Сексуальное насилие
Оценка 5

Сексуальное насилие

Оценка 5
Лекции +2
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
27.03.2017
Сексуальное насилие
Ребенок и сексуальное насилие Сексуальное насилие над детьми Сексуальное насилие над детьми включает в себя достаточно много действий помимо самого полового акта, таких как принуждение ребенка к сексуальным прикосновениям к различным частям тела взрослого человека или ребенка, склонение ребенка к обнажению перед другими людьми, вовлечение его в участие в различных сексуальных оргиях и ритуалах, сопровождаемых сексуальными действиями. Необходимо заметить, что не все насильственные действия сексуального характера обязательно включают обнажение и тактильный контакт. Специалисты определяют сексуальное насилие над детьми как любые проявления сексуального опыта между ребенком в возрасте младше 16 лет и человеком, старшим его по возрасту как минимум на пять лет. Помимо сексуального насилия есть понятие сексуальное злоупотребление по отношению к детям. Под сексуальным злоупотреблением понимается вовлечение детей и подростков в сексуальные действия, сути которых они в силу своего возраста полностью не могут понять и согласиться. Сексуальное злоупотребление — это ненасильственное использование ребенка для удовлетворения своего сексуального влечения. В качестве сексуального злоупотребления могут использоваться игры с ребенком, которые имеют сексуальную окраску, фотографирование ребенка в обнаженном виде, показ ребенку эротических или порнографических материалов, а также беседы с ребенком о сексе или о связанных с ним вещах недопустимым для его возраста способом. Так как при сексуальном злоупотреблении физического насилия не происходит, то внешние признаки насилия обычно отсутствуют, поэтому доказать факт произошедшего очень сложно. Тем не менее, несмотря на отсутствие физических повреждений, ребенок переживает психологическое потрясение. Его поведение при этом резко меняется, поэтому родителям стоит обращать особое внимание на его необычные проявления. Выявить факт применения к ребенку сексуального злоупотребления со стороны взрослого можно специальными методами диагностики. К таким методам относятся детские игры, рисунки детей, использование при беседе анатомически правильных кукол. Сексуальное насилие над детьми не обязательно должно подразумевать принуждение силой или при помощи угроз. Дети не всегда понимают умысел насильника, поэтому сам факт сексуальных действий в отношении ребенка считается сексуальным насилием. В реальной жизни иногда бывает сложно отличить начало насильственных действий над ребенком от позитивного тактильного контакта, который является нормой в общении с детьми. Основное различие здесь заключается в намерениях взрослого человека по отношению ребенку. Ребенок должен чувствовать расположение взрослого. Любые тактильные контакты должны совершаться без «задней» мысли. Обычно жертвами сексуального злоупотребления становятся дети младше двенадцати лет, но чаще всего в группу риска подвергнуться сексуальным домогательствам попадают дети от трех до семи лет. В этом возрасте дети пока не понимают происходящего, все взрослые люди для них авторитетны, поэтому их легче запугать, уговорить, принудить к каким-либо действиям, а также склонить к неразглашению того, что произошло. Также совершивший насилие взрослый рассчитывает на то, что ребенку такого возраста еще не хватит словарного запаса, чтобы объяснить случившееся. Поскольку маленькие дети склонны фантазировать, зачастую перемешивая выдумки с реальностью, то, скорее всего, его рассказу не поверят, даже если он решится рассказать об этом родителям. По статистике, сексуальному насилию в детском возрасте подвергаются около 20-30% девочек и 10% мальчиков. В 75% случаев насильниками становятся знакомые детям люди, причем в 45% случаев в роли насильника выступает родственник ребенка — отец, отчим, брат или дядя. Тема насилия над детьми довольно щекотливая, большинство педагогов и психологов не любят ее обсуждать не меньше, чем дети, подвергшиеся изнасилованию. Многие из специалистов во время беседы задают не совсем правильные вопросы, не слышат детских намеков о свершившемся насилии. Как показывает практика, даже если факт совершения насилия вскрылся, то все внимание специалистов сосредотачивается, в основном, на преступнике, забывая о том, что ребенок в первую очередь нуждается в психологической поддержке и медицинской помощи. Даже многие родители, становясь одержимыми актом возмездия, забывают о том, как они нужны сейчас изнасилованному ребенку. Особенности поведения ребенка после сексуального насилия (младшего и старшего возраста) После изнасилования у ребенка наступает посттравматический синдром, в связи с которым ему становится сложно рассказать о случившемся другим людям. Ребенок делится своей бедой со специалистом только в том случае, если он вызывает у него большое доверие. Если же он закрывается в себе, то установить факт сексуального насилия бывает довольно сложно. Ребенок испытывает чувство собственной вины за случившееся, страх и стыд. К тому же его беспокоит реакция на это известие со стороны родителей и окружающих. Ребенку кажется, что если он расскажет психологу о том, что его изнасиловали, то он предаст и унизит своих родителей, опозорит свою семью. К тому же изнасилованный ребенок испытывает чувство подавленного гнева и боится, что, проговорив словами то, что с ним случилось, он перестанет свой гнев контролировать. Ко всему этому примешивается страх быть отвергнутым обществом, стать изгоем, заклейменным этим постыдным фактом. Если сексуальное злоупотребление практически не оставляет физических следов содеянного, то сексуальное насилие может нанести ребенку видимые физические травмы. Травмы подразделяются в зависимости от характера совершенного полового акта. При вагинальном акте у девочек наблюдаются нарушение девственной плевы, синяки и ссадины в области половых органов, расширение влагалища, чуть позднее могут проявиться сопутствующие инфекционные заболевания. При анальном акте могут наблюдаться повреждения и разрывы прямой кишки, покраснения, ослабление сфинктера. Если ребенок подвергся изнасилованию орально, то могут проявиться такие симптомы, как экзема, герпес на губах или в ротовой полости. Ребенок может отказываться от употребления пищи и начать сильно худеть. Признаками совершенного над ребенком изнасилования могут послужить также синяки и ссадины на теле, различного рода выделения и кровотечения из гениталий, кровоподтеки, укусы на интимных частях тела, порванное или испачканное кровью нижнее белье, жалобы на боли в области живота, неоднократно повторяющиеся инфекции мочевого пузыря, наступившая беременность от неизвестного человека. Однако всех этих признаков в силу определенных обстоятельств может и не быть. Тогда понять, что ребенок подвергся изнасилованию, можно, только проанализировав изменения в его поведении. Эти изменения являются первыми признаками наступления посттравматического синдрома. Изменения, связанные с выражением детской сексуальности Они могут проявляться в повышенном интересе ребенка к играм сексуального содержания. Ребенок необычайно много для своего возраста знает о сексе, проявляет соблазняющее поведение к сверстникам противоположного пола, сексуально заигрывает со взрослыми. Родители могут заметить, что он применяет действия сексуального характера по отношению к другим детям, ровесникам или младшим по возрасту, например, мастурбацию, трение друг о друга половыми органами и другие. Изменения в эмоциональном поведении и общении с окружающими Ребенок может уйти в себя, закрыться от окружающих, часто стремится остаться один, изолирует себя от всех. В его настроении преобладают грусть и подавленность, ребенок довольно часто пребывает в депрессивном состоянии. Он чувствует отвращение к себе, к своему телу, его мучает чувство стыда и собственной вины за случившееся. Он проявляет недоверие ко всем взрослым. Его мучают мрачные мысли, которые отвлекают его от привычных дел. Ребенок становится задумчивым, кажется, что он постоянно витает в облаках. Стрессовое состояние делает его психику крайне неустойчивой, поэтому его легко вывести из уравновешенного состояния любым пустяком. Он может ни с того ни с сего устроить истерику. Возникают трудности в общении с друзьями, одноклассниками. возможно полное прекращение старых дружеских отношений. Ребенок может прекратить общаться также с братьями и сестрами. Чувство обиды и гнева может проявиться в повышенной агрессии по отношению к детям младшего возраста, животным, игрушкам. Социальные изменения личности ребенка, изменения мотивации Изнасилованный ребенок смиряется со своей слабостью. У него снижается способность к самозащите, сопротивлению. Он смиренно терпит издевательства над собой, так как считает себя уже испорченным. Психологический стресс отражается на успеваемости ребенка в школе, причем изменения могут произойти как в лучшую, так и в худшую сторону. Но чаще всего он начинает уклоняться от учебы, прогуливает занятия в школе. Еще одно изменение в поведении может выражаться в принятии ребенком социальных ролей родителей. Это выражается в повышении активности по выполнению домашней работы. Он ни с того ни с сего начинает проявлять интерес к уборке, стирке, готовке еды. вызывается помогать в уходе за младшими братьями и сестрами. В некоторых случаях ребенок разочаровывается в своей семье и может уйти из дома. Такой вариант характерен для детей подросткового возраста. Изменения в сознании ребенка У изнасилованного ребенка происходит резкое снижение самооценки. Он разочаровывается в людях, считает, что его жестоко использовали, надругались над ним, но при этом его мучает острое чувство собственной вины за случившееся. Если изнасилование получило огласку, то ребенок чувствует унижение и стыд, ему кажется, что все окружающие осуждающе на него смотрят, показывают пальцем, перешептываются у него за спиной. Невыносимые психические страдания могут подтолкнуть ребенка к мыслям о самоубийстве. Значительная часть самоубийств детьми и подростками совершается как раз по причине изнасилования. Невротические и психосоматические изменения Ребенок начинает испытывать страх оставаться наедине с конкретным человеком. После сексуального насилия у детей может появиться боязнь раздеваться перед другими людьми. Они отказываются переодеваться в присутствии одноклассников перед уроком физкультуры или бассейном, отказываются от осмотра врачей, предполагающего обнажение определенных частей тела. Также ребенок может жаловаться на боли в области живота, желудка, сердца, на головную боль. Последствия сексуального насилия обусловлены рядом факторов. Тяжесть этих последствий для детской психики зависит от личности самого ребенка и личности насильника, от частоты, тяжести и продолжительности совершаемых над ребенком изнасилований, от того, как на этот факт отреагировали близкие ребенка. Травматические ситуации тяжелее переносятся детьми, воспитывающимися в неполных или неблагополучных семьях, так как родители не могут объективно оценить причиненный ребенку вред и зачастую преуменьшают его. Согласно статистике, сексуальное насилие чаще всего совершается над детьми младшего возраста, а также обладающими более низким уровнем умственного развития. Характеристики нарушений личности как следствие изнасилования будут во многом зависеть от возраста и уровня развития потерпевшего. Последствия для психики ребенка будут более тяжелыми, если сексуальное изнасилование сопровождалось нанесением физических травм и повреждений, причинивших ребенку физическую боль. По сравнению с сексуальным злоупотреблением, сексуальное насилие в форме вагинального, орального или анального полового акта является для ребенка наиболее травмирующим. Также сильным потрясением для ребенка будет факт, что сексуальное насилие над ним совершил близкий для него человек. Сильную травму может нанести также отношение близких родственников к случившемуся, если они начнут обвинять в этом ребенка и встанут на сторону насильника. Как ни абсурдно это звучит, но такие случаи далеко не редки. Например, отчим насилует падчерицу-подрост-ка, а мать заступается за мужа, обвиняя дочь в том. что она своим поведением и внешним видом спровоцировала здорового мужчину. После пережитого ребенком насилия у него наступает посттравматический стрессовый синдром. В разные этапы жизни симптомы этого синдрома проявляются по-разному. Рассмотрим симптомы, характерные для детей и подростков разных возрастов, перенесших сексуальное насилие: Совсем маленькие дети в возрасте до трех лет начинают испытывать различного рода страхи, они не могут точно определить, что чувствуют, тем более не могут свои чувства высказать; наблюдаются нарушения аппетита, сна, проявление агрессии, боязнь чужих людей; У дошкольников на первый план выступают эмоциональные расстройства, в то время как психосоматические нарушения проявляются в меньшей мере. Малыши испытывают сильную тревогу, страхи, беспомощность. Им кажется, что они сами виноваты в том, что их изнасиловали, чувствуют себя испорченными, стыдятся этого факта. В поведении дошкольников появляется отстраненность, иногда агрессия. Можно заметить влечение малышей к сексуальным играм, они начинают мастурбировать. Иногда наблюдается эффект регресса; В младшем школьном возрасте дети испытывают амбивалентные чувства к взрослым людям. У многих детей возникают определенные трудности с определением своей роли в семье. После изнасилования дети этого возраста начинают испытывать страх, отвращение, стыд. Они не верят больше никому, поэтому отстраняются от общества, проявляют агрессию по отношению к окружающим, часто замыкаются в себе, отказываются разговаривать. У детей может появиться бессонница, пропадает аппетит. Им кажется, что насильник своими действиями испортил их, испачкал, растоптал. Они чувствуют себя «грязными»; У детей в возрасте 9-13 лет наблюдаются симптомы, похожие на симптомы младших школьников. Плюс к ним дети часто пребывают в депрессивном состоянии, иногда теряют ощущения. В поведении детей этого возраста может замечаться склонность к сексуальному манипулированию сверстниками. А в целом поведение довольно противоречивое; Подростки, подвергшиеся сексуальному насилию, испытывают сильное чувство стыда и отвращения. Они перестают доверять людям, в то же время обвиняя себя в случившемся. Часто у подростков наблюдаются сексуальные нарушения, нарушения социальных ролей, амбивалентность. Дети чувствуют себя отверженными, ненужными. Они избегают контактов с близкими, уходят в себя, при попытке близких помочь могут проявлять агрессию. Долгое время после изнасилования подростки избегают строить отношения с противоположным полом, избегают близости, причем не только интимной, но и эмоциональной. В этом возрасте резко возрастает вероятность совершения суицидальных попыток, побегов из дома. Дети младшего возраста не всегда могут увязать посттравматические симптомы именно с изнасилованием, а это является важным условием преодоления стресса. Детей часто мучают ночные кошмары. Рассказывая о сне, ребенок может не понимать, с чем он связан, но для взрослого человека это очевидно. Травмирующая ребенка ситуация может неоднократно прокручиваться в его мыслях, выражаться в играх, рисунках. Как правило, в них повторяется один и тот же сюжет. Выливая свои переживания на бумагу или любимые игрушки, ребенок ищет облегчения своим страданиям, но. не находя, начинает все сначала. Сексуальное насилие имеет неизгладимые последствия в будущей жизни ребенка. Пережив однажды изнасилование одним взрослым, ребенок проецирует образ насильника на всех остальных. Это может выражаться в страхе, избегании, подозрительности, недоверии. Любые сексуальные стимулы могут долгое время вызывать неприязнь и страх. Во взрослой жизни люди, подвергшиеся детскому насилию, практически всегда испытывают проблемы в сексуальной жизни. Рекомендации родителям Детям младшего возраста трудно даются исключения и запреты. Когда вы говорите им, чтобы они не разговаривали с незнакомцами, они кивают головой в знак согласия, но на самом деле не понимают, чего и почему от них требуют. Им не понятно само правило. Во-первых, они не понимают, кого нужно считать незнакомцем, а во-вторых, их сбивает с толку требование не разговаривать при одновременном требовании быть вежливыми и здороваться со взрослыми. Они видят, как вы сами ежедневно общаетесь со многими людьми, которых вы не знаете, и в то же время запрещаете ребенку делать это. Ему сложно понять, в чем здесь заключается опасность. Чтобы правило дошло до ребенка, нужно определять положительные установки, а не запрещения. Дети легче воспринимают то, что нужно делать, чем то, чего делать нельзя. Поэтому правило «не разговаривать с незнакомцами» нужно переформулировать в правило «всегда быть на виду у опекающего ребенка взрослого». Ребенка легко обмануть, завлечь, поэтому, пока он еще маленький, весь груз ответственности за его безопасность ложится на плечи его родителей. Вы всегда должны знать, где и с кем находится ваш малыш в каждый конкретный момент времени. Поставьте за правило, чтобы ребенок всегда сообщал вам, куда он идет и что собирается делать. Это правило воспринимается им довольно легко, так как его самого всегда интересует, где находитесь вы и чем занимаетесь. Ребенок воспринимает всех взрослых людей, вхожих в дом, примерно одинаково. Родители с самого раннего детства внушают ему чувство уважения к взрослым людям, поэтому им сложно понять, как взрослый человек может его обидеть. Конечно, от ребенка нельзя ожидать того, что он сможет правильно расценить недостойное поведение взрослого и дать достойный отпор, но его можно научить отличать плохое поведение от хорошего в понятном для них ключе, а также говорить «нет», если взрослый пытается заставить нарушить правила, установленные родителями. Дети обожают правила, и в этом главное преимущество при обучении их правилам собственной безопасности. Они живут правилами. Даже если взрослые отклоняются от установленных ими самими норм, дети стремятся тут же их поправить. Если установленные вами правила излагаются ребенку простым и ясным языком, то он обязательно их поймет, примет и будет им следовать. Постарайтесь при установлении правил безопасности следовать логике, т.е. не отклоняться от привычного для ребенка порядка вещей. Попробуйте приучить ребенка рассказывать обо всех неординарных событиях дня, даже если это пустяки. Стимулируйте его подмечать любые странности в поведении знакомых людей и делиться ими с вами. Если он будет ежедневно рассказывать о событиях дня, то наверняка не упустит из внимания, что какой-либо взрослый повел себя по отношению к нему не совсем обычно. Для вас это может стать сигналом насторожиться и, возможно, позволит избежать беды. Устанавливая границы дозволенного в поведении своих детей, мы ограждаем их от опасности, ведь они сами пока не осознают, какие беды могут поджидать их в жизни. Устанавливая рамки и запреты, родители должны объяснить ребенку, что этим мы не пытаемся ограничить его личную свободу, а защищаем его жизнь и здоровье. Позже, когда ребенок подрастет, он сможет сам решать, что опасно, а что нет, но пока он маленький, ответственность за его безопасность несут его родители. Мы должны научить малыша отличать, что опасно, а что нет. Уже в трехлетнем возрасте ребенок должен распознавать и называть все части своего тела. Более того, ему уже необходимо ориентироваться в том, какие части его тела являются интимными. Малыш должен знать, как правильно называются его половые органы, и произносить эти слова без стеснения, так же, как он называет другие части тела. Кроме того, что ребенок должен знать строение своего тела в рамках развития, это поможет ему в случае домогательства точно описать, какие части его тела подвергались насилию. Он должен суметь правильно идентифицировать и сформулировать любые попытки проявления сексуального насилия. Ведь если ему долго внушали, что слова, определяющие название гениталий, нельзя употреблять в речи, произносить их вслух, то в случае сексуального домогательства он может умолчать об этом факте только в силу того, что говорить об этом считается неприлично. Дети должны знать, кто из взрослых может прикасаться к их гениталиям, а кому это запрещено. Они должны понимать разницу между хорошими и плохими прикосновениями к своему телу, а также необходимо их научить давать отпор, если они не хотят, чтобы их кто-то трогал. Обучая этому детей, вы учите их очень важному жизненному навыку — говорить «нет». Уже в трехлетнем возрасте ребенок должен метко усвоить, что гениталии — это его интимные части тела, к которым посторонним людям прикасаться нельзя. К хорошим прикосновениям можно отнести рукопожатие, обнимание ребенка, если он сам этого желает, поцелуй в щеку, в лоб, в макушку. Не запрещается также качать малыша или держать на руках. Ребенок должен определить прикосновения как плохие, если взрослый слишком крепко и долго его обнимает, прижимает к себе, пытается насильно его целовать, щекочет, когда ему это не нравится, трогает гениталии малыша, заставляет ребенка целовать или трогать себя. Малыш должен знать, кого нужно считать незнакомцем. Для маленького ребенка — это любой человек, которого он не знает. Ребенок к трем годам должен научиться различать членов своей семьи — маму, папу, братьев, сестер, родственников — бабушек, дедушек, тетей, дядей, кузин, кузенов, друзей — людей, с которыми общается он сам и его родители, и незнакомцев — тех, кого он не знает. Позже он начнет отличать друзей от просто знакомых людей, но это со временем. В раннем возрасте малыш должен научиться ориентироваться в людях, которые имеют к нему отношение, и четко определять незнакомцев. Ребенок должен знать свою контактную информацию. Заставьте его зазубрить его полное имя и фамилию, домашний адрес и номер телефона. Она должна четко закрепиться в его голове. Если он попадет в беду, то не должен растеряться и забыть ее. Объясните ребенку, что если с ним что-то случится, то ему нужно назвать свои данные милиционеру, врачу, пожарному. Он должен на автомате выдавать эту информацию, иначе в критической ситуации он ее забудет или постесняется сказать. Научите ребенка в экстренных случаях пользоваться телефоном. Он должен уметь набирать телефон службы спасения в критической ситуации. Не забудьте только объяснить малышу, что считается критической ситуацией, чтобы он не пользовался номером по пустякам. Конечно, нет гарантии, что он в случае необходимости действительно вызовет помощь по телефону, но если вы обеспечите его такой информацией, то шансы на спасение возрастут. Маленькие дети слишком доверчивы, поэтому родители должны активно оберегать и защищать их от посторонних людей. Лучше всего, если вы всегда будете рядом, а ребенок будет четко соблюдать установленные вами правила. Ласковые дети подвержены особому риску стать жертвой педофила. Для них физический контакт выступает способом общения, таким образом они делятся эмоциями. Убедите их, что общаться нужно с помощью слов, а ласку надо приберечь для родителей. Установите правило, что физические ласки ребенок принимает только от близких людей. Очень часто маленьких детей на улице незнакомые люди угощают сладостями или фруктами. Научите малыша спрашивать у вас разрешения, прежде чем принять гостинец. Это правило очень полезно для безопасности ребенка. Очень часто насильники заманивают детей различными угощениями или обещаниями. Отказавшись от конфеты, ребенок становится менее уязвимым для насильника, так как в каждом случае спрашивает вашего разрешения. Педофила этот факт отпугнет. Конечно, это правило можно отменить для знакомых, друзей и родственников. Еще одно важное правило, которое малышу нужно обязательно усвоить. От родителей не должно быть никаких тайн. Предупредите ребенка, что если какой-то взрослый, знакомый или незнакомый, просит его сохранить что-то в тайне, необходимо сразу рассказать об этом родителям. Если кто-то угрожает ребенку с целью заставить молчать, запугивает, то необходимо сразу поделиться с родителями. Образ родителей у маленьких детей, как правило, идеализирован. Они уверены, что родители в любой ситуации смогут их защитить. Поэтому такое правило вполне работает. Дети верят, что родители защитят их от любых угроз. Все эти советы помогут обезопасить вашего ребенка от домогательств посторонних людей и могут спасти его от насилия. Если беда все же случилась, то главное правило—действуйте в интересах ребенка, будьте рядом. Ему в этот момент очень тяжело. Помогите ему реабилитироваться. Будьте внимательны к своим детям.
Секснасилие.docx
Ребенок и сексуальное насилие Сексуальное насилие над детьми Сексуальное   насилие   над   детьми   включает   в   себя   достаточно   много   действий   помимо самого полового акта, таких как принуждение ребенка к сексуальным прикосновениям к различным частям тела взрослого человека или ребенка, склонение ребенка к обнажению перед   другими   людьми,   вовлечение   его   в   участие   в   различных   сексуальных   оргиях   и ритуалах, сопровождаемых сексуальными действиями. Необходимо заметить, что не все насильственные   действия   сексуального   характера   обязательно   включают   обнажение   и тактильный контакт. Специалисты   определяют   сексуальное   насилие   над   детьми   как   любые   проявления сексуального опыта между ребенком в возрасте младше 16 лет и человеком, старшим его по   возрасту   как   минимум   на   пять   лет.   Помимо   сексуального   насилия   есть   понятие сексуальное злоупотребление по отношению к детям. Под сексуальным злоупотреблением понимается вовлечение детей и подростков в сексуальные действия, сути которых они в силу   своего   возраста   полностью   не   могут   понять   и   согласиться.   Сексуальное злоупотребление   —   это   ненасильственное   использование   ребенка   для   удовлетворения своего   сексуального   влечения.   В   качестве   сексуального   злоупотребления   могут использоваться игры с ребенком, которые имеют сексуальную окраску, фотографирование ребенка   в   обнаженном   виде,   показ   ребенку   эротических   или   порнографических материалов,   а   также   беседы   с   ребенком   о   сексе   или   о   связанных   с   ним   вещах недопустимым для его возраста способом. Так   как   при   сексуальном   злоупотреблении   физического   насилия   не   происходит,   то внешние признаки насилия обычно отсутствуют, поэтому доказать факт произошедшего очень сложно. Тем не менее, несмотря на отсутствие физических повреждений, ребенок переживает психологическое потрясение. Его поведение при этом резко меняется, поэтому родителям стоит обращать особое внимание на его необычные проявления. Выявить факт применения   к   ребенку   сексуального   злоупотребления   со   стороны   взрослого   можно специальными методами диагностики. К таким методам относятся детские игры, рисунки детей, использование при беседе анатомически правильных кукол. Сексуальное насилие над детьми не обязательно должно подразумевать принуждение силой или при помощи угроз. Дети не всегда понимают умысел насильника, поэтому сам факт сексуальных действий в отношении ребенка считается сексуальным насилием. В реальной жизни иногда бывает сложно отличить начало насильственных действий над ребенком от позитивного тактильного контакта, который является нормой в общении с детьми.   Основное   различие   здесь   заключается   в   намерениях   взрослого   человека   по отношению   ребенку.   Ребенок   должен   чувствовать   расположение   взрослого.   Любые тактильные контакты должны совершаться без «задней» мысли. Обычно жертвами сексуального злоупотребления становятся дети младше двенадцати лет, но чаще всего в группу риска подвергнуться сексуальным домогательствам попадают дети от трех до семи лет. В этом возрасте дети пока не понимают происходящего, все взрослые люди для них авторитетны, поэтому их легче запугать, уговорить, принудить к каким­либо действиям, а также склонить к неразглашению того, что произошло. Также совершивший насилие   взрослый   рассчитывает   на   то,   что   ребенку   такого   возраста   еще   не   хватит словарного   запаса,   чтобы   объяснить   случившееся.   Поскольку   маленькие   дети   склонны фантазировать,   зачастую   перемешивая   выдумки   с   реальностью,   то,   скорее   всего,   его рассказу не поверят, даже если он решится рассказать об этом родителям. По статистике,  сексуальному насилию в детском  возрасте подвергаются около 20­30% девочек и 10% мальчиков. В 75% случаев насильниками становятся знакомые детям люди, причем в 45% случаев в роли насильника выступает родственник ребенка — отец, отчим, брат или дядя. Тема насилия над детьми довольно щекотливая, большинство педагогов и психологов не любят   ее   обсуждать   не   меньше,   чем   дети,   подвергшиеся   изнасилованию.   Многие   из специалистов во время беседы задают не совсем правильные вопросы, не слышат детских намеков о свершившемся насилии. Как показывает практика, даже если факт совершения насилия   вскрылся,   то   все   внимание   специалистов   сосредотачивается,   в   основном,   на преступнике, забывая о том, что ребенок в первую очередь нуждается в психологической поддержке и медицинской помощи. Даже многие родители, становясь одержимыми актом возмездия, забывают о том, как они нужны сейчас изнасилованному ребенку. Особенности поведения ребенка после сексуального насилия (младшего и старшего возраста) После изнасилования у ребенка наступает посттравматический синдром, в связи с которым ему становится сложно рассказать о случившемся другим людям. Ребенок делится своей бедой со специалистом только в том случае, если он вызывает у него большое доверие. Если же он закрывается в себе, то установить факт сексуального насилия бывает довольно сложно. Ребенок испытывает чувство собственной вины за случившееся, страх и стыд. К тому же его беспокоит реакция на это известие со стороны родителей и окружающих. Ребенку кажется, что если он расскажет психологу о том, что его изнасиловали, то он предаст   и   унизит   своих   родителей,   опозорит   свою   семью.   К   тому   же   изнасилованный ребенок испытывает чувство подавленного гнева и боится, что, проговорив словами то, что с ним случилось, он перестанет свой гнев контролировать. Ко всему этому примешивается страх быть отвергнутым обществом, стать изгоем, заклейменным этим постыдным фактом. Если   сексуальное   злоупотребление   практически   не   оставляет   физических   следов содеянного, то сексуальное насилие может нанести ребенку видимые физические травмы. Травмы подразделяются  в зависимости от характера  совершенного полового акта.  При вагинальном акте у девочек наблюдаются нарушение девственной плевы, синяки и ссадины в   области   половых   органов,   расширение   влагалища,   чуть   позднее   могут   проявиться сопутствующие   инфекционные   заболевания.   При   анальном   акте   могут   наблюдаться повреждения и разрывы прямой кишки, покраснения, ослабление сфинктера. Если ребенок подвергся   изнасилованию   орально,   то   могут   проявиться   такие   симптомы,   как   экзема, герпес на губах или в ротовой полости. Ребенок может отказываться от употребления пищи и начать сильно худеть. Признаками совершенного над ребенком изнасилования могут послужить также синяки и ссадины на теле, различного рода выделения и кровотечения из гениталий, кровоподтеки, укусы на интимных частях тела, порванное или испачканное кровью нижнее белье, жалобы на   боли   в   области   живота,   неоднократно   повторяющиеся   инфекции   мочевого   пузыря, наступившая беременность от неизвестного человека. Однако всех этих признаков в силу определенных обстоятельств может и не быть. Тогда понять, что ребенок подвергся изнасилованию, можно, только проанализировав изменения в его поведении. Эти   изменения   являются   первыми   признаками   наступления   посттравматического синдрома. Изменения, связанные с выражением детской сексуальности Они могут проявляться в повышенном интересе ребенка к играм сексуального содержания. Ребенок необычайно много для своего возраста знает о сексе, проявляет соблазняющее поведение к сверстникам противоположного пола, сексуально заигрывает со взрослыми. Родители   могут   заметить,   что   он   применяет   действия   сексуального   характера   по отношению   к   другим   детям,   ровесникам   или   младшим   по   возрасту,   например, мастурбацию, трение друг о друга половыми органами и другие. Изменения в эмоциональном поведении и общении с окружающими Ребенок может уйти в себя, закрыться от окружающих, часто стремится остаться один, изолирует себя от всех. В его настроении преобладают грусть и подавленность, ребенок довольно часто пребывает в депрессивном состоянии. Он чувствует отвращение к себе, к своему телу, его мучает чувство стыда и собственной вины за случившееся. Он проявляет недоверие   ко   всем   взрослым.   Его   мучают   мрачные   мысли,   которые   отвлекают   его   от привычных   дел.   Ребенок   становится   задумчивым,   кажется,   что   он   постоянно   витает   в облаках.   Стрессовое   состояние   делает   его   психику   крайне   неустойчивой,   поэтому   его легко вывести из уравновешенного состояния любым пустяком. Он может ни с того ни с сего устроить истерику. Возникают трудности в общении с друзьями, одноклассниками. возможно полное прекращение старых дружеских отношений. Ребенок может прекратить общаться   также   с   братьями   и   сестрами.   Чувство   обиды   и   гнева   может   проявиться   в повышенной агрессии по отношению к детям младшего возраста, животным, игрушкам. Социальные изменения личности ребенка, изменения мотивации Изнасилованный ребенок смиряется со своей слабостью. У него снижается способность к самозащите,   сопротивлению.   Он   смиренно   терпит   издевательства   над   собой,   так   как считает   себя   уже   испорченным.   Психологический   стресс   отражается   на   успеваемости ребенка   в   школе,   причем   изменения   могут   произойти   как   в   лучшую,   так   и   в   худшую сторону. Но чаще всего он начинает уклоняться от учебы, прогуливает занятия в школе. Еще  одно  изменение  в   поведении   может  выражаться   в  принятии  ребенком   социальных ролей   родителей.   Это   выражается   в   повышении   активности   по   выполнению   домашней работы. Он ни с того ни с сего начинает проявлять интерес к уборке, стирке, готовке еды. вызывается помогать в уходе за младшими братьями и сестрами. В некоторых случаях ребенок разочаровывается в своей семье и может уйти из дома. Такой вариант характерен для детей подросткового возраста. Изменения в сознании ребенка У изнасилованного ребенка происходит резкое снижение самооценки. Он разочаровывается в людях, считает, что его жестоко использовали, надругались над ним, но при этом его мучает острое чувство собственной вины за случившееся. Если изнасилование получило огласку,   то   ребенок   чувствует   унижение   и   стыд,   ему   кажется,   что   все   окружающие осуждающе  на  него  смотрят,  показывают  пальцем,  перешептываются  у  него  за  спиной. Невыносимые   психические   страдания   могут   подтолкнуть   ребенка   к   мыслям   о самоубийстве. Значительная часть самоубийств детьми и подростками совершается как раз по причине изнасилования. Невротические и психосоматические изменения Ребенок начинает испытывать страх оставаться наедине с конкретным человеком. После сексуального насилия у детей может появиться боязнь раздеваться перед другими людьми. Они   отказываются   переодеваться   в   присутствии   одноклассников   перед   уроком физкультуры   или   бассейном,   отказываются   от   осмотра   врачей,   предполагающего обнажение определенных частей тела. Также ребенок может жаловаться на боли в области живота, желудка, сердца, на головную боль. Последствия   сексуального   насилия   обусловлены   рядом   факторов.   Тяжесть   этих последствий   для   детской   психики   зависит   от   личности   самого   ребенка   и   личности насильника,   от   частоты,   тяжести   и   продолжительности   совершаемых   над   ребенком изнасилований, от того, как на этот факт отреагировали близкие ребенка. Травматические ситуации   тяжелее   переносятся   детьми,   воспитывающимися   в   неполных   или неблагополучных  семьях,  так  как родители  не  могут  объективно  оценить причиненный ребенку вред и зачастую преуменьшают его. Согласно статистике, сексуальное насилие чаще всего совершается над детьми младшего возраста,   а   также   обладающими   более   низким   уровнем   умственного   развития. Характеристики   нарушений   личности   как   следствие   изнасилования   будут   во   многом зависеть от возраста и уровня развития потерпевшего. Последствия для психики ребенка будут   более   тяжелыми,   если   сексуальное   изнасилование   сопровождалось   нанесением физических травм и повреждений, причинивших ребенку физическую боль. По сравнению с сексуальным злоупотреблением, сексуальное насилие в форме вагинального, орального или анального полового акта является для ребенка наиболее травмирующим. Также сильным потрясением для ребенка будет факт, что сексуальное насилие над ним совершил близкий для него человек. Сильную травму может нанести также отношение близких родственников к   случившемуся,   если   они   начнут   обвинять   в   этом   ребенка   и   встанут   на   сторону насильника. Как ни абсурдно это звучит, но такие случаи далеко не редки. Например, отчим насилует падчерицу­подрост­ка, а мать заступается за мужа, обвиняя дочь в том. что она своим поведением и внешним видом спровоцировала здорового мужчину. После   пережитого  ребенком   насилия  у  него  наступает  посттравматический   стрессовый синдром. В разные этапы жизни симптомы этого синдрома проявляются по­разному. Рассмотрим симптомы, характерные для детей и подростков разных возрастов, перенесших сексуальное насилие: Совсем   маленькие   дети   в   возрасте   до   трех   лет   начинают   испытывать   различного   рода страхи, они не могут точно определить, что чувствуют, тем более не могут свои чувства высказать;   наблюдаются   нарушения   аппетита,   сна,   проявление   агрессии,   боязнь   чужих людей; У дошкольников на первый план выступают эмоциональные расстройства, в то время как психосоматические   нарушения   проявляются   в   меньшей   мере.   Малыши   испытывают сильную тревогу, страхи, беспомощность. Им кажется, что они сами виноваты в том, что их изнасиловали,   чувствуют   себя   испорченными,   стыдятся   этого   факта.   В   поведении дошкольников   появляется   отстраненность,   иногда   агрессия.   Можно   заметить   влечение малышей   к   сексуальным   играм,   они   начинают   мастурбировать.   Иногда   наблюдается эффект регресса; В   младшем   школьном   возрасте   дети   испытывают   амбивалентные   чувства   к   взрослым людям. У многих детей возникают определенные трудности с определением своей роли в семье. После изнасилования дети этого возраста начинают испытывать страх, отвращение, стыд.   Они   не   верят   больше   никому,   поэтому   отстраняются   от   общества,   проявляют агрессию   по   отношению   к   окружающим,   часто   замыкаются   в   себе,   отказываются разговаривать. У детей может появиться бессонница, пропадает аппетит. Им кажется, что насильник   своими   действиями   испортил   их,   испачкал,   растоптал.   Они   чувствуют   себя «грязными»; У   детей   в   возрасте   9­13   лет   наблюдаются   симптомы,   похожие   на   симптомы   младших школьников. Плюс к ним дети часто пребывают в депрессивном состоянии, иногда теряют ощущения. В поведении детей этого возраста может замечаться склонность к сексуальному манипулированию сверстниками. А в целом поведение довольно противоречивое; Подростки, подвергшиеся сексуальному насилию, испытывают сильное чувство стыда и отвращения. Они перестают доверять людям, в то же время обвиняя себя в случившемся. Часто у подростков наблюдаются сексуальные нарушения, нарушения социальных ролей, амбивалентность.   Дети   чувствуют   себя   отверженными,   ненужными.   Они   избегают контактов   с   близкими,   уходят   в   себя,   при   попытке   близких   помочь   могут   проявлять агрессию. Долгое время после изнасилования подростки избегают строить отношения с противоположным   полом,   избегают   близости,   причем   не   только   интимной,   но   и эмоциональной. В этом возрасте резко возрастает вероятность совершения суицидальных попыток, побегов из дома. Дети младшего возраста не всегда могут увязать посттравматические симптомы именно с изнасилованием,   а   это   является   важным   условием   преодоления   стресса.   Детей   часто мучают ночные кошмары. Рассказывая о сне, ребенок может не понимать, с чем он связан, но   для   взрослого   человека   это   очевидно.   Травмирующая   ребенка   ситуация   может неоднократно прокручиваться в его мыслях, выражаться в играх, рисунках. Как правило, в них повторяется один и тот же сюжет. Выливая свои переживания на бумагу или любимые игрушки, ребенок ищет облегчения своим страданиям, но. не находя, начинает все сначала. Сексуальное насилие имеет неизгладимые последствия в будущей жизни ребенка. Пережив однажды изнасилование одним взрослым, ребенок проецирует образ насильника на всех остальных.   Это   может   выражаться   в   страхе,   избегании,   подозрительности,   недоверии. Любые сексуальные стимулы могут долгое время вызывать неприязнь и страх. Во взрослой жизни люди, подвергшиеся детскому насилию, практически всегда испытывают проблемы в сексуальной жизни. Рекомендации родителям Детям младшего возраста трудно даются исключения и запреты. Когда вы говорите им, чтобы они не разговаривали с незнакомцами, они кивают головой в знак согласия, но на самом деле не понимают, чего и почему от них требуют. Им не понятно само правило. Во­ первых, они не понимают, кого нужно считать незнакомцем, а во­вторых, их сбивает с толку   требование   не   разговаривать   при   одновременном   требовании   быть   вежливыми   и здороваться   со   взрослыми.   Они   видят,   как   вы   сами   ежедневно   общаетесь   со   многими людьми, которых вы не знаете, и в то же время запрещаете ребенку делать это. Ему сложно понять, в чем здесь заключается опасность. Чтобы   правило   дошло   до   ребенка,   нужно   определять   положительные   установки,   а   не запрещения. Дети легче воспринимают то, что нужно делать, чем то, чего делать нельзя. Поэтому правило «не разговаривать с незнакомцами» нужно переформулировать в правило «всегда быть на виду у опекающего ребенка взрослого». Ребенка   легко   обмануть,   завлечь,   поэтому,   пока   он   еще   маленький,   весь   груз ответственности за его безопасность ложится на плечи его родителей. Вы всегда должны знать, где и с кем находится ваш малыш в каждый конкретный момент времени. Поставьте за правило, чтобы ребенок всегда сообщал вам, куда он идет и что собирается делать. Это правило воспринимается им довольно легко, так как его самого всегда интересует, где находитесь вы и чем занимаетесь. Ребенок воспринимает всех взрослых людей, вхожих в дом, примерно одинаково. Родители с самого раннего детства внушают ему чувство уважения к взрослым людям, поэтому им сложно   понять,   как   взрослый   человек   может   его   обидеть.   Конечно,   от   ребенка   нельзя ожидать того, что он сможет правильно расценить недостойное поведение взрослого и дать достойный   отпор,   но   его   можно   научить   отличать   плохое   поведение   от   хорошего   в понятном   для   них   ключе,   а   также   говорить   «нет»,   если   взрослый   пытается   заставить нарушить правила, установленные родителями. Дети   обожают   правила,   и   в   этом   главное   преимущество   при   обучении   их   правилам собственной безопасности. Они живут правилами. Даже если взрослые отклоняются  от установленных   ими   самими   норм,   дети   стремятся   тут   же   их   поправить.   Если установленные   вами   правила   излагаются   ребенку   простым   и   ясным   языком,   то   он обязательно их  поймет,  примет  и  будет  им  следовать.  Постарайтесь  при  установлении правил безопасности следовать логике, т.е. не отклоняться  от привычного для ребенка порядка вещей. Попробуйте приучить ребенка рассказывать обо всех неординарных событиях дня, даже если это пустяки. Стимулируйте его подмечать любые странности в поведении знакомых людей и делиться ими с вами. Если он будет ежедневно рассказывать о событиях дня, то наверняка не упустит из внимания, что какой­либо взрослый повел себя по отношению к нему не совсем обычно. Для вас это может стать сигналом насторожиться и, возможно, позволит избежать беды. Устанавливая   границы   дозволенного   в   поведении   своих   детей,   мы   ограждаем   их   от опасности, ведь они сами пока не осознают, какие беды могут поджидать их в жизни. Устанавливая   рамки   и   запреты,   родители   должны   объяснить   ребенку,   что   этим   мы   не пытаемся ограничить его личную свободу, а защищаем его жизнь и здоровье. Позже, когда ребенок подрастет, он сможет сам решать, что опасно, а что нет, но пока он маленький, ответственность   за   его   безопасность   несут   его   родители.   Мы   должны   научить   малыша отличать, что опасно, а что нет. Уже в трехлетнем возрасте ребенок должен распознавать и называть все части своего тела. Более того, ему уже необходимо ориентироваться в том, какие части его тела являются интимными.   Малыш   должен   знать,   как   правильно   называются   его   половые   органы,   и произносить эти слова без стеснения, так же, как он называет другие части тела. Кроме того, что ребенок должен знать строение своего тела в рамках развития, это поможет ему в случае   домогательства   точно  описать,   какие   части   его  тела   подвергались   насилию.  Он должен   суметь   правильно   идентифицировать   и   сформулировать   любые   попытки проявления сексуального насилия. Ведь если ему долго внушали, что слова, определяющие название   гениталий,   нельзя   употреблять   в   речи,   произносить   их   вслух,   то   в   случае сексуального домогательства он может умолчать об этом факте только в силу того, что говорить об этом считается неприлично. Дети   должны   знать,  кто  из   взрослых   может  прикасаться  к  их   гениталиям,   а  кому  это запрещено. Они должны понимать разницу между хорошими и плохими прикосновениями к своему телу, а также необходимо их научить давать отпор, если они не хотят, чтобы их кто­то трогал. Обучая этому детей, вы учите их очень важному жизненному навыку — говорить «нет». Уже   в   трехлетнем   возрасте   ребенок   должен   метко   усвоить,   что   гениталии   —   это   его интимные части тела, к которым посторонним людям прикасаться нельзя. К хорошим прикосновениям можно отнести рукопожатие, обнимание ребенка, если он сам этого желает, поцелуй в щеку, в лоб, в макушку. Не запрещается также качать малыша или держать на руках. Ребенок должен определить прикосновения как плохие, если взрослый слишком крепко и долго его обнимает, прижимает к себе, пытается насильно его целовать, щекочет,   когда   ему   это   не   нравится,   трогает   гениталии   малыша,   заставляет   ребенка целовать или трогать себя. Малыш должен знать, кого нужно считать незнакомцем. Для маленького ребенка — это любой человек, которого он не знает. Ребенок к трем годам должен научиться различать членов своей семьи — маму, папу, братьев, сестер, родственников — бабушек, дедушек, тетей, дядей, кузин, кузенов, друзей — людей, с которыми общается он сам и его родители, и   незнакомцев   —   тех,   кого   он   не   знает.   Позже   он   начнет   отличать   друзей   от   просто знакомых   людей,   но   это   со   временем.   В   раннем   возрасте   малыш   должен   научиться ориентироваться   в   людях,   которые   имеют   к   нему   отношение,   и   четко   определять незнакомцев. Ребенок должен знать свою контактную информацию. Заставьте его зазубрить его полное имя и фамилию, домашний адрес и номер телефона. Она должна четко закрепиться в его голове. Если он попадет в беду, то не должен растеряться и забыть ее. Объясните ребенку, что если с ним что­то случится, то ему нужно назвать свои данные милиционеру, врачу, пожарному.   Он   должен   на   автомате   выдавать   эту   информацию,   иначе   в   критической ситуации он ее забудет или постесняется сказать. Научите   ребенка   в   экстренных   случаях   пользоваться   телефоном.   Он   должен   уметь набирать телефон службы спасения в критической ситуации. Не забудьте только объяснить малышу,   что   считается   критической   ситуацией,   чтобы   он   не   пользовался   номером   по пустякам. Конечно, нет гарантии, что он в случае необходимости действительно вызовет помощь по телефону, но если вы обеспечите его такой информацией, то шансы на спасение возрастут. Маленькие   дети   слишком   доверчивы,   поэтому   родители   должны   активно   оберегать   и защищать их от посторонних людей. Лучше всего, если вы всегда будете рядом, а ребенок будет четко соблюдать установленные вами правила. Ласковые дети подвержены особому риску стать жертвой педофила. Для них физический контакт выступает способом общения, таким образом они делятся эмоциями. Убедите их, что общаться нужно с помощью слов, а ласку надо приберечь для родителей. Установите правило, что физические ласки ребенок принимает только от близких людей. Очень   часто   маленьких   детей   на   улице   незнакомые   люди   угощают   сладостями   или фруктами. Научите малыша спрашивать у вас разрешения, прежде чем принять гостинец. Это правило очень полезно для безопасности ребенка. Очень часто насильники заманивают детей   различными   угощениями   или   обещаниями.   Отказавшись   от   конфеты,   ребенок становится менее уязвимым для насильника, так как в каждом случае спрашивает вашего разрешения. Педофила этот факт отпугнет. Конечно, это правило можно отменить для знакомых, друзей и родственников. Еще одно важное правило, которое малышу нужно обязательно усвоить. От родителей не должно быть никаких тайн. Предупредите ребенка, что если какой­то взрослый, знакомый или незнакомый, просит его сохранить что­то в тайне, необходимо сразу рассказать об этом родителям.   Если   кто­то   угрожает   ребенку   с   целью   заставить   молчать,   запугивает,   то необходимо   сразу   поделиться   с   родителями.   Образ   родителей   у   маленьких   детей,   как правило, идеализирован. Они уверены, что родители в любой ситуации смогут их защитить. Поэтому такое правило вполне работает. Дети верят, что родители защитят их от любых угроз. Все эти советы помогут обезопасить вашего ребенка от домогательств посторонних людей и   могут   спасти   его   от   насилия.   Если   беда   все   же   случилась,   то   главное   правило— действуйте в интересах ребенка, будьте рядом. Ему в этот момент очень тяжело. Помогите ему реабилитироваться. Будьте внимательны к своим детям.

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017