Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста
Оценка 4.7

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Оценка 4.7
Игры
docx
воспитательная работа
Детсад
07.04.2018
Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста
В сборнике дано описание коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста. Данный сборник может помочь психологу, педагогу детского сада для использования в практике дошкольных образовательных учреждений. Адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и, возможно, приводящий к стрессу.
сборник КРЗ.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа «Черемышский детский сад» Сборник коррекционно­развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста Составитель: воспитатель ­ Широкова Ольга Ивановна  В сборнике дано описание коррекционно­развивающих игр, упражнений, методик   диагностики   признаков   и   проявлений   дезадаптации   для   детей раннего   дошкольного   возраста.   Данный   сборник   может   помочь   психологу, педагогу   детского   сада   для   использования   в   практике   дошкольных образовательных учреждений. 2 Содержание  Пояснительная записка 4 1. 2. Игры в адаптационный период с детьми двух­трёх лет Игровые упражнения 13 6 Методика изучения адаптационных возможностей ребёнка раннего  3. возраста к ДОУ 21 Литература32 3 Пояснительная записка При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс.   Адаптивные   возможности   ребенка   ограничены,   поэтому   резкий переход   в   новую   социальную   среду,   пребывание   в   стрессовом   состоянии длительное   время   может   привести   к   эмоциональным   нарушениям   или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в детском саду. Адаптация   ребенка   к   новым   для   него   условиям   среды   ­   тяжелый   и болезненный   процесс.   Процесс,   сопровождающийся   рядом   негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и, возможно, приводящий к стрессу. Что же провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка? В   огромной   степени   ­   отрыв   от   матери,   внезапное   прекращение поступления необходимого ему для жизни витамина «М». Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ребенку необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что   что­то   сделает   не   так.   А   страх   поддерживает   стресс,   и   образуется порочный   круг,  который   все­таки   в  отличие   от   всех   других   кругов  имеет точное   начало   ­   отрыв   от   матери,   разлука   с   матерью,   сомнения   в   ее альтруистической любви. Итак, разлука ­ страх ­ стресс ­ срыв адаптации ­ болезнь. Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду.   При   этом   типе   адаптации   процесс,   как   правило,   затягивается   на 4 длительное   время,   и   ребенок   приспосабливается   к   организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. Цель   использования   игр,  упражнений  ­  помощь   детям  в  адаптации   к условиям дошкольного образовательного учреждения.  Этим определяются основные задачи:  преодоление   стрессовых   состояний   у   детей   раннего   возраста   в период адаптации к детскому саду;  формирование   активной   позиции   родителей   по   отношению   к процессу адаптации детей. Параллельно   с   решением   основных   задач   решаются  задачи комплексного развития детей: снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение   импульсивности,   излишней   двигательной   активности,      тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие внимания, восприятия, речи, воображения; развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым   необходимо   сформировать   у   него   положительную   установку   на   Это   зависит   от детский   сад, профессионального   мастерства   воспитателей,   атмосферы   тепла,   доброты,   позитивное   отношение   к   нему. внимания. 5 1. Игры в адаптационный период с детьми двух – трех лет. Основная  задача  игр в этот  период –  формирование  эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на   помощь   человека   (как   мама)   и   интересного   партнера   в   игре. Эмоциональное   общение   возникает   на   основе   совместных   действий, сопровождаемых   улыбкой   интонацией,   проявлением   заботы   к   каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал   Инициатором игр всегда выступает взрослый.  себя   обделенным   вниманием. «Иди ко мне» Ход   игры.  Взрослый   отходит   от   ребенка   на несколько   шагов   и   манит   его   к   себе,   ласково приговаривая:   «Иди   ко   мне,   мой   хороший!»   Когда   ребенок   подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.  «Пришел Петрушка» Материал. Петрушка, погремушки. Ход   игры.  Воспитатель   приносит   Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка   гремит   погремушкой,   потом   раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются. «Выдувание мыльных пузырей» Ход   игры.  Воспитатель   на   прогулке   выдувает мыльные   пузыри.   Пробует   получить   пузыри,   покачивая трубочкой,   а   не   дуя   в   нее.   Считает,   сколько   пузырей 6 может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри,   пока   они   не   коснулись   земли.   Наступает   на   мыльный   пузырь   и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)  «Хоровод» Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая: Вокруг розовых кустов, Среди травок и цветов, Кружим, кружим хоровод. До того мы закружились, Что на землю повалились. БУХ! При   произнесении   последней   фразы   оба «падают» на землю. Вариант игры: Вокруг розовых кустов, Среди травок и цветов, Водим, водим хоровод. Как заканчиваем круг, Дружно прыгаем мы вдруг. ГЕЙ! Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают. «Покружимся»  Материал. Два игрушечных мишки. Ход игры.  Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем   взрослый   читает   стишок   и   действует   в   соответствии   с   его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения. Я кружусь, кружусь, кружусь, А потом остановлюсь. Быстро­быстро покружусь, Тихо­тихо покружусь, Я кружусь, кружусь, кружусь. И на землю повалюсь! 7 «Прячем мишку» Ход игры.  Воспитатель прячет знакомую ребенку большую   игрушку   (например,   медведя)   так,   чтобы   она немного   была   видна.   Говоря:   «Где   мишка?»,   ищет   его вместе   с   ребенком.   Когда   малыш   найдет   игрушку, взрослый   прячет   ее   так,   чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам   воспитатель,   громко   произнося   «ку­ку!»   Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.  «Поезд» Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», ­ говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая:   «Чу­чу­чу».   Воспитатель   ведет   поезд   в   одном   направлении, затем   в   другом,   потом   замедляет   ход,   останавливается   и   говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь. Эта   игра   способствует   отработке   основных   движений   –   бега   и ходьбы. «Догонялки» (проводится с двумя­тремя детьми) Ход   игры.  Кукла,   знакомая   детям   по   игре   «Хоровод   с   куклой», говорит,   что   хочет   поиграть   в   догонялки.   Воспитатель   побуждает   детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки». «Солнечные зайчики» Материал. Маленькое зеркальце.  Ход   игры.  Воспитатель   зеркалом   пускает   солнечных   зайчиков   и говорит при этом: Солнечные зайчики играют на стене. 8 Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе! По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.  «Игра с собачкой» Материал. Игрушечная собачка. Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит: Гав­гав! Кто там? Это песик в гости к нам. Я собачку ставлю на пол. Дай, собачка, Пете лапу! Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!» При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка. В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их   душевное   состояние,   поднять   настроение   можно   «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений. «Кто в кулачке?» Ход   игры.  Воспитатель   раскрывает   кисти   рук   и   шевелит   пальцами. Затем   плотно   сжимает   кулаки   таким   образом,   чтобы   большие   пальцы оказались   внутри.   Показывает   ребенку   несколько   раз,   как   это   сделать,   и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.  Кто залез ко мне в кулачок? Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.) Ну­ка, ну­ка, вылезай! Это   пальчик?   Ай­ай­ай!   (Выставить   вперед большой палец.) «Игра с кистями рук» Ход   игры.  (Выполняя   движения,   воспитатель просит   ребенка   повторить   их.)   Взрослый   опускает пальцы вниз и шевелит ими – это» струи дождя». 9 Складывает пальцы   каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая   бинокль.   Рисует   пальцем   –   «кисточкой» кружки на щеках, проводит сверху вниз линию по его носу   и   делает   пятнышко   на   подбородке.   Стучит кулаком   о   кулак,   хлопает   в   ладоши.   Чередуя   такие   воспитатель   создает   определенную действия, последовательность звуков, например: стук­стук, стук­хлоп, стук­стук­хлоп, стук­хлоп­хлоп и т. п. Материал.  Лошадка­качалка   (если   лошадки   нет,   можно   посадить  «Покатаемся на лошадке» ребенка на колени). Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку­качалку и говорит: « Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно­нно». Ребенок повторяет тихо: «Нно­нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно­нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка.)   Малыш   повторяет   фразу   вместе   с   воспитателем,   затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание ­ громко и четко. «Вместе с мишкой» Материал. Игрушечный медвежонок. Ход игры.  Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком, например: «Катя, тебе нравится пить из чашки?», «Миша, нравится тебе пить из чашки?» Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции. Материал. Кукла. Ход игры.  Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), «Игра с куклой» попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д. Ход   игры.  Пригласите   ребенка   помочь   вам   собрать   разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку «Соберем игрушки» 10 и   вместе   с   ним   положите   ее   в   коробку.   Затем   дайте   другую   игрушку   и попросите   самостоятельно   положить   ее   в   коробку.   Пока   вы   складываете игрушки, напевайте что­нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра­ля­ля, тра­ля­ля, их на место убираем». Дети двух ­ трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом,  прыгать,  взявшись   за  руки,  и  при  этом   оставаться   совершенно равнодушными   к   состоянию   и   настроению   другого   ребенка.   Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период. «Зайка» Ход игры.  Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок­«зайка» ­ сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку: Зайка, зайка, что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты не хочешь поиграть, С нами вместе поплясать. Зайка, зайка, попляши И другого отыщи. После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. «Позови» Материал. Мяч. Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает   вместе   с   ними   новый   яркий   мяч. Вызывает   одного   ребенка   и   предлагает   поиграть   – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь играть? Позови». Мальчик зовет: «Вова, иди играть».   После   игры   Коля   садится   на   место,   а   Вова   зовет   следующего ребенка. 11 Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать   условия   для   самостоятельных   упражнений:   предлагать малышам каталки, машинки, мячи. «Мы топаем ногами» Ход игры.  Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении: Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаем. (Дети берутся за руки, образуя круг.) Мы бегаем кругом. Через   некоторое   время   воспитатель   говорит: «Стой». Все останавливаются. Игровые упражнения 2. Игровые упражнения позволяют  научить дошкольников самостоятельно создавать   самостоятельному   выполнению   сложных   двигательных     условия   для   двигательной   деятельности,   подвести     к   действий, сформировать и развить навыки самоорганизации в использовании различных движений   и   воспитать   интерес   и   стремление   к   активным   действиям,   тем самым обеспечивая основу для интересной  и содержательной деятельности в повседневной жизни. Игровые упражнения с использованием гимнастической палки.                                           «Поймаем кошечку»  Задачи: ­   вызывать     у   детей   желание   проявлять   физическую   активность   в игровом упражнении; 12 ­   учить   поднимать   и   опускать   руки,   стараясь   поймать   кукольный персонаж; ­   создавать   условия   для   проявления   речевого   отклика   в   игровых действиях. Оборудование: гимнастическая палка (1м), перчаточная кукла Кошка. Инструктор   подзывает   к   себе   детей   и   показывает   им гимнастическую палку, на которой вверху «сидит кошечка». Высоко на палочке Кошечка сидит. Тихо мяукает,  На деток глядит.  Показ имитации «Кошечка мяукает» Кошечка,  к нам, спустись. Все (вместе) Кис, кис, кис. Показ имитации «Кошечка лениво мяукает и качает головой». Инструктор. Кошечка, не ленись. Все (вместе). Кис, кис, кис. Показ   имитации   «Кошечка   спускается   вниз   по   палке   и   быстро поднимается вверх». Инструктор.  С   кошечкой,   ребятки,   поиграйте,   её   попробуйте поймайте. Показ   имитации   «Кошечка   спускается   вниз   по   палке   и   быстро поднимается вверх» (5­6 раз). Дети   поднимают   руки   вверх   и   пытаются   поймать   кошечку.   Игровое упражнение повторяется 2­3раза.                                         «Убеги от кошечки» Задачи: ­ развивать у детей желание изображать сказочных персонажей (мышек) в игровом упражнении; ­   учить   ходить   врассыпную   и   разбегаться   в   разные   стороны   от кукольного героя. Оборудование:   гимнастическая   палка   (длина   1м),   перчаточная   кукла Кошка, мышиные шапочки – маски (для каждого ребёнка). Инструктор   подзывает   к   себе     детей   и   показывает   им гимнастическую палку, на которой вверху «сидит кошечка». Кошечка на палочке сидит и мышат сторожит. Показ имитации «Кошечка смотрит по сторонам». 13 А мышата рядом гуляют, Кошечку не замечают. Дети в мышиных шапочках – масках ходят врассыпную вокруг палки, на которой «сидит кошечка». Кошка с палочки слезает. Показ   имитации   «Кошечка спускается вниз по палке». И мышат догоняет. Показ имитации «Кошечка догоняет мышат». Инструктор поворачивает куклу в разные   стороны,   имитируя   «погоню кошки   за   мышками».   Свободной   рукой держит палку. Дети разбегаются в разные стороны. Игровые упражнения с мячиком «Веселый мячик»  Задачи: ­   стимулировать   инициативу   к   участию   в   игровой   деятельности, сопровождаемой речевым откликом; ­   развивать   реакцию,   согласовывая   совместные   действия,   в   процессе ловли мячика; ­ поощрять попытки детей к игровому взаимодействию со взрослым. Оборудование:  маленький   мягкий   мячик   (диаметром   5   см),     к которому   привязана   тонкая   резинка   с   петелькой   на   конце   (петелька надевается на указательный палец руки); детский столик. Инструктор   стоит   у   столика   и   подзывает   к   себе   детей.   Он показывает им маленький мячик в своих руках. Мячику на месте не лежится, Очень любит он повеселиться. Инструктор поворачивает мячик в разные стороны. Прыгает мячик высоко Поймать его нелегко. Инструктор подкидывает  мячик на резинке вверх, мячик ударяется об стол и снова подскакивает вверх. С мячиком поиграйте,  Его попробуйте поймайте. 14 Показ имитации «мячик прыгает».  Инструктор совершает рукой движения вверх­ вниз и захватывает мячик   в   кулак.   Дети   тянутся   к  мячику,   пытаясь   поймать   его   своими ручками. Куда мячик пропал? Инструктор осматривает свой кулак, в котором находится мячик. Все (вместе). В кулачок ускакал. Дети рассматривают кулачок взрослого, в котором находится мячик. Инструктор: Пальчики разжимаем. Взрослый   разгибает   пальчиками   свободной   руки   пальчики,   сжатые   в кулак. Или же один – два ребёнка подходят к взрослому и помогают ему разжать пальцы. Мячик выпускаем.  Взрослый показывает детям  мячик   на   ладони  своей  руки. Игровое упражнение повторяется 2­3 раза. Оборудование: резиновый  мячик (диаметром 30­40 см). Инструктор обращает внимание детей на мячик, который лежит «Грустный мячик» на полу. Лежит мячик на полу и вздыхает (берёт мячик в руки)  Мячик. Никто со мной не играет. Показ имитации «мячик говорит». Взрослый покачивает мячик в такт своим словам. Все (вместе) Мячик не надо скучать, Мы с тобой будем играть.  Друг другу мячик катаем. Задача: учить катать мяч двумя руками взрослому в игровой ситуации. Дети   садятся   на   ковёр   полукругом,   вытягивают   ножки   вперёд   и расставляют их в стороны.  Все (вместе) Друг другу мячик катаем, Весело играем. Инструктор   откатывает   поочерёдно   мячик   каждому   ребёнку. Ребёнок   ловит   катящийся   к   нему   мяч   двумя   руками,   отталкивает   мячик другому ребёнку. Игровое упражнение повторяется 5­6 раз.         «Поможем обезьянке собрать мячики в корзинку» 15 Задача:  учить   детей   по   команде   собирать   вместе   с   кукольным персонажем мячики в корзинку.  Оборудование:   маленькие   мячики,   корзиночка   и   ручная   кукла   – обезьянка. Дети   сидят   на   ковре.   Инструктор   обращает   внимание   детей   на раскиданные на ковре мячики и рядом с ними корзиночку. Инструктор: Кто тут с мячиками играл И в корзиночку убрал? Взрослый   заглядывает   в   корзиночку,     из   которой     «выглядывает» обезьянка. Это обезьянка. Все (вместе) Обезьянка, ай – яй – яй, Мячики в корзиночку убирай. Показ имитации «обезьянка собирает в корзинку мячики. Обезьянка. Мячики раскатились, вы поможете мне их собрать? Дети. Да! Показ   имитации   «Дети   помогают   обезьянке   собрать   мячики   в корзиночку». Игровое упражнение повторяется 2­3 раза. Игровое упражнение с верёвочкой.                                   «Прыгаем с верёвочкой» Задача:   развивать   желание   проявлять   двигательную   активность   в игровой ситуации. Оборудование: верёвочка – скакалка. Дети   сидят на скамейке. Инструктор   показывает детям верёвочку – скакалку. Инструктор: Верёвка прыгучая,                         Верёвочка – скакучая.                         Прыгала – скакала,                         Ребяток забавляла.                         Прыг – скок, прыг – скок,                         Прыг – скок, прыг – скок. Показ имитации «Верёвочка прыгает». Инструктор     прыгает   через   верёвочку   – скакалку.   Дети   делают   попытки   прыгать рядом со взрослым. И вдруг упала. 16 Показ  имитации «Верёвочка падает на пол». Инструктор  выпускает из рук верёвочку. Полежала, отдохнула. Инструктор поднимает верёвочку – скакалку или же кто – то из детей по желанию поднимает её с пола и подаёт взрослому. Подлетела и опять.  Все (вместе). Стала весело скакать. Показ   имитации   «Верёвочка   прыгает».   Инструктор   прыгает   через верёвочку – скакалку. Дети прыгают рядом со взрослым. Игровое упражнение повторяется 2­3 раза.                    «Клубочек» Задачи:  ­   приобщать   к   участию   в   игровой   ситуации     с   использованием спортивного  оборудования; ­   развивать   умение   ритмично   двигаться   подгруппой,   держась   за верёвочку,  в заданном направлении; ­ стимулировать речевую активность в процессе игры. Оборудование: верёвочка – канатик (длиной 2.2м, диаметром 2­3см). Дети стоят около взрослого.  Инструктор: Что это? (Показывает детям клубочек.) Дети отвечают: Это клубочек – мягкий моточек. Дети гладят клубочек. Катится клубочек по дорожке  (показ имитации « катится клубочек по дорожке»). Инструктор кидает клубочек и тянет его за ниточку. Все (вместе). А за ним бегут наши ножки. Инструктор и дети бегут за клубочком. Только где же клубочек? Инструктор и дети смотрят по сторонам. Он раскрутился И в верёвочку превратился, А мы её в ручки возьмём. Инструктор и дети берут в руки верёвочку. Все (вместе). И гулять пойдём. Дети идут за взрослым, держась за верёвочку. Весело шагаем, ножки поднимаем. Высоко – высоко, ножки поднимаем. Дети идут, высоко поднимая колени. 17 Инструктор.   Хорошо   мы   потрудились,   а   потом   домой   пришли   и   в клубочек дружно верёвочку смотали. Дети помогают инструктору сматывать верёвочку в клубочек. Игровое упражнение повторяется 2­3 раза. Игровые упражнения с колечком (обручем) «Покатаемся на лошадке»  Задачи:  ­   развивать   умение   ритмично   двигаться   подгруппой.   Держась   за колечко, в заданном направлении; ­ стимулировать желание повторять слова за кукольным персонажем.  Оборудование: колечко – обруч (диаметром 60 см), перчатка кукла – лошадка. Дети стоят около инструктора.  Инструктор: За колечко все держитесь,                        На лошадке прокатитесь. Взрослый показывает детям на своей руке куклу – лошадку, а  второй рукой держится колечко. Показ имитации «дети скачут на лошадке». Дети держатся за колечко и идут за взрослым. Все (вместе) Цок – цок – цок – цок                       Ехали – ехали                       Цок – цок – цок –цок.                       И домой приехали!                       Тпр –у –у –у! Игровое упражнение повторяется 2­3 раза.                                                          18 3. Методика изучения адаптационных возможностей ребенка раннего возраста к ДОУ     В   основу   методики,   разработанной   Е.И.Морозовой,   положены выделенные   ею   критерии,   характеризующие   поведение   ребенка   в   ситуации адаптации к ДОУ: ­эмоциональный фон, ­активность, ­направленность поведения.  Ситуация 1. «Знакомство». Цель: изучение форм взаимодействия ребенка со взрослым Ход исследования:   Психолог выступает в роли незнакомого взрослого. Он   заходит   в   групповую   комнату   и   предлагает   ребенку   поиграть.   Если ребенок   отказывается   следовать   за   ним,   он   берет   на   руки,   успокаивает, ласкает,   предлагает   игрушки.   При   появлении   первых   игровых   действий ребенка,   взрослый   выходит   из   активного   контакта.   Если   ребенок   долго бездействует, взрослый побуждает его с помощью речи: «Поиграй. Смотри, какие интересные игрушки». Если этого недостаточно, взрослый сам начинает играть,   побуждая   ребенка   к   подражанию   своим   действия, совместные игровые действия.   вызывая 19 Далее ребенку предлагается регламентированное задание  :бросание мелких предметов в сосуд. После чего ребенка взрослый берет на колени и рассказывает короткую сказку, а затем организует эмоционально – речевой контакт   в   виде   словесно­тактильной   игры   –   потешки   («Коза   –   коза», «Бодашки»).  Ситуация 2. «Зайчики». Цель:   выявление   эмоционального   состояния,   вызванного стрессирующим фактором (ограничением времени), на выполнение ребенком усвоенного перцептивного действия. Ход исследования. Ребе6нка отводят в комнату, где стоят коробочки разной формы, закрытые крышками. Взрослый предлагал посмотреть, что в них   находится.   Открыв   их,   ребенок   обнаруживал   маленьких   зайчиков. Взрослый предлагает ребенку определенный сюжет игры – повести зайчиков погулять в лес. Потом зайчики возвращались, и взрослый, на глазах у ребенка вкладывал их в коробки и закрывал крышками, обучая ребенка подбирать соответствующую   крышку   с   помощью   целенаправленных   проб.   Игра повторяется три раза. На четвертый раз появляется собака, которая хотела схватить   зайчиков.   Им   предлагается   быстро   убежать   и   скрыться   в   своих домиках, которые ребенок как можно скорее должен  закрыть крышками. Ситуация 3. «Матрешки».     Цель: выявление зависимости эмоционального состояния ребенка от характера контакта со взрослым.     Ход исследования: Взрослый ставит на стол матрешку и предлагает ребенку посмотреть, что у нее внутри. Затем взрослый перемещает половинки матрешки и просит ребенка снова ее собрать. Независимо от правильности выполнения,   он   периодически   подбадривает   ребенка:   «Молодец,   очень хорошо у тебя получается». 20 На втором этапе применяется отрицательное воздействие : «Плохо ты делаешь».      На третьем этапе оценка действиям ребенка не дается.  Оценку взрослый выражает в речевой, мимической и жестовой форме.     В протоколе фиксируются эмоциональные и поведенческие реакции ребенка в каждой из трех ситуаций.     На   основе   анализа   поведения   ребенка   в   трех   экспе6риментальных ситуациях, его относят к одной из подгрупп. Возраст 1­2 года     Подгруппа 1 А. Дети отрицательно   реагируют на новое помещение, плакали, испытывают беспокойство и страх. Для их успокоения требуется тактильный   контакт   со   взрослым.  Ин6огда   настойчиво   просят   взять   их   на руки.   Успокаиваются   длительно   –   до   35   минут.   В   групповом   помещении беспричинно плачут, не играют самостоятельно, не контактируют с другими детьми.       Подгруппа 1 Б. В групповом помещении дети   спокойно играют с игрушками. Быстрее успокаиваются в новом помещении – в течение не более 10 минут.    Подгруппа 2. В групповом помещении дети играют достаточно близко друг от друга. Эмоциональный фон положительный. При появлении нового взрослого дети не меняют поведения, охотно соглашаются с ним выйти из помещения. В новой комнате проявляют активные ориентировочные реакции, интерес   к   игрушкам.   Эмоциально   –   тактильный   контакт   со   взрослым воспринимают   положительно,   но   сами   его   не   требуют.   Самостоятельно организуют   игру,   активны   и   целенаправленны.   К   установлению   делового   выполняют контакта   со   взрослым   относятся   положительно, регламентированные действия, слушают сказку с интересом. Возраст 2­3 лет 21 Подгруппа   1.   Дети   негативно   реагируют   на   нового   взрослого   и   на попытку   вывести   их   из   группового   помещения.  У   некоторых   проявляются  активные   протестные   реакции,   у   других   –   пассивные:   робость, подчиняемость.   В   новом   помещении   дети   не   интересуются   обстановкой, отсутствуют активные ориентировочные реакции .Самостоятельную игру не организуют,   на   предложение   взрослого   поиграть   реагируют   негативно. Некоторые   дети   подходят   ко   взрослому,   но   более   активно   в   контакт   не вступают.   Когда   их   берут   на   руки,   то   они   сначала   проявляют настороженность, но постепенно успокаиваются ,прижимаются ко взрослому. После   тактильного   контакта   соглашаются   поиграть   с   игрушками,   или   Отмечаются   невротические принимали   регламентированное   задание. признаки: навязчивые действия , движения и пр. Таким образом, у детей, в том числе у тех. кто второй год посещает  ДОУ,  идет процесс дезадаптации.     Подгруппа   2.   Дети   активно   играют   в   групповом   помещении. Доброжелательно относятся к новому взрослому. Не боятся перехода в новое помещение. У них наблюдаются активные ориентировочные реакции на новую обстановку. Некоторые сразу начинают играть, иные ждут разрешения и тут же приступали к игре. Все организовывают самостоятельную игру и хорошо принимают   регламентированное   задание.   Эмоциональный   контакт   со взрослым   устанавливается   на   уровне   игрового   и   речевого   общения   (без тактильного   контакта).   Дети   находятся   в   состоянии   психологического комфорта. Особенности поведения детей раннего возраста с  ЗПР в условиях адаптации к ДОУ     При   первичном   обследовании ребенка   выявляются   следующие дезадаптивные реакции: ­нарушение контакта с матерью по типу симбиотической привязанности или эмоциональной холодности, отчуждения, 22 ­несформированность культурно – гигиенических навыков, ­несформированность активного подражания. Поведение детей  с ЗПР в экспериментальной ситуации.      В новом помещении не проявляют ориентировочной активности, но и не   наблюдается   бурных   реакций   протеста.   Часто   проявляются навязчивые движения: теребят одежду, сосут палец, грызут ногти. У многих учащается дыхание.   В   отсутствие   взрослого   в   новой   обстановке   эти   проявления учащаются. Попадая в поле зрения взрослого, они постепенно успокаиваются, навязчивые движения прекращаются.     Эмоционально   –   тактильный   контакт,   предложенный   взрослым, действует   не   детей   успокаивающе,   но   ребенок   самостоятельно   его   не добивается   ни   при   каких   условиях.   Сидя   на   коленях   у   взрослого,   дети пассивно   совершают   элементы   игровых   действий,   однако   только   по настоянию   взрослого.   Некоторые   дети   подходят   к   игрушкам,   осторожно дотрагиваются до них, но организовать игру самостоятельно не могли.     Деловой   контакт проходит   безынициативно,   дидактическая   задача принимается   со   значительными   трудностями.   Дети   напряжены,   подавлены, хмуры, крайне подчиняемы и пассивны.     Реакция   на   эмоционально   –   насыщенную   игру   «Бодашки» парадоксальна.   В   отличие   от   нормально   развивающихся   сверстников,   игра вызывает   не   смех,   а   страх.   Дети   вздрагивают,   отстраняются,   закрываются руками,   пытались   защититься   от   воздействия   взрослого.   Некоторые   дети начинают громко плакать, прячутся , отказываются от игры. Динамика адаптации  к ДОУ у детей с ЗПР     1 этап. 23 У   стенических,   возбудимых,   расторможенных   детей   – негативистический   этап.   Поведение   характеризуется   острыми   реакциями протеста   и   выраженными   проявлениями   аффективной   и   другой психопатологической   симптоматики.   Активный   протест   может   вести   к преодолению   стрессовой   ситуации.   Однако   при   неверной   оценке поведенческих реакций ребенка и последующих ошибочных воспитательных воздействиях   взрослого,   такое   деструктивное   поведение   ребенка   может привести к формированию патологических черт характера. У сензитивных, тормозимых, боязливых детей – депрессивный этап . Активный          протест   проявляется   с   отсрочкой   –   в   домашней обстановке. В ДОУ   дети внешне выглядят послушными и спокойными, что создает   ложное   впечатление   хорошей   адаптации.   Выражение   лица   у   детей грустное,   отрешенное.Движения   заторможены,   бедны.   Дети   безучастны   к происходящему,   пассивны,   необщительны,   отказываются   от   игры.   Не наблюдается   экспрессивных   проявлений   недовольство.   Попытки   взрослого установить   контакт   с   детьми   и   вовлечь   их   в   совместную   деятельность вызывают тревогу, растерянность, которые переходят в беззвучный плач или бесцельное   блуждание   по   групповой   комнате.   Появляются   навязчивые действия.,   а  также   поведенческие   и   эмоциональные   проявление   регрессии: утрата навыков опрятности, самообслуживания, появления симбиотической привязанности к матери, предпочтение тактильного контакта в общении со взрослым всем остальным формам общения. 2 этап. Псевдоадаптация. Дети по – своему приспосабливаются к психотравмирующей ситуации. В привычной и стабильной обстановке их поведение более адекватное. Общая подавленность   иногда,   например,   на   интересных   занятиях,   сменяется заинтересованностью.   Свободная   игра   протекает   в   одиночестве,   имеет нестойкий, кратковременный характер. 24 На   данном   этапе   фиксируются   и   стабилизируются   невротические проявления,   что   выражается   в   нарастании   тревожности,   сензитивности, ранимости, пассивной подчиняемости, повышенной зависимости от взрослого. Возникает   и  усиливается   невротическая   тревога,  проявляясь   в  ритуальном поведении­приверженности   строгого   соблюдения   порядка   действий, например,   при   укладывания   спать,   на   прогулке.   Глубина   депрессии   ил негативизма   уменьшается,   но   расширятся   круг   невротических   проявлений. Приспособление   имеет   «болезненный   характер».   Реакции   псевдоадаптации распространяются на другие, не связанные с ДОУ, ситуации. 3 этап. Подлинная адаптация. О   завершении   процесса   адаптации   свидетельствуют   следующие основные критерии: ­эмоциональная устойчивость, ­интенсивность и гибкость реакций на изменение привычной ситуации, ­адекватность возрасту форм общения, инициативность в контактах со взрослым, ­организованность поведения, ­выраженность продуктивных ориентировочных реакций. Шкала уровня адаптированности (определяется   на   основе   эмоциональных   и   поведенческих   реакций ребенка в экспериментальных ситуациях) 1 балл   –отсутствие   активности   при   стертых   отрицательных эмоциональных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению).  2 балла – отсутствие активности, направленной на изменение ситуации при более выраженных отрицательных эмоциональных реакциях (пассивное подчинение, подавленность, напряженность). 25 3 балла – агрессивно – разрушительная активность, направленная на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние  (плач, негодующий крик).   4   балла   –   положительный   эмоциональный   фон   с   незначительными проявлениями   конструктивной          активности,   состояние   нестабильно, новый   раздражитель   влечет   возврат   к   отрицательным   эмоциональным реакциям. 5   баллов   –устойчиво   –   спокойное   эмоциональное   состояние, позволяющее ребенку проявить поисковую активность как в речевом, так и в действенном плане. 6 баллов – радостный эмоционально положительный фон настроения, активный контакт со взрослым и с окружающими предметами,   проявления ориентировочного поискового интереса.                     Баллы 1 и 2 характеризуют неготовность ребенка к преодолению стрессовых ситуаций – дезадаптивный вариант поведения.  3   балла  –   выражают   активный   протест,   который   может   привести   к преодолению   стресса   и   дальнейшей   адаптации   или   к   формированию патологических   черт   характера   при   неправильных   воспитательных воздействиях взрослого. 4­6 баллов характеризуют адаптивный вариант поведения ребенка.    Поведение ребенка в трех экспериментальных ситуациях оценивается по данной 6 – балльной шкале,     применительно к каждой из 12 стрессовых ситуаций. 1.Встреча с коллективом ровесников при отрыве от матери. 2.Знакомство   с   новым   взрослым   и   выход   за   пределы   знакомого помещения. 3. Поведение в знакомом помещении. 4.Включение в самостоятельную игру. 26 5.Выпролнение   задания,   регламентированного   взрослым   (деловой контакт). 6.Эмоционально – тактильные игры – действия взрослого, направленное на неожиданный и тесный физический контакт с ребенком, нарушающим его персональное пространство. 7.Самостоятельные действия с игрушками. 8.Действия при поощрении. 9.Действия при порицании. 10 Принятие новой  игровой задачи от взрослого. 11.Действия ребенка в условиях обучения. 12.Действия ребенка в условиях лимита времени. На   основе   балльной   оценки   составляется   индивидуальный   график   – профиль, отражающий адаптационные возможности ребенка , показывающий, на каком этапе адаптационного процесса он находится, какие адаптационные механизмы реализуются успешнее6 по горизонтали отражаются 12 ситуаций, а по вертикали – баллы.      Методику, предложенную Е.И.Морозовой, целесообразно дополнить наблюдением за свободной деятельностью ребенка в групповой комнате. Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям Ф.И.О. ребенка, возраст________________________________________ Дата_________________________________________________________ 27 Показатели Проявления Оценка в баллах На момент поступления Через 2 недели Через 3 недели Через 1 месяц Через 2 месяца  Настроение  Отношение   к окружающему  Сон  Аппетит Акты испражнения   инициативность,   любознательность, ­ бодрое, жизнерадостное; ­ беспокойное, тревожное; ­ аффективное; ­ раздражительное; ­ подавленное; ­ иное (вписать) ­ интерес к людям, игрушкам; ­   неустойчивый   интерес,   незначительное желание действовать; ­ пассивность, равнодушие; ­ отказ от деятельности; ­ иное (вписать) ­   спокойный,   глубокий,   длительный,   не требует содействия взрослого; ­ достаточно спокойный и длительный при помощи взрослого, но неглубокий; ­ успокаивается при помощи взрослого; ­ уровень возбуждения очень высокий, сон длится   10­15   минут,   неглубокий   и беспокойный,   содействие   взрослого существенного   влияния   на   сон   не оказывает; ­ иное (вписать) ­ хороший; ­ неустойчивый; ­ явно избирателен в пище; ­ отказ от еды; ­ иное (вписать) Контролирует, сигнализирует взрослому о нужде; ­ контроль нарушен, но испытывает стыд, чувство вины; ­   контроль   нарушен,   но   отрицательно   прерывистый,   беспокойный, Общее   нервно­ психическое состояние реагирует не дискомфорт; ­ не реагирует на дискомфорт; ­ иное (вписать) ­ вредные привычки (грызет ногти, губы и пр.); ­ раскачивания; ­ двигательное беспокойство; ­ тремор; ­ нарушение терморегуляции; ­ иное (вписать)   навязчивые   действия   (например,           5 баллов – всегда; 4 балла – часто; 3 балла – достаточно часто; 2 балла – иногда; 1 балл – очень редко, 0 баллов – не проявляет В процессе наблюдения  фиксируются и оцениваются отдельно следующие показатели дезадаптации:           ­беспричинный плач, ­двигательное возбуждение ­отсутствие самостоятельной игры, ­неконтактность со сверстниками, ­навязчивые движения или действия, ­отрицательная реакция на нового взрослого, 29 ­нарушения тактильных контактов со знакомым взрослым: избегание или навязчивость.    По каждому параметру указывается степень выраженности реакции по шкале: 5 баллов – очень часто,  4 балла ­ часто, 3 балла  ­ достаточно часто, 2 балла – редко, 1 балл  ­ иногда, 0 баллов – никогда.    На основе суммы баллов определятся уровень дезадаптации: 35 ­26 баллов – высокий, 25 – 14 – средний,  13­4 – низкий, 3 ­0 –процесс адаптации завершается благополучно. 30 Литература 1. родителей. М., 2005. 2. Дмитриева   Е.Е. Проблемные   дети.   Развитие   через   общение:   Пособие   для   педагогов,   психологов­практиков, Калягин   В.А.,   Матасов   Ю.   Т.,   Овчинникова   Т.   С. Как   организовать   психологическое   сопровождение   в Мастюкова   Е.М.   Лечебная   педагогика.   Ранний   и   дошкольный   возраст.   М.   Гуманитарный   издательский   центр образовательных учреждениях. СПб., 2005. 3. "ВЛАДОС", 1997. 4. Шевченко, С.Г. Коррекционно­развивающие обучение, 1999.­ С.70­75.

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр, упражнений, методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста

Сборник коррекционно-развивающих игр,  упражнений,  методик диагностики признаков и проявлений дезадаптации для детей раннего дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2018