С И Н Т А К С И С
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите в словосочетании главное слово.
У добросовес(?)ного х..зяина; над бер..гом моря; искать пищ(у,ю); успе..шь спрятат(?)ся; старенький фотоа..арат; хорошо покрас..шь; выле(с,з) из-под кр..вати; длинные рук(а,о)ва; очень пров..нился.
2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В каждом словосочетании укажите главное слово и надпишите, какой частью речи оно выражено.
Никуда (не)выйд..шь; опас(?)ная д..рога; памятник г..рою; плыть (на) шлюпк..; изв..нишься перед другом; выстира..те рубашку; о чудес(?)н.. за(в,ф)трак..; программа передач(?); на макушк.. р..бины.
3. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите главное слово в словосочетании и часть речи подчѐркнутых слов.
В гречнев.. каш..; (не)забуд..шь выучить; грус(?)но на сер(?)це; приобрѐл брош..ру; (под)катился (под)кр..вать; с..езд ученых; (не)зах..тел умыват(?)ся; м..чта..т о праз(?)ник..; ехал мимо дач(?); работы на мес(?)ности.
4. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите главное слово в словосочетании и часть речи подчѐркнутых слов.
Зан..чевать в ш..лаше; вернулись поз(?)но; (не)м..гли уснуть; б..льшой лещ(?); ужас(?)ный сон; чу(?)ство радости; о способн… параш..тист..; быстро выт(о,а)щил; поджар..т к..тлеты; сп(е,и)шил (с) от..ездом.
5.* Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите главное слово в словосочетании , выделенные слова разберите по составу.
Ярко вспыхн..т; безжалос(?)ный удар; проснет(?)ся рано; расплеска..тся (на)пол; чу(?)ство горечи; от мрачных туч(?); о ярос(?)н.. шторм..; получил ед..ницу; с..дел в ж..ри; выстира..шь плащ(?); забавная обез..яна.
6. Из данных предложений выпишите все возможные словосочетания, обозначьте главное слово. Укажите время, лицо, число, спряжение глаголов.
Мокрый куст сирени поблѐскивает от неяркого света фонаря. Слезы крохотной девчушки разжалобили всех нянечек.
7. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Дайте в скобках характеристику каждому предложению.
Со(?)нце сп..койно опускал..сь за синий лес.
Как долго мама (не)идѐт с р..боты!
Ты напиш..шь мне подробн… пис..мо? Купи в п..дарок этот фотоа….рат.
8. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Дайте в скобках характеристику каждому предложению.
Видел ли ты стаю ул..тающих жур..влей?
Щ..нок выб..жал (на)ул..цу и пом..хал хвостиком.
Поспи за(в,ф)тра подольше. Сюда ед..т извес(?)ный артист!
9. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу, укажите в скобках – распространенное или нераспространѐнное предложение.
Дремл..т река. Тѐмный бор (не)шумит. По мокрым скверам проход..т ос..нь. Звезды меркнут и гаснут. Кружат(?)ся лист..я. Умолкли птицы. Тихо ве..т тѐплый, ласк..вый в..т..рок.
10. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу, укажите в скобках – распространенное или нераспространѐнное предложение.
Гасн..т веч..р. Медленно садит(?)ся солнышко. Над пш..ничным полем вст..ѐт мес..ц. Угрюмо гудит бор. Т..инственно шумит л..сная т..шина. В..т..рок с п..лей принос..т мя..кое т..пло. За р..кой луга з..л..неют.
11. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите данные предложения по членам.
Июль – макушка лета.
Тр(е,и)пещет и др..жит жаркий полдень.
(Не)шелохнут(?)ся в тени густые заросли трав. Ярко с..неют изящные к..л..кольчики.
12. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите данные предложения по членам.
На макушк.. б..рѐзы громко куку..т кукушка.
Три д..вицы под окном пряли поз(?)но в..черком. Х..рошее сер(?)це – наст..ящий кла(д,т). Снят(?)ся людям иногда голубые г..рода.
13. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите данные предложения по членам. Дайте в скобках характеристику.
Наступила з..ма.
В долгие зимние ночи вет..р беспощадно тр(е,и)пал ветви б..рѐз.
Задымились крыши изб.
Выходите поск..рее гулять с санками и к..ньками!
14. Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые. Подчеркните однородные члены предложения, обозначьте их нужным значком.
Улыбнулись сонные б..рѐзки растр(е,и)пали шѐлковые косы.
М..дведица сама учит своих м..двежат выкапывать вкус(?)ные к..решки сла..кие луковицы клубни растений.
Утром дядя (Ф,ф)ѐдор пѐс и кот дом в п..рядок прив..дили.
15. Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые. Подчеркните однородные члены предложения, обозначьте их нужным значком.
Ноч..ю вет..р злит(?)ся и стучит в окно.
Без волненья без заботы (не)жди рад..сти от р..боты.
Всей с..мьѐй идут гулять ноч..ю вдоль д..рожек ѐж-отец ежиха-мать и р..бѐнок-ѐжик.
Спит сп..койно сытый сом смотр..т сла..ко сотый сон.
16. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения, обозначьте их нужным значком.
Лучше ск..зать мало но х..рошо.
И от влажной з..мли и от набухающих почек и от неб..льшой р..ки веяло пр..хладой.
На б..бл..отечных полках стояли сл..вари и энциклопедии бр..ш..рки и книги г..зеты и журналы.
В в..дѐрке плавало много рыбы к..раси лещики плотва.
17. Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые. Укажите обращения, начертите схемы.
А ты Дружок пост..рожи пока мой дом!
Снеси нам кур..чка з..л..тое яичко.
Здравствуйте д..р..гой Пѐтр Васильевич!
Б..рѐзка укрой меня св..ими в..твями (от)дождя.
18. Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые. Укажите обращения, начертите схемы.
У меня в руке флажок. Посм..три ск..рей дружок!
Девочки и мальчики посчитайте пальчики.
В..дичка в..дичка умой моѐ личико.
Пройди по дороженьк.. топни Катя ноженькой.
19. Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые. Укажите обращения, начертите схемы.
Ты о чѐм поѐшь з..л..тая рож..?
Смилуйся государыня рыбка забр(а,о)нила меня моя ст..руха!
Товарищ старший лейтенант разр..шите обратит(?)ся?
(Не)х..дите дети в Африку гулять. Ямщик спой мне песню удалую!
20. Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые. Укажите обращения, начертите схемы.
К(о,а)лю др..ва на чурочки, гори огонь в печурочк… Дождик дождик пос..льней ог..род ты наш п..лей.
Вы охотнички скачите на мой хвостик погл..дите.
Солнышко ясное выйди из-за тучи дам ..рехов кучу! Ты слуга подай к..рету а я сяду и п..еду.
21. Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые. Укажите обращения, начертите схемы. Есть ли предложение без обращений?
Свети нам солнышко свети!
Ярко светит солнышко за моим окном.
Про р..димый край ты баян сыграй!
Мой милый, х..роший пришли мне к..лоши.
Давайте (не)буд..м друг другу м(е,и)шать уважаемые с..седи!
Рр 22. Составьте и запишите 4-5 предложений с обращением. В качестве обращений используйте слова ЗАЙЧОНОК, ВЕСНА, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, СОЛДАТЫ, ТОВАРИЩИ МИЛИЦИОНЕРЫ.
Рр 23. Составьте и запишите 3-4 предложения с обращением. Используйте в них слова: ИЗВ..НИТЕ, ПОБ..СЕДУЕМ, Г..РОЙ и другие.
24. Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятые. Укажите сложные предложения, подчеркнув в них грамматическую основу.
Лес кончился и я увидел б..льшое поле.
Д..ждевые капли падали (на)землю и т..жело шлѐп..лись о листья.
Он вдруг почу(?)ствовал что кто-то схв..тил его за руку. Наступила ос..нь пож..лтел наш сад.
25. Спишите, вставляя пропу8щенные буквы и запятые. Укажите сложные предложения, подчеркнув в них грамматическую основу.
Укажите часть речи выделенных слов.
В доме напротив раскрыл..сь окно и к..кая-то женщина погл..дела на меня.
Стал я х..дить около того места где слышался крик птицы.
Костя вдруг (о,а)пустился на бл..жайшую тумбу и закрыл л..цо руками. А вет..р в поз(?)ний час н..чной то вдруг засвищ..т то заво..т.
26. Выпишите, вставляя пропущенные буквы и запятые, сначала простые, а затем сложные предложения. Во всех предложениях подчеркните грамматическую основу.
Утки зябли в зарослях и жал..бно кр..чали всю ноч(?).
Где-то шѐл дождь падали одна за другой капли.
Над карнизом дома пр..ветливо щ..б..тали ласточки а в летн..м небе пронзительно св..стели стр..жи.
Я очень старался (не)уснуть но всѐ-таки задр(е,и)мал.
Рр 27. Составьте 3-4 СЛОЖНЫХ предложения на тему «Спортивные игры».
28. Составьте несколько сложных предложений, употребив в них данные ниже словосочетания. Грамматические основы подчеркните, знаки препинания расставьте.
Чу(?)ствую поддержку; взбира..тся на сучок; по деревянн… лес(?)нице; муж..ственный разве(д,т)чик; расп..сание на су(б,бб)оту.
29. Спишите. Расставьте знаки препинания, начертите схемы. Кто же это конфеты отсюда взял (с,С)прашивает нас мама.
Балда говорит (Б.б)уду служить тебе славно, усердно и очень исправно.
А курочка кудахчет (Н.н)е плачь, дед, не плачь, баба.
А давно у тебя скворец живѐт (с,С)прашиваю я у девочки.
30. Спишите. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните глаголы «говорения», начертите схемы предложений с прямой речью.
М..льчишки гл..дели на падающие сн..жинки и радос(?)но кр..чали (З,з)дравствуй зимушка-зима!
Сегодня в Краснодарском крае ож..дают(?)ся д..жди (П,п)рог..ворила девушкасиноптик.
А разве ты (не)подел..шься со мной конфеткой (с,С) обидой прол..петала б..льшеглазая Варенька.
31. Спишите. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Начертите схемы предложений с прямой речью.
Князь им вым..лвил тогда (Д,д)обрый путь вам господа!
Бабушка, постой немно(ш,ж)ко (Е,е)й кр..чит она в окошко.
В..ротился старик ко ст..рухе ра(с,сс)казал ей великое ч..до (Я,я) сегодня
п..ймал было рыбку, не пр..стую рыбку, з..лотую. Грусть-т..ска меня с..едает (К,к)нязь Гвидон ей отв..чает.
32. Спишите. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Начертите схемы предложений с прямой речью. Найдите предложение с обращением.
Назовите автора этих строк.
Я царевны (не)видало (К,к)расно со(?)нце отв..чало.
Старший молвил (Ч,ч)то за диво! Всѐ так чисто и кр..сиво!
Царь Салтан г..стей с..жает за свой стол и вопрошает (О,о)й вы гости- господа долго ль ездили? Куда? Я (не)с..ржуся, и отказ мой не в(е,и)на (Т,т)ихо молвила она.
Рр 33. Составьте и запишите 3-4 предложения с прямой речью на тему
«Домашние животные». Начертите схемы предложений.
34. Запишите в виде диалога. Расставьте знаки препинания. Подчѐркнутые слова разберите по составу.
Как-то тихим летним вечером ребята разговорились о книгах. Я очень люблю читать детективные истории сказал Серѐга. А мне больше нравятся книги о военных разведчиках, они такие мужественные продолжил разговор Лѐшка. Я б чего-нибудь весѐленькое прочѐл, посмеялся бы сказал Петька. Жаль, что я ещѐ не умею читать грустно прошептал Игорѐк.
35. Запишите в виде диалога. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Как-то на уроке учительница попросила Расскажите о своих увл..чениях ребята! Первым поднял руку Костик. Он с гордостью сказал Я ко…екционирую модели к..раблей. А я ухаживаю за комн..тными р..стениями у меня их много похвасталась Тоська. Потом встал отличник Димка и с..рьѐзно проговорил Моѐ увл..чение – книги о косм..се.
36. Запишите в виде диалога. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Этим летом я моя с..стра Люська и дедушка поехали на по..зде в гор..д Тулу. Дедушка почему ты р..шил поехать не к ласк..вому Чѐрному морю, а в этот гор..д? спр..сила Люська. Тут я (не)уд..ржался и ск..зал Ты что, (не)знаешь, что дедушка р..дился в этом гор..де? Да, верно. (З,с)десь прошло моѐ де..ство, отсюда уш..л на фронт мой отец ответил дедушка и о чем-то грус(?)но задумался.
Рр 37. Составьте и запишите небольшой диалог на тему «Рыбалка».
ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
38. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Но вот поднялось солнышко и прогнало туман.
Воздух обдал лицо холодом и сон сразу прошѐл.
Развесели соловушка своею песнею.
Извини, я больше не буду драться твѐрдо сказал Вадим.
Снег лежал всюду на крышах д..мов на д..роге на ветках од..ноких д..ревьев.
39. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните однородные члены, укажите сложное предложение и обращение, начертите схемы.
Г..ворил учит..ль всегда ясно чѐтко понятно.
(Не)губи меня д..вица а как буду я ц..рица, я пожалую тебя.
Женя подт..щила к окну лес(?)ницу и вз..бралась (по)ней на ч..рдак.
А Матроскин и г..ворит (н,Н)еправильно ты дядя Фѐдор бут..рброд держ..шь.
В шкафу к..питана а(к,кк)уратно висели все вещи китель к..стюм плащ(?).
40. Спишите, вставляя буквы и запятые. Подчеркните однородные члены, укажите сложное предложение и обращение, начертите схемы.
Знаете ли вы автора этих строк?
Ах ты мер(з,с)кое ст..кло это врѐшь ты мне назло?
Пошѐл он к син…. морю стал кликать з..лотую ры(б,п)ку.
Дверь т..хонько заскр..пела и в светлицу входит царь.
Царь сл..зами залился обнима..т он царицу и сынка и м..лодицу и садят(?)ся все за стол и в..сѐлый пир пошѐл.
41. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните однородные члены, укажите сложное предложение и обращение, начертите схемы.
Д..ревья и кустарники зап..рошены снегом лужи покрыты тонким прозрачным льдом.
Ты идѐшь по осенн…. лесу и над твоей г..ловой кружат(?)ся жѐлтые листья. Отв..чает ей мышонок (В,в) кошки-мышки наша мать (не)велела нам играть. Разные птички у нас в клетках з..мовали с..ницы щеглы сн..гири.
Рр 42. Составьте и запишите 4-5 предложений на тему «В зоопарке».
Используйте там сложное предложение, однородные члены, обращение. Начертите схемы всех предложений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.