Семейкина Н.В. конспект урока ПРАКТИКА, 10 класс
Оценка 4.9

Семейкина Н.В. конспект урока ПРАКТИКА, 10 класс

Оценка 4.9
Рабочие листы
doc
математика
10 кл
30.08.2024
Семейкина Н.В. конспект урока ПРАКТИКА, 10 класс
Семейкина Н.В. конспект урока ПРАКТИКА, 10 класс.doc

Муниципальное автономное  учреждение средняя общеобразовательная школа №22, 2 корпус, город Тюмень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта конструкта урока по реализации ФГОС.

 

Тема работы: Аналитический способ решения квадратных уравнений с параметром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Исполнитель:

                                                        

                                                                  Семейкина Надежда Владимировна

                                          

 

                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2021

 

Содержание.

 

1.     Пояснительная записка_____________________________________________3-4

2.     Описание урока___________________________________________________5-5

3.     План проведения мероприятия_____________________________________6-14

4.     Список литературы______________________________________________15-15

5.     Приложение____________________________________________________16-16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает у них значительные затруднения. Это связано с тем, что каждое уравнение или неравенство с параметрами представляет собой целый класс обычных уравнений и неравенств, для каждого из которых должно быть получено решение. Несмотря на то, что программа по математике средней общеобразовательной школы не упоминает в явном виде о задачах с параметрами, было бы ошибкой утверждать, что вопрос о решении задач с параметрами никоим образом не освещается в рамках школьного курса математики. Обучающиеся начинают знакомство с параметром  с 7 класса, а именно при изучении линейных уравнений вида ax = b, далее 8 классе при изучении квадратных уравнений ax+ bx + c =0 , при решении тригонометрических уравнений в 10 классе и т.д. Также в школьных учебниках по математике в последнее время всё чаще стали появляться уравнения, неравенства и системы, содержащие параметр. К тому же подобные задачи включены в ОГЭ и ЕГЭ, а анализ предыдущих результатов показывает, что школьники с большим трудом решают задания с параметром, а многие даже не приступают к ним, либо приводят громоздкие и не верные вычисления.

Поэтому, считаю, что задачам с параметрами следовало бы уделять больше внимания. Они представляют математический интерес, способствуют интеллектуальному развитию учащихся, служат хорошим материалом для отработки навыков, требуют от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность, творческая инициатива.

Цель урока (образовательные, развивающие, воспитательные): познакомить учащихся с аналитическим способом решения квадратных уравнений с параметром, вывести алгоритм решения квадратных уравнений с параметром аналитическим способом, развитие умения решать задачи данного типа, воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

 

 

 

Планируемые результаты:

Предметные:

·       Знать алгоритм решения квадратных уравнений с параметром аналитическим способом;

·       Уметь решать задачи данного типа;

Личностные: находчивость, активность при решении математических задач; способность  к эмоциональному восприятию;
УУД, которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока/занятия/ мероприятия:

·        Личностные УУД:  мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

·        Регулятивные УУД: Целеполагание; планирование;

·        Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

·        Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Возраст участников: 8 класс.

Условия проведения мероприятия: специальных условий не требуется.

Место: учебный кабинет.

Перечень оборудования и медиа-ресурсов: интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Оформление: тема урока напечатанная на листе А 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание урока.

1.     Тип урока: урок изучения новых знаний

2.     Цели урока: познакомить учащихся с аналитическим методом решения квадратных уравнений с параметром, вывести алгоритм решения квадратных уравнений с параметром аналитическим методом, развитие умения решать задачи данного типа, воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

3.     Задачи урока.(цели, которые перед собой поставили ученики)

·        Научиться решать квадратные уравнения с параметром

·        Вывести и использовать алгоритм решения квадратных уравнений с параметром аналитическим методом

4.     Краткое описание хода урока: в ходе урока учащиеся, анализируя общий вид квадратного уравнения, выводят определение квадратного уравнения с параметром и алгоритм его решения. Мотивация к изучению урока происходит с помощью активного метода («Работа над понятием»). Начинается урок с беседы, где повторяются кратко знания получение из прошлых уроков  в форме беседы, далее плавно перетекает в этап изучения новых знаний с помощью АМО, где учащиеся в ходе эксперимента выделяют алгоритм решения квадратных уравнений с параметром аналитическим методом, далее идет усвоение темы за счет решения практических задач в группах. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу.                   

5.     Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:

Планируемый результат: решать квадратные уравнения с параметром аналитическим методом.

Умения, характеризующие достижения этого результата:

·        Решать квадратные уравнения с параметром аналитическим методом.

·        Распознавать задачи данного типа и уметь их решать по алгоритму.

 


План проведения мероприятия.

 

Этап проведения урока

Форма организации УД

Инструкция учителя обучающимся

Деятельность учащихся

1

2

3

4

1. Организационный момент. 4 мин.

 

- инициация (приветствие, знакомство)

- вхождение или погружение в тему (целеполагание),

- формирование ожиданий обучающихся

Слайд 1,2, 3.

Приветствие.

На слайде 3 указаны следующие уравнения:

ax2+bx-c=0                  

2-7x+6=0                  

7x2-bx-3=0

Беседа по вопросам:

- Что можно сказать об этих уравнениях?

- Чем схожи первое и последнее уравнения?

- Что необходимо помнить про коэффициент a?

 

 

Как мы называем  уравнения данного типа (учитель указывает на первое и третье уравнения)?

Слайд 4.

Определение: параметром называется независимая переменная, значение которой в задаче считается заданным фиксированным или произвольным действительным числом, или числом, принадлежащим заранее оговоренному множеству.

Учащиеся приветствуют учителя.

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы:

-«Эти все уравнения квадратные!»

-«В первом и последнем уравнении не все указаны значения переменной! Они содержат неизвестную!»

-«Коэффициент а не равен  нулю».

- «Сегодня мы будем изучать уравнения с параметром, а если быть точнее, то квадратные уравнения с параметром».

 

 

 

 

 

2. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3 мин.

«РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ»

 

- Что значит решить «уравнение с параметром»?

Итак, если требуется решить уравнение, неравенство и т. п., то это означает найти ответ для любого значения параметра.

-«А решить квадратное уравнение с параметром?»

Чтобы решить квадратное уравнение с параметром, нужно понять, при каких значениях параметра существуют корни, и найти их, выразив через параметр.

Слайд 5.

А решать квадратные уравнения с параметром мы сегодня будем аналитическим способом, поэтому тема нашего урока и звучит: «Аналитический способ решения квадратных уравнений с параметром».

-«Решить уравнение с параметром - это значит найти все решения для всех значений параметра».

-«Тоже самое, найти все решения для всех значений параметра».

3. Актуализация знаний.

7 мин. 

«КОРЗИНА ИДЕЙ»

Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске нарисован значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

      Слайд 6.

·                                 1. Индивидуальная работа.

·                                 -«Запишите кратко  в тетради все, что известно по данной теме». 2 минуты.

·                                 2. Работа в парах или в группах.

·                                 -«Обменяйтесь информацией, выясните, совпали ли ваши мнения, а в чем возникли разногласия».

·                                 2 минуты.

·                                 3. Работа с классом.

·                                 На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.

·                                 3 минуты.

 

 

Учащиеся записывают в тетради известные факты по данной теме.

 

Учащиеся обмениваются информацией, обсуждают ее.

 

 

 

-«Решить квадратное уравнение можно с помощью дискриминанта или по теореме Виета»

-«В зависимости от того, какой получили дискриминант, можно сделать вывод о том, сколько корней имеет квадратное уравнение» и т.п.

4. Изучение нового материала.

9 мин.

 

- интерактивная лекция, «МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ»

- проработка содержания темы

 

Слайд 7.

Как мы уже повторили, уравнение вида ax2+bx+c=0, где a,b,c- некоторые числа (а≠0), x- переменная, называется квадратным уравнением и для его решения следует вычислить дискриминант.

Вообще выделяют три способа решения квадратных уравнений с параметром:

  • Аналитический;
  • Графический;
  • Использование свойств функции.

Прежде, чем приступить к решению задачи с параметрами аналитическим методом, нужно разобраться в ситуации для конкретного числового значения параметра. Это способ так называемого прямого решения, повторяющего стандартные процедуры нахождения ответа в задачах без параметра.

Слайд 8.

Рассмотрим два квадратных уравнения с параметром:

 (а-3)х2+2х+3а-11=0

2+6х+b=0

Чем отличаются данные квадратные уравнения с параметром?

Слайд 9.

Задача 1. При каких значениях параметра а уравнение имеет один корень?

(а-3)х2+2х+3а-11=0?

Решение:

1 этап: Перед х2 выражение (а-3). Что мы можем сказать, каким оно должно быть?

Значит а≠3, следовательно уравнение квадратное.

Назовите, чему равны коэффициенты а, в и с в этом уравнении?

В каком случае квадратное уравнение будет иметь только один корень?

Д=22-4(а-3)(3а-11)= 4-4(3а2-11а-9а+33)= 4-4(3а2-20а+33)= 4-12а2+80а+132= -12а2+80а-128.

-12а2+80а-128=0

12а2-80а+128=0

2-20а+32=0

Д=400-4*3*32=400-384=16

а1,2=а1=4; а2=.

Слайд 10.

2 этап: Пусть а=3, тогда уравнение сводится к какому? Сколько оно будет иметь корней? Удовлетворяет ли это нашему условию?

2х+3*3-11=0

2х=11-9

2х=2

х=1.

Запишем ответ.

Ответ: 3; 4; 2

Если бы условие выглядело немного не так, а именно: «При каких значениях параметра а уравнение имеет два корня? Не имеет корней? Как изменился бы ход решения?

Слайд 11.

Рассмотрим задание 2.

При каких значениях уравнение имеет 2 корня?

2+6х+b=0

Решение:

Что мы можем сказать про коэффициент а?

Тогда можем сразу перейти к чему?

Находим дискриминант:

Д=62-4*2*b=36-8b.

Чтобы уравнение имело два корня, каким должен быть дискриминант?

Д>0

36-8b>0

-8b>-36

b<4,5

Ответ: при b<4,5 уравнение имеет два корня.

Слайд 12.

Давайте теперь выделим алгоритм. При решении квадратных уравнений с параметром, какие необходимо рассматривать два случая?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-«В первом квадратном уравнении параметр а присутствует и в коэффициенте а и в коэффициенте с».

 

 

 

-«Выражение (а-3) не равно нулю, так как уравнение станет линейным»

-«Коэффициент а=а-3, в=2, с=3а-11».

-«Уравнение имеет только один корень кратности 2, если дискриминант равен нулю».

 

 

 

 

 

 

 

-«Если а=3, то уравнение сводится к линейному. Нас интересует когда уравнение имеет один корень, значит нас это устраивает».

 

 

 

 

 

-«Если уравнение имеет два корня, то дискриминант должен быть больше нуля. Если уравнение не имеет корней, то дискриминант должен быть меньше нуля. Значит далее решали бы неравенство».

 

 

 

-«Коэффициент а=2, следовательно, сразу можем находить дискриминант».

 

 

 

-« Если уравнение имеет два корня, то дискриминант должен быть больше нуля».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Если в квадратном уравнении главный коэффициент содержит параметр, то обязательно нужно выяснить, при каких значениях параметра главный коэффициент равен нулю. В этом случае квадратное уравнение превращается в линейное, которое имеет один корень.

2. Если в квадратном уравнении главный коэффициент не содержит параметра, то количество корней зависит только от значения дискриминанта, а именно: при Д<0 квадратное уравнение не имеет действительных корней, при Д>0 квадратное уравнение имеет два действительных корня, при Д=0 уравнение имеет единственный корень кратности 2».

 

 

 

 

 

 

 

5. Первичное закрепление нового материала.

20 мин.

 

 

«АВТОБУСНАЯ ОСТАНОВКА»

Весь класс делится на малые группы по 5-7 человек.  Группы распределяются по остановкам. На каждой остановке расположен лист с записанным вопросом по теме.

 

 

Слайд 13.

Учитель раздает каждой группе лист ватмана и фломастеры. На каждой остановке лежат листы с заданиями.

Итак, необходимо записать основные моменты, относящиеся к данному вопросу!

Остановка№1.

Решим уравнение ax2+bx+c=0.

Остановка №2.

При каких значениях имеет один корень? 2-6х+2v=0

При каких t уравнение не имеет корней? 2x2-15x+t=0

Остановка №3.

Решить уравнение х2 – (2р + 1)х + (р2 + р – 2) = 0.

Остановка №4.

Решить уравнение рх2 +( 1 – р)х – 1 = 0.

Затем по команде учителя группы передают лист по часовой стрелке к следующей автобусной остановке.

Исправлять нельзя. Можно сопровождать работу рисунками, советами, синквейном. Затем следующая передача к новой остановке и так далее.

Слайд 14. Презентация результатов первой группы.

Слайд 15. Презентация результатов второй группы.

Слайд 16. Презентация результатов третьей группы.

Слайд 17. Презентация результатов четвертой группы.

 

 

 

 

Учащиеся включены в активную работу.

 

 

В течении нескольких минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты.

Получив лист, знакомятся с имеющимися записями и дополняют их.

Когда группа получит свой первоначальный лист, она в течении нескольких минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу.

6. Итоги урока.

2 мин.

 

- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока).

Слайд 18.

Итак, давайте подведем итог! Что мы сегодня с вами рассматривали? Какой алгоритм с вами вывели в течении урока? Что удалось и в чем возникли затруднения на уроке?

Учащиеся подводят итог, анализируют свою деятельность.

7. Информация о домашнем задании.

 

Слайд 19.

Индивидуальная работа по карточкам.

 

 


Список литературы.

 

1.      Амелькин В. В., Рабцевич В. Л. Задачи с параметрами: Пособие по математике. 3-е изд., доработ. - Минск: Асар, 2017.

2.     Горнштейн П.И., Полонский В. В., Якир М. С. Задачи с параметрами Изд. 3-е, перераб., - Москва: Кладовая школьной математики, 2005.

3.     Кострикина, Н. П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры для 7-9 классов.- М.:Просвещение, 1991. – 239 с. 2.

4.     Макарычев, Ю. Н. Алгебра. Дополнительные главы к школьному учебнику. - М.: Просвещение, 1997. - 224 с.

5.     Мирошин В.В. Решение задач с параметрами. Теория и практика. - Москва, Экзамен, 2019.

6.     Цыпкин А.Г, Пинский А.И Справочное пособие по методам решения задач по математике.-М.: Наука,1983

7.     Ястребинетский Г.А. Задачи с параметрами. – М.: Просвещение, 1986.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Домашнее задание по теме: «Аналитический способ решения квадратных уравнений с параметром».

1. При всех a решить уравнение x2+ax+9 = 0.

2. Определите все значения параметра а, при котором уравнение 2ах2-4(а+1)х+4а+1=0 имеет один корень.

3. Решите уравнение (a-2)х2 – 2ax + 2– 3 = 0.

4. Решить уравнение (а-1)х2+(3-4а)х+(4а-1)=0.

5. Составить синквейн по теме «Уравнение».

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №22, 2 корпус, город

Муниципальное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №22, 2 корпус, город

Содержание. 1. Пояснительная записка_____________________________________________3-4 2

Содержание. 1. Пояснительная записка_____________________________________________3-4 2

Пояснительная записка. Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает у них значительные затруднения

Пояснительная записка. Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает у них значительные затруднения

Планируемые результаты: Предметные: ·

Планируемые результаты: Предметные: ·

Описание урока . 1. Тип урока : урок изучения новых знаний 2

Описание урока . 1. Тип урока : урок изучения новых знаний 2

Семейкина Н.В. конспект урока ПРАКТИКА, 10 класс

Семейкина Н.В. конспект урока ПРАКТИКА, 10 класс

План проведения мероприятия.

План проведения мероприятия.

Постановка формируемых результатов и задач урока

Постановка формируемых результатов и задач урока

Слайд 6. · 1. Индивидуальная работа

Слайд 6. · 1. Индивидуальная работа

Слайд 8. Рассмотрим два квадратных уравнения с параметром: (а-3)х 2 +2х+3а-11=0 2х 2 +6х+b=0

Слайд 8. Рассмотрим два квадратных уравнения с параметром: (а-3)х 2 +2х+3а-11=0 2х 2 +6х+b=0

Д=400-4*3*32=400-384=16 а 1,2 = а 1 =4; а 2 =

Д=400-4*3*32=400-384=16 а 1,2 = а 1 =4; а 2 =

Что мы можем сказать про коэффициент а ?

Что мы можем сказать про коэффициент а ?

В этом случае квадратное уравнение превращается в линейное, которое имеет один корень

В этом случае квадратное уравнение превращается в линейное, которое имеет один корень

Первичное закрепление нового материала

Первичное закрепление нового материала

Итоги урока. 2 мин. - подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока )

Итоги урока. 2 мин. - подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока )

Список литературы. 1.

Список литературы. 1.

Приложение Домашнее задание по теме: «

Приложение Домашнее задание по теме: «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2024