Цель: Ознакомить учащихся с особенностями и результатами селекционной работы с животными.
Задачи:
• Сформировать у учащихся представления об особенностях селекционной работы с животными и практическом применении методов селекции животных; о сложности и длительности селекционной работы с животными.
• Развивать представления о многообразии животного мира, породах домашних животных, направлениях и методах селекции живых организмов. Развитие умений анализировать материал, делать выводы, приводить примеры живых организмов для подтверждения своего мнения.
• Формирование научного мировоззрения; воспитание ответственного отношения к окружающему миру.
Тема: Селекция животных
Цель: Ознакомить учащихся с особенностями и результатами селекционной работы с животными.
Задачи:
Сформировать у учащихся представления об особенностях селекционной работы с
животными и практическом применении методов селекции животных; о сложности и
длительности селекционной работы с животными.
Развивать представления о многообразии животного мира, породах домашних животных,
направлениях и методах селекции живых организмов. Развитие умений анализировать материал,
делать выводы, приводить примеры живых организмов для подтверждения своего мнения.
Формирование научного мировоззрения; воспитание ответственного отношения к
окружающему миру.
Материалы и оборудование: учебник “Общая биология. 1011” под ред. Д.К.Беляева и
Г.М.Дымшица, ТСО (компьютер, мультимедийный проектор), компьютерная презентация.
Внутрипредметные связи: данный урок продолжает изучение материала о методах селекционной
работы. На предыдущем уроке были рассмотрены основные понятия и методы селекции на примере
селекционной работы с растениями.
Конспект урока
1. Повторение изученного материала.
Дайте определение понятию СЕЛЕКЦИЯ.
1) Процесс создания сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.
2) Наука, разрабатывающая теорию и методы создания сортов растений, пород животных и
штаммов микроорганизмов.
Назовите основные методы селекции живых организмов.
Отбор, гибридизация, мутагенез и полиплоидия.
Какие формы отбора использует человек в селекционной работе?
Осознанный (методический) и бессознательный. Массовый и индивидуальный.
Какие формы гибридизации применяются в селекции живых организмов?
Родственное и неродственное скрещивание.
Какие из данных методов вы считаете неприменимыми для животных? Ответ поясните.
Искусственный мутагенез, т.к. этот метод негуманный по отношению к животным.
Полиплоидия. Полиплоиды у животных как правило нежизнеспособны.
2. Изучение нового материала.
А) Одомашнивание как первый этап селекционной работы.
Одомашнивание – доместикация.
Как давно началась селекционная работа с животными?
В каких областях земного шара происходило одомашнивание животных?
Центры одомашнивания животных совпадают с центрами происхождения культурных растений.
(слайд 2).
Одним из первых одомашненных животных является собака. Ее одомашнивание носит
полицентрический характер. Примерно 1015 тыс. лет назад она уже сопровождала поселения
человека в Европе, передней и ЮВ Азии. На примере этого вида животных мы можем проследить
морфофизиологические и поведенческие изменения, возникающие при одомашнивании: изменение
формы ушей и хвоста, разнообразие размеров и окраски, изменение сроков линьки и готовности к
размножению, изменение поведения. (слайд 3).
Несколько позже, 910 тыс. лет назад, ученые отмечают одомашнивание животных, разводимых с
целью получения продукции. Это овцы и козы в передней Азии. А 7,55 тыс. лет назад отмечают
появление в этом же центре одомашненного крупного рогатого скота. (слайд 2).
Интересно проследить историю одомашнивания свиньи. 8 тыс. лет назад появившейся в передней
Азии, через тысячу лет – в Европе, а 6 тыс. лет назад – в
ЮВ Азии. Примерно в это же время были одомашнены лошади в передней Азии.Спустя 2 тыс. лет одомашнены верблюды: двугорбый – в средней Азии, одногорбый – на
Аравийском полуострове. Лама – в центральной части Анд. Время одомашнивания кошки
противоречиво. Можно точно сказать, что это произошло не менее 5 тыс. лет назад в северной
Африке. 45 тыс. лет назад отмечено появление домашней птицы: куриных на ЮВ Азии, индейки –
на севере Мексики. А 3 тыс. лет назад в Европе был одомашнен кролик.
Б) Особенности животных как селекционного материала и методы работы с ними.
Длительный процесс одомашнивания и селекции животных связан с их особенностями.
Какие способы размножения характерны для видов домашних животных?
Половое размножение.
В чем преимущество и недостатки данного способа размножения?
В результате увеличивается генетическое разнообразие особей. Но требуется наличие полового
партнера и сроки процесса часто длительные.
Способны ли домашние животные к самооплодотворению?
Нет, не способны.
Следовательно, затруднено выведение чистых линий.
Насколько велико потомство от одной пары домашних животных? Сравните количество потомков
с их количеством у растений.
Потомство, как правило, малочисленно.
Итак, ряд характеристик животных увеличивает племенную ценность каждой особи. (слайд 4).
Этапы селекционной работы с животными:
1. одомашнивание,
2. гибридизация,
3. отбор.
Как правило, применяется индивидуальный отбор. Он позволяет выбрать особей, отвечающих
требованиям селекционера, а также наиболее типичных представителей уже сформированной
породы. Отбор ведется по экстерьеру.
Также, для выявления племенной ценности особей, производится учет признаков потомства, а для
ряда пород проводится испытание по потомству.
Также применяются разные виды скрещивания (гибридизации). (слайд 5).
Их выбор основан на цели селекционной работы – получение новой породы или улучшение уже
существующей. В результате гибридизации по разному проявляется эффект гетерозиса.
Что такое гетерозис?
Более высокая жизнеспособность и продуктивность гибридов первого поколения, по сравнению
с родительскими особями.
В каком случае проявление эффекта гетерозиса будет максимальным?
При межпородном скрещивании или отдаленной гибридизации.
Такие гибриды животных имеют практическую ценность, хотя часто бывают бесплодными. (слайд 6
7).
Почему близкородственное скрещивание сопровождается строгим отбором?
Эффект гетерозиса затухает. Рецессивные аллели генов переходят в гомозиготное состояние,
что способствует проявлению заболеваний и ослаблению особей.
По мере объяснения нового материала заполняется таблица:
Сравнительная характеристика методов селекции животных.
Метод
отбор по экстерьеру
Характеристика
Отбор животных по совокупности внешних признаков, характерных для
породы.
испытание по
потомству
Для выбора самцапроизводителя важно определять качества, которые
не проявляются у самцов: молочность у быков, яйценоскость у петухов.
близкородственное
скрещивание
Проводится с целью получения большого числа потомства с
выдающимися качествами. Сопровождается строгим отбором.внутрипородное
скрещивание
межпородное
скрещивание
отдаленная
гибридизация
Сохраняет и улучшает породу путем выбраковки особей,
отклоняющихся от признаков данной породы, и для получения большего
потомства от лучших производителей.
Создание новой породы с целью сохранения свойств исходных пород.
Межвидовое скрещивание. Потомство обычно бесплодно, но имеет
практическую ценность.
В). Результаты селекционной работы с животными.
Различные цели, которые лежат в основе селекционной работы, привели к созданию
многочисленных пород домашних животных. Одни из них имеют практическое значение –
получение продукции (мяса, молока, яиц, шерсти и т.д.); другие используются в рабочих целях –
перевозка грузов, выпас скота, охрана, охота; третьи имеют декоративное значение.
На примере всем известных видов домашних животных мы можем продемонстрировать
разнообразие современных пород и их признаков.
Слайд 8 – изменение размеров и пропорций тела в зависимости от функций породы лошадей.
Слайд 9 – различные типы волосяного покрова собак: короткошерстные, длинношерстные,
жесткошерстные, шнуровые, голые.
Слайд 10 – разнообразие окраски на примере пород персидских кошек – свыше 50 признанных
окрасов.
Слайд 11 – разнообразие пород голубей.
Слайд 12 – породы животных, выведенные в СПетербурге: собаки петербургская орхидея (не
признаны международными кинологическими федерациями), кошки невская маскарадная и
петербургский сфинкс.
3. Закрепление материала.
Почему центры одомашнивания животных совпадают с центрами происхождения культурных
растений?
Какие методы применяются в селекции животных?
Каковы основные итоги одомашнивания и селекции животных?
4. Домашнее задание.
Параграфы 37–38.
Используя дополнительные источники информации, определите виды, являющиеся возможными
предками домашних животных.
Доп. задание – создайте презентацию, показывающую направления селекционной работы и
многообразие пород одного из видов с/х животных.
Использованная литература
учебник “Общая биология. 10 – 11” под ред. Д.К.Беляева и Г.М.Дымшица. Москва,
“Просвещение”, 2009
методическое пособие “Общая биология” А.В.Кулев. СПетербург, “Паритет”, 2001
методическое пособие “Общая биология” Г.И.Лернер. Москва, “Эксмо”, 2007
дидактические материалы к разделу “Общая биология”. “Портфель учителя. Биология”.
А.В.Пименов, И.Н. Пименова. Москва, “НЦ ЭНАС”, 2004
“Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы Н.А.Шишкинская. Саратов, “Лицей”, 2005
Все представленные в презентации фотографии скопированы из интернетисточников.
Фото петербургского сфинкса – из личного архива автора презентации.