Частное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка «Соликамскбумпром»
Детский сад №22
Кратковременная образовательная практика
Секреты невидимки или летучки штучки
Старший дошкольный возраст 6-7 лет
Александрова Ирина Александровна,
Воспитатель ЧДОУ
«ЦРР «Соликамскбумпром»
Детский сад № 22
Соликамский городской округ, 2021
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Аннотация для родителей |
Любите ли вы небо? Мечтаете ли о полетах? Как вы думаете, на сколько замечательно и ярко чувство полета? А как зарождался аэро-мир? Вы знаете? А мы очень хотим познакомить с ним наших маленьких исследователей. Ваших детей. Кто с нами в полет? Помогите ребенку стать активным исследователем |
Пояснительная записка |
Понимание мира физики для дошкольника малодоступно, но интересно. Как можно в игровой форме сформировать интерес к познавательной деятельности, сформировать у него предпосылки самостоятельного поиска знаний, объяснить ребенку, например, в понятной форме законы аэродинамики, используя те средства, которые доступны и безопасны для дошколят. Все возможно, если это будет происходить в игре и практической деятельности, через такую технологию как бумажное конструирование и оригами. Если ребенок сам примет участие, потрогает, окунется, сделает и увидит. Понимание происходящего станет для него понятным, ярким и интересным. |
Цель КОП |
Введение детей в мир элементарной физики. Знакомство в игровой деятельности с законами аэродинамики. Раскрытие творческого и реализация интеллектуального потенциала дошкольников. |
Интеграция образовательных областей Познавательное развитие - ПР Социально-коммуникативное развитие - СКР Речевое развитие - РР Художественно-эстетическое развитие - ХЭР Физическое развитие- ФР
|
Развивающие задачи: Развивать интеллектуальные способности, стремление к получению новых знаний и желания ими делиться. Развивать воображение, умение дополнять свои работы творческими элементами. ХЭР Формировать умение осуществлять простейшие логические операции: анализ, синтез, умозаключения, обобщение. ПР и РР Формировать навыки самостоятельной работы, произвольность познавательных процессов, умения прилагать волевые усилия и доводить начатое дело до конца. СКР Формировать навык ручной работы, аккуратности, четкости мелкой моторики глазомер, точную скоординированность движений, аккуратность. ФР и ХЭР Развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, выработку правильного ритмичного дыхания. РР и ФР Развивать навык монологической доказательной речи. ПР и РР Воспитательные задачи: Доставить радость от самостоятельного творчества. СКР Формировать навык здоровой конкуренции, умение принимать победу и проигрыш. СКР Образовательные задачи: Познакомить с историей возникновения воздушного транспорта. ПР и РР Формировать семантическое поле по теме «Воздушный транспорт и история его развития». РР Познакомить с особенностями воздуха, понятием воздушная масса, сила потока воздуха, реактивное движение, планирование, сила противодействия, сила притяжения, сила тяжести ПР Дать детям представления об элементарных приемах конструкторской работы с воздухом. ПР. |
Содержание |
1встреча «Мир «железных» птиц - знакомство с темой 2 встреча «Парашют» - безопасность 3 встреча «Вертушка-пропеллер» - сила притяжения 4 встреча «Аэро-труба» - подъемная сила 5 встреча «Ракета» подъемная сила, преодоление силы тяжести 6 встреча «Самолетик» - планирование при помощи 7 встреча «Резиномотор» - динамическая сила движения |
Структура КОП |
Максимальное количество участников: 6 Возраст – 6-7 лет Количество часов КОП: 7 часов Длительность встреч – 25 минут Структура встреч: 1. Беседы мотивационная, организационная, проблемная 2. Гипотеза – опыт 3. Практическая деятельность 4. физминутка, речедвигательные игры 5. самостоятельная деятельность 6. рефлексия, задание на будущее. |
Методы: |
1. словесный: беседы, накопление семантического поля, диалог, вопрос-ответ, речедвигательные игры, рассуждения, выдвижение гипотез, выстраивание доказательств 2. экспериментирование 3. наглядный: презентации, мультфильм, энциклопедии 4. практический: оригами, конструирование из бумаги, из бросового материала 5. игровой: дидактические игры, соревнования, речедвигательные игры |
Перечень материалов и оборудования для проведения КОП |
1 встреча: ноутбук, Мультфильм «Дедал и Икар», Математические пазлы, собери и назови «Виды воздушного транспорта» Презентация «Франция: первые открытия» 2 встреча: мешок, яйцо, бумага, нитки, клей, груз 3 встреча: бумага, ножницы 4 встреча: ножницы, клей, картон, фольга, трубочка из под сока 5 встреча: бумага, коктейльные трубочки, шар воздушный. 6 встреча: бумага, клей. 7 встреча: бумага, ножницы, клей, 2 резинки Наборы для творчества : карандаши, фломастеры |
Предполагаемые результаты (умения/ навыки, созданный продукт) |
Умение читать схемы алгоритм выполнения. Умение выполнять базовые формы оригами (двойной квадрат, двойной треугольник) Знание о воздухе, как природном окружении, силе притяжения, трения, ускорение, поток воздуха, Умение создавать простейшие аэроигрушки забавы |
Демонстрация результатов и освещение работы |
Игровые соревнования «Дальше, выше, быстрее», Презентация полученного опыта другим детям группы |
Продукт |
Книга «Мир железных книг» со схемами выполнения аэромоделей Модели «Резиномотор», «Самолетик – планер», «Ракета», «Аэротруба», «Вертушка пропеллер, «Парашют» Схемы моделей в уголке конструирования |
|
Данный КОП можно использовать: - при ознакомлении детей с воздушными видами транспорта; - при праздновании дня Космонавтики; - при реализации программы страноведения, знакомство с Францией как родиной парашюта, воздушного шара, дирижабля, знакомство с Америкой как родиной первого самолет. - при знакомстве с миром физики - при знакомстве с выдающимися людьми (Циалковский, Королев) - в летний оздоровительный период, как средство повышения двигательной активности |
Список литературы, использованной при подготовке КОП |
1. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. ФГОС Изд.: Детство-Пресс, 2021 г 208 с. 2. Вайтенэ Л.Филиппова М. Энциклопедия занимательных наук для детей. АСТ, 2020, 160с 3. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Мир физических явлений, опыты и эксперименты в дошкольном детстве. 4-7 лет. ФГОС Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ , 2021, 88 с. 4. Хакимуллин А. «Бумажные самолеты». изд. Питер, 2015, 64 с. |
Тематический план встреч
Задачи
|
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Предполагаемый результат |
|
1 Встреча «Мир железных птиц» |
||||
Создание мотивационной заинтересованности. Познакомить детей с историей возникновения воздушного транспорта Расширять семантическое поле по теме «Транспорт» |
1. Просмотр и беседа по мультфильму, уточнение содержания, пояснение. 2. Создание условий для расширения семантического поля по теме «Воздушный транспорт» через Д\и «Математические пазлы» 3. Загадки о воздушном транспорте 4. «Беседа-пояснение по теме Путешествие в мир Франции: Первые открытия, первые полеты - презентация. 5. Знакомство с рече-двигательной игрой «Я ракета» 6. Рефлексия Предложить, рассказать одногруппникам и родителям полученную информацию |
Просмотр мультфильма Дедал и Икар. Математические пазлы – виды воздушного транспорта – собери и назови» Просмотр презентации «Путешествие в мир Франции», диалог «Вопрос, ответ» Почему я хочу стать конструктором аэротехники |
Знания об истории возникновения аэроплавания, мотивационная готовность к деятельности |
|
2 встреча «Парашют» как средство, спасения жизни летчика, безопасность |
||||
Дать элементарные знания о силе противодействия, сила потока в воздухе. Познакомить детей с алгоритмом выполнения парашюта. Дать представления об элементарных приемах конструкторской работы с воздушной массой Закрепить знания понятий: центральная линия, линия сгиба, прилежащие стороны, внутренняя часть работы. Формировать четкость действий, точность и аккуратность в выполнении, умение слушать инструкции |
1. Педагог загадывает загадку. 2. Предлагает проблемную ситуацию «Самолет в воздухе» - почему не падает. Почему не падают самолеты? Им помогает воздух. А что такое воздух? (смесь газов, которая защищает, удерживает, окружает, помогает) 3. Опыт «Свойства воздуха». 4. Проблемная ситуация Представьте себе – самолет потерпел аварию, что делать летчику? Спуститься на парашюте. Итак, вот он летчик, вот самолет который терпит бедствие, поможем летчик. Делать надо все быстро, четко и аккуратно. Любая неаккуратность в работе может привести к аварии и беде. 5. Работа по инструкции с частичной помощью 6. Рефлексия Предложить, научить одногруппников изготовлению парашюта по схеме |
Загадка «Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не удивиться, Лишь распустит птица хвост и поднимется до звезд» Беседа о воздушных видах транспорта
Проверим свойства воздуха – защищает и помогает, парашют опирается на воздух, постепенно его отпускает, поэтому опускается плавно Практическая деятельность по инструкции воспитателя. Игры с парашютом. |
Знания о парашюте, как средстве спасения, о Леонардо да Винчи, как первом создателе парашюта. Знания о свойствах воздуха. Знания о силе притяжения, силе сопротивления воздуха. Умение сделать парашют по схеме и словесной инструкции |
|
3 встреча – сила притяжения «Пропеллер – вертушка» |
||||
Закрепить понятия: сила трения, сила противодействия, подъемная сила. Познакомить детей с алгоритмом выполнения вертушки. Формировать четкость действий, точность и аккуратность в выполнении. умение слушать инструкцию. Формировать навык монологической доказательной речи, умение осуществлять простые логические операции. |
1. Беседа о силе притяжения. 2. Опыт «Земное притяжение» 3. «Беседа «Планирование: 4. Мотивационная ситуация «Зачем вертолету пропеллер» Лопасти изогнутой формы, захватывают воздух под себя, создают опору, не имея усиления в движение прибор планирует под силой притяжения» 5. Работа по схеме с подсказкой педагога. Игры соревнования «Отправляемся в полет» Предложить, показать и рассказать причину по которой вертушка опускается на землю, познакомить со способом изготовления |
Участие в диалоге. Выдвижение гипотез Проведение опыта, подтверждение гипотезы Творческая работа, Наблюдение за планирование вертушки |
Знание о силе притяжения. Планировании объекта. Умение работать по инструкции, Знакомство со схемой – проговаривание алгоритма деятельности согласна схеме. |
|
4 встреча - подъемная сила «Аэротруба» |
||||
Продолжать знакомить с понятием воздушная масса, сила потока воздуха, сила притяжения. Дать детям представления об элементарных приемах конструктор-ской работы. Дать детям алгоритм чтения схемы. Закрепить понятия: центр, прилежащие стороны. Развивать силу дыхательных мышц. Формировать четкость действий, точность и аккуратность в выполнении. |
1. Беседа: А как же самолеты поднимаются и держаться в воздухе? Подъемная сила воздуха и скорость. 2. Опыт «Дуем на шарик» 3. Гипотеза «Можем ли мы падать все время в одно место, чтобы удерживать его в воздухе». Что им поможет удержать шарик в воздухе. Воздух в узкой колее поддерживает шарик на нужной высоте. 4. Предложить создать аэротрубу, используя схему. 5. Игры соревнования «У кого выше и дольше» Предложить в группе изготовить такой самолетик и подарить друзьям |
Беседа Экспериментальная деятельность «Держим шарик на дыхание»
Выдвижение гипотез, их практическая проверка Практическая деятельность. Чтение схемы, выбор материала, выполнение работы поэтапно с разбором схемы Игры соревнования с игрушкой |
Знание о подъемной силе, как законе физики. Умение работать по схеме. |
|
. 5 встреча – преодоление силы притяжения, за счет ускорения |
||||
Продолжать знакомство с техникой оригами. Закрепить знания базовых форм и линий. Учить использовать в своей деятельности основные понятия оригами Формировать навык аккуратной работы, Развивать моторику, выполнение четкости линий |
1. Беседа «А что помогает ракете оторваться от земли» - сила ускорения. 2. Опыт «Легкие и тяжелые предметы в полете» 3. Мотивационная ситуация «Если увеличить силу ускорения, как долго продержится в воздухе ракета» 4. Работа по изготовлению ракеты с использованием схем. Полет ракеты при помощи дыхания и воздушного шара. 5. Адресная помощь 6. Рефлексия Предложить самостоятельно изготовить по схеме. Устроить соревнования «У кого дальше» |
Диалог «Разная сила»
Проведение опыта «Легкие и тяжелые предметы в полете» Самостоятельная работа по схеме. Помощь при прикреплении работы к шару.
Игра «Ракеты на старт» |
Умение работать по схеме. Понимание закона «Чем тяжелее предмет, тем на него больше влияет сила притяжения» |
|
6 встреча - планирование – «Самолет, самолет, отправляется в полет» |
||||
Закрепить навыки аккуратной работы. Формировать умение работать с алгоритмом, схемой. Формировать умение доводить начатое дело до конца. Формировать навыки здоровой конкуренции |
1. Сообщение новых знаний «Легкий предмет может планировать дольше, чем тяжелый». При планировании помогают крылья, лопасти. 2. Педагог предлагает проверить, сложив самолет планер. 3. Для сравнения педагог делает планер с тяжелыми крыльями (из картона) Выдвижение гипотезы «Влияет ли тяжесть предмета на силу притяжение и ускорения» 4. Рефлексия |
Диалог «Легкий – тяжелый» Работа со схемой, перечисли последовательность действий Самостоятельная деятельность. Опыт «Летает – не летает» Соревнование «Кто дальше» |
Умение работать по схеме. Умение просить о помощи. |
|
7 встреча – преодоление силы тяжести, ускорение, планирование «Резиномотор» |
||||
Продолжать знакомить детей с алгоритмом выполнения творческой работы. Поощрять желание дополнять ее оформительскими деталями Формировать четкость действий, умение слушать инструкцию. |
1. Беседа «Игрушки». 2. Мотивационная ситуация. Ребята, а ваши самолеты умеют летать сами? А вы знаете как можно сделать самолет, чтобы он сам летал? А я умею. Вы со мной? 3. Объяснение, подготовка рабочего места. 4. Самостоятельная работа по показу, адресная помощь педагога. 5. Проба и соревнование «У кого дальше». Подарок: мини-книжка «Воздушные виды транспорта» . |
Беседа - сравнение,
Самостоятельная деятельность. Выполнение работы. Самостоятельное оформление работы.
Соревнования «У кого дальше» |
Умение выполнять действие, четко следуя инструкции Знание правил аэродинамики: силе притяжения, трения, ускорения Умение создавать простейшие аэроигрушки забавы |
|
ФОТОРЯД
Тема |
Алгоритм выполнения |
итог |
2 встреча «Парашют» -
|
парашют
|
|
3 встреча «Пропеллер-вертушкат»
|
пропеллер вертушка
|
|
4 встреча «Аэротруба
|
аэротруба
|
|
5 встреча «Ракета»
|
ракета |
|
|
||
6 встреча «Самолетик -планер»
|
||
7 встреча «Резиномотор» |
Резиномотор
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.