Сборник практических работ по рисованию и лепке
Оценка 4.8

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Оценка 4.8
Раздаточные материалы
doc
изобразительное искусство
Взрослым
23.06.2017
Сборник практических работ по рисованию и лепке
В данном материале представлены практические работы для обучающихся по профессии Повар, кондитер для реализации профессионального модуля "Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий". В сборнике имеются подробные технологические (инструкционные) карты по изготовлению декора для тортов и пирожных из соленого (цветного) теста.Методическое пособие по практическим работам
Рисование и лепка.doc
Министерство образования Иркутской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский техникум отраслевых технологий и сервиса» Иркутской области Учебно­методическое пособие по выполнению практических  работ  учебной дисциплины  Рисование и лепка для кондитеров образовательной программы   по профессии СПО  19.01.17 Повар, кондитер; Байкальск 2015  2 Методические рекомендации по организации   практических  работ студентов образовательной программы  по профессии СПО 19.01.17  Повар, кондитер  являются   частью   основной   программы.  Данные   рекомендации имеют   практическую   ориентированность   при   организации   различных   форм контроля  практических  работ  студентов,   определяют   ее   сущность   и назначение. Организация­разработчик:  ГАПОУ   БТОТиС  Разработчик: О.Н. Табанакова,  преподаватель    Методические рекомендации по выполнению  практических работ студентов одобрены     ЦК     профессионального   блока   ГАПОУ     БТОТиС   протокол   № __«____»______сентября____2015 г.                                                                           3 I. ПАСПОРТ Область применения      Методические рекомендации по организации  практических работ студентов разработаны   на   основании  Положения   о   планировании,   организации   и проведении     лабораторных   работ   и   практических   занятий   в   ГАПОУ БТОТиС   Приказ № 100­ОД от 24.10. 2012 г.             Формы организации студентов на практических занятиях: фронтальная,   групповая и индивидуальная.       При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют  одновременно одну и ту же работу.       При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2­5 человек.       При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание. Результатом   проведения   практических   работ   является   преемственность теоретического   материала   и   практических   заданий,   овладение   студентами умениями   и   соответствующими   компетенциями   и   приобретение соответствующего опыта.     В критерии оценки уровня подготовки студента входит: уровень   освоения   обучающимся   материала,   предусмотренного   учебной программой по УД; умение   студента   использовать   теоретические   знания   при   выполнении практических задач.    Уровень подготовки студента оценивается в баллах: 5 «отлично», 4 «хорошо», 3 «удовлетворительно, 2 «неудовлетворительно». 4 СОДЕРЖАНИЕ Общие положения 1.Результаты выполнения практических работ, подлежащие проверке.                          2.Оценка результатов выполнения практических работ студентов. 3. Методические рекомендации по выполнению практических работ студентов.          ПР1. Организация  рабочего места, приемов работы.  ПР2. Начальные упражнения по рисованию. Проведение от руки прямых линий в разных  направлениях. Написание криволинейных фигур. Рисование геометрических фигур. ПР3. Рисование орнаментов.  ПР4. Рисование с натуры куба, призмы, шара, пирамиды. ПР5. Натюрморт, составленный из геометрических тел.  ПР6. Рисование с натуры предметов домашнего обихода и растений. ПР7. Рисование с натуры фруктов и овощей. ПР8. Рисование с натуры ваз и корзин с цветами. ПР9. Рисование животных и птиц. Наброски и зарисовки птиц, медведей, белок, зайцев,  лисиц. ПР10. Рисунки по мотивам русских народных сказок. ПР11. Рисование с натуры пирожных. ПР12. Рисование с натуры квадратного торта. Композиция квадратного торта. ПР13. Рисование с натуры круглого торта. Композиция круглого торта. ПР14. Лепка из пластилина с натуры (овощей и фруктов, цветов, животных и птиц) ПР15. Лепка из соленого теста (овощей и фруктов, цветов, животных и птиц). ПР16. Оформление изделий из соленого теста.  ПР17. Работа по изготовлению макетов пирожных.  ПР18. Работа по изготовлению макетов тортов круглого. ПР19. Работа по изготовлению макетов тортов квадратного.  ПР20. Торта свадебного. ПР21. Торта праздничного. Перечень рекомендуемых источников информации                                                             Приложение №1 Приложение №2                                                                                                                            5 6 11 13 13 15 18 19 21 22 24 25 27 29 31 32 33 34 35 37 43 44 44 45 47 49 50 51 5 Общие положения  Рисование   и   лепка   для   ФГОС В   результате   освоения   учебной   дисциплины   кондитеров  обучающийся   должен   обладать   предусмотренными   умениями, знаниями: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: У1. Организовывать рабочее место; У2. Изображать предметы на плоскости; У3. Составлять композицию рисунка; У4. Рисовать в перспективе; У5. Рисовать с натуры объемные предметы; У6. Создавать объемные изображения из пластилина и соленого теста. З1. Способы изображения предметов на плоскости; З2. Принципы составления композиции рисунка; З3. Особенности рисования в перспективе; З4. Особенности рисования с натуры объемных предметов. 6 1. Результаты выполнения практических  работ, подлежащие проверке  В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка умений и знаний, сформированных в процессе выполнения следующих практических работ: Наимено вание разделов и тем учебной дисципли ны Раздел 1.  Рисовани е Раздел 2.  Лепка Наименование  практической работы Таблица 1.1 Кол­во часов, отведе нных на ПР ПР1. Организация  рабочего места, приемов работы.  ПР2. Начальные упражнения по рисованию. Проведение от руки прямых линий в  разных  направлениях. Написание криволинейных фигур. Рисование  геометрических фигур  ПР3. Рисование орнаментов.  ПР4. Рисование с натуры куба, призмы, шара, пирамиды. ПР5. Натюрморт, составленный из геометрических тел. ПР6. Рисование с натуры предметов домашнего обихода и растений. ПР7. Рисование с натуры фруктов и овощей ПР8. Рисование с натуры ваз и корзин с цветами. ПР9. Рисование животных и птиц. Наброски и зарисовки птиц, медведей, белок,  зайцев, лисиц. ПР10. Рисунки по мотивам русских народных сказок ПР11. Рисование с натуры пирожных. ПР12. Рисование с натуры квадратного торта. Композиция квадратного торта. ПР13. Рисование с натуры круглого торта. Композиция круглого торта. ПР14. Лепка из пластилина с натуры (овощей и фруктов, цветов, животных и  птиц) ПР15. Лепка из соленого теста (овощей и фруктов, цветов, животных и птиц)  ПР16. Оформление изделий из соленого теста.  ПР17. Работа по изготовлению макетов пирожных.  ПР18. Работа по изготовлению макетов тортов круглого. ПР19. Работа по изготовлению макетов тортов квадратного.  ПР20. Торта свадебного. ПР21. Торта праздничного.  Практические работы  (всего) – 21   2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2       2 2 2 2 2 2 30 7 Умения и знания, формируемые в процессе выполнения практических работ Таблица 1.2 Форма практической работы 1 ПР1. Организация   рабочего места, приемов  работы 2 У1. Организовывать рабочее место; У2. Изображать предметы на плоскости; У3. Составлять композицию рисунка; З1. Способы изображения предметов на плоскости; З2. Принципы составления композиции рисунка; У1. Организовывать рабочее место; У2. Изображать предметы на плоскости; З1. Способы изображения предметов на плоскости; З2. Принципы составления композиции рисунка ПР2. Начальные  упражнения по рисованию.  Проведение от руки  прямых линий в разных.  направлениях. Написание  криволинейных фигур.  Рисование геометрических  фигур ПР3. Рисование орнаментов У1. Организовывать рабочее место; ПР4. Рисование с натуры  куба, призмы, шара,  пирамиды ПР5. Натюрморт,  составленный из  геометрических тел У2. Изображать предметы на плоскости; У3. Составлять композицию рисунка; З1. Способы изображения предметов на плоскости; З2. Принципы составления композиции рисунка У1. Организовывать рабочее место; У2. Изображать предметы на плоскости; У4. Рисовать в перспективе; У5. Рисовать с натуры объемные предметы; З1. Способы изображения предметов на плоскости; З2. Принципы составления композиции рисунка; З3. Особенности рисования в перспективе; З4. Особенности рисования с натуры объемных предметов. У1. Организовывать рабочее место; У2. Изображать предметы на плоскости; У3. Составлять композицию рисунка; У4. Рисовать в перспективе; У5. Рисовать с натуры объемные предметы; З1. Способы изображения предметов на плоскости; З2. Принципы составления композиции рисунка; З3. Особенности рисования в перспективе; З4. Особенности рисования с натуры объемных предметов. 8 ПР6. Рисование с натуры  предметов домашнего  обихода и растений ПР7. Рисование с натуры  фруктов и овощей ПР8. Рисование с натуры  ваз и корзин с цветами ПР9. Рисование животных  и птиц. Наброски и  зарисовки птиц, медведей,  белок, зайцев, лисиц У1. Организовывать рабочее место; У2. Изображать предметы на плоскости; У3. Составлять композицию рисунка; У4. Рисовать в перспективе; У5. Рисовать с натуры объемные предметы; З1. Способы изображения предметов на плоскости; З2. Принципы составления композиции рисунка; З3. Особенности рисования в перспективе; З4. Особенности рисования с натуры объемных предметов. У1. Организовывать рабочее место; У2. Изображать предметы на плоскости; У3. Составлять композицию рисунка; У4. Рисовать в перспективе; У5. Рисовать с натуры объемные предметы; З1. Способы изображения предметов на плоскости; З2. Принципы составления композиции рисунка; З3. Особенности рисования в перспективе; З4. Особенности рисования с натуры объемных предметов. У1. Организовывать рабочее место; У2. Изображать предметы на плоскости; У3. Составлять композицию рисунка; У4. Рисовать в перспективе; У5. Рисовать с натуры объемные предметы; З1. Способы изображения предметов на плоскости; З2. Принципы составления композиции рисунка; З3. Особенности рисования в перспективе; З4. Особенности рисования с натуры объемных предметов. У1. Организовывать рабочее место; У2. Изображать предметы на плоскости; У3. Составлять композицию рисунка; У4. Рисовать в перспективе; У5. Рисовать с натуры объемные предметы; З1. Способы изображения предметов на плоскости; З2. Принципы составления композиции рисунка; З3. Особенности рисования в перспективе; З4. Особенности рисования с натуры объемных предметов. 9 ПР10. Рисунки по мотивам  русских народных сказок ПР11. Рисование с натуры  пирожных ПР12. Рисование с натуры  квадратного торта.  Композиция квадратного  торта У1. Организовывать рабочее место; У2. Изображать предметы на плоскости; У3. Составлять композицию рисунка; У4. Рисовать в перспективе; У5. Рисовать с натуры объемные предметы; З1. Способы изображения предметов на плоскости; З2. Принципы составления композиции рисунка; З3. Особенности рисования в перспективе; З4. Особенности рисования с натуры объемных предметов. У1. Организовывать рабочее место; У2. Изображать предметы на плоскости; У3. Составлять композицию рисунка; У4. Рисовать в перспективе; У5. Рисовать с натуры объемные предметы; З1. Способы изображения предметов на плоскости; З2. Принципы составления композиции рисунка; З3. Особенности рисования в перспективе; З4. Особенности рисования с натуры объемных предметов. У1. Организовывать рабочее место; У2. Изображать предметы на плоскости; У3. Составлять композицию рисунка; У4. Рисовать в перспективе; У5. Рисовать с натуры объемные предметы; З1. Способы изображения предметов на плоскости; З2. Принципы составления композиции рисунка; З3. Особенности рисования в перспективе; З4. Особенности рисования с натуры объемных предметов. ПР13. Рисование с натуры  круглого торта.  Композиция круглого  торта ПР14. Лепка из пластилина  с натуры (овощей и  фруктов, цветов, животных и птиц) У1. Организовывать рабочее место; У2. Изображать предметы на плоскости; У3. Составлять композицию рисунка; У4. Рисовать в перспективе; У5. Рисовать с натуры объемные предметы; З1. Способы изображения предметов на плоскости; З2. Принципы составления композиции рисунка; З3. Особенности рисования в перспективе; З4. Особенности рисования с натуры объемных предметов У1. Организовывать рабочее место; У3. Составлять композицию рисунка; У6. Создавать объемные изображения из пластилина и соленого  теста. З2. Принципы составления композиции рисунка; 10 ПР15. Лепка из соленого  теста (овощей и фруктов,  цветов, животных и птиц)  ПР16. Оформление изделий из соленого теста ПР17. Работа по  изготовлению макетов  пирожных ПР18. Работа по  изготовлению макетов  тортов круглого ПР19. Работа по  изготовлению макетов  тортов квадратного ПР20. Торта свадебного ПР21. Торта праздничного У1. Организовывать рабочее место; У3. Составлять композицию рисунка; У6. Создавать объемные изображения из пластилина и соленого  теста. З2. Принципы составления композиции рисунка; У1. Организовывать рабочее место; У3. Составлять композицию рисунка; У6. Создавать объемные изображения из пластилина и соленого  теста. З2. Принципы составления композиции рисунка; У1. Организовывать рабочее место; У3. Составлять композицию рисунка; У6. Создавать объемные изображения из пластилина и соленого  теста. З2. Принципы составления композиции рисунка; У1. Организовывать рабочее место; У3. Составлять композицию рисунка; У6. Создавать объемные изображения из пластилина и соленого  теста. З2. Принципы составления композиции рисунка; У1. Организовывать рабочее место; У3. Составлять композицию рисунка; У6. Создавать объемные изображения из пластилина и соленого  теста. З2. Принципы составления композиции рисунка; У1. Организовывать рабочее место; У3. Составлять композицию рисунка; У6. Создавать объемные изображения из пластилина и соленого  теста. З2. Принципы составления композиции рисунка; У1. Организовывать рабочее место; У3. Составлять композицию рисунка; У6. Создавать объемные изображения из пластилина и соленого  теста. З2. Принципы составления композиции рисунка; 11 12 2. Оценка результатов выполнения практических работ студентов Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине  Рисование   и   лепка   для   кондитеров,   направленные   на формирование общих и профессиональных компетенций.  Оценка   результатов   выполнения   практических   работ   студентов осуществляется по накопительной системе.  Накопительная   система   оценки   знаний   студентов   предполагает непрерывное участие студентов во всех видах практических работ. Каждый вид деятельности студента оценивается из определенного количества баллов. Набранные баллы суммируются и приводятся к 5­бальной шкале. Оценка   практических   работ   студентов   осуществляется   следующим Мак. кол­во баллов за выполненную работу 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5                  5 5 5 5 5 5 105 13 образом:                   Наименование  практической работы ПР1. Организация  рабочего места, приемов работы.  ПР2. Начальные упражнения по рисованию. Проведение от руки прямых линий в  разных. направлениях. Написание криволинейных фигур. Рисование  геометрических фигур  ПР3. Рисование орнаментов.  ПР4. Рисование с натуры куба, призмы, шара, пирамиды. ПР5. Натюрморт, составленный из геометрических тел. ПР6. Рисование с натуры предметов домашнего обихода и растений. ПР7. Рисование с натуры фруктов и овощей ПР8. Рисование с натуры ваз и корзин с цветами. ПР9. Рисование животных и птиц. Наброски и зарисовки птиц, медведей, белок,  зайцев, лисиц. ПР10. Рисунки по мотивам русских народных сказок ПР11. Рисование с натуры пирожных. ПР12. Рисование с натуры квадратного торта. Композиция квадратного торта. ПР13. Рисование с натуры круглого торта. Композиция круглого торта.  ПР14. Лепка из пластилина с натуры (овощей и фруктов, цветов, животных и  птиц) ПР15. Лепка из соленого теста (овощей и фруктов, цветов, животных и птиц)  ПР16. Оформление изделий из соленого теста.  ПР17. Работа по изготовлению макетов пирожных.  ПР18. Работа по изготовлению макетов тортов круглого. ПР19. Работа по изготовлению макетов тортов квадратного.  ПР20. Изготовление торта свадебного. ПР21. Изготовление торта праздничного. Максимально возможное количество баллов Перевод в 5­ балльную шкалу Отношение набранной суммы баллов к максимально возможной Оценка по 5­ балльной шкале 90% и более 75­89% 60­74% Если хотя бы одна из работ оценена на «2» 5 4 3 2 14 3. Методические рекомендации по выполнению  практических работ студентов             ПР1. Организация  рабочего места, приемов работы.                                                          (2 ч) Цель: отработать основные приемы организации рабочего места и  приемов работы при  рисовании 1. Организовать рабочее место за столом.   Для рисунка карандашами рисующий кладет перед собой лист бумаги, выше –  карандаши, резинку; для работы красками  вместо карандашей кладут коробочку  красок и кисть, слева от бумаги – салфетку для вытирания кисти, справа от красок –  банку с водой. Палитру размещают справа от рисунка.  Важно знать, что в ходе  рисования с натуры карандаш в руке нельзя держать так же, как и ручку. При таком  положении рука лишена должной подвижности и сложно охватить взглядом  сразу  весь рисунок. Необходимо взять карандаш так, чтобы он зафиксировался всеми пятью  пальцами руки следующим образом: карандаш лежит на четырех пальцах  (указательном, среднем, безымянном, мизинце) в диагональном положении от кончика  указательного пальца к середине или основанию мизинца и прижимается сверху  большим пальцем. Правильное положение карандаша в руке вырабатывает умения  построения формы и позволяет постоянно сравнивать изображение с натурой.  В  начале работы, грамотное положение руки кажется  неловким, вызывает большое  напряжение. Позже, по мере овладения навыком  – оно становиться  удобным.  В ходе рисунков, выполняемых по памяти и воображению, а также во время тщательной  проработки мелких деталей возможно положение пальцев рук с карандашом такое  же, как и с ручкой во время письма.  Рисование с натуры лучше всего  вести за  специальными станками для рисования – мольбертами или деревянными планшетами. К ним лист прикрепляется с помощью кнопок.  Техника рисования – дело сложное, но  достижимое настойчивостью и трудом. Конечно, она дается тем, кто учиться не  только ее формальным приемам. Нужна, например, постановка глаза, т.е. умение  видеть всю натуру одновременно, сравнивать, выделять главное, обобщать и  отбрасывать лишнее, не характерное.   Задание №1: Организовать рабочее место. *лист бумаги необходимо расположить перпендикулярно направлению зрения рисующего; *освещение рисунка должно быть таковым, чтобы на него не попадала тень от фигуры  рисующего  и каких­либо предметов; источник света должен находиться вверху, при  дневном освещении ­ слева; солнечные лучи не должны попадать в глаза и на бумагу  рисующего; *расстояние между глазом рисующего и бумагой должно примерно равняться длине  вытянутой руки.  2. Отработка приемов работы.  К основным изобразительным средствам относятся точка, линия, штрих, тон и  цвет.  Точка. Точку получают прикосновением острия карандаша или кисти к  изобразительной плоскости.  В линейном рисунке точка используется как опора при  построении формы предмета. Такие точки называются опорными.  В тональном  рисунке точка участвует в изображении светотени.  Линия – одно из самых выразительных и популярных изобразительных средств. Линию  можно изобразить карандашом, кистью, пером. Линии бывают прямолинейные и  15 криволинейные. Сложными криволинейными линиями владеют опытные художники.  Например, А.Матисс в контурном рисунке с большим совершенством передает форму,  объем и движение лебедя.  Линия художника отличается от чертежной линии. Она  то утолщается, то становится тоньше, может быть жесткой, угловатой,  неуверенной и робкой. Сплетаясь в причудливые формы, линия бывает тонкой,  изысканно­кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Линейный рисунок  является, как правило, светлым, легким, обобщенным.Вариации комбинаций линий  безграничны. Линии могут быть короткими и длинными, прерывистыми и сплошными,  простыми и сложными, симметричными и асимметричными. Штрих – след на листе в виде короткой линии. В рисовании штрихами пользуются  значительно чаще, чем точкой. Штрихами отмечают размеры, пропорциональные  отношения, контуры предмета, светотень поверхностей и объемность формы  изображаемого объекта. Штрихи вместе с точками, заменяя однообразно ровную  линию контура, делают ее динамичной, а форму – живой и связанной с окружающей  средой. Штрихи, как и точки, бывают опорными. Например, при фиксировании  размеров. Штрихи выразительно передают фактуру рисунка, подчеркивая форму,  выражая характер.  Тон. Поверхность каждого предмета обладает своим тоном, который иначе  называют светлотой. Светлоту передают штриховкой, тушевкой и окраской.  Штриховка образуется посредством многослойного нанесения штрихов. Количество  штриховых слоев определяют светлоту изображаемого предмета. Направление  штрихов зависит от формы предмета. Штрихи изображают таким образом, чтобы  они подчеркивали и лучше выражали форму. Штрихи должны быть раздельными, их  наносят острием карандаша.  Каждый новый штриховой слой может менять  направление, усиливая штриховой тон. Штрихи можно изображать параллельно,  перекрестно, а также комбинировать эти методы.  Тушевка – это прием тонирования поверхности слитными, не раздельными штрихами.  Тушевку удобно делать боковой поверхностью карандаша. Важно запомнить, что  нельзя растирать тушевку пальцами, т.к. это сделает рисунок грязным и не  выразительным. Тушевка часто применяется в учебных рисунках поваров и кондитеров. Например, в разработке композиций кондитерских изделий.   В массе и контуре некоторых предметов очень ярко выражается характер, движение  и другие свойства. Поэтому для их изображения избирают иногда простейший вид  тонального рисунка – силуэт – контурный рисунок, заполненный одним ровным тоном.  В данном учебном рисунке  пятновое решение оправдано предельной выразительностью  силуэта, изображаемых животных.  Мазок – прикосновение кисти к листу бумаги. Форма мазка зависит от формы волоса  кисти, от густоты и способа нанесения краски. Концом круглой кисти можно сделать  мазок­точку, мазок­штрих и мазок­линию. Они применяются при обводке контуров и  проработке деталей. Вся масса волоса кисти дает широкий мазок­полоску,  употребляемый для окраски больших поверхностей. Плоская кисть дает мазки  прямоугольной формы. Прикладыванием кисти к бумаге получают мазок­отпечаток.   Таким приемом работы часто пользуются в учебных упражнениях.  Мазки, также  как и штрихи необходимо располагать по направлению формы,  усиливая ее фактурность.  Задание №2: Отработать положение пальцев руки с карандашом. (нарисовать   геометрическую фигуру)  1 2 16 Задание №3: Заполнить таблицу по образцу. № Изобразительное средство 1 Точка.  Описание средства Точку получают  прикосновением острия  карандаша или кисти к  изобразительной  плоскости.   Изображение средства 2 Линия  прямолинейная 3 Штрих  криволинейная параллельный перекрестный комбинированный Тушевка 4 5 Мазо к  мазок­точка мазок­штрих мазок­линия Задание №4: Ответить  на вопросы. 1. Как грамотно организовать рабочее место рисующего? 2. Почему знания и навыки в области основ рисунка важны для будущего повара и  кондитера? 3. Какова значимость предмета «Рисование и лепка» в освоении профессии повара,  кондитера? 4. Что является источником вдохновения для творчества? 5. Имена, каких выдающихся художников вам известны? 6. Какие вам известны инструменты и принадлежности для рисования? ПР2. Начальные упражнения по рисованию. Проведение от руки прямых линий в разных направлениях. Написание криволинейных фигур. Рисование геометрических фигур. 2ч.  Цель: приобрести практические навыки, отрабатывая упражнения по рисованию.                                                        Ход практической работы: Задание 1: Прочтите теоретический материал и выполните упражнения. Начиная рисовать, рисовальщик проводит на бумаге те или иные линии. Они  обозначают смысл будущего рисунка. Эти линейные изображения условны, но именно  с их помощью можно передать трехмерное пространство на плоском листе бумаги.  Любой рисунок сначала является линейным и только на последующих стадиях  работы происходит конкретизация формы с помощью светотени или цвета.  Отдельные рисунки выполняются только линиями. Линии по своему характеру  бывают прямые и кривые; по размеру – длинные и короткие; по тону – светлые и  17 темные; по назначению – контурные и вспомогательные; по направлению –  горизонтальные, вертикальные, наклонные.  Первые практические упражнения  следует начинать с проведения прямых линий и деления их на равные части. Однако  начинающему рисовать провести прямую линию от руки достаточно сложно.  Студентам, при этом, хочется прибегнуть к линейке. Этого делать не следует, так  как линия, проведенная по линейке – «мертвая» и не имеет отношения к рисованию.  Ненужно пугаться первых, невыразительных движений. Рисовать – значит  постепенно обретать умения, ловкость и необходимую гибкость руки. Поэтому, на  первых порах, необходимо освоить движение руки слева направо с карандашом в руках. Такая своеобразная «гимнастика» движений руки поможет приобрести уверенность,  легкость и свободу в начертании линий. При проведении вертикальных и  горизонтальных линий, хорошо ориентироваться по краям формата листа, что будет способствовать развитию двигательной координации руки, глазомера и чувства  пропорций. После упражнений с  горизонтальными, вертикальными и наклонными  линиями, целесообразно научиться строить сложные симметричные линии: ломаные, волнистые и комбинированные линии, которые особенно важны в разработке  орнаментальных композиций для кулинарных изделий. Различный характер линий  может выражаться в их длине, толщине, светлоте, направлению движения. Такие  линии создают иллюзию динамики, «выступают» или «отступают». Наконец,  эмоциональную выразительность линий можно показать в упражнениях с творческим подходом. Развитию глазомера и чувству пропорций поможет деление линий на  равные отрезки. Вначале проводят несколько одинаковых отрезков для зрительной  ориентации. Затем, «на глаз» делят их на четные и нечетные равные части. Для  освоения техники рисунка также полезны упражнения в рисовании линий,  пересекающихся под углом, в делении углов пополам. Дальнейшее развитие руки и  глазомера, приобретение новых знаний, умений и навыков связаны с упражнениями по  изображению прямых, острых и тупых углов, квадратов, прямоугольников, трапеций,  ромбов, дуг, окружностей, овалов. Приступая к этим упражнениям, следует сначала  потренироваться в проведении коротких линий под наклоном. Когда рука обретет  необходимую двигательную координацию, можно построить прямой угол. На  поверхность бумаги наносят легкие линии, отложив на них одинаковые отрезки. После этого делают контуры прямого угла более выразительно. Острый угол должен быть  меньше прямого, тупой ­ больше, но способ их изображения будет таким же, что и  при рисовании прямого угла. Квадрат нужно рисовать с помощью осей и диагоналей.  Осью называют тонкую прямую линию (горизонтальную или вертикальную),  проходящую через середину геометрической фигуры или какого­либо предмета  цилиндрической, конической и других форм. Разумеется, ось присутствует только в  различных графических изображениях. Диагональ же служит изобразительным  элементом, проходящим наискось между углами (например, между верхним правым  и нижним левым). Оси и диагонали при построении квадрата бывают и как  пересекающиеся в центре, и как размерные вспомогательные элементы.  Прямоугольник изображают таким же способом, что и квадрат, исключая лишь  абсолютное равенство сторон. Сначала намечают оси, от места пересечения  которых следует отложить вправо и влево большие, но одинаковые отрезки, а вверх и  вниз ­ меньшие. Затем проводят диагонали, чтобы в них пересекались стороны  прямоугольника. Трапецию рисуют также с помощью осей. Отложив от центра  пересечения по вертикали определенные отрезки, проводят параллельные горизонтали линии. На них откладывают разные отрезки и, соединив контурами точки, получают  фигуру, называемую трапецией. Ромб строят по осям, от центра пересечения  которых откладывают определенные отрезки. Криволинейные очертания ­ дуги,  окружности и овалы ­ имеют для начинающего рисовать определенную сложность,  18 вызванную проведением плавных контуров. Научиться уверенно и четко проводить от  руки плавные кривые очень важно ввиду разнообразия форм видимых предметов,  многие из которых состоят из округлых поверхностей. Кроме того, упражнения по  проведению криволинейных очертаний полезны для дальнейшего развития руки. Перед  выполнением упражнений следует провести "разминку" в виде написания  криволинейных фигур, плавная форма которых напоминает элементы рукописных букв (рис. 5). Дуги, окружности и овалы рисуют с помощью вспомогательных прямых  линий, без которых выполнить это упражнение почти невозможно. Например, перед  проведением дуги нужно изобразить отрезок прямой, после чего легче сделать  касательную к нему кривую. Окружность нельзя нарисовать без предварительно  обозначенных пересечением под прямым углом двух осей центра и размеченных на осях засечками одинаковых отрезков, отложенных от того же центра. Так же с помощью  осей рисуют овал.                  Рис. 5                                                                                                      Рис. 6 Упражнение №1: Проведение прямых линий в горизонтальном направлении Упражнение №2: Проведение прямых вертикальных линий Упражнение №3: Проведение наклонных линий Упражнение №4: Проведение сложных симметричных линий (ломаные, волнистые,) Упражнение №5: Деление прямых линий на равные отрезки (на нечетное число равных  частей, на четное число частей) Упражнение №6: Проведение  линий, пересекающихся под углом Упражнение №7: Деление углов  Упражнение №8: Нарисовать квадрат с помощью осей Упражнение №9:  Нарисовать трапецию с помощью осей Упражнение №10: Написать рукописными буквами свое имя Задание 2: Ответить на вопросы 1. Какие линии используют в рисунке? 2. Что выражают линии рисунка? 3. Почему в рисовании нельзя пользоваться линейкой? 4. Каким образом с помощью линий можно создать иллюзию движения?  5. Какие сложные симметричные линии вам известны?                                      19 ПР3. Рисование орнаментов.                                                           1ч. Цель: отработать основные приемы работы с карандашом и кистью, развивать  навыки  составлять рисунок, используя несколько одинаковых фрагментов рисунка.                                                                                    Ход работы: 1. Повторите  теоретический материал по теме «Характеристика  орнаментов» технический орнамент символический орнамент геометрический орнамент растительный орнамент каллиграфический орнамен фантастического орнамента астральный орнамент т пейзажный орнамент животный орнамент 20 предметный орнамент антропоморфный орнамент Ленточный  орнамент  бордюр 2. Оформите в тетрадях для практических работ следующие орнаменты: а. Композиционно­замкнутый орнамент, используя геометрический (на выбор) орнамент. б. Сетчатый орнамент, используя каллиграфический (на выбор)  орнамент в. Оформить один из орнаментов. кайма фриз .                ПР4. Рисование с натуры куба, призмы, шара, пирамиды.                                                             1ч. Цель: отработать основные приемы работы с карандашом, развивать  навыки  по оформлению рисунков , используя геометрические фигуры.                                                                                    Ход работы: 1. Повторите   теоретический   материал: Геометрическим   телом,   по   форме   схожим   с   кубом,   является   четырехгранная (прямоугольная) призма, у которой верхнее и нижнее основания имеют квадратную форму. Рисовать прямоугольную призму с натуры немного сложнее, чем куб. У призмы боковые грани   прямоугольные,   поэтому   рисунок   приходится   компоновать   по   вертикали   листа бумаги.   Принципы   рисования,   заключающиеся   в   правилах   композиции   рисунка, закономерностях   перспективы,   передаче   объемно­пространственной   формы   предмета средствами   светотеневой   моделировки,   распространяются   также   и   на   изображение четырехгранной призмы. Сложность   задачи   в   рисовании   с   натуры   геометрических   тел   связана   с   изображением шестиугольной   призмы.   Принцип   построения   конструкции   формы   этой   призмы   такой   же, несмотря   на   увеличение   числа   ребер.   И   здесь   надо   видеть   гипсовую   модель   тела   как   бы прозрачной   и   изобразить   каркас.   Уточнение   пропорций   и   обязательное   соблюдение   правил перспективы   предшествуют   выявлению   объемности   предмета   с   помощью   светотени. Особенностью   светотеневой   моделировки   поверхности   шестигранной   и   любой   другой многогранной призмы служит постепенность тональных переходов (рис. 19). 21 Рис. 19 Постепенное усложнение задач в рисовании геометрических тел оказывает несомненную пользу в   освоении   техники   штриховки   (тушевки).   Наряду   с   овладением   принципами   светотеневой моделировки поверхности изображения у рисующих закрепляются навыки в технике нанесения штрихов.   Именно   поэтому   рисование   шара   более   всего   подтверждает   выработанное   умение изображать в рисунке освещенную объемную форму. Построение шара начинают с компоновки его силуэта на бумаге, после чего отмечают место соприкосновения  модели тела с плоскостью подставки, проведя к этой точке вертикальную линию, служащую одновременно и осью, и диаметром шара (рис. 20). Затем через середину вертикали  проводят  горизонтальную  ось и  под  прямым  углом друг к другу две  наклонные. Размеры   всех   линий   должны   быть   равны   размеру   диаметра   шара.   Разумеется,   размеры   в рисовании   определяют   только   на   глаз,   т.   е.   без   применения   каких­либо   инструментов   типа линейки   или   циркуля.   Соединив   прямыми   линиями   все   концы   диаметров,   получают восьмиугольник,   благодаря   которому   легче   провести   плавную   замкнутую   кривую   ­   границу шара. Нарисовав границу шара, следует наметить круглую часть самого светлого места, затем серповидную   форму   тени   и   т.   д.   Разнообразными   штрихами   показывают   тень   и   полутень, выявляя в изображении объемность. Сравнивая рисунок с натурой, доводят работу до конца. Рис. 20 22 Рис. 21 Как и все предыдущие задания, изображение с натуры нового геометрического тела ­ пирамиды ­ начинают  с  композиции  рисунка.  Для натуры следует  взять  гипсовую  модель  пирамиды   с треугольным основанием. Построение пирамиды лучше начать с проведения осевой линии, но прежде   намечают   общую   форму   предмета   (рис.   21).   Вновь   необходимо   вспомнить   основы линейной перспективы, позволяющие правильно нарисовать треугольное основание, из центра которого к вершине направлена ось. Затем углы основания соединяют с верхним концом оси (вершиной) наклонными прямыми, получая изображение каркаса пирамиды. Нужно все время сравнивать рисунок с натурой. Чтобы правильно нарисовать какой­либо предмет с натуры, его необходимо зрительно изучить, ибо общего впечатления о нем недостаточно. Сравнение рисунка с   натурой   позволяет   видеть   форму   и   размер   предмета,   а   при   светотеневой   моделировке изображения   еще   и   такое   свойство,   как   материальность,   что   заставляет   применять разнообразную технику работы штрихом. Завершающей стадией работы над рисунком пирамиды является обобщение. Контрольное задание: Нарисуйте по памяти треугольную пирамиду и шестиугольную призму со светотеневой  моделировкой объема.     ПР5. Натюрморт, составленный из геометрических тел.                                                             1ч. Цель: отработать основные приемы работы с карандашом, развивать  навыки  работы  над рисунком, соблюдая последовательность.                                                                   Ход работы: 1.  Компоновка рисунка.  Необходимо на плоскости листа бумаги определить местоположение  рисунка, тонкими легкими линиями. а)  Расположите  лист бумаги прямо перед собой. б) Тонкими линия сделайте набросок месторасположения будущего рисунка. 2. Уточнение характера формы. Определить пропорции будущего рисунка.  а) Тонкими линиями сделайте набросок,  сначала самой большой геометрической фигуры,  определив высоту и ширину фигуры. б) Сделайте набросок меньшей размерами фигуры. 23 в)  Таким образом, изобразите и все последующие фигуры 3. Соблюдение перспективных сокращений поверхности. Работа над рисунком связана с  передачей набросочного характера рисунка, с выявлением пропорциональных отношений и  перспективных сокращений предмета. (рис 1) а) После, того как набросок готов, проверьте карандашом правильность пропорций  геометрических фигур. б) Грани геометрических  фигур обведите карандашом используя метод сильного нажима. 4. Проработка формы предмета.  Закончить рисунок, обобщив натюрморт полностью. (рис 2) а) Доработайте натюрморт по примеру рисунка 2. Рисунок 1 Рисунок 2 ПР6. Рисование с натуры предметов домашнего обихода и растений.                                                            1ч. Цель: отработать основные приемы работы с карандашом, развивать  навыки работы  над  рисунком, соблюдая последовательность, используя правила рисования с натуры 1. Выполнение предыдущих рисунков с натуры связано с решением следующих двух задач ­ изучением строения формы геометрических тел и изучением кажущихся изменений формы  в зависимости от расположения предметов в пространстве и освещения. Обыкновенная  тарелка имеет коническую форму, но все знают, что она также и круглая. Передать в  рисунке эти внешние признаки предмета ­ сложная задача (рис. 22). Перед тем как  приступить к рисованию тарелки, нужно хорошо усвоить особенность изменения формы  круга при любом его наклоне. По мере своего фронтального положения круг превращается  24 в эллипс. Если не знать о том, что эллипс ­ замкнутая плавная кривая, то при рисовании  можно допустить грубую ошибку ­ изобразить находящийся под углом круг в виде  веретена. Рисунок тарелки начинают с построения квадрата в перспективе, исходя из  расположения натуры, которая находится ниже линии горизонта, т. е. уровня зрения  рисующих, и хорошего обозрения верхнего основания, дающего наглядный пример  перспективы круга. Построение квадрата в перспективном сокращении необходимо здесь  для того, чтобы научиться изображать круг в перспективе. Когда такой квадрат построен,  следует провести диагонали и в их пересечении найти центр. Нужно обратить внимание на  закономерность, по которой ближняя половина изображения оказывается большей, чем  дальняя. Затем проводят осевые линии, места пересечения которых со сторонами квадрата  станут точками касания его с дугой окружности. Плавная по форме замкнутая кривая,  проведенная через эти точки, дает изображение окружности в перспективе. Такую сложную работу необходимо проделать, чтобы научиться рисовать окружность под любым углом по  законам перспективы.              Рис. 22                                     Рис. 23 После   того   как   построено   верхнее   основание   тарелки,   таким   же   способом   строят нижнее   ­   донышко,   прорисовывая   его   насквозь,   чтобы   не   ошибиться   в   изображении общей формы. При внимательном анализе конструктивного строения предмета нельзя не заметить, что окружность нижнего основания тарелки менее сокращена по сравнению с окружностью верхнего. Такое явление обусловлено все теми же законами перспективы: чем ближе окружность повернута к линии горизонта, тем более она сужается (рис. 23). Общая форма тарелки основана на сочетании двух усеченных конусов, пересечение  которых образует еще один круг, который также нужно прорисовать насквозь. Контрольное задание для 1 варианта: Выполните линейные рисунки блюдца, чашки и кувшина. 25 Контрольное   задание   для   2   варианта:   Пользуясь   гербарием,   нарисуйте   с   натуры листья дуба, каштана и рябины, а также два­три изображения цветов. ПР7. Рисование с натуры фруктов и овощей 1ч. 26 Цель: отработать основные приемы работы с карандашом, развивать  навыки работы  над  рисунком, соблюдая последовательность, используя правила рисования с натуры. 1. Оформить зарисовки. 1 вариант: Виноград 2 вариант: Клиновый лист 3 вариант: Тыква                 ПР8. Рисование с натуры ваз и корзин с цветами.                                                            1ч.  27 Цель: отработать основные приемы организации рабочего места, приобрести  практические навыки по рисованию ваз и корзин с цветами.  1. Повторить   теоретический материал.                                             Рисование растений Рисовать растения целесообразнее начинать с изображения листьев. В качестве натуры можно   использовать   засушенные   листья   клена,   рябины,   липы,   березы,   дуба,   которые отличаются   неповторимостью   форм   и   прожилок.     Все   формы   листьев,   так   или   иначе вписываются   в   какую­либо   геометрическую   фигуру.   Начиная   работу,   проанализируйте форму   листа   или   ветви.   Постарайтесь,   чтобы   изображение   сильно   не   превышало натуральную величину. Изображение намечают легкими линиями, начиная с изгиба листа. Изгиб прослеживается по центральной прожилке. Она передается в рисунке осевой линией, с которой связаны остальные прожилки, определяющие конструкцию листа. Рисуя цветы и листья необходимо кропотливо изучать их строение: стебель, лепестки, завязь и т.д. Во время   анализа   формы   цветка   перед   его   изображением   и   в   процессе   рисования     важно уяснить  себе   пропорции   отдельных   частей   цветка,  очертание   чашелистиков,   лепестков, тоновую и цветовую окраску венчика, пестиков, толщину лепестков, их пространственное положение,   степень   перспективного   сокращения   по   отношению   к   линии   горизонта   и   в соответствии   с   точкой   зрения.   Рисование   любого   цветка   начинается   с   обобщенного наброска линиями всего силуэта растения вместе со стеблем и листьями. На этом этапе нужно     правильно   определить   наклон,   поворот   стебля,   цветка,   расположение   листьев, взаимоотношение   их   пропорций.     Затем   уточняют   направление   стебля,   форму   листьев, бутона. Далее определяют индивидуальные характеристики цветка с помощью светотени и вновь обобщают. Рисование натюрмортов из плодов, растений, корзин с цветами, фруктами, овощами             Будущим кондитерам очень важно уметь рисовать натюрморт, состоящий из вазы  или корзины с цветами и фруктами, а также натюрморт, в котором овощи, фрукты, грибы и растения изображены в группе. Рассмотрим, в качестве примера, последовательность  рисования простейшего натюрморта, состоящего из  цветка в стакане: 1. Определите композицию и общую геометрическую форму, пропорции цветка и стакана.  Прорисуйте методом «сквозного» рисования стакан, воду и стебли в нем с учетом правил  перспективы и преломления изображения в воде. 2. Уточните форму цветка и стакана, конкретизируйте детали, передавая индивидуальную  характеристику предметов. Осторожно удалите линии построения. 3. Выявите объем с помощью светотеневых отношений. Обобщите работу.      В начале работы над живописным натюрмортом, можно подготовить бумагу, смочив ее  водой. Это нужно сделать после построения натюрморта графитным карандашом.  Линейный рисунок «под живопись» должен быть очень легкий и воздушный, чтобы не  разрушить цветных пятен контурами ярких линий. Далее необходимо проанализировать  цветовой строй  и освещение натюрморта, фактуру предметов. Начальную прокладку  цветовых тонов, определяющих локальные цвета предметов,  делают самыми светлыми  пятнами красок, учитывая отношения теплых и холодных цветов. Затем, постепенно  усиливают цветовой тон изображения, добиваясь объема и фактурности живописной  формы, связанной со  средой. В ходе работы, прорабатываются детали первого плана и  обобщаются ­  дальнего плана. Сложность заключается в том, что необходимо «держать»  не только тональные отношения (как в рисунке), но и цветовые, учитывая единство  колористического решения. Завершается работа ослаблением резких цветовых пятен и  обобщением всего натюрморта.  Работая цветом, важно помнить, что объемную форму  передают «сочными» мазками, которые наносятся на поверхность изображения кистью,  подчеркивая характер предметов. Кроме того, в живописном изображении используют  «сложные» цвета с массой оттенков и нюансов.   28 2. Организовать рабочее место. 3. Отработать приемы работы по оформлению рисунка по предложенному плану.     * 1 вариант: Прочертим вертикальную прямую  линию. Которой соответствует  размер вазы, затем линейкой отмерим одинаковые отрезки сверху, внизу и,  где изгиб. Нарисуем овалы на этих  областях, заднюю стенку, которая не  видна, отметим пунктиром. Далее  нарисуем овал вазы, стараясь делать  это симметрично Далее рисуем направление роста  лепестков у каждого цветка в вазе  отдельными кривыми. Только затем  приступаем соединять данные линии  и дорисовывать дополнительные,  чтобы нарисовать лепестки у цветков. Сначала рисуем те, которые  полностью видны, т.е.  находятся  выше всех остальных цветков Теперь нарисуем остальные цветки.  От каждого цветка рисуем вниз в вазу стебельки. Дорисовываем еще  цветочки, чтобы придать пышность  букету. Немного затемняем серединку цветка и слегка лепестки, наносим тени на  вазу. Предварительно оставив блик  слева. Штрихи принято делать по  направлению формы, можно  использовать перекрестную  штриховку для передачи разных  тонов. Можно добавить фона и  рисунок цветы в вазе готов. 29 *2 вариант: Сначала рисуем круг для  основной части вазы. На  верхней части круга рисуем  маленький цилиндр Рисуем цветы, как показано  на рисунке. Цветы должны  напоминать форму куриного Обведите вазу ярким  карандашом. Сделайте из куриных яиц ­  тюльпан. После обведите их  карандашом. яйца Сотрите с рисунка все  лишни линии, разукрасьте  вазу с цветами в яркие цвета               ПР9. Рисование животных и птиц. Наброски и зарисовки птиц,            медведей, белок, зайцев, лисиц.  30 1ч. Цель: отработать основные приемы организации рабочего места, приобрести практические навыки по изображению животных и птиц.    Повторить     1:  теоретический Задание материал. Художественная   отделка   тортов   нередко   заключается   в   украшении   поверхности изделий фигурками разных птиц и животных. Перед тем как приступить к наброску или зарисовке,   следует   внимательно   рассмотреть   объект   изображения.   Это   помогает   в определении   на   бумаге   самой   общей   формы,   не   выходя   за   пределы   которой   и   не уменьшая   размеров   наброска   или   зарисовки,   учащийся   конкретизирует   в   своем изображении объект рисования. Зарисовывая птицу, вначале проводят наклонную ось, характеризующую   положение   ее   туловища.   Затем   определяют   общее   соотношение высоты и длины птицы, намечают каплевидную форму туловища. После этого выявляют характер   туловища,   головы,   хвоста,   ног  с   учетом  взаимосвязи   отдельных   элементов (рис. 31). Законченности изображения от зарисовки не требуется, так как главная цель ­ правильная   передача   общего   анатомического   строения   птицы   и   ее   положения   в пространстве. Наброски делают плавными линиями, выявляя основной характер позы или   движения   натуры.   Даже   беглый   набросок   передает   смысл,   связанный   с непосредственным   наблюдением.   Ценность   наброска   заключается   в   фиксации первоначального впечатления. Задание 2: Оформить зарисовку любого из предложенного варианта (1 вариант)   31 Задание 3: Оформить зарисовку белки (2 вариант) 32 ПР10. Рисунки по мотивам русских народных сказок.       1ч. Цель:  упражнять студентов  в передаче эпизодов знакомой сказки в рисунке, закреплять  умение выделять характерные черты персонажей сказки, отражать в рисунке элементы  русского национального костюма. Задание 1: Выполнить зарисовку любого из предложенных рисунков, далее оформить его в цвете. 33 ПР11. Рисование с натуры пирожных.  1ч. Цель: отработать основные приемы организации рабочего места, приобрести  практические навыки по рисованию с натуры пирожных.  Задание 1: Повторите теоретический материал:  Привлекательность внешнего вида мучных кондитерских изделий ­ пирожных и тортов ­ зависит от художественного оформления их поверхности. Содержанием  художественного оформления пирожных и тортов служит декоративность, т. е.  украшение кондитерских изделий цветами, листиками, ветками, различными  орнаментами и бордюрами, изготовленными из крема, шоколада, марципана и других  продуктов. Разнообразие оформления изделий зависит от степени развития творческого  воображения кондитера. Рисование с натуры имеет большое значение для овладения  изобразительными навыками. Рисунок пирожного с натуры также требует творческого  подхода. Пирожное ­ изделие объемное. Вначале надо разобраться в строении его  формы, определить основные грани, плоскости, образующие объем, расположение их в  пространстве, а затем найти характерные пропорции ­ отношения сторон одной части к  другой. Определяя пропорции пирожного и строя их в перспективе, одновременно  слегка прокладывают тени, что способствует более точной передаче пропорций модели.  В процессе детальной светотеневой проработки изображения продолжают уточнять  форму рисуемого предмета. Именно здесь очень важно творчески подойти к рисунку.  Упражнение 1: Нарисовать карандашом прямоугольной формы пирожное. Упражнение 2: Нарисовать на полученном пирожном оформление в виде цветка. Упражнение 3: Оформить красками или гуашью. 34

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке

Сборник практических работ по рисованию и лепке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2017