Великий композитор умер в ночь на 5 декабря 1791 г. И практически сразу пошли слухи: убили, убили завистники гения!.. Так, в берлинской газете «Musikalisches Wochenblatt» прозвучал недвусмысленный намек на криминал: «Моцарт мертв...Поскольку его тело опухло после смерти, некоторые полагали, что он был отравлен».
С течением времени попытки представить кончину Моцарта как нечто роковое возникали вновь и вновь. Однако, возможно, стоит искать злой рок не в кончине гения, а в его жизни?
Легенда первая: вина Сальери
Моцарт умер, не дожив до 36 лет. Его кончина была мучительной, поэтому сразу же возникли подозрения: не обошлось без яда!..
Повод для подобных сплетен дала и вдова композитора Констанца, неоднократно повторявшая слова мужа, сказанные незадолго до смерти: «Конечно, мне дали яд!». Но кто же был предполагаемым отравителем? Спустя 30 лет после смерти Моцарта молва «нашла» имя «виновника» — Антонио Сальери.
К тому времени популярнейший некогда композитор был стар и немощен: прикован к креслу параличом, страдал расстройством психики. Как-то больной старик в помутнении ума попытался перерезать себе горло, и это тут же приписали угрызениям совести из-за убийства Моцарта. Подробности истории известны всем благодаря трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Однако причин брать на душу смертный грех у Сальери не было. Он, по сравнению с постоянно нуждавшимся в деньгах Моцартом, считался очень успешным музыкантом: занимал высокое положение при дворе Иосифа II, пользовался огромным авторитетом среди коллег и не испытывал ни малейших материальных затруднений.
Кстати, парадоксально, но факт: Пушкин, сделав Антонио Сальери виновником смерти Моцарта, помог реабилитации Сальери: творение гения русской словесности было столь будоражащим и ярким, что положило начало расследованиям — а виновен ли Сальери на самом деле? Большинство серьезных исследователей его оправдали...
Легенда вторая: коварный ученик
Вторым подозреваемым в смерти Моцарта стал его ученик Франц Ксавьер Зюсмайер. В доме Моцарта он появился за год до смерти композитора и жил на правах члена семьи. Зюсмайер был весьма амбициозен, тяжело переживал подтрунивания насмешника Моцарта. Вот и возникли предположения, что он мог поспособствовать учителю отправиться прежде времени на тот свет — из-за банальной зависти. О нем, наверное, никто бы и не вспомнил, если бы не «Реквием», который он заканчивал уже после смерти мастера. Ходили слухи, что Зюсмайер был настоящим отцом младшего сына Моцарта, получившего, кстати, имя Франц Ксавьер. Но никаких серьезных подтверждений этой коллизии нет, напротив — у Франца Ксавьера Моцарта обнаружен тот же врожденный дефект ушной раковины, что и у отца, а значит, генетическое родство можно считать доказанным. Тем не менее, его роман с Констанцей, увы, ни для кого не был тайной.
Легенда третья: ревнивый муж
Помимо Сальери и Зюсмайера, в качестве возможного убийцы упоминается друг и собрат Моцарта по масонской ложе, делопроизводитель верховного суда Франц Хофдемель.
Его жена Магдалена брала уроки у Моцарта, и поговаривали, что занимались они не только музыкой, более того, плодом интрижки стала ее беременность.
После смерти Моцарта в доме Хофдемеля разыгралась кровавая драма: едва Маргарита вернулась с похорон учителя, муж в порыве ревности исполосовал ее бритвой — и сплетни о неверности мадам Хофдемель разгорелись с новой силой. Мол, Франц подозревал, что Моцарт — настоящий отец будущего ребенка, и расправился сначала с ним, а потом решил и с неверной женой. Однако Магдалену спасли соседи, и покончено было как раз с ревнивым мужем — он перерезал себе горло той же бритвой.
Легенда пятая: болезнь
Моцарт слег 20 ноября 1791 года и больше не поднимался: внезапно у него опухли руки, ноги, затем появилась рвота, тело покрылось сыпью. Мучения длились 15 дней, при этом за два часа до кончины он пребывал еще в полном сознании. Доктора лечили больного, согласно медицинским представлениям XVIII века: давали препараты, вызывавшие рвоту, ставили холодные компрессы и производили обильные кровопускания — меры, которые современные врачи считают губительными. В медицинском заключении, сделанном главным врачом Вены Гульденером фон Лобесом, записано, что Моцарт болел «острой сыпной лихорадкой», от которой, между прочим, в то время умирали сотни людей. К слову, лечившие композитора врачи — Томас Клоссет и Матиас фон Саллаба — считались лучшими в Вене. Доктор Саллаба был токсикологом, одним из основателей австрийской судебной медицины, а доктор Клоссет — автор исследования по передозировкам препаратов ртути. И ни один не определил отравления… Однако в 1966 году швейцарский врач Карл Бэр назвал поставленный современниками Моцарта диагноз «любительским и непрофессиональным». На основании фактов, собранных врачом Моцарта Клоссетом, он сделал вывод, что гений страдал от суставного ревматизма — острого неинфекционного заболевания. А в 1984-м другой врач, Питер Дж. Девис, опубликовал еще более тщательный анализ истории болезни Моцарта. Девис заявил, что причиной смерти стало сочетание стрептококковой инфекции, почечной или сердечной недостаточности, а также кровоизлияния в мозг и бронхопневмонии. Признаки почечной недостаточности включают в себя депрессию и бредовые состояния. Этим, по мнению Девиса, может объясняться убеждение Моцарта в том, что его отравили и заказали «Реквием» для его похорон.
Легенда шестая: странные похороны
Около трех часов пополудни 6 декабря тело Моцарта привезли к Собору Святого Стефана, где и состоялось отпевание. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка. Причем гроб до места погребения никто не сопровождал. Но было бы ошибкой утверждать, что гению устроили недостойные похороны в общей могиле: погребение по третьему разряду (стоимостью 8 гульденов, каковые заплатил барон Готфрид ван Свитен, венский меценат, которому Моцарт по дружбе дарил немало своих произведений) полностью соответствовало обычаям того времени. Практически все погребения совершались в общие могилы на 5-6 покойных. Отдельные могилы были редким исключением — роскошью для очень богатых людей. Согласно правилам, установленным Иосифом II, тело опускалось в могилу в полотняном мешке и присыпалось известью для быстрейшего разложения, лишь много позже император, уступая протестам граждан, разрешил захоронения в гробах. Но каждые 7-8 лет могилы перекапывались и использовались снова. Таким образом, ничего необычного в таком погребении весьма небогатого музыканта не было.
Анастасия ГРОСС
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.