Муниципальное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №22, 2 корпус, город Тюмень.
Технологическая карта конструкта урока по реализации ФГОС.
Тема работы: Аналитический способ решения квадратных уравнений с параметром.
Исполнитель:
Семейкина Надежда Владимировна
Тюмень 2021
Содержание.
1. Пояснительная записка_____________________________________________3-4
2. Описание урока___________________________________________________5-5
3. План проведения мероприятия_____________________________________6-14
4. Список литературы______________________________________________15-15
5. Приложение____________________________________________________16-16
Пояснительная записка.
Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает у них значительные затруднения. Это связано с тем, что каждое уравнение или неравенство с параметрами представляет собой целый класс обычных уравнений и неравенств, для каждого из которых должно быть получено решение. Несмотря на то, что программа по математике средней общеобразовательной школы не упоминает в явном виде о задачах с параметрами, было бы ошибкой утверждать, что вопрос о решении задач с параметрами никоим образом не освещается в рамках школьного курса математики. Обучающиеся начинают знакомство с параметром с 7 класса, а именно при изучении линейных уравнений вида ax = b, далее 8 классе при изучении квадратных уравнений ax2 + bx + c =0 , при решении тригонометрических уравнений в 10 классе и т.д. Также в школьных учебниках по математике в последнее время всё чаще стали появляться уравнения, неравенства и системы, содержащие параметр. К тому же подобные задачи включены в ОГЭ и ЕГЭ, а анализ предыдущих результатов показывает, что школьники с большим трудом решают задания с параметром, а многие даже не приступают к ним, либо приводят громоздкие и не верные вычисления.
Поэтому, считаю, что задачам с параметрами следовало бы уделять больше внимания. Они представляют математический интерес, способствуют интеллектуальному развитию учащихся, служат хорошим материалом для отработки навыков, требуют от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность, творческая инициатива.
Цель урока (образовательные, развивающие, воспитательные): познакомить учащихся с аналитическим способом решения квадратных уравнений с параметром, вывести алгоритм решения квадратных уравнений с параметром аналитическим способом, развитие умения решать задачи данного типа, воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Планируемые результаты:
Предметные:
· Знать алгоритм решения квадратных уравнений с параметром аналитическим способом;
· Уметь решать задачи данного типа;
Личностные: находчивость, активность при решении математических задач; способность
к эмоциональному восприятию;
УУД, которые
актуализируют/приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока/занятия/ мероприятия:
· Личностные УУД: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
· Регулятивные УУД: Целеполагание; планирование;
· Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
· Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Возраст участников: 8 класс.
Условия проведения мероприятия: специальных условий не требуется.
Место: учебный кабинет.
Перечень оборудования и медиа-ресурсов: интерактивная доска, проектор, ноутбук.
Оформление: тема урока напечатанная на листе А 4.
1. Тип урока: урок изучения новых знаний
2. Цели урока: познакомить учащихся с аналитическим методом решения квадратных уравнений с параметром, вывести алгоритм решения квадратных уравнений с параметром аналитическим методом, развитие умения решать задачи данного типа, воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
3. Задачи урока.(цели, которые перед собой поставили ученики)
· Научиться решать квадратные уравнения с параметром
· Вывести и использовать алгоритм решения квадратных уравнений с параметром аналитическим методом
4. Краткое описание хода урока: в ходе урока учащиеся, анализируя общий вид квадратного уравнения, выводят определение квадратного уравнения с параметром и алгоритм его решения. Мотивация к изучению урока происходит с помощью активного метода («Работа над понятием»). Начинается урок с беседы, где повторяются кратко знания получение из прошлых уроков в форме беседы, далее плавно перетекает в этап изучения новых знаний с помощью АМО, где учащиеся в ходе эксперимента выделяют алгоритм решения квадратных уравнений с параметром аналитическим методом, далее идет усвоение темы за счет решения практических задач в группах. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу.
5. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:
Планируемый результат: решать квадратные уравнения с параметром аналитическим методом.
Умения, характеризующие достижения этого результата:
· Решать квадратные уравнения с параметром аналитическим методом.
· Распознавать задачи данного типа и уметь их решать по алгоритму.
План проведения мероприятия.
Этап проведения урока |
Форма организации УД |
Инструкция учителя обучающимся |
Деятельность учащихся |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Организационный момент. 4 мин.
|
- инициация (приветствие, знакомство) - вхождение или погружение в тему (целеполагание), - формирование ожиданий обучающихся |
Слайд 1,2, 3. Приветствие. На слайде 3 указаны следующие уравнения: ax2+bx-c=0 5х2-7x+6=0 7x2-bx-3=0 Беседа по вопросам: - Что можно сказать об этих уравнениях? - Чем схожи первое и последнее уравнения? - Что необходимо помнить про коэффициент a?
Как мы называем уравнения данного типа (учитель указывает на первое и третье уравнения)? Слайд 4. Определение: параметром называется независимая переменная, значение которой в задаче считается заданным фиксированным или произвольным действительным числом, или числом, принадлежащим заранее оговоренному множеству. |
Учащиеся приветствуют учителя.
Учащиеся отвечают на вопросы: -«Эти все уравнения квадратные!» -«В первом и последнем уравнении не все указаны значения переменной! Они содержат неизвестную!» -«Коэффициент а не равен нулю». - «Сегодня мы будем изучать уравнения с параметром, а если быть точнее, то квадратные уравнения с параметром».
|
2. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3 мин. |
«РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ»
|
- Что значит решить «уравнение с параметром»? Итак, если требуется решить уравнение, неравенство и т. п., то это означает найти ответ для любого значения параметра. -«А решить квадратное уравнение с параметром?» Чтобы решить квадратное уравнение с параметром, нужно понять, при каких значениях параметра существуют корни, и найти их, выразив через параметр. Слайд 5. А решать квадратные уравнения с параметром мы сегодня будем аналитическим способом, поэтому тема нашего урока и звучит: «Аналитический способ решения квадратных уравнений с параметром». |
-«Решить уравнение с параметром - это значит найти все решения для всех значений параметра». -«Тоже самое, найти все решения для всех значений параметра». |
3. Актуализация знаний. 7 мин. |
«КОРЗИНА ИДЕЙ» Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске нарисован значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. |
Слайд 6. · 1. Индивидуальная работа. · -«Запишите кратко в тетради все, что известно по данной теме». 2 минуты. · 2. Работа в парах или в группах. · -«Обменяйтесь информацией, выясните, совпали ли ваши мнения, а в чем возникли разногласия». · 2 минуты. · 3. Работа с классом. · На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске. · 3 минуты.
|
Учащиеся записывают в тетради известные факты по данной теме.
Учащиеся обмениваются информацией, обсуждают ее.
-«Решить квадратное уравнение можно с помощью дискриминанта или по теореме Виета» -«В зависимости от того, какой получили дискриминант, можно сделать вывод о том, сколько корней имеет квадратное уравнение» и т.п. |
4. Изучение нового материала. 9 мин.
|
- интерактивная лекция, «МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ» - проработка содержания темы
|
Слайд 7. Как мы уже повторили, уравнение вида ax2+bx+c=0, где a,b,c- некоторые числа (а≠0), x- переменная, называется квадратным уравнением и для его решения следует вычислить дискриминант. Вообще выделяют три способа решения квадратных уравнений с параметром:
Прежде, чем приступить к решению задачи с параметрами аналитическим методом, нужно разобраться в ситуации для конкретного числового значения параметра. Это способ так называемого прямого решения, повторяющего стандартные процедуры нахождения ответа в задачах без параметра. Слайд 8. Рассмотрим два квадратных уравнения с параметром: (а-3)х2+2х+3а-11=0 2х2+6х+b=0 Чем отличаются данные квадратные уравнения с параметром? Слайд 9. Задача 1. При каких значениях параметра а уравнение имеет один корень? (а-3)х2+2х+3а-11=0? Решение: 1 этап: Перед х2 выражение (а-3). Что мы можем сказать, каким оно должно быть? Значит а≠3, следовательно уравнение квадратное. Назовите, чему равны коэффициенты а, в и с в этом уравнении? В каком случае квадратное уравнение будет иметь только один корень? Д=22-4(а-3)(3а-11)= 4-4(3а2-11а-9а+33)= 4-4(3а2-20а+33)= 4-12а2+80а+132= -12а2+80а-128. -12а2+80а-128=0 12а2-80а+128=0 3а2-20а+32=0 Д=400-4*3*32=400-384=16 а1,2=а1=4; а2=. Слайд 10. 2 этап: Пусть а=3, тогда уравнение сводится к какому? Сколько оно будет иметь корней? Удовлетворяет ли это нашему условию? 2х+3*3-11=0 2х=11-9 2х=2 х=1. Запишем ответ. Ответ: 3; 4; 2 Если бы условие выглядело немного не так, а именно: «При каких значениях параметра а уравнение имеет два корня? Не имеет корней? Как изменился бы ход решения? Слайд 11. Рассмотрим задание 2. При каких значениях уравнение имеет 2 корня? 2х2+6х+b=0 Решение: Что мы можем сказать про коэффициент а? Тогда можем сразу перейти к чему? Находим дискриминант: Д=62-4*2*b=36-8b. Чтобы уравнение имело два корня, каким должен быть дискриминант? Д>0 36-8b>0 -8b>-36 b<4,5 Ответ: при b<4,5 уравнение имеет два корня. Слайд 12. Давайте теперь выделим алгоритм. При решении квадратных уравнений с параметром, какие необходимо рассматривать два случая?
|
-«В первом квадратном уравнении параметр а присутствует и в коэффициенте а и в коэффициенте с».
-«Выражение (а-3) не равно нулю, так как уравнение станет линейным» -«Коэффициент а=а-3, в=2, с=3а-11». -«Уравнение имеет только один корень кратности 2, если дискриминант равен нулю».
-«Если а=3, то уравнение сводится к линейному. Нас интересует когда уравнение имеет один корень, значит нас это устраивает».
-«Если уравнение имеет два корня, то дискриминант должен быть больше нуля. Если уравнение не имеет корней, то дискриминант должен быть меньше нуля. Значит далее решали бы неравенство».
-«Коэффициент а=2, следовательно, сразу можем находить дискриминант».
-« Если уравнение имеет два корня, то дискриминант должен быть больше нуля».
-« 1. Если в квадратном уравнении главный коэффициент содержит параметр, то обязательно нужно выяснить, при каких значениях параметра главный коэффициент равен нулю. В этом случае квадратное уравнение превращается в линейное, которое имеет один корень. 2. Если в квадратном уравнении главный коэффициент не содержит параметра, то количество корней зависит только от значения дискриминанта, а именно: при Д<0 квадратное уравнение не имеет действительных корней, при Д>0 квадратное уравнение имеет два действительных корня, при Д=0 уравнение имеет единственный корень кратности 2».
|
5. Первичное закрепление нового материала. 20 мин.
|
«АВТОБУСНАЯ ОСТАНОВКА» Весь класс делится на малые группы по 5-7 человек. Группы распределяются по остановкам. На каждой остановке расположен лист с записанным вопросом по теме.
|
Слайд 13. Учитель раздает каждой группе лист ватмана и фломастеры. На каждой остановке лежат листы с заданиями. Итак, необходимо записать основные моменты, относящиеся к данному вопросу! Остановка№1. Решим уравнение ax2+bx+c=0. Остановка №2. При каких значениях имеет один корень? 3х2-6х+2v=0 При каких t уравнение не имеет корней? 2x2-15x+t=0 Остановка №3. Решить уравнение х2 – (2р + 1)х + (р2 + р – 2) = 0. Остановка №4. Решить уравнение рх2 +( 1 – р)х – 1 = 0. Затем по команде учителя группы передают лист по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Исправлять нельзя. Можно сопровождать работу рисунками, советами, синквейном. Затем следующая передача к новой остановке и так далее. Слайд 14. Презентация результатов первой группы. Слайд 15. Презентация результатов второй группы. Слайд 16. Презентация результатов третьей группы. Слайд 17. Презентация результатов четвертой группы. |
Учащиеся включены в активную работу.
В течении нескольких минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Получив лист, знакомятся с имеющимися записями и дополняют их. Когда группа получит свой первоначальный лист, она в течении нескольких минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. |
6. Итоги урока. 2 мин.
|
- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока). |
Слайд 18. Итак, давайте подведем итог! Что мы сегодня с вами рассматривали? Какой алгоритм с вами вывели в течении урока? Что удалось и в чем возникли затруднения на уроке? |
Учащиеся подводят итог, анализируют свою деятельность. |
7. Информация о домашнем задании. |
|
Слайд 19. Индивидуальная работа по карточкам. |
|
Список литературы.
1. Амелькин В. В., Рабцевич В. Л. Задачи с параметрами: Пособие по математике. 3-е изд., доработ. - Минск: Асар, 2017.
2. Горнштейн П.И., Полонский В. В., Якир М. С. Задачи с параметрами Изд. 3-е, перераб., - Москва: Кладовая школьной математики, 2005.
3. Кострикина, Н. П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры для 7-9 классов.- М.:Просвещение, 1991. – 239 с. 2.
4. Макарычев, Ю. Н. Алгебра. Дополнительные главы к школьному учебнику. - М.: Просвещение, 1997. - 224 с.
5. Мирошин В.В. Решение задач с параметрами. Теория и практика. - Москва, Экзамен, 2019.
6. Цыпкин А.Г, Пинский А.И Справочное пособие по методам решения задач по математике.-М.: Наука,1983
7. Ястребинетский Г.А. Задачи с параметрами. – М.: Просвещение, 1986.
Приложение
Домашнее задание по теме: «Аналитический способ решения квадратных уравнений с параметром». |
1. При всех a решить уравнение x2+ax+9 = 0. |
2. Определите все значения параметра а, при котором уравнение 2ах2-4(а+1)х+4а+1=0 имеет один корень. |
3. Решите уравнение (a-2)х2 – 2ax + 2a – 3 = 0. |
4. Решить уравнение (а-1)х2+(3-4а)х+(4а-1)=0. |
5. Составить синквейн по теме «Уравнение». |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.