Сборник по итогам педагогических чтений
Оценка 5

Сборник по итогам педагогических чтений

Оценка 5
Книги
docx
администрации
Взрослым
22.06.2019
Сборник по итогам педагогических чтений
В сборнике представлены материалы подготовленные педагогами и методистами КГБ ПОУ НПГТ и филиала Хабаровского медицинского колледжа В сборнике собраны материалы педагогических чтений прошедших в КГБ ПОУ НПГТ г. Николаевска - на - Амуре, по теме «Современные технологии в образовании». Сборник будет полезен методистам и педагогам СПО и общего образования
Сборник по пед чтениям наш.docx
1 Составитель: Н.А. Горланова, методист КГБ ПОУ «Николаевский­на­Амуре промышленно­гуманитарный техникум» Сборник   материалов   педагогических   чтений   /сост.   Н.А.   Горланова   – Николаевск­на­Амуре: КГБ ПОУ НПГТ, 2019 –43 с. В   ФГОС   СПО   и   Уставе   краевого   государственного   бюджетного профессионального   образовательного   учреждения   «Николаевский­на­Амуре промышленно­гуманитарный   техникум»  указаны   аспекты   воспитательной деятельности, выполнение которых является обязательным для образовательной организации, для развития личности в рамках этой организации в отдельности и для   развития   личности   в   целом.   Новая   парадигма   образования,   ставящая развитие личности обучаемого в центр образовательной пирамиды, нацеливает не только на новые технологии обучения, но и новые технологии организации образовательного   процесса.   Под   «новыми»   педагогическими   технологиями, имеется   в   виду   не   их   временной   аспект,   а   их   отличие   от   привычных, традиционных технологий. В   сборнике   собраны   материалы   педагогических   чтений   по   теме «Современные технологии в образовании». Сборник будет полезен методистам и педагогам СПО и общего образования.   2 КГБ ПОУ НПГТ, 2019 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………......................4 1. ТЕХНОЛОГИЯ «СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ» …………………………......5 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОРОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ…………………………………………….. 13 3. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ БИНАРНОГО УРОКА….. ………………………………………………………………………….15 4. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО  ОБУЧЕНИЯ………………………………………………………………..………24 5.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   И   ПРАКТИЧЕСКИЕ   АСПЕКТЫ   ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ НА ЗАНЯТИЯХ ВО     И     ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….35 6.   ПРИМЕНЕНИЕ   СОВРЕМЕННЫХ   ПЕДАГОГИЧЕСКИХ   ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ   ИЗУЧЕНИИ   ДИСЦИПЛИН   ХИМИИ   И   БИОЛОГИИ …………………………………………………………………………………… 40 3 Введение Недостаточно только получить  знания; надо найти им  приложение.  Недостаточно только желать;  надо делать.   И. Гёте Хорошо известно, что основная цель, стоящая перед системой образования любой   страны   и   во   все   времена,   отражает   общественную   потребность   в подготовке   подрастающего   поколения   к   жизни,   к   эффективному   участию   в жизнедеятельности общества. Современный   мир   наполнен   новыми   технологиями,   поэтому   перед педагогом   стоит   ответственная   задача:   обеспечить   обучающему   мягкое вхождение   в   этот   новый   мир.   Лучший   способ   решения   этой   задачи   ­   через пример и призыв "делай как я!". Это значит, что информационные технологии должны широко использоваться в системе профессионального образования.  Жизнь   демонстрирует,   что   полноценное   использование   современных технологий   в   образовании повышает   эффективность   обучения.   Граней применения   новых   технологий   в   образовании   очень   много:   это   ­   простота создания новых учебных текстов, иллюстраций и презентационных материалов, радикально   упростившаяся   процедура   поиска   полезной   для   подготовки   к занятиям информации. Это ­ новые способы борьбы со злоупотреблениями при обучении.  Это  ­  новые   типы   учебных  материалов,  в том  числе, и  с  высокой степенью   интерактивности.   Это   ­   дистанционные   формы   обучения,   когда удаленный   ученик   становится   ближе,  чем   обычный   очный...  Перечисленное   ­ лишь   малая   толика   примеров,   показывающих,   как   могут   быть   полезны   эти технологии.  4 Традиционные   способы   информации   ­   устная   и   письменная   речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Важнейшей составляющей   педагогического   процесса   становится   взаимодействие преподавателя и студента.  Смешанное обучение­инновация XXI века Черноскудова Е.Н. методист филиала медицинского колледжа   г.   Николаевска­на­ Амуре  Можно ли провести хороший урок, используя лишь мел и доску? Конечно, да; но вряд ли его можно будет назвать современным, и он вряд ли удовлетворит интересы   всех   обучающихся.   Смешанное   обучение   позволяет   не   только привнести технологии в учебный процесс, но и учесть индивидуальный  темп обучающихся, дать мотивацию, отследить личные достижения и на лету внести изменения   в   учебную   программу.   Оно   создаёт   качественно   новую   среду,   в которой опыт и мастерство педагогов гармоничное эффективно объединяются с IT и растущими потребностями нашего общества. И хочется напомнить слова писателя­фантаста  Артура Кларка, который сказал: «Того учителя, которого можно заменить машиной, надо заменить». Смешанное   обучение   —   это   образовательный   подход,   совмещающий обучение   с   участием   педагога   с   онлайн­обучением   и   предполагающий элементы самостоятельного контроля студентом пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с педагогом и онлайн. За последние 10–15 лет смешанное обучение не только получило значительное распространение   в   системе   общего   и   высшего   образования,   стремительно захватывая   новые   секторы   инклюзивного,  дополнительного   и   корпоративного обучения,   но   и   превратилось   в   один   из   самых   многообещающих   трендов,   с 5 которым многие эксперты связывают будущее самой системы образования в 21 веке. В одной из первых издаваемых в РФ книг по этой теме — «Шаг школы в смешанное   обучение»   —   предпринята   попытка   не   только   рассказать   о смешанном обучении как о педагогической инновации, но и проанализировать трудности, с которыми встречаются педагоги на пути его внедрения. В этой книге   множество   кейсов   для   педагогов,   которые   говорят   об   успешности   и трудностях. Например,   у   каждого   студента   на   занятии   есть   планшет,   аудитория оснащена   интерактивной  доской.  Когда  студента   вызывают  к  доске,  всё, что   он   пишет   на   ней,   отображается   на   планшетах   однокурсников, находящихся   в   кабинете   и   даже   дома.   Является   ли   это   смешанным обучением? Нет, потому что у студентов нет возможности хоть как­то выбирать   темпили   маршрут   обучения,   а   также   время   и   место деятельности. Обучение с участием педагога является важной частью смешанного обучения. Преподаватель   демонстрирует   студентам   модели   мышления   и   поведения, способы   построения   взаимоотношений.   Педагог   выступает   как   тьютор, советчик, наставник. Онлайн­среда   даёт   обучающимся   возможность   (и   обязанность)   самим контролировать   темп,   время,   образовательный   маршрут   и   место   обучения   и помогает развить саморегуляцию, навыки планирования и контроля. Выбирая   свою   модель   работы   в   смешанном   обучении   и   ставя   перед   собой высокие   цели,   надо   тщательно   продумать   и   понять,   как   будут   влиять   на результаты все компоненты выбранной модели. Модель Перевёрнутый класс Это самая простая форма реализации. 6 Н а   занятии   происходит   закрепление   изученного   и   актуализация   полученных знаний, которая может проходить в формате семинара, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах. Обучающиеся дома работают в учебной онлайн­среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в интернет, знакомятся с новым или закрепляют изучаемый материал.  Эта   модель   позволяет   уйти   от   фронтальной   формы   работы   и   реализовать интерактивные формы работы на занятии. При   работе   с   новым   материалом   использование  LMS  (систему   правления обучением), например,  Moodle, даёт возможность педагогу сразу же проверить понимание   нового   материала   обучающимися.   Для   этого   достаточно   создать соответствующие задания и загрузить их в LMS. Технические требования для реализации:  наличие у обучающихся дома электронных устройств с доступом к интернету. ▶Плюсы: даёт педагогу возможность реализовать интерактивные формы работы на   уроке,   освобождает   от   необходимости   знакомить   весь   класс   с   новым материалом фронтально, при использовании LMS позволяет построить занятие с учётом готовности студентов к уроку. Минусы: педагог должен подготовить проверочные задания для детей.  Ротация станций 7 Эта   модель   требует   наличия   компьютеров   или   планшетов   в   кабинете, использования LMS (систем управления обучения) и умения организовывать групповую работу. Обучающиеся делятся на три группы по видам учебной деятельности, каждая группа работает в своей части (станции): станция работы с педагогом, станция онлайн­обучения   и   станция   проектной   работы.   В   течение   занятия   группы перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них. Состав групп от занятия к занятию меняется в зависимости от педагогической задачи. Например, одна группа начинает работать под руководством педагога, другая занимается   с   помощью   компьютеров,   третья   разбивается   на   подгруппы   и работает над групповыми проектами. Группы перемещаются по кругу: студенты, сначала работавшие с преподавателем, затем переходят к групповым проектам, а далее — в зону онлайн­обучения, где работают на компьютерах. Станций может быть и две — станция работы с педагогом и станция онлайн­ работы.  Цель станции работы с преподавателем— предоставить каждому студенту эффективную   обратную   связь,   которая   положительно   отражается   на успеваемости.  Цель станции онлайн­работы — дать каждому студенту возможность развить   развить навыки   самостоятельной   работы,   личную   ответственность, 8 саморегуляцию и научиться учиться. На станции онлайн­работы обучающиеся могут   познакомиться   с   новым   материалом,   проверить   свои   знания   и потренировать навыки.  Цель   станции   проектной   работы  —   создание   проекта,   кейса,   кроссворда, кластера, чего­либо.  Студентов можно распределить по разным принципам, например: ▶▶провести  мини­опрос   (онлайн   ­   опрос)   готовности   к   занятию,   чтобы определить выполненное задание; ▶▶успешность выполнения домашнего задания или контрольной работы; ▶▶наличие пробелов в усвоении предыдущих тем; ▶▶наличие интереса к теме урока (требуется проведение опроса). Это инструменты, которые позволяют подойти к индивидуальной траектории студента. Ротация лабораторий  Похожа на перевернутое обучение, обучающиеся занимаются в аудитории­ фронтальная   форма,   а   на   работу   с   онлайн   –ресурсами   переходят   в компьютерный класс. Происходит смена деятельности и смена аудитории. 9 Такую модель я часто использую в своей педагогической деятельности на занятиях по психологии. В онлайн­среде студенты могут как знакомиться с новым материалом (смотреть видео, отвечать на вопросы, проверяющие понимание), так и проверять навыки (использование  LMS  (систему   правления   обучением)   или   участвовать   в проектной работе. Она становится эффективной при регулярной работе обучающихся онлайн. Для этого несколько педагогов в параллели договариваются о том, что организуют работу через ротацию лабораторий, создают или подбирают учебные онлайн­ материалы,   формируют   единое   учебное   пространство   и   договариваются   с администрацией о том, чтобы каждый третий­четвертый урок по их предметам проводился в компьютерном классе. При работе с компьютерами необходимо учитывать требования СанПин. Гибкая модель Используется   если   у   Вас   проектная   деятельность,   студенты   осваивают теорию,   отрабатывают   практическую   часть,   могут   встречаться   и обсуждать ход проекта в зоне для дискуссий или социализации. Здесь нет 10 ограничений, студенты могут встречаться после занятий. Но все зависит от ресурсов образовательного учреждения. Педагог – здесь координирует и корректирует   процесс,   главное,   чтобы   обучающиеся   выполнили   задание, закончили и представили свою практическую работу. У   каждого   студента   есть   индивидуальное   рабочее   место,   компьютер   (или планшет), с помощью которого он занимается онлайн.  Четыре     фактора успеха Смешанного обучения Персонализация Предоставление обучающемуся права самому выбирать, каким образом,   когда,   как   и   (до   некоторой   степени)   что   он   будет   делать. Персонализированное обучение предполагает ориентацию на интересы каждого обучающегося. Материалы, темп, структура и цели обучения могут различаться в зависимости от образовательных потребностей студентов, задавая тем самым для каждого из них уникальную образовательную траекторию. 11 Обучение, основанное на мастерстве ­ Оно гласит, что для перехода к новой теме обучающиеся должны продемонстрировать идеальное владение изучаемым материалом. Среда высоких ожиданий ­ Такая среда должна быть индивидуализированной по   отношению   к   каждому.   У   каждого   студента   есть   цель,   к   которой   он стремится, и он умеет вписывать учебную активность в маршрут движения к этой цели. Личная   ответственность  Студенты   должны   понимать,   что   они   принимают решения сами, а результаты — это их зона ответственности.  Педагог  помогает   студенту   выстроить   путь   к   поставленным   целям   через доступные возможности, что позволяет сформировать устойчивую мотивацию у обучающихся. Оценивание идет не только, с помощью оценок, но педагог может: ▶▶написать   комментарий   в   тетради,   онлайн­среде   или   на   страничке   в социальной сети; ▶▶подойти и похвалить; ▶▶написать что­то на стикере и наклеить комментарий на парту. Студенты   хотят   воспринять   информацию   через   информационные технологии. Помогут нам ресурсы: TED ­ нужно выбрать видеоролик и подумать как его использовать, обязательно после   просмотра   обсуждение.   Я   использую   часто   на   занятиях   по   теме: «Невербальная   коммуникация»:   Аллан   Пиз   «Язык   телодвижений».   Проект АРЗАМАС (по истории, философии, искусству) ­ полноценный образовательный ресурс,   там   есть   курсы   в   формате   аудио   –   лекций,   видеолекций,   текстовые истории.  Можно использовать статью для самостоятельной работы студентов –написать реферат,   посмотреть   на   изучение   темы   с   другой   стороны   (Творчество Булгакова, составь словарь). ПРОЖИТО  ­ истории жизни во времена Второй мировой войны. Реликва – через обычные вещи узнать историю страны. 12 КАРТА ИСТОРИИ­ социальная сеть – дает возможность изучение истории. Горький –литературный портал. Грамматика ­ правила русского языка и  др.  Благодаря   новым   подходам   к   обучению,   связанным   с   чётким формулированием   результатов   обучения,   изменением   системы   оценивания, система   Смешанного   обучения   сегодня   дает   результаты.   Обучающиеся достаточно самостоятельны, осознанно относятся к учебе, более ответственны. 13 Использование ЭОР (электронного образовательного ресурса) на разных этапах образовательного события Я   представляю   вашему   вниманию   ЭОР,   разработанный   мной   по   теме “Championship  WorldSkills  International”.   Данная   тема   является   обязательной для   изучения   на   уроках   иностранного   языка,   так   как   с   2012   года   Россия является участником всемирного движения молодых профессионалов в разных областях.   В   учебниках   по   иностранному   языку   для   ССУЗов   этой   темы   нет, поэтому возникла необходимость разработки данной темы самостоятельно. Актуальность разработки С   одной   стороны,   отсутствие   современного   технического   оснащения   в кабинете английского языка не позволяет представить в полной мере огромное количество текстового, графического, аудио­ и видеоматериала, собранного по этой теме. А с другой стороны, тотальное использование обучающимися всякого рода гаджетов стало настоящей проблемой в образовательных организациях. И как   бороться   с   этим   явлением?   Один   из   способов   –   превратить   врага   в помощника и с максимальной пользой использовать гаджеты в учебных целях.  Созданный   ЭОР   позволяет   частично   решить   проблему   с   техническим оснащением   кабинета   иностранного   языка;   комплектовать   и   постоянно обновлять   материал,   соответствующий   современным   требованиям,   и,   самое главное, быть доступным для обучающихся в любое время и в любом месте с помощью гаджетов, без которых они не представляют своей жизни.  Цель создания ЭОР: использование материла, соответствующего современной действительности,   решение   вопроса   со   средствами   обучения,   возможность использования материала везде, поскольку он всегда в доступе в сети Интернет, простота и удобство в использовании, возможность корректировать и дополнять материал по своему усмотрению.  Вид ЭОР: 14 ЭОР   по   теме   “Championship  WorldSkills  International”     представлен   в     виде технологической карты. Каждый столбец таблицы обозначен соответствующих образом:   лексика   по   теме,  топик,  задания   по   теме,  аудио­   и  видеоматериал, необходимый к прослушиванию и просмотру, материал для самостоятельного изучения. Материал для изучения дается в виде ссылки и QR­кодов. Для создания ссылок   и   кодов   используется   специальная   программа­генератор,   которая   в бесплатном доступе в сети Интернет. Для хранения и всего материала по теме мной   используется  Google  Disk.   Обучающиеся   имеют   не   только   доступ   к материалу,   но   и   возможность   его   редактировать,   т.е.   выполнять   домашние задания. Именно такая форма ЭОР позволяет хранить в одной карте все виды файлов и успешно ею пользоваться не только в онлайн­обучении, но и в офф­ лайн.  Учебный материал по теме «WORLDSKILLS – мир твоих возможностей» (6 часов)  Ссылка  QR­код https://drive.google.com/open? id=1UaQ934YgnEynWGrYRxB6cZwSMAmNH07U / y r a l u b a c o V й и к с е ч и с к е Л https://drive.google.com/open? id=14VjeZPZEv9KFIY3hcWDVQZb10nU5WjIy https://drive.google.com/open?id=1hSnceyXe5Os1cuzzXTN­ kWpw88vdd7Gm https://www.youtube.com/watch?v=cHD1d9zkxiA https://drive.google.com/open? id=1BUbQ6XNZ2I8vwM5vN5fokhlBcV6glOm7 15 л а / и t x р e е T т а т м с к е Т я и н а д а З / t x e t e h t   r o f   s k s a T у т с к е т   к д и В / o e d i V о е / k s a t   l a n o i t i d d A е о н ь л е т и н л о п о Д е и н а д а з / s e t o N е и н а ч е м и р П Бинарные занятия как средство формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов Полупанова Е.А., преподаватели высшей квалификационной категории, Блинова О.П., КГБ ПОУ НПГТ. Изменения, которые происходят в настоящее время,  вызывают необходимость разработки новых подходов и к процессу обучения и воспитания. С этой целью пересматривается содержание образования, создаются новые учебные планы, программы   и   учебники,   совершенствуются   методы   и   формы   организации процесса   обучения.  Однако,  в  основе   процесса   обучения   лежит   предметная система,   которая   предполагает   автономное   изучение   отдельных   сторон действительности и ориентирует обучающихся на частное усвоение знаний в той или иной области, слабо связанных между собой. Поэтому сейчас такое большое внимание уделяется межпредметным связям.  Надо отметить, что проблема межпредметных связей не является новой для педагогики. Задачу их использования в учебном процессе в разные периоды выдвигали многие  известные педагоги: Коменский Я.А., Локк Д., Гербарт И., Дистервег А., Ушинский К.Д. В   современной   педагогической   литературе   имеется   более   30   определений категории   «межпредметные   связи»,   существуют   различные   подходы   к   их обоснованию и классификации. Разработкой проблемы межпредметных связей занимались такие авторы, как Г.И. Беленький, И.Д. Зверев, Д.М. Кирюшкин, П.Г. Кулагин, Н.А. Лошкарева, В.Н. Максимова, Г.Ф. Федорец, В.Н. Федорова 16 и   другие,   высказывающие   свою   точку   зрения   на   функции,   типы   и   виды межпредметных связей. «Межпредметные   связи   есть   педагогическая   категория   для   обозначения синтезирующих,   интегративных   отношений   между   объектами,   явлениями   и процессами   реальной   действительности,   нашедших   свое   отражение   в содержании,   формах   и   методах   учебно­воспитательного   процесса   и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве»,­ такое определение дано Г.Ф. Федорцом. Понятие интеграции в российскую педагогику пришло ещё в 80­е годы 20 века. В  рамках   интегрированной   образовательной   технологии   наиболее   интересны бинарные   уроки. Как   вид   учебного   занятия,   бинарный   урок   предполагает совмещение теории и практики или двух предметов. Уже в советской школе педагоги давали бинарные уроки, обычно объединялись преподаватели физики и химии, поскольку эти предметы из одной области естествознания. Изучая данный вопрос по материалам Интернета, мы обратили внимание, что также бинарные   уроки   активно   использовались   преподавателями   мастерами производственного обучения профтехучилищ, так как это давало возможность объединить в одном занятии изучение теории и применение её на практике.  Целью бинарного урока   является   создание   условий   для   мотивированного практического   применения   знаний,   навыков   и   умений,   дать   студентам возможность увидеть результаты своего труда. Итак, бинарные занятия – это нестандартная форма обучения по реализации межпредметных   связей,   когда   занятие   ведут   два   преподавателя.   Обычно бинарные   занятия   проводятся   на   этапе   творческого   применения   изученного материала, что способствует индивидуализации деятельности обучающихся и их мыслительных операций. Бинарные занятия   развивают у обучающихся навыки: ­   самообразования,   потому   что   подготовку   к   уроку   обучающиеся   частично могут  осуществлять самостоятельно и во внеурочное время;  ­ аналитические способности и изобретательность;  17 ­ обладает огромным воспитательным потенциалом.  Формы проведения бинарного занятия могут быть различными. Это могут быть семинары,   пресс­конференции,   практические   работы,   занятия­путешествия, занятия­исследования,   творческие   отчеты,   викторины,   конкурсы,   проекты   и т.д. Методы проведения бинарных уроков: ­ наглядной передачи и зрительного восприятия; ­ проблемно­поисковый; ­ исследовательский. Приёмы обучения: ­ беседа; ­ дискуссия; ­ наблюдение; ­ демонстрация; ­ фронтальный, групповой или индивидуальный опрос; ­ практическая работа. На бинарных занятиях возможно использование   следующих педагогических технологий: ­ технология сотрудничества;  ­ информационно­коммуникационные технологии; ­ проблемное обучение;  ­ развивающее обучение;  ­ дифференцированное обучение;  ­ личностно­ориентированный подход в обучении. Повышение   качества   профессиональных   знаний   и   формирование профессиональных   умений,   навыков   происходит   за   счет   того,   что   процесс усвоения   и   формирования   не   имеют   временного   разрыва.   Практические действия   непосредственно   вплетаются   в   мыслительную   познавательную деятельность и облегчают запоминание полученной информации. Кроме того, усвоение   новых   знаний   как   бы   переходит   несколько   ступеней,   каждая   из 18 которых   является   качественно   новой   и   более   высокой   в   отношении пройденных.   Мыслительный   процесс   (запоминание)   сменяется   созерцанием наглядных средств, затем переход к предметам деятельности и практическим действиям. Знания становятся прочными, хорошо осознанными. Бинарные   уроки   помогают   обучающимся   по­новому   взглянуть   на теоретическую   подготовку   и   осознать,   что   их   изучение   необходимо   для лучшего   овладению   профессией,   поскольку   обучающимся   предоставляется возможность   увидеть,   как   теоретические   знания   применяются   на   практике. Такие уроки отличаются наглядностью при обобщении изученной темы. Мы бы хотели рассказать о бинарном занятии, в котором мы объединили два междисциплинарных   курса   МДК   01.05   Естествознание   с   методикой преподавания     и   МДК.01.09  Иностранный   язык   с  методикой   преподавания. Идея провести бинарное занятие и объединить в нем два совершенно разных пришла к нам, когда мы готовили план проведения декады предметно­цикловой комиссии в 2015­2016 учебном году. Тогда мы состояли в одной предметно­ цикловой комиссии, которая объединяла преподавателей, ведущих предметы с методикой преподавания. Мы вели эти междисциплинарные курсы в одной и той же группе, но группа была поделена на подгруппы, каждая из которых изучала только один курс. Мы хотели провести нестандартное, нетрадиционное занятие и нашли такую возможность, выбрав формат бинарного урока. Поскольку   междисциплинарные   курсы   совершенно   разные,   нам   нужна   была точка   соприкосновения.   И   мы   её   нашли:   мы   решили,   что   это   будет региональный компонент, который мы отразили в теме «Еда. Питание». Таким образом,   мы   определили   тему   занятия   «Еда.   Особенности   национальной кухни». Далее мы сформулировали цель занятия, это создание условий для развития   коммуникативной   компетенции   обучающихся   по   теме   «Еда. Особенности   национальной   кухни»   на   русском   и   английском   языке.   развивающего   аспекта, Сформулировали   задачи   учебного   аспекта, воспитательного и познавательного аспектов.  19 Итак,   мы   выбрали   форму   занятия,   определили   цель   и   задачи,   надо   было разработать структуру самого занятия. Мы решили, что первая часть занятия будет   на   английском   языке   по   теме   «Еда.   Питание»,   во   время   которой обучающиеся   покажут   свои  знания  и   умения  рассказывать   об   английской  и русской кухни, затем мы хотели создать проблемную ситуацию, предложив им рассказать   о   кухне   коренных   народов   Приамурья,   нивхов,   которая   очень интересна. К занятию обучающиеся 3 курса специальности «Преподавания в начальных классах» выполнили очень трудоемкую большую исследовательскую работу. Во­первых, они подготовили сообщения и презентации. Вся сложность заключалась в том, чтобы уложиться в небольшое количество времени, но в тоже   время   сделать   выступления   яркими,   насыщенными,   интересными, запоминающимися.     Поэтому   в   своих   сообщениях   они   использовали   стихи, песни, загадки, видеоролики. Во­вторых, были изготовлены красочные буклеты и рецептурные сборники, блюд народов Нижнего Амура. Познакомившись с новой  информацией   обучающиеся   могли  использовать   её  и  сделать  перевод блюд   Дальневосточной   национальной   кухни   на   английский   язык,   используя теоретический   материал   на   практике.   Таким   образом,   мы   выполнили поставленные задачи и достигли цели нашего занятия.  Мы   пришли   к   выводу,   что   бинарные   занятия   довольно   эффективны.   Их проведение в учебном процессе целесообразны, так как данная форма учебного занятия дает возможность усиливать метапредметные связи и расширять сферу получаемой   информации.   Бинарные   занятия   позволяют   увидеть   связь различных предметов, делает обучение целостным и системным. Однако они не могут часто применяться в педагогической практике, так как довольно сложны в   подготовке,   требуется   много   времени.   Но   если   занятие   подготовлено качественно, то результат оправдывает все усилия.  В   прошлом   году   мы   приняли   участие   в   конкурсе   учебно­методических комплексов и сейчас мы бы хотели показать, как мы представили УМК своего бинарного занятия.  20 Слайд Текст Однажды, в самом конце зимы Решили поэкспериментировать мы:   МДК   с   методикой Объединить преподавания,  Иностранный язык и естествознание. Соединить, несоединимые, Но нами очень любимые! Объединить в одно занятие нестандартное, а лучше сказать – бинарное.   казалось   бы,   предметы Подумав, мы выбрали тему «Еду», Тему любимую и близкую каждому. Выбрав тему, определили цель, Чтобы сконструировать урока модель. 21 Исходя из темы и цели, сформулировали задачи И пожелали друг другу удачи! «Англичане»   начали   тему   «Food.   Meals» изучать А краеведы – мини проекты писать. Тему   занятия   студенты   вывели   из стихотворения А   затем   приступили   к   выполнению упражнений На развитие навыков языковых и речевых  Или, проще говоря, коммуникативных. 22 Они   смогли   об   английской   и   русской кухне рассказать, А   вот   о   местной   кухне   даже   не   смогли начать. Так мы подвели их к проблеме По нашей общей большой теме. Тут в бой студенты­краеведы вступили, Всех   нас   в   мир   природы   Приамурья погрузили. О растениях тайги рассказали,  которые   коренные   народы   в   пищу употребляли. Чтобы знания новые закрепить, Студентам   предложили   в   «Своей   игре» себя проявить! Затем   всем   буклеты   с   рецептами   блюд раздали,  Студенты   на   английский   переводить   их стали. 23 При рефлексии студенты сказали, Что много нового о национальных кухнях узнали. И теперь они смогут о них рассказать,  Продукты и блюда по­английски назвать, И   еду   себе   в   ресторане   по­английски заказать. Итак,   в   наш   УМК   занятия   мы   решили включить: план­конспект, презентаций, дидактический   материал   и   буклеты приложить! 5     Спасибо за терпение и внимание! Готовы   ответить   на   ваши   вопросы   и замечания! 24 Современные   педагогические   технологии   производственного обучения Абрамова Н.В Мастер производственного  обучения КГБ ПОУ НПГТ  В педагогике, возведенной в степень искусства,  как и во всяком другом искусстве, нельзя  мерить действия всех деятелей по одной мерке,  нельзя закабалить их в одну форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти  действия были совершенно произвольны,  неправильны и диаметрально противоположны. 25 Пирогов Н. Цели и задачи Для   процесса   производственного   обучения   приоритетным   является формирование профессиональных  умений и навыков, а  не профессиональных знаний. Ведущим методом производственного обучения выступают упражнения, особое   значение   приобретает   демонстрация   трудовых   приемов   и   способов, использование  учебной  и производственной   документации. Производственный труд обучающихся — основное средство производственного обучения. Взаимосвязь теории и практики. Структура процесса производственного обучения   подразумевает   сочетание   обучении   обучающихся   а   специально организованных   условиях   (учебных   мастерских,   учебных   лабораториях,   на учебных учетах, полигонах, в учебных хозяйствах, на учебных установках) и в условиях   реального   производства.   Процесс   производственного   обучения осуществляется с помощью определенных средств: наряду с дидактическими особое   значение   приобретает   учебно­материальное   оснащение   учебно­ производственного процесса: оборудование, рабочие инструменты, контрольно­ измерительные   средства, документация.   оснастка,   техническая   и   технологическая 26 Развивать интеллектуальную, творческую, познавательную деятельность обучающихся в процессе обучения; Формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, любознательной, активной, ответственной за свои поступки; Использование на уроках новых педагогических технологий Применять способы мотивирования обучающихся к познанию своей профессии. Педагогические технологии производственного обучения Технология   фронтально­группового   производственного   обучения   в учебной   мастерской   —   самая   распространенная   в   профессиональных образовательных   учреждениях.   В   основе   ее   лежит   урок   производственного обучения. В   структуре   урока   производственного   обучения   выделяют инструктаж структуру: вводный   организационную   (внешнюю)     (инструктирование)   обучающихся   мастером;   основную   часть   —   упражнения (самостоятельная   работа)   обучающихся   и   текущее   инструктирование   их мастером;   заключительный   инструктаж   обучающихся   —   и   дидактическую (внутреннюю)   структуру:   целевая   установка   на   урок;   актуализация   знаний   и опыта   обучающихся;   формирование   ориентировочной   основы   действий обучающихся; формирование (отработка) умений выполнять трудовые приемы, способы, операции, отдельные виды работы, те. элементы, составляющие основу 27 осваиваемой   профессии   (специальности);   применение   (закрепление,   развитие, углубление)   ранее   освоенных   трудовых   действий;   формирование   умений   и навыков выполнять целостный трудовой процесс, характерный для профессии (специальности); подведение итогов — оценка и самооценка. Типичные педагогические технологии производственного обучения ­ Технология бригадной организации производственного     обучения  ­ Технология применения документации письменного инструктирования  ­ Технология тренажерного обучения  ­ Технологии применения активных методов обучения Технология применения документации письменного инструктирования В начале занятия мастер проводит вводный инструктаж, но обучающиеся не могут запомнить всего увиденного и услышанного настолько прочно, чтобы свободно   руководствоваться   этим   при   выполнении   упражнений.   Это восполняется   мастером   в   ходе   текущего   инструктирования   обучающихся, однако мастер объективно не в состоянии оказать своевременную помощь всем обучающимся. Чтобы   исключить   такие   ситуации,   применяется   документация письменного   инструктирования   —   технология,   основанная   на   письменных учебных инструкциях, в которых даются необходимые пояснения о порядке, структуре, правилах, критериях успешности выполняемых упражнений. В практике   производственного  обучения  в учебных  мастерских  обычно используются: ­   инструкционные   карты,   применяемые   при   освоении   и   отработке трудовых приемов, способов, операций, видов работ; ­ инструкционно­технологические и технологические карты, применяемые при освоении трудовых процессов, выполнении учебно­производственных работ комплексного характера. Бригадная   организация  производственного   обучения   в   учебных мастерских   практикуется,   как   правило,   после   освоения   основ   профессии­ трудовых приемов и операций, накопления определенною опыта, т.е. в процессе 28 выполнения работ комплексного характера. К этому времени уже сформирован единый коллектив учебной группы, и разделение его на микроколлективы — бригады   —   не   будет   влиять   на   слаженность   и   работоспособность   группы   в целом,   а   это   очень   важно   для   нормальной   учебно­воспитательной   работы мастера. Комплектование ученических бригад: однородные бригады (состоящие из обучающихся,   примерно   равных   по   силам   и   возможностям)   и   смешанные бригады (куда включаются и сильные и средние и слабые) Технология применения документации письменного инструктирования В начале занятия мастер проводит вводный инструктаж, но обучающиеся не могут запомнить всего увиденного и услышанного настолько прочно, чтобы свободно   руководствоваться   этим   при   выполнении   упражнений.   Это восполняется   мастером   в   ходе   текущего   инструктирования   обучающихся, однако мастер объективно не в состоянии оказать своевременную помощь всем обучающимся. Чтобы   исключить   такие   ситуации,   применяется   документация письменного   инструктирования   —   технология,   основанная   на   письменных учебных инструкциях, в которых даются необходимые пояснения о порядке, структуре, правилах, критериях успешности выполняемых упражнений. В практике   производственного  обучения  в учебных  мастерских  обычно используются: ­   инструкционные   карты,   применяемые   при   освоении   и   отработке трудовых приемов, способов, операций, видов работ; 29 ­ инструкционно­технологические и технологические карты, применяемые при освоении трудовых процессов, выполнении учебно­производственных работ комплексного характера. Технология тренажерного обучения  Технология   тренажерного   обучения   моделирует   условия   и   содержание производственной   деятельности   человека,   позволяет   создавать   оптимальные условия для эффективного формирования профессиональных знаний, умений и навыков,   необходимых   для   выполнения   этой   деятельности.   с   помощью тренажеров проводятся упражнения по отработке трудовых умений и навыков в тех   случаях,   когда   условия   не   позволяют   организовать   такие   упражнения   в реальной   производственной   обстановке.   По   конструкции   и   назначению тренажеры можно подразделить на   группы. 1.   Тренировочные   устройства,   предназначенные   для   облегчения формирования   какого­либо   двигательного   навыка:   например,   тренажер   для отработки   координации   движений   рук   при   окрашивании   поверхности механизированным способом.   2   Компьютерное   моделирование   ­все   шире   используется   в производственном   обучении.   Основным   средством   обучения   в   этом   случае являются специально разработанные педагогические программные средства. SimSpray   –   это   виртуальный   симулятор   покраскис   элементом присутствия. Разработан для расширения традиционных способов обучения и способствует   обучению основам окраски   распылением   и   грунтовки. Использование   SimSpray и   затраты   сокращает   время   обучения, тем самым являясь выгодным приобретением для  обучающей организации Особенности:    • Реалистичное 3D стерео окружение; • Обучение настройке оборудования; • Разнообразные виды заготовок; • Визуальное отображение дефектов, таких как:      ­ распыление сухого вещества 30 ­ шагреневая поверхность      ­ капли • Возможности грунтовки, покраски и нанесения прозрачного слоя Необходимое пространство для работы:  SimSpray   2.5 метра длина х 2,5 метра ширина х 2,5 метра высота Минимальное пространство для физических компонентов и выполненияпр актических упражнений SimSpray INDUSTRIAL  3 метра длина х 3 метра ширина х 3 метра высота Минимальное пространство для физических компонентов и выполнения пр актических упражнений Выбор процесса покраски          На сенсорном экране, студент выбирает процесс покраски, который они хотят использовать.  Выбор заготовки                       31 На этом этапе студент выбирает заготовку под окраску.   Данная заготовка появиться в виде 3D модели в виртуальной реальности. Выбор цвета                                    На экране появляется палитра. Студент выбирает цвет,   в который будет окрашена заготовка.  Выбор среды                                  На этом этапе студент выбирает рабочую среду, в которой окажется, когда наденет шлем виртуальной реальности. Варианты вир туальногоокружения: ­ окрасочная камера ­ окрасочная мастерская ­ медленно движущаяся конвейерная линия Параметры проекта                                              С помощью сенсорного экрана студент устанавливает давление воздуха, ра змер наконечника и конфигурацию чаши (сила тяжести, сифон, нагнетательный б ак). позволит студенту продолжить.   Если параметры введены неправильно, система не 32 Технологии применения активных методов обучения Технология   АМО – упорядоченная   совокупность   (система)   АМО, обеспечивающая   активность   и   разнообразие   мыслительной,   практической   деятельности   обучающихся   на   протяжении всего   образовательного мероприятия.  Здоровьесберегающие технологии  Здоровье человека ­ тема для разговора достаточно актуальная для всех времен   и   народов,   а   в   21   веке   она   становится   первостепенной.   Состояние здоровья российских обучающихся вызывает серьезную тревогу у специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье студентов ухудшается по сравнению с их сверстниками 20 или 30 лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех групп болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком основного среднего образования. Игровые технологии  Деловые   игры как   форма   (метод)   обучения   относятся   к   широко применяемым в профессиональных учебных заведениях дидактическим играм и представляют   собой   имитацию   принятия   решений,   разрешения   конфликтных ситуаций,   вынесения   оценок   результатов   деятельности   и   т.п.   в   различных искусственно   созданных   или   взятых   из   реальной   практики   ситуациях   путем коллективного   обсуждения   или   разыгрывания   соответствующих   ролей (индивидуальных   или   групповых)   по   правилам,   заданным   или   выработанным самими участниками игры. Массовое   применение   дидактических   игр   этого   типа   вызвано   двумя причинами.   Первая   причина:   деловые   игры   резко   повышают   познавательную активность учащихся, что объясняется широкими возможностями обучающихся применять   на   практике   полученные   знания.   В   процессе   деловой   игры обучающиеся   получают   и   усваивают   значительно   больше   чисто   прикладной информации,   необходимой   для   грамотного   принятия   деловых   решений. Свойственный  игре азарт, возможность  идти на риск без опасений реального 33 ущерба   позволяют   участникам   игры   быть   более   раскрепощенными,   полнее проявить себя. Игра помогает также формировать у обучающихся способность к объективной   самооценке,   так   как   все   основные   действия   и   их   результаты целиком   зависят   от   самих   играющих,   находящихся   в   одинаковых   стартовых условиях. Вторая причина увлеченности деловыми играми определяется спецификой требований к работнику в условиях рыночных отношений, расширения сферы деловых контактов. Выпускнику техникума необходимы не только специальные знания и профессиональные умения, но и опыт делового общения с разными людьми в различных жизненных и производственных ситуациях. Продуктивность деловых   контактов   часто   становится   решающим   фактором   достижения поставленной цели. Правильный выбор тактики общения, культура переговоров, гибкость, выдержка и такт, соблюдение делового этикета позволяют завоевать доверие и уважение деловых партнеров, создают положительный имидж. Все эти качества можно эффективно отработать в деловых играх. Проблемное обучение  Технология   проблемного   обучения заключается   в   том,   что   учащихся ставят   в   положение   «первооткрывателей»,   «исследователей»   учебных   и производственных   ситуаций.   Из­за   наличия   событий   с   большой   степенью неопределенности   будущий   рабочий   (специалист)   нуждается   в   новых нестандартных средствах и способах деятельности, так как традиционные в этих условиях   уже   недостаточны.   Такие   ситуации   называются   проблемными. Проблемная   ситуация   —   непременное   условие,   своеобразный   пусковой механизм творческого мышления. Как только возникла проблемная ситуация, включается   мышление,   необходимое   для   понимания   сущности   смысла затруднения, противоречия. В этом случае проблемная ситуация уже переходит в осознаваемую мыслительную задачу, проблему. При   проблемном   обучении   всегда   имеют   место   постановка   и   решение познавательных задач (проблем), выдвигаемых в форме вопроса, задания, задачи. Проблема — это вопрос или задача, способ решения или разрешения которой 34 учащемуся заранее неизвестен, но он обладает исходными знаниями и умениями для   поиска   результата   или   способа   выполнения.   Этим   положением   следует руководствоваться   при   создании   или   выборе   проблемных   ситуаций   и формулировании проблем. Познавательная   задача,   проблема   возникают   в   результате   противоречия между   известным,   освоенным   и   еще   неизвестным,   между   новыми   фактами, явлениями,   зависимостями   и   ранее   усвоенными   знаниями,   способами деятельности,   в   которые   эти   факты   и   явления   «не   укладываются». Противоречия, которые существуют в реальной действительности, отражаются в сознании   обучающихся   только   тогда,   когда   они   сталкиваются   с   ними. Следовательно, проблема существует объективно, независимо от того, стала ли ситуация проблемной для обучающегося, осознал ли он это противоречие, ищет ли   он   свое   решение.   Для   обучающегося   его   ситуация   превращается   в проблемную,   когда   он   осознает   и   воспринимает   противоречия.   Необходимо провести   отбор   реальных   учебных   и   учебно­производственных   ситуаций, столкнуть обучающихся с ними, побуждая их к открытию нового. Эвристическая   беседа, когда   мастер   путем   вопросов   и   логических рассуждений подводит учащихся к определенным выводам, составляющим суть рассматриваемых фактов, явлений, процессов, правил и т.п. При этом мастер побуждает   учащихся   воспроизводить   и   использовать   свои   теоретические   и практические   познания,   производственный   опыт,   сравнивать,   сопоставлять, делать   умозаключения.   Коллективная   беседа   создает   атмосферу   общей заинтересованности, что способствует осмыслению и систематизации знаний и опыта обучающихся, положительно влияет на развитие их мышления. Однако   использование   эвристической   беседы   в   производственном обучении   имеет   определенные   ограничения.   Во­первых,   она   требует значительного запаса профессиональных знаний, опыта, иначе проводить беседу бессмысленно.   Поэтому   данный   метод   обычно   используют   на   более   поздних этапах учебного процесса. Во­вторых, эвристическая беседа — коллективная форма общения мастера с учащимися и применять ее наиболее целесообразно 35 при проведении группового или бригадного инструктажа учащихся — вводного или текущего. В­третьих, этот метод требует от мастера педагогического опыта особой подготовки: содержание будущей беседы должно быть расчленено на логически   связанные   части,   вопросы   предварительно   сформулированы   и расположены   в   соответствии   с   логикой   рассуждений,   продуманы   возможные ответы учащихся и собственная реакция на них, а также основные выводы. Так как эвристическая беседа требует больших затрат времени, чем другие методы и формы   обучения,   она   применяется   в   особо   важных   для   учебно­ производственной деятельности обучающихся случаях — при изучении нового оборудования, новых технологий и способов их практической реализации, при освоении   инструментов,   оснастки, выполнения трудовых процессов и т.п.   рассмотрении   различных   режимов 36 Интерактивные технологии обучения И.Д. Стародубова ­  преподаватель  психолого­педагогических  дисциплин   КГБ   ПОУ НПГТ  Проведенные   исследования   показывают,   что   от   5   до   30%   человек усваивает   материал     при    пассивном   участии   в  нем.  От 30  до  50 % ­    при активном   в   нем   участии   с   учителем   и   от   70  до   90   %   при   самостоятельной практической работе над темой и обучении других.  Следовательно,   сущность   современного   образования   отражается   в китайской   пословице   «Скажи   мне,   я   забываю,  покажи   мне,   я   могу запомнить, позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда». При пассивной модели освоение материала учеником происходит только со   слов   учителя,   а   также   материала,   данного   в   учебниках.   На   таком   уроке главным действующим лицом является педагог. Школьники же являются просто пассивными слушателями.  Условиями выбора данных методов является:  ­   недостаточно   источников   информации   (учебников,   словарей, справочников и т.п.);  ­ отсутствие времени для поиска информации;  ­ большое количество обучающихся;  ­ большой объем изучаемого материала;  37 ­ отсутствие у обучаемых базовых знаний по рассматриваемым вопросам  Этот метод имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Более   широко   начинают   использоваться  активные   методы.  Они являются такой формой взаимодействия учителя с учащимися, при которой обе стороны учебного процесса общаются друг с другом, т.е. являются субъектами учебного процесса. Школьники становятся активными участниками урока, имея равные права с педагогом.  Способы коммуникации разнообразны:  ­ центральная роль преподавателя; ­ совместное обсуждение» ­ взаимодействие и воздействие идут параллельно.  Это   стимулирует   познавательную   деятельность   детей   и   их самостоятельность. Однако и у данной модели кроме положительного, имеются некоторые недостатки.  При   ее  использовании   школьники   являются   субъектами   учения только для себя. Дети общаются с педагогом, но не ведут диалога друг с другом. Таким   образом,   активный   метод   обучения   имеет   одностороннюю направленность. Сегодня   на   первый   план   выходит  интерактивная модель обучения,  которая   подразумевает   активное   взаимодействие   не   только   с учителем,   но   и   непосредственно   между   учениками.   Здесь   обязательны интерактивные формы уроков: моделирование различных жизненных ситуаций, ролевые   игры,   решение   вопросов   в   группах   и   другие   всевозможные   виды обучения. Конечно, на первое место выходят профессионализм и подготовка преподавателя.   В   помощь   преподавателю   развиваются   различные   технологии интерактивного   обучения,   то   есть   методы,   позволяющие   сделать   урок интересным и насыщенным. Само   слово   «интерактив»   пришло   в  русский   язык   из   английского.   Его дословный перевод означает «взаимный» (inter) и «действовать» (act). Понятие «интерактивный»   выражает   способность   находиться   в   состоянии   диалога, беседы или же взаимодействовать с кем­либо (например, с человеком), а также с чем­либо   (компьютером).   Таким   образом,   инновационная   форма   обучения представляет собой диалог, при котором осуществляется взаимодействие.  Интерактивное   обучение  ­     обучение,   построенное   на   взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого   опыта.   Реализуя   все   принципы   активного   обучения, интерактивное обучение  основной упор делает на коммуникации, общении, концентрируясь на реализации двух принципов активизации — диалогического общения и совместной деятельности. 38 Поэтому   ведущую   роль   в   интерактивном   обучении   играет   диалоговое обучение, коллективное обучение, взаимодействие обучающихся, принимающих участие   в   образовательном   процессе.   С   учетом   этой   трактовки   формула группового обучения может быть представлена в другом виде. К особенностям интерактивного обучения относят: ­   пребывание   обучающихся   и   преподавателей   в   одном   смысловом пространстве; ­ совместное погружение в проблемное иоле решаемой задачи; согласованность в выборе средств и методов решения проблемной задачи, проблемной ситуации; ­ согласование эмоциональных состояний, переживание созвучных чувств, сопутствующих совместной деятельности. Технологии интерактивного обучения предполагают следующие методы и приемы обучения: 1.   Работа   в   парах.   Можно   использовать   для   достижения   любой дидактической   цели:   усвоение,   закрепление,   проверка   знаний   и   т.д.. Способствует развитию навыков общения, умения высказываться, критического мышления, умение убеждать и вести дискуссию Алгоритм действия ­   Предложите ученикам задания, задайте вопрос. Дайте им 1­2 мин для продумывания возможных ответов или решений. ­   Определите, кто из них будет выражать мысли первым и попросите обсудить свои идеи друг с другом. Они должны достичь согласия относительно ответа   или   решения.   По   истечению   времени   на   обсуждение,   каждая   пара представляет результаты работы, обменивается своими идеями и аргументами со всем классом. 2.   Ротационные   (сменные)   тройки.  Способствует   активному обстоятельному   анализу   и   обсуждению   нового   материала   с   целью   его осмысления, закрепления и усвоения.  Алгоритм действия. ­   Разработать   различные   вопросы,   чтобы   помочь   учащимся   начать обсуждение нового или разъяснение материала. ­   Разместите   тройки   так,   чтобы   каждая   из   них   видела   тройку   слева   и тройку справа. Вместе все тройки должны образовывать круг. ­ Дайте каждой тройке открытый вопрос (одинаковый для всех). ­ После короткого обсуждения попросите участников рассчитаться от 0 до 2. Ученики с номером 1 переходят к следующей тройке по часовой стрелке, а ученики   с   номером   2   переходят   через   две   тройки   против   часовой   стрелки. Ученики   с   номером   0   остаются   на   месте   и   являются   постоянными   членами 39 тройки.   Результатом   будет   полностью   новая   тройка.   Вы   можете   двигать тройками столько раз, сколько у вас есть вопросов. 3.  Карусель.  Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо­это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее ­ ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. 4. Работа в малых группах. 5.  Технология   Аквариум  заключается   в   том,   что   несколько   учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. 6.  Незаконченное   предложение.   (Я   благодарен   своей   Родине   (семье, школе) потому ..., желаю ей .... 7.  Метод   «Мозговой   штурм»  ­   доказать,   объяснить.   Это   прекрасный метод   для   использования   опыта   учащихся   с   целью   решения   проблем   и разработки идей. Мозговой штурм срабатывает лучше в группах по 5 ­7 человек. Четко определите проблему или тему для мозгового штурма. Работайте в кругу. Выберите лидера, который ведет обсуждение и поощряет появление новых идей. Он должен поощрять количество, а не качество идей. Правила мозгового штурма: ­  Никакой критики! ­ Заимствования других идей является нормальным явлением. ­ Желаемое ­ большое количество идей. ­   Оценка   приходит   позже.   Чтобы   усовершенствовать   качество   идей, предоставьте   время   детям,   чтобы   они   написали   свои   идеи   сначала индивидуально. 8.   Броуновское   движение    предполагает   движение   учеников   по   всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. 9.  Дерево   решений  ­   класс   делится   на   3   или   4   группы   с   одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. 10. Суд от своего имени. 11. Ролевая (деловая) игра. 12.  Кейс­метод  (разбор   ситуаций)   ­   от   англ.   сase   ­   случай   ­   техника обучения,  использующая   описание   реальных   ситуаций.   Обучающиеся   должны проанализировать   ситуацию,   разобраться   в   сути   проблем,   предложить возможные   решения   и   выбрать   лучшее   из   них.  Различают   полевые   ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы. 40 13. Метод пресс. Используется при обсуждении спорных вопросов и при проведении   упражнений,   в   которых   нужно   занять   и   четко   аргументировать определенную   позицию   по   проблеме,   которая   обсуждается.   Метод   обучает учеников   производить   и   формулировать   аргументы,   высказывать   мнения   по дискуссионному вопросу в отчетливой и сжатой форме, убеждать других. Алгоритм действия. ­ Раздайте материалы, в которых указано 4 этапа метода ПРЕСС. ­ Начиная со слов ... я считаю, что ... ­ Начинайте со слов ... потому что .. ­   Объясните   механизм   этапов   ПРЕСС­метода   и   дайте   ответы   на возможные вопросы учеников. Приведите примеры к каждому из трех этапов. ­   Предложите   желающим   попробовать   применить   этот   метод   к   любой проблеме на их выбор. ­ Проверьте, понимают ли ученики механизм применения метода. Этапы можно адаптировать, предлагая учащимся приводить несколько вариантов своих мыслей или примеров. ­   Когда   формула   будет   понятна   всем   учащимся,   предложите   им попробовать   самим.   Примените   данный   метод   на   всех   уроках,   где   нужна аргументация учениками своего мнения. 14.Дискуссия, дебаты. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только  умело направить его для достижения поставленных учебных целей. При совместной деятельности обучающихся каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.   Успешность   процесса   во   многом   зависит   от   организации, необходимым   элементом   которой   является   создание   атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Совместное движение, достижение новых целей, рубежей развивает познавательную деятельность, переводит ее в категорию кооперации и сотрудничества. Задача преподавателя заключается не в передаче готовых знаний, а в такой организации   учебного   процесса,   при   которой   обучающиеся   побуждаются   к самостоятельному поиску.   Организация   учебного   процесса   должна   обеспечивать   максимальное включение в процесс всех учащихся. Эффективность метода связывают с тем, что интерактивные методы: ­ пробуждают у обучающихся интерес; ­ поощряют активное участие каждого в учебном процессе; ­ обращаются к чувствам каждого обучающегося; ­  способствуют эффективному усвоению учебного материала; 41 ­ оказывают многоплановое воздействие па обучающихся; ­ осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории); ­ формируют у обучающихся мнения и отношения; ­ формируют жизненные навыки; ­  способствуют изменению поведения. В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и   взаимодействие   всех   его   субъектов.   Развитие   индивидуальности   учащихся, воспитание   их   личности   происходит   в   ситуациях   общения   и   взаимодействия друг с другом и с преподавателем.  Наиболее адекватной, с точки зрения сторонников концепции, и наиболее часто применяемой моделью интерактивного обучения является учебная игра. Игра   предоставляет   педагогу   возможность   создания   условий   для практического, имитационного воспроизведения результатов обучения (знаний, умений   и   навыков),   их   применения,   отработки   и   тренировки   с   учетом индивидуальных   различий   обучающихся,   вовлечения   в   игру   участников   с различными уровнями учебной мотивации.  Игры несут в себе возможности значительного эмоционально­личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений.   Поэтому   применение   учебных   игр   способствует   развитию индивидуальных и личностных качеств учащегося. 42 Применение современных технологий при изучении дисциплины «Химия» Шайтанова Е. И.  Преподаватель НФ КМНС ХГМК Педагогическая технология – это совокупность приемов, применяемых в каком­либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Всоответствовали   с   требованиями   ФГОС   СПО   для   достижения результатов образования преподавателю необходимо выбирать соответствующие педагогические   технологии,   методы   и   формы   организации   теоретического   и практического   обучения.   Выбор   технологии   зависит   от   целевой   функции образовательного   процесса,   освоением   общих   и   профессиональных компетенций.  Таким   образом,   для   достижения   запланированных   результатов образовательного   процесса   в   своей   педагогической   практике   я   осуществляю выбор адекватных для этих целей педагогические технологии или отдельные ее компоненты. Чаше всего мною используются следующие современные технологии:          Технология развития критического мышления Проектная технология Информационные технологии Технология развивающего обучения Технология проблемного обучения Здоровьесберегающие технологии Игровые технологии Дифференцированное обучение Технология дистанционного обучения. Каждая   педагогическая   технология   реализуется   посредством   выбора методов обучения.  Метод обучения – это процесс взаимодействия между преподавателем и студентами,   в   результате   которого   происходит   передача   и   усвоение   знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.  43 Технологию   критического   мышления  использую   для   построения занятия   на   базе   критического   отношения   к   тексту.   Критически   мыслящий человек задает вопросы и сам ищет на них ответ:  Что я знаю? Что нового я узнал? Как изменились мои знания? Как эти знания   я   могу   применить   в   своей   деятельности?   Всегда   делаю   акцент   на будущей профессии. Часто использую такие приемы как:  1.           Прием «Кластер» 2.            Таблица 3.           Учебно­ мозговой штурм 4.           Интеллектуальная разминка 5.           Зигзаг, зигзаг ­2 6.            Прием «Инсерт» 7.           Эссе 8.           Приём «Корзина идей» 9.           Приём «Составление синквейнов»  10.       Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…» 11.       Да ­ нет 12.       Приём «Чтение с остановками»  13.       Приём «Взаимоопрос» Технология   коллективного   обучения  позволяет   объединить   усилие студентов в процессе самостоятельно работы в парах сменного состава. Как правило,   пары   гетерогенного   состава.   Состав   пар,   по   желанию   или необходимости,   можно   менять,   в   зависимости   от   интересов,   склонностей, способностей   студентов.   Данную   технологию   использую   при   выполнении практических работ, как по химии, так и по биологии.  Применение   технологии  проблемного   обучения  позволяет   студентам самим   отвечать   на   поставленные   вопросы,   проблемы   и   находить   пути   их решения.  На помощь приходит всем известный рассказ А. Конан Дойла «Собака Баскервилей»   в   которой   автор   допустил   существенную   химическую   ошибку. Студентам   заучивается   отрывок   и   задается   вопрос   «В   чем   заключается ошибка?». Исходя из ответа, студенты ставят цель и задачи занятия.  44 Всеми известный факт о существовании в Италии «Собачей пещеры» так же можно использоваться для создания проблемной ситуации на занятии. В ней человек стоя может находиться длительное время, а забежавшая туда собака задыхается   и   гибнет.   По   какой   причине   это   происходит?   Самые   активные студенты сразу догадаются, что речь идет о каком­то газе, а далее необходимо направить интерес студентов в нужное русло и перейти к изучению темы. В   народной   медицине   часто   встречаются   рецепты   с   использованием веществ,   примерный   состав   которых   хорошо   известен.   Такие   факты   можно использовать для создания проблемных вопросов в начале изучения темы, так и для   этапа   в   конкурсных   соревнованиях,   игровых   формах.   Например:   для лечения   малокровия (пониженного   содержания   гемоглобина   в  крови)  издавна применяли   препараты   железа,   в   т.ч.   сульфат   железа   (II),   а   иногда   и восстановленное   железо   в   порошке.   Известен   и   старинный   народные   рецепт средства от малокровия – «железное» яблоко: в яблоко (лучше антоновское) втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки. Затем гвозди вынимают, а яблоко съедают. Как вы можете объяснить эффективность «железного» яблока с   точки   зрения   химии?   Размышление   протекают   примерно   в   следующем направлении: железо применяют для лечения малокровия, так как оно входит в состав гемоглобина. Железо, входящее в состав сплава, из которого сделаны гвозди, растворяется, хотя и медленно, в органических кислотах, содержащихся в яблоке. Яблоко обогащается железом. Считается, что из всех сортов яблок больше   всего   железа   в   антоновских,   много   в   них   и   кислот,   что   облегчает растворение железа. Прием«Удивляй», использую в теме «Галогены». Учащимся сразу же  обладает  резина немедленно вспыхивают и сгорают. Он разъедает стеклои металлы,  заставляет гореть воду, взрывается при соприкосновении со снегом;  небезразличен этот газ и к живой ткани: съедает кожу и ногти, разрушает  легкие, делает глаза незрячими. Немало ученых заплатили здоровьем и  это,   фтор все больше и больше применяется в жизни человека. Прием: «Знаете  которого нет в природе (астат).  Встречается элемент, который называют «желто ­  белая» смерть (хлор Прием«Удивляй», использую в теме «Галогены». Учащимся сразу же  обладает  резина немедленно вспыхивают и сгорают. Он разъедает стеклои металлы,  заставляет гореть воду, взрывается при соприкосновении со снегом;  небезразличен этот газ и к живой ткани: съедает кожу и ногти, разрушает  легкие, делает глаза незрячими. Немало ученых заплатили здоровьем и  это,   фтор все больше и больше применяется в жизни человека. Прием: «Знаете  которого нет в природе (астат).  Встречается элемент, который называют «желто ­  белая» смерть (хлор Прием«Удивляй», использую в теме «Галогены». Учащимся сразу же  обладает  резина немедленно вспыхивают и сгорают. Он разъедает стеклои металлы,  заставляет гореть воду, взрывается при соприкосновении со снегом;  небезразличен этот газ и к живой ткани: съедает кожу и ногти, разрушает  легкие, делает глаза незрячими. Немало ученых заплатили здоровьем и  это,   фтор все больше и больше применяется в жизни человека. Прием: «Знаете  которого нет в природе (астат).  Встречается элемент, который называют «желто ­  белая» смерть (хлор При   изучении   темы   «Галогены»   можно   использовать   несколько технологий:  какой газ  разъедает  стекло  и  металлы?  Заставляет гореть  воду? Какой элемент был открыт котом? Элемент, которого нет в природе? Игровые   технологии  помогают   усваивать   материал   через   все   органы приема информации. Не смотря на то, что возраст студентов может варьировать от16 до 40 лет, все студенты активизируются, когда преподаватель предлагает поиграть.  Примеры: Игра «Руки вверх», Игра «Найди ошибку», Игра «Узнай меня", Игра   «Химическая   тайнопись»,   Игра   «Кто   дальше?»,   Игра   «Отгадываю задуманный элемент», Игра «Цепочка». Правильно   организованная   мотивация   вызывает   у   студетов   постоянное желание овладеть знаниями, что непременно отражается на повышении качества знаний.  45 46 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Изд. 1. Центр «Академия», 2000. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. ­ С.­П., изд. 2. КАРО, 2006. Кочергина   Л.Л.,   Тропкина   Л.А.,   Интегрированные   уроки   в   школе.   – 3. Волгоград: Учитель, 2003. Кукушин   В.С.   Современные   педагогические   технологии.   Начальная 4. школа. – Ростов­на­Дону «Феникс», 2004. Мытницкая С.Н. Мне помогают элементы интегрирования. // Начальная  Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. «Шаг школы в  5. школа, 2012, №1.  6. смешанное обучение» Открытая школа Рыбаков фонд –Москва 2016. 7. kolledzha­864077.html https://infourok.ru/statya­binarnie­uroki­filologicheskogo­cikla­v­usloviyah­ 8. 9. 10. 11. http://works.doklad.ru/view/UTZwxLM9­BA.html  http://www.msn.com/ru http://проф­обр.рф/publ/19­1­0­1460 https://nsportal.ru/npo­spo/obrazovanie­i­ pedagogika/library/2015/05/11/binarnyy­urok­kak­forma­ratsionalnoy 12. www.informio.ru/files/main/documents/2017/04/Doklad_Binarnye_uroki.docx 13. https://mega-talant.com/  47

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений

Сборник по итогам педагогических чтений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2019