый ребенок в семье.  До 7 лет росла и воспитывалась в чуме, в районе Хэтта. Детские годы в основном прошли в интернате. По словам Валентины Михайловны, она была очень активной, за день успевала посетить несколько кружков: хоровой кружок, танцевальный   кружок,   катание   на   коньках,   кружок   вышивания,   кружок   рисования, акробатику. С 5 класса Валентина Михайловна была редактором школьной газеты, где научилась   красиво   печатать,   крупно   писать,   выработался   почерк,   научилась   рисовать, оформлять.  Жизнь в интернате была интересной и насыщенной.   Самое важное что, она через кружки много узнала и познала, приучилась к труду. Окончила   семилетнюю   школу.   В   1959   году   поехала   в   город   Ханты   ­   Мансийск педагогическое училище, закончила в 1963 году.Училась в педагогическом училище она вела   активную   жизнь,   посещала   кружки:   танцевальный   хоровой.   Была   редактором хантыйской училищной газеты, а главным редактором был Владимир Семенович Волдин, в дальнейшем поэт Крайнего Севера. После педучилища направили работать в родное  село Казым Березовского района. Долгие годы работала учителем начальных классов, а затем учителем   родных   языков   и   вела   кружок   с   1965   года   «   Фольклор   народа   ханты».   За многолетний, добросовестный труд имеет награды: почетные грамоты, благодарственные письма, грамоты. Имеет звание» Отличник народного просвещения.     Она скрупулезно в течение многих лет собирает все, что имеет отношение к культуре и быту народа ханты, постигая жизнь своего народа. Дочь   потомственного оленевода, с 4 рождения познавая все трудности кочевой жизни, а затем и интернатской, закончив школу, не вернулась в родительский чум. Обожая свою учительницу начальных классов, во всем ей,   подражая,   Валентина   Михайловна   стала   учителем.   Несмотря   на   все   сложности, сопровождавшие ее на пути от Казыма в Ханты – Мансийск, в педучилище, и все годы учебы, она воплотила в жизнь свою детскую мечту, и до сих пор не сожалеет об этом     Наверное, любой человек лишь на второй половине жизни понимает, что он должен был делать, чтобы не растерять, сохранить, накопленные предками культурные ценности. К сожалению, я сама начала этим заниматься лишь в 70­е годы – меня подтолкнули к этому руководители окружного Управления образования. И я им благодарна.     Ужасно   сожалею   о   том   времени,   когда   мама   пыталась   научить   меня   сшить   бурки, национальную одежду, мне же никак не хотелось этого делать, я все откладывала это на потом. А ведь мама была мудрой женщиной, она понимала, что кроме нас самих никто не сохранит наши традиции. Я же в годы своей юности не понимала этого, я спешила жить, совмещая учительский труд с общественной работой…. Вот и приходилось «везти на себе» огромный воз общественной нагрузки. Теперь, оглядываюсь назад, понимаю, что вся моя жизнь прошла на сцене…. Но я, по большому счету, и не жалею об этом: я в своей жизни сделала   что   –   то   большое   и   нужное   для   своего   народа.   И,   знаете,   я   благодарна   тому времени моего детства и юности, за то, что нас держали в строгости, нас учили любить природу, которая поит и кормит нас. Сейчас, увы, мы бездумно уничтожаем то, что она нам дарит.   Один   только   пример:   еще   несколько   лет   назад   ягоды   и   грибы   мы   собирали   в окрестностях села, а сейчас, чтобы набрать лукошко ягод, приходится идти далеко в лес. Меньше стало и рыбы и дичи. А раньше, помню соседи нас запросто угощали мясом диких уток, глухарей. И я не думаю, что, говоря так, я сгущаю краски, отнюдь. Теперь только вспоминания о том времени с ностальгией.                   Я   люблю   свой   народ,   люблю   моих   учеников,   особенно   самых   трудных   и хулиганистых,   но   любознательных   и   старательных.   А   ведь   именно   любовь   помогает   в самую трудную минуту. Без любви сложно сделать что – нибудь стоящее. Самое главное в отношениях между учителем и учениками – это доверие и честность, умение понять друг друга. И, если учитель именно так относится к своим воспитанникам, то рано или поздно они поймут это и  обязательно придут и скажут, и прощения попросят, и поблагодарят. И тогда у тебя на душе наступает облегчение, и ты понимаешь, что прожил годы не зря.И до сих пор Валентина Михайловна ведет активную , творческую жизнь. Постоянно участвует во всех концертных программах: села, района, округа, в городах области и России. За высокое исполнительское мастерство группы « Касум хэньль» ­ « Казымские рассветы», «Увас ариет» ­ «Северные напевы». Имеют награды: дипломы, грамоты, благодарственные письма. Большое спасибо Вам Валентина Михайловна! Успехов и удачи!   За то,   что всегда находит время и приходит к детям в интернат, показать, рассказать и научить детей. 5 Тасьманов Николай Анатольевич Николай Анатольевич родился 8июля 1974года в с. Казым Белоярского района Ханты – Мансийского автономного округа в семье потомственного охотника и рыбака.  Главным учителем, великим педагогом маленького мальчика Николая  был и будет учитель ­   самородок     Вандымов   Семена   Андреевич.   Детские   годы   Николай   провел   у   Семена Андреевича   в   деревне   Помут.   Однажды,   играя   луком   и   стрелой,   маленький   Коля неожиданно сломал лук и стрелу. Он подошел к дедушке показать , что сломал нечаянно лук и стрелу. А дедушка в ответ: « Шукатты шукатсен – вярты па хоша», «Умел сломать – умей и сделать». Семен Андреевич был требовательным, строгим, но и в тоже время был добрым.  И маленький Коля принялся за дело. Потребовалось много времени, чтоб сделать лук и стрелы, но он кропотливо, аккуратно и долго  с большим желаньем и терпеньем он все, же сделал лук и стрелу. И был очень рад, что у него получилось, прямо как у дедушки. Как он восхищался и радовался своей первой работой. И сколько было таких случаев, ведь все не  упомнишь.  Именно дедушка дал ему жизненный опыт в безграничную творческую жизнь, направляя на познание   окружающей действительности, усваивая обычаи, традиции и обряды   своего маленького народа, а также овладел необходимыми для жизни умениями и навыками.  6 Николай   Анатольевич   мастер   своего   дела   он   не   только     изготавливает,   играет   на музыкальных   инструментах:   на   бубне   и   «тумране»,   подражая   звукам   природы,   но   и отлично работает по кости, бересте, по дереву.    Николай Анатольевич принял участие в нашем школьном социальном проекте «Игры и игрушки моего маленького народа», много удивительного   и полезного услышали из его уст.   Как   он   умеючи   развлекал   маленьких   ребятишек,   которым   было   все   интересно. Николай добрый, спокойный, воздержанный, скромный и трудолюбивый, он приветлив и очень гостеприим. Не говоря лишних слов, всегда, даже иногда и в ущерб себе, все равно поможет. К нему часто обращаются, он нужен людям, он нужен детям. Начальную школу закончил в селе Казым. В 1991году окончил Казымскую среднюю школу. Николай прекрасно знает традиционную культуру и язык. В детские годы он часто бывал у дедушки по матери Вандымова Семена Анреевича. Семен Андреевич – дедушка научил его традиционным   видам   промысла,   правилам   поведения   во   время   охоты   и   рыбалки, декоративно – прикладному искусству. Николай Анатольевич как окончил, школу живет и работает в селе Казым, участвует во многих  городских, окружных выставках декоративно –   прикладного   искусства.   За   добросовестный,   честный   труд   имеет:   благодарственные письма, грамоты, почетные грамоты. Николай   Анатольевич     участвовал   в   выставках   в   г.   Ханты   –   Мансийске,   Перми   в Сыктывкаре, Москве, работы находятся в музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) В. Санкт – Петербурге.     С 2002года  работал на детском этнокультурном стойбище «Нумсанг ех» мастером ДПИ, затем педагогом дополнительного образования. В 2009 году окончил факультет приропользования Югорского государственного института. Имеет звание Народного мастера России. 7 Логаны Александр Чапихович Логаны   Александр   Чапихович   родился   в   д.   Нумто,   детские   годы     провел   в   стойбище Порсоварах. Александр в раннем детстве ослеп. Заболел, как многие другие деревенские ребятишки, оспой, которая дала такое страшное на всю жизнь осложнение. Когда он выжил после болезни, дедушка предрек ему долгую жизнь, говоря, что он продолжатель рода. От бабушки   мальчик   в   детстве   слышал   множество   легенд   и   сказок,   он   поет   старинные ненецкие   песни,   которые   слышал   от   бабушки.   Благодаря   этим   знаниям,   его   однажды пригласили в Варьеган в музей.  Вот   ведь   как   получается.   Несчастным   себя   Александр   Чапихович   не   чувствует.   Он, несмотря на полную слепоту, всегда нужен людям. Мать умерла давно, и в Порсоварах ( ненецкое селенье из нескольких избушек недалеко от Нумто) он жил вдвоем с отцом Чапиху. Отец для него был не только кормильцем, но и наставником по науке жить.  Татва – Впередиидущий Понимая,   что   сыну   самому   придется   пробиваться     в   жизни,   он   учил   его   тому,   что необходимо таежнику: плести рыболовные снасти – морды, заготавливать дрова, разжигать огонь   в   печке,   готовить   еду…Это   прозаические   для   здорового   человека   знания пригодились,   когда   Саше(   тогда   он   еще   не   был   Татвой   –   Впередиидущим)   пришлось возвращать  тяжело заболевшему отцу сыновний долг, ухаживая за ним.  Татвой   он   стал,   когда   оказался   самым     старшим   из   мужчин   ненецкого   рода   Логаны. Старейшина   рода     у   аборигенов   Севера   значит   очень   много   для   соплеменников.   Он   – хранитель священных мест, знаток сакрального фольклора, исполнитель или организатор 8 обрядов, наставник и помощник в различных жизненных вопросах. Словом, это человек, пользующийся уважением общества.  Народный умелец. Он   –   хранитель   священных   мест,   знаток   сакрального   фольклора,   исполнитель   или организатор обрядов, наставник и помощник в различных жизненных вопросах. Словом, это человек, пользующийся уважением общества. В   жизни   Александра   случалось,   что   к   нему   приезжали   люди   из   других   стран,   на   его стойбище. Первый кто с ним познакомился, стал эстонец ­  Каур Мягги. Он приезжал на протяжении 6 лет, за это время он много узнал о судьбе и о жизни Саши, выучил ненецкий язык, который приехав в Эстонию, стал преподавать.  9 Логаны Дамир, воспитанник интерната. Игрушка­головоломка, изготовленная совместно с папаой А.Ч.Логаны 10 Всю свою жизнь до встречи с Аллой прожил на своем родовом угодье в 12 километрах от д. Нумто. Один. Ориентируясь в пространстве наощупь, по запаху, по звуку. Сам плел сети,   сам готовил ловушки на мелкую дичь. А затем, проходя по 20 километров ежедневно по  тундре, ставил их и вновь обходил, забирая добычу. И при этом никогда никому не  жаловался на свою судьбу. Просто жил и знал, что он должен продолжать свой род. Не  спился, как многие из односельчан, не наложил на себя руки от безысходности, хотя у кого – кого, а у него на это была серьезная причина. Он выполнял напутствие деда – жить, во  что бы то ни стало.  Это обыкновенные, простые люди, без злости и завести, живут, не лукавя и не делая зла  другим. И все же история их семьи удивительна.  Счастье бывает разным  Но потом в его жизнь вошел Юрий Кылевич Вэлла тоже ненец, только с Агана, поэт –  оленевод. Он познакомил  Сашу с Аллой Иуси из Варьегана. Они поженились Крестным  отцом их семейного счастья стал , конечно же, Вэлла. Небогатый человек, он все же  подарил им « Буран», хотя и не новый ,но на ходу. Алла освоила его и лихо ездила между  Нумто и Посоварами. А муж, к изумлению земляков, научился ремонтировать снегоход.  Лично я этому не удивляюсь,  его обращение с топором и ножом. Он действовал как  оперирующий хирург, четко и в то же время нежно перебирая детали двигателя или  вырезая игрушку сыну Дамиру. Натруженные руки мне казались корневищами,  связывающими его с природой. Александр Чапихович для воспитанников интерната  подарил  головоломки. Без таких людей  талантливых, умеющих, знающих,  придти на помощь  и помощь и  научить тех, кто к этому стремиться... А кто желает и немного терпение, и все  получится. Спасибо Вам: Логаны Алексндр Чапихович, Вокуева Валентина Михайловна, Тасьманов Николай Анатольевич. 11 Традиционные игры народов ханты, ненцев Каждый   народ,   большой   или маленький, великий педагог. Играя, дети приобщаются к труду родителей, в играх происходит физическое закаливание  и умственное развитие молодежи. Как отмечал Г. Н. Проковьев, «Промысел туземца это  великая и сложная наука, обучаться которой надо с раннего детства, так же упорно и  длительно, как обучаться грамоте. Промыслу этому… ребенок может обучаться лишь дома под постоянным и длительным руководством своих опытных в этом деле сородичей».      У народов ханты имеются необычные головоломки. «Вет  лов тынуп юх» ­ « Палочка стоимостью пяти лошадей».                                     Автор работы – Тасьманов Николай Анатольевич. Существует легенда о том, как старый охотник загадал  головоломку – загадку из палочки  с кольцами русскому купцу, который приехал на рынок менять свой товар на пушнину.  Купец разгадывал головоломку три дня, но так и нее разгадал. Придя к охотнику, купец  попросил раскрыть секрет этой головоломки. Старый охотник согласился раскрыть секрет, но только в обмен на пять лошадей. Купец отдал ему пять лошадей и с тех пор эта  головоломка называется «Палочка стоимостью пяти лошадей». Задача этой головоломки –  перегнать кольца на другую сторону через центральный узел, не развязывая крайних узлов. Игра развивает: ловкость, сообразительность, терпение. Но существуют игры и игрушки для мальчиков. Они направлены на развитие физических  качеств, необходимых для повседневного труда охотника, рыболова, оленевода. Это  занятия сложные, требующие упорства, больших знаний о природе, напряженного  внимания, физической выносливости, наблюдательности, остроты зрения и слух. В дождливые осенние дни и в сильные морозы зимой дети играют в домашние игры или  мастерят игрушки. Нравится им играть  в палочки (щел). Из сухого дерева ножом вырезают палочки длиной от 15 до 20 см., диаметром 0,5 см и  гладко обстругивают. Всего их делают 20 ­30 штук. Существует  несколько различных  12 видов игры в «Щел». Игра состоит в перекидывании палочек с ладони на тыльную сторону  кисти  и обратно. Перекидывая палочки, игрок должен поймать на ладонь либо одну из них, либо нечетное количество. Только в этом случае одна палочка считается выигранной и в  дальнейшую игру не берется. Игрок этот продолжает игру, пока на ладони не окажется  четное количество палочек или все они не свалятся с кисти. Тогда палочки передаются  другому участнику. Кто наберет больше палочек, тот выигрывает. Но последнюю палочку   игрок должен поймать мизинцем. Игроки заранее  договариваются об условиях игры.  Обычно тот, кто  проиграл, получает от победителя щелчки по кисти рук или исполняет  песню, сказку, танец, загадывает загадку.  Например,  игра «Щел хот» ­ «Домик». Маленькие дети начинают играть с палочками,  выкладывая из них домик. Дети постарше играли в другой вариант «Домика». Для этого  брали дощечку, в центре которой втыкали штырь высотой 50 см. Вокруг штыря  из палочек  строили домик. Игра развивает мелкую моторику пальцев, подвижность кисти руки, обучает  точности движений, осторожность, ловкость. 13 Игра – фокус «Пиллы щел» ­ «Непарная палочка». Берется 15 палочек. Человека,  включающегося в игру, просят расставить пальцы рук. Водящий начинает вставлять по 2  палочки между пальцами игрока: большим и указательным, указательным и средним и т.д.,  при этом постоянно проговаривает: «Пара, пара, пара…». Последняя палочка – непарная,  она вставляется между мизинцем и безымянным пальцем левой руки, что соответственно  фиксируется в словах: « А это палочка без пары».Затем водящий начинает  последовательно разнимать каждую пару палочек и делить их между собой и игроком,  зажимая соответственно в правой и левой руке. Несмотря на то, что палочки разнимаются  уже по одной, водящий при  дележе по – прежнему приговаривает: «Пара, пара, пара…».  Когда остается последняя (непарная) палочка, водящий говорит: «А эту непарную палочку отдаю тебе».Зажимает ее вместе с другими в правой руке и все палочки отдает игроку, не  разрешая пересчитывать, со словами: «Теперь у тебя в руке непарные палочки, а у меня –  парные. Держи крепко. Я сейчас сделаю так, и палочка без пары окажется у меня». Игрок  держит свои палочки в зажатой руке, водящий тем времением располагает свои палочки  вертикально между ладонями, как бы перетирает их и приговаривает: «Пиллы щел, пилы  щел , тыв юва, тыв юва» (Без пары палочка , иди сюда). Закончив процедуру, водящий  говорит: «Все. Твоя палочка без пары ко мне пришла. Теперь у тебя парные палочки, а у  меня без пары. Смотри и считай». Игрок  пересчитывает свои палочки и обнаруживает, что  у него их действительно парное количество. Затем водящий демонстрирует свои палочки и  показывает что их количество – не парное. Игра развивает: внимательность, ловкость, наблюдательность, сообразительность   Издревле  ханты ведут кочевой образ жизни, поэтому, переезжая с места на место, они  вынуждены оставлять свои постройки: избушки, лабазы, запоры и др. Для того, чтобы  лесные звери не разворошили стойбище, хозяева закрывали свои постройки на замок. В  далекие времена у хантов не было заводских замков, поэтому мужчины придумывали свои  замки. До  наших дней они дошли как головоломки «Из шести палочек» ­ «Хот юхуп  юнтупсы» и головоломка « Из девяти палочек» ­«Яртьянг юхуп юнтупсы», которые нужно  собрать так, чтобы они приняли форму кубика и при этом не рассыпались. Игра развивает: смекалку, терпение, внимание, память, сообразительность, азарт и  выиграть соперника. 14 «Из шести палочек» ­ «Хот юхуп юнтупсы»                Автор работы – Тасьманов Николай  Анатольевич, народный мастер России Автор работы – Логаны Александр Чапихович. Народный умелец. « Щул  вус юх пуль»  «Палочка для пуговичной петельки».        Автор работы – Тарлин Владимир. 15 Следующая головоломка « Щул  вус юх пуль» ­ «Палочка для пуговичной петельки».  «Палочки для пуговичной петельки» брали с собой в дальний пеший путь. И во время  отдыха решали загадку, как снять с петельки палочку, не развязывая узелка. Игра развивает: смекалку, терпенье, выдержку.  Не забывали в семье развивать и математические способности детей. Для этого  существовала и такая игра. Из маленьких палочек или спичек выкладывали силуэты птиц,  домика, животных, деревьев. Считали палочки и спрашивали: если убрать голову (крылья,  лапы хвост), то, сколько палочек останется? Игра «Торех» ­ Журавель Количество игроков от 2 до 6 человек. Палочки раскладываются в виде птицы –  журавля  (лебедя).  Три палочки – голова, 2 палочки – туловище. Пять палочек – крылья, по 3  палочки – ноги, 4 палочки – хвост. Игроки сидят спиной к выложенной фигуре, ведущий  убирает палочку из какой – либо части «журавля» и задает игрокам вопрос: « Я убрал 1  палочку из головы (с шеи, из хвоста, с туловища и т.д.), сколько там осталось палочек?» Игра развивает: внимательность, математические способности, наблюдательность,  развивают мелкую моторику пальцев, логическое мышление, воображение. Акань – хантыйская кукла 16 Автор работы – Айваседа Родион, ученик 3 класса. Дети всегда любили играть в куклы. В семьях народов ханты девочки играли тряпичными  куклами, которые им шили бабушка или мама, в дальнейшем девочка сама училась  изготавливать себе куклу. По тому, на сколько аккуратно и правильно девочка могла  смастерить куклу, судили о ее умении вести хозяйство в будущем. Куклы изготавливались  с большой охотой – преимущественно не летом, в свободное от домашних работ время.  Размеры куклы не должны были превышать размера детской ладони, но и меньше мизинца  куклу тоже не делали. Ханты считали, что кукла больше ладони уже похожа на человека, а  маленькую куклу использовали в поминальных обрядах. Чтобы кукла не приняла на себя  душу того или иного человека ­ ее делали безликой.    Когда игра подходила к концу, куклу нужно было разобрать, чтобы она не ожила.  Лоскутки ткани, из которых были сделаны голова и туловище, расправлялись и хранились в коробе для игрушек вместе с кукольной одеждой, которая была постоянной. Играть в  такие куклы девочки могли только в светлое время суток.     В хантыйской семье у детей были игры, которые они  изготавливали сами. Например, у  девочек была кукла «Акань», которую они изготавливали под руководством мам. Для  «Акань» нельзя брать новую ткань. Нельзя ее кидать, валять, бить, закапывать. Свою  первую акань девочка должна была оставить себе.   Очень  важным моментом при изготовлении «акань» считалось то, что у нее не должно  быть лица – глаз, носа, рта. Считалось, что акань с лицом – это уже дух, а духи бывают  добрые и злые. Таким образом, можно сказать, что к игрушкам в традиционной семье  относились очень серьезно. С ними связано много запретов и поверий.    Старшие члены семьи не только знакомят детей с орнаментами но и показывают им, но  как их выполнять технически. Девочкам поясняют значение фрагментов орнамента,  помогают в них сходство с фигурами птиц и зверей, вспоминая при этом подходящую  сказку, чтобы облегчает работу и пробуждает фантазию ребенка. Угадывание животных,  птиц и растений в орнаменте и украшение им собственных игрушек развивает у детей  17 художественный вкус и пробуждает к творчеству. Взрослые шьют орнаменты из замши,  меха, сукна, ткани – девочки перенимают. Женщины украшают одежду бисерным  плетением, вышивкой – девочки учатся и украшают этим одежду своих кукол. Мать или  старшая сестра шьет мешочек для хранения рукодельных принадлежностей, используя  орнамент – девочка копирует.  Тарлина С. А., Пяк Т.А., проводят мастер – класс. 18 Старинные игры народов Севера А.С. Макаренко писал:  «Игра имеет важное  и большое  значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таким во  многом он будет в работе, когда вырастет, поэтому воспитание будущего деятеля  происходит, прежде всего, в игре». Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость,  находчивость, выдержка, активность, сообразительность.     Игры народов ханты являются редкими и уникальными. Они развивают: мышление,  внимание, память, терпение, тренируют мышцы рук.    Хантыйские и мансийские и ненецкие ребятишки – это дети природы, но их игры в  основном проходят в лесу и имеют производственную направленность, носят сезонный  характер. Игра почти всегда имитирует  промысловую и бытовую деятельность взрослых.  Наступает охотничий  период, взрослые готовятся к охоте – детские игры отображают это  событие. Игра в охотников – любимое занятие мальчиков. Прежде всего, это стрельба в  цель из лука, маленького, подаренного взрослым, а в дальнейшем он будет его себе сам,  при этом постепенно усложняя. Пользуясь луком, мальчик со временем сможет добывать  мелких зверьков  и птиц. Стрельба из лука. Дерево с широкой короной (сосна). Один из игроков стрелял в корону дерева так, чтобы  стрела застряла в ветвях. После этого участники игры по очереди старались выстрелами  сбить эту стрелу на землю. Побеждал тот игрок, который первым сбивал стрелу. Игра развивала: силу рук, ловкость, глазомер, воспитывала выдержку и  настойчивость. 19 Кусы юнт  Игра с обручем Игра проводилась летом на  ровных площадках. В ней принимали участие девочки и  мальчики 5 – 8 лет. Играли по 3 ­4 человека. Для игры из веток черемухи или ивы  изготавливали обруч диаметром 30 – 35 см, толщиной 1,5 см, а также палку длиной 1.5 – 2  м и диаметром 1,5 – 2 см.    Эта игра развивает: ловкость, меткость, умение. Быстроту реакции, сноровку,  воспитывала  целеустремленность. Описание: Играющие встают  вдоль линии. У одного из них обруч, у остальных игроков в  руках только палки.  Один игрок кидает обруч,  а второй игрок  должен на расстоянии 1,5м кинуть палку и попасть  на катящийся обруч. 20 « Ларынщуп» ­ «Юла» Эти игры сделаны по типу лучкового сверла или самострела. Это традиционные орудия  промысла народа ханты, только в уменьшенном виде, как и все игрушки Северных детей.  Играя в разнообразные ветряные игрушки, ребенок развивал мышцы пальцев, смекалку,  навыки традиционного промысла. Игра в  «Юлу» проводилась на ровной поверхности – на столе или на полу. Количество  игроков – произвольное. Задача игры ­  вращая, перемещать юлу вдоль лежащей иглы –  туда и обратно – или двигаться зигзагом. Выигрывает тот, кто двигался больше всех. 21 Игра  «Щёл» В «Щёл» на осторожность играли тоже несколько детей по очереди. Один из игроков брал  палочки в руку, ставил их вертикально на какое­либо основание. Нижняя часть пучка  немного раздвигалась, образовывая фигуру в виде чума. Ведущий игрок резко разжимал  руку, палочки беспорядочно падали одна на другую. Тот, за кем был ход игры, осторожно  вынимал одну палочку так, чтобы не потревожить остальные. Другие дети внимательно  наблюдали за ним. Если игроку удавалось аккуратно вытянуть палочку, ход оставался за  ним. Если какая­то палочка, кроме той, которую вытягивает игрок, была потревожена, ход  игры переходил к другому.  Набравший максимальное количество палочек побеждал. Игра развивает: внимательность, ловкость, наблюдательность. Волк и олени Из   числа   играющих   выбирается   волк,   остальные   —   олени.   На   одном   конце   площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо,   затем   постепенно   круг   обхода   сужает.   По   сигналу   (рычание   волка)   олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе. 22 Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком. Ловля оленя. Играют в загоне для оленей в зимнее время мальчики 10 – 14 лет. Количество играющих не  ограничивается. Для игры отбирают из стада оленя. Каждый игрок держит в руках аркан.  Один из играющих удерживает, оленя рыками за рога остальные игроки окружают его на  расстоянии 15 ­20 м. Игра развивала подвижность плечевого пояса, ловкость и сновку в броске. Метание аркана. Проводилась игра в любое время года, на каком­ либо ровном месте. Участвовало в ней  мальчики  ­ подростки и юноши. Количество игроков было произвольным. Длина аркана  примерно 25 м. До начала игры обговаривалось количество бросков, которое надо было  сделать каждому из игроков. Игра развивала ловкость, сноровку, глазомер. Описание. Перед началом игры на земле проводится линия, от которой метают аркан. От  нее на расстоянии примерно 5­ 6м располагают в ряд ( втыкают или вбивают  в землю)  недалеко друг от друга 3 ­5 палок – столбиков высотой до 1.5 м. игроки поочередно  подходят к линии метании и вфполняют броски аркана, стараясь обхватить им как можно  больше столбиков. Победителем становится тот игрок, который за обгговаренное  количество бросков сумел обхватить арканом наибольшее количество столбков. Прыжки через нарты 23 Игра проводилась зимой на улице среди мальчиков – подростков 10 – 14  лет и юношей. Количество игроков не ограничивалось. Для игры ставили одни,   обычно оленьи, нарты ( длиной 2,5м, шириной 1м и высотой 50 ­60 см).  Игра   оказывала   закаливающее   воздействие,   развивала   прыгучесть,   силу   ног, координацию движений; воспитывала смелость, веру в свои силы. Прыжки в длину с места   Состязание проводится в любое время года: летом – на песке, мягком грунте, зимой – на  снегу. Участие может принять любой желающий. Соревнующиеся одеты в национальную  одеты  как летом, так и зимой.  О количестве попыток участники состязаний  договариваются заранее (обычно делают 2, 3 или 5 попыток). В зачет идет только лучшая  попытка. Прыжок или серию попыток выполняют по очереди.   Состязание способствует развитию и совершенствованию прыгучести, координации  движений; воспитывает решительность, волю к победе. Описание: На земле (снегу) проводят стартовую линию, от которой выполняются прыжки.  Прыгун становится лицом к линии (заступить за нее нельзя) и принимает исходное  положение – ступни ног вместе, расположены по направлению прыжка. После этого он  слегка сгибает ноги в коленях, как бы приседая, одновременно делает резкий замах руками назад и вперед (подхват) и, оттолкнувшись, прыгает, приземляясь обязательно на  сомкнутые ступни.  При приземлении сдвинул ступни или упал, прыжок ему не  засчитывается .Длина прыжка замеряется по пяткам. Победителем становится тот прыгун,  который прыгнул дальше всех и без ошибок. Если прыгун во время приземлился не смог  коснуться земли сразу двумя сомкнутыми ногами (ступнями) либо при приземлении  сдвинул ступни или упал, прыжок ему не засчитывается. 24 Бег наперегонки Проводилась игра в любое время года: зимой  ­ лыжному следу. Летом – по специально  приготовленным тропинкам, очищенных от шишек, сосновых иголок. Играли мальчики и  девочки 8 ­12 лет. Количество участников не ограничивалось.  Игра развивала быстроту бега, выносливость, воспитывала волевые качества.  Описание: По заданию взрослых дети делали тропинки – от лабаза до стайки для оленей.  По  команде старших участники состязания начинали бег. Надо было как можно быстрее  пробежать от старта до финиша.  « Игра, быть может, самое лучшее воплощение идеи любви и свободы народной  педагогики, ибо в игру никого не  вовлечь насильно. Без увлечения, интереса и любви игра  не ладиться. Можно утверждать, что даже глубина народности любой воспитательной  системы определяется местом в ней игры». 25 Работая с детьми, нужно помнить о том, что впечатления детства наиболее глубоки, а  народные игры и игрушки   ­ это прекрасное средство развития активной личности. Отзывы по итогам реализации проекта Тасьманов Николай Анатольевич,  народный мастер России. Как быстро и стремительно   летит время. На пороге уже 21 век… История старинных и традиционных игрушек уходит в прошлое. Наша задача передать молодому поколению то, что мы знаем, умеем и чем владеем. А то, что сегодня ребята интересуются историей игр и игрушек народов Севера – это просто здорово. Значит, у нас есть продолжатели нашего дела.   Пока   жив   наш   малый   народ,   будет   жить   культура   и   традиции   нашего   северного народа.  Вокуева Валентина Михайловна, ветеран педагогического труда, отличник народного просвещения.  Мне приятно, что ребята интересуются историей, традицией и культурой своего народа. Это так сегодня актуально! Мне кажется, что большое, великое в человеке начинается 26 именно с этого: знания своих корней. Значит, нить наших предков не прервана. Значит, есть будущее у наших детей.  Желаю   сохранить     веками   накопленный   опыт   жизни   наших   предков.   Бережно относиться   к   своей     родной   культуре,   языку,   обычаям   и   традициям   наших   предков. Любить, знать и уважать свой народ! Аликова Варя, ученица 8 класса. Люди не должны забывать игры моего народа. Игры  моего народа – это игры на логику, смекалку. Это то, что необходимо для нашего развития. Традиционные игры не  вредны для здоровья так,  как  компьютерные и телефонные игры,   хотя в них есть и преимущества. Играйте в национальные игры – это интересно! Молданова Алина, ученица 6 класса.  В современном мире много соблазнов: телефоны,  компьютеры, телевизоры. Но есть игры, которые вы обязательно полюбите. Это игры и  игрушки моего народа.  Каксина Софья, ученица 5 класса: Для меня интереснее  играть в хантыйские  национальные игры. Хорошо, что в нашем пришкольном интернате сегодня созданы эти  условия, есть игровая комната «Юнты хот», где можно погрузиться в мир «настоящего  родного дома» и играть в любимые игры: палочка стоимостью  пять лошадей, веревочные  игры и т.д. Молданова Анжелика, ученица 5 класса: Девчонки и мальчишки! Играйте в хантыйские  игры. Если вы хоть раз попробуете наши национальные головоломки, я уверена,  вам  понравится. Это очень интересные и полезные игры! Канева.   Т.Л.,   заведующий   МАДОУ   «Детский   сад   «Олененок»   с.Казым»   Т.Л. Традиционные   игры   и   игрушки   для   детей   представляют   собой   универсальное   средство воспитания. Они приближают ребенка к традициям и культуре своего народа.   В наше время на прилавках магазинов можно увидеть большое разнообразие красивых и интересных игрушек. Но эти игрушки не несут такого тепла души от их создателей, как игрушки наших бабушек и мам.  Поэтому я считаю, что в наше время дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Ещё очень ценно, что национальные игрушки сделаны из экологически чистых материалов. В   нашем   детском   саду   мы   прилагаем   большие   усилия   для   воспитания   любви   к традициям   и   культуре   народов   Севера.   В   нашем   детском     саду   открыта   национальная группа   «Тутые»,   а   ребята   из   пришкольного   интерната     подарили   нам   игрушки   – головоломки, куклы­акани и свой сборник игр и игрушек.  Считаю, что ребята реализуют актуальный проект.    27 Фотоальбом работ воспитанников пришкольного интерната 28 Логаны Дамир собирает головоломку Автор работы – Молданова  Анжелика     Автор работы –   Молданова  Диана Акция « Добрая традиция дарить подарки» 29 30 Конкурс пословиц «Игра игрою, а дело делом». Пословицы народа ханты – Йис ясанг. Цель: Знакомство  с народными изречениями народов ханты. Приучать детей  запоминать мудрые изречения, в которых собран опыт многих поколений предков,  накопленный тысячелетиями. Помочь детям понять смысл и значение отдельных  изречений. Игру проводит ведущий. Команда одна, каждый участник стремится к личному  первенству. 1. Не вода рыбака кормит, // а сети. 2. Легким трудом не проживешь, // человеком не станешь. 3.Выпущенную рыбу,  как и выпущенную стрелу, // назад не воротишь. 4.Если нет ума, то и острый нож //  и топор не помогут. 5. Голыми руками рыбу // и зверя не  добудешь. Перевести хантыйские пословицы на русский язык. 6. Хув пан тки хайлан – ям нэмн малыйн. 7. Нэмлы хоят семлы мурт: нанг ант каллан, нанена нэмлт ант кал. 8. Тэланг пасан лувсахттэла ант омсантл. 9.Хэн лаварт сурта хойлан пант эхтыйн – анкен па энмум тыхлэн нэмалмила. Конкурс «Ошибки наборщика». Каждая команда получает лист  бумаги, на котором написаны пословицы и поговорки, но « по ошибке наборщика» первая половина принадлежит одной пословице или поговорке, а  вторая – другой. Надо вернуть им первоначальный вид. 10. Па хоят каши,па хоят мэш ванна ки вулен – нан вэлупсен пала йил.  11.Вэлты мувен, холты мувен ал укщумтэ. 12.Сильному оленю большая дорога не страшна, // а слабому и маленькая тяжела. 13.Дал слово ­ // держи его. 14.Еслибудешь сидеть, сложа руки, // рыба и зверь домой не зайдут. 15. В каждом деле, если сердце не приложишь, // то дело не получится. 16. Если будешь шагать, оглядываясь назад, //  то далеко не уйдешь. 31 17. Тэрум Ащи – Тэрум Анки // партум войлэнкет ал шэката.  18. Тэрум Ащи – Тэрум Анки //  партум турн – варс нампара ал тае. 19.Ел вэлты тэрмен, ел вэлты хатлен// лавалман тае. 20. Ешен хойты ям тахена// ям пурмас пуна. 21. Курен хойты ям тахена ,//ям нумас хая. 22. Сон держи // в легкости. 23.Топор и нож держи острыми, нарту и лодку держи на готове ­ // жизнь не одинакова.                    32 Заключение Воспитательное   и   образовательное   воздействие   традиционных   игровых   средств, особенно подвижного характера, чрезвычайно разнообразно. С их помощью развиваются различные физические качества – быстрота, выносливость, ловкость, сила… Одновременно приобретаются, закрепляются и совершенствуются двигательные навыки и умения, тогда как сами физические качества проявляются все полнее и разнообразнее и в конечном итоге определяют   физический   статус   человека,   его   психофизиологические   возможности   и проявления в процессе жизнедеятельности.  Спортивные игры народ ханты играли в любое время года. Бег наперегонки Проводилась игра в любое время года: зимой  ­ лыжному следу. Летом – по специально  приготовленным тропинкам, очищенных от шишек, сосновых иголок. Играли мальчики и  девочки 8 ­12 лет. Количество участников не ограничивалось.  Игра развивала быстроту бега, выносливость, воспитывала волевые качества.   Игры, в которые играли только в весеннее время. Игра с палкой В эту игру играют 6 человек. Берут оледеневшую сосеночку. Она должна быть полностью обтесана, без сучков, вся обледеневшая. Игра развивала меткость броска, глазомер, подвижность суставов плечевого пояса, ловкость. Описание: Участники подходят к линии броска.  Прицеливаются,   бросают обледеневшую сосеночку в цель. Победителем становится тот, кто за определенное количество попыток сделает больше всех метких бросков.  Игры,  в которые играли только в вечернее время. « Щул  вус юх пуль» ­ «Палочка для пуговичной петельки» Следующая головоломка « Щул   вус юх пуль» ­ «Палочка для пуговичной петельки». «Палочки для пуговичной петельки» брали с собой в дальний пеший путь. И во время отдыха решали загадку, как снять с петельки палочку, не развязывая узелка. Игра развивает: смекалку, терпение, выдержку. В дождливые осенние дни и в сильные морозы зимой дети играют в домашние  спокойные игры или мастерят игрушки. Родители или бабушка с дедушкой загадывают загадки обычно вечером,   приобщении   с   детьми,   чтобы   ребенок   успокоился,   не   шумел,   не   прыгал.   Им 33 загадывали     загадки,   вспоминали   «пословицы   «   –   «   йис   яснгат,   путрат»,   «монщат»   ­ «сказки», « ханты амамэтщет» ­ «хантыйские загадки». После продолжительных уговоров пожилые люди соглашаются и с удовольствием начинают вспоминать их. Отговорки: Я забыл,   не   помню,   нужны   обычно   старикам   для   того,   чтобы   оттянуть   время   и активизировать свою память, заинтересовать детей. Амамэтщем – э – э – э – эм, чтобы сконцентрировать внимание: Карты мухты юх энумал. (Лаюм ). Сквозь железо дерево растет. ( Топор). «Йис ясанг» народы ханты» ­ « Пословицы» «Вэлты мувен, холты мувен ал укщумтэ» ­ «На земле где ты живешь ­  береги его» «Курен хойты ям тахена ям нумас хая» ­ « На земле где живешь – добрые дела оставляй»  Игры, есть только для взрослых. «Из шести палочек» ­ «Хот юхуп юнтупсы» Издревле   ханты ведут кочевой образ жизни, поэтому, переезжая с места на место, они вынуждены  оставлять свои постройки: избушки,  лабазы, запоры  и др. Для того, чтобы лесные звери не разворошили стойбище, хозяева закрывали свои постройки на замок. В далекие времена у хантов не было заводских замков, поэтому мужчины придумывали свои замки. До   наших дней они дошли как головоломки «Из шести палочек» ­ «Хот юхуп юнтупсы» и головоломка « Из девяти палочек» ­ «Яртьянг юхуп юнтупсы», которые нужно собрать так, чтобы они приняли форму кубика и при этом не рассыпались. Игра   развивает:   смекалку,   терпение,   внимание,   память.   Сообразительность,   азарт выиграть соперника.  В игры играли на природе в лесу. Палка с петлей на белок. Взрослые в форме игры детей обучают. Берут длинную палку 1,5  ­3метра, диаметром  1.5 – 2см, чтобы палка была легкая, сухая. Палка должна быть обтесана, без сучков. И учат правильно завязывать петлю, чтобы петля затянулась. Все это делается под руководством старших, родителей. Если правильно затянута петля, то значит, ребенок   может поймать бурундука или белку. Также можно убивать стрелой белку, чтобы не повредить шкурку белки. Игра развивает: меткость, осторожность, наблюдательность.  Есть игры коллективные, одиночные, в паре для двоих. 34 Игра в палочки  «Щёл» В «Щёл» на осторожность играли тоже несколько детей по очереди. Один из игроков брал палочки  в   руку,  ставил   их  вертикально  на  какое­либо   основание.  Нижняя  часть  пучка немного раздвигалась, образовывая фигуру в виде чума. Ведущий игрок резко разжимал руку, палочки беспорядочно падали одна на другую. Тот, за кем был ход игры, осторожно вынимал одну палочку так, чтобы не потревожить остальные. Другие дети внимательно наблюдали за ним. Если игроку удавалось аккуратно вытянуть палочку, ход оставался за ним. Если какая­то палочка, кроме той, которую вытягивает игрок, была потревожена, ход игры переходил к другому.  Набравший максимальное количество палочек побеждал. Игра развивает: внимательность, ловкость, наблюдательность.  Игры шуточные. «Васы – кусы» « Грудная косточка у утки» В эту игру играют два человека. Задача игроков сломать грудную косточку у утки, у кого больше косточка, тот выиграл. Кто проиграет,  тот подарок дает выигравшему игроку. Игра развивает: бдительность, память  востро держать.      Народные   игровые   средства   подвижного   характера   постепенно   укрепляют   организм человека   и   служат   залогом   его   здоровья.   Оздоровительное   значение   этих   средств усиливается   возможностью   их   широкого   использования   в   природных   условиях,   на открытом   воздухе.   Естественно,   игровые   средства   являются   эффективными   при закаливании, как детского организма, так и взрослого.     Разносторонность воздействия народных игровых средств на  растущий организм ребенка делает их незаменимыми при воспитании подрастающего поколения. Использование их в определенной   этнической   системе   физического   воспитания   в   сочетании   с   другими средствами обеспечивает высокую эффективность всего процесса воспитания молодого поколения и даже формирование определенных черт характера человека. Таким   образом,   старинные   игры   обских   угров   необходимо   возрождать,   так   как   они подводят ребенка к овладению материальными и духовными  ценностями своего народа.« В период,   когда   утеряны   собственные   корни,   смысл   жизни   на   земле,   необходимо   через образование сохранить, возродить традиционно – семейное воспитание в хантыйской семье, создать   условия   для   традиционно   –   хозяйственной   деятельности,   через   освоение собственной   истории,   языка   и   культуры   формировать   людей,   способных   усваивать   и преобразовывать мировую культуру». Немалая роль в этом принадлежит традиционным играм и игрушкам коренных народов Сибири.     Процесс   воспитания   предполагает   многократные   упражнения   с   тем,   чтобы   у воспитуемого   выработалась   стойкая   привычка   поведения.   Не   зря   пословица   гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». 35 Доброжелательность, сюрпризность, разного рода неожиданности являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. И эти средства всегда в наших руках. Нужно   уметь   вовремя   удивиться   или   огорчиться,   заинтересовать   детей,   какой   –   то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность   игрой   и   успехами   в   ней   ребенка.   Конечно,   все   это   требует   от воспитателя артистизма. Но  ведь педагогика – это искусство. Только радость от успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию личности человека. 36 Литература 1. Ребенок и декоративно­прикладное искусство обских угров /В.Т.Кудрявцев,  Р.Г.Решетникова, Москва ­ 2003. 2. Этнопедагогика народа ханты / В.И.Прокопенко, Екатеринбург ­  2005 3.Торум МАА, Ханты – Мансийск ­ 2005. 4. Этносоциопедагогика Казымских хантов /О.А.Кравченко, Санкт­Петербург, ООО  «Миралл»  ­ 2007. 5. Использование Обско – угорского фольклора на уроках чтения, литературы и родного  языка, природоведения, экологии / Л.А.Ядрошникова, Х – Мансийск ­ 2004. 6. Финно – угорский мир в куклах и игрушках А.М. Тахтуево,Ханты – Мансийс ­ 2006. 7. Белоярские Вести / «Постигая жизнь своего народа». 8. Новости Югры  / «Татва Впередиидущий» 9. Белоярские вести / «Счастье бывает разным». 10. Литература / Г.А. Обатина, Санкт – Петербург – 2004. 11. Развивающие игры / З. М. Богуславская, Е.О. Смирнова, Москва «Просвещение» ­  1991г. 12. Информатор  Вокуева Валентина Михайловна, учитель начальных классов, отличник  народного просвещения. 37 Содержание Введение…………………………………………………………………………………2 Знатоки национальных игр Вокуева Валентина  Михайловна………………………………………………………………………….....3­4 Тасьманов Николай  Анатольевич…………………………………………………………………................5­6 Логаны Александр Чапихович………………………………………………………..7­10 Традиционные игры народов ханты,  ненцев………………………………………………………………………………….11­18 Старинные игры народов Севера…………………………………………................19­25 Отзывы по итогам реализации проекта «Игры и игрушки моего маленького  народа»………………………………………………………………………………..26­27 Фотоальбом работ воспитанников пришкольного интерната…………………….28 Акция « Добрая традиция дарить подарки»..................................................................29  Конкурс пословиц «Игра игрою, а дело делом». Пословицы народа ханты – Йис ясанг………………………………………..................30­31 Воспитательское занятие «Традиционные  игры и игрушки»……………………...32 Заключение.…………………………………………………......................................33­36 Литература……………………………………………………………………………………… ………..................37 38

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"

Сборник "Игры и игрушки моего маленького народа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2018