"СЕГОДНЯ ПЕРЕБЕЖИМ НА КРАСНЫЙ, НО ВООБЩЕ ТЫ ТАК НЕ ДЕЛАЙ».
Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
02.01.2019
Всем родителям очень хочется, чтобы ребенок всегда придерживался правил безопасности. Но, обучая его им, мы иногда сами невольно делаем так, что он их не запоминает, не воспринимает всерьез, не помнит. Рассказываем о типичных ошибках и о том, как их избежать
Документ Microsoft Word.docx
Кашигина Ксения Ивановна
«СЕГОДНЯ ПЕРЕБЕЖИМ НА
КРАСНЫЙ, НО ВООБЩЕ ТЫ
ТАК НЕ ДЕЛАЙ».
Всем родителям очень хочется,
чтобы ребенок всегда
придерживался правил
безопасности. Но, обучая его им, мы
иногда сами невольно делаем так,
что он их не запоминает, не
воспринимает всерьез, не помнит.
Рассказываем о типичных ошибках и о том, как их избежать.
БЕСПОЛЕЗНО ТРЕБОВАТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАВИЛА, КОТОРОЕ ВЫ У
Правила безопасности – это то, что выполняется неукоснительно в любой
Классический пример – бабушка, которая бежит на красный свет по переходу с
НЕГО НА ГЛАЗАХ НАРУШАЕТЕ
ребенком и на ходу говорит ему: «Мы с тобой сейчас делаем неправильно, никогда так
не делай». Излишне повторять, что воспитываем мы не словами, а личным примером.
ситуации, и никаких «вообще так нельзя, но мы спешим», «это опасно, но мы
осторожно» быть не должно, потому что в другой ситуации ребенок тоже придумает
себе оправдание.
тебе нет, потому что ты еще маленький». Это обидно слышать человеку любого
возраста, особенно такому, который хочет уже считать себя большим.
Еще один частный случай такого нарушения на глазах у ребенка – «мне можно, а
НЕ НАДО ДЕЛАТЬ ИЗ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ СКУЧНУЮ
Нет ничего более скучного и бессмысленного, чем занудная лекция на тему
ОБЯЗАЛОВКУ
«Правила безопасности». А ведь это интересно, это про настоящую реальную жизнь,
которая окружает ребенка, – поэтому лучше рассказывать ему все это, когда вы
можете оказаться в описываемой ситуации (например, когда вы едете на вокзал или
идете в лес), или сочинять с ним вместе сказки и истории.
вашего собственного детства (дети это обожают), из детства бабушек и дедушек,
истории о том, что произошло, что могло произойти, с совместным обсуждением того,
что вы делали правильно, а что нет. Ищите детские книжки, карточки, мультфильмы,
Еще один отличный способ изучать вместе правила безопасности – рассказы из Кашигина Ксения Ивановна
которые помогут детям в «легкоусвояемой» форме познакомиться с этой темой.
НЕЛЬЗЯ ПУГАТЬ РЕБЕНКА ТЕМ, ЧТО ДЛЯ НЕГО НЕПОНЯТНО
Бесполезно объяснять трехлетнему ребенку, что электричество может его убить
насмерть – это для него абстрактная угроза, а вот «больно» ему уже хорошо понятно.
Также бессмысленно и даже вредно объяснять малышу, что от него надо педофилу.
ОПАСНО ТОЛЬКО ПУГАТЬ, НЕ ОБЪЯСНЯЯ, КАК ЭТОГО ИЗБЕЖАТЬ
Однажды в эфир на радио, где у нас с ведущим был разговор о детской
Да, возможно, результат достигнут, но тут как раз тот редкий случай, когда
безопасности, позвонил радиослушатель и сказал, что в их семье проблема ухода
пятилетнего ребенка с незнакомым человеком решена полностью и окончательно. «Мы
просто объяснили ему, что если он уйдет с кемнибудь, – поделился слушатель, – то
ему отрежут ножки, ручки, выколют глазки… и все, с тех пор никуда ни на шаг не
отходит, с незнакомыми не разговаривает».
побочный эффект – фобии, энурез, ночные кошмары – перевешивает положительный.
Рассказывая ребенку о том, как опасен мир, в котором он живет, вы его невротизируете
и рискуете получить серьезные проблемы, причем как прямо сейчас, так и в
отдаленном будущем.
Например: уходить с незнакомым опасно (маленькому ребенку достаточно услышать,
что он может никогда не увидеть маму и папу, не надо ему в красках пересказывать
сценарий фильма ужасов), но если незнакомый человек обращается к тебе, ты можешь
ему сказать тото и тото, ты можешь уйти и позвать нас; в толпе можно потеряться, но
чтобы это не случилось, надо: одеваться ярко, все время держать своих взрослых за
руку, если упустил их из виду, оставаться на месте, громко звать родителей, никуда ни
с кем не уходить и обращаться за помощью к полицейскому, человеку с ребенком и
тому, кто здесь работает, и так далее.
Если вы говорите об опасности, обязательно объясняйте, как ее избежать.
НЕ СЛЕДУЕТ ДАВАТЬ РЕБЕНКУ ПРОТИВОРЕЧИВУЮ ИНФОРМАЦИЮ
Если мама говорит одно, а бабушка другое, если папа не разрешает ходить по льду, а
няня говорит: «Да ладно, сто раз ходили, и ничего», если мама строга в отношении игр
с проводами, а папа не обращает на это внимания, не стоит ожидать того, что ребенок
усвоит правила. Если у вас с другими значимыми для ребенка взрослыми очевидные
разночтения в этом, сядьте и проговорите вместе, чему и как вы учите ребенка.
ОПАСНО ЗАПРЕЩАТЬ ВСЕ ПОДРЯД
Запрещая все – от прогулки во дворе до собственного аккаунта в социальных сетях –
вы в определенном возрасте добьетесь того, что ребенок будет делать все, что ему
нужно и что хочется, но так, чтобы вы об этом не знали. Кашигина Ксения Ивановна
До 18 лет по закону ответственность за безопасность детей несут родители. Чем
НЕЛЬЗЯ ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ
НА РЕБЕНКА И ТРЕБОВАТЬ ОТ НЕГО РАЗУМНОСТИ НЕ ПО ВОЗРАСТУ
старше ребенок, тем слабее контроль родителей, тем больше они доверяют ему в
вопросах обеспечения безопасности, однако странно ждать от малышей, чтобы они
понимали опасность льда, открытого окна, высоты или – еще того хуже – обеспечивали
безопасность более маленьких детей.
же мог упасть (попасть под поезд, обжечься, сломать себе чтонибудь и т. д.)! Ты же
вроде уже большой…» – раз пришло, значит, не очень большой, значит, вы переоценили
его разумность и ответственность.
делал вдруг такое, что все окружающие только развели руками. «Разумность»
доказывается множественными эпизодами, когда он действительно повел себя так, как
было наиболее правильно, под контролем родителей.
Часто можно слышать от родителей: «Как тебе только это в голову пришло?! Ты
Мало у кого не было в жизни ситуаций, когда «взрослый и разумный» ребенок
НЕ СТОИТ ДАВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ НЕ ПО ВОЗРАСТУ
Ребенку в 5 лет совершенно не обязательно знать, с какой целью его может ктото куда
то заманивать – более того, он неизбежно воспримет эту совершенно ему не понятную
информацию посвоему, скорее всего, очень причудливо. Об этом можно говорить, и
очень аккуратно, позднее, когда ребенок уже знает об отношениях между полами, о
том, что это то, что касается взрослых, и то, что не делают с детьми.
БЕСПОЛЕЗНО ВРАТЬ
Очень опасно обманывать ребенка «ради его безопасности». Если вы не хотите, чтобы
он ел опасные ягоды с куста, лучше сказать правду – что от них будет очень болеть
живот и будет тошнить, что заберут в больницу надолго, но не говорить, что если к ним
прикоснуться, то руки покроются язвами и облезут – «вот, смотри, это я потрогал
однажды эту ягоду, и у меня теперь шрам» (бабушки и няни любят такое). Если
ребенок потрогает всетаки запретный плод и ничего с его руками не произойдет, то
вся ваша педагогика, в том числе и сам запрет не есть ягоды, окажется для него под
большим сомнением.
НЕ СЛЕДУЕТ ВЫСТРАИВАТЬ ПРЯМУЮ И НЕОТВРАТИМУЮ
ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ СОБЫТИЕМ И ПОСЛЕДСТВИЯМИ Кашигина Ксения Ивановна
Не все, кто ходит по льду, проваливаются, но это может произойти, поэтому мы
не ходим на лед вообще, так как достаточно одного случая, который может стать
фатальным. Если однажды ребенок нарушит ваш запрет и обнаружит, что последствия
не наступили, он может решить, что и во всех остальных рекомендациях вы его
запугиваете, а все это на самом деле безопасно.
НЕ СТОИТ НЕДООЦЕНИВАТЬ ТЕ ОПАСНОСТИ, КОТОРЫЕ
СТАТИСТИЧЕСКИ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫ
Проезжая часть, лед, водоем, открытое окно, люки, лес, заброшенные здания, свалки,
железная дорога – все это не менее опасно, чем незнакомые люди, предлагающие
прокатиться на машине. И здесь, кстати, мы можем показывать ребенку пример того,
как мы сами к этому серьезно относимся – не только говорим с ним о том, что это
опасно, но и делаем чтото, чтобы его обезопасить: звоним в соответствующие службы,
когда видим открытый люк, пишем в разные инстанции, требуя сделать регулируемый
переход возле школы, нашиваем на одежду – и себе тоже – светоотражающие нашивки
или надеваем браслеты и брелокифликеры, тщательно собираемся в лес.
БЕССМЫСЛЕННО ПРОГОВОРИТЬ ОДИН РАЗ ПРАВИЛА
БЕЗОПАСНОСТИ И РЕШИТЬ, ЧТО РЕБЕНОК ИХ ТЕПЕРЬ ЗНАЕТ
Конечно, знает… в ближайшие 15 минут. Спросите его через пару дней о том, что он
помнит, – возможно, результат вас удивит. Для того чтобы он всетаки помнил о том,
что можно и нельзя делать и как избегать опасностей, время от времени возвращайтесь
к этой теме. Регулярно между делом уточняйте, когда кудато идете вместе, что он
будет делать, если потеряется, к кому обратится за помощью, помнит ли ваш телефон.
НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ИЗ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ РУТИННЫЕ ЗАПРЕТЫ В
РЯДУ МНОЖЕСТВА ДРУГИХ
Если у ребенка зарегламентирован каждый его шаг, если в его жизни множество
«нельзя», высока вероятность того, что правила, исполнение которых жизненно важно,
будут для него равноценны запрету, скажем, трогать мамину косметику. Правила
безопасности должны быть в приоритете, и ребенок должен знать, что их нарушение –
это самый тяжелый проступок, который он может совершить, а не событие того же
уровня, что и драка с мальчиком из сада, двойка за контрольную или рассыпанная
мамина пудра.
НЕ ВНУШАЙТЕ ОПАСНЫЕ УСТАНОВКИ
Возможно, они приводят к удобному и «правильному» поведению ребенка в
обычных ситуациях, но в экстремальных могут его погубить. К числу таких требований
взрослых относятся: «кричать нельзя»; «кричат только невоспитанные»; «(всех)
взрослых надо слушаться»; «кругом плохие люди, поэтому нельзя никого просить о
помощи»; «не отвечать, когда с тобой разговаривают, невежливо»; «взрослый всегда
прав»; «всем надо помогать»; «мальчику стыдно жаловаться» и так далее. Кроме того,
некоторые формулировки ребенком могут быть поняты превратно. Например, мы
говорим детям о том, что ябедничать и доносить плохо, имея в виду, разумеется, Кашигина Ксения Ивановна
ситуации с их ровесниками, однако они могут применять это утверждение и к какимто
ситуациям со взрослыми, и молчать, когда те делают с ними чтото недопустимое. То
же самое относится и к запрету нарушать обещание комуто о чемто не говорить:
необходимо объяснить, что есть секреты хорошие и плохие, и если ты знаешь плохой
секрет, то его необходимо рассказать.
"СЕГОДНЯ ПЕРЕБЕЖИМ НА КРАСНЫЙ, НО ВООБЩЕ ТЫ ТАК НЕ ДЕЛАЙ».
"СЕГОДНЯ ПЕРЕБЕЖИМ НА КРАСНЫЙ, НО ВООБЩЕ ТЫ ТАК НЕ ДЕЛАЙ».
"СЕГОДНЯ ПЕРЕБЕЖИМ НА КРАСНЫЙ, НО ВООБЩЕ ТЫ ТАК НЕ ДЕЛАЙ».
"СЕГОДНЯ ПЕРЕБЕЖИМ НА КРАСНЫЙ, НО ВООБЩЕ ТЫ ТАК НЕ ДЕЛАЙ».
"СЕГОДНЯ ПЕРЕБЕЖИМ НА КРАСНЫЙ, НО ВООБЩЕ ТЫ ТАК НЕ ДЕЛАЙ».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.